дм ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕHHЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХHИКИ, ЭЛЕКТРОHИКИ И АВТОМАТИКИ ТЕХHИЧЕСКИЙ УHИВЕРСИТЕТ Кафедра философии ДОКЛАД ПО КУРСУ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. КОПЕРНИК Исполнитель студент группы
МФ-2-94 Васильев Р.В. Научный руководитель Ручкина Г.Ф. Москва, 1995 год. к План.о Введение 3 Глава 1. Новое естествознание 4 Глава 2. Жизнь и творчество Николая Коперника 5 Глава 3. Бессмертное сочинение Николая Коперника О вращениях небесных сфер 8 Глава 4.
Борьба за признание гелиоцентрической системы мира 10 Использованная литература 11 д Введение.о В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Ита- лии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй поло- вине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая фило- софская область - философия природы. Философия природы - типич- ное выражение природы
Ренессанса. Ее родиной была Италия, наибо- лее знаменитым представителем - Джордано Бруно. Приход философии природы был подготовлен всем предшествую- щим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, прихо- дит к убеждению своего прочного, творческого и свободного зак- репления в этом мире, верит, что он способен познать естествен- ный характер мира и самого себя в нем.
Идея незаменимой ценности и достоинства человека, идеалы свободы являются духовным клима- том, в котором рождается и новая философия природы, завершающая- ся пантеистическим материализмом Бруно. Философия природы Ренессанса исходила из античного фило- софского наследия - платонизма, стоического пантеизма, ионичес- кой философии. Она обращается к неортодоксальным традициям сред- невекового философского мышления, аверроистским и неоплатонист- ским пантеистическим направлениям.
Характерным для философии природы в период Ренессанса является прежде всего отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму. д Глава 1. НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.о Параллельно с философией природы развивается новое естест- вознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. Отбрасываются господствовавшие в средние века философские и методологические основы
науки, и создаются новые. Схоластическое учение о приро- де, высший уровень которого был достигнут парижской и оксфорд- скими школами в XIV в в сущности никогда не переходило границ теоретических спекуляций. В противоположность этому ученые Ре- нессанса на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. Видное место завоевывает математика, принцип математизации науки соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и философского мышления.
Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Ле- онардо да Винчи 1452-1519, Николая Коперника 1473-1543, Ио- ганна Кеплера 1571-1630 и Галилео Галилея 1546-1642. Важней- шим полем боя, на котором происходило сражение между новым и старым миром, между консервативными и прогрессивными силами об- щества, религией и наукой, была астрономия.
Средневековое рели- гиозное учение было основано на представлении о Земле как богом избранной планета и о привилегированном положении человека во вселенной. Гениальная идея древнегреческого астронома Аристарха была полностью забыта Аристарх из Самоса жил в III в. до н. э греческий астроном и математик, выступил против геоцентрического учения, противопоставив ему свое, по сути дела первое в истории европейской астрономии гелиоцентрическое
учение. За это был об- винен в безбожии. Николай Коперник разгромил искусственную сис- тему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал ге- лиоцентрическую теорию. Его основной труд О круговых движениях небесных тел вышел в год его смерти. Учение Коперника было революционным событием в истории нау- ки. Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило
лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Ко- перник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от тео- логии писали Маркс К Энгельс Ф. в своих сочинениях. д Глава 2. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ КОПЕРНИКАо Гениальный реформатор естествознания, основатель новой аст- рономии,
Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в поль- ской городке Торуни, расположенном на Висле. К этому времени на Торунь, благодаря своему выгодному расположению, стал крупным торговым центром, через который шла оживленная торговля между странами Западной Европы, Польшей и Венгрией. Известно, что еще задолго до завоевания этих районов
Польши крестоносцами в 30-х годах XIII столетия, на месте нынешнего го- рода было древнее славянское поселение. В 1233 году магистр ор- дена крестоносцев выдал ремесленному и купеческому поселку пра- во города и, таким образом, возник, наряду со старым Торунем, городом купцов и ремесленников, Новый Город Новэ Място, засе- ленный в основном колонистами. Исключительно благоприятные эко- номические условия сделали
Торунь одним из богатейших городов Польши, в состав которой он вошел в 1454 году. Отец великого астронома, Николай Коперник старший, уроженец тогдашней столицы Польши наиболее вероятно, что он родился в 1420 году, древнего городка Кракова, был видным представителем купеческих кругов. Около 1460 года руководствуясь, по-видимому, своими торговыми интересами, он переехал из
Кракова в Торунь, где и прожил остальную часть жизни. В Торуни Николай Копер- ник-старший женился на дочери председателя городского суда, Вар- варе Ватзенроде, происходившей из богатой старинной торуньской семьи. Бракосочетание состоялось между 1458 и 1463 годами более точная дата неизвестна. От этого брака появилось четверо детей старший сын
Андрей, сестры Варвара и Екатерина, младший сын Ни- колай. Наиболее вероятный год рождения старшего брата, Андрея, 1464-й. Свое образование он начал в Краковском университете, а завершил в Италии. После возвращения на родину занимал должность каноника во Фромбурге, где и умер в 1518 или 1519 году. Старшая сестра
Варвара постриглась в монахини и прожила жизнь в Цисте- рокском монастыре. Умерла, по-видимому, в 1517 году. Младшая сестра Екатерина вышла замуж за купца и члена муниципалитета в Торуни, Бартоломея Гертнера, после чего переехала с семьей в Краков. Коперник-отец умер в 1483 году, когда будущему ученому по- шел всего десятый год. После его смерти забота о семье переходит во властные руки брата матери,
Луки Ватзетроде 1447-1512, сыг- равшего в жизни Николая Коперника исключительную роль. Он учился в лучших университетах того времени и, по-видимому, был незау- рядной личностью. В 1489 году умерла мать Коперника, Варвара Ватзенроде и за- бота о всех детях стала обязанностью дяди. Начальное образование Николай Коперник и его брат получили в торуньской школе, а несколько позже они
были переведены в ка- федральную школу во Влоцлавске с целью подготовки для поступле- ния в Краковский университет, славившийся во всей Европе высоким научным уровнем преподавания и лучшими гуманистическими традици- ями. На факультете свободных искусств, студентом которого был Коперник на первом году обучения, преподавались математика, фи- зика, теория музыки. Здесь же он получил и определенные познания в медицине.
Большое внимание в преподавании уделялось учению Аристотеля, литературе Древней Греции и Древнего Рима. Астроно- мию читал известный профессор Войцех Альберт Бляр Брудзевский 1445-1497, который в педагогической деятельности руководство- вался лучшей в то время книгой по астрономии Новые теории пла- нет, написанной замечательным венским астрономом Пурбахом. Воспитывая в молодежи глубокое уважение к древним мыслите- лям, оставившим грядущим поколениям
впечатляющие астрономические результаты, Брудзевский учил сравнивать и сопоставлять различные теории и идти дальше простого освоения достижений древней науки. Эту черту истинного исследователя Коперник пронес через всю жизнь. Ко всему этому следует добавить, что в университете была хорошая инструментальная база астролябии, глобусы, армиллярные сферы, дававшая студентам возможность усвоить навыки наблюда- тельной астрономии
и овладеть искусством наблюдателя. По настоятельной просьбе Луки Ватзенроде Коперник возвра- тился в 1495 году из Кракова в Торунь. В связи с тем, что в это время появилась вакансия каноника Вармийской епархии в соборном городе этой епархии, Фромборке, Копернику было предложено участвовать в выборах на это место, однако он избран не был.
Не исключено, что в этом деле основную роль сыграло отсутствие у Коперника ученой степени, ибо по традиции каноники должны иметь диплом об окончании университета. После неудачи, постигшей его при баллотировке на вакансию каноника, летом 1496 года Коперник покинул родные края и отпра- вился в Италию для продолжения своего образования в Болонском университете, где когда-то учился его дядя.
