Реферат по предмету "Педагогика"


Разностороннее воспитание как цель деятельности педагога

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.В.Г.БЕЛИНСКОГО
ФАКУЛЬТЕТПСИХОЛОГИИ
 
Курсоваяработа по педагогике:
«Разностороннеевоспитание как цель деятельности педагога»

Выполнила:студентка
гр.ПС-22Козлова А.И.
Руководитель:к.п.н.,
доцентБыковский В.Н.
Пенза 2007

Содержание
 
Введение
Глава 1. Структура деятельности учителя
1.1 Определяющая роль учителя в воспитанииразносторонне развитой личности
1.2 Структура воспитательной деятельности учителяи сущность ее отдельных видов
Глава 2. Содержание разностороннего воспитания
2.1 Нравственное воспитание
2.2 Сущность патриотизма и культурымежнациональных отношений и их содержание
2.3 Воспитание дисциплины и культуры поведения
2.4 Сущность и формирование эстетическоговоспитания и поведения
2.5 Физическое и трудовое воспитание
Заключение
Литература

Введение
Цельвоспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должнасоответствовать представлению общества об идеале человеческой личности. Идеалчеловеческой личности – это представление о совершенном человеке, которое живетв произведениях литературы и искусства, народном творчестве, герой которого исмел, и честен, и храбр, и справедлив, а героиня добра, отзывчива, трудолюбива.Идеалы личности у разных народов очень близки друг другу. Они обязательновключают в себя такие качества как ум, трудолюбие, физическая сила, красота,выносливость.
Идеалтелесной и духовной красоты занимал умы педагогов уже с античных времен. Однакотам гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностьюисключало труд. В средние века идеалом становится духовный аспект. Церковь (аименно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, чтофизические радости отвлекают человека от церковных догм и, объявило ихгреховными. В этих условиях идея сочетания духовной и физической красотысчиталась теоретической и совершенно заглохла.
Идеягармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшееразвитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Они видели идеалразностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимаютучастие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности каквысшей цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна странане может похвастаться ее достаточно полной реализацией.(см. литература №2)
Следует иметьв виду, что в любом обществе существуют два педагогических идеала личности.Один — высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Егопредназначение – быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следуетподвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный.Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется.
До настоящеговремени разносторонне развитая личность является эталоном. Задача же учителя –разносторонне воспитанная личность ученика.

Глава 1. Структура деятельности учителя
 
1.1 Определяющая рольучителя в воспитании разносторонне развитой личности
Именно учитель реализуетцели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую,общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическуюдеятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразныхличностных качеств.
Об определяющей роли учителя в образовании и воспитанииучащихся говорят многочисленные примеры школьной практики и высказывания многихпедагогов. Известный русский математик М.В.Остроградский писал: «Хорошийучитель рождает хороших учеников». (см. литература №1).
В школах работает немало учителей, которые добиваютсявысокого качества обучения и воспитания, проявляют большое методическоетворчество, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вкладв развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса, Многим из нихприсвоены почетные звания «Заслуженный учитель»,«Учитель-методист», «Старший учитель».
В условиях реформирования и обновления нашего общества рольучителя в этих процессах трудно переоценить. От него во многом зависитобразование народа, его культура и нравственность, а также направлениедальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер поповышению профессиональной, подготовки учителей в педагогических институтах иуниверситетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическаяподготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет ихпреподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучениепсихолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая ипрактическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов припоступлении их в педагогические институты и университеты. При них работаютподготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов.
Работа учителя относитсяк весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед ним возникает целый рядпрофессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдьне снимает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесьв следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлятьобучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходек детям, о зачете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика жевыступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставиттакие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему отучителя требуется большая практическая подготовка, умение творчески подходить крешению, возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессиональнойумелости и развитие педагогического мастерства.
Тем не менее, толькоучитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенноеформирование растущей личности, развитие ее мировоззрения инравственно-эстетической культуры. Он должен ощущать свой высокий престиж вобществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положенияо том, что учитель — это действительно звучит гордо!
Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений ипрактической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения.Еще нужна, как отмечено, склонность к работе, наличие определенных природныхданных и нравственных качеств.


