Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиги
Содержание
Введение1. Дефицит рынка
2. Избыточный рынок
3. Равновесная ценаи рыночное равновесие
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Рыночная экономика – это бесконечноевзаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такоговзаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той порыминуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство ссовременной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описанывсе экономические процессы.
Участниками рынка являются покупатели (потребители) ипродавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельныелюди, так и целые фирмы, предприятия. Например, на рынке грузовых автомобилейпокупателями могут выступать: фермеры, приобретающие грузовые автомобили длятого, чтобы перевозить свою продукцию; отдельные фирмы, занимающиеся перевозкойтоваров и покупающие автомобили для своей деятельности. На рынкесельскохозяйственной продукции продавцами могут быть отдельные фермеры, крупныефермерские хозяйства, магазины, реализующие сельскохозяйственную продукцию.
В данной работе я попытаюсь объединить все существующиезнания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение»,рыночное равновесие цен спроса и предложения, а также к чему приводят нарушениярыночного равновесия цен.
В настоящей контрольной работе автор считаетосновной целью определение понятий равновесной цены и рыночного равновесия,причин и условий их возникновения, теоретического существования.
При написании контрольной работы длядостижения поставленной цели автором произведен анализ учебных пособий по экономическимдисциплинам, как отечественных, так и иностранных исследователей-экономистов(Плотницкого М.И., Ивашковского С.Н., Гальперина В.М., Игнатьева С.М.,Максимовой В.Ф.). В контрольной работе для достижения поставленных целей всестороннерассмотрены вопросы дефицита и избыточности рынка, характер их влияния наравновесную цену и рыночное равновесие.
1. Дефицит рынкаВ самом общем виде рынок- это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства,обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынокразвивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен нетолько произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля,дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей вобществе охвачены куплей-продажей.Более конкретно рынокпредставляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь междуагентами общественного производства в форме купли- продажи, т. е. связьпроизводителей и потребителей, производства и потребления. Субъектами рынкаявляются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступаютдомохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия),государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и какпокупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют нарынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.Объектами рынка являютсятовары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведеннаяпродукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестведенег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.Рынок как самостоятельноеобразование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда,рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют другна друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех егосоставляющих.Для того чтобы понять,как функционирует рынок в целом и как в результате этого устанавливаются рыночныецена и количество покупаемого товара, необходимо рассмотреть взаимодействиеспроса и предложения. Для этого необходимо наложить график кривой спроса награфик кривой предложения.Следует отметить, что приданном анализе можно использовать как прямые, так и обратные функции. Если мывыберем обратные функции спроса и предложения, то кривая спроса будетпоказывать, по каким максимальным ценам (ценам спроса) готовы купить каждоеданное количество товара потребители, а кривая предложения — по каким минимальнымценам (ценам предложения) еще в состоянии продать каждое данное количествотовара производители.Поэтому каждая такаякривая разделяет все рыночное пространство на две противоположные по своемузначению части (рис. 1): все цены, изображаемые на графике точками выше кривойспроса, недоступны потребителям, а цены, показываемые точками ниже кривойпредложения, разорительны для производителей. С другой стороны, покупатели,конечно, будут рады ценам ниже максимально возможных для них, точно так же, каки продавцы не откажутся от цен выше минимальных для продавцов./>рис.1В результате все рыночноепространство оказывается поделенным на четыре сектора. Рассмотрим эти секторыпо порядку.В секторе I сосредоточены цены выше максимальныхдля покупателя и ниже минимальных для продавца. Заключать сделки на такихусловиях нет заинтересованности ни у кого. Поэтому данный сектор является «мертвойзоной» данного рынка.В секторе II налицо односторонняязаинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупка такихколичеств товара по таким высоким ценам невозможна.В секторе III обратная картина: в столь низкихценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зонавозможных покупок, но продажи на таких условиях невозможны. Таким образом, всеэти три зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынкесовершаться не будут.И только сектор IV представляет собой зону совпаденияинтересов как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи,а значит, и совершение сделок весьма реально. Практически любая точка данногосектора символизирует условия возможной сделки. Например, лежащая на кривойспроса точка А показывает, что на данном рынке возможна купля-продажаколичества данного товара QA по цене РА. Аналогичноточка Б, расположенная на кривой предложения, означает возможность купли-продажиобъема С по цене РБ.Различие между этимиусловиями сделки состоит в том, что в первом случае на пределе своихвозможностей находится покупатель (такая ситуация описывается в экономическойлитературе как «рынок продавца», диктующего свои условия — дефицитрынка), а во втором в аналогичной ситуации, фигурально выражаясь, «прижатымк канатам», оказывается продавец (это характеризуется как «рынокпокупателя» — избыточный рынок). Конечно, если соотношение сил на данномрынке не позволяет говорить о столь явном превосходстве одной из сторон, торыночная конъюнктура может быть выражена точкой В, находящейся где-топосередине между кривыми спроса и предложения. Тогда сделка заключается,например, по цене Рв для объема QB.Конкретные параметрысделок зависят не только от соотношения сил субъектов данного рынка, но и отмногих других факторов, например, от уровня информированности участников илистепени вовлеченности в рыночные отношения (так, в административной экономикенашей страны многие предприятия были парадоксально заинтересованы в высокихрасходах на закупку сырья и комплектующих изделий, увеличивающих, в своюочередь, их отчетные валовые показатели).Таким образом, сектор IV в целом характеризует все возможныена данном рынке положения, но подавляющее их большинство относится к различногорода несовершенствам рынка, отклонениям от нормальных рыночных условий.Теперь следует выяснить,что происходит на рынке, когда под воздействием изменения факторов спроса илипредложения он выходит из состояния равновесия. Предположим, что на нашем рынкев исходном положении уже существовало равновесие, которое было затем нарушеноизменением спроса под воздействием роста дохода, выделенного потребителями дляпокупки данного товара.
/>
рис. 2
На графике (рис. 2) этоможет быть изображено сдвигом кривой спроса вправо — вверх — D1—" D2. Будем также считать, что цена данноготовара не изменилась мгновенно сразу же после сдвига кривой спроса. В этомслучае вслед за ростом спроса покупатели данного товара обнаружат, что припрежней цене Р1, количество товара Qd, котороекаждый из них теперь может приобрести, превышает тот объем Qs, которыйраньше был в их распоряжении и который могут предложить при данной ценепроизводители данного товара. Это означает, что на данном рынке возник дефициттовара в размере
Df = QD — Qs,
поскольку величина спросатеперь превышает величину предложения данного товара.
Как же отреагируют на такуюситуацию покупатели? Очевидно, что они просто так не откажутся от покупкиданного товара и попытаются предпринять соответствующие меры.
Практически это приведетк тому, что между покупателями начнется конкуренция за возможность приобрестиданный товар. А это, в свою очередь, окажет повышающее влияние на его рыночнуюцену. Итак, цена товара, на который повысился спрос, начнет расти подвоздействием конкуренции покупателей.
Что же в сложившейсяситуации в ответ предпримут продавцы такого товара? Вполне естественной ихреакцией на повышение цены будет увеличение объема предлагаемого товара вполном соответствии с законом предложения. А поскольку на это же будутнаправлены действия покупателей, то их совместными усилиями рыночная цена приотмеченном росте количества товара начнет повышаться до величины Р2. Награфике это будет выражено передвижением точки рыночной конъюнктуры Ех вдолькривой предложения вплоть до ее пересечения с новой кривой спроса D2, гдеи будет тем самым достигнута новое равновесие данного рынка Е2 спараметрами Q2 и Р2.Таким образом, рыночное равновесие можнорассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующиймомент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новоезначение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене,складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночноеравновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS.Любое отклонение оттакого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояниеравновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров нарынке (QD рис. 3Таким образом, изменениярыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночногоравновесия. Пусть рыночный спрос растет (линия рыночного спроса D0D0 перемещается вправо в положение D1D1), тогда цена равновесия Р* и равновесный объем Q* растут (рис. 4)./>рис. 4При уменьшении рыночногоспроса (при перемещении линии рыночного спроса D0D0 влево в положение D2D2 цена равновесия Р* и равновесныйобъем Q* падают (рис. 5)./>рис. 5При росте рыночногопредложения (при перемещении линии предложения S0S0 вправо в положение S1S1) цена рыночного равновесия Р* падает, а равновесноеколичество Q* растет.При уменьшении рыночногопредложения (при перемещении линии рыночного предложения S0S0 влево в положение S2S2) ценаравновесия Р* растет, а равновесное количество Q* падает(рис. 6)./>рис.6При одновременномперемещении линии рыночного спроса DD илинии рыночного предложения SS цена равновесия Р*и равновесный объем Q* могут вести себя по-разному.Рассмотренный механизмдостижения рыночного равновесия, конечно, не является единственно допустимым.Например, если предположить, что в отличие от быстро изменяющегося подразличными воздействиями спроса реакция предложения будет более замедленной, томы получим другой вариант, известный в экономической теории под названием „паутинообразноймодели“. В этом случае возможность достижения нового состояния равновесиябудет определяться соотношением конкретных параметров функций спроса ипредложения.
3. Равновесная цена и рыночноеравновесие
Кривая спроса ипредложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовыкупить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.
Взаимодействиепредложения и спроса приведет к установлению рыночной цены или равновеснойцены.
Как было сказано выше,когда предложение превышает спрос, образуется излишек. Покупатель находится вболее благоприятном положении. Это — рынок покупателей (избыточный рынок).Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятномположении находится продавец. Это — рынок продавца .
Равновесная цена—этоцена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является,соответственно, равновесным.
Равновесность ситуацииозначает ее оптимальность, эффективность, выгодность как для продавца, так идля покупателя. В графической модели рынка экономическое равновесие достигаетсяв точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С объемпредложения QS будет равен объему спроса QD. Благодаря этому устанавливаетсяцена равновесия (Р2), одинаково удовлетворяющая как покупателей, так ипродавцов (рис. 7).
/>
рис.7На изменение рыночнойцены влияют следующие факторы:1) возникающийнеудовлетворенный спрос — ведет к повышению цен;2) избыточное предложение— приводит к снижению цен до уровня равновесных.Пока предложение и спросостаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесиярынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы неиспытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена будет способствоватьстремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.В аналитическом виде,используя обратные функции спроса и предложения, это можно записать так:Pd(Q*) = Рs(Q*) = Р*(Q*).Важно отметить, что приэтом ни у той, ни у другой стороны не будет желания изменить данную ситуацию:падение цены ниже равновесной станет невыгодно не только продавцам, но ипокупателям, так как сократит количество предлагаемого товара, а рост цены вышеравновесного уровня не устроит не только покупателей, но и продавцов, посколькууменьшит покупаемый объем товара.Получается, что приуказанных отклонениях цены от равновесного значения в самой данной рыночнойсистеме возникнут силы, возвращающие ее в первоначальное состояние.Точно так же поведет себяданный рынок при отклонениях количества обращающегося на нем товара отравновесного Q*: его превышение обернется снижением цены и станетневыгодно для самих продавцов, а недобор приведет к росту цены, невыгодному длясамих покупателей. Записанное в аналитической форме для прямых функций спроса ипредложения это равенство объема спроса Qd объему предложения Qs приданной равновесной цене Р* будет выглядеть так:
Qd(Р*) = Qs(Р*) =Q*(P*)
Рис.8 иллюстрирует единственность рыночного равновесия (здесь линии рыночногоспроса D1D2 и рыночного предложения S1S2 пересекаются в единственной точке Е).Все это означает, чтосоздавшееся рыночное равновесие с параметрами Q* и Р* будет устойчивым (разумеется, пока поведениепокупателей и продавцов не изменится и отображающие его кривые спроса ипредложения не займут новые положения на графике).Иными словами равновесиерынка можно рассматривать как ситуацию реализации запланированных решений какпокупателей, так и продавцов.
Заключение
В результатевзаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается ценаравновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планахпотребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночнаяцена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки.Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количествопродукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купитьпредлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение,превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровняравновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехваткипродукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение.А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, покаспрос не станет равным предложению. Ценыбудут расти или падать, пока продавцам и покупателям не удастся прояснитьситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса ипредложения на продукт точно совпадают. При осуществлении сделок по равновеснойцене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума.Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса илипредложения, и начинается процесс приспособления к новому равновесию. Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительнофиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночноеравновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновеснойцены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца,сезона, года, ряда лет и т.д. В конкурентнойсистеме равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. Ивсе же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту илииную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидетьневозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точкуравновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последнихвоздействий относится, например, налогообложение. Через систему налогообложенияи дотаций государство воздействует на процесс рыночного ценообразования изначение равновесной цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшаетравновесное количество, а установление дотации на единицу проданной продукцииснижает равновесную цену и увеличивает равновесный объем продаж. Однако в том идругом случае возникают чистые потери общества, так как при введении налогасокращение суммарного излишка потребителей и производителей превышает суммуналоговых поступлений, а при введении дотаций сумма последних превышаетприращение суммарных излишков участников рыночных сделок.
Новейшие исследования вобласти равновесия позволяют сделать ряд существенных дополнений к данной теме.Экономическая теория имеет дело не со стабильным равновесием, а с постояннымего нарушением, что образно названо „равновесие – неравновесие“. Изэтого следует 3 существенных вывода:
— равновесие следуетрассматривать как абстрактный модельный идеал. Его никогда не было и не можетбыть, но с него нужно всегда начинать исследование;
— равновесие –динамическое, оптимальное неравновесие, т. е. оно представляет собой отклонениецен от стоимости, результатов от затрат;
— равновесие какнеравновесие играет разрушительную роль, понуждая экономических агентовдействовать как вопреки их глубинным интересам, так и интересам общества вцелом.
Государство причрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночногомеханизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.
Список используемойлитературы
1. Бусыгин В.П.,Желободько Е.В., Цыплаков А.А. Микроэкономика – третий уровень. – Новосибирск,НГУ, 2003.
2. Гальперин В. М.,Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В2-х т.2-е изд., испр./Общая редакция В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическаяшкола. 1999. Т. 1.
3. Герасимов Б.И.,Иода Ю.В. Введение вэкономику: Основы экономического анализа: учеб. пособие. — Тамбов: Изд-во ТГТУ,2004.
4. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд.,испр. и доп. — М.: Дело, 2001.
5. Курсэкономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика.Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учебн. пособие/ под ред.А.В.Сидоровича. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2001.
6. Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебное пособие – М.: Московский международныйинститут эконометрики, информатики, финансов и права, 2003.
7. Рябикина А. А.,Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Спрос и предложение.– СПб, Нева, 1997.
8. Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для ВУЗов — М.: Норма, 2001.
9. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебноепособие для юридических вузов /В.В. Янова. — М: Издательство „Экзамен“,2005.