Реферат по предмету "Экономика"


Безубыточность

§1.Концепция безубыточности в современной экономической теории.
Известно, что целью деятельности фирмы(предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно приэтом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу дляроста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенныйкапитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличениюсобственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемамприбыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопросаявляется концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага кполучению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли. В данномпараграфе мы рассмотрим проблему безубыточности деятельности фирмы с точкизрения экономической теории с тем, чтобы в следующих параграфах изучить вопросыопределения точки безубыточности фирмы, анализа безубыточной деятельности фирмыи планирования безубыточности в краткосрочном и долгосрочном периодах.
С точки зрения экономической теориибезубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентномрынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаемв рассмотрение экономическую прибыль, то есть то определение прибыли, прикотором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода наинвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При такихдопущениях определение безубыточности звучит следующим образом:
Точка безубыточности — это такой объемпродаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает всерасходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент насобственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.
В самом деле, если фирма имеетбухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат напроизводство проданной продукции положительно, то она может не достигать точкибезубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы можетбыть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы.Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала,которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точкибезубыточности является одновременно и неким критерием эффективностидеятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действуетнеэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот фактсам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы.Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследоватьструктуру издержек фирмы.
Для того, чтобы фирма функционировалаоптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизацииприбыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическомсмысле. При анализе процесса максимизации прибыли мы будем пользоватьсяследующими основополагающими понятиями:
Предельный доход — величина, на которуюизменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на однуединицу;
Предельные издержки — величина, накоторую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции наединицу;
Средние полные издержки — доля полныхиздержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратныеиздержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.
Из курса микроэкономики известно, чтоначиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменныхиздержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода — убывающей.Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельнымдоходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу.Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличениевыпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельныеиздержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмыприведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерииточки, в которой достигается максимальная прибыль:
Максимальная прибыль фирмы достигаетсяпри таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельнымиздержкам.
Для определения того, достигается воптимальной точке прибыль или убыток, нам необходимо рассмотреть соотношениемежду ценой на продукцию фирмы и средними полными издержками. Удобнее всего этосделать графически:
Iслучай.
/>
В данном случае равенство предельногодохода и предельных издержек достигается в той точке, в которой цена реализацииданного количества продукции выше средних полных издержек. Следовательно, вданном случае предприятие максимизирует свою экономическую прибыль.
По данному графику легко определить,какова величина экономической прибыли. На графике заштрихованы полные издержкифирмы на производство продукции (/>), полный доход фирмы от реализациипродукции (/>).Следовательно, площадь, заштрихованная только /> - экономическая прибыль фирмы.
IIслучай.
/>
При такой структуре издержек и ценовойситуации на рынке фирма не получает экономической прибыли, ибо ее полныеиздержки в точности равны совокупному доходу в точке оптимального объемапроизводства.
Для рассмотрения следующих двухвозможных ситуаций нам понадобятся средние переменные издержки — то есть доляпеременных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.
IIIслучай.
/>
В данной ситуации совокупный доход,получаемых от реализации продукции фирмы в точке оптимального объема выпускапродукции, недостаточен для покрытия совокупных издержек. Однако, при такомсоотношении цены на продукцию и издержек на ее производство покрываютсяпеременные издержки на ее производство. Таким образом фирма функционирует сэкономическим убытком, но она может существовать в краткосрочном интервалевремени. В такой ситуации все же выгодно продолжать производство, так какпостоянные издержки фирма несет вне зависимости от объема выпуска продукции.Заметим, что наличие экономических убытков не означает наличие бухгалтерскихубытков. В самом деле, экономические убытки могут возникать, например, из-завыплаты пониженного процента на капитал, инвестированный в производство.
IVслучай.
/>
В этом случае совокупного дохода нехватает даже для компенсации переменных издержек. Поэтому при данной структурецен и издержек наиболее оптимальным является решение о прекращениипроизводства.
В следующих параграфах мы будем изучатьанализ и планирование бухгалтерской безубыточности предприятия, то есть изучатьI, II и частично III случаи, рассмотренные выше.
§2.Определение точки безубыточности.
Первая проблема, связанная с точкойбезубыточности, — это проблема определения критического объема продукции, прикотором достигается безубыточность. В данном параграфе мы рассмотрим сначалатри подхода к определению точки безубыточности: уравнения, маржинального доходаи графического изображения. Далее мы обсудим метод анализа чувствительностипрогнозного расчета критической точки к изменениям принятых допущений (CVP — анализ). В конце параграфа мы вкратце коснемся возможныхисточников информации для прогнозов безубыточности.
Перейдем к рассмотрению методов расчетаточки безубыточности.
I.Метод уравнения.
В самом общем виде схема любого отчета офинансовых результатах выглядит следующим образом:
Выручка — Переменные затраты — Постоянные затраты = Чистая прибыль;
или
/>
Это же уравнение можно переписать валгебраической записи. Обозначим прибыль за исследуемый период через П, через Р- цену продажи единицы произведенной фирмой продукции, х — объем произведеннойи проданной продукции за указанный период, а — уровень фиксированных расходов,в — переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию. В такихобозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом:
П = Р*х — (а + в*х)(1)
или
П = (Р — в)*х — а
Последняя форма уравнения подчеркивает,что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и независящие отнего. В частности, как уже говорилось, все расходы фирмы можно разделить напостоянные и переменные.
Заметим, что при определении параметровмы разделили издержки на производство реализованной и произведенной продукции.Данное различие является наиболее существенным для двух подходов вуправленческом учете: Absorption costing и Direct costing. По методу Absorption costing калькулирование себестоимости продукции осуществляется сраспределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров,то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Direct costingпостоянные расходы полностью относятся на реализацию.
Использование уравнения (1) позволяетлегко определить точку безубыточности путем несложных алгебраическихпреобразований.
Объем выпуска, при котором достигаетсяточка безубыточности, определяется из условия:
П = 0,
и он равен
хо = (П + а) / (Р — в) = а / (Р — в)(2)
В качестве примера рассмотрим расчетточки безубыточности для фирмы Experimental Electronics Inc.Для расчета нам понадобятся следующие данные:
Цена одного электронного блока,выпускаемого фирмой5000$
Переменные издержки (заработная платарабочим, стоимость комплектующих и т.д.) в расчете на одно изделие4000$
Постоянные издержки20000$
Максимальный объем выпуска продукции,при котором достигается безубыточность деятельности фирмы:
хо = 20000$ / (5000$ — 4000$) = 20(изделий).
Период, за который должно бытьпроизведено ( и реализовано) хо изделий, определяется тем, за какой срок мыопределили величину постоянных издержек.
Используя уравнение (2) мы также можемопределить какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получитьопределенную величину прибыли. Так, для того чтобы фирма Experimental Electronics Inc. Получила прибыль в размере10000$, необходимо произвести:
х = (10000$ + 20000$) / (5000$ — 4000$)= 30 (изделий).
II.Маржинальный доход.
Метод маржинального дохода естьмодификация предыдущего. Под маржинальным (предельным) доходом мы будемпонимать доход, который получает фирма от производства одного изделия. В нашемпримере маржинальный доход равен:
5000$ — 4000$ = 1000$ на единицу.
Тогда формула (2) может быть переписанав виде:
/>
а для определения объема производства сзаданной прибылью:
/>
Таким образом, в точке безубыточностифинансовый отчет может быть представлен в следующем виде (используя терминымаржинального дохода):
Всего, $На единицу, $
Выручка 5000$ * 20 единиц1000005000
Переменные расходы 4000$ * 20единиц800004000
Маржинальный доход200001000
Постоянные расходы200001000
Чистая прибыль00
III.Графический метод.
Два рассмотренных ранее метода по своейсути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем фиксированные ценуреализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основеэтих данных мы рассчитываем объем производства, при котором достигается заданнаяприбыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получимзависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразитьграфически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие трилинии:
/>
Таким образом мы получаем следующийграфик анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж:
/>
Заметим, что на этом графике линиявыручки и линия переменных расходов исходят из одной точки и разница между нимии есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можемлегко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.
/>
Иногда бывает достаточно удобнорассматривать не два графика выручки и общих затрат, а один график чистойприбыли фирмы, получаемый как разница между графиками выручки и общих затрат:
/>
Заметим, что при нулевом выпуске убытокв точности равен постоянным затратам.
Мы получили достаточно удобныйинструмент графического анализа зависимости между выпуском, выручкой, затратамии прибылью. Данный метод можно использовать и при других (нелинейных)характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовымипоказателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемомуметоду. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.
Перейдем теперь к обсуждению техдопущений, которые лежат в основе применения вышеописанных методов к реальнымэкономическим данным. Все три метода относятся к так называемому CVP-анализу, то есть анализу соотношений прибыли, затрат и объемапродаж.
Прежде всего необходимо отметить, что насамом деле картина, представленная нами при описании методов CVP-анализа, верна лишь в ограниченном диапазоне объемов выпуска.Ограниченность проистекает прежде всего из того, что при достаточно большомобъеме выпуска продукции перестают быть верными многие предпосылки, лежащие воснове CVP-анализа, например, неизменный характер и величина постоянныхрасходов, и т.д.
Для того, чтобы можно было возможноточнее представлять область релевантности для CVP-анализа,перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей:
1. Поведение общих затрат и выручкижестко определено и линейно в пределах области релевантности. Это предположениеверно лишь для тех случаев, когда изменение выпуска продукции фирмы невелико посравнению с емкостью рынка данной продукции. Иначе нарушается линейностьзависимости между объемом выпуска и выручкой.
2. Все затраты можно разделить напеременные и постоянные. О различных подходах к классификации затрат болееподробно будет сказано в следующем параграфе.
3. Постоянные расходы остаютсянезависимыми от объема в пределах области релевантности. Очень важноепредположение, существенно облегчающее анализ, но и сильно ограничивающееобласть релевантности. В самом деле, при таком предположении объем выпускапродукции ограничен имеющимися основными средствами. Ни увеличивать их объем,ни получать основные средства в аренду мы не можем.
Более реалистично предположение о том,что постоянные расходы изменяются ступенчато:
/>
Однако, такое предположение сильноосложняет CVP-анализ, так как график общих расходов становится разрывнойфункцией.
4. Переменные расходы остаютсянезависимыми от объема выпуска в пределах области релевантности. На самом делевеличина переменных расходов есть некоторая функция от объема производства, таккак существует эффект падения предельной производительности факторовпроизводства. Поэтому в условиях предположения 3 (независимость постоянныхрасходов от объема производства) переменные расходы увеличиваются с ростомобъема производства. В качестве более точного приближения можно предложитьаналогичный ступенчатый график (см. пред. 3):
/>
5. Цена реализации выпуска не меняется.Наиболее уязвимое предположение, так как цена реализации продукции зависит нетолько от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке,действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов и т.д. Затратыфирмы на продвижение товара на рынок, организацию собственной торговой сети ит.п. могут оказать существенное влияние на изменение цены реализации. Здесь мывступаем в область анализа результатов изменения двух или более факторов,влияющих на CVP-анализ. Однако, такой анализ весьма сложен, и в каждом конкретномслучае необходим индивидуальный подход.
6. Цены на материалы и услуги,используемые в производстве, не меняются. Ситуация аналогичная с п. 5. Весьмаспорное предположение, однако это сильно облегчает анализ.
7. Производительность не меняется.
8. Отсутствуют структурные сдвиги.Остановимся на данном предположении. До сих пор мы рассматривали производствоодного изделия. Соответственно, не возникали проблемы распределения издержек наразличные изделия, определения их цен, определения эффективности производствакаждого из изделий.
На вопросах распределения издержек иопределения цены в случае, когда компания производит несколько продуктов мыподробно остановимся в следующем параграфе, а сейчас нам необходимо уяснить,как влияет структура производства на прибыль компании.