Примерно через год снова освободилась вакансия каноника Фромборкского собора, вхо- дящего в Вармийскую епархию, и на этот раз старания дяди-покро- вителя принесли свои плоды. В августе 1497 года Коперник был избран каноником с официальным трехлетним отпуском для получе- ния ученой степени в Италии. Место каноника давало ему средства свободно продолжать свои ученые занятия. Коперник провел в разных городах Италии почти десять лет, в течении которых стал образованным
и широко эрудированным ученым. Коперник жил в эпоху Возрождения и был современником выдающихся личностей, обогативших бесценными достижениями различные области человеческой деятельности. В плеяде этих людей Коперник занял достойное и почетное место благодаря своему бессмертному сочине- нию О вращениях небесных тел. Хотя Коперник был отправлен в
Болонью для получения юриди- ческого образования в это время государственное и гражданское право мало чем отличались от церковного права, на деле вышло не так, как было, по-видимому, задумано дядей. Помня беседы по аст- рономии со своим профессором Брудзевским, Коперник увлекся аст- рономическими наблюдениями и стал помощником известного болонс- кого астронома Доменико Мариа ди Новара 1454-1504, который также поощрял его посвятить себя астрономии.
Первое из двадцати семи собственных наблюдений, используемых Коперником в его зна- менитом трактате, было сделано именно в болонье 9 марта 1497 го- да. Проучившись в Болонье около трех лет, в 1500 году Коперник переехал в Рим, где читал лекции по математике. В 1501 году получив отпуск от соборного капитула Вармийской епархии, в октябре,
Коперник снова в Италии, в качестве слушате- ля Падуанского университета. Выбор этого университета для про- должения образования объясняется, по всей видимости, тем, что здесь на очень высоком уровне преподавались медицина и филосо- фия. В Падуе Коперник в течении четырех-пяти лет стал медиком высокой квалификации, в чем не раз позднее убеждались его колле- ги заметим, что в течении ряда лет
Коперник являлся домашним врачем своего дяди. В конце 1505 или в начале 1506 года Коперник навсегда поки- дает Италию и возвращается в родные края. За девять лет пребывания в Италии Коперник из талантливого молодого человека превратился в ученого-энциклопедиста, матема- тика, астронома и медика, впитавшего в себя все достижения тео- ретических и прикладных наук того времени. Все исследователи жизни и научной деятельности
Николая Ко- перника сходятся на том, что в этот период им осмыслены основные постулаты гелиоцентрической системы мира и начата ее разработка. Авторитет Коперника как крупного ученого-математика и аст- ронома, был настолько велик, что он получил от председателя ко- миссии по реформе календаря Павла Миддельбургскогог, назначенно- го римским папой Львом X, специальное приглашение высказать свое мнение относительно реформы.
Конечно, Ватикан интересовался ре- формой календаря прежде всего для установления дат религиозных праздников, а не просто для правильного объяснения движений Солнца и Луны. В ответ на просьбу председателя комиссии Коперник ответил, что считает реформу преждевременной, так как для этого предвари- тельно нужно существенно уточнить теории Солнца и Луны относи- тельно звезд. Эти соображения также, несомненно, говорят о том, что уже в 1514
году именно в этом году был поставлен вопрос о реформе календаря Коперник серьезно размышлял над разработкой гелиоцентрического учения. Коперник очень интересовался инженерно-техническими работа- ми и принимал участие в проектировании ряда инженерных сооруже- ний в городах епархии. Последние шесть месяцев жизни Коперник был очень тяжело бо- лен. После кровоизлияния в мозг и паралича охватившего правую часть тела,
он в одиночестве постепенно терял духовные и физиче- ские силы. 24 мая 1543 года перестало биться сердце Коперника. Один из величайших мыслителей человечества был похоронен во Фромборкском соборе без особых почестей. Лишь в 1581 году, т.е. спустя 38 лет после смерти, на стене собора против его могилы была установлена мемориальная доска. д
Глава 3. БЕССМЕРТНОЕ СОЧИНЕНИЕ НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА д О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕРо Из слов Коперника можно заключить, что уже в 1506-1508 го- дах возможно, даже в 1504 году у него сложилась та стройная система взглядов на движение в Солнечной системе, которая и сос- тавляет, как принято сейчас говорить, гелиоцентрическую систему мира. Но как истинный ученый, Николай Коперник не мог ограничить- ся высказыванием гипотез, а посвятил много
лет своей жизни полу- чению наиболее ясных и наиболее убедительных доказательств своих утверждений. Используя достижения математики и астрономии своего времени, он придал своим революционным взглядам на кинематику Солнечной системы характер строго обоснованной, убедительной теории.Следует заметить, что во времена Коперника астрономия еще не владела методами, позволяющими непосредственно доказать вра- щение Земли вокруг Солнца такой метод появился почти двести лет спустя.
Первое издание книги О вращении небесных сфер появилось в мае 1543 года в Нюрнберге, благодаря усилиям Тидемана Гизе, Иоа- хима Ретика и нюрнбергского профессора математики Шонера, взяв- шего на себя просмотр корректур. По приданию, сам Коперник полу- чил экземпляр своего гениального творения в день своей смерти, незадолго до того момента, когда он навсегда закрыл глаза. Таким образом, ему не довелось столкнуться с равнодушием,
с которым вначале отнеслись к его учению даже многие образованные люди, не испытать гонений, которые церковь впоследствии обрушила на его учение. В учении вся гелиоцентрическая система мира преподносится лишь как некий способ расчета видимых небесных светил, имеющий такое же право на существование, как и геоцентрическая система мировоздания Клавдия Птоломея. Точка зрения Коперника в отноше- нии предложенной им новой системы мира была совершенно иной.
Ка- толическая церковь не сразу оценила мощь того удара, который на- несло коперникого учение по вековым, казалось, незыблемым, рели- гиозным догмам. Только в 1616 году собрание богословов - подго- товителей судебных дел святой инквизиции приняло решение об осуждении нового учения и о запрещении творения Коперника, моти- вируя это тем, что оно противоречит священному писанию. В этом постановлении говорилось Учение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, ложно и нелепо,
еретично и противно священно- му писанию. Учение же, будто Земля не находится в центре мира и движется, обладая к тому же суточным вращением, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же по меньшей мере оши- бочно. В его книге содержатся теоремы из планиметрии и тригономет- рии в том числе и сферической, необходимые автору для построе- ния теории движения планет на основе гелиоцентрической системы.
Николай Коперник очень красиво и убедительно доказывает, что Земля имеет шарообразную форму, приводя как доводы древних ученых, так и свои собственные. Только в случае выпуклой земли при движении вдоль любого мередиана с севера на юг звезды, нахо- дящиеся в южной части неба, поднимаются над горизонтом, а звез- ды, находящиеся в северной части неба, опускаются к горизонту или совсем исчезают под горизонтом. Но, как совершенно правильно замечает
Коперник, только в случае шарообразной Земли, движениям на одном и том же расстоянии вдоль разных мередианов соответс- твуют одинаковые изменения высот небесных светил над горизонтом. Все произведения Николая Коперника базируются на едином принципе, свободном от предрассудков геоцентризма и поразившем ученых того времени. Это - принцип относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно. Поня- тие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета система
координат, в которой оно рассматривается. Интересны и оригинальные соображения Коперника касающиеся размеров видимой части вселенной Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей и представляет бесконечно большую величину по оценке наших чувств Земля по отношению к нему как точка к те- лу, а по величине как конечное к бесконечному. Из этого видно, что Коперник придерживался правильных взглядов на размеры
Все- ленной, хотя происхождение мира и его развитие он объяснял дея- тельностью божественных сил. Теория Коперника открывает, что только гелиоцентрическая система мира дает простое объяснение тому факту, почему величина прямого и попятного движения у Сатурна относительно звезд мень- ше, чем у Юпитера, а у Юпитера меньше, чем у Марса, но зато на один оборот число смен прямых движений на попятные у
Сатурна бо- льше, чем у Юпитера, а у Юпитера больше, чем у Марса. Если Солн- це и Луна всегда движутся в одном направлении среди звезд с за- пада на восток, то планеты иногда движутся и в обратном направ- лении. Коперник дал абсолютно правильное объяснение этому инте- ресному и загадочному явлению. Все объясняется тем, что Земля в своем движении вокруг
Солнца догоняет и обгоняет внешние планеты Марс, Юпитер, Сатурн и открытые позже Уран, Нептун и Плутон, а сама в свою очередь также становится обгоняемой внутренними пла- нетами, Венерой и Меркурием, по той причине, что все они имеют различные угловые скорости относительно Солнца. Завершая характеристику труда Коперника, хочется подчерк- нуть еще раз основное естественнонаучное значение великого про- изведения Коперника О вращениях небесных сфер, которое состоит в том, что его
автор, отказавшись от геоцентрического принципа и приняв гелиоцентрический взгляд на строение Солнечной системы, открыл и познал истину действительного мира. д Глава 4. БОРЬБА ЗА ПРИЗНАНИЕ ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МИРАо Утверждение гелиоцентрической системы мира представляет со- бой наглядную иллюстрацию к той бескомпромисной борьбе, которую на протяжении тысячелетий вели прогрессивные, передовые мыслите- ли, стремящиеся познать
объективную истину и законы развития ми- ра, с представителями реакционных взглядов, сторонниками церков- ных догматов. Следует, правда, заметить, что гениальное творение Коперника не сразу подверглось гонению церкви. Основная причина этого состоит прежде всего в том, что трактат Коперника мог быть понят только высокообразованными людьми, умевшими разбираться в математических выкладках и форму- лах. Намного быстрее поняли опасность учения
Коперника для рели- гии представители протестантства. Первые весьма резкие и оскор- бительные нападки на Коперника со стороны основателей протес- тантского вероисповедания Мартина Лютера 1483-1546 и Филиппа Меланхтона 1497-1560 относятся уже к 1531 году. Эти представи- тели протестантства сразу заметили глубокие расхождения и непри- миримые противоречия
между блестящими идеями Коперника и догмами библейских писаний и повели против нового учения фанатическую борьбу. Первым защитником учения был Ретик, издавший Первое по- вествование, еще при жизни Коперника. В 60-70 годах XVI столе- тия благодаря трудам Джона Фильда, Роберта Рекорда 1510-1558 и Томаса Диггса, коперниково учение получило некоторое распростра- нение в
Англии. Однако эти работы еще не делали систему Коперника известной широким массам. Лишь после того как в Европе раздалась страстная проповедь доминиканского монаха Джордано Бруно, Гелиоцентричес- кая система мира заняла прочное место в умах людей. Несмотря на все запреты, учение Коперника, будучи по приро- де своей революционным учением, стало к началу XVII столетия преобладающей концепцией о строении
Вселенной. Выдающиеся откры- тия XVIII и XIX столетий, непосредственно доказали истинность учения Коперника. д ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРАо 1. Б.Е.Райков, Очерки по истории гелиоцентрического миро- воззрения в России. изд. АН СССР, 1937 2. Владимир Губарев, От Коперника до Коперника изд. По- лит.Литература, Москва 1973 3.
Е.А.Гребенник, Николай Коперник изд. Наука, Москва 1973 4. Советская Энциклопедия изд. Москва 1985 5. История философии в кратком изложении пер. И.И.Богута, изд. Мысль, Москва 1991
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |