Реферат по предмету "Экономическая теория"


Налоговая система 11

--PAGE_BREAK--ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


В каждом государстве существует своя налоговая система, под кото­рой понимается совокупность налогов, установленных законодатель­ной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Это общее правило. Национальные на­логовые системы отличаются по структуре налогов, их количеству и ме­тодам изъятия налогов. Налоговая система Республики Беларусь закреп­лена в основном налоговом Законе Республики Беларусь «О налогах и сбо­рах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 2000 г.

Согласно ст.3 данного Закона в РБ установлены следующие виды общегосударственных налогов и сборов:

1.     Налог на добавленную стоимость;

2.     Акцизы;

3.     Налог на прибыль и доходы, налог    на    доходы    от    осуществления    лотерейной деятельности;

4.     Налог  за  пользование  природными ресурсами (экологический налог);

5.     Налог на недвижимость;

6.     Налог на экспорт и импорт;

7.     Земельный налог (плата за землю);

8.     Налог на топливо;

9.     Транзитный налог;

10.Государственная пошлина и сборы;

11.Подоходный налог с физических лиц.

Кроме того, в Республике могут устанавливаться местные налоги и сборы, а также образовываться внебюджетные фонды с обязательным отчислением в них определённых платежей.

В налоговую систему входят не только непосредственно налоги, но и сборы, пошлины, обязательные отчисления. К сожалению, законодатель­ство не дает определения понятию «обязательные отчисления». Однако с налогами их объединяет то, что они вводятся законами, обязательны для уплаты, зачисляются в бюджет или внебюджетные фонды. Контроль за их уплатой, применение экономических санкций возложены на нало­говые органы. Таким образом, у них имеется ряд общих признаков, что позволяет объединить их в налоговую систему государства.

Налоговая система Республики Беларусь строится, исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, но с учетом экономичес­ких и политических особенностей, присущих белорусскому государству.

Таким образом, налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фон­ды, а также законодательно определенный порядок установления, введе­ния налогов, права и обязанности участников налоговых отношений.

Налоговая система РБ закреп­лена в основном налоговом Законе Республики Беларусь «О налогах и сбо­рах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 2000г. Таким образом, налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фон­ды и законодательно определенный порядок установления, введе­ния налогов, права и обязанности участников налоговых отношений. Одним из основных видов налогов, оказывающим действенное влия­ние на предприятия, является налог на прибыль. Этот налог направлен на повышение эффективности производства, соизмерение затрат с полу­ченной выручкой. В бюджете Республики на 2009 год на долю поступлений от налога на доходы и прибыль приходилось 10,88% (2881434572,6 тыс. руб.)[1].

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, объеди­нения, организации, их филиалы и представительства, отделения и дру­гие обособленные подразделения, осуществляющие хозяйственную и коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь, неза­висимо от подчиненности и форм собственности.

Налогом на прибыль облагается балансовая прибыль предприятия, со­стоящая из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), иных мате­риальных ценностей (включая основные фонды) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ставка налога на прибыль с момента его введения менялась несколько раз и в настоящее время установлена в размере 24 процентов.

Налогом на доходыоблагаются дивиденды и приравненные к ним доходы.

Дивидендом для  целей  налогообложения признается часть прибыли предприятия, хозяйственного общества или хозяйственного объединения, выплачиваемая  соответственно  собственнику  (собственникам) данного предприятия   либо   участникам    хозяйственного    общества    или хозяйстенного   объединения  в  связи  с  правом  собственности  на имущество предприятия либо участием  в  хозяйственном  обществе  или хозяйственном объединении, за некоторыми исключениями. Дивиденды   и   приравненные   к  ним  доходы,  начисленные предприятием,  облагаются по ставке 15 процентов.  Налог взимается у источника дохода.

Порядок взимания налога на прибыль и налога на доходы регулируется Законом «О на­логах на прибыль и доходы»от 6.04.2005г. [5].

Наибольший удельный вес в доходах бюджета занимает налог на до­бавленную стоимость (НДС). В бюджете Республики на 2009 год на его долю приходилось 30,97% всех доходных поступлений [1]. Его плательщиками являются все юридические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие хозяйственную дея­тельность на территории Республики Беларусь. С 1994 г. плательщиками этого налога стали физические лица, осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица.

Налог на добавленную стоимость был введен в Республике с 1992 г. и стал своего рода преемником существовавших до него в хронологической последовательности налога с оборота и налога с продаж. До 1999 г. в республике использовался так называемый «гибридный» метод исчис­ления этого налога. Один порядок распространялся на внутри республиканский оборот, второй — на импорт.

Начиная с 2000 г. введен новый порядок, соответствующий используемому в большинстве стран. Объектом налогообложения признаются реализация товаров на территории Республики Беларусь, за пределами республики и ввоз товаров на таможенную территорию белорусского государства. На данный момент НДС находится в пределах от 0% (Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении объектов, использованных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, если иное не предусмотрено законодательством), 10%, 20%.

Осуществляя производство и реализацию товаров, а также их пере­мещение через таможенную границу Беларуси, субъекты хозяйствова­ния в установленных в законодательстве случаях уплачивают в бюджет акцизы. Это — также косвенный налог, который занимает значительную долю в бюджетных поступлениях (13,1 в 2009 г.). Его плательщиками являются пред­приятия, производящие продукцию, на которую установлены ставки акцизов, а также ввозящие товары, которые по белорусскому законода­тельству относятся к подакцизным. Ставки акцизов устанавливаются в процентах к выручке от реализации подакцизных товаров и на сегодняшний день равна 5%. Размер ставок — величина непостоянная.

С целью рационального пользования природных ресурсов и борьбы с загрязнением окружающей среды во многих странах мира введены специальные налоги. Республика Беларусь не богата природными иско­паемыми. Негативное воздействие на ее экологию оказала Чернобыльс­кая катастрофа. Введение в республике налога за пользование природ­ными ресурсами (экологического налога) способствует рационализа­ции природопользования, мобилизации средств на охрану окружающей среды        [6, ст.57]. Плательщиками налога являются предприятия и частные пред­приниматели, деятельность которых связана с добычей природных ис­копаемых и выбросами загрязняющих веществ. Фактические объемы добытых ресурсов и выброшенных загрязняющих веществ являются объектом обложения. Налог зависит от класса опасности веществ. С 1.07.2005  налог на выбросы отравляющих веществ в атмосферу составляет от 170000 до 3000000 рублей за тонну.

Ориентация экономики республики на осуществление различных форм собственности создала объективную основу для введения в пере­чень объектов обложения недвижимости. Плательщиками налога явля­ются юридические и физические лица [7, ст.59]. Объектом обложения у юриди­ческих лиц является остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, у физических — стоимость принадлежа­щих им зданий. Годовая процентная ставка для юридических лиц уста­новлена в размере 1 процента.

В целях стимулирования рационального использования земель, вырав­нивания условий осуществления хозяйственной деятельности на землях различного качества и аккумуляции средств и финансирования затрат по обустройству земель введен земельный налог [2, ст.49]. Его, как и налог на недви­жимость, уплачивают юридические и физические лица. На земельные участки, в за­висимости от их расположения и целей, для которых они отведены, уста­новлено несколько ставок земельного налога. Размер ставки зависит от кадастровой оценки земли. При отсутствии такой оценки налог начисля­ется по средним ставкам, установленным по административным районам, исходя из средних показателей плодородия земель.

Учитывая необходимость финансирования расходов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в Республике Бела­русь введён Чрезвычайный налог. Следует отметить, что, начиная с 2001 года данный налог объединён в единый платёж с обязательными отчислениями  в  государственный фонд содействия занятости. и общий размер данного единого платежа на 7.02.2005 установлен в размере 4 процентов от фонда заработной платы. В момент же введения ставка чрезвычайного налога составляла 18 про­центов. От уплаты этого нало­га освобождаются бюджетные учреждения, а также социально-культур­ные учреждения, находящиеся на балансе предприятий и содержащиеся за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.

Только физические лица являются плательщиками подоходного на­лога [4, ст.79]. Налог с заработной палаты уплачивают все граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом об­ложения выступают доходы в денежной и натуральной формах.

Для целей налогообложения выделяются несколько групп налогопла­тельщиков и объектов обложения. Основными из них являются суммы зара­ботков, получаемых гражданами за выполнение трудовых обязанностей, и приравненных к ним доходов. Так с 1.04.2005 подоходный налог колеблется от 9% до 30%, в зависимости от совокупного годового дохода.

Система налогов в Республике Беларусь подчинена интересам госу­дарства, заинтересованного в реализации как фискальной, так и стимулирующей функцией налогов. Манипулирование налоговыми ставками, введение одних и отмена других налогов — это обычная практика, при­сущая многим странам.

Декретом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 21 «О мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республике Беларусь» введен налог на игорный бизнес [9, ст.853]. Плательщиками этого налога являют­ся юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающи­еся игорным бизнесом на основании специального разрешения Ставки налога дифферен­цированные, зависящие от вида объекта обложения и объема игрового оборота. Уплата налога производится ежемесячно.

Декретом Президента от 23.04.2000 г. № 19 «Об установлении налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности» также вве­ден налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности [10, ст.1/289]. Пла­тельщиками данного налога признаются организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению лотерей. Объектом обложе­ния является доходы от организации и проведения лотерей. Налоговая ставка 8 процентов. Налого­вый период устанавливается на каждый календарный месяц.

Реакцией государства на утечку капиталов за границу стало введение в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.01.2003 г. оффшорного сбора [11, ст.1/930]. Пла­тельщиками сбора выступают белорусские предприятия и индивидуальные предприниматели. Оффшорный сбор исчисляется и уплачивается резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь по ставке 15 процентов.

Подводя итог, следует повторить, что налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фон­ды, а также законодательно определенный порядок установления, введе­ния налогов, права и обязанности участников налоговых отношений. Налоговая система Республики Беларусь закреп­лена в основном налоговом Законе Республики Беларусь. Одним из основных видов налогов, оказывающим действенное влия­ние на предприятия, является налог на прибыль и НДС.




ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ
Отказ от принципов административного управления и переход к рыночной эко­номике выдвигает на первый план проблему на­логового регулирования экономических процес­сов. Все это потребовало внесения существен­ных изменений в налоговое законодательство и в налоговую систему.

Несомненным достижением проведенных преобразований было придание процессу нало­гообложения законодательного характера. На­чальные основы налогового права были закреп­лены в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который устано­вил круг налогоплательщиков, их права, обязан­ности и меру ответственности, виды общегосу­дарственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставле­ния льгот, регламентировал работу налоговых органов.

По достоинству оценивая проведенную в этом направлении работу, нельзя не отметить, что разработка налогового законодательства проводилась в спешном порядке, без серьезных обоснований и перспективных прогнозов. Только этим, а ничем иным можно объяснить введение налогов «однодневок», их отмену и введение некоторых из них вновь (сбор на содержание госу­дарственной пожарной службы, отчисление на медицинское страхование, налог на превышение расходов над нормируемой величиной оплаты труда, пятипроцентный налог на прибыль от то­варооборота, налог на топливо, который вначале был заменен акцизным налогом, а в 1999 году введен вновь и т.д.) [23, с.31].

Как результат всего этого, запутанность на­логовой системы, ее неэффективность и слож­ность, частые изменения и поправки. Трудно подсчитать, сколько раз вносились изменения и дополнения в методику исчисления и уплаты на­лога на добавленную стоимость и акцизы. Свы­ше 60% субъектов хозяйствования, а по отдель­ным формам собственности более 80% допуска­ет неточности в исчислении налогов. Трудно за­подозрить всех этих главных бухгалтеров в умышленном нарушении налогового законода­тельства.

Результатом отсутствия целенаправленной и последовательной работы в области налого­обложения явился отказ в 2000 году от внедре­ния, казалось бы, уже решенного зачетного мето­да исчисления налога на добавленную стои­мость.

Налицо стремление высших органов власти и государственного управления не столько к расширению налоговой базы путем стимулиро­вания развития производства и предпринима­тельства, сколько к сбалансированности бюдже­та. Фискальная функция налогов явно превали­рует над экономической, о чем свидетельствуют чрезмерно высокие ставки по ряду налогов. Так, первоначально ставка налога на добавленную стоимость была установлена на уровне 28%, чрезвычайного налога для ликвидации послед­ствий катастрофы на Чернобыльской АЭС -18%, налога на недвижимость для государственных предприятий — 5%, налога на незавершенное строительство — 10%, максимальная ставка ак­цизного налога составляла 88%. Многократность обложения отдельных объ­ектов различными налогами и сборами делает ее громоздкой, сложной и непонятной для налогоплательщиков [23, с.32].

Отсутствие явных результатов в налоговых преобразованиях некоторые экономисты и офи­циальные органы пытаются объяснить «новиз­ной» налоговых преобразований, переходом к налоговой системе. История же свидетельствует об обратном. Налоги появляются вместе с воз­никновением государства, поскольку оно без них существовать не может, как и работник без за­работной платы.

Преобразование налоговой системы в пер­вые годы шло в трех основных направлениях. Первое из них — организация строжайшего учета и контроля в деле взимания установленных ранее прямых налогов (подоход­ного, единовременного налога на прибыль и др.). Второе — широкое использование «единовремен­ных чрезвычайных налогов». Третье направление — перестройка системы кос­венных налогов.

Множественность платежей, многократность их изъятия создавали трудности в финансовом планировании. Требовалась коренная пере­стройка существовавших форм финансовых от­ношений предприятий с бюджетом, которая бы позволила значительно упростить сложившуюся систему платежей и повысить ее эффективность.

Не следует преувеличивать и «новизну» на­логовой системы Республики Беларусь. Как го­ворилось выше, многие из нынешних налогов имеют давнюю историю, повторяя ранее взи­маемые налоговые платежи с некоторыми мо­дификациями. Акцентируя внимание на новизну налоговой системы, ее авторы заранее приучают нас к мысли о том, что в новом деле неизбежны недостатки и упущения

Таким образом, можно выделить следующие основные недостатки налогообложения в Рес­публике Беларусь:

1. Круг налогов и неналоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет предприятиями и организациями, достаточно широк (более 15). Факты свидетельству­ют о том, что социальные последствия налого­вых преобразований заранее не просчитывают­ся, что ведет к усилению социальной напряжен­ности в обществе.

2. Резкое увеличение налоговых платежей. Налоги спонтанно возникают, затем отменяются или заменяются новыми и возникают снова.

3. Нестабильность налоговых правил, ли­шающая налогоплательщиков возможностей прогнозировать перспективы развития бизнеса и ориентирующая их на получение только быстрых результатов от вложения капитала. Таким обра­зом, сложные экономические и социальные про­блемы мы пытаемся решать кавалерийским на­скоком.

4. Нет четкого критерия отнесения одних налогов на себестоимость продукции или из­держки обращения и уплаты других за счет при­были. В результате включения налогов в себе­стоимость, она деформируется и в таком виде воспринимается как предельные издержки, фор­мирующие минимальную цену. Ускоренный рост себестоимости и цен вследствие необоснован­ных налогов делает неконкурентоспособной продукцию многих наших предприятий на внеш­нем рынке и недоступной для внутреннего по­требления. Производитель же теряет ориента­цию в действительных издержках прибыли, в структуре затрат и направлениях поиска резер­вов их снижения, а процесс формирования при­были остается закрытым как для самого произ­водителя, так и для контролера.

5. Различна база, используемая в налогооб­ложении. В одних случаях это добавленная стоимость, сумма дохода, величина прибыли, в других — остаточная стоимость основных фондов. Непонятно, почему налоги, начисляемые на за­работную плату, взимаются по факту ее начис­ления и поступают в бюджет, даже если выплата заработка работникам задерживается из-за от­сутствия у предприятия средств. Аналогичная ситуация и с уплатой субъектами хозяйствования налога на недвижимость. Источником его взима­ния служит прибыль, однако, он взимается в бюджет и при убытках.

6. Множественность нормативных актов, регулирующих налогообложение в Республике Бе­ларусь. (На сегодняшний день их общее число составляет около 300).

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что действующая в Беларуси система налогообложения обладает ярко выраженной фискальной функцией, роль регулирующей функции значительно принижена.

Для развития отечественной экономики, на мой взгляд, необходимо проведение такой налоговой политики, которая бы способствовала созданию благоприятных условий для повышения эффективности производства.

Поставленная цель может быть реализована в трёх направлениях:

1. Достижение стабильности и определённости налоговой системы. Данное направление предполагает справедливость, ясность, стабильность и предсказуемость фискальных условий хозяйственной деятельности на основе:

Ø     Определения исчерпывающего перечня налогов и сборов (в том числе местных), а также их предельные ставки;

Ø     Упрощения правил определения налоговых платежей, установления системы единого налога за осуществление всех видов деятельности индивидуальными предпринимателями (физическими лицами);

2. Второе направление касается формирования фискальных стимулов и                                                                          предполагает осуществление следующих мероприятий:

Ø     Введение рыночного механизма налогообложения недвижимости, обеспечивающего зависимость размеров платежей от доходности её использования;

Ø     За счёт сокращения налоговых льгот снизить ставку налога на прибыль для предприятий;

Ø     Перенос налогового бремени со сферы производства в сферу обращения, как это практикуется в странах развитой рыночной экономики.

3. Третье направление налоговой политики проводится в сфере повышения собираемости налогов. Необходимо запланировать проведение следующих мер:

Ø     Сокращения налоговых льгот, определения исчерпывающего перечня условий, при которых возможно их предоставление (к примеру, установить, что льготы предоставляются при условии полной уплаты налогов в предыдущем году);

Ø     Усиление контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчётности операций по наличному денежному обращению;

Ø     Выявление и ликвидация фирм – «однодневок», а также усиление ответственности за создание предпринимательских структур подобного типа [15, с.70].



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Независимость судей при отправлении правосудия
Реферат Бухгалтерська звітність на підприємстві недержавної форми власності
Реферат Экзамен по физике для поступления в Бауманскую школу
Реферат Фонды обязательного медицинского страхования
Реферат Аудиторський ризик та його визначення
Реферат Catcher In The RyeDoes Voice Matter Essay
Реферат Средства создания комического в детективах Д Донцовой
Реферат 1. Издержки производства, их состав и структура
Реферат Економічна ефективність переробки молока та шляхи її підвищення на прикладі ЗАТ "Бахмачмолококонсерв"
Реферат Современные подходы к управлению банковскими рисками
Реферат Использование уникального торгового предложения УТП в создании рекламной продукции
Реферат Банковский бизнес и автоматизация
Реферат Собственность как основа экономической системы.
Реферат Духовный феникс
Реферат Технократия