1.2 Структура воспитательной деятельности учителя и сущностьее отдельных видов
Для приобретения и совершенствования профессиональнойумелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детальнопредставлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней системутеоретических знаний и практических умений и навыков. Психологическиеисследования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, чтов учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные видыпедагогической деятельности учителя (см. литература №3):
1.  диагностическая;
2.  ориентационно-прогностическая;
3.  конструктивно-проектировочная;
4.  организаторская;информационно-объяснительная;
5.  коммуникативно-стимулирующая;
6.  аналитико-оценочная;
7.  исследовательско-творческая.
Рассмотрим сущность наиболее важных, на мой взгляд, видовпедагогической деятельности и те требования к учителю, которые обусловливаютсяими.
1. Организаторскаядеятельность.
Она направлена навовлечение учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование ихактивности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений, вчастности, определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся,развивать их инициативу в планировании совместной работы, распределять заданияи поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементомэтой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вноситьв нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.
Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливаетсятем, что все обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере основанона информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими инравственно-эстетическими идеями — важнейшее средство развития и личностногоформирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только какорганизатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной,мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Эрудированный учительзнает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Онхорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается навыработке у школьников умений и навыков. К сожалению, не все учителя обладаюттакой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.
2.Коммуникативно-стимулирующая деятельность.
Она предусматривает большое влияние учителя, котороеоказывают на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умениеустанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать ихсвоим примером к активной учебно-познавательной, трудовой ихудожественно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себяпроявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что всовокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми всамом широком смысле этого слова. Ничто так отрицательно не сказывается навоспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях сучащимися. От такого учителя дети обычно держатся на расстоянии, он внушает имвнутренний страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к томуучителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их довериеи уважение содержательной учебной и внеклассной работой. Многие педагогическиеавторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в воспитании.
На огромное воспитательное влияние личности учителянеоднократно указывали А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие педагоги.А.С.Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелогоподдержания с ними доброжелательных отношении и тактичной требовательности безактивной работы педагога над совершенствованием своего характера невозможноосуществлять действенное воспитание.
Все это весьма остро ставит проблему профессионального ростаучителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня иморального совершенства.
3. Исследовательско — творческая деятельность.
Элементы ее характеризуютработу каждого вдумчивого учителя. Особенно важное значение имеют две еестороны. Сущность одной из них состоит в том, что применение педагогическойтеории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том,что педагогические и методические идеи отражают типичные воспитательныеситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, аиногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении итребовательности к учащимся как закономерность воспитания в реальномвоспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важнооказать помощь ученику и работе, в другом — нужно совместно с ним обсудитьнедостатки, в его поведении, в третьем — подчеркнуть положительные поступки, вчетвертом — сделать личное замечание или внушение и т.д.
Такова сущность и системаумений и навыков по каждому из рассмотренных видов деятельности учителя.

