--PAGE_BREAK--
Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника низок." Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь?
Кризис экономики России «переплюнул американскую „великую депрессию“ 1929-1933гг. В обоих кризисах при всех различиях немало общего. Оба — это кризисы методов регулирования экономики. „Великая депрессия“ ознаменовала крах прежней модели экономики и породила (в рамках одной и той же экономической системы) новую модель, с большей социальной ориентацией и множеством „встроенных“ регуляторов, позволяющих уменьшать глубину и социальные последствия циклических кризисов. Российский кризис — кризис системы, что объясняет его большую глубину и трудность преодоления.
Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет структура рыночной экономики. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное — найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.
Рынок — это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. На рынке имеется закономерная взаимосвязь между ценой и спосом, а также между ценой и предложением.
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Согласно закону спроса, потребители обычно покупают большое количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Связь между ценой и объемом спроса отрицательная, или обратная, а спрос графически изображается в виде нисходящей кривой.
Изменения в одной или более из основных детерминант спроса — потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов потребителей, цен на сопряженные товары и потребительских ожиданий — вызывают сдвиг рыночной кривой спроса. Ее смещение вправо означает повышение спроса, а смещение влево — сокращение спроса. Изменение в спросе следует отличать от изменения величины спроса, причем последнее влечет за собой передвижение от одной точки к другой на фиксированной кривой спроса в результате изменения цены рассматриваемого продукта.
Предложение описывается шкалой, показывающей количества продукта, которые производители готовы предлагать к продаже на рынке в течение определенного периода по каждой из возможны цен, по какой этот товар может быть продан. Закон спроса утверждает, что, при прочих равных условиях, производители предлагают к продаже большее количество продукта по высокой цене, чем по низкой. В результате связь между ценой и величиной предложения прямая, а кривая спроса — восходящая.
Изменение цен на ресурсы, технологии производства, налогов или дотаций, цен на другие товары, ожиданий других цен или числа покупателей на рынке вызывает сдвиг кривой спроса на продукт. Ее смещение вправо означает увеличение объема предложения, а смещение влево — сокращение предложения. В противоположность этому, изменение цены данного продукта ведет к изменению величины предложения, то есть к передвижению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения.
В условиях конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректирует цену до того момента, когда величина спроса и величина предложения совпадают. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) — это равновесное количество. Способность рыночных сил синхронизировать решения о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется „уравновешивающей функцией“ цен.
Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного количества (продукта). Связь между изменением величины предложения и вытекающим отсюда изменением равновесной цены обратная, но связь между изменением величины предложения и равновесным количеством (продукта) прямая.
Концепции предложения и спроса распространяются также и на рынок ресурсов.
Маркетинг — это совокупность сложившихся в мировой практике методов изучения рынков, выявления идей, новых потребностей и их материализации в виде новых товаров, маркетинг — это инструмент умелой, гибкой организации системы производства и сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий; маркетинг — это предпринимательская философия. Благодаря маркетингу выявляются потребности рынка, спрос отдельных групп покупателей, формируется превращение покупательной способности региона в конкретный спрос на данный товар или услугу; маркетинг — это интегрированная целевая философия производителей, целиком ориентированная на потребителя, на его примат на потребительском рынке.
Ориентироваться на потребителя — значит изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения. При этом товары и услуги — это лишь средства для достижения цели. С позиций интегрированного маркетинга координируются все виды деятельности, связанной с товарами и услугами: финансирование, производство, конструирование, исследования и разработки, управление запасами и маркетинг. Цель маркетинга — создавать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать системы организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышения конкурентоспособности товаров с целью получения максимальной прибыли.
В настоящее время 90% компаний * промышленности, торговли и сферы услуг в США, ФРГ и Великобритании в той или иной форме осуществляют рыночные исследования. Активное использование методов маркетинга (особенно таких, как способы согласования производства и сбыта, исследования покупательского спроса, использование достижений НТП для обновления ассортимента и постоянного совершенствования продукции, реклама) способствует росту конкурентоспособности на рынке.
1.3. Типы рыночной экономики.
Современный рынок имеет довольно сложную структуру. По широте охвата различаются локальные, национальные и. международные рынки. Объектом купли — продажи могут быть потребительские товары или ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него. Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены, на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовершенной конкуренции. Цены на рынке могут складываться в процессе как личного, так и безличного контакта
С точки зрения зрелости рыночных отношений можно говорить о формирующемся (Россия, Украина) и о развитом (США, Англия, Швеция и др.) рынках. Можно выделить две модели развитого рынка: американскую и шведскую.
