МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Микроэкономика»
Тема работы:Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономике.
Выполнила студентка
третьего курса, группы 211К
дневного отделения
Горшкова Инна Викторовна
________________________
(подпись)
Научный руководитель
к.э.н., доцент
Воложанина Виктория Юрьевна
Работа защищена:
Оценка__________________
«____» _____________2003г.
_________________________
(подписьруководителя)
Барнаул 2003 г.
/>Содержание.
Введение. 3
Глава1.Малое предпринимательство в современной рыночной экономике. 5
Малое предпринимательство. 5
Организационно-правовые формы. 6
Глава2.Малый бизнес: преимущества и недостатки и взаимодействия малого и крупногобизнеса. 13
Экономические преимущества и недостатки. 13
Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт. 15
Глава3. Государственная поддержка малого бизнеса. 19
Система законодательных актов,направленных на развитие малого предпринимательства. 19
Фонды поддержки малогопредпринимательства и система его налогообложения. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
Списоклитературы. 29/>Введение.
Малый и среднийбизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономическогороста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всехразвитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинствестран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющуюдолю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые исредние предприятия. Они выделяются среди прочих по численности занятых(например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На нихпроизводится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такиепредприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств,где наблюдается сокращение занятости.
Но дело не тольков количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типичнорыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветаетво многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малогобизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом крыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство нипринимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия вомножестве возникали в кратчайшие сроки.
Развитие малого и среднегопредпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством,а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкуюсвободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструюокупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса.Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолеватьотраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.
Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения,вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут бытьиспользованы в крупном производстве из-за его технологических и иныхособенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица,желающие трудиться после основного рабочего времени ради получениядополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики —позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольноеположение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельностилегально работающих малых предприятий. Именно этот факт побудил менявыбрать для курсовой работы тему «Место и роль малого бизнеса в современнойрыночной экономике», которую я считаю наиболее актуальной на сегодняшний день.
Целью работы являетсяраскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, рольмалых фирм в экономике и их развитие в России, а также государственноерегулирование малого предпринимательства.
В первой главе даетсяпонятие малому предпринимательству, и описываются основныеорганизационно-правовые формы предприятий.
Во второй главеописываются преимущества и недостатки малого предпринимательства, а такжевзаимодействие мелкого и крупного бизнеса
В третьей главеописываются возможные меры государственной поддержки маломупредпринимательству, государственное регулирование предпринимательскойдеятельности.
Возможные решения данныхпроблем намечены в заключении.
/>/>Глава 1.Малое предпринимательство всовременной рыночной экономике./>/>Малоепредпринимательство.
По гражданскому кодексу РФ, «малое предпринимательство» – этопредпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономикипри определенных установленных законами, государственными органами или другимипредставительными организациями критериях (показателях).
Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поискановых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новымперспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они,есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем. class=WordSection2>
Отечественные психологиусматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельностипо организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческуюактивность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, наоснове которого предприятия (организации) различных организационно-правовыхформ относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первуюочередь средняя численность работников, занятых за отчетный период напредприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательствомпонимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, илипредприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъектыхозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства,является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала,величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка,общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малогопредпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемымикритериями являются следующие:
· средняя численность занятых на предприятии работников;
· ежегодный оборот, полученный предприятием за год;
· величина активов.
В соответствии сФедеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88-ФЗ подсубъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставномкапитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозныхорганизаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%,доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимсясубъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняячисленность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
· в промышленности – 100 чел.;
· в строительстве – 100 чел.;
· на транспорте – 100 чел.;
· в сельском хозяйстве – 60 чел.;
· в научно-технической сфере – 60 чел.;
· в оптовой торговле – 50 чел.;
· в розничной торговле и
· бытовом обслуживании населения – 30 чел.;
· в остальных отраслях и при осуществлении других видовдеятельности – 50 чел.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательствав Российской Федерации» установлено, что под субъектами малогопредпринимательства понимаются также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица./>Организационно-правовые формы.
