--PAGE_BREAK--1.2. Методы борьбы с безработицей
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигуи его последователи, считающие, что корень зла — в высокой заработной плате, предлагают:
· содействовать снижению заработной платы;
· разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
· государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры[5].
В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.
В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно — уровня потреблений и инвестиций).
Дж.М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...»[6].
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие «мультипликатор занятости», который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.
Согласно взглядам автора «Общей теории», «подлинная» инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая («ползучая») инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.
В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.
Монетаристывыступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как «неизбежная плата» за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя «бессмысленность» политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом «свободного выбора» людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства[7].
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Понятие миграционной политики
Ныне одним из проявлений интернационализации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также возможных последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные перемещения населения и трудовых ресурсов в разнообразных формах.
Следовательно, массовая миграция населения стала одним из наиболее характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века.
Понятие «миграция населения» предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.
Кроме того, специалисты выделяют и международную (внешнюю) миграцию, также осуществляемую в различных формах: трудовой, семейной, туристической и др.
В данном контексте рассматриваются прежде всего проблемы международной трудовой миграции, а также процессы развития международного рынка рабочей силы, который существует наряду с другими мировыми рынками: в частности, товаров и услуг, капитала. Перемещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
Современный международный рынок рабочей силы включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет таким образом национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции[8].
Среди важнейших побудительных мотивов и причин международной миграции трудовых ресурсов находятся различные факторы экономического и неэкономического характера.
К причинам экономического характера следует отнести следующие:
· различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран (как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем);
· наличие национальных различий в размерах заработной платы;
· существование органической безработицы в некоторых странах и, прежде всего, в слабо развитых;
· международное движение капитала и функционирование международных корпораций (как известно, корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов).
Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции.
Следует иметь однако в виду, что по большей части в процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.
На практике международная миграция рабочей силы возникала как стихийное явление, но по мере развития процесса начинала подпадать под регулирующие мероприятия государства. Тем не менее и в настоящее время не изжиты полностью черты стихийности в рассматриваемом процессе.
История современной международной трудовой миграции насчитывает полтора столетия. С середины прошлого века обнаружились довольно многочисленные миграционные потоки из европейских стран в США, особенно в периоды благоприятной экономической конъюнктуры за океаном. В эти годы причинами перемещения рабочей силы могли быть и аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, и безработица, и более приемлемые условия работы в США, а также и перспективы повышения уровня жизни для многочисленных мигрантов из Европы.
Следующим этапом широкомасштабной эмиграции из разных стран в США следует считать период 20-50-х гг. текущего столетия. Так, после первой, а затем и второй мировой войн наметились новые миграционные волны:
· это «утечка умов», то есть устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку;
· потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975 гг.), а также с Кубы (1980 г.). Но самым крупным потоком в США этого времени стал наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.
Также и в Европе после второй мировой войны (особенно с начала 60-х годов) наблюдались достаточно интенсивные процессы межстрановой миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. На современном этапе использование иностранной рабочей силы постепенно становится важным элементом нормального функционирования механизма мирового хозяйства[9].
Согласно официальным данным, к началу 1995 г. в мире насчитывалось болеe35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может превышать к середине 90-х годов 100 млн. человек.
На современном этапе мировое сообщество переходит к координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.
Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.
Как было показано выше, международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.
Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что подобная трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.
Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят:
· смягчение условий безработицы;
· появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретение ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», а иногда и понижение квалификации работающих мигрантов.
Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. В этой сфере особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и, напротив, необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
Так, мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы прежде всего входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.
Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так. Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам.
Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.
Как известно, основополагающие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области межстрановой трудовой миграции должны быть учтены нормы международных конвенций.
Так, страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.
На практике иммиграционная квота, как правило, распределяется в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995 г. было принято следующее ее распределение: 71% — родственники граждан США, 20% — специалисты, в которых нуждаются США, и 9% — прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции (1996 г.) в США не только существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам[10].
Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.
Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:
· хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
· дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами): ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Понятно, что известная избирательность миграционной политики стран-импортеров может выражаться также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну: как правило, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть свое дело в стране пребывания.
С другой стороны, среди целей иммиграционной политики находится и защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для этого используются меры, направленные на ограничение иммиграции и сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.
Кроме того, страны-импортеры рабочей силы реализуют и государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические стимулы (предоставление материальной помощи, получение возможности приобретения профессии и т. п.).
Согласно определению Международной организации труда (МОТ), цели эмиграционной политики стран-экспортеров состоят в том, что эмиграция рабочей силы должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессии и образования.
На современном этапе международную миграцию трудовых ресурсов характеризуют активизация и рост влияния стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные подходы к достижению целей эмиграции:
1) методы и средства защиты интересов государства-экспортера путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. (Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение, а некоторые — проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при неблагоприятной демографической ситуации.);
2) методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. (С этой целью в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования, а ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в свою страну значительную долю полученной за границей заработной платы.);
3) методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии, а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав;
4) меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. (Одним из инструментов реализации данной задачи служит введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.);
5) меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран — импортеров трудовых ресурсов. Речь идет, в частности, о проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину.
Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений.
К ним следует отнести:
· миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
· миграция в рамках промышленно развитых стран;
· миграция рабочей силы между развивающимися странами;
· миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);
· миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
Так, иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительстве и одну треть — в автомобилестроении; в Бельгии — половину всех шахтеров, в Швейцарии — две пятых строительных рабочих.
Современная межстрановая миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими факторами, чем с экономическими. И тем не менее нередко такое явление, как «утечка умов», в частности из Европы в США.
Специфическим примером служит также межстрановая миграция рабочей силы в рамках ЕС. В ЕС принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписана 9 декабря 1989 г.), в разделе 1 которой записано, что «каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем», а во втором — «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране».
Таким образом, в этом документе декларируется, что создание единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.
Несмотря на то обстоятельство, что предложенные принципы могут иметь ряд негативных последствий на практике (демпинг, дифференциация странпоиспользованию рабочей силы определенной квалификации и пр.) рассмотрение модели межстрановой трудовой миграции в рамках ЕС весьма полезно для дальнейшего становления рынка трудовых ресурсов в СНГ.
На протяжении десятилетий послевоенного периода наблюдался существенный рост миграционных потоков рабочей силы также и между развивающимися странами.
Как известно, в период 50-70-х гг. происходило ускоренное промышленное развитие «периферийных» регионов мира, которые добивались впоследствии определенных результатов в своем промышленном развитии. К ним относились страны Латинской Америки, Юг Африки, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия.
Специалисты считают первым (по временному принципу) среди таких центров «притяжения» иностранной рабочей силы Южную Африку, которая еще со второй половины 50-х гг. активно привлекала «лишнюю» рабочую силу из соседних африканских стран.
Последовавшая затем волна обретения многими африканскими государствами политической независимости способствовала развитию этого процесса. Активное проникновение в Южную Африку международных корпораций из США и Западной Европы в 70-е годы сделало довольно устойчивой широкую миграцию африканских рабочих в этот субрегион.
Позднее, уже в 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Южной Америке в составе наиболее развитых стран: Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Мексики. Страны региона становятся экспортерами как низкоквалифицированных работников, так и специалистов высокой квалификации (инженеры, врачи). Параллельно вэти страны ежегодно приезжает многочисленная рабочая сила из сравнительно более экономически отсталых стран континента, а также из азиатских и африканских стран[11].
Далее, формирование ближневосточного центра притяжения рабочей силы связано с бурным развитием нефтедобывающей промышленности в 70-х годах. Уже в конце 70-х годов в Саудовской Аравии, Кувейте, Омане, ОАЭ работало свыше 3 млн. иностранных рабочих и специалистов как из соседних арабских стран, так и из Азии, особенно из Индии и Пакистана, отчасти из Южной Кореи.
Последние десятилетия текущего столетия явились периодом становления еще одного региона как центра притяжения рабочей силы из разных стран. Это — Юго-Восточная Азия, где с 70-х гг. происходил процесс ускоренного промышленного развития и интернационализации хозяйственной жизни стран этого гигантского региона. Немаловажная роль в указанных процессах принадлежит деятельности ТНК разного «национального» происхождения: американским, японским, австралийским, южнокорейским, тайваньским.
На современном этапе существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны, представляющая собой сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причинами подобной трудовой миграции выступают как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей, инженеров, инструкторов и других специалистов, в частности, в странах арабского региона), так и чисто бытовые.
Таким образом, международная миграция трудовых ресурсов представляет собой одну из важных особенностей современных МЭО.
На современном этапе и страны-импортеры, и страны-экспортеры рабочей силы, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования этих процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов. Особая роль принадлежит Международной организации труда (МОТ), одной из основных функций которой является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, зарплата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция и др. Как известно, за время функционирования МОТ было принято более 300 конвенций и рекомендаций.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Проблема безработицы в мире и России и направления международной миграционной политики 2.1. Уровень безработицы в мире и России
Количество безработных в мире в 2003 году достигло рекордного уровня в 186 млн. человек. По данным Международной организации труда, безработица в промышленно развитых странах осталась на уровне 6,8%, в Латинской Америке — упала на 1% до 8%. В то же время, в Восточной Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке безработица возросла.
Вместе с тем, МОТ, которая действует под эгидой ООН, рассчитывает, что ситуация на рынке труда улучшится при условии дальнейшей активизации экономики в 2004 году. Для изменения ситуации на рынке труда МОТ рекомендует государствам всерьез заняться созданием новых рабочих мест и увеличить вложения в подготовку кадров. Кроме того, организация советует развитым государствам открывать свои рынки для продукции из развивающихся стран и прощать последним долги, чтобы тем самым позволить им высвободить ресурсы для реформирования сферы труда и борьбы с бедностью.
Теперь проанализируем состояние безработицы в России.
Численность экономически активного населения к концу марта 2004г. составила, по оценке, 72,2 млн.человек, или около 50% от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В феврале 2004г. на них работало 39,1 млн.человек, или 59,0% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в феврале 2004г. составило 40,9 млн. и было меньше, чем в феврале 2003г. на 0,5 млн., или на 1,1%.
В конце марта 2004г., по оценке, 5,7 млн.человек, или 7,9% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,7 млн.человек, в том числе 329,8 тыс.человек в Чеченской Республике.
Динамика численности безработных в России представлена в табл.1[12].
Таблица 1
Динамика численности безработных (на конец месяца)
Период
Общая численность
безработных*
Численность официально
зарегистрированных безработных
тыс.
человек
в % к
тыс.
человек
в % к
соответ-
ствующему периоду
предыдущего года
преды-
дущему периоду
соответ-
ствующему периоду
предыдущего года
преды-
дущему периоду
1
2
3
4
5
6
7
2003г.
Январь
6435
105,9
102,2
1550
126,5
103,4
Февраль
6575
110,2
102,2
1621
123,0
104,5
Март
6324
108,7
96,2
1628
120,7
100,4
I квартал
6445
108,3
105,7
1600
123,3
112,0
Апрель
6072
107,0
96,0
1633
119,0
100,3
Май
5821
105,3
95,9
1584
118,7
97,0
Июнь
5744
106,0
98,7
1534
118,0
96,9
II квартал
5879
106,1
91,2
1584
118,6
99,0
Июль
5747
108,2
100,1
1532
116,7
99,8
Август
5680
109,2
98,8
1533
114,3
100,1
Сентябрь
5690
103,1
100,2
1506
112,5
98,3
III квартал
5706
106,8
97,1
1523
114,5
96,2
Октябрь
5750
98,5
101,1
1512
111,2
100,4
Ноябрь
5716
92,9
99,4
1567
110,0
103,6
Декабрь
5766
91,6
100,9
1639
109,3
104,6
IV квартал
5744
94,2
100,7
1573
110,1
103,2
Год
5943
103,6
1570
116,5
Продолжение табл.1
1
2
3
4
5
6
7
2004г.
Январь
5806
90,2
100,7
1640
105,8
100,1
Февраль
5863
89,2
101,0
1670
103,0
101,9
Март
5687
89,9
97,0
1662
102,1
99,5
I квартал
(в среднем за месяц)
5785
89,8
100,7
1657
103,6
105,4
Примечание.
* -без Чеченской Республики.
Таким образом на рынке труда в России наблюдается улучшение ситуации. Из табл.1. видно, что общая численность безработных в отчетном периоде снизилась с 6435 тыс.чел. в январе 2003 года до 5687 тыс.чел. в марте 2004 года, т.е. на 748 тыс.чел. Темп снижения составил 11,7%.
В то же время произошел рост численности официально зарегистрированных безработных с 1550 тыс.чел. до 1662 тыс.чел. (темп прироста 7,2%).
На рис.1. приведена динамики численности безработных с января 1998 г. по март 2003 г[13].
Рис.1. Динамика численности безработных (общих и зарегистрированных) к экономически активному населению
По прогнозам Минэкономразвития России на 2004 — 2005 годы, предполагается, что рост численности занятых произойдет в большинстве отраслей экономики, включая промышленность. Однако ожидаемый общий рост занятости в промышленности не решает проблем, возникающих в связи с реструктуризацией отдельных отраслей этого сектора, таких, как металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт.
На основании анализа и прогноза развития ситуации в социально-экономической сфере можно сделать вывод, что на ситуацию на рынке труда в среднесрочной перспективе окажут воздействие несколько ключевых факторов.
В 2004 году будет отмечаться максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста — 674 тыс. человек, после чего он будет постоянно уменьшаться; и после 2006 года начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.
Сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом, Вместе с тем в результате позитивного сочетания экономического роста и Реформирование структуры промышленности, реструктурирование и модернизация отдельных отраслей экономики (угольной, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и др.), а также включение России в процессы глобализации мирового хозяйства приведет, с одной стороны, к активному высвобождению работников, с другой — к созданию новых эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики и повышению уровня производительности труда.
Недостаточный спрос на рабочую силу при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия качества и профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения. А также низкое качество рабочей силы. Известно, что профессионально-квалификационный уровень работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов.
Старение и сокращение кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях, сокращение объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве. Невысокий уровень оплаты труда, с одной стороны, способствует расширению спроса на труд, с другой стороны, снижает предложение рабочей силы.
Значительные размеры трудовой миграции, что создает неконтролируемую ситуацию на национальном рынке труда, стимулируют развитие теневой экономики.
Сохранение значительного потенциала неэффективной занятости: во-первых, отставание России от развитых стран в производительности труда; во-вторых, безработица, скрытая от официального наблюдения, в-третьих, несоответствие спадов производства и занятости.
Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса. Сохранение значительной дифференциации в сфере занятости по территориям Российской Федерации.
Рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы. Сохранение тенденций появления на рынке труда значительного контингента молодежи, имеющей низкий общеобразовательный уровень, и вытеснение с рынка труда женщин (в большей степени предпенсионного возраста). Недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики.
Сохранится низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; беженцев и вынужденных переселенцев и др.).
Уменьшится численность лиц, увольняющихся в связи с выходом на пенсию, так как новое пенсионное законодательство позволяет работающим пенсионерам получать пенсию. Это сузит сферу приложения труда для части молодежи, вступающей в трудовую жизнь, и лиц среднего возраста (в настоящее время численность работающих пенсионеров составляет около 4,5 млн человек).
Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации вызовет дополнительную потребность в трудоустройстве специфической возрастной и профессиональной категории граждан.
продолжение
--PAGE_BREAK--