Американская модель характеризуется минимальным вмешательством государства в экономику, незначительной долей государственного сектора, ориентацией на свободное предпринимательство и свободный рынок и минимальную (относительно) социальную защиту населения.
Шведская модель — высокая социальная защищенность населения, значительные социальные расходы государства, базирующиеся на высоких налогах, значительное перераспределение национального дохода через госбюджет и в то же время опора на частную собственность, конкуренцию. Ее часто определяют так: «Социализм — в распределении, капитализм — в производстве».
Можно говорить и о других моделях (лионской, германской и др.). В России складывается своя модель современного рынка, в максимальной степени отражающая ту историческую ситуацию, в которой мы живем.
Инфраструктура рынка — это взаимосвязанная система институтов, организаций, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции.
Известно, что рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок – система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.
Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.
Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.
Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными функциями:
– снижение степени риска благодаря различным видам страхования, аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным услугам;
– ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи. Одним из важных факторов, оказывающих решающее воздействие на скорость оборота средств, является быстрая и бесперебойная работа банковской системы по приему, переводу и выдаче платежей различных экономических субъектов;
– развитие предприятий за счет расширения деятельности аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий.
– содействие маркетингу по доведению товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, использование прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков.
Сущность инфраструктуры можно определить как комплекс специфических трудовых процессов по производству услуг, обеспечивающих обмен деятельностью в производстве и жизнедеятельности человека. Таким образом, основным признаком инфраструктуры является производство услуг.
Однако взаимоувязка деятельности инфраструктуры отраслей и комплексный подход к развитию инфраструктуры не обеспечивался никогда. Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей ее воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения.
Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна народнохозяйственному планированию.
Политическое назначение рыночной инфраструктуры заключается в создании стабильно функционирующего хозяйственного комплекса, чутко реагирующего на косвенные управляющие воздействия со стороны государственных учреждений. Кроме того, государственные предприятия и организации, активно участвующие в деятельности рыночной инфраструктуры, определяют характер производственных отношений и непосредственно проводят в жизнь меры национальной экономической политики.
Социальное назначение рыночной инфраструктуры выражается в расширении возможностей занятости населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему места в системе общественного разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих разного рода услуги, состоит в том, что для занятия ими требуются не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход.
Многие предприятия совмещают деятельность, относимую к услугам рыночной инфраструктуры, с производством товаров и оказанием массовых услуг. Поэтому к объектам рыночной инфраструктуры могут быть отнесены все те предприятия, которые выполняют какую- либо функцию рыночной инфраструктуры. В условиях рынка потребность в различных услугах, обеспечивающих совершение каждой сделки, очень велика. Рыночная инфраструктура – это система, создающая условия для свободного обмена ресурсов – финансовых, трудовых, товарных, сырьевых, информационных, технологических, интеллектуальных.
Для своевременного и полноценного развития сферы инфраструктурного комплекса, на наш взгляд, должна быть выработана программа действий по следующим направлениям:
– создание благоприятных условий для конкуренции предприятий;
– стимулирование предприятий для решения основных задач экономического роста и безусловное выполнение возложенных на них функций;
– привлечение иностранных инвестиций для приоритетного развития объектов рыночной инфраструктуры;
– решение проблем получения образования с учетом требований рынка, обеспечивающего право и возможности работать по специальностям, в которых нуждаются объекты рыночной инфраструктуры.
В настоящее время в действует большое количество объектов рыночной инфраструктуры – банки, фондовые и товарные биржи, аудиторские, консалтинговые, страховые, лизинговые, рекламные, информационные, телекоммуникационные, маркетинговых исследований компании. Однако разработка и внедрение ряда необходимых звеньев инфраструктуры как целостной системы пока еще не завершены.
На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое пространство между производителями и потребителями; ее функционирование обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.
На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.
На рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов.
Инфраструктура кредитного рынка — это современная двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.
Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.
Следующий элемент инфраструктуры – это законодательство, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы превращает рынок в «дикий», а экономику делает криминальной.
Мы рассмотрели основные элементы инфраструктуры рынка. Еще раз отметим, что рынок не может нормально функционировать без развитой инфраструктуры. Поэтому перед странами, входящими в рынок, а значит, и перед нашей страной стоит задача создания рыночной инфраструктуры.
2. Объективная необходимость перехода России к рыночной экономике.
