Введение….1. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение…1.1 Личность как социальная система… 2. Структура личности… 3.Основные характеристики личности… 4. Образ жизни личности. Социальные типы личности… 1.5 Социальные роли личности….2. Свойства и индивидуально-типологические особенности Личности…3.Социализация личности….14 Заключение….15
Список литературы…16 Введение. Вся история мировой социальной мысли отражает глав¬ное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятель¬ность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует ка¬чественную определённость общества, но и общество форми¬рует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности фор¬мирует личность.
Особое место в социальной структуре общества зани¬мает человек как основной, изначальный элемент этой струк¬туры, без которого нет и быть не может ни социальных дейст¬вий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организа¬ций. Человек одновременно и субъект и объект всех общест¬венных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы
и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть про¬дукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело оп¬ределяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, кото¬рые определяют общество.
Личность - это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о 4 основных положениях: 1. Личность присуща каждому человеку 2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет 3. Личность –продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции
человеческого существа 4. Личность – индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого 1. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью ( ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью. Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это
человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующий индивида как члена того или иного общества. В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект
познания изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявления личности и общественных условий, в которых она действует. Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей.
Человек, действуя в обществе проявляет себя в самых разных обстоятельствах, в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Например, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других – в современном обществе. Наряду с понятием “личность” употребляются термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Понятие индивид в первые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слова «атом», что означало неделимый. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей.
Этот термин означает и то, на сколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (царь Иван Грозный). Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
2. Личность как социальная система. Общественное и индивидуальное в личности. Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания Характеризуя "личность" имеют в иду "целостность"
, но такую "целостность", которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, с основе созревания которого лежат в соновном адаптивные приспособительные процессы. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего,
супруга, родителя и т.д. Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодаления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе
целенаправленной деятельности. Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. 3.Структура личности Различают статистическую и динамическую структуры личности.
Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие: всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения,
восприятие, мышление, эмоции); социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации); индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности). В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные
компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности
в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. 4.Основные характеристики личности Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов. Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности,
в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед со¬бой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.
Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей. Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетво¬рения человеческих потребностей носит социальный характер, т.
е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Сравним, например, потребность в жилище у животных (нора, берлога, гнездо) и у человека (дом.). Даже потребность в пище . человека социализирована: « голод, который утоляется варе¬ным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной го¬лод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов». Наряду с естественными у человека есть и чисто человече¬ские, духовные, или социальные,
потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребно¬сти (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки). Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стрем¬ления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с ко¬торыми он действует. Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную
деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятель¬ности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребнос¬тей или побуждения другого рода. Познавательная потребность человека проявляется в интере¬сах. Интересы — это активная познавательная направленность че¬ловека на тот или иной предмет, явление или
деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Важный мотив поведения — убеждения. Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых чело¬век не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стре¬мится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они стано¬вятся мировоззрением человека.
Человек живет п действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В кол¬лективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, соз¬даются условия для развития его способностей. Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны — здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды — так называемые межличностные).
Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью автори¬тета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки). В слу¬чаях расхождения самооценки и оценки со стороны других чле¬нов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива
слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают, «затирают»). 5. Образ жизни личности. Социальные типы личности. В рамках анализа жизненной позиции встает вопрос об образе жизни личности. Образ жизни – совокупность типичных форм жизнедеятельности людей, объективно существующих в обществе:
труд, общественно-политическая сфера, образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д. Свои социальные устремления личность реализует в материальной и духовно-идеалогической жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду характеристикой конкретного субъекта, который в рамках данного образа жизни ведет материальную и духовно-идеалогическую жизнь определенной направленности, содержания и активности. Личность – это ученик и соавтор человеческой истории, определенного образа жизни.
Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций жизненного выбора. Она или принимает наличный образ жизни, борется за его укрепление, развитие (занимает активную жизненную позицию); или относится ко всему как к должному, реализует себя в рамках положительной нормы, но не больше (жизненная позиция среднего уровня активности); или только приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя "правилам жизни" микросреды (пассивная жизненная позиция); или в определенных
условиях использует формы деятельности и общения негативного и антиобщественного содержания (негативная и антиобщественная жизненные позиции). Как видно, понятия "жизненная позиция" и "образ жизни" пересекаются и дополняют друг друга. В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и социальную устойчивость как сознательный субъект общественной жизни. Понятие "жизненная позиция" связано с активным, избирательным отношением людей к природе
и обществу, способностью человека делать выбор и принимать решения в тех или иных условиях, в том числе и в рамках определенного образа жизни. Объективными (внешними) условиями самоопределения личности выступает вся совокупность социально-экономических, политических и духовно-идеалогических процессов конкретно-историчесного общества (на уровне общества в целом и составляющих его социальных групп, на уровне региона, на уровне трудового коллектива и семьи). Своеобразными внешними условиями являются также и образы жизни
коллективных и индивидуальных субъектов, с которыми она взаимодействует. Социальные типы личности: 1. "Деятели" – воины, ремесленники, инженеры, педагоги; активное действие, изменение мира, других и себя. 2. "Мыслители" – смотреть, размышлять; оружие – слово. 3. "Люди чувств и эмоций" – деятели литературы и искусства; оружие – интуиция. 4. "Гуманисты и подвижники" – оружие – обостренное чувство ощущения душевного состояния другого
человека, любовь ко всему живому; дело жизни – милосердие. 6 Социальные роли личности. Понятие личности – это совокупность таких психологических качеств индивида как: 1. Отношение к чему-либо. 2. Нормы поведения, взглядов. 3. Ценности. В философии личность человека как таковая не рассматривается, ею надо стать. Личность - это автономная систем, которая может быть независима от общества.
Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности. в её самосознании. Социальные роли – это совокупность требований. предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой конфликт. Социальные роли: Институционализированные: институт брака, семьи, соц. роли матери,
дочери, жены Конвенциональные: принимаемые по соглашению, хотя человек может и не принимать их Основные ролевые характеристики: Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли: 1. Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности. 2. Способ получения: предписанные и завоеванные. 3. Масштаб: часть ролей строго ограничена, часть – размыта.
4. Формализация: деятельность в строго установленных рамках или произвольная. 5. Мотивация: личная прибыль, общественное благо и т.д. Социальная роль состоит из: 1. Ролевого ожидания. 2. Исполнения этой роли. Теория Ч.Кули – Теория общественного зеркала. Суть теории: сравнивая себя с другими, у человека появляется собственное мнение из оценок других людей.
Формирование оценки связано с вознаграждением. Поступки, которые поощряются в человеке могут получить дальнейшее развитие. -Мы анализируем, как к нам относятся люди. -Мы анализируем, как мы относимся к этой оценке. -Мы анализируем, как мы реагируем на эту оценку. При исследовании личности как "элемента" развития социальной системы она получает свою содержательную характеристику через "общественные функции" – роли, которые усваиваются ею в онтогенезе"
. В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности. В связи с этим, для того чтобы выявить специфику проявлений личности в группе, ее вкладов в жизнь группы, необходимо раскрыть природу того пласта и взаимоотношений личности и группы, найти те системные основания, которые определяют динамику и содержние поведения личности.
Для того чтобы проанализировать, как индивид вовлекается в общественные отношения, необходимо четко выделить различные планы исследования системных качеств личности. Так, на пример, исследование существующих у определенной социальной группы представлений о взаимоотношениях между "руководителями вообще" и "подчиненными вообще" – это одна плоскость изучения личности в общественных отношениях; исследование "нормативно-ролевых" отношений между участниками
совместной деятельности – вторая плоскость; изучение отношение между людьми, при которых мотивы одного человека приобретают субъективную ценность, личностный смысл для другого человека еще одна плоскость анализа системных качеств личности в развитии общества. Для решения вопроса о соотношении общественных и межличностных отношений представляется целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в общественных отношениях, условно обозначаемые
как уровни анализа личности в системах "роль-для-всех", "роль-для-группы", "роль-для-себя.". 2. Свойства и индивидуально-типологические особенности личности 2.1. Темперамент Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. оведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности.
Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении. Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента. Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой.
Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность.
Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п. Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства. От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. 2.2. Характер Характер – это своеобразие склада психической деятельности,
проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности. Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные
потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения. Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные
особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект. 2.3 Способности Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. В науке четко разделяют понятия “задатки” и “способности”.
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит
успешность деятельности. Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность. Память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность. Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические,
математические. 2.4. Чувства и эмоции Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции
связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности. Чувство – это наиболее сложной, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта.
Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические. Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека в поведению людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нудно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового. Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего
мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми. 2.5. Воля Воля это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Воля – одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено
до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик. Как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля. Локализация контроля – это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам.
Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю. Экстреналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки. Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества,
может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей. 3.Социализация личности Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к
общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество).
Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: - сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; - изменение себя, "стать как все"; - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности,
когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 1. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Заключение Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личность не "только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования,
привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь.
Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - что значит обладать свободой выбора и нести ее бремя. Список литера
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |