Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика и анализ финансового состояния
ЗАО «НОРТГаз»…………………………………………………………...4
1.1.Общая характеристика ЗАО «НОРТГаз»………………………....…4
1.2.Анализ финансового состояния ЗАО «НОРТГаз»…………………..8
Глава 2. Предложения по улучшению финансового состояния
ЗАО «НОРТГаз»…………………………………………………………28
2.1. Основные направления стабилизации финансового состояния
ЗАО«НОРТГаз»…………………………………………………………..28
2.2. Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия……….……31
Заключение………………………………………………..……………..……..34
Список литературы………………………………………………….……..….37
Приложения…………………………………………………………………....40
Введение
Благополучное финансовое состояния предприятия — это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования. Это, в свою очередь, позволяет определить факторы, характеризующие финансовую устойчивость и ликвидность предприятия. Таким образом, в зависимости от осознания существующих на предприятии реалий и способностей к их анализу, вырабатываются решения того или иного качества, следовательно, можно отрегулировать механизм прогнозирования и планирования деятельности. Результативность финансового анализа во многом зависит от организации и совершенства его информативной базы. Основным источником информации для осуществления финансового анализа является бухгалтерский баланс, приложения к нему, а также «Отчет о прибылях и убытках».
Объект исследования — результат хозяйственной деятельности ЗАО «НОРТГаз».
Предмет исследования –показатели финансовой отчетности ЗАО «НОРТГаз».
Цель работы — проанализировать финансовое состояние предприятия и выработать пути его улучшения.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:
Провести анализ имущественного положения, финансовой устойчивости, ликвидности, финансовых результатов и оборачиваемости капитала предприятия;
Разработать мероприятия по улучшению финансового положения предприятия.
Глава 1. Общая характеристика и анализ финансового состояния ЗАО «
НОРТГаз
»
1.1.Общая характеристика ЗАО «
НОРТГаз
»
ЗАО «НОРТГаз» (также Общество) существует с декабря 2003 года.
ЗАО «НОРТГаз» является региональной Компанией по реализации газа. Основной целью Общества является обеспечение поставки газа покупателям Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области и получение прибыли. ЗАО «НОРТГаз» зарегистрировано на территории города Сургута. Общество имеет три филиала, расположенные в городах Надым, Югорск и Новый Уренгой.
Основными видами деятельности Общества являются:
Приобретение и реализация на территории Российской Федерации газа, нефти, газового конденсата и продуктов их переработки;
Осуществление в соответствии с законодательством России инвестиционной деятельности, включая инвестирование в строительство газовых сетей и других объектов газоснабжения и газопотребления, объектов добычи газа, нефти и газового конденсата и продуктов их переработки.
ЗАО «НОРТГаз» занимается реализацией газа. Для полного понимания процесса реализации, выстроим последовательность этого процесса:
На первом этапе процесса предприятие, у которого возникает необходимость в приобретении газа, обращается к региональной компании по реализации газа с просьбой о заключении договора. Предприятие-покупатель должно предоставить документы, подтверждающие права на газопотребляющие сооружения. Также необходимо предоставление сведений о топливном режиме для данного потребителя, а также согласование технических возможностей поставки газа для данного предприятия с газотранспортными организациями и газораспределительными организациями (ГРО);
на территории деятельности ЗАО «НОРТГаз» юридическим отделом собираются заявки, в которых отражены необходимые и обоснованные объемы поставок газа;
на основании собранных заявок составляются сводные заявки, которые отображают потребность в газе потребителей всего региона в разрезе следующих видов поставки: население, комбыт и промышленность;
на основании заявленных объемов составляются договора поставки газа, в которых объемы поставки разбиваются по кварталам и месяцам. Помимо этого в договоре определяются условия оплаты выделенного объема: «предоплата» (плановый объем оплачивается до начала потребления), «текущая оплата» (плановый объем оплачивается в том периоде, в котором происходит потребление), «оплата по факту потребления» (оплата производится после окончания периода потребления);
На втором этапе происходит отпуск газа «НОРТГаз» и его потребление покупателем. В свою очередь Общество приобретает поставляемый газ у Компании ООО «Межрегионгаз» и у ООО «Ямбурггаздобыча» (у последнего в значительно меньших объемах). В стоимость поставляемого газа включается его цена, устанавливаемая Федеральной Энергетической Комиссией РФ, и размер ПССУ (плата за снабженческо-сбытовые услуги, предоставленные ЗАО «НОРТГаз»), утвержденная Комитетам по тарифам РФ.
заключительным этапом в процессе реализации является ежемесячное закрытие объемов газа на основании показаний приборов (составляются Акты приема-передачи газа и Акты оказанных услуг по поставке газа) и учет расчетов за поставленный газ (на основании банковских выписок).
Как видим из последовательности процесса реализации, ЗАО «НОРТГаз», являясь самостоятельной структурой, выполняет роль посредника между головной Компанией ООО «Межрегионгаз» и региональными потребителями газа.
ЗАО «НОРТГаз» реализует около 4 млрд. кубометров газа в год, из них:
— коммунально-бытовой сектор — 53,6%;
— промышленность — 45%;
— население – 1,4%.
На территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов ЗАО «НОРТГаз» работает со следующими ГРО: ООО «Сургутгаз», ОАО «Октябрьскгаз», ОАО «Обьгаз», ОАО «Юграгаз», ОАО «Белоярскгаз», ОАО «Березовогаз», ОАО «Ново-Уренгоймежрайгаз», ОАО «Районные газовые сети». Основные потребители и поставщики представлены в приложении 2.
Среди наиболее крупных потребителей газа, поставляемого Обществом, выделяются: ОАО «Передвижная энергетика», СГМУП «Городские тепловые сети», ОП «Тюменьэнергоналадка», МУП «УТСиИС», ДУМП «Комплекс», Октябрьское МУП ЖКХ, Приобское МУП ЖКХ, ООО ПО «Энерго-Т», МУП «Салехардэнерго», ООО «Ямбурггаздобыча», ООО «Уренгойгазпром».
Можно утверждать, что Региональная Компания «НОРТГаз» является своего рода первоочередным поставщиком Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Это объясняется низкими ценами, которые устанавливает федеральная энергетическая комиссия, то есть цены, по которым поставляется газ. Многие предприятия стремятся заключить договора с ЗАО «НОРТГаз», но Общество в первую очередь заключает договора с опробованными партнерами.
Задачами на 2010 год являются регулирование неплатежей (частичное ограничение поставок, либо полное отключение поставки газа неплательщику), внедрение программы газосбережения. Была выполнена основная задача на 2004 год о создании региональной компании, что увеличило налоги в федеральный бюджет, позволило перейти к единому расчету тарифов по транспорту газа для ГРО и способствовало ведению единой политики в области газоснабжения на территории округов. Общество за все прошедшие годы заработало репутацию надежного партнера, выполняющего все договорные отношения по части поставки газа.
Таблица 1.
Экономические показатели деятельности ЗАО «НОРТГаз» в 2007-2008 гг.
Показатели
Ед. изм.
2007 год
2008 год
Отклонение
Тр ,%
Тпр, %
1
2
3
4
5
6
7
Объём поставки газа
млн.куб.м.
4303,520
3987,960
-315,560
92,67
-7,33
промышленность
"
4256,610
3948,120
-308,490
92,75
-7,25
население
"
46,910
39,840
-7,070
84,93
-15,07
Цена на газ
руб./тыс. куб.м.
промышленность
440
528
88
120,00
20,00
население
"
332
410
78
123,49
23,49
Общая численность работников
чел.
40
42
2
105,00
5,00
Среднегодовая з/п работников
т.р./чел.
413,5
463,3
49,8
112,04
12,04
По сравнению с 2007 годом, в 2008 году произошло снижение объемов поставки газа на 315,560 млн. куб.м. (7,33%), причем это уменьшение произошло по 2 группам потребителей: населению и промышленности (на 7,07 млн.куб.м. — 15,07% и 308,49 млн.куб.м. – 7,25% соответственно).
1.2.Анализ финансового состояния ЗАО «
НОРТГаз
»
Анализ прибыли и рентабельности
Основными источниками информации при анализе реализации продукции и прибыли являются накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету 90, 99, финансовой отчетности ф.2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы плана экономического и социального развития предприятия.
Анализ начнем с общей оценки балансовой прибыли. Для этого на основании данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» составляют следующую таблицу (см. табл. 2).
Таблица 2
Общий анализ балансовой прибыли, тыс. руб.
Показатели
2007
2008
2009
Абс. Откл.
2008 к 2007
Абс. откл.
2009г. к 2008
Темп роста 2009г. к
2008 г.
Выручка от реализации
24036
18553
17607
-5483
-946
-5,09
Затраты на закупку и реализацию
17029
13954
11734
-3075
-2220
-15,9
Коммерческие расходы
470
488
373
18
-115
-23,56
Управленческие расходы
4579
4477
3377
-102
-1100
-24,57
Прибыль от реализации
1958
-366
2123
-2324
2489
680,05
Доходы от прочей реализации
Расходы от прочей организации
122
110
74
-12
-36
-32,72
Доходы от внереализационных операции
4371
-4371
Расходы от внереализационных операции
4938
75
72
-4863
-3
-4
балансовая прибыль
1269
-551
1977
1820
2528
458,8
В целом в 2009 году наблюдается снижение показателей деятельности предприятия. В том числе снизилась выручка от реализации на 5,09 %. Снизились также затраты на закупку и реализацию на 2220 тыс. руб., (что является положительной тенденцией) темп роста по данной статье составил -15,9%.
В 2009 году наблюдается рост прибыли от реализации в размере 2489 тыс. руб., темп роста составил 680%, то есть прибыль предприятия увеличилась в 6 раз по сравнению с предыдущим отчетным периодом, это связано с сокращением управленческих расходов и снижением себестоимости. Балансовая прибыль предприятия увеличилась на 2528 тыс. руб., темп роста составил 458%. Рост данных показателей деятельности предприятия свидетельствует о том, что предприятие развивается нестабильно.
После оценки и анализа прибыли делают анализ показателей рентабельности.
Для анализа используют форму №2 и данные бухгалтерского баланса. Рассчитаем следующие показатели:
Рентабельность продаж – Р1 показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализации:
Р1 = (Пр / Вр) *100% ,
где Пр – прибыль от реализации;
Вр – выручка от реализации.
2007: 1958/24036 х 100% = 8,14
2008: -366/18553 х 100% = -1,97
2009: 2123/17607 х 100% = 12,05
Общая рентабельность – Р2, показывает степень доходности реализованной продукции:
Р2 = (Пб / Вр) * 100% ,
где Пб – балансовая прибыль.
2007:
1269/24036х 100%=5,27
2008:
-551/18553х 100%= -2,96
2009:
1977/17607х 100%=11,22
Рентабельность собственного капитала – Р3, показывает эффективность использования собственного капитала
Р3= (Пб / строка 490 пассива) * 100%
2007:
1269/3056х 100%=41,52
2008:
-551/1866х 100%=-29,52
2009:
1977/3464х 100%=57,07
Рентабельность активов – Р4, показывает сколько прибыли получает организация на 1 рубль своего имущества
Р4= (Пб / (итог баланса) *100%
2007:
1269/5121х 100%=24,78
2008:
-551/5930х 100%=-9,29
2009:
1977/6593х 100%=29,98
Фондорентабельность – Р5, показывает эффективность использования внеоборотных активов
Р5 = (Пб / строка 190 актива) * 100%
2007:
1269/171х 100%=742,1
2008:
-551/110х 100%= -500,9
2009:
1977/67х 100%=2950
Рентабельность основной деятельности – Р6, показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат.
Р6 = (Пр / С) * 100%,
где С – сумма затрат (форма №2).
2007:
1958/ 17029х 100%=11,49
2008:
-366/13954х 100%=-2,62
2009:
2123/11734х 100%=18,09
7) Рентабельность перманентного капитала – Р7, показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность
организации на длительный срок.
Р7 = (Пб / (строка 490 +долгосрочные пассивы)) * 100%
2007:
1269/3056х 100%=41,52
2008:
-551/1866х 100%=-29,52
2009:
1977/3464х 100%=57,07
8) Рентабельность ресурсоотдачи — Р8, показывает степень использования капитала, вложенного в основные средства и оборотные фонды.
Р8 = (Пб / (ОФ + ОС)) * 100%,
где ОФ — среднегодовая стоимость основных средств (берется как среднеарифметическая величина на начало и конец года по данным баланса),
ОС — среднегодовая стоимость материальных оборотных средств (по данным баланса).
2007:
1269/(171+81)х 100%=503,57
2008:
-551/140,5+383,5)х 100%=-105,15
2009:
1977/(88,5+644)х 100%=269,89
Все рассчитанные показатели рентабельности сведем в таблицу 3.
Таблица 3
Показатели рентабельности за 2007 — 2009 гг.
Показатели
2007 год, %
2008 год, %
2009 год, %
Рентабельность продаж Р1
8,14
-1,97
12,05
Общая рентабельность Р2
5,27
-2,96
11,22
Рентабельность собственного капитала Р3
41,52
-29,52
57,07
Рентабельность активов Р4
24,78
-9,29
29,98
Фондорентабельность Р5
742,1
-500,9
2950,74
Рентабельность основной деятельности Р6
11,49
-2,62
18,09
Рентабельность перманентного капитала Р7
41,52
-29,52
57,07
Рентабельность ресурсоотдачи Р8
503,57
-105,15
269,89
Величина всех показателей рентабельности увеличилась за анализируемый период, что свидетельствует о том, что повысилась прибыльность деятельности организации, однако в 2008 году наблюдается резкое снижение всех показателей. Наибольший рост наблюдается по фондорентабельности на 2950,74%.
Общая оценка статей баланса
Для анализа статей баланса строится уплотненный сравнительный аналитический баланс путем упрощения некоторых статей. Сравнительный баланс включает показатели горизонтального и вертикального анализа. В ходе горизонтального анализа находят абсолютные изменения величин статей, а целью вертикального анализа является расчет удельных весов к итогу баланса.
Для характеристики имущества предприятия на основании данных активов и пассивов балансов составляются следующие таблицы (см. Приложение 1).
Имущество предприятия выросло в 2008 году на 809 тыс. руб., в 2009 году на 663 тыс. руб., в основном за счет роста оборотных активов в 2008 году на 870 тыс. руб., в 2009 году на 706 тыс. руб. Причем величина оборотных активов увеличилась в основном за счет увеличения дебиторской задолженности (что не является положительным фактором) в 2008 году на 1712 тыс. руб., в 2009 году на 1025 тыс. руб.
В то же время уменьшилась сумма иммобилизованных активов и денежных средств.
Величина источников имущества предприятия увеличилась в 2008 году на 809 тыс. руб., в 2009 году на 663 тыс. руб., в основном за счет роста собственно капитала (в большей степени за счет увеличения нераспределенной прибыли)
Итак, результаты анализа позволяют говорить об увеличении валюты баланса.
Анализ ликвидности баланса.
Для анализа ликвидности балансы оформим в виде таблицы 6 (см. Приложение 2).
Анализируя показатели таблицы 5 можно сделать вывод о том, что в 2008 году наблюдается уменьшение наиболее ликвидных активов на -1809 тыс. руб., в 2009 году наблюдается незначительный рост 36 тыс. руб., увеличение быстро реализуемых активов в 2008 году на 1712 т.р., в 2009 году на 1025 тыс. руб., увеличение медленно реализуемых активов в 2008 году на 967 т.р., уменьшение в 2009 году на -354 тыс. руб.
По статье труднореализуемые активы наблюдается уменьшение в 2008 году на 61 т.р., в 2009 году на -43 тыс. руб. Руководству предприятия следует принять меры по увеличению данной статьи.
По статье наиболее краткосрочные обязательства в 2008 году наблюдается увеличение на 1999, а в 2009 году уменьшение на -934 тыс. руб. По статье постоянные пассивы в 2008 году наблюдается уменьшение на -1190 тыс. руб., в 2009 году – увеличение на 1598 тыс. руб
После заполнения таблицы, определим ликвидность баланса путем сопоставления итогов приведенных групп по активу и пассиву.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1 ? П1;
А2 ? П2;
А3 ? П3;
А4 ? П4.
2007:
3483 ? 2065
1265 ?0
202 ? 0
171 ? 3056
2008:
1674 ? 4064
2977 ?0
1169 ?0
110 ? 1866
2009:
1710 ? 3130
4002 ? 0
815 ? 0
67 ? 3464
В случае, когда одно или несколько неравенств не совпадают, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной, что и наблюдается в нашем случае.
Далее сделаем следующие расчеты:
Текущей ликвидности, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший промежуток времени.
ТЛ = (А1 + А2) – (П1 + П2)
2007: (3483+1265) – (2065-0) = 2683
2008: (1674+2977) – (4064+0) = 587
2009: (1710+4002) – (3130+0) = 2582
2. Перспективной ликвидности — это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
ПЛ = А3 – П3
2007: 202 -0 =202
2008: 1169-0 = 1169
2009: 815-0 = 815
Расчеты свидетельствуют о платежеспособности предприятия на ближайший промежуток времени.
Более детальный анализ платежеспособности выполняют при помощи нормативных финансовых коэффициентов.
Общий показатель ликвидности L1 показывает изменение
финансовой ситуации в организации, L1 применяют также при
выборе наиболее надежного партнера:
L1 = (А1 + 0,5А2 + 0,3А3) / (П1 +0,5П2 + 0,3П3)
2007: (3483 + 0,5 х 1265 + 0,3 х 202)/2065 = 2,02
2008: (1674 + 0,5 х 2977 + 0,3 х 1169)/ 4064 = 0,86
2009: (1710 + 0,5 х 4002 + 0,3 х 815)/ 3130 = 1,26
Коэффициент абсолютной ликвидности L2 показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса:
L2 = A1 / (П1 + П2)
2007: 3483/2065 = 1,68
2008: 1674/4064 = 0,41
2009: 1710/3130 = 0,54
Коэффициент «критической оценки» L3 показывает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами:
L3 = (A1 + A2) / (П1 + П2)
2007: (3483 + 1265)/2065 = 2,29
2008: (1674 + 2977)/ 4064 = 1,14
2009: (1710 + 4002)/ 3130 = 1,82
Коэффициент текущей ликвидности L4 показывает достаточность оборотных средств предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств. Характеризует запас прочности, возникающей вследствие превышения ликвидного имущества над имеющимися обязательствами:
L4 = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)
2007: (3483 + 1265 + 202)/2065 = 2,34
2008: (1674 + 2977 + 1169)/ 4064 = 1,43
2009: (1710 + 4002 + 815)/ 3130 = 2,08
Коэффициент маневренности функционирующего капитала L5 показывает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников:
L5 = А3 / ((А1 + А2 + А3) – (П1 + П2))
2007: 202 /((3483 + 1265 + 202)-2065) = 0,07
2008: 1169 /((1674 + 2977 + 1169)- 4064) = 0,66
2009: 815 /((1710 + 4002 + 815)- 3130) = 0,23
Доля оборотных средств в активах L6:
L6 = (А1 + А2 + А3)/Б
2007: (3483 + 1265 + 202)/ 5121 =0,966
2008: (1674 + 2977 + 1169)/ 5930 =0,981
2009: (1710 + 4002 + 815)/ 6593 = 0,989
Коэффициент обеспеченности собственными средствами L7 показывает наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости:
L7 = (П4 – А4) / (А1 + А2 + А3)
2007: (3056 — 171) /(3483 + 1265 + 202) = 0,58
2008: (1866 — 110)/ (1674 + 2977 + 1169) = 0,30
2009: (3464 — 67) /(1710 + 4002 + 815) = 0,52
Коэффициент восстановления платежеспособности организации L8:
L8 = (L4ф + 6/t(L4ф-L4н)) / 2
2008: (1,43 +6/1(1,43-2,34))/2 = 2,015
2009: (2,08 + 6/1(2,08 -1,43))/2 =2,99
Коэффициент утраты организации L9:
L9 = (L4ф + 3/t(L4ф-L4н)) / 2
2008: (1,43 +3/1(1,43-2,34))/2 = -0,65
2009: (2,08 + 3/1(2,08 -1,43))/2 =2,015
Согласно положению по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, основными показателями являются:
— коэффициент текущей ликвидности L4;
— коэффициент обеспеченности собственными средствами L7;
— коэффициент восстановления платежеспособности L8.
Все рассчитанные показатели сведем в таблицу 7. Данные таблицы подтверждают неплатежеспособность предприятия и неспособность его восстановить свою платежеспособность.
Таблица 7
Показатели ликвидности за 2007 — 2009 годы
Показатели
Нормативное значение
2007г.
2008г.
2009 г.
Абсолютное.
отклонение.
2009г. к
2008г.
L1
1,5-2
2,02
0,86
1,26
0,4
L2
?0,2-0,5
1,68
0,41
0,54
0,13
L3
?1
2,29
1,14
1,82
0,68
L4
1-2
2,34
1,43
2,08
0,65
L5
0,2-0,5
0,07
0,66
0,23
-0,43
L6
-
0,966
0,981
0,989
0,008
L7
0,1-0,5
0,58
0,3
0,52
0,22
L8
>1
2,015
2,99
0,975
L9
>1
-0,65
2,015
2,665
Анализируя показатели, приведенные в таблице 7, можно сказать, что руководству предприятия необходимо принять меры по увеличению показателей ликвидности, так как большинство данных показателей не соответствует нормативам. Например, общий показатель ликвидности не соответствует норме 1,5-2. Коэффициент «критической оценки» также не соответствует нормативу, что говорит о нестабильности прогнозируемых платежных возможностей предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Коэффициент текущей ликвидности соответствует норме, что свидетельствует о достаточности оборотных средств предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств.
Анализ финансовой устойчивости и оценка деловой активности
Одной из основных задач анализа финансово-экономического состояния является исследование показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия. Финансовая устойчивость предприятия определяется степенью обеспечения запасов и затрат собственными и заемными источниками их формирования, соотношением объемов собственных и заемных средств и характеризуется системой абсолютных и относительных показателей.
Анализ проводят с помощью изучения финансовых коэффициентов.
Коэффициент капитализации показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств:
К1 = (стр. 590 + стр. 690) / стр. 490.
2007: 2065/3056 = 0,67
2008: 4064/1866 = 2,17
2009: 3130/3464 = 0,03
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования показывает наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости:
К2 = (стр. 490 – стр.190) / стр. 290.
2007: (3056-171)/ 4950 = 0,58
2008: (1866-110)/ 5820 =0,3
2009: (3464-67)/ 6526 =0,52
Коэффициент финансовой независимости – показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования
К3 = стр.490 / B. (В – валюта баланса)
2007: 3056/5121 = 0,59
2008: 1866/5930= 0,31
2009: 3464/6593 = 0,52
Коэффициент финансирования является обратной величиной коэффициент капитализации:
К4 = стр. 490 / (стр. 590 + стр. 690).
2007: 3056/2065 = 1,47
2008: 1866/4064 = 0,45
2009: 3464/3130 = 1,1
Коэффициент финансовой устойчивости
К5 = (стр.490 + стр. 590) / (стр. 300).
2007: 3056/5121 = 0,59
2008: 1866/5930= 0,31
2009: 3464/6593 = 0,52
Коэффициент финансовой независимости
К6 = (стр. 490 – стр. 190) / (стр. 210 + стр. 220).
2007: (3056 — 171) / (81+121) =14,28
2008: (1866 — 110) / (686+483) =1,5
2009: (3464 -67) / (602+213) =4,16
Все расчеты сведем в таблицу 9.
Таблица 9
Коэффициенты финансовой устойчивости и независимости организации
Показатели
Нормативное ограничение
2007г.
2008г.
2009 г.
Абсолют.
отклон.
2009г.
к 2008г.
Коэффициент капитализации К1
0,67
2,17
0,9
-1,27
Коэффициент обеспеченности собственными источниками К2
?0,1
0,58
0,3
0,52
0,22
Коэффициент финансовой независимости К3
?0,5
0,59
0,31
0,52
0,21
Коэффициент финансирования К4
>1
-
1,47
0,45
1,1
0,65
Коэффициент финансовой устойчивости К5
0,8-0,9
0,59
0,31
0,52
0,21
Коэффициент финансовой независимости К6
0,6-0,8
--
14,28
1,5
4,16
2,66
Величины коэффициента капитализации говорят о зависимости предприятия от внешних источников, в дальнейшем финансовое положение предприятия зависит от внешних источников финансирования. Положительная тенденция – рост коэффициентов к концу анализируемого периода.
Учитывая многообразие финансовых процессов и различие в уровне их критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающие в связи с этим сложности, производят интегральную бальную оценку финансовой устойчивости. Для этого, используем уже рассчитанные выше показатели и таблицу 10 (см. Приложение 4). Строим таблицу 11
Таблица 11
Обобщенная оценка финансовой устойчивости предприятия с использованием балльного способа оценки
Показатели
2008
2009
Значение
Баллы
Значение
Баллы
L2
0,41
16,4
0,54
21,6
L3
1,14
13,68
1,82
21,84
L4
1,43
11,8
2,08
0
K3
0,31
-7,2
0,52
14,73
K2
0,3
9
0,52
0
K6
1,5
-12,5
4,16
-7,75
Итого
х
31,18
х
50,42
На основании итогового количества баллов, определить к какому классу финансовой устойчивости относится ваша организация:
I класс — организация, чьи кредиты и обязательства подкреплены информацией, позволяющей быть уверенными в возвращении кредитов и выполнении других обязательств в соответствии с договорами с хорошим запасом на возможную ошибку.
II класс — организация, демонстрирующий некоторый уровень риска по задолженности и обязательствам и обнаруживающие определенную слабость финансовых показателей. Эти организации еще не рассматриваются как рискованные.
III класс — проблемные организации. Вряд ли существует угроза потери средств, но полное получение процентов, выполнение обязательств представляется сомнительным.
IV класс- организации особого внимания т. к. имеется риск при взаимоотношениях с ними, они могут потерять средства и проценты даже после принятия мер к оздоровления бизнеса.
V класс — организации высочайшего риска, практически неплатежеспособные.
Интерпретация данных, представленных в табл. 11, показывает, что предприятие в 2008 году практически относится к III классу.
Таким образом, вывод о кризисном финансовом положении предприятия подтверждается по данной методике.
Границы классов, в соответствии с описанным выше интегральным (балльным) подходом к оценки финансового состояния предприятия по шести, наиболее широко применяемым в анализе показателям, представлены в табл. 12 (см. Приложение 5).
Оценка деловой активности
Охарактеризуем основные показатели оборачиваемости активов и управления ими, используемые для характеристики деловой активности предприятий/организаций.
А. ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ АКТИВОВ
1. Коэффициент общей оборачиваемости всего капитала / имущества, ресурсоотдача. Отражает среднюю скорость оборота всего капитала/имущества, характеризуя эффективность использования всех имеющихся ресурсов (совокупных активов) независимо от их источников. Измеряется количеством оборотов — числом раз за анализируемый период. Алгоритм расчета:
d1 = (стр. 010, Ф-2) / стр.300, Ф-1
2007: 24036/5121=4,69
2008: 18553/5930=3,12
2009: 17607/6593=2,67
2. Коэффициент оборачиваемости текущих/оборотных активов. Отражает среднюю скорость оборота всех оборотных средств предприятия (денежных, материальных и средств в расчетах), количество оборотов или число раз. Алгоритм расчета:
d2 = (стр. 010, Ф-2) / стр. 290, Ф-1
2007: 24036/4950 =4,85
2008: 18553/5820 = 3,18
2009: 17607/6526 = 2,69
3. Коэффициент отдачи/оборачиваемости нематериальных активов. Показывает эффективность использования нематериальных активов, в количестве оборотов/ число раз. Алгоритм расчета:
d3= (стр. 010, Ф-2) / стр. 110, Ф-1
2007: -
2008: -
2009: -
4. Коэффициент оборачиваемости (фондоотдачи) основных средств. Показывает эффективность использования основных средств, количество оборотов/ число раз, за анализируемый период. Алгоритм расчета:
d4 = (стр. 010, Ф-2) / стр. 120, Ф2
2007: 24036/171=140,56
2008: 18553/110=168,66
2009: 17607/67=262,79
Б. ПОКАЗАТЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ.
5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Показывает эффективность использования собственного капитала, т.е. среднюю скорость оборота собственного капитала за период. Алгоритм расчета:
d5 = (стр. 010, Ф-2) / стр. 490, Ф-1
2007: 24036/3056=7,86
2008: 18553/1866=9,94
2009: 17607/3464=5,08
6. Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат (материальных оборотных средств). Показывает число оборотов запасов и затрат за анализируемый период, количество оборотов/ число раз. Алгоритм расчета:
d6 = (стр. 010, Ф-2) / стр. (210 + 220), Ф-1
2007: 24036/202=118,99
2008: 18553/1169=15,87
2009: 17607/815= 21,6
7. Коэффициент оборачиваемости денежных средств. Показывает среднюю скорость оборота денежных средств, количество оборотов/ число раз за анализируемый период. Алгоритм расчета:
d7 = (стр. 010, Ф-2) / стр. 260, Ф-1
2007: 24036/3483 =6,9
2008: 18553/1674 =11,08
2009: 17607/1710 =10,29
8. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (средств в расчетах). Показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого покупателям продукции предприятия. Алгоритм расчета:
d8 = (стр. 010, Ф-2) / стр. (230 + 240), Ф-1
2007: 24036/1265 =19
2008: 18553/2977 =6,23
2009: 17607/4002 = 4,39
9. Период оборота дебиторской задолженности (средств в расчетах). Показывает средний срок погашения дебиторской задолженности, в днях. Алгоритм расчета:
d9 = Т периода / d8
2007: 360/19=18,94
2008:360/6,23=57,78
2009:360/4,39 =82
где Т периода – длительность анализируемого периода (год – 360, полугодие –180, квартал –90), в днях.
10. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию кредиторами. Алгоритм расчета:
d10 = (стр. 010, Ф-2) / стр. 620, Ф-1
2007: 24036/2065=11,63
2008: 18553/4064=4,56
2009: 17607/3130=5,62
11. Период оборота кредиторской задолженности (средств в расчетах). Показывает средний срок погашения кредиторской задолженности, в днях. Алгоритм расчета:
d11 = Т периода / d10
2007: 360/11,63=30,95
2008:360/4,56=78,94
2009: 360/5,62=64,05
где Т периода – длительность анализируемого периода (год – 360, полугодие –180, квартал –90), в днях.
Коэффициенты деловой активности, рассчитанные для анализируемого предприятия, в соответствии с описанными выше алгоритмами их расчета, представлены в табл. 13 (см.Приложение 6).
Данные табл. 13 свидетельствуют, что деловая активность анализируемого предприятия в анализируемом периоде в целом повысилась. Таким образом, комплексная интерпретация показателей финансовой устойчивости и показателей оборачиваемости свидетельствуют о зависимости предприятия от внешних кредиторов и недостаточно эффективном использование средств, находящихся в его распоряжении.
Глава 2. Предложения по улучшению финансового состояния ЗАО «
НОРТГаз
»
2.1. Основные направления стабилизации финансового состояния ЗАО «
НОРТГаз
»
К основным направлениям улучшения финансового состояния предприятия ЗАО «НОРТГаз» можно отнести:
— повышение платежеспособности;
— повышение рентабельности продаж;
— увеличение выручки и прибыльности предприятия;
— снижение себестоимости реализуемой продукции;
— повышение финансовой устойчивости.
Для улучшения финансового состояния ЗАО «НОРТГаз» необходимо, чтобы предприятие покрывало затраты своими, а не заемными или привлеченными, средствами. Так же для нормального состояния и развития необходимо иметь денежные средства.
Резервами повышения уровня платежеспособности предприятия являются рентабельность производства, его самоокупаемость и возможность самофинансирования всех разделов хозяйственной деятельности. Оборачиваемость и эффективность средств так же положительно влияют на размер выручки, повышение качества продукции и уровня цен реализации.
Основными путями повышения экономической эффективности деятельности предприятия является рост валовой продукции, снижение затрат на ее производство и совершенствование каналов сбыта.
Сокращение производственных расходов во многом определяется эффективным использованием трудовых и материальных ресурсов предприятия ЗАО «НОРТГаз» внедрение комплексной автоматизации будет способствовать сокращению затрат живого труда и, следовательно размера оплаты труда в общем объеме материально-денежных расходов.
Платежеспособность характеризуется степенью ликвидности оборотных активов и свидетельствует о финансовых возможностях организации полностью расплатиться по своим обязательствам по мере наступления срока погашения долга. При этом в отличие от платежеспособности понятие ликвидности является более широким и означает не только текущее состояние расчетов, но и характеризует соответствующие перспективы.
Ликвидность означает способность ценностей легко превращаться в деньги, т.е. в абсолютно ликвидные средства. Ликвидность можно рассматривать как время, необходимое для продажи актива, и как сумму, вырученную от продажи актива. Эти показатели тесно связаны: зачастую можно продать актив за короткое время, но со значительной скидкой в цене.
Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, т.е. от скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы.
1. Наиболее ликвидные активы (А1)
/>
/>
2. Быстрореализуемые активы (А2)
/>
/>
3. Медленно реализуемые активы (А3)
/>
/>
4. Труднореализуемые активы (А4)
/>
/>
Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательства группируются следующим образом.
1. Наиболее срочные обязательства (П1)
/>
/>2. Краткосрочные пассивы (П2)
/>
/>
3. Долгосрочные пассивы (П3)
/>
/>
4. Постоянные пассивы (П4)
/>
/>
2.2. Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия
Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств, стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры.
По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ, получила название защитной поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Она характерна для большинства российских государственных и частных предприятий в 1992-1994 гг. — наиболее нестабильном времени всей экономической системы. Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий. И это вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной ситуации лежат вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий среди которых следует отметить: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытку улаживания дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с поставщиками и другие мероприятия.
Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с экономными, ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, политика более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.
В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо, корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия. В соответствии с новой стратегией пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на существующих и завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенклатура выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.
Основным сводным документом финансового оздоровления предприятия является бизнес-план, в котором анализируются процессы изменения предприятия, показывается, каким образом руководство предприятия намерено преодолеть кризисную ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути предотвращения банкротства.
Первая задача, решаемая бизнес-планом, необходима руководству и всему персоналу предприятия. Она заключается в том, чтобы обосновать правильность выбора цели, связанной с производством и реализацией продукции, или тех изменений в этом производстве, которые позволят предприятию не только выйти из кризисной ситуации, но и достичь стабильного места на рынках сбыта и рентабельной работы предприятия.
Вторая задача, решаемая с помощью бизнес-плана, — убедить инвестора принять участие в финансировании предлагаемого проекта выхода из кризисной ситуации. Именно для внешнего инвестора, а им может быть коммерческий банк, государство, любое юридическое или физическое лицо, и составляется бизнес-план в случае, когда предприятие находится в состоянии несостоятельности.
Таким образом, основное назначение бизнес-плана состоит в:
— обосновании стратегии вывода предприятия из кризисной ситуации или состояния несостоятельности;
— определении рыночных перспектив предприятия (объемов продаж, завоевание определенных сегментов рынков и категорий потребителей, и, следовательно, — ожидаемых финансовых результатов);
— определении источников и объемов финансирования намечаемых мероприятий, а также времени и порядка расчетов с инвесторами.
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены актуальные вопросы организации анализа финансового состояния коммерческого предприятия на примере ЗАО «НОРТГаз», а также разработке предложений по улучшению финансового состояния.
В первой главе курсовой работы произведен анализ финансово-экономического состояния ЗАО «НОРТГаз», состояние структуры баланса можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Наблюдается низкая автономия предприятия (низкий удельный вес собственного капитала) и высокая степень использования заемных средств.
Подводя итоги проделанной работы, остановимся на следующих ключевых моментах.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности позволяет сделать следующие выводы.
В целом в 2009 году наблюдается снижение показателей деятельности предприятия. В том числе снизилась выручка от реализации на 5,09 %. Снизились также затраты на закупку и реализацию на 2220 тыс. руб., (что является положительной тенденцией) темп роста по данной статье составил -15,9%.
В 2009 году наблюдается рост прибыли от реализации в размере 2489 тыс. руб., темп роста составил 680%, то есть прибыль предприятия увеличилась в 6 раз по сравнению с предыдущим отчетным периодом, это связано с сокращением управленческих расходов и снижением себестоимости. Балансовая прибыль предприятия увеличилась на 2528 тыс. руб., темп роста составил 458%. Рост данных показателей деятельности предприятия свидетельствует о том, что предприятие развивается нестабильно.
Имущество предприятия выросло в 2008 году на 809 тыс. руб., в 2009 году на 663 тыс. руб., в основном за счет роста оборотных активов в 2008 году на 870 тыс. руб., в 2009 году на 706 тыс. руб. Причем величина оборотных активов увеличилась в основном за счет увеличения дебиторской задолженности (что не является положительным фактором) в 2008 году на 1712 тыс. руб., в 2009 году на 1025 тыс. руб.
В то же время уменьшилась сумма иммобилизованных активов и денежных средств.
Величина источников имущества предприятия увеличилась в 2008 году на 809 тыс. руб., в 2009 году на 663 тыс. руб., в основном за счет роста собственно капитала (в большей степени за счет увеличения нераспределенной прибыли)
Анализ коэффициентов ликвидности показал, что руководству предприятия необходимо принять меры по увеличению показателей ликвидности, так как большинство данных показателей не соответствует нормативам. Например, общий показатель ликвидности не соответствует норме 1,5-2. Коэффициент «критической оценки» также не соответствует нормативу, что говорит о нестабильности прогнозируемых платежных возможностей предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Коэффициент текущей ликвидности соответствует норме, что свидетельствует о достаточности оборотных средств предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств.
Интерпретация показателей финансового состояния показывает, что предприятие в 2009 году практически относится к III классу финансовой устойчивости, то есть это проблемная организация, и вряд ли существует угроза потери средств, но полное получение процентов, выполнение обязательств представляется сомнительным.
Комплексная интерпретация показателей финансовой устойчивости и показателей оборачиваемости свидетельствуют о зависимости предприятия от внешних кредиторов и недостаточно эффективном использовании средств, находящихся в его распоряжении.
Список литературы
Артеменко В.Г. Финансовый анализ: учебное пособие.- 2-е издание/ Артеменко В.Г. Беллендир М.В., переработанное.- Москва-Новосибирск: Дело и 'Сервис, 2008.-152с.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.: Финансы и статистика, 2007 г. – 228 с.
Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ… – М.: Финансы и статистика, 2007 г.
Болдырев В.О. О современных методах финансового анализа. // Бизнес и банки. – 2008 г. — № 6.
Бухгалтерский анализ. Пер. с англ. /Под ред. М.А. Гольцберга, Л.М. Хасан-Бек. – Киев, 2007 г.
Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. – М.: «ПРИОР»,2008 г.
Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб./ Пер. с датского А.Н. Чеканского. – М.: Высш. шк., 2007 г.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Издательство «ДИС», 2007 г.
Друри К. Введение в производственный и управленческий учет. Пер. с англ. /Под ред. С.А. Табалиной. – М.: Ацдит, ЮНИТИ, 2007 г.
Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов: акции, обликации, векселя. – М.: Финансы и статистика, 2008 г.
Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2008 г.
Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2008 г.
Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятий. Методы оценки. – М.: Издательство «ДИС», 2008 г.
Маркарьян Н.А. Герасименко Г.П. Финансовый анализ. — М.: «ПРИОР», 2008 г.
Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятий: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007 г.
Ричард Брейли, Стюарт Майерс. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008 г.
Рындин А.Г., Шамаев Г.А. Организация финансового менеджмента на предприятии. – М.: Русская Деловая Литература, 2008 г.
Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. – М.: Перспектива, 2008 г.
Торговое дело: экономика и организация. /Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2008 г.
Финансовое управление компаний. /Под ред. Е.В. Кузнецовой. – М.: Фонд «Правовая культура», 2007 г.
Финансовый менеджмент. /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008 г.
Финансовое управление фирмой. /Под ред. В.И. Терехина. – М.: Экономика,2008 г.
Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятий на российском рынке: Учебно-практическое руководство. Авторский коллектив под руководством Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2008 г.
Хорнгрен Т., Форстер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2007 г.
Четрыкин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. – М.: Дело, 2008 г.