Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
/>
Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства
Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность предприятий.
Выполнила студентка группы 3283
Попова Е. П.
Преподаватель: Борщёв В. Г.
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение................................................................................................................3
Федеральные законы, регулирующие внешнеторговую деятельность……...4
Анализ Федерального закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992………..8
Заключение……………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………………..14
Введение
Внешнеторговая деятельность российских предприятий является актуальным направлением бизнеса, которое должно обеспечиваться правовой поддержкой государства. Российское законодательство, касающееся вопросов внешнеэкономической деятельности, быстрыми темпами расширяется и углубляется по мере вхождения России в международную экономическую систему в качестве государства с рыночной экономикой. Идет сближение внутреннего права с требованиями ВТО. Многие нормативные акты готовятся уже с учетом будущего участия России в ВТО.
Федеральные законы, регулирующие внешнеторговую деятельность
К основным нормативным актам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность России, можно отнести следующие законы:
1. Федеральный закон Российской Федерации «О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ» № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 г. направлен на защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Он устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров. Применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров. Закон не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля.
2. Федеральный закон Российской Федерации «ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» №61-ФЗ от 28 мая 2003 г. составляет основу таможенного законодательства, направленного на регулирование отношений в области таможенного дела, в том числе отношений по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношений, возникающих в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношений по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении: www.sertis.ru/legislation/3/55.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Письмо ФТС России № 01-11/6583 от 21 февраля 2008 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Переработка на таможенной территории (Письмо ФТС России № 01-18/2226 от 23 января 2008 года «О предоставлении разъяснений»).
3. Федеральный закон Российской Федерации «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
4. Федеральный закон Российской Федерации «ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ» №183-ФЗ от 18 июля 1999 г. устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. Он регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля. Его действие распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в части осуществления экспортного контроля.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ» № 114-ФЗ от 19 июля 1998 г. устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Военно-техническое сотрудничество — это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. В законе сформулированы правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти, государственного регулирования и финансирования работ в области военно-технического сотрудничества, установлен порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определены их права в этой области.
6. Федеральный закон Российской Федерации «О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ» № 63-ФЗ от 14 апреля 1998 г. устанавливает меры по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, порядок введения и применения таких мер. Это специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры, ограничение импорта товаров в целях выполнения целевых федеральных программ развития, в связи с выпуском новых видов товаров, в целях защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики и при проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров.
7. Федеральный закон Российской Федерации «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» был принят в 1993 г. № 5003-I от 21 мая 1993 г. Он регулирует принципы, порядок и методы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливает размер ввозных и вывозных пошлин. Существенные изменения были внесены федеральным законом № 144-ФЗ от 8 ноября 2005 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику и инвестиционная деятельность регулируется следующими федеральным законом:
8. Федеральный закон Российской Федерации «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России. Он направлен на привлечение и эффективное использование в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Он не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, в страховые организации, на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и законодательством о некоммерческих организациях.
Регулирование внешнеэкономической деятельности российских и иностранных лиц на территории Российской Федерации устанавливается и в других законодательных актах, например:
9. Федеральный закон Российской Федерации «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ» № 3615-1 от 9 октября 1992 г. определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Анализ Федерального закона Российской Федерации«О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992
Вопросы валютного регулирования относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. «ж» ст.71 Конституции РФ), субъекты Российской Федерации нормотворческих полномочий в этой сфере не имеют.
Можно определить валютное регулирование как, деятельность государственных органов, направленных на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях:
Нормативном;
Индивидуальном.
Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.
Индивидуально-правовое регулирование — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений.
Закон Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-I «О валютном регулировании и валютном контроле» послужил правовой основой для создания в РФ нормативной правовой базы валютного регулирования и организационной системы валютного контроля. В декабре 1998 г., июле 1999 г., в мае, августе и декабре 2001 г. в этот и другие федеральные законы вносились изменения. Внесение изменений в вышеупомянутый Закон, а также в сопредельные с ним федеральные законы было обусловлено необходимостью последовательной либерализации валютного законодательства РФ, как одного из факторов развития рыночной экономики в РФ, а также устранения имеющихся пробелов, коллизий и противоречий с положениями других федеральных законов.
Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Федеральным законом от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле) был принят Государственной Думой 21.11.03, одобрен Советом Федерации 26.11.03 и подписан Президентом РФ 10.12.03.В него были внесены изменения посредством Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 131-ФЗ от 30.12.2006 N 267-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 05.07.2007 N 127-ФЗ от 30.10.2007 N 242-ФЗ.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле состоит из 5 глав:
Общие положения (ст. 1-4);
Валютное регулирование (ст. 5-18);
Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки (ст. 19-21);
Валютный контроль (ст. 22-25);
Заключительные положения (ст. 26-28).
Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции — регулирующую и контрольную.
В ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле:
установлены принципы и правовые основы валютного регулирования и валютного контроля;
законодательно определены права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля;
определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, а также особенности и порядок вступления ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле в силу.
Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле является системообразующим законом в области валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Так, в ст. 4 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле четко раскрывается понятие валютного законодательства РФ. В частности, установлено, что валютное законодательство РФ состоит из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле также предусмотрено, что органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле.
Что касается международных договоров РФ, то они применяются к отношениям, указанным в ст. 2 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, применяются правила такого международного договора.
Издаваемые в установленном порядке акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле или иными федеральными законами.
К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле определено, что акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. А акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Кроме того, ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле установлено, что акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле органы валютного контроля наделяются правом издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, но только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. В данном случае нормативные акты органов валютного регулирования занимают подчиненное положение по отношению к законодательным актам валютного законодательства РФ.
С учетом состояния внутреннего валютного рынка, платежного баланса страны, во избежание расширительного толкования норм о полномочиях органов валютного контроля в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле предусмотрен исчерпывающий перечень мер, при помощи которых Правительство РФ и ЦБ РФ будут устанавливать требования при осуществлении резидентами, за исключением кредитных организаций, валютных операций движения капитала.
Заключение
С вступлением ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле в силу нормы российского законодательства приведены в соответствие с международными требованиями и обязательствами о свободном перемещении капитала, что расширит возможности резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, способствуя укреплению и развитию национальной экономики.
Очевидно, что с ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле связаны надежды на благоприятные условия для инвестирования капитала в российскую экономику, развития международных связей, снятия напряженности в отношениях с иностранными партнерами, что также благотворно скажется на деловой активности иностранных граждан в РФ.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации «О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ» № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 г.;
Федеральный закон Российской Федерации «ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» №61-ФЗ от 28 мая 2003 г.;
Федеральный закон Российской Федерации «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г.;
Федеральный закон Российской Федерации «ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ» №183-ФЗ от 18 июля 1999 г.;
Федеральный закон Российской Федерации «О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ» № 114-ФЗ от 19 июля 1998 г.;
Федеральный закон Российской Федерации «О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ» № 63-ФЗ от 14 апреля 1998 г.;
Федеральный закон Российской Федерации «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» был принят в 1993 г. № 5003-I от 21 мая 1993 г.;
Федеральный закон Российской Федерации «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г.;
Федеральный закон Российской Федерации «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ» № 3615-1 от 9 октября 1992 г.;
www.rg.ru/ «Российская газета»;
www.consultant.ru/ «Консультант Плюс»;
www.garant.ru/ «Гарант».