Пусть компания Swordпроизводит два вида изделий А и В, затраты на производство которых, цены имаржинальный доход сведены в нижеприведенную таблицу:
АВ
Переменные расходы на единицу, $810
Цена, $1114
Маржинальный доход на единицу, $34
Постоянные расходы фирмы Sword составляют 30000$. Определим точки безубыточности фирмы Sword для следующих двух структур выпуска:
Iструктура
2 изделия А и 1 изделие В.
IIструктура
3 изделия А и 4 изделия В.
Для каждой выбранной структуры мырассматриваем структурный набор как одно изделие, следовательно, для структуры I:
Переменные расходы на 2 изделия А и 1изделие В, $2*8 + 1*10 = 26$
Цена 2 изделий А и 1 изделия В,$2*11 +1*14 = 36$
Маржинальный доход на 2 изделия А и 1изделие В, $36 — 26 = 10$
Тогда критический объем производства поформуле (3) равен:
хо = 30000$ / 10$ = 3000 штукструктурных наборов,
или3000*2 = 6000 изделий А
и3000*1 = 3000 изделий В.
Для структуры II:
Переменные расходы на 3 изделия А и 4изделия В, $3*8 + 4*10 = 64$
Цена 3 изделий А и 4 изделий В,$3*11 +4*14 = 89$
Маржинальный доход на 3 изделия А и 4изделия В, $89 — 64 = 25$
Критический объем производства:
хо = 30000$ / 25$ = 1200 штукструктурных наборов,
или1200*3 = 3600 изделий А
и1200*4 = 4800 изделий В.
Ясно, что CVP-анализпри условии изменчивой структуры выпуска требует привлечения дополнительныхкритериев для оценки эффективности той или иной структуры выпуска. Точныйанализ точки безубыточности возможен лишь при определенной структурепроизводства.
9. На затраты релевантно влияет толькообъем производства. Очень важное для CVP-анализапредположение. Мы абстрагируемся от влияния внешней среды и причисляем кпостоянным затратам все не зависящие от объема выпуска издержки производства.
10. Объем производства равен объемупродаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны.
Реальный мир не удовлетворяет всемперечисленным выше допущениям. Однако, мы можем аппроксимировать методы CVP-анализа к реальному миру с помощью приема, известного какчувствительный анализ. Чувствительный анализ использует прием «что будет,если», который предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, еслипервоначально спроектированные допущения не будут достигнуты или ситуация сдопусками изменится. Инструментом анализа чувствительности является маржабезопасности, то есть та величина выручки, которая находится за точкойбезубыточности. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка,чтобы не было убытка.
После того как сделаны основныепредположения по изменениям в исходных допущениях, необходимо рассчитатьвызванные этими предположениями изменения маржинального дохода и маржибезопасности. Управленческий учет непрерывно анализирует поведение затрат ипериодически определяет точку безубыточности. По сути дела, чувствительныйанализ определяет эластичность маржи безопасности по отношению к допускам CVP-анализа.
Остается единственный невыясненныйвопрос: откуда брать оценки цен и затрат на будущие периоды. Уже функционирующаякомпания берет эти значения из собственной статистики затрат и поведения цен сучетом будущих изменений в экономике. Необходимо в частности учитывать сезонныеколебания цен, действия конкурентов, появление товаров-субститутов (особенно навысокотехнологичных рынках). Вновь создаваемые фирмы не могут опираться насобственный опыт в силу отсутствия такового, следовательно, для них возможенлишь расчет по аналогии с фирмами уже действующими в этой отрасли. При этомвозможно опираться на всевозможную справочную информацию, в том числеполучаемую от специализированных консалтинговых фирм. Наиболее сложным являетсясоздание фирмы, которая будет действовать на еще не существующем секторе рынка.В таком случае следует ориентироваться на тщательную калькуляцию затрат имаркетинговые исследования рынка. Целесообразно применять в этом случаеценообразование по методу «издержки плюс», то есть цена получается добавлениемк величине издержек фиксированной маржи. При таком ценообразовании сразу жеизвестна величина маржинального дохода и, следовательно, легко определяетсяточка безубыточности.
§3.Анализ точки безубыточности.
В предыдущем параграфе мы рассмотрелиметоды определения точки безубыточности. Мы полагали, что издержки напроизводство одной единицы продукции и цена реализации продукции являютсявнешними по отношению к нашему расчету величинами. Иначе говоря, к моментурасчета точки безубыточности эти показатели нам известны и они не подлежатизменению. Сейчас же мы сконцентрируем внимание на определении этих ключевыхдля нашего анализа параметрах. Поэтому данный параграф состоит из двух частей,в которых анализируется, соответственно, определение себестоимости товара иопределение цены товара. Такой углубленный анализ позволит нам в следующемпараграфе изучить процесс планирования безубыточности.
3.1.Определение себестоимости выпускаемой продукции.
Мы переходим к рассмотрению методовопределения себестоимости продукции. Будут изучаться два метода калькуляциисебестоимости: позаказная и попроцессная. Необходимо сразу объяснить различия вэтих двух подходах к определению себестоимости.
Позаказная калькуляция себестоимостиприменяется в том случае, когда производство ориентировано на выпуск достаточнодорогих уникальных изделий. Типичным примером отрасли, в которой целесообразноприменение позаказной калькуляции, является строительство. У типичной фирмыэтой отрасли в некоторый момент времени может находиться в работе несколькоразличных объектов. Причем, стройматериалы закупаются оптом для всех объектов. Такимобразом, возникает проблема отнесения затрат на отдельные объекты.
Попроцессная калькуляция предполагаетмассовое производство однотипных изделий, при котором предполагается, чтоиздержки на производство одного изделия равны средним затратам по данномупроцессу производства. Распределение затрат между отдельными процессами вчем-то аналогично позаказной калькуляции, хотя и носит постоянный характер.Однако, распределение затрат между этапами процесса представляет собойпроцедуру, резко отличающуюся от позаказной калькуляции. Основная проблемазаключается в определении того, как издержки относятся на результатпроизводственной деятельности по различным этапам производства.
Система, которую мы будем описывать длянужд позаказной калькуляции, основывается на объединении счетов затрат ифинансовых счетов в одном плане счетов. Такая система называетсяцентрализованным учетом затрат. Основное ее преимущество заключается вотсутствии двойного учета одних и тех же факторов хозяйственной деятельности.
Система записей основана наиспользовании так называемых контрольных счетов.
Контрольный счет — это итоговый счет, вкотором записи сделаны по итоговым суммам операций периода.
Например, остаток по контрольному счетузарплаты должен быть равен общей сумме заработной платы, начисленной поведомостям. Предположим, что 500 работников фирмы за квартал начисленазаработная плата в размере 100000$. Тогда итоговое сальдо будет равно 100000$ ибудет равно общей сумме 1500 записей в ведомостях по начислению заработнойплаты. Сводный том ведомостей называется вспомогательной книгой.
Перейдем теперь к рассмотрению отраженияв учете отдельных хозяйственных операций:
I.Учет закупок сырья.
Приобретение материалов для производствана сумму 34000$ будет отражаться в записях по контрольным счетам следующимобразом:
Дебет контрольного счета складскойкниги34000$
Кредит контрольного счетакредиторов34000$
Отметим, что каждая покупка, кроме того,что отражается по счетам контрольного учета, проводится также и поиндивидуальным счетам в складской книге, а также по соответствующему лицевомусчету кредитора. Таким образом, книги учета по соответствующим счетам естьдетализация контрольных счетов, а контрольные счета — удобное обобщениеинформации, содержащейся в записях по индивидуальным счетам.
II.Учет отпуска материалов.
При учете отпуска материалов обычнорассматриваются две различные ситуации — отпуск основных материалов и отпускдополнительных материалов. Отпуск основных материалов осуществляется со складасогласно накладным, в которых обязательно указывается номер заказа, навыполнение которого отпущены материалы.
В проводках по контрольным счетам отпусксо склада основных материалов на сумму 12000$:
Дебет контрольного счета незавершенногопроизводства12000$
Кредит контрольного счета складскойкниги12000$
Заметим, что отнесение полученныхосновных материалов на те или иные счета по контрольному счету незавершенногопроизводства и есть тот механизм, который гарантирует правильное отнесениеиздержек на себестоимость того или иного заказа.
При выдаче дополнительных материалов взаявке указывается счет накладных расходов:
Дебет контрольного счета
общефирменных накладных расходов6000$
Кредит контрольного счета складскойкниги6000$
По счету общефирменных накладныхрасходов ведется учет по индивидуальным счетам отдельных заказов.
III.Учет затрат на оплату труда.
Учет затрат на оплату труда ведется вдва этапа:
.Калькуляция заработной платы каждогослужащего, расчет отчислений по подоходному налогу и государственномустрахованию;
.Распределение расходов на рабочую силупо заказам, на счета накладных расходов и счета производства.
При этих операциях контрольный счетзаработной платы является в некотором роде транзитным счетом для перенесениязатрат на рабочую силу с кассы предприятия на индивидуальные счета показаннойкалькуляции.
В учете данные операции отражаютсяследующим образом. После исчисления заработной платы рабочих, расчета удержанийс них, делаются следующие проводки:
Дебет контрольного счета заработнойплаты10000$
Кредит счета заработной платы квыплате80000$
Кредит счета удержаний с заработнойплаты20000$
На самом деле вместо общего счетаудержаний с заработной платы применяются отдельные счета для раздельного учетавсех видов налогов и страховых взносов с заработной платы. При выдаче наличнымизаработной платы и оплате налогов совершаются следующие учетные записи:
Дебет счета удержаний с заработнойплаты20000$
Дебет счета заработной платы квыплате80000$
Кредит счета кассы100000$
Необходимо заметить, что в западномбухучете операции по кассе предприятия и по счету в банке не различаются пометоду их отражения в учете.
Начисленную заработную плату необходимоотнести в качестве затрат на контрольные счета, отражая тем самым переносзатрат на рабочую силу на издержки производства того или иного заказа. Этоосуществляется путем следующих записей:
Дебет контрольного счета  незавершенногопроизводства70000$
Дебет контрольного счета общефирменныхнакладных расходов30000$
Кредит контрольного счета заработнойплаты100000$
Аналогично ситуации с записями,отражающими движение материалов, при учете расходов на заработную платуодновременно с записями по контрольным счетам ведутся записи по счетаминдивидуальных заказов. Таким образом, общая схема отнесения расходов позаработной плате на себестоимость различных заказов имеет следующий вид:
/>
IV.Учет выполненных заказов и реализованной продукции.
По мере выполнения заказов и поступленияготовых изделий на склад должны осуществляться учетные записи, отражающиеувеличение остатка на складе готовой продукции и уменьшение незавершенногопроизводства. Данные записи имеют следующий вид ( при поступлении на складпродукции на 240000$):
Дебет счета готовой продукции240000$
Кредит контрольного счета
незавершенного производства240000$
Заметим, что в этом случае контрольномусчету производственного учета корреспондирует обычный финансовый счет. Дело втом, что в этот момент кончается учет позаказных затрат, хотя ведениеиндивидуальных позаказных счетов полезно и к счету готовой продукции, так какэто облегчает определение дохода от реализации того или иного заказа. Приреализации продукции на 200000$ себестоимостью 180000$ делаются следующиепроводки:
Дебет контрольного счетадебиторов200000$
Кредит счета реализации200000$
Дебет счета себестоимости реализованнойпродукции180000$
Кредит счета готовой продукции180000$
В учетных записях, отражающих реализациюготовой продукции, снова появится контрольный счет. В самом деле, к счетудебиторов существует вспомогательная книга индивидуальные счета дебиторов.
На этом мы закончим описание методаотнесения расходов на индивидуальные заказы при позаказном учете затрат. Как мывидели, ключевым моментом данного метода является ведение параллельного учетана контрольных счетах и по индивидуальным счетам, образующим вспомогательныекниги к соответствующему контрольному счету. При помощи контрольного счеталегко проверить правильность ведения учета в целом, ибо остаток по контрольномусчету должен равняться сальдо соответствующей вспомогательной книги.
