МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЭК
Специальность – 2203
«ПРОГРАММНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Экономикаи управление предприятием» на тему:
«Банкротствопредприятий в современных условиях»
Выполнил:
студент группы 48
Коробов П. Н.
РУКОВОДИТЕЛЬ: Маркова Т.М.
ОЦЕНКА: 4 (ХОР.) ___________
Красногорск
2004
Содержание
Введение… 3
Глава 1. Банкротство предприятий в условиях рыночной экономики… 5
1.1. Понятие банкротства, основныекритерии, законодательство… 5
1.2. Причины банкротства многихроссийских предприятий
и пути выхода изкризиса… 12
1.3. Методика оценкиплатежеспособности
и финансовойустойчивости предприятия… 15
Гдава 2.Диагностикафинансового состояния предприятия… 24
2.1. Краткая характеристикапредприятия… 24
2.2. Расчет финансовыхкоэффициентов… 25
2.3. Анализ расчетных коэффициентови рекомендации по
стабилизациифинансового положения предприятия… 29
Заключение… 32
Список литературы… 34
Введение
Объективным процессом рыночной экономики, основанной наконкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы,перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным.Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства.Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой однимиз основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношенийявляется законодательство о несостоятельности (банкротстве).
В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такиеявления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций,ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельностихозяйствующих субъектов. И перед обществом встает вопрос: что же делать с этимиобанкротившимися предприятиями.
Существующая до 2002 г. в России нормативно-правовая база,регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современныхэкономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получиливозможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей.Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности,рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует отом, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитиинормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующимпроцедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности(банкротстве)” от 26 октября 2002 года. Необходимость принятия нового законабыла обусловлена несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве)предприятий» 1998 года.
В Законе о банкротстве1998 г. содержались противоречивые определениядосудебной санации. Согласно ст. 2 досудебная санация представляла собой меры по восстановлениюплатежеспособности, а ст. 27 рассматривала досудебную санацию какмероприятие по предоставлению финансовойпомощи должнику третьими лицами. Закон практически не регулировал отношений, возникающих междудолжником и участниками санации, атакже отношений участников санации между собой. Кроме того, предоставлениефинансовой помощи для проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственныхвнебюджетных фондов не находит своегодолжного подтверждения при принятии федерального бюджета на соответствующий год. Закон о банкротстве 2002 г. также ушелот решения вопросов, связанных с досудебной санацией. В законе имеются всего две статьи (30, 31), которые полностьюдублируют аналогичные статьи Закона обанкротстве 1998 г. (26, 27), не раскрывающие сущность досудебной санации. Дляреализации мер по предупреждению несостоятельности(банкротству), на наш взгляд, необходимо определить срок проведения досудебной санации (12 месяцев), атакже ответственность ее участников
Актуальность и практическая значимость темы настоящейкурсовой работы обусловлена рядом причин.
Во-первых, в настоящее время, в российской экономикеключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российскихпредприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средстваперераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно быспособствовало оздоровлению российского рынка.
Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособностироссийских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры попредотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные навосстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансовогосостояния. Данная деятельность объединяется понятием антикризисный менеджмент ина сегодняшний день весьма актуальна и перспективна.
Основной целью курсовой работы является освещение проблемыбанкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлениирассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемогоатрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедурыбанкротства, установленные российским законодательством. Рассмотрены какобъективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий ипроанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций. В заключениепервой части изложена обобщенная методика анализа финансового состоянияпредприятия, являющаяся основным инструментом антикризисного менеджера.
Во второй части на основе вышеуказанной методики проведенаоценка потенциального банкротства одного из реально действующих предприятийнашей области. Анализ финансовых коэффициентов позволил сформулироватьнаправления по преодолению кризиса.
При написании работы было использовано множество различнойлитературы, включая гражданское законодательство, законодательство обанкротстве, а также методические материалы по анализу и статьи практикующихюристов и экономистов, рассматривающих проблемы банкротства и антикризисногоменеджмента.Глава 1.Банкротствопредприятий в условиях рыночной экономики1.1. Понятиебанкротства, основные критерии, процедуры банкротства
Неизбежное в условиях формирования рыночной экономикиреформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательныхпредпосылок для развития эффективных взаимоотношений междупредприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна изтаких предпосылок — наличие законодательства о банкротстве, реализация которогодолжна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всейсистемы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случаепризнания должника банкротом — сведению к минимуму отрицательных последствийбанкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур вцивилизованной форме.
Пятилетняя история применениястарого закона, безусловно, позволила ученым и юристам-практикам сделать выводыо степени его эффективности, оценить положительные и отрицательные егокачества.
Один из наиболее яркихотрицательных моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, — применение в качестве критерия несостоятельности принципа неоплатности.
Мировой практике известно двапротивоположных подхода к проблеме критерия банкротства. Первый подход — объективный: должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться скредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротстваобязательств на определенную сумму в течение определенного времени. Еслидолжник под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскатьсредства (например, реализовав часть дебиторской задолженности) дляудовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состояниифункционировать в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанестиущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных). Описанныйкритерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежныхсредств.
Второй подход к критериюбанкротства заключается в том, что банкротом может быть признан должник,стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этомне имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленныйзаконом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена этазадолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки. Прииспользовании этого критерия (он получил название критерия неоплатности либоструктуры баланса) предприятие-должник имело возможность годами не исполнятьсвои обязательства, для чего нужно было делать только одно — поддерживатьразмер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признатьтакого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался всвоих интересах описанной ситуацией. Например, практике известны ситуации,когда должник погашал строго определенную часть задолженности — как раз такую,чтобы оставшаяся часть становилась меньше стоимости имущества. В случаях, когдаречь шла о крупном дорогостоящем предприятии, соответственно и размер долговбыл огромным.
В период действия старого законауказанная ситуация была весьма распространена. Следует отметить, что это былохарактерно только для российского конкурсного права, поскольку в основныхзарубежных правопорядках использовался критерий неплатежеспособности.
В законе содержится четкое определение самого понятиянесостоятельности (банкротства): это признанная арбитражным судом илиобъявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанностьпо уплате обязательных платежей. Поэтому то и дело встречающиеся утвержденияспециалистов типа: «как видно из баланса, предприятие являетсябанкротом» — ни что иное, как расхожий литературный оборот. У предприятияможет быть неудовлетворительная структура баланса, у него могут быть явныепризнаки банкротства, но признать его банкротом может только арбитражный суд(или сам должник может объявить себя банкротом, но с согласия кредиторов).
Признаком банкротства юридического лица по новому законусчитается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторовпо денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполненыим в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Следует отметить, что в законодательстве некоторыхгосударств используется критерий неоплатности, требующий анализа баланса должника(например, по германскому законодательству критерием несостоятельности должниканаряду с неплатежеспособностью признается и «сверхзадолженность», тоесть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств),однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критериюнеплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выборапроцедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, ликвидационной илиреабилитационной.
По этому же пути идёт российский Закон о несостоятельности(банкротстве): должник юридическое лицо или предприниматель может быть признанбанкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества,превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальнойвозможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служитьоснованием для применения к должнику процедуры внешнего управления.
Для определения наличия признаков банкротства должникапринимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размерзадолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги,суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключениемобязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность запричинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторскоговознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должникаюридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате занеисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки(штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств.Размер обязательных платежей принимается во внимание без учета установленныхзаконодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых(экономических) санкций.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судомпри условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупностисоставляют не менее ста тысяч рублей, к должнику — гражданину — не менее десятитысяч рублей, а также имеются признаки банкротства Правом на обращение варбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи снеисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а вслучае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей также налоговыеи иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.
Должник имеет право обратиться в арбитражный суд сзаявлением о своей несостоятельности в предвидении банкротства (т.е., приналичии признаков ухудшения экономического положения, обстоятельств, объективносвидетельствующих о том, что предприятие через определенное время не сможетвыполнять свои обязательства). Это открывает возможность применения к немувосстановительных процедур. Их эффективность тем выше, чем раньше должникобратится в суд (результатов логичнее ждать в период, когда экономическоесостояние еще может быть стабилизировано).
Однако предприятие-должник, чье экономическое положениедостаточно стабильно (а значит, финансовые сложности являются временными) имеетвозможность избежать судебного разбирательства путем осуществления мер попредупреждению банкротства организаций, предусмотренных гл. II Закона.
Таким образом, в основе понятия банкротства лежитпрезумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическоелицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, атакже не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительногосрока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства передкредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить своиобязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требованийкредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.
Арбитражный суд, при наличии достаточных оснований,возбуждает производство по данному делу. При отсутствии признаков банкротстваарбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления обанкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника вданный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет ивнебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежатьобязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемойпри ликвидации должника — юридического лица, к нему могут быть применены и иныепроцедуры.
Закон предусматривает рядпроцедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно:
·
·
·
·
Сам процесс банкротства состоитиз ряда сменяющих друг друга процедур:
q
q
q — процедура банкротства, применяемая кдолжнику в целях восстановления его платежеспособности и погашениязадолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
q
Рассмотрим основные процедуры более подробно.
Досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособностидолжника, принимаемые собственником имущества должника — унитарногопредприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и инымилицами в целях предупреждения банкротства;
Участвовать в досудебной санации могут учредители(участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия,кредиторы, иные лица (не являющиеся кредиторами, но заинтересованные в судьбедолжника).
Предоставление финансовой помощи в рамках досудебной санацииможет сопровождаться принятием должником либо иными лицами обязательств впользу субъектов, осуществивших санацию.
Возможно осуществление досудебной санации и за счет средствбюджета (как федерального, так и субъектов Российской Федерации) либовнебюджетных фондов, но это должно быть предусмотрено соответствующимизаконами.
Логично предположение о том, что экономически сильныйдолжник найдет возможность убедить кредиторов либо заинтересованных третьих лицв его потенциальных возможностях.
q
Если досудебная санация не проводилась, возбуждаетсяпроизводство по делу о банкротстве; с данного момента начинается периоднаблюдения. В течение периода наблюдения проводятся мероприятия, направленные втом числе на выявление экономического состояния должника и способные определитьего дальнейшую судьбу. В течение наблюдения, наряду с руководством должника(которое не отстраняется от исполнения своих обязанностей), действует временныйуправляющий. Рассмотрим его функции.
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
проводить анализ финансового состояния должника;
выявлять кредиторов должника;
вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев,предусмотренных настоящим Федеральным законом;
уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
созывать и проводить первое собрание кредиторов.
2. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднеечем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной вопределении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить варбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состояниидолжника и предложения о возможности или невозможности восстановленияплатежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложениемдокументов, определенных в пункте 7 статьи 12 Федерального закона.
Кроме этого, в силу п. 2 ст. 58 Закона только с согласиявременного управляющего органами управления должника может быть принято решениеоб участии организации-должника в объединениях юридических лиц (ассоциациях(союзах), холдинговых компаниях; финансово-промышленных группах и других).
Помимо выражения (либо невыражения) согласия с указаннымисделками и решениями должника временный управляющий должен следить за тем,чтобы органы управления должника не принимали указанные в п.3 ст.58 Законарешения:
а) о реорганизации должника (во всех пяти формах — слияния,присоединения, выделения, разделения, преобразования);
б) о ликвидации должника;
в) о создании юридических лиц или об участии в иныхюридических лицах (за исключением ассоциаций (союзов));
г) о создании филиалов и представительств;
д) о выплате дивидендов;
е) о размещении должником облигаций и иных эмиссионныхценных бумаг;
ж) о выходе из состава участников должника — юридическоголица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
Все эти меры служат сохранению активов должника и тем самымнаправлены на стабилизацию его экономического положения.
2. Вторая основная обязанность временного управляющего — осуществлениеанализа финансового состояния должника.
Временный управляющий изучает и выявляет количество исостояние активов должника; наличие и характер дебиторской задолженности;перспективность деятельности предприятия-должника; размер требований кредиторов;состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и т.д.
В результате изучения финансового состояния должникауправляющий может сделать следующие выводы:
а) о достаточности (недостаточности) имущества должника дляпокрытия судебных расходов.
б) о возможности (невозможности) восстановленияплатежеспособности должника.
На практике часто временный управляющий, составляязаключение о возможности восстановления финансового состояния должника,указывает способы, которые могли бы привести к этой цели, применимые иэффективные для данного должника.
Следует отметить, что указанное заключение носит необязательный, а рекомендательный характер. Как положительное, так иотрицательное заключение может быть проигнорировано кредиторами.
Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов,которое представляет интересы всех кредиторов при проведении процедурбанкротства. На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с возможнымиперспективами должника. В первую очередь учитываются состояние активов иэкономический потенциал предприятия.
Временный управляющий информирует кредиторов опредполагаемых мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этогозатратах, о примерном периоде времени, в течение которого платежеспособностьдолжника может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут получитьв случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих целей.
С момента признания арбитражнымсудом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введениявнешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдениепрекращается.
q
Основную роль в решении вопроса о назначении внешнегоуправления играют кредиторы, которые, по сути, решают: получить оченьнезначительную сумму средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либозначительно большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истеченииопределенного срока.
Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что вбольшинстве случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для должника,поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в восстановленииэкономического положения должника. Однако, закон, устанавливая общее правило обутверждении судом решения собрания кредиторов о введении внешнего управления,устанавливает и исключение из правила, состоящее в обратном решении суда, т.е.в возможности ввести внешнее управление по решению суда вопреки мнениюкредиторов.
С момента введения внешнего управления:
·
·
На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и(или) обязательным платежам, установленным на момент введения внешнегоуправления, начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотреныстатьей 395 ГК РФ, (т.е по учетной ставке Центробанка).
По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), атакже суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам поденежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены куплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.
Мораторий (приостановление исполнения) на удовлетворениетребований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательныеплатежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Рассмотрим основные права и обязанности внешнегоуправляющего. Внешний управляющий вправе:
·
·
·
Внешний управляющий обязан:
·
·
·
·
·
·
·
·
План внешнего управления должен предусматривать меры повосстановлению платежеспособности должника. Платежеспособность должникапризнается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, рассмотренныхвыше.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющегособрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
·
·
·
·
Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнегоуправляющего подлежит утверждению арбитражным судом.
q
В случае нецелесообразности введения внешнего управления, атакже по иным основаниям, предусмотренным законом «О несостоятельности(банкротстве)», арбитражный суд самостоятельно или по ходатайству собраниякредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытииконкурсного производства.
Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемаяк должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворениятребований кредиторов. С момента признания должника банкротом:
·
·
·
Конкурсный управляющий с момента своего назначенияосуществляет следующие функции:
·
·
·
·
·
Все имущество должника, имеющееся на момент открытияконкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства,составляет конкурсную массу. После проведения инвентаризации и оценки имуществадолжника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества наоткрытых торгах.
Вырученные от реализации имущества средства используются дляудовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленнойочередностью:
·
·
·
·
·
·
Требования каждой очереди удовлетворяются после полногоудовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежныхсредств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очередипропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требованиякредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника,считаются погашенными.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсныйуправляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведенияконкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершенииконкурсного производства является основанием для внесения в единыйгосударственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
q
На любой стадии рассмотренияарбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключитьмировое соглашение.
Мировое соглашение должно содержать положения о размерах,порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращенииобязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства,прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданскимзаконодательством Российской Федерации.
Мировое соглашение можетсодержать условия:
·
·
·
·
·
·
Мировое соглашение может быть заключено после погашениязадолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждениемирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управленияявляется основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
Утверждение мирового соглашенияарбитражным судом в ходе внешнего управления является также основанием дляпрекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов.
Таким образом, современное российское законодательство обанкротстве преследует две основных цели (для достижения каждой из которыхвыработаны особые средства).
Во-первых, необходимо изъять из гражданского оборотасубъектов, не способных функционировать, принося прибыль и добросовестноисполняя свои обязательства перед контрагентами. Ликвидация таких субъектовспособна только оздоровить экономику.
Закон призван осуществить ликвидацию таких юридических лиц,во-первых, быстро (чтобы они не успели причинить более значительных убытковкредиторам); во-вторых, с соблюдением баланса интересов как должника, так икредиторов и государства.
Во-вторых, закон должен помочь восстановлению финансовогоположения должника, испытывающего временные трудности, обладающего значительнымфинансовым потенциалом.1.2.
В условиях плановой экономики, когда все вокруг принадлежалоодному собственнику — государству, понятие «банкрот» было для насчем-то весьма отвлеченным. Государство в случае финансовой несостоятельноститого или иного предприятия просто перераспределяло финансовые ресурсы от одногохозяйственного субъекта к другому.
Ситуация совершенно изменилась, когда мы приступили кстроительству цивилизованного рынка. Проблема неспособности предприятия платитьпо своим обязательствам стала весьма актуальной. Массовые взаимные неплатежи,долги по заработной плате — все это реалии сегодняшнего дня.
Следует уяснить существующие объективные условия длямассовой несостоятельности предприятий различных организационно-правовых формсобственности и всего народно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены преждевсего непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства вусловиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческихкадров, а также явились следствием:
·
·
·
·
·
·
·
Переход к рынку означает тяжелый структурный кризисэкономики. Огромное количество предприятий становится ненужными. Не нужна ихпродукция, их оборудование. Этот кризис развивается лавинообразно: по цепочкеначинают сворачивать производство поставщики и потребители предприятия. Рынок создаёти новые ниши, но чтобы их занять, приспособится к новым условиям, нужныинвестиции. Но механизмов аккумуляции инвестиций, адекватных рыночным условиям,нет, и создание их — вопрос времени. В стране возникает явление так называемого«штопора кризиса»: одновременно все производители из-занеопределённости конъюнктуры сбрасывают производство. В это же время появляютсяиностранные конкуренты, имеющие стабильные источники доходов и надёжные каналыинвестиций. В итоге кризис продолжает углубляться. Финансоваянесостоятельность, неспособность оплатить свои долги становится массовымявлением. Одно разоряющееся предприятие тянет за собой другие.
Банкротство — это цивилизованная форма недопущенияфизической остановки производства. Предприятие может формально существоватьдолго, накапливая долги и увеличивая число кредиторов. Необходимо наведениепорядка до наступления безнадежного положения, когда денег не дают даже натекущую деятельность. И в таком положении оказалась большая часть российскихпредприятий.
Введение процедур банкротства позволяет отсечь заведомобольные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённаявозможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся врынок.
Эффективность антикризисного управления во многом зависит отрадикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначаетсяарбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления имуществомдолжника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника являетсяналичие реальной возможности восстановить платежеспособностьпредприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализациичасти его имущества и осуществления других организационных и экономическихмероприятий.
План внешнего управления может предусматривать следующиемеры по восстановлению платежеспособности должника:
·
·