2.1. Изменение формы собственности – экономическая основа формирования рыночной экономики.
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Однако собственность обладает двуединым способом своего существования: экономическим и юридическим. Экономические и правовые отношения собственности тесно взаимосвязаны и взаимно друг друга обусловливают. Правовые отношения собственности выступают формой выражения, существования и закрепления в законодательных и нормативных актах экономических отношений. Можно сказать, что право собственности выступает как результат и как предпосылка экономических отношений собственности. В качестве предпосылки оно выступает в связи с тем, что, вступая в экономические отношения, хозяйственные субъекты должны учитывать наличие правового пространства, которое навязывает определенным образом линию их поведения. Устанавливая хозяйственные связи, субъектам следует помнить о закрепленных законами правах собственности. Право собственности тем не менее не может игнорировать реальные объективно изменяющиеся под воздействием научно-технического и социального прогресса и других факторов экономические отношения. Эти отношения на тех или иных этапах своего развития вынуждены выходить за рамки права, если последнее не отражает изменившейся ситуации и выступает тормозом экономического развития.
За примерами не надо далеко ходить. Всего лишь несколько лет назад лица, осуществлявшие перепродажу товаров, могли привлекаться к ответственности за спекуляцию. Здесь налицо вступление, в противоречие с правом собственности экономического отношения присвоения, ибо закон предписывал возможность приобретения в собственность блага исключительно с целью собственного его использования и запрещал уступку права собственности на него путем перепродажи. Однако, игнорируя закрепленные законом правовые нормы, люди, исходя из сложившихся объективных экономических условий и потребностей, осуществляли присвоение дохода от перепродажи тех или иных товаров. Существующее ныне законодательство узаконило акты перепродажи благ и тем самым юридические закрепило правовую норму, разрешающую данную форму присвоения.
Итак, собственность, в экономическом смысле этого слова, выражает объективно складывающиеся экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, в которых реализуется присвоение тех или иных благ. Так, человек, обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма, присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Предприниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая в аренду землю, присваивает ренту. Кредитор, выдавая ссуду, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хозяйственные отношения с другими собственниками, реализует свою собственность в определенной экономической форме: заработной платы, прибыли, ренты, процента, т.е. в той или иной форме дохода.
Право собственности закрепляет, фиксирует и регулирует отношения людей к вещам, и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в то же время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения, ибо закрепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической форме наращивания собственности, богатства. Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в отношениях распоряжения, владения и пользования.
Например, земельный собственник обладает исключительным правом на землю. Он свободен в отношении того, как ему распорядиться своей землей, кроме ограничений, закрепленных законодательными актами в отношении нанесения ущерба обществу, другим гражданам или хозяйственным субъектам. Арендатор земли обладает абсолютным правом, если его хозяйственная деятельность не ограничена никакими рамками, и он абсолютно свободен в выборе способа ведения хозяйства и в производстве продукции.
Но если арендатор, получив землю, ограничен определенными условиями ведения хозяйства, способа эксплуатации земли и других объектов, то он обладает относительным правом собственности, т.е. он не свободен абсолютно в отношении объекта хозяйствования.
В качестве реальных отношений абсолютного и относительного права могут служить лизинг (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений производственного назначения) и рейтинг (краткосрочная аренда машин и оборудования). В первом случае арендатор обладает абсолютной свободой в отношении способов, форм и условий эксплуатации техники и сооружений. Во втором — в связи с краткосрочностью передачи права пользования техникой собственник ограничивает абсолютное право арендатора определенными оговорками и предписаниями по эксплуатации техники. Следовательно, последний обладает только относительным правом.
Окончательное и бесповоротно судьбоносное решение в пользу рыночной экономики провозглашено уже давно. Но политические и пропагандистские разъяснения смысла этого решения на редкость невнятны. Что подразумевается под рынком, зачем он нам, чем нехороши уже созревшие плоды радикальной хозяйственной реформы — обо всем этом ни прочесть, ни услышать. У недавних же властителей умов — экономических публицистов — рынок трактуется то как репрессивный аппарат, принуждающий людей «вкалывать», то как способ вытеснения избыточного, по оценкам писателей, начальства, окопавшегося -в руинах «административно-командной системы», то как средство подавления общественных иждивенцев, пожирающих якобы слишком много перловки и картофеля. Ликования по поводу грядущего усиления подоходного и имущественного неравенства и жалобы на избалованность советских людей даровыми благами отпугивают народ от рыночных реформ и, что гораздо хуже, воодушевляют мошенников и бандитов.