В некоторых случаях возникаетнеобходимость ведения полностью раздельного учета по отдельным заказам. Этоможет произойти при работе фирмы над 2-3 достаточно крупными заказами или жепри наличии у фирмы множества почти непересекающихся заказов. В таком случаеможно рекомендовать ведение учета по той же схеме с использованием учета посчетам, но по каждому заказу создается своя система контрольных счетов, а общийуправленческий учет фирмы представляет собой контрольные счета, вспомогательныекниги к которым образуют соответствующие контрольные счета по заказам. Такжевозможно ведение позаказного учета в раздельной форме. В рассмотренной вышесхеме финансовые счета и счета производства объединялись в одну общую системуучета. При раздельной форме позаказного учета финансовый учет ипроизводственный учет ведутся параллельно и, тем самым, дублируются. Этовызывает с одной стороны усложнение системы учета, но с другой стороны повышаетее устойчивость к ошибкам.
Перейдем к рассмотрению попроцеснойсистемы калькуляции издержек производства.
Данная система применяется для учетазатрат по производству конечных продуктов деятельности фирмы в том случае,когда производство представляет собой систему переходящих друг в друга, нодостаточно четко разделенных между собой, производственных процессов. В течениекаждого из процессов на изделие переносится часть себестоимости готовогоизделия. Схематически это можно представить себе в виде следующего примера:
Процесс АПроцесс В
Материалы500Передано на процесс В
750Передано с процесса А
750Передано на склад
Трудозатраты200Материалы300готовой
Накладные расходы
50Накладные расходы
100продукции1950
Трудозатраты800
7501950
Внутри каждого процесса система учетазатрат такая же как и при позаказной калькуляции. То есть определяютсяконтрольные счета и ведется учет по контрольным счетам и вспомогательным книгамк ним. При этом данный учет становится несколько проще, чем при позаказнойкалькуляции, так как отпадает необходимость отдельного учета себестоимости дляединичных заказов. С другой стороны, при попроцессном методе калькуляциисебестоимости меняется классификация прямых и косвенных затрат, по сравнению спозаказным методом. Так, например, расходы на контроль процесса производстваили амортизацию внутри одного подразделения будут считаться частью прямыхзатрат этого отдела при попроцессной калькуляции, поскольку они непосредственноотносятся к направлению учета затрат, и будут относиться к косвенным затратампри позаказной калькуляции производства.
Однако, основное различие этих двухметодов заключается в подходе к оценке продукции незавершенного производства.При позаказном методе учета данной проблемы вообще не существует. В самом деле,в процессе исполнения текущего заказа себестоимости применяемых материаловопределены однозначно. Поэтому себестоимость готового изделия рассчитывается поимеющимся данным однозначно. Совсем не такая очевидная ситуация складываетсяпри рассмотрении попроцессного метода калькуляции. Если мы будем рассматриватьдостаточно приближенную к реальности модель многопроцессного производства, вкоторой после каждого процесса незавершенная продукция попадает напромежуточный склад, то есть имеются некие буферы между отдельными процессами,то возникают как минимум два различных метода учета незавершенной продукции,хранящейся на промежуточных складах. Отличия этих методов заключаются вразличии предположений относительно распределения начального запасанезавершенной продукции в рассматриваемый период.
Во-первых, можно допустить, чтонезавершенное производство на начало периода полностью вовлечено в производствов текущий период и не может больше рассматриваться отдельно (метод среднейвзвешенности).
Во-вторых, можно допустить, чтонезавершенное производство на начало периода — это первая группа единицпродукции, обработанных и законченных в течение текущего месяца (метод FIFO).
Понять особенности двух данных методовпоможет пример, взятый из [3].
Пусть компания осуществляет два процессаX и Y. Материалы закладываются вначале процесса X, дополнительные материалы входе процесса Y, когда процесс завершен на 70%. Стоимость обработки добавляетсяравномерно в ходе обоих процессов. Единицы готовой продукции передаются спроцесса X на процесс Y, ас процесса Y  — на склад готовой продукции.
Данные за период производства:
Процесс XПроцессY
Незавершенное производство на началопериода6000 ед. готовых на 3/5, включая материалы на 24000$ и стоимостьобработки 15300$2000 ед. готовых на 4/5, включая себестоимость пред-ыдущегопроцесса 30600$, материалы на 4000$ и стоимость обработки 12800$
Количество единиц, изготовление которыхначато в данном периоде16 000 ед.18 000 ед.
Незавершенное производство на конецпериода4 000 ед. готовых на 3/48 000 ед. готовых на 1/2
Материалы, добавленные за период64000$20000$
Стоимость обработки, добавленная запериод75000$86400$
Для начала необходимо рассчитать числоединиц продукции, завершенных обработкой в течение периода. Приведем расчетыдля каждого процесса:
Процесс XПроцессY
Незавершенное производство на началопериода60002000
Количество единиц продукции,производство которых начато в течение периода1600018000
Общий объем вводимых ресурсов запериод2200020000
Минус незавершенное производство наконец периода40008000
Итого готовой продукции1800012000
Теперь перейдем к расчетам себестоимостиединицы продукции по методам средневзвешенной и FIFO.
I.Метод средневзвешенной.
Элемент себестоимостиВводимыеполу-фабрикаты $Текущая себесто-имостьОбщая себесто-имость $Единицы,завершенные обработ-койЭквива-лентные единицы полуфаб-рикатовОбщее количествоэквивалентных единицСебесто-имость единицы $
Материалы2400064000880001800040002200088000/22000= 4,0
Стоимостьобработки1530075000903001800030002100075000/21000 = 4,3
393001783008,3
Незавершенное производство:$
Материалы (4000 ед. по 4$ заединицу)16000
Стоимость обработки (3000 ед. по 4,3$ заед.)1290028900
Единицы, законченные обработкой
(18000 ед. по 8,3$ за единицу)нет149400
178300
Мы видим, что, согласно технологическомупроцессу, материалы сразу же относятся на эквивалентные единицы незавершенногопроизводства, стоимость обработки относится на себестоимость в той жепропорции, что и степень готовности.
Счет производства по процессу X.