Глава 2. Содержаниеразностороннего воспитани
В процессе развития общества сложилось и развивается большоеразнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность иповедение личности и выступают в качестве важнейших компонентов еевсестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы(см. литература №5,11).
Первую группу составляют социальные отношения личности, определяющие еемировоззрение и общественную направленность поведения.
Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают:
1.  отношение к родине (патриотизм), кдругим странам и народам (культура межнациональных отношений);
2.  отношение к труду (трудолюбие);
3.  отношение к общественному достоянию,охране природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);
4.  отношение к выполнению служебныхобязанностей (дисциплинированность);
5.  отношение к другим людям и к самомусебе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувствособственного достоинства).
Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видовискусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.)
Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культуройличности
Все это позволяет сделать вывод, что содержаниевоспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательныхучреждениях включает в себя:
1.  формирование научного мировоззрения,социализацию личности; нравственное развитие учащихся, составными частямикоторого являются формирование патриотизма и культуры межнациональных отношенийдобросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведенияи т.д.;
2.  эстетическое формирование учащихся;
3.  физическое развитие
Интегративный и целостный характер формирования личностныхкачеств ребенка.
В последние годы в, педагогике активно разрабатывается проблемаинтег-ративности процесса формирования личностных качеств (В.М.Коротов,И.С.Марьенко).
Процесс выработки всякого личностного качества начинается сформирования простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются,переплетаются и, сочетаясь между собой, то есть интегрируясь, определяютразвитие и укрепление этого качества.
Здесь имеют значение два момента: Во-первых, в силувозрастных особенностей учащихся нельзя сразу во всей полноте сформироватьличностное качество. Во-вторых, любое личностное качество является слишком сложнымобразованием, и его формирование начинается с выработки сравнительно простыхумений и навыков поведения и продолжается в дальнейшем путем их усложнения,обогащения и интеграции в сложный комплекс привычек.
Без детального продумывания предстоящей воспитательной работынельзя успешно решить ни одной педагогической задачи.
Но в процессе воспитания у учащихся необходимо формировать неодно, а, множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае?
При решении данной проблемы следует исходить из того» что,как отмечал А.С.Макаренко, человек не воспитывается по частям и что все егосвойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. Всамом деле» учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной,общественной, патриотической, трудовой, нравственно-эстетической исанитарно-оздоровительной деятельности, а также находятся в постоянноминдивидуальном и коллективном общении. Все это способствует развитию у нихсоответствующих потребностей и мотивов поведения, обогащает их сознание,взгляды и убеждения, служит средством выработки поведенческих навыков ипривычек, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованиюразнообразных личностных свойств и качеств.
Указанная многосторонность и целостность развития учащихсяимеет весьма важное методическое значение.
Воспитательная работа в школе должна включать двавзаимосвязанных направления, одно из которых должно способствоватьодновременному формированию всех личностных качеств учащихся, второе — предусматривать решение в каждый отельный период работы с детьми одной — двухведущих воспитательных задач связанных с выработкой тех черт и качеств, которыеотстают в своем развитии.
Только сочетание этихдвух направлений в осуществлении воспитательной работы позволяет добиваться еевысокой результативности и педагогической действенности.
 
2.1 Нравственноевоспитание
В процессе воспитания личности исключительно важное значениеимеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членамисоциальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей междусобой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мередолжны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдатьопределенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществевырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых являетсярегуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в трудеи в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданскихпроявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняютправовые нормы и различные постановления, государственных органов,производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях,разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Нормы и правила, которые относятся к сфере морали,обязательного характера не имеют, и практически от самой личности зависит ихсоблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые инезнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него — силуобщественного мнения: упреки, моральное порицание в, наконец, общественноеосуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезныйхарактер (см. литература №13).
Только мораль гуманного и демократического общества, котораясама носит прогрессивный характер, содействует действенному прогрессивномуразвитию и совершенствованию личности. Именно в этом направлении и происходитморальное развитие мирового сообщества, если иметь в виду преобладающие линии вего нравственной эволюции.
Но моральныеусовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большуюроль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которыекультивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности неможет основываться только на ее моральной сознательности, что она становитсяболее прочной; когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характерпривычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже,имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение.Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависитот самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъектаморального прогресса, то вполне понятно какое огромное значение приобретаетнравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогическойдейственности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних временсчитали, что нравственность не только оказывает решающее влияние наформирование положительных качеств личности, но и есть главная задача школы идолжна быть в центре воспитательной деятельности.
Мораль общества охватывает большое многообразие отношений.Если их сгруппировать, можно четко представить содержание воспитательной работыпо нравственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать всебя формирование следующих моральных отношений (см. литература №1,10):
1.  отношения к идеологии и политике нашегогосударства: пониманиехода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны ина международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление ксправедливости, демократии и свободе народов;
2.  отношения к родине, другим странам инародам: любовь ипреданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни;доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональныхотношений;
3.  отношения к труду: добросовестный труд на общее и личноеблаго? соблюдение дисциплины труда;
4.  отношения к общественному достоянию иматериальным, ценностям: заботао сохранении и умножении общественной я личной собственности; бережливость;охрана природы;
5.  отношения к людям: коллективизм, демократизм,взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;
6.  отношения к себе: высокое сознание гражданского долга;честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни;нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.
Не менее важно детально осмыслить, какого человека можносчитать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущностьнравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд,напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своемповедении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их., Номожно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или стремясь показать свою«нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться другихпреимуществ в обществе… Подобная внешняя «нравственнаяблаговидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем измеренииобстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняетсвою нравственную окраску и часто начинает отрицать и ругать то, что раньшехвалил и чему поклонялся.
В условиях обновляющихся социальных отношений, демократизациии свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась бытьнравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодарявнешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения кдобру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.
Нравственным нужно считать такого человека, для которогонормы, привила и требования морали выстилают как его собственные взгляды иубеждения* как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее в своем истинномзначении, нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим;вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением;установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, каквнутренний категорический императив личности, в качестве побудительных силкоторого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с нимизнания, взгляды; убеждения; и идеалы.

