Реферат по предмету "Экономика"


Ассоциации экономического взаимодействия регионов, как эффективная форма реализации их экономических интересов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: Региональнаяэкономика и управление
на тему: Ассоциацииэкономического взаимодействия регионов как эффективная форма реализации ихэкономических интересов
 
Выполнила:
Студентка5курса
МихайлецО.В.
г. Тюмень, 2009

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.ОСНОВЫ И ИСТОКИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 Правовые основы деятельностиассоциаций
1.2 История созданияассоциаций
ГЛАВА II.УСТРОЙСТВО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ
2.1 Участники ассоциаций
2.2 Организационная структурамежрегиональных альянсов
ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ
3.1Приоритетные направления деятельности ассоциаций
3.1 Проблемы развития межрегиональныхассоциаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
Российская Федерацияявляется государством, регионы которого имеют различные природно-климатическиехарактеристики, которые в свою очередь являются определяющим фактором их социально-экономическойдифференциации. На это накладывается еще и социокультурная дифференциация,проявляющаяся в различиях мировоззрений и менталитета населения регионов.Совокупность этих факторов привела к тому, что на территории Россиисформировались достаточно обособленные, как территориально, так ипсихологически, сообщества.
В то же время, каждоеиз таких существующих сообществ, институализированных в виде субъектов Федерации,претендует на экономическую самостоятельность. Но в силу того, что подобнаяадминистративно-территориальная единица не является самодостаточной всоциально-экономическом плане, а также из-за произошедшего в результате распадаСоветского Союза нарушения и, местами, полного разрыва хозяйственных связей натерритории России, возникла необходимость восстановления этих связей в рамкахединого экономического пространства. Важным вопросом в этой связи сталосоздание концепции региональной политики, которая способствует решению проблемв федеративных отношениях внутри государства, а в ее рамках — поискаоптимальных форм и методов межрегиональной экономической интеграции.
Опыт радикальныхсоциально-экономических и общественно-политических преобразований, накопленныйРоссией за постсоветские годы, неоспоримо свидетельствует о том, чтовзаимовыгодные, динамично развивающиеся межрегиональные связи и отношенияявляются одним из важнейших условий социально-экономического роста страны,общественно-политической стабильности и территориальной целостностигосударства. Выступая важной стороной российского федерализма, полнокровныемежрегиональные связи в сочетании с укреплением вертикали государственнойвласти играют особую системообразующую роль в обеспечении прочности идинамичности Российского государства.
В настоящее время натерритории Российской Федерации появилось несколько форм межрегиональногосотрудничества: союзы городов, ассоциации территорий, объединенные по различнымпризнакам, и др. В качестве одной из таких форм в настоящий момент выступаютмежрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
На основаниисуществующих нормативных документов, тем или иным образом затрагивающих вопросыдеятельности межрегиональных ассоциаций, можно предположить, что эти структурыимеют потенциал стать важными элементами политики, направленной навосстановление единого экономического пространства страны.
Несмотря назначительное количество работ, посвященных региональной политике, обнаруживаетсянедостаток исследований относящихся непосредственно к межрегиональнымассоциациям экономического взаимодействия. А имеющиеся не дают полноепредставление о роли и месте этих образований в современной региональнойполитике, об общих основаниях межрегиональнй интеграции и ее последствиях дляэкономического и политического развития страны. Анализ имеющейсялитературы говорит о том, что вопрос внутригосударственной экономическойинтеграции территориальных единиц является отражением специфики российскойполитико-экономической системы и пока не вызывает интерес у зарубежных исследователей.В самой же России исследования по этой проблематике только начинаются, поэтомуоснову исследования составляют источники: нормативные акты федеральных ирегиональных органов власти, регламентирующие деятельность межрегиональныхассоциаций; публикации в периодической печати, отражающие мнения экономистов и политическихдеятелей относительно межрегиональных ассоциаций. Важными источникамиинформации по изучаемой проблеме стали официальные сайты органовгосударственной власти РФ, субъектов РФ и самих ассоциаций. К материалам,полученным с помощь электронных баз данных в сети Интернет, относятся и внутренниедокументы межрегиональных ассоциаций: уставы, положения, планы дальнейшегоразвития ассоциаций, отчеты о работе за определенное время.
Предметом исследованиякурсовой работы является одна из форм межрегиональной экономической интеграциикак важная часть реализации экономических интересов субъектов РоссийскойФедерации.
Цельюисследования является изучение межрегиональных ассоциаций экономическоговзаимодействия субъектов РФ как фактора современной региональной политики, ихроли и места в реализации экономических интересов регионов.
Достижению этой целиспособствует решение следующих задач:
1.        Изучитьисторию создания межрегиональных ассоциаций.
2.        Исследоватьих цели и структуру, а также сопоставить соответствие целям и задачам,предусмотренным концепцией региональной политики.
3.        Изучитьосновные механизмы реализации экономических интересов регионов посредствоммежрегиональной интеграции.
4.        Наосновании исследования определить эффективность данной формы межрегиональной интеграциив реализации экономических интересов субъектов РФ.
Методологическуюоснову курсовой работы составляет политико-правовой, структурный и системныйметоды исследования процессов общественного развития. Помимо этого,методологический инструментарий включает в себя принципы конкретного анализа,ориентирующегося на комплексное изучение исследуемого вопроса в процессефункционирования и развития общества, федеративной и региональной систем.

ГЛАВАI. ОСНОВЫ ИИСТОКИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
 
1.1Правовые основы деятельности ассоциаций
 
Всоответствии со ст. 121 Гражданского кодекса РФ и ст. 11 Федерального закона «Онекоммерческих организациях» коммерческие организации в целях координации ихпредпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественныхинтересов могут объединяться и создавать объединения юридических лиц в формеассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Некоммерческиеорганизации также могут добровольно объединяться в ассоциации и союзы (п. 2 ст.121 ГК). Следует заметить, что, согласно п. 4 ст. 50 ГК, допускается созданиеобъединений юридических лиц, в которые бы входили одновременно как коммерческиеорганизации, так и некоммерческие.
Такимобразом,ассоциации представляют собой некоммерческие юридические лица,создаваемые на добровольной основе[1].
Особенностямиассоциаций является то, что они создаются с целью координации деятельностиучастников, а также представления и защиты интересов их членов. Следовательно,ассоциация обладает специальной правоспособностью, объем которой зависит отволи её участников. Именно поэтому исключается возможность непосредственногоосуществления объединением деятельности, не предусмотренной его учредительнымидокументами. Ассоциация не вправе самостоятельно осуществлятьпредпринимательскую деятельность, но может создавать для этой целихозяйственные общества. Доходы от такой деятельности ассоциация не может распределятьмежду своими членами и должна использовать исключительно на нужды данногообъединения юридических лиц.
Деятельностьассоциаций, помимо ГК и Федерального закона «О некоммерческих организациях»,регламентируется рядом специальных нормативных актов.
Межрегиональныеассоциации полностью легитимированы в государственно-правовой практике РФ.Основные начала их организации и деятельности закреплены Указом Президента РФот 11 ноября 1991 г. «Об обеспечении условий по повышению роли ивзаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев,областей в осуществлении радикальной экономической реформы» и вПостановлении Совета Министров — Правительства РФ от 16 сентября 1993 г. «О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций)экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местногосамоуправления».
Ноосновным нормативным актом, регламентирующим деятельность ассоциацийэкономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, являетсяФедеральный закон «Об общих принципах организации и деятельностиассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ.
Ассоциацияэкономического взаимодействия субъектов Российской Федерации — это некоммерческая организация, учредителями которой являются органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается надобровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономическогоразвития субъектов Российской Федерации.[2]
Основнымицелями и задачами ассоциаций, согласно ст. 4 Федерального закона «Об общихпринципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействиясубъектов Российской Федерации», являются:
·         обеспечениенеобходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов РоссийскойФедерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединенияматериальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
·         подготовкапредложений по вопросам рационального использования экономических потенциаловсубъектов Российской Федерации;
·         стабилизацияэкономического положения и социальная защита населения;
·         совершенствованиеметодов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;
·         достижениеустойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условияхрыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения;
·         представлениеинтересов членов ассоциации;
·         обеспечениевзаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному,экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;
·         участиев установленном порядке в разработке и реализации совместных программ ипроектов, в том числе федерального значения;
·         оптимальноеразмещение производительных сил;
·         развитиепроизводственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;
·         содействиезаключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами РоссийскойФедерации;
·         подготовкапредложений по бюджетно-финансовым вопросам;
·         подготовкапредложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектовРоссийской Федерации;
·         подготовкапредложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ ипроектов;
·         изучениерынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальнойзанятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров;
·         созданиекомплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимыхдля принятия оптимальных управленческих решений;
·         подготовкапредложений по вопросам совершенствования законодательства субъектов РоссийскойФедерации, органы государственной власти которых входят в ассоциацию.
Созданиеассоциаций осуществляется по решению учредителей, которыми могут выступатьорганы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредительнымидокументами ассоциаций являются учредительный договор, заключенный ееучредителями, и утвержденный ими устав. В уставе ассоциации должны бытьопределены:
1)наименование ассоциации;
2)место нахождения исполнительного органа ассоциации;
3)предмет и цели деятельности ассоциации;
4)права и обязанности членов ассоциации;
5)структура ассоциации, состав, компетенция, порядок формирования руководящих,исполнительных и контрольно-ревизионных органов, порядок принятия ими решений,сроки их полномочий;
6)условия и порядок приема в члены ассоциации и выхода из нее;
7)порядок внесения изменений в устав ассоциации;
8)источники формирования имущества ассоциации;
9)порядок реорганизации и ликвидации ассоциации;
10)порядок использования имущества ассоциации в случае ее ликвидации.
Вучредительных документах могут содержаться и иные положения, относящиеся кдеятельности ассоциации и не противоречащие федеральным законам РоссийскойФедерации. Учредительные документы ассоциаций, их изменения подлежатопубликованию в органах печати субъектов Российской Федерации, органы государственнойвласти которых являются членами ассоциации.[3]
Имуществоассоциаций состоит из средств, источниками которых являются денежные иматериальные взносы их учредителей и другие установленные федеральным закономисточники. Суммы ежегодных целевых взносов учредителей ассоциации утверждаютсяорганами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии сзаконодательством субъектов Российской Федерации.
В2000 году Указом Президента РФ Россия территориально была разделена на семьокругов. Роль ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ былаопределена Президентом РФ в пункте 6 Указа Президента РФ № 849 от 13 мая 2000года в «Положении о Полномочном представителе Президента РФ в федеральномокруге» – функция полномочного представителя развивает совместные смежрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФпрограммы социально-экономического развития территорий в пределах федеральногоокруга.
1.2История создания ассоциаций
 
Ассоциацииэкономического взаимодействия субъектов РФ как форма межрегиональногосотрудничества начали образовываться с 1990 г. как реакция на разрушение единого народнохозяйственного комплекса бывшего Советского Союза. Возникшие при этомнеобходимость складывания не только новых отношений между федеральным,региональным и местным уровнями власти и потребность в налаживаниихозяйственных связей, взаимных гарантиях в экономических отношениях междурегионами, в отстаивании своих групповых интересов перед лицом Центра и ихпродвижении, и, наконец, информационном обмене между территориями, координациидействий обусловили образование межрегиональных ассоциаций. Ставшее реальнымразвитие горизонтальных отношений между регионами привело к созданию восьмитерриториальных альянсов.
Были созданы:
-    Ассоциацияэкономического взаимодействия территорий Северо-запада Российской Федерации(“Северо-Запад”);
-    МежрегиональнаяАссоциация экономического взаимодействия субъектов Российской ФедерацииЦентральной России (“Центральная Россия”);
-    Ассоциацияэкономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного регионаРоссийской Федерации (“Черноземье”);
-    Ассоциация“Большая Волга” по экономическому взаимодействию республик и областейПоволжского региона Российской Федерации;
-    Ассоциациясоциально-экономического сотрудничества республик, краев, областей СеверногоКавказа (“Северный Кавказ”);
-    Ассоциацияэкономического взаимодействия областей и республик Уральского региона (“БольшойУрал”);
-    Ассоциацияэкономического взаимодействия территорий Сибири России (“Сибирское соглашение”)
-    МежрайоннаяАссоциация экономического взаимодействия субъектов Российской ФедерацииДальнего Востока и Забайкалья.
Процесс их оформленияпрошел достаточно быстро. Менее чем за год — к началу 1992 г. — региональные ассоциации объединяли уже все российские территории. Пик формированияассоциаций пришелся на лето-осень 1991 г.
Ослабление контроляЦентра над периферией и изменение сложившегося положения дел в экономикепервыми ощутили отдаленные и промышленно развитые районы России. Уже в сентябре 1990 г. в г. Челябинске руководителями областей и республик Урала подписаносоглашение «О принципах экономических отношений республик и областей Уральскогоэкономического региона на период перехода к рыночной экономике», гдеподтверждено намерение сохранить единое экономическое пространство. А в июне 1991 г. руководителями органов государственной власти Курганской, Оренбургской, Пермской,Свердловской и Челябинской областей был подписан Учредительный договор осоздании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского регионаРСФСР. В том же месяце (9 июня) председатель Верховного Совета РСФСР Б.Ельцин подписываетРаспоряжение «Об образовании ассоциации экономического взаимодействия областейУральского региона РСФСР»[4]. Всентябре 1991 г. на первом заседании ассоциации, проходившем в г.Екатеринбурге,к ней примкнули Башкирская ССР, Удмуртская республика и Тюменская область.
Процесс формированиятерриториального союза регионов Сибири проходил подобным же образом. Объективнаяпотребность в принятии экстренных и неординарных мер для смягчения негативноговлияния накопившихся в хозяйственном комплексе деформаций и снижения социальнойнапряженности подвигла руководителей краев и областей Сибири к объединению.
Инициативу взяли насебя Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты. Летом и осенью1990 года в ходе ряда встреч и совещаний были определены основные контурыинтегрированной экономической структуры, призванной объединить огромныйприродно-ресурсный, промышленный, трудовой и научный потенциал региона.Соглашение «Об основных принципах экономического сотрудничества местных Советовнародных депутатов Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской,Омской, Томской, Тюменской областей и Хакасской автономной области» былоподписано их руководителями 2 октября 1990 года в Кемерово и тогда же получилонаименование «Сибирского соглашения», дав название и межрегиональной ассоциацииэкономического взаимодействия.
Первые совещанияпроходят еще до выхода санкционирующего работу ассоциации распоряжения Б.Ельцина.Уже первое заседание Совета ассоциации показало настроенность участниковассоциации на практическую работу. При обсуждении плана первоочередныхсовместных действий вносились предложения по организации производства и обменатоварами народного потребления, выпуску строительных материалов, помощи селу идругие вопросы. В первые месяцы существования «Сибирское соглашение» активноучаствует в государственном строительстве (разработка проекта Конституции РФ) иобосновании принципов экономических отношений в Российской Федерации на периодперехода к рыночной экономике.
Летом 1991 годаНовосибирск рабочим визитом посетил Б. Н. Ельцин, уже избранный ПрезидентомРоссийской Федерации, но еще не принесший присягу и не вступивший в должность.Он подписал основополагающее для ассоциации распоряжение «Вопросы деятельностиМежрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». А вскоре ПрезидиумВерховного Совета РСФСР принял Постановление «Об организации Межрегиональнойассоциации «Сибирское соглашение», ставшее юридической основой объединениявплоть до принятия уставных документов.
Межрегиональноеобъединение областей Центральной России оформилось примерно в тоже время.Ассоциация «Центральная Россия» образована 15 декабря 1990 года администрациями11 областей экономического региона. В состав Ассоциации изначально вошлиБрянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская,Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области и город Москва.В 1993 г. к ним присоединилась Калининградская область. Основной задачей новогообъединения была названа гармонизация интересов регионов без создания новыхвластных структур при попытке поиска нового режима распределения власти.
Затем в 1991 году последовалообразование союза территорий, объединяющий непосредственно Северо-Запад и СеверРоссии. Первоначально в Ассоциацию «Северо-Запад» входили Архангельская,Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская,Новгородская области, г. Санкт-Петербург и республики Коми, Карелия и НенецкийАО. Ассоциация создавалась при ведущей роли Санкт-Петербурга, во многом поинициативе мэра города А.Собчака. Во многом цели и задачи Ассоциациипредопределило геополитическое положение этого региона: важнейшие морскиеторговые порты Российской Федерации находятся на территориях этих субъектовфедерации.
В июне 1991 года вСамаре, при непосредственном участии Б.Ельцина, прошло организационноезаседание представителей республик и областей Поволжья по проблемамэкономического взаимодействия. Итогом явилось решение об образованииассоциации, утвержденное Распоряжением Б.Ельцина от 10 июня 1991 г. «Об образовании ассоциации «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик иобластей Поволжского региона РСФСР». В состав ассоциации на добровольной основевошли семь областей и четыре республики Поволжья: Астраханская, Волгоградская,Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области иреспублики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия.
В октябре 1991г. вВоронеже областные Советы и исполнительные комитеты областей, традиционноотносящиеся к Черноземью, и одна из областей, входящая в Центральный Российскийэкономический регион, подписали учредительный договор о создании Ассоциации«Черноземье». Ассоциация была образована согласно к тому времени уже вышедшему УказуПрезидента РСФСР «Об организации ассоциации экономического взаимодействияобластей Центрально-Черноземного региона РСФСР и мерах по созданию условий дляих ускоренного развития». В состав «Черноземья» вошли Белгородская,Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и Орловская области.
Ассоциациясоциально-экономического сотрудничества республик, краев и областей СеверногоКавказа учреждена в марте 1992 года руководителями исполнительных изаконодательных органов власти субъектов Российской Федерации Северного Кавказана основании Указа № 194 от 11.11.1991 г. Президента РСФСР «Об обеспеченииусловий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР,автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальнойэкономической реформы». Учредителями Ассоциации явилисьРеспублика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия,Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-ЧеркесскаяРеспублика, Краснодарский край, Ростовская область, Республика СевернаяОсетия-Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика.
В соответствии сФедеральным законом № 211-ФЗ от 17.12.1999 г. Ассоциациясоциально-экономического сотрудничества республик, краев и областей СеверногоКавказа в 2001 году была преобразована в Ассоциацию экономического взаимодействиясубъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ».
Ассоциация территорийДальнего Востока и Забайкалья (АДВЗ) приступила к работе в январе 1994 г. Новая ассоциация заменила Дальневосточную ассоциацию экономического взаимодействия (ДВАЭВ),которая была учреждена Советами народных депутатов региона Соглашением от11.08.1990г., и включающую Республику Саха, Хабаровский и Приморский края,Амурскую, Сахалинскую, Камчатскую, Магаданскую области, Еврейскую автономнуюобласть. После подписания Договора о сотрудничестве и утверждения Устава в неё вошлиБурятия, Читинская область, Чукотский и Корякский автономные округа. Этообразование носило больше политический характер, но дальнейшее развитиеэкономического кризиса показало, что основную роль в работе ассоциаций должениграть экономический фактор. Решение о реорганизации было принято в июле 1993 г.
Межрегиональные ассоциации создавались в большой мере как противовесцентру, как способ отстаивания своих интересов на федеральном уровне. Вполнеочевидно, что отдельные области, не представляющие собой значительной политическойсилы поодиночке, в случае объединения получают дополнительный вес. Этооблегчает каждой вошедшей в объединение территории реализацию своих целей. До 1993 г. ассоциации регионов РФ существовали как общественные организации, созданные для выработки иреализации региональных программ комплексного социально-экономического развитиярегионов, не имевшие собственного юридического статуса. В Министерстве юстиции ассоциациибыли зарегистрированы в конце 1993 г. – начале 1994 г.
С созданием федеральных округов на территории Центрального федеральногоокруга РФ оказались две ассоциации – “Черноземье” и “Центральная Россия”. Вцелях выработки согласованной политики в Центральном федеральном округе решениемСоветов ассоциаций “Черноземье” и “Центральная Россия” от 8.06.2001 г. созданаАссоциация экономического взаимодействия субъектов Российской ФедерацииЦентрального федерального округа “Центрально-Черноземная” путем реорганизации вформе слияния двух вышеназванных ассоциаций. Таким образом, в настоящее времясуществует 7 региональных альянсов.

ГЛАВАII. УСТРОЙСТВО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ
 
2.1Участники ассоциаций
 
Члены ассоциаций принимают участие в ее деятельности через своих полномочныхпредставителей. Членство в ассоциации может быть действительным иассоциированным. Действительными членами ассоциации являются органы законодательнойи исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ассоциированнымичленами ассоциации могут быть: муниципальные образования Российской Федерации,юридические и физические лица, заключившие договоры с ассоциацией. Условия ипорядок приема, права и полномочия, обязанности и степень участияассоциированных членов в деятельности ассоциации определяются Положением илисоглашением, которое утверждается Советом ассоциации.
Все указанные субъекты могут быть членами ассоциации при условии, что онипризнают цели и задачи ассоциации, ее Устав, а также уплачивают установленныеСоветом ассоциации вступительные и ежегодные взносы. Несколько регионов РФвходят одновременно в две ассоциации (таб. 1). Это вызвано в первую очередь территориальнымрасположением данных регионов, а также их экономическими связями. Больше всегопересечений у «Большого Урала» и «Большой Волги».
Таблица 1 Состав межрегиональных ассоциаций на начало 2009 г. (действительныечлены)[5]
«Сибирское соглашение»
«Большая Волга»
«Центрально-Черноземная»
Республика Алтай
Республика Бурятия*
Республика Тыва
Республика Хакасия
Алтайский край
Забайкальский край*
Красноярский край
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Тюменская область*
Ханты-Мансийский АО
Ямало-Ненецкий АО
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Удмуртская республика*
Чувашская республика
Астраханская область
Волгоградская область*
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область*
Пензенская область
Самарская область
Саратовская область
Тамбовская область*
Ульяновская область
Пермский край*
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Московская область
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область*
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
город Москва
«Северный Кавказ»
«Дальний Восток и Забайкалье»
«Северо-Запад»
Республика Адыгея
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия-Алания
Чеченская Республика
Краснодарский край
Ростовская область
Ставропольский край
Волгоградская область*
Республика Бурятия*
Республика Саха (Якутия)
Забайкальский край*
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская АО
Чукотский АО
Республика Карелия
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Ленинградская область
Мурманская область
Новгородская область
Псковская область
Ненецкий АО
г. Санкт-Петербург
Большой Урал»
*Регионы, входящие в две ассоциации:
Тамбовская область – «Центрально-Черноземная» и «Большая Волга»
Оренбургская область, Удмуртская республика и Пермский край – «Большой Урал» и «Большая Волга»
Республика Бурятия и Забайкальский край– «Дальний Восток и Забайкалье» и «Сибирское соглашение»
Тюменская область – «Большой Урал» и «Сибирское соглашение»
 
Курганская область
Оренбургская область*
Свердловская область
Тюменская область*
Челябинская область
Республика Башкортостан
Удмуртская Республика*
Пермский край*
 

2.2Организационная структура межрегиональных альянсов
В Уставах ассоциаций закреплена организационная структура каждой из них.При сравнительном анализе можно сказать, что данные структуры достаточно единообразны.Все ассоциации имеют трехзвенную структуру управления:
Высшим руководящим органом всех ассоциаций является коллегиальный орган СоветАссоциации, состоящий из высших должностных лиц регионов. Возглавляет СоветПредседатель (либо Президент). Практически во всех региональных альянсах этоодин орган, лишь в ассоциации «Северо-Запад» его функцию выполняют дваколлегиальных органа: Координационный Совет и Консультативный Совет. При этомКонсультативный Совет руководит организацией между заседаниями КоординационногоСовета. В состав высшего органа входят первые руководители исполнительных изаконодательных органов власти субъектов Федерации, полномочные представителиПрезидента в федеральных округах.
Работа ассоциаций строится на проведении заседаний высшего коллегиальногооргана, на которых рассматриваются вопросы социально-экономического развитиясубъектов Российской Федерации – членов ассоциаций и принимаются решения по темили иным проблемам регионов. В заседаниях принимают участие Президенты РФ,Председатели Правительства РФ, руководители федеральных министерств и ведомств,руководители структурных подразделений администраций регионов, научныеработники, специалисты, руководители финансовых структур.
Советы ассоциаций вырабатывают стратегию и тактику деятельности организаций.К их исключительной компетенции, помимо структурно-организационных вопросов, относятсявопросы утверждения программных и итоговых документов ассоциации, внесение вфедеральные органы государственной власти предложений по вопросам, входящим впредмет деятельности ассоциации, утверждение проектов и программ по вопросамэкономического развития субъектов Российской Федерации, образующих ассоциацию, представлениеинтересов членов ассоциации в отношениях с федеральными органамигосударственной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления.
Во всех ассоциациях незыблемым является принцип: решение Совета, противкоторого проголосовал кто-либо из членов ассоциации, не распространяется на еготерриторию и финансы. Это положение ясно подчеркивает то, что ассоциации нельзярассматривать как принудительный механизм. Объединения действуют для тех, кто нуждаетсяв координации своих действий с соседями и заинтересован в привлечении их крешению ряда проблем.
В период между заседаниями Совета деятельность ассоциации организует иконтролирует ее Председатель Совета/Президент (таб.2). Он может избиратьсяСоветом из числа полномочных представителей членов ассоциации квалифицированнымбольшинством голосов на определенный срок, а может назначаться сроком на одингод на основании ротации в алфавитном порядке названия региона – участникаассоциации (как в ассоциации «Северный Кавказ»).
 
Таблица 2 Руководителимежрегиональных ассоциаций на начало 2009 г.

Ассоциация
Председатель Совета ассоциации/Президент
Должность 1.            «Сибирское соглашение» В.А. Толоконский губернатор Новосибирской области 2.            «Северо-Запад» И.Ф.Михальчук глава администрации Архангельской области, член Президиума Госсовета РФ 3.            «Большой Урал» Э.Россель Губернатор Свердловской области 4.            «Большая Волга» В.К. Бочкарев Губернатор Пензенской области, президент ассоциации 5.            «Северный Кавказ» Батдыев Мустафа Азрет-Алиевич Президент Карачаево-Черкесской Республики 6.            «Центрально-Черноземная» Г. Ф. Федоров* Председатель исполкома ассоциации 7.            «Дальний Восток и Забайкалье» В.И. Ишаев Полномочный представитель Президента РФ в ДФО
*более точной информациинет на официальном сайте ассоциации, ранее Совет ассоциации возглавлялЕ.Строев, экс-губернатор Орловской области
Второй уровень структурной организации образуют непосредственно исполнительныеорганы территориальных союзов. Главным является Исполнительный Комитетво главе с Председателем. В структуру Комитета, как правило, входят профильныекомитеты или координационные советы по различным направлениямдеятельности, в состав которых входят руководители соответствующих департаментовадминистраций и правительств регионов. Исполнительный комитет проводит в жизньрешения Совета ассоциации, решает вопросы текущей деятельности альянса.
На основании анализа структуры координирующих органов ассоциаций можносделать вывод, что она носит как отраслевую, так и проблемную направленность.Это, в первую очередь, связано со спецификой их деятельности. В задачу координационныхкомитетов входит не только решать проблемы внутри отдельно взятых отраслей, нои оперативно реагировать на вопросы, включающие в себя элементы из различныхсфер экономики и социальной сферы.
В то же время, структура ассоциаций четко отражает доминирование экономическихпричин их создания. Ассоциации являются реальным механизмом претворения в жизньэкономической региональной политики, а также способом осуществления обратнойсвязи с центром по поводу жизнеспособности федеральных программ, которыепредлагаются субъектам федерации.

ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРОБЛЕМЫИХ РАЗВИТИЯ
 
3.1 Приоритетные направления деятельности ассоциаций
 
Целевой и организационной базой реализации основных задач ассоциацииявляются проекты и программы социально-экономического развития субъектов РоссийскойФедерации, входящих в состав ассоциации, а также различных отраслейпромышленности.
Ассоциациями проделана большая работа по выработке экономической политикив регионах, по проведению реформ, структурной перестройке, разделениюполномочий и предметов ведения между центральными органами власти и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, приватизации, организациисамоуправления территориями, обеспечения управляемости процессами стабилизациии дальнейшего социально-экономического и духовного развития субъектовРоссийской Федерации.
На заседаниях Советов ассоциаций утверждаются основные приоритетные направлениядеятельности. Как правило, по каждому из этих направлений работаютКоординационные комитеты или советы. Рассматривая данные исполнительные органына примере «Центрально-Черноземной» МАЭВ, можно увидеть какие направленияразвития субъектов РФ, входящих в ассоциацию, выбраны как приоритетные:
·         Координационный Совет по здравоохранению
·         Координационный Совет по топливно-энергетическому комплексу
·         Координационный Совет по реформированию АПК
·         Координационный Совет по экономическим вопросам
·         Координационный Совет по Программе «Дороги»
·         Координационный Совет по социальной политике
·         Координационный Совет по делам военнослужащих
·         Координационный Совет по культуре
·         Координационный Совет по бюджету, финансам и налоговой политике
·         Координационный Совет по обновлению содержания подготовки,переподготовки государственных и муниципальных служащих («Большая кафедра»)в субъектах РФ и городов, входящих в ЦФО
·         Координационный Совет по внешнеэкономической деятельности
·         Координационный Совет по инвестиционной политике
·         Координационный Совет по проблемам местного самоуправления
·         Координационный Совет по поддержке и развитию малогопредпринимательства
·         Координационный Совет по страховой и инвестиционной деятельности
·         Координационный Совет по разработке и реализации программыстабилизации и развития городского наземного пассажирского транспорта
·         Координационный Совет по делам молодежи
·         Координационный Совет по модернизации и развитию образования всубъектах РФ ЦФО и другие.[6]
Ассоциация «Сибирское соглашение» также вместе с федеральными структурамиразрабатывает новые методы управления экономикой России и Сибири в условиях еедецентрализации и рыночных отношений, вносит свой вклад в работу по преодолениюсоциально-экономического кризиса, решает важнейшие вопросы экономическойполитики. Приоритетными направлениями её деятельности являются инвестиционнаяполитика, экологическое использование природных ресурсов, научная итехнологическая политика, сельхозмашиностроение, промышленность истроительство, развитие транспорта, жилищно-коммунальный комплекс, обеспечениеэнергетической, продовольственной, экологической безопасности Сибири, сохранениездоровья ее многонационального населения, единого социокультурного иобразовательного пространства[7].
Большое внимание в работе ассоциаций уделяется разработке и реализациипрограмм социально-экономического развития субъектов-участников ассоциаций. Это,как и программы федерального уровня, так и внутрирегиональные программы.
Например, ассоциацией «Северный Кавказ» совместно с учеными СеверногоКавказа разработаны и реализуются такие программы, как:
1.        Федеральная целевая программа «Юг России» на период 2002-2006 годы.
2.        Федеральная целевая программа «Юг России» на период 2008-2012 годы.
3.        «Развитие транспортного комплекса Северного Кавказа».
4.        «Основные направления развития энергетики Северного Кавказа на период до2010 года» (на базе альтернативных источников энергии).
5.        «Выбор и обоснование перспективных площадок для организации особыхэкономических зон (ОЭЗ) курортно-рекреационного типа».
6.        «Показатели эффективности управления ресурсами республик, краев и областей».
7.        «Концепция обеспечения безопасности городов Северного Кавказа». (На основанииэтой Концепции реализуется программа «Безопасный город», в т.ч. вг.Ростове-на-Дону и других городах субъектов ЮФО РФ)
В соответствии с принятой концепцией развития инфраструктуры экономики ибизнеса в регионах, входящих в состав ассоциации «Центрально-Черноземная», там реализуетсяряд программ:
·         Программа «Сахар ЦЧР»;
·         Программа развития газификации Центрально-Черноземного региона РФ;
·         Программа возрождения областей Центральной России;
·         Программа «Плодородие»;
·         Программа «Кадры»;
·         Программа «Дороги»;
·         Программа духовного возрождения Черноземного края;
·         Программа охраны здоровья населения;
·         Программа «Народный телефон»;
·         Программа развития атомной энергетики;
·         Комплексная программа развития систем связи;
·         Программа стабилизации и развития городского наземногопассажирского транспорта;
·         Программа энергосбережения;
·         Программа «Индустрия образования»;
·         Программа по социальной политике и организации адреснойсоциальной помощи населению
·         и др.
Принятые программы и постоянный контроль над ходом их реализации позволяютмаксимально сконцентрировать усилия исполнительных и законодательных органовгосударственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующихсубъектов на мобилизацию внутренних сил и изыскание дополнительных источниковфинансирования для выполнения целевых программ, направленных на улучшениекачества жизни человека.
Ассоциации взаимодействуют с Государственной Думой, Советом ФедерацииФедерального Собрания, Правительством Российской Федерации, с Аппаратом полномочногопредставителя Президента России в ДФО, с международными организациями изарубежными представительствами. Участвуют в организации международных имежрегиональных форумов, конференций, семинаров и выставок.
Ассоциации постоянно направляют в адрес Президента, Правительства, ФедеральногоСобрания, Министерств и ведомств Российской Федерации обращения, письма, аналитическиезаписки, предложения по вопросам структурной перестройки экономики,приватизации, формированию инфраструктуры экономики, лицензионной деятельности,обеспечения взаимодействия между Центральными органами власти и субъектамиРоссийской Федерации, налогообложения, ценообразования, АПК, ТЭК, формированиюотечественного продовольственного рынка и др., которые используются приразработке соответствующих программ, законов, документов и других нормативныхактов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Ассоциации активно содействуют установлению и развитию новых внешнеэкономическихотношений в торговле и предпринимательстве; активно работают с посольствамистран дальнего и ближнего зарубежья, представительствами компаний имеждународных экономических организаций. Так ассоциация «Сибирское соглашение»является одним из учредителей и активным участником Российского национальногокомитета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС), членом СТЕС.Ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» является координатором деятельности такихорганов, как: Российско-Американское Тихоокеанское партнерство (РАТОП);Российско-Китайский Координационный совет по межрегиональному и приграничномуторгово-экономическому сотрудничеству; Постоянная смешанная комиссия «ДальнийВосток России-Хоккайдо» (ПСК); Российско-Японская инициативная рабочая группапо региональному сотрудничеству.[8]
В своей деятельности ассоциации особое внимание уделяют укреплению культурныхсвязей, межнациональных и межконфессиональных отношений в республиках, краях иобластях Российской Федерации.
3.2 Проблемы развития межрегиональных ассоциаций
 
Следует отметить, что идея создания межрегиональных ассоциаций – как организационно-связующегозвена между интересами субъектов РФ и интересами федеральных министерств иведомств в условиях формирования единого российского внутреннего рынка былавесьма своевременной, доказала свою реальность и перспективность. И она имеет всебе несомненный потенциал для развития.
Однако государственные структуры управления (как представительные, так иисполнительные) не сумели развить их интеграционные возможности, неиспользовали богатый опыт, накопленный при решении и реализации крупных региональныхпрограмм. Понимая преимущества этой организационной формы взаимодействиясубъектов Федерации, правительство в конце 90х годов попыталось вовлечь в своипрограммные решения руководителей ассоциаций. С осени 1998 г. они стали входитьв состав Президиума Правительства РФ с правом совещательного голоса. Этосоздало условия для нового, качественно более высокого уровня взаимоотношенийфедеральных органов исполнительной власти и ассоциаций. Появилась возможностьвлиять на решения федерального правительства непосредственно в период ихподготовки и принятия. Новый статус руководителей ассоциаций потребовалперестройки аппарата, укрепления его аналитического и организационного звена,способного давать оценку проектам правительственных решений с учетом интересоврегионов и отдельных групп населения. Для правительства взаимоотношение срегионами через ассоциации также более удобно с точки зрения эффективности иоперативности. Практика показала, что ассоциации экономического взаимодействияявляются для исполнительных органов власти надежным партнером в регионах, откудаможно получать аналитическую информацию, сверять правильность принимаемыхрешений, конструктивно работать над сложными экономическими проблемами.
Исполнительные органы управления МАЭВ рассчитывали на дальнейшее развитиеэтой организационной формы взаимодействия субъектов Федерации и федеральныхструктур власти. По мнению руководителей МАЭВ, следующим логическим шагом моглобы быть решение правительства по наделению ассоциации некоторыми контрольными икоординирующими функциями. В частности, исполнительная дирекция ассоциациимогла бы следить за выполнением постановлений Правительства РФ, координироватьдеятельность территориальных органов федеральных министерств и ведомств,руководить выполнением федеральных программ, реализуемых на территорияхнескольких субъектов Федерации. Одно из предложений по совершенствованию работыассоциаций в качестве эксперимента состояло в том, чтобы наделить их функцияминекоторых министерств (экономики, экологии и охраны окружающей среды,региональной политики и др.). Разумно было бы также дать право ассоциациииспользовать в определенной пропорции просроченную задолженность предприятийфедеральному бюджету для финансирования федеральных целевых программактивизации жилищного строительства, выполнения социальных гарантий,предусмотренных действующим законодательством.
Несмотря на очевидные преимущества в деятельности МАЭВ, эта организационнаяформа территориального управления ни в правовом, ни в экономическом, ни винтеграционном отношении развития не получила.
2000 год стал серьезным испытанием для существующих с начала 90-х годов ассоциаций.Учреждение Президентом В.В. Путиным федеральных округов, назначение новыхполномочных представителей Президента и формирование при них окружных советов,реформа Совета Федерации вынесли на повестку дня ряд вопросов. Нужны ли вообщемежрегиональные ассоциации? Допустимо ли рассматривать окружные структуры какальтернативу ассоциациям? Какой может быть роль ассоциаций в обновлении СоветаФедерации?
Оглядываясь на путь, пройденный ассоциациями, нельзя не признать туобъединительную роль, которую они сыграли в новейшей истории России. Уже втечение полутора десятков лет они вносят свою лепту в сохранение и укреплениеединства Российского государства. И совершенно очевидно, что федеральные округане смогут поглотить ассоциации. Во-первых, границы межрегиональных объединенийи округов между собой не совпадают. Во-вторых, Конституция закрепляет засубъектами Федерации сферу их собственного ведения, куда не вправе вторгатьсяникакие федеральные органы и должностные лица, в том числе и полпреды.Соответственно вопросы координации в пределах собственного ведения регионов —это дело только самих регионов и образованных ими ассоциаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Деятельность межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействияпоказала, что они явились хорошей организационно-экономической основой длятерриториальной интеграции интересов субъектов Федерации.
Позитивными моментами деятельности ассоциаций, на взгляд автора, являютсяследующие:
— осуществление постоянно действующего социально-экономического мониторингав регионе на основе статистических данных территорий, выявление динамикиэкономических региональных процессов, их оценка и прогноз;
— совместное формирование концепций, стратегий регионального экономическогоразвития, общих методологических подходов; согласование экономической политикитерриторий по отраслевым, функциональным направлениям; ориентация на реализациюполитики импортозамещения по ряду видов товарной продукции;
— организация разработки и реализации программ по решению наиболееважных, общих для территории региональных проблем; формирование стратегии совместныхтерриториальных государственных заказов;
— выработка предложений по рациональному размещению производительных силв регионе, установлению кооперированных связей между предприятиями; созданиесовместных межрегиональных производственных, рыночных структур;
— обмен опытом территорий по общим вопросам социально-экономическогоразвития, территориального управления, конкретным направлениям отраслевого,межотраслевого и функционального характера;
— объединение интеллектуальных возможностей для решения общих для территорийэкономических, научно-технических, социальных проблем; проведение совместныхнаучных исследований: организация общерегиональных научно-практическихконференций, семинаров;
— организация информационного обеспечения территорий и их субъектовкоммерческо-производственной, научно-технической, сводной статистической информацией;
— подготовка предложений в федеральные органы власти по общей корректировкекурса экономического развития страны, по отдельным экономическим проблемам,имеющим федеральное и региональное значение;
— формирование на основе взаимных экономических интересов соглашений сдругими регионами, областями и республиками, межрегиональными ассоциациямиэкономического взаимодействия; совместное решение с ними общихсоциально-экономических проблем.
Особо стоит подчеркнуть позитивную роль межрегиональных ассоциацийэкономического взаимодействия в устранении негативных последствий излишнейрегиональной суверенизации. Региональная суверенизация субъектов Федерации остропроявилась в вопросах государственного федеративного строительства. Числосубъектов Федерации и их конфигурация часто менялись. Каждый из них неоправданностремился к самостоятельности: принимались местные законы, которые нередко несоответствовали или даже противоречили Конституции РФ. В результате наблюдаласьощутимая потеря экономических преимуществ от дробления экономического иорганизационного потенциала крупного региона.
Вместе с тем наиболее активные ассоциации, например, «Сибирское соглашение»,«Большая Волга», «Центральное Черноземье», внесли существенный вклад ворганизацию комплексного развития регионов, входящих в ассоциацию, чтопроявилось в последовательной реализации межрегиональных целевых программ.
Как представляется, следующим шагом в развитии территориальных формуправления, в частности межрегиональных ассоциаций экономическоговзаимодействия, является использование их опыта в процессе совершенствованиядеятельности крупных территориально-хозяйственных комплексов на примерефедеральных округов.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        Гражданский кодекс РФ. – СПС «Гарант».
2.        Об общих принципах организации и деятельности ассоциацийэкономического взаимодействия субъектов Российской Федерации / Ф.З.Р.Ф. от 17декабря 1999 г. N 211-ФЗ. – СПС «Гарант».
3.        Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024-95Утв. постановлением Госстандарта РФ от 27 декабря 1995 г. N 640. – СПС «Гарант»
4.        Распоряжение председателя Верховного Совета РСФСР 10 июня1991 года № 1378-1. — www.bigvolga.org/default.aspx
5.        Распоряжение председателя Верховного Совета РСФСР «Об образованииассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР» 9июня 1991 г. // Российская газета. 16 июня 1991 г.
6.        Материалы Петербургского экономического форума-98 //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 1998. — № 14 (81). — стр. 81-84-http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf81-14/vestniksf81-14150.htm
7.        Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектовРоссийской Федерации «Большая Волга». — www.bigvolga.org/default.aspx.
8.        Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектовРоссийской Федерации «Сибирское соглашение». — www.sibacc.ru/
9.        Устав Ассоциации экономического взаимодействия субъектовРоссийской Федерации “Северо-Запад”. — www.n-west.ru/
10.     Устав ассоциации экономического взаимодействия субъектовРоссийской Федерации Южного Федерального округа «Северный Кавказ». — askregion.ru/
11.     Устав Ассоциации экономического взаимодействия областей иреспублик Уральского региона (“Большой Урал”). — bigural.ru/
12.     Устав Межрегиональной Ассоциации экономическоговзаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья. — www.assoc.fareast.ru/
13.     Извлечение из Положения об Исполнительном Комитете Ассоциацииэкономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга» (вред. решения Совета АБВ от 23 октября 2008 года № 12)http://www.bigvolga.org/default.aspx.
14.     Алехин Э.В. Государственное и муниципальное управление. Учебноепособие / Э.В. Алехин. – Пенза: Издательство Пензенского государственногоуниверситета, 2007. – 170 с.
15.     Ассоциации социально-экономического взаимодействия субъектовРоссийской Федерации // Дипломатический Вестник. – 2000. — № 4.
16.     Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление / А.И.Гаврилов. – www.polbu.ru.
17.     Климанов В. Межрегиональное сотрудничество // Регионы Россиив 1998 году: Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России».
18.     Попаренко Я. Развитие межрегиональных ассоциацийэкономического взаимодействия // Государственная служба. – 2004. — 2 (28). — www.rags.ru/akadem/all/28-2004/28-2004Content.html
19.     Региональная экономика. / Под ред. Видяпина В.И., СтепановаМ.В. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 666 с.
20.     Сотник В. Долго ли жить «Большому Уралу»? //Независимая газета. — 2001. – 09 октября. — www.ng.ru/regions/2001-10-09/6_ural.html
21.     Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие длявузов / Д.А. Сумской. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006 г.
22.     Усс А.В. Будущее межрегиональных ассоциаций в контекстефедеральных реформ // Известия. – 2001. – от 12.01.
23.     Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
24.     Фельдман М.А. Торопов В.В. Межрегиональная ассоциация«Большой Урал»: история становления // Чиновник. – 2006. – № 4.
Интернет-источники
1.        http://www.politika.su/reg/regass.html
2.        http://www.chernozem.ru/
3.        http://www.assoc.fareast.ru/
4.        http://bigural.ru/
5.        http://www.comregion.ru/
6.        http://www.n-west.ru/
7.        http://askregion.ru/
8.        http://www.bigvolga.org/
9.        http://www.sibacc.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.