Собственническая ответственность и конкурентный режим хозяйствования, разумеется, изменяют мотивации к труду и управлению и в чем-то их усиливают. Дело, однако, не столько в интенсивности хозяйственных интересов, сколько в их направленности. Леность и разгильдяйство нельзя устранить ни рынком, ни планом; недалекие хитрованы и увертливые плуты будут процветать в рыночной среде так же хорошо, как во всякой иной. Рынок ценен другим: он систематически, гибко и оперативно задает хозяйствующим субъектам экономические нормативы (цены), ориентация на которые обеспечивает настройку производства на общественные потребности, поскольку они выражаются в денежном спросе, и на наилучшую, наиболее экономную и продуктивную комбинацию факторов производства.
Рынок способен выполнять эти функции лишь при определенных технологических и организационно-экономических условиях. Главные из них — «выпуклость производственных возможностей» на каждом из хозяйственных объектов и «совершенная конкуренция». продолжение
--PAGE_BREAK--
«Выпуклость» — это все та же пресловутая убывающая отдача последовательных затрат. Если в какой-либо сфере деятельности каждая последующая затрата продуктивнее предыдущей, конкурентный рынок невозможен по той простой причине, что весь отраслевой выпуск сконцентрируется в одном предприятии. Речь идет не о невозможности производственных систем, реализующих «возрастающую отдачу на масштаб» (такие системы известны: это транспорт, связь и многие другие отрасли инфраструктуры) — речь о том, что коммерческие ориентиры хозяйствования там не нужны и неуместны. Это общественная монополия, которая должна управляться, сознательно ориентируясь на общественную пользу. Коммерческие критерии деятельности здесь одинаково вредны и для эффективности хозяйствования, и для социальных условий жизни.
Вот пример из злобы дня. Городские метрополитены жаждут у нас стать «самоокупаемыми». Это в их силах — надо только повысить тариф. Часть пассажиров будет вытеснена на наземные виды транспорта и при уменьшении пассажиропотоков себестоимость пассажиропоездки возрастет ввиду очень высоких постоянных (не зависящих от объема движения) издержек подземных железных дорог. Таков результат с позиций экономической эффективности. Увеличится загрузка наземных магистралей, загазованность воздушных бассейнов городов, толчея и пробки на улицах — это социальные последствия. Пострадают и бедняки, предпочитающие метро как самый дешевый и надежный транспорт, и дамы, имеющие привычку прогуливаться с собачками по бульварам, и даже хозяева персональных машин, которым будут досаждать пробки на перекрестках и теснота на улицах. Мораль для всех одна — не надо внедрять рынок там, где ему не место.
Сказанное здесь мельком о тарифах служит одним из мотивов «экономики благосостояния» — теоретического направления, бурно развивавшегося в период 20—60-х годов уходящего века. «Экономика благосостояния» — это систематизированная коллекция ситуаций, в которых рыночная самоорганизация недостаточна для правильного использования ресурсов и композиции наилучших составов выпуска, а также поиск средств экономической политики, способных нейтрализовать несовершенства рынка. Марксистское крыло социалистических движений и социалистической мысли относилось к этим идейным поветриям с недоверием и настороженностью. А зря. Здесь мы ведь находим всесторонне обдуманные и тщательно обоснованные доказательства вредности рынка, если он не контролируется и не сдерживается обществом (государством). Бурное развитие концепций благосостояния, несомненно, отражало важные сдвиги в производительных силах, итог которых выражался в сокращении сфер хозяйствования, где свободное взаимодействие частных интересов ведет к общему благу.
Однако в 60-х годах в наиболее развитых в технико-производственном отношении странах начался ренессанс мелкого производства, индивидуальных и мелкогрупповых форм хозяйствования. К сожалению, нет исчерпывающего и ясного объяснения причин — технических (информатизация), организационных или социально-психологических — этого феномена. Бурный рост мелкого бизнеса, его вторжение в сферы, где он, казалось бы, не может быть конкурентоспособен, имели кардинальные последствия и для экономической политики (либеральные доктрины рейганомики и тэтчеризма), и для экономической теории. Принципы кейнсианского регулирования потеснились, уступив место чикагскому (или «новому») монетаризму. Теоремы «экономики благосостояния» сильно скомпрометированы построениями «теории прав собственности», не без остроумия доказывающей, что внешние, т. е. не калькулируемые в издержках и доходах, эффекты хозяйственной деятельности — положительные и отрицательные — установятся на оптимальном уровне и без постороннего вмешательства, на частно-контрактной основе, если только «трансакционные издержки» (издержки поиска контрагентов и заключения контрактов) не слишком велики. За государством в лучшем случае остается роль организатора информационной инфраструктуры.
Эти новомодные веяния в условиях бурных, хотя и не очень понятных, общественных преобразований легко проникли в Восточную Европу, возродив и здесь веру в конкурентный рынок как наилучшую из возможных модель организации хозяйства. Вовсе не ясно, созрели ли восточноевропейские страны в техническом и иных отношениях к возрождению мелкотоварного сектора в масштабах, сравнимых с его экспансией в постиндустриальных экономиках. Но с модой не поспоришь, особенно когда она приходит с Запада.
Если законы развития производительных сил и организационных принципов хозяйствования универсальны, экономическая либерализация рано или поздно станет необходимостью, а не бездумным подражательством. Перспектива возрождения конкурентных принципов хозяйствования ставит проблему соотношения эффективности и справедливости вовсе не так драматично, как ее изображают обе противоборствующие на страницах печати и экранах телевизоров стороны — и оголтелые маркетизаторы, начитавшиеся псевдомарксистских комиксов, а потом перевернувшие у себя в голове все инвективы наизнанку, и их оппоненты из ОФТ или Российской компартии.
«Совершенная конкуренция» — теоретическая идеализация, фиксирующая свойства рынка, при которых он максимально эффективен экономически. Эти свойства не так уж противоречат представлению о социальном равенстве. Среди них следующие.
1. Неограниченное количество продавцов на каждом товарном рынке, так что никто порознь или в какой-либо коалиции не в состоянии произвольным варьированием поставок или индивидуального предложения повлиять на цену. Независимость цены от действий производителя реализует безличный контроль общества — как покупателей, так и иных поставщиков,— над каждым производителем. Если он хочет разбогатеть, ему не остается ничего другого, как снижать издержки и увеличивать объем безубыточного производства; но и здесь его шансы невелики, поскольку к этому же стремятся и все остальные. Конкурентный рынок — это институт демократического, всенародного управления производством. Уже это делает его социальной ценностью, особенно по сравнению с нынешним состоянием социалистических экономик, где концентрация производства и централизация сбыта позволяют производителю (поставщику) управлять ценой, т. е. самочинно определять условия своих коммерческих успехов. Нынешний развал обусловлен не слабостью коммерческих мотиваций, а их имплантацией в среду монополистических производителей и торговцев. Для монополиста увеличить прибыль легче легкого: надо сократить поставку, это вынудит рост цены, а производственные издержки, конечно, уменьшатся. Устранение «диктата производителя», т. е. преобразование монопольных рынков в конкурентные, было бы величайшим социальным благом. Беда только в том, что конкуренцию нельзя ввести декретом и постановлением пленума о «вхождении в рынок». Чем старательнее внедряются коммерческие критерии в монополизированные производственные и торговые структуры, тем тягостнее для народа гнет хозяйственных корпораций. Восстановление этических ценностей конкурентного хозяйствования и норм добропорядочной коммерции может занять время, сравнимое с шестью десятилетиями подавления мелкотоварного сектора — носителя этих ценностей.
Непрерывный общенародный референдум — голосование рублями за наилучшую структуру производства — эффективен, если рублевые «голоса» отражают действительные общественные потребности. При слишком большой дифференциации доходов может случиться и так, что«референдум» покажет высокий спрос на кошачьи лакомства и отсутствие потребности в лекарствах для стариков. Некоторая степень равенства в распределении — необходимое условие того, чтобы рынок стал институтом хозяйственного самоуправления. Миф о чрезмерной якобы уравнительности нашей системы распределения доходов — просто вранье, препятствующее, между прочим, и эффективному функционированию рынка.
2. Равные условия доступа для всех к любым ресурсам, технологиям и видам деятельности. «Равные» не значит «свободные»: землю или долговременные воспроизводимые факторы производства надо арендовать или купить, денежный капитал — занять, труд — оплатить. «Равные условия доступа» означают единство цен проката или продажи производственных факторов и равный доступ к кредитам. В этих условиях любой может заняться предпринимательством (если только кредитор или арендодатель не найдет оснований подозревать его в нечестности). Предприниматель — это ведь не обязательно собственник и, как правило, не собственник. Это тот, кто орудует заемным капиталом, наемным трудом, арендованными природными факторами, надеясь на доход, который позволит нанять новые деньги и дополнительных рабочих. Это одновременно тот, кто довольствуется, как правило, доходом, равным зарплате наемного менеджера соответствующей квалификации, опыта и репутации, а нередко не получающий и того. Тогда дело ликвидируется, а несостоявшийся капиталист отправляется работать по найму, хотя бы временно. Предпринимательство — не привилегия, и потому само по себе ничего социально несправедливого не содержит. Натурам созерцательным и склонным к сибаритству лучше бы работать по найму. А вот тот, у кого не хватает воображения, как занять свой досуг, пусть займется самоэксплуатацией, открыв фотографию на углу или кофейню в подвале. Чем больше этих суетных и честолюбивых людей, тем меньше у каждого из них шансов выбиться в Рокфеллеры; а если уж кому повезет — что ж, в этом ничтожном шансе и состоит внешний стимул к предпринимательству.
При нашей привычке к блату и кумовству шансов на быстрое развертывание предпринимательской деятельности немного. Свободное предпринимательство тормозится несовершенством не столько законов, сколько нравов. Всюду мафиозные компании, оберегающие доступность производственных ресурсов (приватизированных или государственных) только для «своих» и для «нужных». В такой среде конкурентное предпринимательство немыслимо, а всякий коммерчески ориентированный бизнес, мелкий или крупный, обязательно становится монополистическим жульничеством.
Подлинно трудные проблемы обнаруживаются, если мы примем во внимание, что конкурентные принципы ценообразования охватывают не только готовые продукты и вещные факторы производства, но и личный фактор — рабочую силу, труд. Не воспринимается справедливым, когда некоторые профессии вдруг (или мало-помалу) теряют значение, «обесцениваются», и профессионально-квалификационная группа, привычная к определенному уровню дохода, беднеет по не зависящей, очевидно, от нее причине. В момент выбора трудовой карьеры никто ведь не предупредил (и не мог предупредить) людей о грозящем им в будущем несчастье. Слепой случай, непредвиденные капризы конъюнктуры — это несправедливость, особенно на фоне роста доходов других профессиональных групп, которые ведь ничем не заслужили улучшения конъюнктуры в сферах приложения их труда.
Горизонтальная (межпрофессиональная и межотраслевая) мобильность труда — необходимое условие правильного функционирования конкурентного рынка. Она создается условиями индустриального производства, неизмеримо облегчающего перемену профессий по сравнению, скажем, с цеховым ремеслом. К сожалению, в нашем индустриальном развитии мы слабо использовали мобильность индустриального труда, настойчиво, хотя и безуспешно, борясь с текучестью, возводя в доблесть пожизненную прикрепленность к профессии и даже к рабочему месту. Это неестественно. Кстати сказать, однажды в аэропорту я разговорился со. случайной попутчицей, не очень молодой уже англичанкой. Вот ее трудовая карьера (боюсь, я запомнил не все): 1) школьная учительница; 2) мастер-контролер электролампового завода; 3) оформитель сцены в каком-то театре; 4) токарь по металлу («Примерно ваш пятый разряд» — сообщила она с гордостью); 5) в момент беседы она была дилером по продаже компьютеров. Опыт жизни в рыночной экономике сообщает и работающим по найму что-то от авантюризма предпринимателей: они без сожаления бросают привычное дело и берутся за любую профессию. Это опять-таки вопрос общественно-санкционированных стереотипов поведения, а не только развитости системы подготовки кадров и т. п.
Конечно, наши порядки предоставления и пользования жильем и детскими учреждениями, отраслевая структура профсоюзов и т. п. сдерживают межпрофессиональные и межотраслевые перемещения трудящихся, создавая ненужное напряжение на рынке труда. В принципе, однако, колебания рыночных оценок труда разных профессий ни в какой мере не являются социальной трагедией. Лишь бы вообще спрос на труд оставался достаточным. И тут мы сталкиваемся с подлинной коллизией, не разрешимой в рамках рыночной экономики.
Ставка оплаты труда — это стоимость предельного продукта, т. е. того продукта, который может быть получен при употреблении добавочной единицы труда (скажем, человеко-часа) без увеличения объема используемого капитала и прочих производственных факторов. Она велика, если обширны накопления капитала, и систематически растет при техническом прогрессе так называемого трудосберегающего типа. Контртенденции порождаются ростом трудовых ресурсов и капиталосберегающим техническим прогрессом.
Под влиянием динамики труда и капитала, а также в зависимости от типа технического прогресса (не говоря уже о циклах конъюнктуры) ставка заработной платы, определяемая рыночными принципами, может упасть ниже уровня, принятого в обществе за «достойный». Это значит, что на «достойных» условиях может быть занят не весь наличный ресурс рабочей силы. Работа могла бы быть предоставлена всем, но только в том случае, если все согласятся работать при оплате меньшей, нежели достигнутая в прошлом, ставшая обычной и признаваемая обществом «справедливой». Это то, что в неоклассической литературе называется «добровольной безработицей». Те, кто остается занятым, не желают, чтобы им снизили ставки до уровня, при котором бизнес сможет рентабельно использовать избыточную рабочую силу. «Добровольность» оставшихся за пределами производства ограничена тем, что они пробавляются случайными приработками у хозяев, не желающих платить стандартную (или даже законную) ставку оплаты. Остается добавить, что попасть в «добровольные безработные» — дело случая; ничто не гарантирует, что избыточными останутся наименее прилежные и умные.
Рыночное определение ставки оплаты труда, деля людей, быть может, одинаковых во всех отношениях, на занятых и безработных, явно несправедливо. Общественное мнение считает несправедливым и неприемлемым также и понижение норм оплаты труда до уровня, который мог бы обеспечить полную занятость. Между тем с воспроизводственной точки зрения полная занятость всегда эффективнее: безработные, привлекаемые к труду, хоть насколько-нибудь увеличили бы общий выпуск, что позволило бы повысить энергию накопления и приблизить момент рассасывания кризиса. К сожалению, это приращение выпуска недостаточно для оплаты всех занятых по сложившимся стандартам оплаты труда.
Безработица — главный порок рыночной экономики. Различные компромиссы, связанные с содержанием безработных за счет средств казенной или частной благотворительности наравне с инвалидами или больными и нетрудоспособными, представляют экономическую потерю, не устраняя вместе с тем и несправедливость.
Наличие разнообразных форм собственности объективно обусловливает необходимость экономической их реализации через продажу товаров и присвоение доходов в разнообразных опять-таки экономических формах (заработной платы, прибыли, ренты, процента). Это в свою очередь ведет к установлению экономических взаимосвязей между обособленными собственниками — товаропроизводителями. Рыночные механизмы позволяют выявить наиболее жизнеспособные формы собственности применительно к определенным отраслям и сферам хозяйственной деятельности на том или ином этапе социально-экономического развития общества.
При этом надо признать, что современное производство, достигшее высокого уровня обобществления, характеризуется взаимной дополняемостью функционирования многих форм собственности. В частности, на основе корпоративной собственности функционируют многочисленные производственные, научно-производственные, производственно-торговые и другие виды объединений. Последние, несмотря на колоссальные масштабы своей, хозяйственной деятельности, вынуждены прибегать к кооперационным соглашениям с предприятиями, базирующимися на индивидуальной, партнерской, коллективной, государственной формах собственности, на поставку им тех или иных полупродуктов, полуфабрикатов либо привлекать их к сотрудничеству в области продвижения товаров к потребителю, проведения тех или иных технических, экономических или рыночных исследований. Поэтому современные социально-экономические системы базируются на смешанной экономике, способной к реализации ускоренных структурных сдвигов, достижений научно-технического прогресса, новых организационно-управленческих форм функционирования различных видов хозяйственной деятельности.
Наконец, развитие товарно-денежных отношений обусловлено не только многообразием форм собственности, но и наличием опосредованных форм реализации отношений присвоения через владение и распоряжение. Реализация отношений собственности предполагает развертывание коммерческих отношений между кредиторами и заемщиками, землевладельцами и арендаторами, между владельцами и распорядителями ценных бумаг. Вне отношений владения и распоряжения невозможно объяснить многие экономические отношения современного общества.
2.2. Противоречия переходного периода к рыночной экономике.
Россия и другие постсоциалистические страны в ходе проводимых экономических преобразований осуществляют переход от административно-командной системы к системе подлинной рыночной экономики. В первое время преобладала точка зрения, согласно которой на этот переход потребуются годы. Теперь уже стало ясно, что он растянется на десятилетия. В этих странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная, экономическая система, или экономика переходного периода. Выделение в качестве самостоятельного, особого — переходного — состояния экономики связано не столько с продолжительностью процессов преобразований, сколько с их специфическими характеристиками. Переходная экономика не может быть полностью и корректно описана и проанализирована с помощью категорий, институтов и механизмов рыночной системы, а тем более — в терминологии плановой системы. Не являясь плановой, переходная экономика еще не приобрела все характеристики аутентичной рыночной экономики. В ней присутствуют и действуют элементы и механизмы обоих типов системы, нередко нейтрализуя друг друга.