2.2 Сущность патриотизма и культурымежнациональных отношений и их содержание
Патриотизм и культура межнациональных отношенийявляются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении векови тысячелетий.
Впервые слово патриот стало употребляться впериод французской революции 1789—1793 гг. Патриотами называли себя борцы занародное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменниками предателям родины из лагеря монархистов (см. литература №16).
Обратимся к философскому истолкованию слова:Патриотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политическийпринцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству,преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищатьинтересы родины. В лексическом же значении слово «патриотизм»обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своемународу».
В данных определениях акцент делается главнымобразом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что этиотношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкийсмысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивацианную сферуличности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными,в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.
Культура межнациональных отношений есть не чтоиное как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которыепроявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов.
Патриотизм включает в себя: чувство привязанности ктем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родномуязыку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранениеверности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаиваниеее свободы и независимости: уважительное отношение к историческому прошломуродины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силыи способности расцвету родины.
К содержанию культуры межнациональных отношенийследует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдениенравственного; такта по отношению к языку, национальным: обычаям и традициямдругих народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государстви народов; стремление развивать общечеловеческие ценности и т.д.
Для осуществления воспитательной работы поформированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношенийнеобходима хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса.
Большую роль в обогащении учащихсяпатриотическими знаниями и чувствами и формировании культуры межнациональныхотношений играет ознакомление их с межгосударственными связями народа в прошломи настоящем. Богатый материал для этого содержат уроки географии, на которыхидет речь об экономических связях между государствами и народами, урокиистории, на которых раскрываются вопросы оказания помощи разных народов другдругу, взаимовлияния культур и т.д.
Тактам образом, обучение и разнообразные формывнеклассной работы позволяют учителям и классным руководителя проводить сучащимися многообразную воспитательную работу по формированию ихинтеллектуально-чувственной сферы, развитию их сознания, связанного спатриотизмом и культурой межнациональных отношений. Разумеется, содержание этойработы и ее методика должны быть различными в каждой возрастной группе. Вмладших классах у ребят формируются самые общие представления о родине, другихстранах и народах. Учащиеся средних и старших классов многие патриотическиезнания усваивают уже на понятийном уровне, по многим вопросам у нихскладываются собственные оценочные суждения.

2.3 Воспитание дисциплины и культуры поведения
Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятельностичеловека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования,которые предъявляются к его служебным обязанностям, это создает предпосылки длядостижения высоких результатов в работе и повышении ее качества, что,безусловно, хорошо для общества и для самой личности.
Вместе с тем дисциплина обладаетзначительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым,сдержанным, стимулирует его к самообладанию, способствует формированию уменияподчинять свои действия и чувства достижений поставленной цели» создает условиядля преодоления своих недостатков и повышения культуры поведения. Именно это иделает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения исключительноважной задачей нравственного формирования личности в школе.
Воспитание практической стороны дисциплинированности и культурыповедения требует умелой и систематической организации упражнений в правильномпоступке (А.С.Макаренко). Всё это обусловливает необходимость широкогоиспользования метода упражнений (приучения) в системе обучения и внеклассныхзанятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнении.
Большое значение имеет прежде всего четкое началозанятий.(см. литература №6). Как уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока вклассе не установится должный порядок и не будет привлечено внимание учащихся кработе. Если же учащиеся чем-либо взбудоражены или не успокоились сразу послеперемены, для установления дисциплины необходимо применять специальныепедагогические приемы, чтобы настроить их к работе.
Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятийобратил внимание: на чистоту в классе, на наличие мела у доски и нужных учебныхпособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или приготовитьтетради и ручки. Нет ничего хуже для дисциплины, как суетливость инеорганизованность самого учителя в классе.
Например, учитель начал опрос учащихся по пройденномуматериалу, а потом вдруг обнаружил, что некоторые из них не закрыли учебники.Приходится прерывать отвечающего и устранять этот недостаток. Так то винеучителя на уроке возникает беспорядок.
На уроках необходимоорганизовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место запартой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку прижелании ответить на поставленный вопрос или обратиться к учителю, красиво истройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т.д. А если иной развозникает, как говорят, «рабочий шумок», опять полезно прибегать к тренировке ипредложить учащимся провести «минутку тишины». Нужно также упражнять школьниковбесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя напеременах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (приучения)является весьма действенным средством воспитания дисциплины и культурыповедения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимосопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности.Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных исредних классах (см. литература №4).
Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощьюдидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации ихпознавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебнойработой школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкаетк порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими отзанятий.
Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляютсяс выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия сцелью приучения к соблюдению правил умственного труда. Участвуя в этихзанятиях, школьники глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и насобственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа,если придерживаться необходимых правил.
Проводя воспитательнуюработу в коллективе и через коллектив, нужно, широко использовать его влияниена воспитание дисциплинированности и культуры поведения учащихся. Большую рольздесь играет, опора на актив. Опираясь на активистов, необходимо тактичноприменять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельныеучащиеся допускают отклонения от правил поведения. К этим мерам относятсяследующие: заслушивание объяснений учащихся, допускающих нарушения дисциплины,на классных собраниях, заседаниях ученических комитетов, применение меробщественного порицания, а иногда и взысканий. Однако нужно серьезно взвешиватьцелесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тотили иной школьник умышленно нарушает порядок и не считается с критическимизамечаниями со стороны одноклассников и учителей.
 
2.4 Сущность и формирование эстетического воспитания иповедения
Понятие эстетическое воспитание органически связано стермином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. В общем плане эстетическоевоспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но вэстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражениемдействительности в сознании и чувствах человека, с его способностью пониматьпрекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
Сущность эстетического воспитания состоит в организацийразнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной наформирование у них способностей полноценного восприятия и правильного пониманияпрекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений,понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в областиискусства.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощьюискусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся кразличным видам и жанрам искусства — литературе, музыке, изобразительномуискусству. Не менее важной стороной содержания эстетического воспитанияявляется его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороныэтого развития оно должно охватывать? (см. литература №8).
Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетическиепотребности в области, искусства, в постижении художественных ценностейобщества.
Важнейшим элементомсодержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественныхвосприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетическихявлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное какв различных видах искусства, так и в природе, а также в окружающей жизни и поведениилюдей.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладениезнаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения(взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. Сюдаотносится — формирование у учащихся представлений и понятий о спецификеотражения этой действительности: в разных видах и жанрах искусства, выработкаумения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленностьпроизведений искусства. Большое место в содержании эстетического воспитаниязанимает формирование художественного вкуса, связанного с восприятием ипереживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту игармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественнуювзыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Одновременно и в органическом единстве с развитиемэстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо формировать эстетикуповедения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так иво внеурочное время. Эстетика должна характеризовать организацию труда иразнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время.
Огромное значение длявоспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете,о культуре речи, о внешнем виде человека и его поступках, о современной моде водежде, обуви и прическе. Особенно важно предупреждать учащихся от утрированияи искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами,работниками парикмахерских и швейных ателье, артистами и т.д. (см. литература№15). Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды иповедения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения,способствуют выработке этической культуры.
 
2.5 Физическое и трудовое воспитание
По значению эта тема должна занимать первое место впедагогике, так как физическое воспитание является основой для развитияличности вообще. Но в чем же заключается его значение во всестороннемформировании учащихся?
Прежде всего, физическое развитие человека создаетпредпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большогонапряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физическойзакалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почемумногие деятели культуры и ученые (Л.Н.Толстой, И.П.Павлов и др.) стремилисьсочетать умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активнозанимались и занимаются спортом.(см. литература №7).
Правильное физическое воспитание, участие в спортивно — массовыхмероприятиях способствуют формированию нравственности, товарищества,коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.
В чем же состоит сущностьфизического воспитания? (см. литература №12).Для осмысления этого понятияпопытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином — физическоеразвитие. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения,которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека иего здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специальноорганизованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один изрезультатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватываетболее широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с физическимразвитием она призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиямфизической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслениюпсихофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а такжеумственному, нравственному и эстетическому формированию.
Важное значение в содержании физического воспитания имеет формированиеу учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своихфизических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только каквнутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личностизаниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своихфизических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.
Существенным компонентомсодержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знанийо сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии навсестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный инравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тембольшое значение имеют знания о психофизиологических механизмах влиянияфизкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья иразвитие физических задатков и способностей.(см. литература №9).
Видное место в физическом воспитании занимает формирования ушкольников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумногоотдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями иразнообразной практической деятельностью. Весьма важной содержательной частьюфизического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений инавыков, воспитание и совершенствование внешней культуры поведения: осанки,походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.
Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие уучащихся физических способностей и стремления к занятиям в различных видахфизкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх,плавании и т.д.
Все эти содержательныекомпоненты физического воспитания находят свою реализацию всанитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий пофизической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы вовнеурочное время. Работа по физическому воспитанию в школе должна направлятьсяв конечном итоге на гармоничное развитие форм и функций организма человека,всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья,обеспечение творческого долголетия, воспитание моральных, волевых иэстетических качеств личности, содействие развитию интеллекта.
Труд — основной источник материального и духовного богатстваобщества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг,фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание,непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительномтруде является действенным фактором гражданского взросления, морального иинтеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы нисложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалкапотребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент вшкольном воспитании с давних времен выступает как весьма существеннаяпедагогическая тенденция.
Тем большее значение приобретает трудовое воспитание вусловиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человекатребуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность кбыстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почемуприобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организациятрудового воспитания, все более и более пробивают себе дорогу в школахбольшинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательногопроцесса.
Необходимость трудового обучения и воспитания в школахобусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей поэтой проблеме содержится в трудах классиков педагогики — Я.А.Коменского, Дж.Локка, И. Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Различные аспекты трудовоговоспитания исследованы П.Р.Атутовым, Н.И.Болдыревым, Н.К.Гончаровым,К.А.Ивановичем, И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.
Труд – практическая производственная деятельность, котораяоказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследованияпоказывают, что физический труд, связанный с движениями мускульнымиупражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и егоздоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность.
Труд развивает умственные способности человека, егосообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкойобразовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новойтехнологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовыхприемов.
Исключительно великозначение труда в нравственном воспитании личности.(см. литература №14). Многие педагогисвязывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников,патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждыйвоспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение иценность как гражданина будет зависеть исключительно от его умения трудиться иприносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности иличного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние.
Существенная функция труда состоит в формировании у учащихсятоварищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.
А.С.Макаренко считал труд существенным элементом выработки увоспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств (см.литература №1):
Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладаютприблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеютработать лучше, другие — хуже, одни способны только к самому простому труду,другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различныетрудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем втечение его жизни и в особенности в молодости.
Наконец, труд как факторвоспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выборупрофессии.

