Реферат по предмету "Экономика"


Анализ программ поддержки малого бизнеса в Казахстане

Анализ программ поддержки малого бизнеса в Казахстане.

Выполнили: Вагин Юрий

Учащийся группы № 311.
г. Костанай 2011 г.



План:

Введение

Глава I. Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса

1.1 Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса.

1.2 Экономическая сущность предпринимательства.

1.3 Предпринимательство как экономический процесс.

Глава II. Экономические цели деятельности малого предприятия

2.1 Прибыльность предпринимательской деятельности

2.2. Конкурентоспособность предприятия

2.3 Предпринимательский риск.

Глава III. Деятельность малого и среднего предпринимательства в Казахстане.

3.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

3.2 Принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

3.3 Проект «Дорожная карта»

Глава IV. Мониторинг малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Бизнес — это искусство извлекать деньги из кармана

другого человека, не прибегая к насилию.

(М. Амстердам)

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.

Актуальность данной работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Наши ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам. Более того, система мониторинга должна давать ответ на вопрос — насколько мы продвинулись в достижении поставленных целей. Поэтому нам необходима система стратегического планирования и стратегического контроля, подотчетности и ответственности.

Главное условие нашего устойчивого движения вперед — это сплоченность нашего общества в достижении поставленных целей, консолидация всех слоев и групп населения вокруг стратегии, направленной на решение общих задач. Это станет реальным, если в ней мы будем способны правильно учитывать потребности общества и различных групп населения, верно, определять приоритеты и обеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве государства с отдельными группами населения и частным сектором. (Послание Президента «Казахстан — 2030»

Глава IЭкономические и организационные основы предпринимательства

Предпринимательство — стратегический фактор экономического развития.
Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве Казахстана, во всех сферах и отраслях производства, на каждом предприятии и в их объединениях.

Чтобы войти равным партнером в мировое хозяйство и мировой рынок, нужно сформировать предпринимательский тип воспроизводства в стране. Но и сам процесс создания воспроизводства предпринимательского типа невозможен в отрыве от мирового хозяйства. Ибо современный уровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах производства. Нужно обоснованно выбрать свою нишу в мировом рынке, используя преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное время Казахстан. Казахстан обладает богатыми основными факторами – природными ресурсами, но этого недостаточно для конкурентоспособности на мировых рынках. Чтобы иметь национальные издержки производства ниже мировых, необходимо экономное природопотребление. Это требует наличия особой производительной силы предпринимателей – и ее реализации в деятельности.

Предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который является одним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношений в мировое хозяйство, нужно правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства.

В экономически развитых странах Запада идут по пути развития предпринимательства прежде всего в сфере производства, казахстанские «предприниматели» заняты прежде всего в посреднической сфере – торговле, банковском деле и т.д. До сферы производства не доходят их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания, квалификация и пр. Такой путь становления предпринимательства – это зацикливание на первоначальном пути его становления. В данном случае предпринимательство не становится фактором подъема экономики, а ведет к разбазариванию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.

Для экономического развития необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим опытом.



Конечно, для того, чтобы выжить в этой обстановке, приходиться учится и тому, как скрыть свои истинные доходы, иметь успех в спекулятивной деятельности, адаптироваться в криминальной, коррупционной, перераспределительной и другой атмосфере. Но такая «наука» не способствует формированию подлинных предпринимателей, способных получать устойчивый, высокий предпринимательский доход, а предпринимательским структурам быть устойчиво конкурентоспособным на региональном, национальном и мировых рынках. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.
1.2. Экономическая сущность предпринимательства.
Теория предпринимательства развивалась по ряду направлений. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником этого направления можно считать французского экономиста Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвиденьем и способностям к риску и реализацией их с целью получения дополнительного дохода. Он может заниматься деятельностью в любом моменте воспроизводства: процессе производства, обмена, потребления.

Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать с взглядами Ж.Б. Сэя и А. Маршалла. Они доказывали, что основная функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства и получать предпринимательский доход.

Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й. Шумпетера. И это третье направление в создании теории предпринимательства является наиболее обоснованным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития. Экономическая система саморазвивается тогда, когда в ней непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства. Новые комбинации заключаются: в изготовлении неизвестного потребителем блага, внедрении новых способов воспроизводства, освоении новых рынков или новых сегментов рынка, получении новых источников сырья, внедрении новых методов организации труда и т.д. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процесс воспроизводства, Й. Шумпетер определил как предпринимателей.

Анализ показывает: в развитых странах малое предпринимательство ценно, прежде всего, своей инновационностью и рисковым характером деятельности. Малые фирмы в этих странах играют роль в развитии наукоемких высокотехнологических производств, в быстром освоении новшеств. Таким образом, предпринимательство – это особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать воспроизводство в целом, или какой – то отдельный момент воспроизводства, обмена, распределения, потребления с целью получения предпринимательского дохода.

Экономическая сущность предпринимательства конкретизируется в его содержании. Предпринимательство представляет собой процесс в рамках воспроизводства. Основным его фактором является способность предпринимателя по – новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства – рабочую силу (труд), капитал, землю. Способности предпринимателя осуществлять новые комбинации факторов зависят, прежде всего, от его личностных качеств. К ним относятся, прежде всего, способности: продуцировать новые производственные или коммерческие идеи, давать им оценки с точки зрения возможности получения предпринимательского дохода; оперативно использовать новшества в процессах воспроизводства, превращать их в инновации и доводить последние до коммерческого результата; расчетливо рисковать, с большей вероятностью прогнозирую дополнительный доход от риска.

Предприниматель может персонифицироваться как в собственника капитала, так и в менеджера, специалиста, наемного работника. Предприниматель может также персонифицироваться как в любом индивидууме, занятом процессом предпринимательства, так и в целых коллективах. Пока индивидуум или коллектив ведут инновационное воспроизводство, используя свои инновационные способности с целью получения предпринимательского дохода, они являются предпринимателями.
1.3. Предпринимательство как экономический процесс.

Предприниматели реализуют свои предпринимательские способности в предпринимательстве как в экономическом процессе. Сущность заключается в том, что это процесс создания предпринимательского дохода, т.е. дополнительной прибыли от инновационной рисковой деятельности. Предпринимательский доход может быть получен двумя методами. Первый метод заключается в снижении индивидуальных издержек производства. Известно, что рыночная цена формируется на основе общественных издержек производства, общественно необходимо рабочего времени. Используя новшества, рискуя, предприниматели снижают свои индивидуальные издержки, доводя их до более низкого уровня по сравнению с общественными издержками производства и с теми бизнесменами, кто ведет воспроизводство стационарными методами. Вследствие этого они получают кроме обычной прибыли еще и дополнительную прибыль, предпринимательский доход.

Второй способ предпринимательского дохода связан с тем, что предприниматель, имея более низкие индивидуальные издержки производства по сравнению с другими продавцами, может снизить цену реализации на свои товары. Продавая значительно большую массу товаров, он может, даже при более низкой цене, получить дополнительный доход.



Предпринимательский доход может быть получен, когда в результате нововведения производиться наиболее качественный товар. В таком случае предпринимательский доход может быть получен за счет более высокой цены и за счет большей массы продаваемого товара.

Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом. Менеджмент может обеспечить реализацию основной цели – получение устойчиво оптимального размера предпринимательского дохода, — если его основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, на на постоянные изменения внутри предпринимательских структур, на адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует инноваций и риска. Основная задача менеджмента – управление сложной ситуацией.

Стратегический менеджмент инноваций требует, прежде всего, непрерывного анализа функционирования предпринимательских структур и их окружения. Анализ окружения производиться с целью определения своих шансов на успех от инновационной рисковой деятельности, с одной стороны, ухода или уменьшения неблагоприятного воздействия многочисленных видов риска на конечные результаты предпринимательской деятельности, с другой стороны. При этом производиться анализ как глобального, так и непосредственного предпринимательского окружения. К первому виду окружения относятся экономические, правовые, политические, социальные, технологические, региональные и другие рамки предпринимательской деятельности. Ко второму – поставщики, покупатели, потенциальные конкуренты, их возможности обновления продукции, интенсивность конкуренции, возможности промышленной кооперации и интеграции и т.д.

В соответствии со стратегией менеджмента разрабатывается соответствующая организационная структура фирмы, а также производится подготовка и определяется мотивационный механизм стимулирования ее персонала. И, наконец, необходимо иметь стратегический контроль, охватывающий весь экономический процесс. Таким образом, экономический процесс предпринимательства органично переплетается с менеджментом инноваций и риска.

Глава II Экономические цели деятельности малого предприятия

2.1 Прибыльность предпринимательской деятельности
Принципами экономического и социального управления предпринимательства являются прибыльность, эффективность, управление конкурентоспособностью предприятия и производимой продукции. Главным механизмом системы экономического и социального управления предпринимательской деятельности является целевая подсистема, состоящая из экономических функций получение и повышение прибыли, уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Они взаимосвязаны между собой и обуславливают друг друга.

Получение прибыли – непосредственная цель предпринимательской деятельности.

Прибыль – чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Она может быть получена не только от основной предпринимательской, деятельности предприятий. Составными элементами ее могут быть:

— прибыль от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг),

— прибыль от прочей деятельности, например от реализации имущества предприятия,

— прибыль от внереализационных операций, например от сдачи имущества в аренду, получения дивидендов.

Суммарная величина прибыли по всем приведенным позициям называется валовой прибылью. В соответствии с предметом рассмотрения настоящего учебного пособия остановимся на изучении первого элемента прибыли. В экономике различают:

Балансовую прибыль, величина которой в отчетном периоде отражается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» обязательного финансового отчета предприятия.

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия.

Величина прибыли субъективно зависит от объема произведенной и реализованной продукции и суммы затрат на нее, а также цен, по которым производились продажи, являющиеся следствием соответственно доли рынка предприятия, сложившегося уровня его конкурентоспособности и конкурентоспособности произведенной продукции. Последние в свою очередь – результат влияния конъюнктуры внешней среды, т.е. объективного фактора.

2.2 Конкурентоспособность предприятия.
В рыночной экономике предприятие не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности продукции. При вступлении на новые сегменты рынка, расширении производства, осуществлении инвестиций в целях его модернизации и обновления ассортимента продукции, улучшении ее качества необходима оценка конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной предпринимательской деятельности и ее практической прибыльности реализаций в условиях конкурентного рынка.

Несомненно, конкурентоспособность продукции во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются существенные отличия. Так, конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличия от соперничающих с ним предприятий, применима к довольно длительному периоду, в то время как оценка

конкурентоспособности продукции актуальна лишь в течение незначительного с точки зрения экономики промежутка времени. Поэтому в отличие от конкурентоспособности продукции, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность предприятия достигается в течение длительного времени и может поддерживаться на протяжении длительного периода времени. Это связано с тем, что для достижения превосходства над конкурентами на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции.

Кроме того, эффективность деятельности производителя оценивает не только потребитель, но и сам производитель, который, в конечном счете решает, выгодно ли для него в данных конкретных условиях заниматься производством именно такой продукции.

В зависимости от поведения предприятия на рынке различают четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия.

Руководство предприятий первого уровня рассматривает функцию экономического управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видят в том, чтобы производить и продавать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. При этом они уверенны в непревзойденном уровне конкурентоспособности своей продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и службы маркетинга.

Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы внешне нейтральными, т. е. полностью соответствующими стандартам, установленным их основными конкурентами. Такие предприятия стремятся максимально заимствовать все те технические приемы, технологии, методы организации производства и труда, что и ведущие предприятия отрасли.

На предприятиях третьего уровня конкурентоспособности система управления активно воздействует на производственные системы, т. е. производство поддерживается изнутри всеми другими подразделениями предприятия. Успех в конкурентной борьбе в данном случае становится не столько функцией производства, сколько функцией управления. Это может найти проявление в более экономичном аппарате управления, более высокой оперативности в принятии решений, в лучшей мотивации работников.

Предприятия, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Их производственная система поддерживается извне. Эффективность ее определяется не столько влиянием внутренних факторов, включая управленческие, такими, как идеальное производственное клонирование или управление качеством, сколько внешними управленческими факторами: высоким качеством организации и эффективности функционирования системы управления. Это обеспечивает перспективный успех предприятию и долговременное превосходство его над конкурентами на рынке.
2.3 Предпринимательский риск.

Успех в достижении цели предпринимательской деятельности сопряжен с риском, связанным с конкурентной непредсказуемостью. Поэтому для предпринимателя важно обладать умением предвидеть и оценивать прогнозируемый ущерб, в случае неудач.

Предпринимательский риск – вероятность возникновения неудач, материальных и иных потерь, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Происходят различные потери предприятия при наступлении рискового случая;

Материальные – непредусмотренные затраты или прямые потери материальных ресурсов в натуральном выражении;

Трудовые – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвидимыми обстоятельствами;

Финансовые – непредусмотренный денежный ущерб в виде неполучения, недополучения денег или их утраты;

Потери времени – происходят, когда процесс предпринимательской деятельности проходит медленнее, чем предполагалось;

Специальные виды потерь – нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, имиджу предпринимателя.

Особые потери – ущерб от воздействия непредвиденных факторов политического характера, например от снижения деловой активности людей, дисциплины труда, закононепослушание, нарушение дисциплины платежей и расчетов, отчуждение имущества и капитала.

Виды предпринимательского риска различают:

Систематический риски – характерны для всех видов предпринимательской деятельности и определяются состоянием рынка, общеэкономической и политической ситуацией. К ним относят: изменение процентных ставок, инфляция, изменение цен, политические риски.

Специфические риски – недополучение дохода, обусловленное финансовым и технико–экономическим состоянием отдельного предприятия. Среди рисков этой группы выделяют: производственные риски, коммерческие риски, финансовые риски, экономические риски.

Разработана следующая методика анализа предпринимательского риска.

Выявление факторов, обусловливающих повышение предпринимательского риска.

Экономическая оценка возможного ущерба вследствие возникновения каждого рискового случая.

Определение допустимого уровня риска для анализируемой предпринимательской деятельности.



Обнаружение факторов, определяющих сверхдопустимый уровень риска, и планирование проведения защитных мероприятий, в ходе которых оценивается финансовая доступность, экономическая целесообразность и эффективность их реализации.

Существует несколько способов уменьшения риска:

Привлечение к управлению предпринимательской деятельности грамотных менеджеров, работа с компетентными партнерами, компаньонами и консультантами;

Глубокая предварительная проработка решаемых работ;

Маркетинговая разведка и непрерывное прогнозирование конъюнктуры рынка;

Распределение риска между участниками и исполнителями предпринимательства;

Создание и использование резервных фондов на покрытие непредвиденных расходов, дополнительное финансирование, кредиты;

Страхование – передача определенных рисков страховой компании. Наиболее распространены имущественное страхование, страхование от несчастного случая, от всех видов предпринимательского риска.

Глава IIIДеятельность малого предпринимательства в Казахстане

3.1. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

Малые предприятия и в целом малый бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область — 8 место (5,0%) и Западноказахстанская – 12-14 места (2,7%).

По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных Малых предприятий. Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской – 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%. Еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня — в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%).

Данный показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.

В качестве других критериев уровня развития МП в регионах могли бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения.

В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны – 8,8%, Восточно-Казахстанской области – 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода.

















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Таблица 1 — Количество предприятий малого бизнеса по регионам Республике Казахстан по состоянию на 1 июля 2008года*

 

Зарегистрировано

В т.ч. действующие

Из них активные

Занято

Реализация продукции и услуг

единиц

в %% к итогу

единиц

в %% к итогу по РК

в %% к зарег.

единиц

в %% к итогу по РК

в %% к зарег.

место среди регионов

тыс. чел.

в %% к итогу

млн.

тенге

в %% к итогу

Акмолинская

4525

3,3

3265

3,3

72,2

2447

5,0

54,1

8

15,8

3,2

6066,5

2,1

Актюбинская

5200

3,8

4084

4,2

78,5

1667

3,4

32,1

10

31,0

6,3

6865,7

2,3

Алматинская

5992

4,3

4349

4,5

72,6

3240

6,6

54,1

5

22,9

4,6

15699,9

5,3

Атырауская

3539

2,6

3097

3,2

87,5

1362

2,8

38,5

11

18,9

3,8

11322,6

3,8

Восточно-Казахстанская

9184

6,6

6556

6,7

71,4

4062

8,2

44,2

3

41,3

8,4

25595,0

8,7

Жамбылская

4095

3,0

2852

2,9

69,6

1147

2,3

28,0

16

15,8

3,2

4521,1

1,5

Западно-Казахстанская

2945

2,1

2501

2,6

84,9

1339

2,7

45,5

12

21,8

4,4

7189,6

2,4

Карагандинская

8935

6,5

6489

6,7

72,6

2937

5,9

32,9

6

37,8

7,7

17891,0

6,1

Костанайская

5441

3,9

4208

4,3

77,3

2229

4,5

41,0

9

24,5

5,0

15887,8

5,4

Кызылординская

2658

1,9

2231

2,3

83,9

1353

2,7

50,9

13

8,7

1,8

2903,0

1,0

Мангистауская

3761

2,7

3062

3,1

81,4

1351

2,7

35,9

14

16,4

3,3

8983,3

3,0

Павлодарская

6745

4,9

5152

5,3

76,4

2774

5,6

41,1

7

21,9

4,4

13700,2

4,6

Северо-Казахстанская

3199

2,3

2620

2,7

81,9

1241

2,5

38,8

15

22,3

4,5

9577,6

3,2

Южно-Казахстанская

12615

9,1

8393

8,6

66,5

3677

7,4

29,1

4

32,6

6,6

12455,8

4,2

г. Астана

11046

8,0

9016

9,2

81,6

4078

8,3

36,9

2

39,2

7,9

26003,5

8,8

г. Алматы

48499

35,0

29596

30,4

61,0

14476

29,3

29,8

1

123,2

24,9

111009,6

37,5

Итого по РК

138379

100,0

97471

100,0

70,4

49380

100,0

35,7

494,1

100,0

295672,2

100,0


Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам ре форм экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть, достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны. В связи с этим с большой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий республиканских, региональных и местных властей.



3.2. Принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане основывается на республиканском законодательстве. Регионам же предоставляются небольшие возможности в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. В настоящее время регионы вправе разрабатывать и принимать региональные программы развития малого бизнеса, создавать специальные фонды для его поддержки, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования. Региональные власти могут так же привлекать МП к участию в региональных госзаказах. Однако, указанных полномочий недостаточно, поэтому в дальнейшем региональным и местным властям должна быть предоставлена большая свобода для регулирования всех сторон деятельности МП. Так, необходимо разрешить регионам в дополнение к приоритетам, установленным на республиканском уровне, определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Особенно важно передать в руки регионов один из важнейших инструментов стимулирования предпринимательства в малом секторе — регулирование ставок некоторых налогов. В связи с тем, что дальнейшее совершенствование системы государственного управления в РК связывается с передачей ряда функций центральных органов местным исполнительным органам, в том числе и по непосредственной поддержке малого предпринимательства.

В настоящее время законодательно-нормативная база, регулирующая развитие малого предпринимательства в Казахстане, включает более 100 документов, которые по своему содержанию и направленности могут быть отнесены к следующим пяти группам:

— документы декларативного характера (законы, указы, постановления, концепции, программы, соглашения и др.);

— документы по институциональному обеспечению развития малого предпринимательства — определяющие функции органов государственного управления в части регулирования названной сферы, а также по вопросам развития инфраструктуры;

— налоговое законодательство;

— документы по развитию малого предпринимательства в регионах, сферах деятельности и отраслях экономики;

— международные договоры и соглашения.

Стержневым и консолидирующим общегосударственным актом в перечисленном списке документов является Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства».

В отношении государственных программ поддержки малого предпринимательства, являющихся основным инструментом реализации государственной политики в этой сфере можно сказать следующее. Они формируются исходя из принципа преемственности по отношению к предыдущим государственным программам поддержки и развития предпринимательства.


3.3. Проект «дорожная карта».

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от 13 апреля 2010 года № 301

Программа «Дорожная карта бизнеса 2020»
Паспорт Программы.






--PAGE_BREAK--Глава IV. Мониторинг малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

















































 

?аза?стан Республикасы Статистика агенттігі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жедел-а?парат

 

 

 

 

Экспресс-информация

 

 

 

 

№ 06-04/ 28

 

 

 

 

2011 жыл?ы 14 ?а?тар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?аза?стан Республикасында?ы ша?ын к?сіпкерлік пен микрокредиттік ?йымдар ?ызметіні? к?рсеткіштері

Показатели малого предпринимательства и деятельности микрокредитных организаций в Республике Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 жылды? 1 ?а?тарына тіркелген ша?ын к?сіпкерлік субъектілеріні? саны

Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2011 года

бірлік

 

 

 

 

единиц

 

Барлы?ы

соны? ішінде

 

за?ды т?л?аларды?

жеке к?сіпкерлерді?

шаруа (фермерлік) ?ожалы?тарыны?

Всего

в том числе

юридических лиц

индивидуальных предпринимателей

крестьянских (фермерских) хозяйств

?аза?стан Республикасы

928 999

204 989

531 753

192 257

Республика Казахстан

А?мола

34 319

6 108

23 610

4 601

Акмолинская

А?т?бе

33 922

8 122

21 220

4 580

Актюбинская

Алматы

129 644

9 766

67 820

52 058

Алматинская

Атырау

29 728

6 228

21 869

1 631

Атырауская

Батыс ?аза?стан

26 717

4 196

18 117

4 404

Западно-Казахстанская

Жамбыл

46 675

4 998

25 391

16 286

Жамбылская

?ара?анды

59 982

13 814

39 363

6 805

Карагандинская

?останай

43 610

7 017

30 541

6 052

Костанайская

?ызылорда

22 274

4 083

15 465

2 726

Кызылординская

Ма??ыстау

27 593

6 916

19 422

1 255

Мангистауская

О?т?стік ?аза?стан

156 525

18 873

69 018

68 634

Южно-Казахстанская

Павлодар

34 500

8 040

22 833

3 627

Павлодарская

Солт?стік ?аза?стан

25 164

4 495

17 142

3 527

Северо-Казахстанская

Шы?ыс ?аза?стан

80 970

12 096

52 884

15 990

Восточно-Казахстанская

Астана ?аласы

56 025

24 992

31 018

15

г. Астана

Алматы ?аласы

121 351

65 245

56 040

66

г.Алматы



Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в январе-феврале 2011 года













в процентах к соответствующему периоду предыдущего года







Количество активных

субъектов МСП

Численность

занятых

Выпуск продукции

(и оказанных услуг)

Республика Казахстан

101,5

101,9

102,3

Акмолинская

103,1

102,6

101,8

Актюбинская

105,4

103,0

103,1

Алматинская

100,8

100,5

101,9

Атырауская

105,1

101,0

103,1

Западно-Казахстанская

101,7

102,2

101,2

Жамбылская

101,3

107,6

101,1

Карагандинская

101,5

102,5

103,0

Костанайская

101,3

101,8

102,0

Кызылординская

100,3

101,3

100,9

Мангистауская

100,3

100,8

101,4

Южно-Казахстанская

101,0

101,9

101,6

Павлодарская

101,0

102,2

101,6

Северо-Казахстанская

100,8

101,2

101,1

Восточно-Казахстанская

101,2

100,5

102,2

г.Астана

103,4

101,8

102,1

г.Алматы

101,7

102,0

102,6


МОНИТОРИНГ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Количество активных субъектов малого предпринимательства

 

 

единиц

 

2011

январь

февраль

Республика Казахстан

667 815

668 573

Акмолинская

26 547

27 382

Актюбинская

23 359

23 869

Алматинская

109 458

108 452

Атырауская

19 150

19 140

Западно-Казахстанская

19 276

19 303

Жамбылская

37 090

37 079

Карагандинская

43 501

43 540

Костанайская

36 050

36 335

Кызылординская

14 517

14 522

Мангистауская

16 472

16 395

Южно-Казахстанская

123 285

124 187

Павлодарская

24 053

24 288

Северо-Казахстанская

20 769

20 873

Восточно-Казахстанская

68 581

67 416

г.Астана

26 120

26 150

г.Алматы

59 587

59 642












В январе-феврале 2011 года по сравнению с январем-февралем предыдущего года выпуск продукции (в сопоставимых ценах) вырос на 2,3%, количество активных субъектов — на 1,5%, численность занятых — на 1,9%.

Изменение количества активных субъектов малого и среднего предпринимательства

(в процентах к соответствующей дате предыдущего года)

Выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства за январь-февраль 2011 года составил 1217,9 млрд. тенге. В общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей составила – 63,9%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 25,2%, юридических лиц малого предпринимательства – 9,7%, юридических лиц среднего предпринимательства – 1,2%.

Показатели развития малого и среднего предпринимательства

(в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)




По состоянию на 1 марта 2011г.

Январь-февраль 2011г.

Количество активных субъектов

Численность занятых

Выпуск продукции

(в сопоставимых ценах)
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.