МУРМАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ДИСЦИПЛИНА «Финансы,денежное обращение и кредит»
Тема: ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Руководитель-консультант_____________
(Фамилия, имя, отчество)
(ученое звание, степень)
Защищена
« » 2003 г.
ОЦЕНКА
«________»Мурманск — 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................…...3
ГЛАВА 1. ФИНАНСЫ:СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, МЕХАНИЗМ................…...5
1.1 Финансысовременного общества....................................................…..5
1.2 Функциифинансов. Субъекты финансовой системы............................…...6
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.........................……9
2.1 Сущность и целифинансовой политики............................................…...9
2.2 Виды финансовойполитики и механизм ее реализации...........................….11
2.3 Российская финансоваяполитика: тенденции и перспективы...................…..17
ГЛАВА 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙБЮДЖЕТ 2002 ГОДА................................…..19
3.1 Формированиедоходной базы федерального бюджета.........................…..19
3.2 Неналоговыедоходы федерального бюджета................................... ..…..21
3.3 Расходы федеральногобюджета.....................................................…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................…..29
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................……31
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................…..32
3 ВВЕДЕНИЕ
Россия переживает сегодня большие трудности не только в областигосударственного устройства, но и в сфере финансов.
Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме ихрегулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременноважный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубокоразбираться в особенностях их функционирования, видетьспособы наиболее полного их использования в интересахэффективного развития общественного производства.
Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще ипотому, что страна переживает глубокий финансовый кризис.
Прошедший годпоказал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так,не возможность исполнения бюджета на 2000 год, принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторыхдепартаментов Минфина, а также подвлиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания во многомруководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на еговыполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, министерствофинансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитовЦентрального банка.
В 2001 году не должны повториться старые ошибки. В связи с этимправительству необходимо разработать четкую финансовуюстратегию. Важно выделить основные тенденции развитияфинансов, сформулировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений.
Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех… Ведьто, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельноститеснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли иналогов, отчислений на социальноестрахование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого россиянина.
Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизацияфинансовых ресурсов, необходимых для удовлетворениянасущных потребностей, развития общества. Изучив теорию иструктуру финансов можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важнообеспечить своевременное решение законодательныхпроблем..
Актуальность выбранной темы: неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие.Разногласия в правовом регулировании оборачиваютсяиздержками в экономике, негативными социальными инравственными последствиями.
Коренные изменения, внесенные в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговуюоснову; принципиально изменилась структура расходовбюджета и система бюджетного финансирования. Широкоераспространение получила система внебюджетных фондов.
Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикойможно сказать, что оздоровлению бюджетов будетспособствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах:обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональныхвнебюджетных фондов.
Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяетсяопределению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства,а также доли участия населения в формировании финансовыхресурсов. Важное значение придается повышению эффективностииспользования финансовых ресурсов путем их
4
распределениямежду сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
Цель данной работы состоит в рассмотрении основных функций финансов,изучения финансовой политики государства и анализагосударственного бюджета за 2002 год.
В заключении особое внимание уделяется перечисленным проблемам в России,так как для нашей страны они являются одними из наиболееважных.
5 ГЛАВА 1. ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, МЕХАНИЗМ
1.1 Финансы современного общества
Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного обществаявляются финансы.
Финансы — система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию ииспользованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественногопродукта и национального дохода.
Финансы — историческая категория. Они возникли в условияхтоварно-денежных отношений под влиянием развития функций ипотребностей государства. Термин «финансы» происходит от лат.«fmansia», что означает доход, платеж. В значении «денежный платеж» он началиспользоваться в XII—XVвв. в Италии, ряд городов которой — Флоренция, Венеция, Генуя, были в то время крупнейшимиевропейскими центрами торговли и банковскогодела. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системойденежных отношений, образованием денежныхресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.
В докапиталистических формациях государственные доходы имелипреимущественно натуральный характер. Большая частьпотребностей государства удовлетворялась за счет различногорода поступлений от натуральных сборов. С разложением феодального строя иразвитием в его недрах капиталистических отношений все большее значениеприобретают денежные доходы и расходы государства. Этот процесс усиливается срасширением сферы товарно-денежных отношений, ростом иусложнением функций государства. С отделением государственной казны от личнойкассы и собственности монарха возникают понятия «государственные финансы» и «государственный бюджет».
В современныхусловиях понятие финансов охватывает, с одной стороны, государственные финансы, с другой — финансы предприятий и корпораций.Государственные финансы — это особаясфера экономических отношений, связанная со вторичным, а также первичнымраспределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимыхгосударству для осуществления его функций.Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансахгосударственных предприятий. Финансы частных предприятии и корпораций выражают денежные отношения, которые возникаютв ходе их экономической деятельностии обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются ввиде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий1.
Характерными чертами современныхфинансов являются следующие:
1) денежная форма в отличие отнатуральных отношений;
2) распределительный характеротношений, т.е. здесь нет эквивалентного обмена;
3) распределение совокупного общественного продукта и национальногодохода через реальные денежные фонды, например, в отличиеот ценового распределения.
Таким образом, финансы по своему происхождению — денежные отношения. Ноне все отношения относятся к финансовым, они становятсятаковыми, лишь когда и процессе производства иреализации товаров формируются денежные доходы участников процесса воспроизводства и происходит использование этих доходов, т.ч. когдадвижение денег приобретает определенную самостоятельность.
Роль государственных финансов в современных условиях заключается преждевсего в том. что они выступают важным инструментомвоздействия на процесс общественного воспроизводства,поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей
1Общая теория финансов: Учебник /Л. А. Дробозина,Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.;Под ред. Л.А. Дробозиной. — М: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г., с. 58
6
хозяйства,структурно перестройки экономики, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство вызывает повышение спроса наоборудование, рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс роступромышленного производства, занятости,оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет государственного бюджета осуществляется поддержание спроса, финансированиесоциальных мероприятий и программ и т.п. Воздействие на экономику, хотяпротиворечивое, оказывают и военные расходы. Военныезатраты дают определенный толчок развитию промышленности, но в то же время длительная гонка вооружений приводит к истощениюэкономики, внутрихозяйственным диспропорциям,изменению структуры производств и другим негативным последствиям. В настоящее время государственные финансы стали активноиспользовать для достижения результатовдолговременного характера — повышения конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП и усилениянаучно-технического потенциала страны,преодоления неравномерности размещения производительных сил.
Однако диалектика любой системы хозяйства такова, что государственныефинансы, оказывая серьезное влияние на экономическуюконъюнктуру, темпы роста, жизненный уровень населения и т.д., порождают в тоже время новые трудности и проблемы в экономическойи социальной сферах. Эффективность решения этих проблем во многом зависит от правильно выработанной финансовойполитики государства. Финансовая политика— это совокупность финансовых мероприятии, осуществляемых правительственными органами через звенья иэлементы финансовой системы. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, подвлиянием которых формируетсяэкономический курс государства.
1.2 Функции финансов. Субъектыфинансовой системы
Сущностьфинансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Вопрос околичестве и содержании функций спорный.Некоторые известные финансисты, как, например, А. М. Бирман,выделяли три основные функциифинансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. А. М.Александров и Э. А. Вознесенский утверждали, что финансы выражаются в формировании денежных фондов, использованииденежных фондов и контроле. И. Т.Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительноеназначение.
Однако никто не отрицает, что финансы — это совокупность денежныхотношений, организованных государством, в процессекоторых осуществляется формирование и использованиефондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, какправило, один — валовой внутренний продукт. Осуществитьпроцесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм,ставок, тарифов, отчислений и т. д., установленныхгосударством2.
Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованныхфондов, как фонд производственного и социального развития,резервного фонда и других, выступает объектом распределениятретьего порядка. На этом уровне можно говорить о некотором снижении государственного регулирования распределительных отношений, но никак необ их отмене. Да, предприятия самостоятельно распределяютприбыль по децентрализованным фондам, однако формированиерезервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данныйфонд. Поэтому можно отметить, что распределительнаяфункция финансов не зависит от экономических
2Большаков С.В. Финансовая политика и финансовое регулированиеэкономики переходногопериода. //Финансы 1998 г. № 4., с.12-13
7
отношений, сложившихся в тех или иныхусловиях, она связана с сущностью финансов, а потомуорганически им присуща.
Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что онивыполняют две основные функции: распределительную иконтрольную.
Действиераспределительной функции финансов вытекает из сущности финансов: обеспечениеотношений, связанных с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта, национального дохода ичистого дохода; формирования доходов и накоплений;создания фондов денежных средств.
Конкретныймеханизм действия распределительной функции вытекает из сущности финансов как отношений по распределению иперераспределению той части общественного продукта, действие которогопроисходит в условиях разделения, отрыва и раздвоения стоимостной и вещественной форм общественного продукта и национальногодохода.
Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, обусловленныедвижением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта (создавая тем самымусловия для последующей реализации этогопродукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли и продажи).
Финансы черезчистый доход не только опосредуют весь процесс общественного производства, но исами активно участвуют в кругообороте средств на всех его стадиях, непосредственно обеспечивая процесс расширенноговоспроизводства.
Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов с учетом их расширенного воспроизводства,через чистый доход происходит обслуживание процесса расширенного воспроизводства, движение совокупногообщественного продукта. В этом качестве, чистый доход представляет форму практического использования в отношенияхвоспроизводства, т. е. отражает егоконкретную роль, которая и составляет суть финансов.
Если одна часть чистого дохода обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, то его другая часть перераспределяется и направляется вцентрализованные денежные фонды государства. В результате перераспределительныхпроцессов и изъятия части чистого дохода образуются доходы государства,финансовые ресурсы, необходимые длявыполнения возложенных на него функций.
Итак,общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении частистоимости совокупного общественного продукта, главным образом чистогодохода, в денежной форме в целях обеспечения расширенноговоспроизводства; во-вторых, в формировании потенциальных возможностей длясоздания финансовой основы функционирования государства и всей экономической системы любой общественно-экономической формации.
Распределение непосредственно затрагивает коренные интересыгосударства, хозяйствующих субъектов, учреждений и отдельных членов общества.Характер распределения является важнейшим показателемэкономической зрелости общества. В сфере распределения переплетаютсяполитические, экономические и социальные интересы всех социальных групп общества.
Распределительная функция финансов реализуется в процессе первичного и вторичного распределения (перераспределения) части совокупного продукта(чистого дохода). Но прежде чем начать процесс распределения необходимоопределить форму и границы движения совокупного общественного продукта. Безтакого определения нельзя рассматриватьраспределительные процессы, поскольку они носят абстрактный характер и их практическое применение невозможно.
Формой выражениядвижения совокупного общественного продукта является цена. Однако цена не является формой выражения техфинансовых отношений, которые опосредуют движение составных элементовсовокупного общественного продукта и являютсяфинансовыми. Но поскольку основной объект финансовых отношений — чистый доход активно воздействует на все элементы исоставные части совокупного общественного
8
продукта,обеспечивая им расширенное воспроизводство, в этой роли цену можно рассматривать как форму выражения финансовых отношений. Без решенияпроблемы взаимодействия и взаимосвязи цены и финансовневозможно определить сущность и функции финансов.Традиционные рассуждения о сущности, функциях, природе и месте финансов не востребованы практикой, ибо они носят самый общий характер.
9 ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Сущность и цели финансовой политики
В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политикии проблемам финансового регулирования экономики переходногопериода посвящается значительное количество публикаций.Однако единого мнений по теоретическим аспектам этоговопроса не достигнуто.
Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельноепонятие. В то же время они подходят к исследованиюданной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, чтофискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогичнорассматривают указанную проблему и некоторыедругие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелли Стэнли Л. Брю совмещают понятияфинансово-бюджетной и фискальной политики,определяя их как изменения вносимые правительством в порядок государственныхрасходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционногонационального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознаниисущности финансовой политики
Более структурированным выглядит определение данного вопроса умарксистов, видящих под финансовой политикой в первуюочередь совокупность государственных мероприятий постабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальнаянаправленность и эффективность воздействия финансовойполитики на развитие производительных сил и производственныхотношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем неменее стройность рассуждений, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятийбуржуазного государства по регулированиюправительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, чтов ней находит выражение финансовый аспект экономическихфункций буржуазною государства.
Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нетполной четкости, так как сфера действия фискальнойполитики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаяхпредставляя собой, совокупность государственных мер по регулированию ираспределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам ирасходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначальноэто получить (доход), а далее передать (расход).
Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.
Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал еесвязь с учетом и контролем за производством,количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовойполитики в области национальных банков, монополизациивнешней торговли, государственного контроля за денежнымобращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики исвязывалась с обеспечением финансовой централизации,концентрации сил и средств для экономических преобразований3.
3Рогова О., Евсеева А. Состояниефинансово-денежной системы России //Экономист. 1999 г. №3., с.4-5
10
Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовойполитики в повышении производства, отмечает что этаполитика призвана создать правильное сочетание централизованного идемократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.
Интереснатрактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Он исходит изнеразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связываетфинансово-кредитную политику с условиямиреального финансово-экономического положения страны, направлениями и методамиперестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.
Весьма полное исследование настоящеговопроса дает М. К. Шереметьев
в своей работе«Финансы России». Автор дает два определения ее содержания как основныенаправления деятельности государства в области использования финансов и какконцентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовойполитики является как бы результирующейфинансовых процессов, происходящих внутри экономики страны
Итак, советскиеэкономисты определяли финансовую политику прежде всего как политикуиспользования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализацииэкономических законов товарного производства, концентрированного выражениячерез финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политикатрактовалась как искусство перераспределения через формирование и использованиефондов финансовых ресурсов в интересахсоздания условий для увеличения натурального и денежной базы народного хозяйства.
Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:
1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее оченьважно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учетаповышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке ипроведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постояннорастущих экономических и социальныхпотребностей общества.
2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общемобъеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК,упорядочивание денежного обращения, и вперспективе восстановление конвертируемости рубля.
3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развитияотраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленностьфинансовой стратегии проявляется не только в изысканиивозможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемыхна повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономическойполитики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуруиспользования финансовых ресурсов.
Некоторыеэкономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции(чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так какпоследняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан),сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики вкачестве инструмента для борьбы соспадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производнымиот задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения
Итак, исходя из вышесказанного, представляется возможным определить финансовую политику — какгосударственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.
11
2.2 Виды финансовой политики имеханизм ее реализации
Потребность в разработке и систематическом проведении финансовойполитики возникла с развитием капитализма.Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программфинансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы ксаморегулированию без активного вмешательства государства вэкономическую жизнь. Свое теоретическое обоснованниепринципы финансовой политики получилив работах Джона Мейнарда Кейнсаи его последователей. В 30 — 40-ые годы задачифинансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисовперепроизводства на экономику, поддержанию высокойхозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятостии стимулирование увеличения темпов экономического роста. С70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлениемстала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами:обеспечением высокой занятой и стимулированием экономическогороста, выравниванием платежного баланса и другими.
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономическогороста, политика стабилизации и политика ограничения деловойактивности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают системуфинансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валовогонационального продукта и повышение уровня занятости. Даннаястимулирующая финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет,финансовая политика должна двигаться в направлениибюджетного дефицита в период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции наего типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать, стабильность цен,то считается, что государством проводитсяполитика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую исдерживающую финансовую политику в ихстремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия.Например, политика экономического роста может проводиться государством ив период, когда свойственный стране объем производствауже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целейпреследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротивнаправлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнениюс его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума сцелью избежания кризиса перепроизводства, иинфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственныхрасходов;
— увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться наположительное сальдо правительственного бюджета, еслиперед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяетправительство в той или иной ситуации, сложившейся внациональной экономике, следует подробнее остановиться насамом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.
4Рогова О., Евсеева А. Состояние финансово-денежной системы России//Экономист. 1999 г. №3., с. 5
12
Итак, реализация финансовой политикипроводится в три этапа:
1. Выработканаучно обоснованных концепций развитии финансов, которая формируется на основе изучения требованийэкономическим законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностейнаселения.
2. Определение основныхнаправлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовойполитики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможностироста и падения финансовых ресурсов, а такжевнешние и внутренние политико-экономические факторы.
3. Собственноосуществление практических действии направленных на достижение поставленных целей.
Естественно, чтопрямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьемэтапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такоймеханизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования,
Известно, что существуют два типафинансовой политики:
а) дискреционная политика или политика,проводимая непосредственно
правительством;
б) недискреционнаяфинансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен,что объясняется особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают рядспособностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторыеее особенности, позволяющие регулироватьэкономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходимбюджетный излишек, то есть превышение приходной части государственного бюджетанад расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный