1. МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ НТП
2Принципы экономического стимулированияНТП. 0 Стимулирова-
ние — наиболее динамический элемент управления,связанный с
воздействием на интересы участников процесса «исследование
- производство», их осознанные социальныепотребности, в
результате чего они ускоряют НТП из внутренних побуждений,
а не только по указанию свыше.
Стимулирование научно-технического прогресса - создание
преимуществ в удовлетворении экономических исоциальных ин-
тересов организацй и предприятий, разрабатывающих иосваи-
вающих новую высокоэффективную технику. Егоорганическая
составная часть — экономическое стимулирование - представ-
ляет собой установление соответствия междухозрасчетным до-
ходом предприятий и НТО и их реальным вкладом в достижение
эффекта НТП, решение научно-технических проблем.
Механизм экономического стимулирования НТПвключает его
основные принципы (комплексность, перспективность, норма-
тивный характер, гласность) и формы (налогообложение,фон-
дообразование и финансирование, кредитование,установление
цен и других экономических нормативов, организация оплаты
труда, экономическая ответственность, страхованиериска).
Комплексность стимулирования НТП предполагаеторганичес-
кое единство систем премирования по итогамнаучно-техничес-
кой и производственной деятельности. Эти системыимеют об-
щий источник (хозрасчетный доход), сопоставимыеоценочные
показатели (прирост прибыли, снижение себестоимостии т.д.
Однако это не должно означать растворение фондовпоощрения
за создание и освоение нововведений в едином фонде оплаты
по труду, используемом на премирование по итогамтекущей
хозяйственной деятельности, вознаграждения поитогами года
и т.д. Результаты НТП оцениваются с учетом срокаокупаемос-
ти нововведений (в среднем — 2 года), премируютсялишь не-
посредственные участники их разработки и освоения,при этом
учитывается не только экономический, но и другиевиды эф-
фекта НТП. Стимулирование НТП предполагает какматериальное
и моральное поощрение, так и соответствующее наказание -
уменьшение фондов оплаты и социального развитияколлекти-
- 3 -
вов, выпускающих устаревшую и малоэффективнуюпродукция, их
роспуск.
При организации стимулирования следует учесть,что уско-
рение НТП предполагает развитие не только науки итехники,
но и социально-экономических отношений, в том числевнутри-
коллективных. Наука как объект стимулированияотличается
универсальностью своего языка и методов, а использование
техники и технологии во многом связано соспецификой инте-
ресов и традиций данной страны, региона, трудовогоколлек-
тива. Если на микроуровне стимулируется отдельноенововве-
дение как клеточка НТП, процесс последовательнойсмены эта-
пов цикла, то на уровне предприятия, не говоря уже онарод-
ном хозяйстве в целом, стимулировать следует нетолько от-
дельные мероприятия НТП, но прежде всего структурныесдвиги
в экономике, процесс обновления производстиа вцелом вклю-
чая преобразование техники и технологии, организациипроиз-
водства и управления, культуры и квалификацииработников.
Перспективность в стимулировании НТП требуетучета не
только годового хозрасчетного, но и народнохозяйственного
экономического эффекта за весь срок использованиянововве-
дения. При этом особо поощряется создание иосвоение новых
поколений техники и технологии, а такжеконкурентоспособных
нововведений, не уступающих высшему мировому уровнюв дан-
ной области. До сих пор премии за новую технику впромыш-
ленности составляли всего 2-3% общей суммыпоощрений, что
делало ускорение НТП второстепенной задачей посравнению с
перевыполнением планов по обьему реализации иприбыли. Доля
вознаграждений изобретателей в полученном эффектесократи-
лась за последние 15 лет в три раза (до 1%).
Нормативный характер стимулирования предполагает уста-
новление прямой связи между фактическим экономическим эф-
фектом НТП (при соблюдении социальных иэкологических тре-
бований) и величиноЙ прпремий. Это означает такжестимули-
рование в реальном, а не календарном масштабевремени (за
конкретный результат, а не за квартал), отменурегрессивной
шкалы, при которой наибольшая премия (в процентахк сумме
экономии) причитается за мелкие нововведения. Все выплаты
до освоения новшества носят авансовый характер. В то же
время норматив отчислений от эффекта НТП в фонд премирова-
— 4 -
ния в рамках НТ0 целесообразно дифференцировать взависи-
мости от типа ноиовведений (направления НТП), новизны тех-
ники в сравнении с мировым уровнем, еенароднохозяйственной
значимости. Источником прибыли может стать нетолько пони-
жение затрат и изменение цен, но и формированиеновых об-
щественных потребностей, радикальная смена номенклатуры
продукции.
Гласность поощрения означает, что его условия должны
быть известны коллективу до начала работы. Распределение
соответствующих фондов между работниками на основепринятых
на данном предприятии положений — дело самогоколлектива.
По его решению могут поощряться другие коллективы иотдель-
ные лица, содействоваваие успеху нововведения.
Стимулирование НТП связано с экономическими методами
упиравления природоохранной деятельностью. Устаиавливаемые
предприятиям нормативы платы за природные ресурсы стимули-
руют их рациональное и комплексное использование.Становит-
ся выгодным применять ресурсосберегающие технологии,извле-
кать из каждой тонны оплаченных ресурсов как можнобольший
доход. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в
природную среду заинтересовывают коллектив виспользовании
техники, сокращающей эти выбросы. При превышениидопустимых
норм и аварийных загрязнениях взимается в несколькораз по-
вышенная плата за счет хозрасчетного доходаколлектива.
2Финансированип НТП. 0 ФинансированиеНТП включает формиро-
вание и использование специальных фондов дляускорения НТП
на всех уровнях управления. По своей экономическойприроде
эти фонды являются частью общественных издержек производс-
тва и служат формой их резервирования, переносаавансиро-
ванных затрат на стоимость готового продукта. Фондыфинан-
сирования НТП по своей роли в процессевоспроизводства
близки к амортизационным отчислениям. Оникомпенсируют зат-
раты хозрасчетных предприятий и НТО на создание иосвоение
нововведений (с учетом неравномерности затрат пофазам цик-
ла) и страхуют связанный с этим риск.
Компенсационные фонды носят возвратный характер. В без-
возвратном финансировании нуждаются лишь затраты нафунда-
ментальные исследования, не рассчитанные на экономический
эффект или дающие его лишь в отдаленнойперспективе. В ос-
— 5 -
тальных случаях средства для создания указанныхфондов об-
разуются за счет отчислений от стоимости продукции впериод
массового использования нововведения.
В начале 80-х годов лишь половина затрат наосвоение но-
вой техники компенсировалась из соответствующих фондов.
Другая половина покрывалась за счет снижения рентабельности
в первые годы выпуска новой продукции (это делало невыгод-
ным обновление номенклатуры) или повышения цен засчет за-
вышенной калькуляции затрат (это приводило к невыгодности
новой техники для потребителя). В новых условияххозяйство-
вания для финансирования НТП используется несколькофондов.
Фонд фундаментальных исследований при АН СССР,республи-
канских и отраслевых академиях создается за счетассигнова-
ний из союзного, республиканского и местногобюджетов, а
также целевого финансирования поисковых НИР и работпо соз-
данию научного задела из средств министерств, предприятий,
НТО, благотворнтельных фондов и других спонсоров.Средства
распределяются по решению научных советов иобщественных
органов, причем поддерживаются все направлениясовременной
науки, по которым можно ожидать новых результатов,включая
альтернативнме проектм.
Фонды финансироваиия государствениых имеждународных на-
учнотехнических программ, планов МНТК а таюжедругих работ
по созданию принципиально новой техники и технологииформи-
рувтся обычно на долевых началах за счет госбюджета н
средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств,
концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов,местных
Советов и т.д. Эти затраты носят строго целевой ивозвратн-
мй характер. В них вклвчавтся и банковские кредиты.
Инновационные фонды могут быть образованы вкаждом реги-
оне за счет средств разработчиков и потребителей науч-
но-технической продукции (они частично исключаютсяиз нало-
гообложения), банковских вложений, а также средствреспуб-
ликанского и местного бюджета, заинтересованныхпредприя-
тий. Они служат для финансирования малых НТО,инициативных
проектов разрабатываемых отдельными учеными испециалистами
или их группами, а также для оплаты оказываемых имконсуль-
тщионных, патентных инжиниринговмх и другихтехнических ус-
луг.
— 6 -
Дополнительным источником финансирования разработок со
значительным экологическим и социальным эффектомслужат це-
левые субсидии (субвенции), льготы по налогам, платеза ре-
сурсы и услуги, компенсация части затрат за счетинвестици-
онных фондов м потребителей, а также целевиедотации поку-
пателям новой дорогостоящей продукции в первые годыее вы-
пуска
Фонд развития производства, науки и техники предприятий
(объединеий) образуется за счет пяти основныхисточников -
1) амортизационных очисленнй, предназначенных для полного
восстановленя основных фндов; 2) отчислений отприбыли
предприятий по стабильным нормативам (они могут дифференци-
роваться в зависимости от степени износа основныхфондов),
3) выручки от реализации излишнего имущества,числящегося в
составе основных фондов (за вычетом расходов по еголикви-
дации) и выбраковки скота 4) части средств, получаемых от
других предприятий за использованиенаучно-технических раз-
работок 5) поступлений из централизованного ФРПНиТ.
Средства ФРПНиТ используются государственнымипредприя-
тиями самостоятельно, после одобрения сметы расходових со-
ветом и профсоюзным комитетом. Из ФРПНиТфинансируется 1)
техническое перевооружение, реконструкция и расширение
пронзводства, включая строительство общезаводских ивспомо-
гательных объектов 2) проведение НИОКР, проектных работ,
приобретение лицензий, оборудования и т.д.; 3)подготовка
производства и освоение новой продукции, компенсация повы-
шенных затрат в период освоения 4) приобретениенаучнотех-
нической продукции, погаение кредитов на НТП иуплата про-
центов по ним; 5) создание и расширение мощностей попроиз-
водству товаров народного потребления, оказаниюуслуг насе-
лению и т.д. Государственные предприятия имеювтправо пере-
давать часть средств фРПНиТ смежникам и НТО длялстимулиро-
ваня решения сложных технических проблем, ускорениятехни-
ческого перевооружения производства, а таюке использовать
их в порядке долевого участия для строительства иреконс-
трукции обьектов совместного пользования, образования вре-
менных научнотехнических коллективов, консорциумов ит.д.
В условиях самофинансирования многие предприятияисполь-
зуют ФРПиТ лишь для ликвидации узких мест напроизводстве,
- 7 -
избегая поисковых работ, связанных с ломкой сложившейся
технологии, риском, рассчитанных на длительнуюперспективу.
Если 1 руб. затрат на НТП обещает даже 3 руб.эфекта, но в
распоряжении предприятия остаетсяя лишь 30% прибыли,то для
него вложения оказываются невыгоднмми, т.к. вместоизрасхо-
дованного из ФРПНиТ рубля он получит (черездлительный срок
и со значительной долей риска) лишь 90 коп. Поэтомуфинан-
сирование программ НТП требует налоговых льгот, ускоренной
(в течение 3-5 лет) амортизации оборудования, страховання
риска, скидок с цен на технику при реконструкциинаиболее
важных производств, планомерной реализациивыбывающих машин
на менее важные участки.
2Кредитование НТП. 0 В условях самофинансирования резко
увеличиваются кредиты на научно-техническоеразвитиа. Банки
становятсл главными центрами финансированюя НТП, выдающими
кредиты на выпуск новой продукции, освоение новойтехноло-
гии, разработку новой техники, внедрение новойорганизации
производства, повышение качества и надежностиизделий.
Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах,а реке-
комендуют нововведения, на которые целесообразнобрать кре-
дит, выступаот в качестве пайщиков с последующимучастием в
прибылях в создании и внедрении принципиальноновых видов
техники и продукции, не уступающих мировомууровню. Сроки
кредитования устанавливаювтся банком с учетомотраслевых
нормативов обновления продукции и окупаемости затрат. При
этом банк становится равноправнцм экономическимпартнером
предприятия, стороны несут взаимную ответственностьза ус-
пешное освоение нововведения или результатыдеятельности
реконструируемого производства.
Банковский факторинг — привлечение на хранениесвободных
средств НТО и предприятий (с оплатой по договору) иих ис-
пользование для помощи клиентам, имеющим временныефинансо-
вые затрудненя (срочная оплата их платежных документов и
счетов в день отгрузки товара) и перекупки права наполуче-
ние задержанных покупателями платежей.
Банки дают разрешение на выпуск акций длл продажи(после
проверки финансового положения и платежеспособности предп-
риятия, ликвидности баланса возможности выплатыдивиден-
дов), по порученею клиента хранят, продают и перепродают
— 8 -
акции.
Выделяется два вида кредитов: на приобретение науч-
но-технической продукции, предназначенной дляобновления
производства и на создание этой продукции. Банк проверяет
включение предприятием соответствущих затрат всвой план,
эффективность новшества по договору, источники погашения
кредита в намеченные сроки.
В новых условиях хозяйствования наряду с кредитами на
отдельные мероприятия НТП банки могут выдаватьдолгосрочный
кредит на организацию выпуска новой продукции по полному
циклу от НИР и создания опытных образцов до еесерийного
производства Он погашается за счет ФРПНиТ.
При низкой экономической эффективности проектовтехни-
ческого перевооружения и реконструкции производствбанк мо-
жет требовать государственной экспертизы крупныхпроектов и
при низкой оценке их научно-технического уровняприостанав-
ливать финансированне и кредитование.
Расширение банковской сети способствуетмногообразию ис-
точников финансирования (включая свободные средствапредп-
риятий и населения) и условий предоставления ссуд (напри-
мер, научно-техническне центры молодежи могутполучать ль-
готный кредит под более низкие проценты). Создаетсяконку-
рентная основа финансированю: банк выбирает наиболееэффек-
тивные для кредитования нововведения и организации, а
предприятия — банк, предлагающий более выгодныеусловия вы-
дачи ссуд
Промстройбанк - агент государства покредитованию при
поддержке бюджета общесоюзных программ финансирует страте-
гические направления НТП, в том числе поисковыеисследова-
ния, развитие наукоемюх производста. Коммерческие банки
(универсальные и специализированные, общесоюзные,республи-
канские и регнональные, акционерные и в формеобществ с ог-
раниченной ответственностью, отраслевые,иностранные) кон-
центрируют свободные средства предприятий (засоответствую-
щую плату) и населения (путем продажи облигаций ит.д.) и
выдают своим пайщикам кредиты на обновление продукции и
производственных фондов, срочную перестройкутехнологии.
Инновационные банки после соответствующей экспертизывыдают
кредиты творческим коллективам и отдельнымизобретателям,
— 9 -
берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют
конкурсв на лучшие решения технических задач. Ихресурсы
складываются из кредитов союзных и республиканскихбанков и
выручки от продажи акций. Акционеры имювтпреимущественное
право на приобретение научно-технической продукциилибо по-
лучают дивиденды по акциям. Коммерческие банки неведут ма-
териального производства, торговлю материальнымиценностями
и страхование. Их роль в стимулировании НТП связанас веде-
нием счетов клиентов, финансированиемкапиталовложений по
поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций ииных цен-
ных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов.
Во многих странах действувт икиовациоюне фонды, которые
не предоставяют ссуду, а приобретают у владельцаизобрете-
ния исключительное право на его использование. Фонд ищет
заинтересованное в новшестве предприятие и заключаетс ним
предпринимательский договор на условиях продажилицензии
или соглашения о сотрудничестве на основеразделения риска
и взаиммой выгоды. Фонд проводит доработкунововведения,
расчеты, эксперименты и т.д. При отрицательномрезультате
затраты фонда не возмещаются, при успехе онполучает обус-
ловленную в договоре часть прибыли.
Внешэкономбанк выдает валюные кредиты нарасширение экс-
порта конкурентоспособной техники, а также на импорттехно-
логии, приобретение лицензий, создание совместныхпредприя-
тий.
2.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА НОВУЮ ТЕХНИКУ
2Принципы ценообразования 0. Стимулирование НТП требует
планомерной перестройки системы цен как единогоцелого,
увязки их уровня только с общественно необходимымизатрата-
ми, но и с эффективностью техники, соотношениеммасштабов
ее производства с общественными потребностями.
При переходе к рынку все шире используютсясвободно ус-
танавливаемые договорные цены. Однако до развитияконкурен-
ции необходим государственный и общественныйконтроль м из-
менением цен в зависимости от уровня динамики качества и
конкурентоспособности продукции. Иначе заказчиквынужден
подписывать завышеннуа цену и не предъявлятьпретензии при
— 10 -
несоответствии фактического н гарантированного вдоговоре
эффекта.
К началу 90-х годов договорные ценыустанавливались на
70-75% новой продукции машиностроения. При этом вцену мож-
но включать не более 70% полезного эффекта от ееприменения
(остальное достается покупателю).
Среди принципов ценообразования на новую техникувыделя-
ется полнота оценки ресурсов, расширяющая границыэкономи-
ческой эффективности ресурсосберегающей техники итехноло-
гии. Для этой цели в цену включена плата за трудовыеи при-
родные ресурсы, компенсирующая часть затратобщества на
подготовку кадров их социально-культурное икоммунально-бы-
товое обслужнвание, охрану природы и т.д., повышеныцены на
сырье и топливо, отчисления на социальное страхование и
т.д. В цене полностью отражаотся расходы нагеолого-разве-
дочные работы, восстановление лесов, рекультивациюземель,
плата эа использование пресной воды нз любыхводоемов, а в
ценах на сырье, добываемое в благоприятныхприродных усло-
вях — рентные платежи. Все это позволлет сблизитьцены по
группам и видам продукции с мировыми ценами (с учетом ка-
чества).
Отражение в ценах народнохозяйственнойэффективности НТП
достигаетсл путем учета потребительских свойствтоваров при
их относительном (в расчете на единицу эффекта)удешевлении
для потребителя. На технику, выпускаемую по разовыми инди-
видуальным заказам, новую или впервые осваиваемую продук-
цию, конечную продукцию НТО устанавливаютсядоговорные цены
с учетом эффективности производства и примене-~ нияпродук-
ции. Цены на изделия машиностроеня при этомстимулируют об-
новление ее номенклатуры, создание и освоениетехники новых
поколений, систем (комплексов) машин имеханизмов, соот-
ветствующих лучшим мировым образцам.
Планомерное снижение цен на новую технику сучетом ее
полезного эффекта требует изменения самой моделицены. Речь
идет о том, чтобы прибыль включалась в ценупропорционально
не себестоимостн продукции или стоимости производственных
фондов (такой затратный принцип заинтересовываетколлективы
в увеличении цен), а стоимости обработки(себестоимость за
вычетом матернальных затрат) и эффектунововведения. При
— 11 -
этом цена формируется в целом на всю техническую систему
(поколение техники), обеспечивая снижение среднихцен на
единицу эффекта.
С другой стороны, цену дефицитного сырья, топлива и
энергии могут определять максимальные замыкающиезатраты на
бедных, неудобно расположенных, но необходимых дляудовлет-
ворения общественных потребностей месторождениях.
При установлении цен по среднему уровнвю затратрента-
бельная работа обеспечивается большинству предприятий, а
замедление роста их организационно-техническогоуровня ком-
пенсируется повышением цен. Так, рост цены на черныйметалл
в 80-х годах на 85% был обусловлен не объективнымивнешними
факторами, а неправильной технической политикой.Расчет не-
обходимых затрат, исходил из высшего уровняорганизации и
эффективности производства повысит стимулирующуюроль цены.
Убыточнось станет свидетельством низкого организацион-
но-технического уровня производства.
В принципе общественно необходимые затраты могутопреде-
лятьсл в единой трудовой форме. Однако труд напредприятиях
и тем более в разных отраслях существенноразличается по
технической вооруженности, квалификации, сложности.Общест-
венная необходимость затрат труда определяется нетолько до
начала производства, но и после него, на рынке впроцессе
потребления.
Общественно необходимые затраты включают полныеиздержки
производства, а не только себестоимость.
Важная особенность цен на новую технику — учет еепотре-
бительских качеств, эффективности эксплуатации. Принцип
учета экономических процессов, происходящих как в сфере
производства так и в сфере потребления, особенноважен для
нововведений, поскольку они связаны с первой изних своим
происхождением (затратами), а со второй — функцинонировани-
ем (эффектом).
Ценообразование на новую технику призвано решитьтри за-
дачи: компенсацию повышенных затрат производителя новой
техники; фиксацию в цене доли эффекта подлежащейперерасп-
ределению между всеми участниками научно-производственного
цикла; удешевление единицы эффект дляпотребителя новой
техники с учетом сферы ее применения.
- 12 -
Общественно необходимыми могут быть признаны лишьзатра-
ты на выпуск действительно новой техники. Сннжение цен
призвано учитывать не только сокращение затрат, но,в пер-
вую очередь, экономическое социальное иэкологическое уста-
ревание техники. Кардинальное ускорение НТП означаетсниже-
ние совокупных общественно необходимых затрат на единицу
конечного эффекта. Поэтому уровень цен на новуютехнику
должен ограничиваться динамикой ее эффективности, ане пок-
рывать завышенные индивидуальные затраты.
Цены на морально устаревшую продукцию должны снижаться
на основе конкуренции, а не по команде из центра.Так, Ни-
колаевское производственное объединение по выпуску смазоч-
ного оборудования освоило выпуск систмы автоматической
смазки, конкурентоспособной на мировом рынке. Этоне поме-
шало 700 другнм заводам продолжить выпуск давноустаревшей
техники, получая при этом прибыль и премни. Резкоеснижение
цен на их продукцию и оснащенное ею оборудованиепоставило
бы их перед выбором: использовать передовой опытили прек-
ратить выпуск старых изделий. Однако для этогопередовое
предприятие должно иметь возможность назначать ценыи рас-
ширять производство, ориентируясь лишь на рынок.
Ценообразование предполагает учет сбалансированности
предложения и спроса. Преждевременноеиспользование дефи-
цитной техники в замыкаощих сферах приносит убытокнародно-
му хоэяйству. По мере наращивания выпусказамыкающими ста-
новятся все менее эффективные сферы и происходит снижение
первоначальных цен. Завышение цен на новую техникутормозит
ее применение, а занижение — ограничиваетпроизводство. Та-
ким образом, политика цен во многом определяетрасширение и
обновление производства.
Цена эффекта при использовании старой техники врезуль-
тате снижения цен не должна оказатьсл ниже, чем у новой
техникн, иначе ее приобретение окажется невыгодным.Поэтому
в ряде случаев сниженне цен для производителя должносопро-
вождаться их неизменностью для потребителя, экономия от
снижения цен при этом направляется в компенсационные или
резервные фонды. За их счет могут выплачиватьсядотации
производителям или покупателям. Кроме того, в рядеотраслей
снижение цен противодействует переход киспользованию более
— 13 -
бедных и далеко расположенных природных ресурсов(угольная,
железорудная и лесная промышленность), резкоеповышение
ставок оплаты труда (сельское хозяйство, леснаяпромышлен-
ность) и т.д. Таким образом, цены на новую техникупредс-
тавляют собой не двухфакторную (издержки и эффект), а мно-
гофакторную модель, оптимальное построение которойвозможно
только на основе сложных расчетов.
Дифференцируются также в зависимости откомплектности и
своевременности поставки. Если ее условия полностьювыпол-
нены, заказчик выплачивает поставщику надбавку коптовой
цене в размере 5% стоимости оборудованя.
2Виды цен на новую технику. 0 На новувтехнику устанавлнва-
отся лимитные, ступенчатые, временные н расчетныецены.
Увеличенне ммогообразия видов изделий, свособных удов-
летворять одну и ту же общественную потребностьприводит к
тому, что единица потребительского эффекта, а невещная
еднница становится базой цены. Лимитмые цены устанавливают-
ся на основе общественно необходнмых затрат с учетомэффек-
та, которымй новая техника приносит в сфереэкспрлуатации.
Они определяются по приросту технико-экономическихпоказа-
телей относительно базовой модели. Основныморазующим пара-
метром новой машины становится еепроизводительность и ре-
сурс работы, а корректирующими — вес, расходы наэксплуата-
цию и т.д. При этом противозатратном принципе болеевысокая
цена устанавливается не на более тяжелую итрудоемкую, а на
более компактную и эффектнвную технику. Встроительстве це-
на на законченные обьекты определяется ихэффективностью, а
не сметной стоимостью на основе оценки физическихобъемов
работ по рабочим чертежам и еднничным расценкам.
Сравнение значимости различных параметров иэделияпрово-
дится с помощью аналитических моделей, с учетом типичных
общественно нормальных условий использования новшества.
Всякое изменение цен в этих условиях должносогласовываться
с их соотношеннем в рамках всего ряда.
Замена устаревшего изделия лучшим по качеству требует
установления низшего и высшего предела цены, первыйиз ко-
торых гарантирует сохранение прежней рентабельности произ-
водителю, а второй — потребителю новой техники.
Ценообразование на новую технику связано с обоснованным
— 14 -
установленнем цен на комплектующие изделия. Чтобыцены на
покупные изделия не превышали себестоимостипродукции собс-
твенного производства необходимо и здеськомпенсировать
затраты на освоение за счет специальных фондов, ане цен.
Нормативная рентабельность при этом может бытьустановлена
по отношению к стоимости обработки, а не к полнойсебестои-
мости, содержащей повторный счет прибылипоставщиков комп-
лектующих изделий.
Цены на изделия параметрического ряда, удовлетворяющие
ту же потребность, устанавливаюясл с помощью надбавок и
скидок. Поощрительные надбавки (скидки) к оптовымценам ре-
ализуют дифференцированный научно-технический доход (убы-
ток), который получают предприятия, производящие иприменя-
ющие новую (устаревшую) технику.
Фиксация в цене надбавки, распределяемой междуНИИ, ПКТО
и предприятиями, связана с установлением лимитныхцен уже
на стадии конструирования новых изделий илиматериалов. Эта
цена указываетсл в заданиях на разработку,выдаваемых НИИ н
ПКТО зпказчткамт. Ее величина определяется сметнойсебесто-
имостью изделия (с учетом коэффициента удешевления,отража-
ющего снижение издержек на основе ростаэффективности тру-
да) и величиной гарантнруемого разработчикомэффекта Чтобы
разработчики не занижали лимитные цены, стремилсьувеличить
расчетный эффект, оптовые цены утверждаются на базелимит-
ных. Экономические лимиты устраняют неоправданныйразнобой
в сроках окупаемости нововвведений. Лимитные цены — важней-
ший экономический норматив, устанавливаемый впроцессе зак-
лючения договоров и сохраняющий свое значение навсех ста-
диях цикла. Единство правил экономическогоповедения во
всех звеньях цепи «исследование - производство» - основа
стимулирования НТП, обеспечивающая относительноеудешевле-
ние техники в расчете на единицу эффекта, когдаабсолютная
стоимость техники увеличивается, но не в такойстепени, в
какой увеличиватся ее производительность и эффективность.
Для этого приращение цены новой техники посравнению со
старой должно быть меньше приращения эффекта.
Ступенчатые цены снижаются в заранее заданномразмере в
зависимости от стадии жизненного цикла новойтехники. Такие
цены были введены еще в 70-х годах, но не находилиширокого
— 15 -
применения из-за отсутствия нормативов длительностижизнен-
ного цикла, которые призваны учесть закономерностиформиро-
вания затрат и результатов на трех стадиях - технического
освоения и достижения проектного объемапроизводства, эко-
номического освоения и стабилизации масштабоввыпуска, ус-
тарвания и сокращения производства. На первом этапевысокие
цены стимулируют изготовителя и ограничиваютприменение но-
винки наиболее эффективными сферами, на втором — снижение
цен соответствует уменьшению затрат и расширяет спрос до
оптимального объема, на третьем — создаютсяэкономические
условия для обновления ассортимента. Таким образом,учиты-
ваютсч условия производства, реализации ипотребления тех-
ники.
При создании продукции, удоалетворчющей принципиально
новые потребности и не имеющей аналогов, используются вре-
менные цены, срок действия которых должен бытьдостаточен
для определения реального рамзмера издержек иэффекта.
Временнмые цены на впервые производнмые в СССРвиды про-
дукции сужают экономические границы ее применения,посколь-
ку включают повышенные затраты периода освоения. Если эти
затраты покрывать за счет специальных фондов освоения и
кредитов и включать (в нормативных размерах) в объемреали-
зации продукции, потребители смогут приобретать новейшую
технику по более низкой цене. Экономическиепоказатели про-
изводителей при этом не ухудшаются. Однаковременные цены
позволяют усилить их дифференциацию в зависимости отновиз-
ны продукции.
Заслуживает внимания предложение о двойнойсистеме рас-
четных цен на новув технику для потребителей - исходя из
перспективного уровня затрат, а для производителей — с уче-
том повышенных издержек первых лет выпуска. Разница между
ними может компенсироваться из централизованныхфондов. По
своему экономическому содержанию она выражает частьэффекта
нововведения, связанную с развитиемнаучнотехнического по-
тенциала страны, которую должно оплачиватьобщество, а не
конкретный потребитель.