Заключение
Решениеглобальных проблем в постиндустриальном обществе, для которого характернаориентация на эволюцию социального и природного развития, высокий уровеньинформатизации, интеллектуализации и экологизации, напрямую зависит от того,какой человек будет сформирован и воспитан в процессе его обучения. Ключеваяроль в стратегии выживания и дальнейшего прогрессивного развития обществаотводится образованию, построенному на гуманистической парадигме иориентированному на модель устойчивого развития. Образование, интеллект,информация, знания включаются в постиндустриальном обществе в число важнейшихобщечеловеческих ценностей. Для всего мирового сообщества характерно стремлениепреодолеть в образовании интеллектуальную, профессиональную и культурнуюограниченность, обеспечить разностороннее развитие, профессиональнуюкомпетентность, единство социализации и индивидуализации личности, создатьусловия для её творческой самореализации. В этих условиях меняются приоритетыобразования, которое направлено на самоопределение и самореализацию человека засчёт создания условий для раскрытия, развития и полноценной реализациипотенциала человека.

Литература
 
1.   Педагогика:Учеб./ И.Ф.Харламов. – 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002. – 560 с.
2.    Электронный научныйжурнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Выпуск2006. www.omsk.edu.
3.   Учебноепособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Подред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
4.   СухомлинскийВ. А. Каквоспитать настоящего человека Киев, 1975.
5.    Воспитание. Научныедискуссии и исследования // Сборник научных трудов. Под ред. Е.В. Титовой. –СПб.: РГПУ, 2005.
6.   ЩурковаН. Какупражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965, № 8.
7.   НовиковаЛ.И. Школа и среда. М., 1995.
8.   КабалевскийД.Б. «Воспитание ума и сердца». М.,1984.
9.   НовиковА. Д., МатвеевЛ.П. Теория и методика физического воспитания. М., 1967. Т. 1.
10.  Пискунова Е.В.Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогическойдеятельности учителей. – СПб.: РГПУ, 2005.
11.  Титова Е.В.Педагогическая методология // Актуальные проблемы педагогической науки.Науковедческий аспект. – СПб., 2001.
12.Станкин М.И. Психолого – педагогические основыфизического воспитания. М.,1977.
13.Болдырев Н.И. Нравственное воспитаниешкольников: Вопросы теории. М., 1979.
14. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личностишкольника. М.,1987.
15. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно– эстетическое воспитание школьников. Мн., 1988.
16. Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание:духовная сфера, опыт// Свременная педагогика. 1991. №


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат База данных Бюро знакомств
Реферат Вакуумная перегонка мазута Технологическая схема типовой установки АВТ получаемые продукты и их применение
Реферат Задачи астрономов во время наблюдений солнечных затмений (от 20-х годов ХХ века до наших дней)
Реферат Предпосылки, этапы и перспективы развития теории пластических сдвигов
Реферат Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города
Реферат Повышение эффективности деятельности ООО УСК "Сибиряк"
Реферат Oss, автоматизация сети абонентского доступа, технический учёт, паспортизация, картография, схемотехника, программное обеспечение, база данных
Реферат Страхование - принципы, интересы, риски
Реферат Уполномоченный по правам человека Российской Федерации
Реферат Управління кредитним портфелем комерційного банку на прикладі ВАТ АБ Укргазбанк
Реферат Организация снабжения доготовочного предприятия открытого типа - ресторан
Реферат Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста
Реферат Морально-етичні та художні особливості Вед
Реферат Возникновение украинского казачества. Хозяйственная деятельность казаков
Реферат Разработка автоматической линии для обработки детали типа Вал-червяк