Незавершенное производство на началопериода (перенесенное с прошлого периода)
39300Продукция, законченная обработкой ипередаваемая на процесс Y
149400
Материалы64000Незавершенное
Стоимость обработки75000производство наконец периода (к переносу на будущий период)
28900
178300
Незавершенное производство на началопериода (перенесенное с прошлого периода)
28900
Как видно из счета производства попроцессу X, незавершенное производство на начало периода считаетсязаконченным обработкой в указанном периоде. Другими словами, предполагается,что изготовляется однородная партия изделий.
Теперь перейдем к расчету себестоимостиединицы для процесса Y.
Элемент себестоимостиНачальныеполу-фабрикаты $Затраты текущего периода $Общая себесто-имость $Готоваяпродук-ция ед.Эквива-лентные единицы полуфаб-рикатовОбщее количествоэквивалентных единицСебесто-имость единицы $
Себестоимость предыдущего процесса
30600
14940030600 + 149400 = 180000
12000
8000
20000
9,0
Материалы
4000
200004000 + 20000 = 24000
12000
-
120002,0
Стоимость обработки
12800
8640012800 + 86400 = 99200
12000
4000
16000
6,2
4740030320017,2
Себестоимость незавершенногопроизводства:$
Стоимость предыдущего процесса
(8000 ед. по 9$ за единицу)72000
Материалынет
Стоимость обработки (4000 ед. по 6,2$ заед.)2480096800
Готовая продукция (12000 ед. по 17,2$ заед.)нет206400
303200
Счет производства по процессу Y.
Незавершенное производство на началопериода
47400Продукция, законченная обработкой ипередаваемая на склад
206400
Передано с процесса X149400Незавершенное
Материалы20000производство на конец
Стоимость обработки86400периода (кпереносу на будущий период)
96800
303200
Незавершенное производство на началопериода (перенесенное с предыдущего периода)
96800
Как видно из вычислений себестоимостиединицы продукции, затраты предыдущего процесса при учете незавершенногопроизводства на конец периода представлены как полностью произведенные.
II.Метод FIFO.
В данном методе стоимость незавершенногопроизводства на начало периода отдельно относится на готовую продукцию, исебестоимость единицы продукции основывается только на затратах текущегопериода и на выпуске изделий за текущий период.
Процесс X.
Элемент себестоимостиЗатраты периода$Готовая продукция (единицы) минус эквивалентные единицы полуфабрикатов наначало периодаЭквивалентные единицы полуфабрикатов на конец периодаОбщееколичество эквивалент-ных единиц в текущий периодСебесто-имость единицыпродукции $
Материалы
64000(18000 — 6000)
12000
4000
16000
4,00
Стоимость обработки
75000(18000-3600)
14400
3000
17400
4,31
1390008,31
Стоимость готовой продукции:$
Полуфабрикаты на начало периода39300
Материалы (12000 ед. по 4$ заединицу)48000
Стоимость обработки (14400 ед. по 4,31$за ед.)62069149369
Незавершенное производство:$
Материалы (4000 ед. по 4$ заединицу)16000
Стоимость обработки
(13000 ед. по 4,31$ за единицу)1293128931
178300
Таким образом, средняя себестоимостьединицы продукции основывается на величинах затрат текущего периода, деленныхна эквивалентное число единиц, произведенных в течение периода.
Процесс Y.
Элемент себестоимостиТекущие затраты$Единицы готовой продукции минус эквивалентные единицы полуфабрикатов на началопериодаЭквивалентные единицы полуфабрикатов на конец периодаОбщее количествоэквивалент-ных единиц в текущий периодСебесто-имость единицы продукции $
Стоимость предыдущего процесса
149369
10000
8000
18000
8,2983
Материалы2000010000-100002,0000
Стоимость обработки
86400
10400
4000
14400
6,0000
25576916,2983
Стоимость готовой продукции:$
Полуфабрикаты на начало периода47400
Стоимость предыдущего процесса
(1000 ед. по 8,2983$ за штуку)82983
Стоимость обработки (10400 ед. по 6$ заед.)62400212783
Себестоимость незавершенногопроизводства
на конец периода:$
Стоимость предыдущего процесса
(8000 ед. по 8,2983$ за штуку)66386
Материалынет
Стоимость обработки (4000 ед. по 6$ заштуку)2400090386
303169
Заметим, что разница в себестоимости,рассчитанной методами FIFO исредневзвешенной будет незначительной, если величины запасов и цен на вводимыересурсы не подвержены значительным колебаниям.
Мы вкратце рассмотрели схемы методоврасчета себестоимости, которые нам пригодятся в следующем пункте длпя расчетаобоснованного уровня цен, а также в 4 параграфе для определения системыпланирования безубыточности и ее контроля.
3.2.Ценовая политика фирмы.
Теперь мы приступаем к детальномуанализу второго аспекта проблемы безубыточности фирмы — цен реализациипроизведенной продукции. Если на себестоимость продукции предприятие можетвлиять лишь в очень небольших пределах, на самом деле (как следует из п. 2гибкость предприятия ограничена, как правило, разбросом цен на сырье,материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервамипроизводства по снижению материалоемкости продукции), то цену реализации насвою продукцию предприятие может устанавливать в практически неограниченныхпределах. Однако, возможность установления неограниченной цены не влечет засобой обязательств потребителя приобретать продукцию фирмы за названную еюцену. Таким образом ценовая политика фирмы — суть решение дилеммы между высокойценой реализации и большими объемами продаж. Попробуем рассмотреть различныеварианты действия фирмы по установлению цен на реализуемую продукцию.
Первый, и самый простой случай,заключается в том, что наша фирма действует на рынке, близком к современноконкурентному. Предположим, что мы рассматриваем средних размеров оптовуюфирму. В такой ситуации размер доходов фирмы (в нашем случае торговой надбавкии комиссионных за дополнительные услуги) с достаточно большой точностьюопределен рыночными условиями. То есть мы имеем дело с ценой, определеннойвнешними факторами, иначе говоря, фирма в данной ситуации выступает как Price Taken.Поэтому, еще при создании такой фирмы в расчете безубыточности необходимоучитывать фиксированную цену на продукцию фирмы. Как следствие, для повышенияфинансовой устойчивости и более надежных гарантий от убыточной деятельностинеобходим высокий уровень маржи безопасности. Единственное средство достичьэтого — строгий контроль за уровнем издержек.
Для фирмы, которая не может удержатьсвои издержки в рамках безубыточности, можно рекомендовать два выхода:
расширить диапазон выпускаемых товаровили оказываемых услуг, например, за счет выпуска новых марок товаров, чтопозволит ослабить ценовое давление на фирму в занимаемой ею рыночной нише;
диверсифицировать свою деятельность, тоесть проникнуть на новые рынки.
Данные меры требуют дополнительныхзатрат, однако, чаще всего, бывает возможно осуществить требуемые инвестиции изимеющегося основного капитала фирмы, пока убытки от высоких издержек поосновной деятельности не сведут капитал фирмы к нулю. Влияние дополнительныхинвестиций на издержки мы рассмотрим чуть ниже.
Несколько другая ситуация складывается втом случае, когда фирма имеет возможность сама определять цену (в пределахболее широких, чем на рынках с почти совершенной конкуренцией). Если издержкифирмы лежат в пределах среднеотраслевых издержек, то наиболее предпочтительнымявляется ценообразование по методу «издержки плюс». Суть этого методазаключается в том, что цена на продукцию фирмы устанавливается равной издержкамна ее производство плюс некоторый процент надбавки. Вопрос заключается ввеличине надбавки. С точки зрения безубыточности деятельности фирмы, этотпроцент есть ни что иное как маржа безопасности в чистом виде. Естественно, чточем выше маржа безопасности, тем более устойчиво финансовое положение фирмы (покрайней мере в текущий момент). Согласно параграфу 1 этот процент должен бытьснизу ограничен среднерыночным процентом на капитал фирмы плюс вознаграждениепредпринимателю, и в долгосрочном периоде он должен был бы быть им равен. Вкраткосрочной же перспективе — надбавке на уровне гарантирующем максимальнуюдоходность от продаж. Следует подчеркнуть, что мы максимизируем доход, так какналичие положительного (по определению) процента надбавки само по себегарантирует, что максимум дохода совпадает с максимумом прибыли. Эту идеальнуюкартину прибыльного производства могут нарушить (и нарушают) случайные влияниясторонних факторов. Дело в том, что при таком методе калькуляция цены ведетсяпо плановым показателям, следовательно полученная цена не учитывает внешнихфакторов, действующих между моментом расчета цены и моментом оплаты. Таковымифакторами могут быть, например, инфляция, неожиданные изменения структурыпокупательского спроса и т.д. Рекомендуется продавать такие товары с оговоркойо возможном изменении цены в оговоренных пределах (такой метод продажнеобходимо применять в том случае, когда есть основания опасаться влияниявышеперечисленных факторов).
В некоторых ситуациях бывает выгоднеевременно снизить цены для стимулирования роста продаж или для продвижениятовара на рынок. Сейчас мы рассмотрим соотношение демпинговой ценовой политикии вопросов безубыточности.
Пусть фирма, имея уровень постоянныхзатрат в 200000$, переменных затрат на единицу продукции — 10$, продаетпродукцию по цене 14$ за единицу, владеет 25% рынка. При снижении цен на 2$доля рынка по маркетинговым исследованиям увеличится на 27%. Рассчитаемисходную точку безубыточности:
Постоянные расходы200000$
Переменные расходы на единицупродукции10$
Доход от продажи единицы продукции14$
Маржинальный доход на единицупродукции4$
Точка безубыточности200000$/4$ = 50000ед.
Для измененной цены точкабезубыточности:
Доход от продажи единицы продукции12$
Маржинальный доход на единицу продукции2$
Точка безубыточности200000$/2$ = 100000ед.
Таким образом, количество продукциифирмы, которое необходимо продать для достижения точки безубыточности возрослов 2 раза. Однако, на рынке число продаж увеличилось в
(27% + 25%) / 25% = 2,08 раза
то есть маржа безопасности увеличится врезультате планируемого изменения цен на 8%.
Рассмотрим теперь ситуацию с достижениемточки безубыточноти при снижении цены реализации ниже величины переменныхзатрат на одно изделие. Единственная ситуация при которой оправдано такоеснижение это проникновение товара на новый рынок или же существенное расширениезанятой рыночной цели. Пусть ожидаемый эффект от снижения цены реализации до 8$за единицу заключается в увеличении доли рынка до 51% в течении трех ближайшихлет, при продажных ценах в течении следующих двух лет в 15$. Примем, чтосегодняшняя доля продаж составляет в собственном выражении 60000 единиц. Тогдав течении будущих трех лет общее количество продаж составит 122400 единиц вгод. Рассчитаем прибыли и убытки от такой акции:
1 год
Доход от реализации 122400 изделий поцене 8$ за штуку979 200$
Постоянные издержки200 000$
Переменные издержки по 122400 изделиям вразмере 10$ за штуку1 224 000$
Прибыль0$444 800$
Убыток
2 год
Финансовый результат прошлого года444800$
Доход от реализации 122400 изделий поцене 15$ за штуку1 836 000$
Постоянные издержки200 000$
Переменные издержки по 122400 изделиям вразмере 10$ за штуку1 224 000$
Прибыль0$
Убыток32 000$
3 год
Финансовый результат прошлого года32000$
Доход от реализации 122400 изделий поцене 15$ за штуку1 836 000$
Постоянные издержки200 000$
Переменные издержки по 122400 изделиям вразмере 10$ за штуку1 224 000$
Прибыль380 000$
Убыток0$
Таким образом, в результате даннойоперации фирма достигает точки безубыточности на третий год существования такоймаркетинговой стратегии. Аналогично снижению цены на реализуемый товар возможноувеличение доли средств инвестируемых в продвижении товара на рынок. Тогда этирасходы относятся на счет общефирменных накладных расходов как при попроцеснойтак и позаказной калькуляции расходов. Следовательно, увеличивая абсолютнуювеличину постоянных расходов сданные издержки увеличивают минимальный объемпроизводства для достижения точки безубыточности.
На этом мы заканчиваем рассмотрениевозможной ценовой политики фирмы, ограничившись беглым обхором политикиснижения цен реализации ии ее воздействия на точку безубыточности предприятия.За рамками изложения остались методом ценовой дискриминации, ценовой поддержкиизменений структуры выпуска, систем ценовых скидок (в том числе при реализациитоваров через дисконтные карты и т.д.). Данный пункт краток по необходимости,т.к. тонкости ценовой политики — это скорее вопросы маркетинга, чем вопросыанализа точки безубыточности.
§4.Планированиебезубыточности
Вопросы анализа точки безубыточностинаиболее интересны в двух аспектах: анализ нынешнего состояния дел напредприятии и прогноз будущего состояния фырмы. Первый аспект заключается ввыделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимостьпроизводимых изделий (п.3.1.) и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второйаспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуациина рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет планапроизводства. Важным условием обспечения успешной деятельности фирмы являетсяконтроль за выполнением плана безубыточности фирмы.
Процесс составления плана безубыточностидеятельности фирмы является частью составления общего финансового плана фирмы.Схему его составления можно представить в виде:
Подробно рассмотрим все стадии процессапланирования безубыточности:
I.Анализ состояния дел в фирме иситуации на рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторондеятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Подвнутренними факторами прежде всего понимаем анализ издержек (см. 3.1.), сучетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью ихминимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственныхи технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента напредприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваютсяпрежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказываютположительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. Кчислу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденциейк ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей,изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельностьфирмы и т.д.
II.Прогноз будущих цен на факторыпроизводства и на готовую продукцию. На основе данных изображенных в п.I осущетсвляется прогнозное планирование интересующих нас ценовыхфакторов товарного рынка. Для этого особенно полезно рассмотрение статистическипо показателям, рассматривавшимся в п.I,анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощьюэкономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможностидля проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простойэкстраполяцией существующих тедденций в изменениях цен на рынке. На этом жеэтапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениямцен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового рискапутем использования товарных фьючерсов и опционов.
III.Расчет переменных и постоянныхзатрат.
Применяя методику, изложенную в п.3.1.,поспрогнозированным значениям цен и непроизводственных затрат, необходиморассчитать себестоимость производимой продукции. При этом необходимоспланировать применение объема незавершенного производства и степень выполненияотдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных иоборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования.Если потребность в финансовых ресурсах удовлеворяется путем внешних займов, тов сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученнымкредитам.
IV.Расчет точки безубыточности.
Определяем точку безубыточности наоснове расчета себестоимости изделий и предположительной цены реализации. Схемырасчета точки безубыточности изложены в $ 2. После расчета объема производства,необходимого для покрытия постоянных издержек, определяется потребная величинамаржи безопасности. Эта приблизительная величина зависит от стабильностивнешней среды, в которой действует фирма. Естесственно, что чем болеенестабильна внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности.После определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и реализациипродукции необходимой для достижения требуемого уровня маржи безопасности.
V., VI.Определение ценовой политики предприятия
На основе анализа будущего состояниярынка, произведенного в п.II,определяем при каком уровне цен и ценовой политике предприятия достигаетсянеобходимый объем реализации. После этого вновь пересчитывается точкабезубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина неудовлетворяет заданному в п.IVкритерию, то повторяем пункты V, VI еще раз, с другими значениями цен. Если не получается достичьприемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ в III, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативнымпроцессом мы достигаем производственного плана с удовлетворяющими исходнымтребованиям величинами маржи безопасности и цен реализации.
VII.Принятие окончательного плана
На основе определеных в п. V, VI цен реализации, объемовреализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а такжесоставляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. Приэтом определяется момент достижения точки безубыточности.
VIII.Контроль безубыточности
Контроль безубыточности включает в себянесколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственныхрасходов, контроль себестоимости, контроль плана реализации, контрольпоступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, чтоконтроль себестоимости и контроль плана реализации и поступления доходовпроверяют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контрольбезубыточности заключается в непрерыном контроле за полученными доходами итекущими издержками фирмы, определении того, в каком положении относительноточки безубыточности находится фирма. Подобное изложение вопросов планированияи контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеетограниченный объем.
Таким образом мы рассматриваемдостаточно замкнутый круг вопросов, касающихся анализа безубыточности и вкратцеописали процесс планирования безубыточности.
Списоклитературы.
Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г.Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. — СПб: «Белл», 1994.
Долан Эдвин Дж. Микроэкономика. — СПб:АО «Санкт Петебург оркестр», 1994.
К.Друри Введение в управленческий ипроизводственный учет. — М: «Аудит», 1994.
Ковалев В.В. Финансовый анализ. — М:«Финансы и статистика», 1996.
Б.Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл Принципыбухгалтерского учета. — М: «Финансы и статистика», 1994.
Питерс М., Хизрич Р.Предпринимательство. — М: «Прогресс-Универс», 1989.
Харальд Штиглер, Роман Хофмайстер Контроллинг.Часть I и II. — Вена: «Институтсодействия экономике Федеральной палаты экономики Австрии», 1993.
Р.Энтони, Дж.Рио Учет: ситуации ипримеры. — М: «Финансы и статистика», 1993.
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.ef.wwww4.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международные стандарты финансовой отчетности 2 Стандарты по
Реферат Echo Essay Research Paper Echo was a
Реферат Совершенствование надзорного производства
Реферат Homeopathic treatment of tinea versicolor
Реферат "Моление Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу" памятник, возникший в начале XIII века представляет собой послание некоего Даниила к князю Переяславля северного Ярославу Всеволодовичу
Реферат How Was I To Know Depression In
Реферат Получение серной кислоты путем переработки отходов производства диоксида титана
Реферат 30 жовтня 2011 року
Реферат Экзаменационные билеты по экономической географии - весенний семестр 2001 года
Реферат Эволюционные теории управления в образовании
Реферат Тема предателя или героя. Борхес Хорхе Луис
Реферат Основные гарантии избирательного права их понятие и виды
Реферат Проблема покаяния в пьесе Островского Гроза
Реферат Контроллинг. (Что? Зачем? Кому? Как?)
Реферат А. Ф. Современная западная философия: Учебн. М.: Высш шк., 2001. 784 с. Isbn 5-06-004104-2 Федеральная целевая программа