Вообще говоря, переходные состояния общества были характерны и для более ранних стадий развития человечества. Так, в истории можно выделить следующие переходные периоды: переход от аграрного к индустриальному обществу, от индустриального к постиндустриальному, от феодализма к капитализму, от «рынка» к «плану» и т.п. Общим для всех переходных периодов является качественное изменение в основах общества, движение к новой экономической организации. В этот период происходит регресс, стагнация и, в конце концов отмирание одной экономической системы и возникновение и развитие системы нового типа.
Сущность современной переходной экономики постсоциалистических стран состоит в переходе от системы, созданной и функционирующей по «идейному проекту» и в соответствии с замыслами и волей некоего «управляющего центра», к системе, развивающейся более или менее спонтанно, на базе экономических законов и закономерностей. Иными словами, в течение переходного периода ожидается перевод бывшей плановой системы в кардинально иной, противоположный исходному, режим функционирования.
Для переходной экономики можно выделить ряд особенностей, важных для понимания ее специфики. Прежде всего это относится к глобальности происходящих изменений, которые охватывают преобразования буквально всех сегментов общества. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населения, институции и право.
Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, т.е. взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов и подсистем. В одних доминируют элементы, характеристики, закономерности исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии — рыночной системы, в третьих — некий симбиоз элементов двух систем.
Динамические процессы изменений проходят в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому для экономики переходного периода характерны изменчивость и неустойчивость.
2.3. Роль рыночной экономики в развитии экономики России на современном этапе.
Прежде всего следует отметить, что процесс трансформации плановой системы является исключительно сложной и объемной задачей, охватывающей буквально все слои и сегменты общества. Трудно даже просто перечислить все стоящие проблемы. Некоторые из них известны, другие могут возникнуть в дальнейшем, на пути продвижения к рынку. В настоящее время обычно выделяют следующие задачи в экономической сфере, которые предстоит решить в переходный период: изменение отношений собственности, которое предполагает, во-первых, передачу функций по непосредственному управлению предприятиями с государственного уровня на уровень самих предприятий и, во-вторых, приватизацию, т.е. смену собственника путем трансформации государственной собственности в частную; формирование рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей; демонополизация экономики в качестве важнейшей предпосылки развития конкуренции и достижения рыночного равновесия; либерализация цен путем снятия государственного контроля за ценообразованием и создания условий для формирования цен в соответствии с изменениями спроса и предложения; финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения объема денежной массы в обращении; реформа системы социальной поддержки населения, которая помогла бы адаптироваться людям к новым условиям рыночной экономики; структурные преобразования, включающие, в частности, изменения структуры конечного спроса и «подстройку» производства к новой структуре спроса, повышение гибкости производства, его восприимчивости к изменениям спроса и технологическим нововведениям; правовое закрепление происходящих изменений в виде системы законов, норм хозяйственной деятельности и т.д.
Трансформационные процессы в экономике России и других постсоциалистических стран уже образуют известную историю — недостаточную еще для кардинальных выводов, но позволяющую сделать некоторые промежуточные обобщения. Это относится и к проблеме взаимосвязи в переходных процессах теории и практики. В самом общем виде соотношение теории и практики в историческом процессе имеет достаточно традиционное, можно сказать аксиоматическое решение. Реальные экономические процессы являются основой теоретических обобщений, критерием истинности, научности тех или иных концепций. В свою очередь, сформировавшиеся теории имеют огромное значение для практики: во-первых, они, как бы «высвечивая» общие контуры функционирующей системы, облегчают управление ею; во-вторых, они выделяют определяющие тенденции в движении экономики, т.е. указывают необходимые ориентиры для этого управления; в-третьих, благодаря своей эвристической функции наука способна формулировать (в виде научных гипотез) и относительно отдаленные горизонты развивающейся экономики.
Вышесказанное характеризует не только особенности взаимодействия теории и практики в российской переходной экономике, но и прежде всего те трудности, которые возникают в этой области. И когда мы говорим о шансах российской экономики, то их позитивное видение связано с эффективным использованием теоретической компоненты. Но указанные трудности означают, что экономическая теория должна решать сегодня более широкий и сложный, чем обычно, круг задач. продолжение
--PAGE_BREAK--