Реферат по предмету "Экономика"


Влияние государственной политики на рыночную систему

РЕФЕРАТ
по курсу «Обществознание»
на тему «Влияние государственной политики на рыночную систему»

Содержание
1. Основные макроэкономические показатели
2. Макроэкономическое равновесие
3. Несостоятельность рынка: внешние эффекты и производствообщественных благ
4. Цели и функции государства
Список литературы
1. Основные макроэкономические показатели
Современное хозяйство любойстраны состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер: материальногои нематериального производства.
Материальное производствообразуют отрасли и предприятия, где производятся материальные блага. К отраслямматериального производства относятся промышленность, сельское и лесноехозяйство, строительство, а также отрасли, оказывающие материальные услуги: транспорт,торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание.
В структуру промышленногопроизводства входят: электроэнергетика, топливная промышленность, чернаяметаллургия, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение,лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, промышленность строительныхматериалов, легкая промышленность, пищевая, прочие отрасли.
Сельское хозяйство входит вагропромышленный комплекс, который включает три сферы:
отрасли, производящиесельхозтехнику, удобрения;
отрасли сельского хозяйства (растениеводство,животноводство, птицеводство);
предприятия переработки,хранения сельхозпродукции и материально-технического обеспечения сельскогохозяйства.
Другой сферой народногохозяйства является нематериальное производство, которое создает духовныеценности и оказывает услуги здравоохранения, образования, культурного развитияи науки.
Общественно полезными являются нетолько вещи, материальные блага, но и услуги материального (ремонт, хранение,транспорт) и нематериального (услуги образования, здравоохранения, культуры,быта) характера.
Различаются номинальный иреальный ВВП.
Номинальный ВВП — это валовойвнутренний продукт, рассчитанный в ценах на данный период времени (текущихценах).
Реальный ВВП — это валовойвнутренний продукт с учетом изменения уровня цен, т.е. с учетом инфляции. РеальныйВВП более точно отражает состояние экономики.
Индекс цен выражает относительноеизменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период.
Чистый национальный продуктобразуется путем вычитания из ВВП амортизационных отчислений.
Национальный доход — этосовокупный доход всех владельцев факторов производства в течение определенногопериода (как правило, года). Он представляет собой чистый национальный продуктза вычетом косвенных налогов (акцизы, налог на добавленную стоимость,таможенные пошлины и т.д.).
Личный доход определяетсяследующим образом: национальный доход минус взносы на социальное страхование,минус процент как доход на капитал, плюс процент по частным вкладам в банки,минус нераспределенные прибыли корпораций, плюс дивиденды, плюс трансфертныеплатежи.
Располагаемый доход представляетсобой личный доход за вычетом индивидуальных налогов, т.е. доход, которыйнепосредственно используется владельцем на потребление и сбережения.
К числу макроэкономическихпоказателей в настоящее время относят и показатель национального богатства,которое определяется как сумма собственного чистого капитала всехинституциональных единиц (секторов экономики) данной страны. В структурунационального богатства включаются материальные блага и доходы, имущество нациив виде накопленных материальных, благ, финансовых и нефинансовых активов.
/>2. Макроэкономическоеравновесие
Макроэкономический анализравновесия осуществляется при помощи агрегатных (макроэкономических) показателей- реального объема национального производства и уровня цен, сложившегося вданном году. Макроэкономическое равновесие формируется на национальном рынке.
Национальный рынок — это системавзаимодействующих рынков (рынка благ, рынка труда, рынка капиталов, рынка землии недвижимости). В свою очередь каждый из рынков представляет собой совокупнуюхарактеристику поведения всех покупателей (спрос) и всех продавцов (предложение)данного рынка. Основными понятиями национального рынка являются совокупныйспрос, совокупное предложение, общий уровень цен.
Уровень цен представляет собойденежную оценку блага или совокупности благ в национальной экономике.
Совокупный спрос (AD) представляетсобой различные объемы товаров и услуг (ВВП), которые фирмы, домашние хозяйстваи государство готовы купить по определенным ценам.
Совокупное предложение (AS) отражаетуровень производства при каждом возможном уровне цен.
Пересечение кривых совокупногоспроса и совокупного предложения дает точку общего экономического равновесия.
Состояние экономическогоравновесия в экономике можно считать оптимальным. Здесь достигаетсясбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства ипотребления, спроса и предложения, производственных затрат и результатов,материально-вещественных и денежных потоков.
Общее равновесие есть одновременноеравновесие на всех рынках (товаров и услуг, денег, труда и капитала),равновесие экономической системы в целом, или макроэкономическое равновесие.
Аналогично основным выводам измикроэкономики, макроэкономический анализ позволяет заключить, что болеевысокие цены создают стимулы к расширению производства и наоборот. Одновременнорост цен при прочих равных условиях ведет к снижению уровня совокупного спроса.Совокупный спрос является важным макроэкономическим фактором, посколькупозволяет активизировать предпринимательскую активность. Поэтому большинствоэкономических программ направлено на регулирование совокупного спроса.
Динамика ВВП и криваясовокупного предложения дают представление об изменении величины занятости вобществе. При прочих равных условиях рост ВВП сопряжен с увеличением количестварабочих мест и сокращением безработицы, тогда как в периоды депрессии (экономическогокризиса) безработица быстро растет. Изменения уровня занятости происходятобычно в том же направлении, что и изменения реального ВВП, хотя и проявляютсяс некоторым временным отставанием.
 3. Несостоятельность рынка: внешние эффекты ипроизводство общественных благ
Основным мотивом деятельностипредприятия в рыночной экономике является получение прибыли, поэтомупроизводятся товары, реализация которых приносит экономическую прибыль, и,следовательно, сокращается производство продукции, приносящей убытки. Еслирыночная цена товара позволяет возмещать издержки фирмы и получать экономическуюприбыль, то собственники экономических ресурсов получают факторные доходы (заработнуюплату, процент на капитал, ренту за используемую землю и предпринимательскийдоход), а предприятие располагает средствами для расширения производства иувеличения предложения товара. Если цена не превышает средние издержки, топредприятие получает убытки, производство сокращается, а высвобождаемые ресурсыиспользуются в других прибыльных отраслях.
Из вышесказанного следует, чтоосновную массу продукции производят фирмы, применяющие эффективные технологии,способные минимизировать издержки и максимизировать прибыль.
Таким образом, рыночная системаимеет преимущества, выражающиеся в эффективном распределении ресурсов междуотраслями; использовании наиболее, эффективных способов производства и новейшихтехнологий; в производстве максимально возможного объема продукции,соответствующего структуре потребностей; и обеспечивает свободу выбора какпроизводителю, так и потребителю. Однако рыночная система и механизм ее регулированияне способны противодействовать целому ряду негативных процессов в экономике.
В ходе конкурентной борьбыпоказатели деятельности (объем производства, величина прибыли и т.п.) однихпредприятий улучшаются, и они укрепляют свои позиции па рынке, показателидругих предприятий ухудшаются вплоть до прекращения производства, разорения.
Кроме сказанного, использованиедостижений технического прогресса, больших объемов реального капитала,получение экономии от крупномасштабного производства, потребность в существованиинадежных источников сырья и рынков сбыта приводят к тому, что в отраслипроизводство осуществляется несколькими крупными фирмами. Это порождаеттенденцию к возникновению монополии и монополизации рынка.
Распространение монополииприводит к следующим результатам, подрывающим основы рыночной системы. Еслимонополист получает максимальную прибыль, то его объем производства меньшевыпуска в условиях совершенной конкуренции, а монопольная цена выше ценыконкурентного рынка.
Рыночная система направлена наудовлетворение индивидуальных потребностей. Но в обществе существуютобщественные потребности, удовлетворение которых осуществляется с помощью такназываемых общественных товаров, которые доступны всем потребителям. Общественноеблаго (освещение улиц, устранение последствий стихийных бедствий, национальнаяоборона и др.) не может быть разделено на части, й оплачено индивидуальнымипотребителями, поэтому частные фирмы не производят общественные блага.
Рыночная система хозяйствованияне учитывает все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблениемтоваров и услуг, которые имеют отношение не только к экономическим субъектам,участвующим в сделке, но и к третьим лицам. Так, фирма может экономить средствана очистке использованной воды и сбрасывать неочищенную воду в реку, чтоприводит к загрязнению окружающей среды. Издержки фирмы оказываются ниже полныхобщественных издержек производства товара, включающих расходы на создание иэксплуатацию очистных сооружений. Возникает отрицательный внешний эффект — некомпенсируемые фирмой внешние издержки на устранение загрязнения.
В условиях рынка возникают иположительные внешние эффекты, когда производство или потребление благапорождает выгоды у третьей стороны. Классическим примером таких эффектов являетсясистема образования. Все члены общества выигрывают, если часть согражданполучает хорошее образование. Образование повышает качество рабочей силы,производительность труда и является важным фактором роста производства. Но,вкладывая инвестиции в образование, потребитель соотносит затраты и собственныевыгоды от получения образования и не принимает во внимание выгоды, получаемыеобществом в целом.
Существование внешних эффектовпорождает проблему преобразования внешних издержек во внутренние издержки производства.Необходимо скорректировать частные индивидуальные издержки таким образом, чтобыфирма возмещала общественные издержки. В случае возмещения общественныхиздержек фирмы несут дополнительные расходы, используют больший объем ресурсов,что приводит к увеличению цены товара и сокращению предложения.
Преобразование отрицательныхвнешних эффектов во внутренние осуществляется несколькими способами. Во-первых,используются прямые меры законодательного характера, запрещающие иограничивающие загрязнение. Производители в таком случае вынуждены нестирасходы на создание очистных сооружений. Во-вторых, вводится особый налог,равный величине внешних издержек на единицу продукции. Общество перекладываетна фирму заботу о возмещении подобных издержек.
При наличии положительныхвнешних эффектов частные выгоды будут меньше общественных. Чтобы исправитьположение, необходимо увеличить спрос на товары и услуги с положительнымивнешними эффектами. Для этого предоставляются субсидии потребителям ипроизводителям.
Как уже указывалось, существуюттовары и услуги, которые фирмы не производят в рыночной экономике. И этоявляется одним из провалов рынка. Их называют общественными благами. В отличиеот товаров индивидуального потребления, за которые платят потребители, общественныеблага неделимы и не могут быть проданы конкретным покупателям. Не существуетспособов отстранения потребителей от получения выгод, которые несут с собойобщественные блага. Другими словами, общественные блага доступны большому числуграждан и они не могут быть исключены из числа потребителей, если даже неплатят за такие блага. Выгоды от общественных благ получают все члены обществатолько потому, что их производят. Примерами общественных благ и услуг являютсяосвещение улиц, водопровод, национальная оборона, услуги пожарной охраны,библиотек, профилактическое медицинское обслуживание и др. Поэтому государствоберет на себя заботу об их производстве и выделяет достаточное количестворесурсов.
Таким образом, государствовыполняет одну из своих важнейших функций, регулируя распределение ресурсов,корректирует побочные эффекты и обеспечивает производство общественных благ.
 4. Цели и функции государства
Современная экономикапредставляет собой смешанную экономическую систему, в которой рыночный механизмдополняется государственным регулированием хозяйственной деятельности вразличных формах. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялисьэкономические и социальные проблемы, которые невозможно решить на основечастной собственности и капитала. Необходимость предотвращения спадапроизводства и смягчения экономических кризисов, сокращения масштабовбезработицы, стимулирования экономического роста" устранения Нарушений вденежном обращении и регулирования других экономических процессов, а такжеобострившаяся конкуренция на мировых рынках явились объективными причинамивмешательства государства в экономику. На протяжении прошлого столетия вразвитых странах наблюдалось расширение государственного вмешательства вэкономическую жизнь в многообразных формах с применением широкого, спектраинструментов и методов.
Для осуществлениягосударственного регулирования экономики в конкретных условиях разрабатываетсяэкономическая политика, и в первую очередь определяются ее цели: Государственноерегулирование направлено на достижение не только собственно экономических, но исоциальных и политических целей. Основополагающей целью государственнойэкономической политики является достижение макроэкономической стабилизации иразвития (экономического роста) в изменяющихся условиях. Основная цельдостигается благодаря реализации конкретных частных целей, всего дерева целей. Поэтомув большинстве стран мира выделяют следующие основные цели экономическойполитики.
Во-первых, обеспечениемакроэкономической стабилизации направлено на выравнивание экономического циклаи достижение экономического роста. Реализация такой цели позволяет устранитьили существенно ослабить резкие спады производства в кризисных ситуациях ипредотвратить «перегрев» экономики в благоприятные для развитияпериоды, обеспечив стабильный рост валового национального продукта,национального дохода и др. показателей.
Во-вторых, поддержаниеопределенного уровня занятости позволяет с помощью мер государственного регулированияпроизводства и рынка труда обеспечить наиболее полное и эффективноеиспользование важнейшего ресурса общества достижение высоких конечныхрезультатов в хозяйственной деятельности и повышение жизненного уровнянаселения.
В-третьих, стабилизация уровняцен и инфляции способствуют тому, что основным фактором ценообразованиястановится конкурентный рынок, конкуренция, а темп роста цен поддерживается наминимальном уровне.
В-четвертых, государствопроводит политику поддержания равновесного сальдо платежного баланса, недопускает резких изменений объемов экспорта, импорта, регулирует другиевнешнеэкономические отношения с зарубежными странами, так как названныепараметры оказывают влияние на. размеры государственного долга, валютный курс,денежное обращение и другие процессы в национальной экономике.
В-пятых, объектом постоянногогосударственного регулирования является денежное обращение и движение платежныхсредств. Оно направлено на снижение темпов инфляции, поддержание стабильногоуровня цен.
Социальными целямигосударственного регулирования, реализация которых предопределяется выполнениемэкономических задач, являются: уменьшение неравенства в доходах и социальнаязащита населения; повышение жизненного уровня, производство общественных благ идр. В настоящее время значение социальной функции государства возрастает.
Широкий спектр целейгосударственной политики предопределяет в настоящее время многообразныеэкономические функции государства. Основными функциями являются:
Защита прав собственности и темсамым создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночнойсистемы, условий для развития конкуренции.
Производство общественных благ.
Перераспределение доходов исокращение социального неравенства.
Обеспечение занятости иестественного уровня безработицы, проведение антиинфляционной политики приколебаниях рыночной конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.
По мере развития процессовглобализации возрастает роль функции обеспечения национальной экономическойбезопасности.
Государственный сектор экономикипредставляет собой комплекс хозяйственных объектов (объекты инфраструктуры,предприятия в сырьевых отраслях и энергетике, где низкая норма рентабельности),целиком или частично принадлежащий органам власти различного уровня. Государственныйсектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где недостаточныстимулы для использования частного капитала.
Цели экономической политикидостигаются с помощью административно-правовых и экономических методов исоответствующих им инструментов. Административно-правовые методы оказываютпрямое, а экономические — косвенное воздействие на регулируемый процесс.
Государственное регулированиеэкономики осуществляется с помощью бюджетно-налоговой, денежно-кредитной,политика регулирования доходов, социальной и внешнеэкономической политики.
Инструментами бюджетно-налоговойполитики является регулирование налогов и государственных расходов (государственныеинвестиции, правительственные закупки и товарные интервенции, трансфертныеплатежи). Увеличение государственных расходов и снижение налогов вызывает рост,а сокращение расходов и увеличение налогов — уменьшение объемов производимогонационального продукта.
Кредитно-денежная политикаиспользуется в регулировании предложения денег в экономике. Ее целью являетсядостижение общего уровня производства при полной занятости и отсутствииинфляции. Во время спада увеличение денежного предложения способствует ростурасходов и деловой активности, а во время инфляции предложение денегограничивается с целью сокращения расходов. Инструментами кредитно-денежнойполитики являются:
Операции на открытом рынке, гдеосуществляется купля-продажа государственных ценных бумаг (облигаций). Еслицентральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков и населения, топредложение денег в экономике растет за счет денег, выпущенных в обращение (увеличиваютсярезервы и способность коммерческих банков к кредитованию). Когда центральныйбанк продает ценные бумаги на открытом рынке, то уменьшаются резервы коммерческихбанков и суммы денег на текущих счетах населения. Предложение денег в экономикеуменьшается.
Изменение резервной нормы. Законодательноустанавливаются нормы обязательных резервов для коммерческих банков, ониограничивают объем средств, предоставляемых в форме кредитов фирмам и населению.Если резервная норма растет, банки вынуждены увеличивать резервы и тем, самымуменьшить предложение денег в экономике (способность банков к кредитованиюснижается). При снижении резервной нормы высвобождается часть обязательныхрезервов, используемых для предоставления кредитов, что увеличивает предложениеденег.
Центральный банк предоставляетссуды коммерческим банкам под учетную ставку процента (ставку рефинансирования).Коммерческие банки используют полученные кредиты для предоставления в своюочередь кредитов фирмам и населению, что увеличивает предложение денег вэкономике. В условиях спада производства и роста безработицы учетная ставкапонижается, что делает кредит дешевым и доступным. Политика дешевых денег стимулируетувеличение расходов, расширение производства и занятости. Увеличение ставкирефинансирования ограничивает предложение денег, снижает стремлениекоммерческих банков использовать кредиты центрального банка и их способность ккредитованию. Такая политика получила название политики дорогих денег.
Кредитно-денежная политикаЦентрального банка России сыграла важную роль в снижении темпов инфляции с 2680%в 1992 г. до 108,7% в 1-м полугодии 2007 г.
Распределение доходов в рыночнойэкономике в соответствии с теорией факторов производства приводит кзначительной «их дифференциации, социальному неравенству, обусловленномуотношениями собственности на экономические ресурсы. Политика регулированиядоходов направлена на смягчение этого неравенства. Она состоит в перераспределениичасти доходов через государственный бюджет путем налогообложения и социальныхвыплат.
Социальная поддержкамалообеспеченных слоев населения осуществляется в многообразных формах: предоставлениемльгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, выплатой пособий побезработице. В связи с заменой части существующих льгот денежными компенсациямиусиливается адресный характер социальной помощи.
Причинами вмешательствагосударства в международные отношения фирм с другими странами являются необходимостьзащиты интересов отечественных производителей (создание условий для развитияновых отраслей и сохранения занятости в традиционных видах производства),обеспечение национальной экономической безопасности, развитие экспорториентированныхи импортозамещающих производств. Главной задачей государственного регулированиявнешнеэкономических связей является создание благоприятных внешних условий длярасширенного воспроизводства национальной экономики. Известны два типавнешнеторговой политики — политика протекционизма и свободной торговли.
Основными инструментамивнешнеэкономической политики государства являются тарифы (пошлины), субсидии,импортные квоты, добровольные ограничения экспорта, требования к качеству,административные процедуры.
Так введение или повышениепошлины на ввозимые товары повышает их цену на внутреннем рынке и влияет наобъем и структуру импорта. Импортные квоты определяют максимальное количествоввозимого товара за конкретный период времени. Административные меры — соблюдениетехнических стандартов, санитарных норм, требований к упаковке и т.п. оказываютвлияние на объемы торговых операций партнеров.
Валютная политика государства в.значительной степени зависит от установленного режима валютных курсов (фиксированногоили плавающего) и направлена на достижение динамичного равновесия экономики всистеме мирохозяйственных связей.
Экономическая политикагосударства осуществляется также административно-правовыми методами,оказывающими прямое воздействие на хозяйственную деятельность. К ним относятсяпрямое управление государственными предприятиями, лицензирование различныхвидов деятельности и правовое регулирование экономики. Так, для регулированиядеятельности „естественных монополий“ создаются регулирующие органы,а общественный контроль за процессом концентрации и монополизации производства,контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке,осуществляется на основе антимонопольного законодательства. Выдача патентов ипредоставление исключительного права производить и продавить новый продукт илииспользовать новую технологию в течение длительного периода (в США в течение 17лет) защищает их создателей от конкурентов и усиливает их монопольную власть.
В России Законом РФ „Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“от 22 марта 1991 г. предусмотрены административные меры (запретительные меры,предупреждение недобросовестной конкуренции, санкции и др.), устраняющие ипредупреждающие монопольное положение отдельных предприятий на рынке.
Направления, методы иинструменты государственного регулирования экономики не остаются неизменными. Егомасштабы, конкретные формы существенно различаются по странам. В современныхусловиях в процессе развития системы национальных экономических имирохозяйственных связей повышается роль государственного регулирования иусложняются функции государства. Этот процесс выражается в более широкомиспользовании косвенных методов регулирования экономики:
изменении содержания социальнойфункции государства, призванного решать проблемы взаимоотношений между трудом икапиталом, налаживать отношения социального партнерства, регулировать другиесоциальные отношения;
сокращать дифференциацию вуровне доходов различных слоев населения, обеспечивать социальную стабильностьв обществе.
С переходом кпостиндустриальному обществу государство принимает на себя обязательства вобласти образования, развития фундаментальной науки, проведения промышленнойполитики, решения экологических и многих новых возникающих проблем.
В переходной экономикегосударство формирует новую систему отношений собственности, присущую смешаннойэкономике; способствует становлению и развитию малого предпринимательства,фермерского хозяйства; оказывает влияние на развитие рыночных институтов и инфраструктурырынка.
По мере становления гражданскогообщества возрастающее влияние на экономические и социальные процессы оказываютобщественные институты — союзы промышленников и предпринимателей,профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения и др.
Список литературы
1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание.Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философиядля средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.