Малое предприятие должноиметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским КодексомРФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могутвыступать:
· Граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;
· Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлятьгосударственным имуществом;
· Органы местного самоуправления;
· Общественные объединения (организации);
· Иностранные юридические лица и различные иностранные организации(с учетом действующего законодательства);
· Трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.
Первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право насуществование следующим организационно-правовым формам коммерческихорганизаций, основанных на частной собственности:
· Полное товарищество;
· Товарищество на вере;
· Общество с ограниченной ответственностью;
· Общество с дополнительной ответственностью;
· Производственный кооператив;
· Акционерное общество;
Рассмотримвышеуказанные формы подробнее.
В целом необходимо отметить, что хозяйственными товариществами иобществами признаются коммерческие организации с разделенным на вкладыучастников уставным капиталом, которые в качестве основной цели преследуютизвлечение прибыли путем осуществления любых не запрещенных законом видовдеятельности.
Участники обществ и товариществ имеют право на получение информации одеятельности этих организаций и несут обязательства по внесению вкладов вуставной капитал и неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну.
Основное различие между обществами и товариществами состоит в том, чтопервые представляют собой объединение капиталов, т. е. участие учредителейвыражается прежде всего в имущественных взносах и необязательно – в личномтруде, а вторые являются объединением лиц, поскольку учредители, какправило, не только участвуют в деятельности товарищества своим имуществом, но инепосредственно занимаются предпринимательством.
Другое существенное различие состоит в том, что участники обществ несутлишь риск убытков в пределах своего вклада в уставной капитал, а участникитовариществ – ограниченную ответственность по долгам в пределах своегоимущества (это правило не распространяется на вкладчиков товариществ на вере).
Наконец, хозяйственное общество, в отличие от товарищества, может бытьсоздано одним учредителем, который становится его единственным участником.
Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное иприобретенное хозяйственным товариществом или обществом в ходе деятельности,принадлежит ему на правах собственности.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправевыступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах навере, если иное не установлено законом.
Финансируемые собственниками учреждения могут быть участникамихозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника,если иное не установлено законом.
Законом может бать запрещено или ограничено участие отдельных категорийграждан в хозяйственных товариществах или обществах, за исключением открытыхакционерных обществ. Хозяйственные товарищества и общества могут бытьучредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, заисключением случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ и другимизаконами.
Вкладом в имущество хозяйственноготоварищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи илиимущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку.
Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительнойответственностью не вправе выпускать акции.
Полное товарищество. Каждый из участников товарищества, а их неможет быть менее двух, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность отимени товарищества, т. е. таковая деятельность товарищества признаетсядеятельностью самого полного товарищества. Именно поэтому фирменное названиеполного товарищества должно содержать имена.
Как уже говорилось, участники полного товарищества несут полную ответственностьпо долгам товарищества. Это означает, что при недостатке имущества при погашениидолгов кредиторы имеют право требовать удовлетворения от любого из участников,всех вместе или каждого в отдельности. Причем товарищи несут ответственность впределах всего своего личного имущества. Любые соглашения об ограничении илиустранении ответственности участников полного товарищества являютсянезаконными.
Подобная ответственность делает полное товарищество весьма привлекательнымдля кредиторов. Отношения же между товарищами строятся прежде всего на взаимномдоверии.
Для управления деятельностью полного товарищества необходимо согласиевсех участников. Участник полного товарищества может быть исключен из егосостава не иначе, как по решению суда на основании единогласного решенияостальных участников и только при наличии серьезных к тому оснований.
Полное товарищество создается и действует на основании учредительногодоговора, который подписывается всеми участниками товарищества.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) можно считатьразновидностью полного товарищества, в котором допускается привлечение дополнительногокапиталаза счет постороннихлиц (участников-вкладчиков иликоммандитистов). Эти лица участвуют в деятельности товарищества только путемвнесения вкладов в уставной капитал и несут риск убытков в пределах внесенныхими вкладов. Они устранены как от предпринимательской деятельности, так и отуправления средствами. К полным товарищам применяются все правила, действующихдля участников полных товариществ.
Единственным учредительным документом товарищества на вере являетсяучредительный договор, который подписывается только полными товарищами.
Общество с ограниченной ответственностью. Такое название носиторганизация, уставной капитал которой разделен на доли участников, не отвечающихпо долгам общества. Они несут лишь риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества,внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по егообязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого изучастников.
По этой причине законодательствоустанавливает определенные требования к размеру их уставного капитала, так какименно он определяет тот минимальный размер имущества, который удовлетворяетинтересам кредиторов. Согласно Положению о порядке регистрации субъектовпредпринимательской деятельности, утвержденному Указом Президента РФ от 8 июля1994 г. № 1482, минимальный размер уставного фонда составляет 100 МРОТ. Причемна момент государственной регистрации общества его уставной капитал должен бытьоплачен не менее чем на 50%.
Учредительными документами общества с ограниченной ответственностьюявляются учредительный договор и устав, утверждаемый учредителями лишь послеподписания ими учредительного договора. Если общество учреждается одним лицом,единственным учредительным документом является устав.
Общество с дополнительной ответственностью. Это – разновидностьобщества с ограниченной ответственностью, которая отличается лишь тем, чтоучастники несут дополнительную ответственность по обязательствам в одинаковомдля всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставном капитале. Такимобразом, общество с дополнительной ответственностью занимает промежуточноеположение между обществами и товариществами.
Акционерные общества. Данным термином обозначают коммерческиеорганизации, уставной капитал которых разделен на определенное число одинаковыхдолей, причем каждая доля выражена ценной бумагой (акцией).
По юридическому статусу акционерные общества схожи с обществами сограниченной ответственностью. Однако между ними существует одно принципиальноеразличие: все права акционеров, а также передача и прекращение прав связаны свладением и передачей акций.
Все акционерные общества подразделяются на закрытые, акции которыхраспространяются только среди заранее определенного круга лиц, и открытые,участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия другихакционеров.
Минимальный размер уставного капитала акционерного общества в соответствиис действующим законодательством составляет 1000 МРОТ.
Единственным учредительным документом является устав, в которомфиксируются сведения о размере уставного капитала, категориях выпускаемых акцийи порядке их размещения, структуре органов управления и их компетенции, а такжедругие сведения, предусмотренные Законом РФ «Об акционерных обществах».
Акционерное общество, подобно обществам с ограниченной ответственностью,может быть создано одним лицом, которое станет единственным акционером в случаеединоличного приобретения им всех акций общества.
Производственные кооперативы. Эта разновидность коммерческих организаций,отличная как от товариществ, так и от обществ, основана на добровольномобъединении физических лиц – граждан, не являющихся индивидуальнымипредпринимателями, но участвующих в деятельности кооператива прежде всеголичностным трудом.
Каждый член производственного кооператива имеет один голос в управленииего делами не зависимо от размера его имущественного вклада, и полученнаяприбыль распределяется прежде всего с учетом трудового, а не имущественноговклада.
Членами кооператива могут стать юридические и физические лица, неучаствующие непосредственно в его деятельности, но осуществляющие имущественныевклады и соответственно получающие на них доходы.
Члены кооператива несутответственность по его долгам, но не всем своим имуществом, а в размере заранееопределенным в уставе.
Единственным учредительнымдокументом является устав, принимаемый и утверждаемый на общем собрании членовкооператива.
Филиалы ипредставительства. Филиалы вправе осуществлять все функции юридическоголица или их часть, в том числе и функции представительства. Они нее являютсяюридическими лицами и действуют на основании положения, утверждаемого создавшимих юридическим лицом. В связи с этим филиалы и представительства не подлежатгосударственной регистрации. Однако во избежание недоразумений с некоторымиорганами государственной власти рекомендуется регистрировать их в местнойрегистрационной палате.
Следует отметить, чтоГражданский Кодекс требует обязательно отмечать наличие филиалов в учредительныхдокументах создавшего их юридического лица.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарнымпредприятием признается коммерческая организация, не наделенная правомсобственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество этоявляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в томчисле между работниками предприятия. Эта организационно-правовая формаприменяется исключительно при создании государственных и муниципальныхпредприятиях.
Некоммерческие организации. К числу подобных структур относят:
Таблица 1.Потребительский кооператив Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Обществен-ные и религиозные организации Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных потребностей. Это — некоммерческие структуры, которые вправе осуществлять предпринимательскую де-ятельность только для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Фонд Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учреждение Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяется в соответствии со статьей 296 Гражданского Кодекса. Объединения юридических лиц Некоммерческие ассоциации и союзы, созданные коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Малым предприятие с иностранными инвестициями считается лишь в томслучае, если доля иностранного капитала в уставном фонде не превышает 25%.Вложение иностранного капитала в российскую экономику регулируют КонституцияРФ, Гражданский Кодекс РФ, законы об иностранных инвестициях, нормымеждународного права, двусторонние договоры о содействии капиталовложениям имногосторонние соглашения, связанные с деятельностью международныхэкономических организаций. Эта форма достаточно сложна, и поэтому требуетотдельного рассмотрения. Но цель данной части работы заключается лишь вознакомлении с основными организационно-правовыми формами./>Глава2.Малый бизнес: преимущества и недостатки и взаимодействия малого и крупногобизнеса./>Экономические преимущества и недостатки.
В России в современный период перехода от плановой экономики к рыночномухозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкогопредпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующиекрупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов,способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики,формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условияхдестабилизации российской экономики и ограниченности ресурсов. Малые кампанииспособны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счетэтого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малоепредпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблемунарастающей безработицы. Малый бизнес вносит существенный вклад в формированиеконкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеетпервостепенное значение.
Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью илипромежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особуюмодель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерныособенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свестик следующим:
· высокая степень централизации и персонализации управления.Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые,экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие взависимость от его деловых и личных качеств;
· отсутствие системы стратегического управления;
· высокая зависимость от внешней среды: банков, крупныхпредприятий, государственной администрации, научных лабораторий,консультационных фирм;
· дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.
Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка;высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов наперспективных направлениях.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малогопредпринимательства, можно указать на следующие преимущества малогопредпринимательства:
· увеличение числа собственников, а значит, формирование среднегокласса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
· рост доли экономически активного населения, что увеличиваетдоходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальныхгрупп;
· селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, длякоторых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
· создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальнымизатратами, особенно в сфере обслуживания;
· трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а такжепредставителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек»,инвалидов, молодежи, женщин);
· подготовка кадров за счет использования работников с ограниченнымформальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
· разработка и внедрение технологических, технических иорганизационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формычаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
· косвенная стимуляция эффективности производства крупных компанийпутем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими(из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболеесовременные наукоемкие отрасли и производства);
· ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
· мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов,которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
· снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске болеетрудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компанийс числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем укрупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовоестрахование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;
· улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям иинвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достиженииуспеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
Однако, как показываетпрактика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи иопределенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
· более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивостиположения на рынке;
· зависимость от крупных компаний;
· недостатки в управлении собственным делом;
· слабая компетентность руководителей;
· повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
· трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств иполучении кредитов;
· неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров призаключении договоров (контрактов) и др.
В этом пункте курсовойработы перечислены лишь некоторые черты, характерные для малогопредпринимательства в целом./>Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт.
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономическойи социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до70% валового национального продукта.
Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на рольмалого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали,что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмысоставляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В начале90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нембыло занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмойвзрослый занят собственным бизнесом.
В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производятоколо 40% ВВП и 1/2 валового продукта частного сектора и обеспечивают занятостьпочти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвоебольше нововведений, чем крупные корпорации.
В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого исреднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. Запоследнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек)число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (счисленностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.
В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отрасляхпроизводственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численностьзанятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки врозничной торговле и 62,1% — в оптовой торговле.
Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулированиярыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупнымбизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений.Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупныхкапиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не подсилу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам.Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинствоновейших технологий, которые определяют лицо современного научно-техническогопрогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и среднихфирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональныйкомпьютер, копировальную технику, шариковую ручку. По данным Национальногонаучного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательскиеработы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятияпо статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупногопредприятия.
В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено напринципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятияориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодноесотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют другдруга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационныхразработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительнооднородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малыепредприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах сограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынкиготовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в техслучаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупнымпроизводством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производствоне может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос наданном рынке. Тенденции современного производства и международной торговлиспособствуют возникновению подобных ниш.
Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личногопотребления все большую роль играют специфические потребности сравнительнонебольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшиефирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или дажезаказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет орасширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную.Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течениедостаточно долгого времени, как, например, в случае с производствоммедицинского оборудования фирмами Дании.
Для крупных предприятий необходимы и выгодны:
· емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом;
· продукция массового производства, соответствующая требованиямрынка;
· аккумулирование значительных финансовых средств;
· дешевая рабочая сила.
Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться ктребованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческойструктуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и покорректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятияхниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.
Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупныхпроизводственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятиявыступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет имиспользовать специализацию и кооперирование не только в области производства,но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средниепредприятия-субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной,поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высокихрезультатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берутна себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе,который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках техническогосотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовуюпродукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителямв аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им нальготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей частикомплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение наиспользование своей торговой марки.
Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятийполучила в современных условиях система контрактных отношений на основефранчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малойфирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, атакже торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит нальготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает варенду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новыхтехнологий, расширению сферы малого бизнеса.
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условияхявляется его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур.Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг,франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий подопределенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий,охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-хгодов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам оборот фирм на основефранчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн долл.
Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении,обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малыхпредприятий служат непременным условием их последующего выхода на аренусамостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподряднойдеятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровнямеханизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легкоперемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решенияпроблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль врегиональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталыхрегионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоениекоторых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятиясоздаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий иразвитой информационной сети./>Глава 3. Государственная поддержка малого бизнеса./>Система законодательных актов, направленных наразвитие малого предпринимательства.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляетсягосударственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этогосозданы специальные государственные организации, выражающие и защищающиеинтересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченныхправительственных программ. Государственная поддержка малогопредпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, атакже на организационно-методическую систему и систему различных исследований.
Особый интерес государство проявляетк той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственнуюдеятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственногорегулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача созданияновейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарныхисследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малыепредприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии ипроцесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектомпромышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.
Государственное регулирование исодействие развитию малого предпринимательства имеет целью:
· создание правовых и организационных условий для роста деловойактивности малых предприятий;
· реализацию экономической политики, включая научно-техническую,инновационную, инвестиционную, ценовую;
· реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики дляобеспечения эффективного развития малого бизнеса;
· оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономическойдеятельности;
· применение по отношению к малым предприятиям специальных мерподдержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групппредпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ,артельных и семейных форм организации деятельности;
· упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращениеперечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытияединоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властейили властей штата и зарегистрировать торговое имя;
· снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитиюмалого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственнойполитики регулирования, а именно:
· поддержание занятости, социально-экономической стабильности,роста общего благосостояния населения;
· интенсификацию инвестиционных процессов;
· стимулирование инноваций путем финансирования разработок новойпродукции.
В странах с развитой рыночнойэкономикой государственная поддержка предпринимательства опирается насоответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальныегосударственные организации, выражающие и защищающие интересы малогопредпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственныхпрограмм. Получили распространение две формы государственной поддержки:
· законодательное установление долгосрочных программ развитиямалого бизнеса;
· включение малого бизнеса составной частью в государственныеэкономические и социальные программы.
В США малый бизнесинституционально организован и интегрирован в государственные структуры черезспециальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, системурегиональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Япониирегулирующая роль государства отражена в законах об основах политики поотношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации,руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке дляторговли и промышленности и ряде других. В Великобританиизаконодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса,предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, иПрограмма гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ кбанковским кредитам.
Государственное содействие развитию малогопредпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
· создание стабильных государственных и негосударственныхисточников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
· использование рациональных механизмов контроля за расходованиемвыделенных средств;
· обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защитеинтересов малых предприятий;
· создание сети специализированных институтов, обеспечивающихреализацию государственной политики содействия малому предпринимательству,включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения иорганизации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные,страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы,промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные иобслуживающие структуры;
· осуществление прямого финансирования деятельности малыхпредприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий,дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондовподдержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
· разработка целевых программ государственной поддержки малогобизнеса на долгосрочную перспективу;
· оказание консультационной помощи предпринимателям; организациясистемы подготовки и переподготовки предпринимателей;
· предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условияхпомещений, оборудования, земельных участков.
· содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Далее приведены некоторыестатистические данные, показывающие уровень развития малого и среднегопредпринимательства в некоторых зарубежных странах.Страны Количество малых и средних предприятий (тыс.) Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.) Доля малых и средних предприятий в общей численности занятий (%) Доля малых и средних предприятий в ВВП( %, оценочно) Великобритания 2630 460 13,6 49 50-53 Германия 2290 370 18,5 46 50-52 Италия 3920 680 16,8 73 57-60 Франция 1980 350 15,2 54 55-62 Страны ЕС 15770 450 68,0 72 63-67 США 19300 742 70,2 54 50-52 Япония 6450 496 39,5 78 52-55
Выше былрассмотрен малый бизнес за рубежом, теперь я считаю целесообразно рассмотретьгосударственное регулирование в Российской Федерации.
Важное место вработе занимает блок вопросов, касающихся современной роли программно-целевогометода управления и государственного регулирования социально -экономическихпроцессов и перспектив его использования в политике государственной поддержкималого предпринимательства на федеральном и региональном уровне. Указанныйметод широко известен и имеет многолетнее применение в мировой экономическойпрактике. В приложении к сфере малого предпринимательства программно — целевойметод государственного регулирования предполагает, прежде всего, выявлениестратегического потенциала малых форм хозяйствования в решении ключевыхвопросов социально-экономического развития, в том числе и на региональномуровне. Целевой метод требует четкого определения приоритетов государственной политикии, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблемконцентрируется на создании условий для наиболее полного раскрытия потенциаламалого предпринимательства, обеспечивающего устойчивый рост и структурноесовершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности,конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и, конечно,максимального вклада в экономический рост в целом.
При разработкецелевой программы необходимо максимально использовать системные противоречия ивзаимодействия: между краткосрочными и долгосрочными целями, социальными целямии целями структурной политики, между количественными и качественнымипараметрами, между стремлением к выравниванию уровней развития регионов ицелями достижения максимальной прибыльности при минимальном риске, стремление ксамоокупаемости системы государственной поддержки малого предпринимательства инеобходимости реализации социально-значимых «затратных» мероприятий, междунеобходимыми затратами на реализацию мер поддержки и острой ограниченностьюреальных ресурсов. Метод целевого программирования, на котором должныосновываться программы поддержки малого предпринимательства, подразумеваетточное выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки, т.е. интегрируетнеобходимые элементы обязательности и даже директивности. Кроме того, впрограмме должны быть обозначены количественные параметры и критерии оценкистепени выполнения включенных в нее мер, их экономического и социальногоэффекта.
Вхозяйственное практике экономически развитых стран для программ такого типаобычно предполагается неизбежным некоторое отклонение от «абсолютного»выполнения, но не более чем на 5-10%. Однако в России широкомасштабная практиканедофинансирования подобных программ делает не редкостью их выполнение не болеечем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений, номинальногарантирующих полное финансовое обеспечение выполнения всех программныхмероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате подобные программына практике оказываются не директивно-целевыми, а чисто индикативными,включающими в себя набор правильных, но декларативных положений. Этимподрывается и дискредитируется сам программно-целевой подход к осуществлениюмер поддержки малого предпринимательства метод требует максимального учетарегиональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом самапрограмма действия в области малого предпринимательства должна быть самымтщательным образом увязана с другими целевыми программами, прямо или косвенноимеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, вданном случае – к сфере малого предпринимательства.
В настоящеевремя программно-целевой метод практического осуществления мер государственнойподдержки малого предпринимательства представлен федеральной программой, атакже значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации.По последним данным, таковые программы имеет примерно 70 субъектов РоссийскойФедерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основыместного самоуправления, осуществляются разработки аналогичных программ наместном уровне. Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мергосударственной поддержки малого предпринимательства (например, установленныезаконом налоговые и иные льготы для малого предпринимательства действуютнезависимо от каких-либо программ, хотя программы часто интегрируют в себязадачу обоснования и вынесения на рассмотрение соответствующих органов власти иуправления предложений по совершенствованию налоговой и иной политики вотношении малого бизнеса). Однако можно предположить, что неудовлетворительныйхарактер мер государственной поддержки малого предпринимательства нафедеральном и, особенно, на региональном уровне — сегодня это на 2/3 проблеманесовершенства соответствующих целевых программ и, в частности, ихмежуровневого взаимодействия.
В принципе,основные требования к государственным программам поддержки малогопредпринимательства изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содержитсятакое важное, но по сути так и не реализованное требование, как внесениеПравительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Федеральногособрания перед представлением федерального бюджета на соответствующий год.Законом установлен ряд важных требований к государственным программам поддержкималого предпринимательства. Таковые должны содержать:
· меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малогопредпринимательства на соответствующем программе уровне;
приоритетные виды и перспективныенаправления деятельности малого предпринимательства;
предложения по изменениюдействующих установлению новых налоговых льгот малым предприятиям, а также повыделению средств соответствующих бюджетов на поддержку малогопредпринимательства;
· меры по обеспечению передачи субъектам малого бизнесанезавершенных строительством и пустующих объектов; мощностей нерентабельных иубыточных предприятий;
· меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскуюдеятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанныхвозможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.
Однако такиеустановки носят чрезвычайно общий характер. В результате, на сегодня несложилось целостного представления о необходимом содержании и, главное, формахвзаимодействия государственных федеральных и региональных программ поддержки малогопредпринимательства пока не существует. Формальным является и отсылка закона кобязательности финансирования названных программ, бесконечная корректировкакоторых по критерию их реального финансирования деструктивно воздействует навсю систему взаимодействия в области государственной поддержки малогопредпринимательства на федеральном и региональном уровне.
Основныеразработчики – Государственный комитет Российской Федерации по поддержке иразвитию малого предпринимательства; Федеральный фонд поддержки малогопредпринимательства; Министерство экономики Российской Федерации; Министерствофинансов Российской Федерации; Министерство труда и социального развитияРоссийской Федерации; Государственный антимонопольный комитет РоссийскойФедерации.
Цель Программы– создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятийпутем совершенствования нормативно — правовой базы, развития инфраструктурыподдержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малогопредпринимательства.
ЗадачиПрограммы — преодоление административных барьеров, максимальная легализациядеятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новыхкредитно — инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержкипредпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортногоориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышениепрестижа и обеспечение безопасности предпринимателей./>Фонды поддержки малого предпринимательства исистема его налогообложения.
Фондомподдержки малого предпринимательства является некоммерческая организация,создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий,направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путемаккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного имуниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольныхвзносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов отвыпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам отльготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малогопредпринимательства.
Фонд поддержкималого предпринимательства является юридическим лицом. Основными направлениямидеятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:
· содействие в формировании рыночных отношений на основегосударственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренциипутем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов дляреализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малогопредпринимательства;
· участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе,а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых(межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малогопредпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщениятоварного рынка, создания новых рабочих мест;
· участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающейравные условия и возможности для осуществления деятельности в области малогопредпринимательства;
· поддержка инновационной деятельности предпринимательскихструктур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видовпродукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
· содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестицийдля реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентнойсреды и развитию малого предпринимательства;
· организация консультаций по вопросам налогообложения и применениянорм законодательства.
Порядокналогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплатыналогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии сналоговым законодательством. В случае если изменения налоговогозаконодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то втечение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежатналогообложению в том же порядке, который действовал на момент ихгосударственной регистрации.
ЗаконамиРоссийской Федерации и законами субъектов Российской Федерации устанавливаютсяльготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондовподдержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний,кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений иорганизаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малогопредпринимательства и оказания им услуг.
Существуютобщие льготы для всех малых предприятий и специальные для определеннойкатегории малых предприятий.
Для всех малыхпредприятий установлены следующие налоговые льготы:
· согласно п.7 постановления Совмина РСФСР от 18 июня 1991г. N 406" О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" малыепредприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно какамортизационные отчисления до 50 процентов от превоначальной стоимости основныхфондов со сроком службы свыше 3 лет, а также проводить ускоренную амортизациюактивной части производственных фондов. — налог на добавленную стоимостьуплачивается малыми предприятиями ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца,следующего за отчетным кварталом.
· они освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль втечение квартала. Суммы налога вносятся по квартальным расчетам в 5-дневныйсрок со дня, установленного для предоставления квартальной бухгалтерской отчетности.
В условияхинфляции данная льгота предоставляет определенные преимущества. Кроме того,облегчается ведение бухгалтерского учета:
· уплаченные малыми предприятиями при приобретении основных средстви нематериальных активов согласно п.50 Инструкции ГНС РФ N 1 " О НДС" Суммы НДС вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основныхсредств и нематериальных активов;
· в соответствии с Законом РСФСР от 20 декабря 1991г. «Обинвестиционном налоговом кредите» малые предприятия имеют право получить инвестиционныйналоговый кредит. Под инвестиционным налоговым кредитом, понимается отсрочканалогового платежа, предоставляемая органами государственными органамигосударственной власти или налоговыми органами.
Помимоперечисленных общих ранее льгот, действующих для всех малых предприятий,законодательством представлена специальная льгота, применение которойобусловлено наличием определенных критериев, предъявляемых к малымпредприятиям.
Согласно п.22Инструкции ГНС РФ N 4 «О налоге на прибыль» в первые два годаосвобождаются от уплаты налога на прибыль вновь созданные малые предприятияотвечающие следующим требованиям.
Во-первых,осуществляющие:
· производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
· производство продовольственных товаров;
· производство товаров народного потребления (при отнесениипромышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребленияследует руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесениюпромышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления,утв. Минэкономики РФ и Госкомстатом РФ от 27.07.1993г.);
· производство медицинской техники, лекарственных средств и изделиймедицинского назначения; технических средств профилактики и реабилитации инвалидов;
· строительство объектов жилищного, производственного, социальногои природоохранного назначения( включая ремонтно-строительные работы).
Во-вторых,выручка от указанных видов деятельности должна превышать 70 % общей суммывыручки от реализации продукции (работ, услуг).
В-третьих, вслучае прекращения малыми предприятиями деятельности, в связи с которой емубыли предоставлены налоговые льготы, до истечения 5-летнего срока (начиная содня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль подлежит внесениюв бюджет РФ в полном размере за весь период деятельности.
В третий ичетвертый год работы малые предприятия уплачивают налог в размере 25% и 50% отосновной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляетсвыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ,услуг).
Льготы поуказанным малым предприятиям в части снижения налоговых ставок применяютсяпредприятиями по результатам их деятельности, начиная с 1 января 1994г.Перерасчет сумм налога до 1 января 1994г. не производится.
Настоящаяльгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных(реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, в томчисле созданных в результате приватизации государственных и муниципальныхпредприятий. Льгота не распространяется также на малые предприятия, в уставномкапитале которых доля государственной, муниципальной собственности общественныхобъединений составляет более 25 процентов.
Приопределении доли выручки от указанных видов деятельности в общей сумме выручкиот реализации продукции в общую сумму не включается выручка по видамдеятельности, доходы от которой облагаются в соответствии с положениями,предусмотренными в разделе 6 Инструкции ГНС РФ «О налоге на прибыльпредприятий и организаций», а также выручка, полученная от продажиосновных фондов и иного имущества. К доходам для которых установлен особыйпорядок налогообложения, относятся:
· дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и инымценным бумагам, принадлежащим предприятиям;
· доходы от долевого участия в других предприятиях, созданных натерритории РФ;
· доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования)казино, иных игорных заведений и от другого игорного бизнеса;
· доходы видеосалонов (от видеопоказа) от проката видео иаудиокассет и записи на них.
Малыепредприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги с перечисленных видовдоходов (по установленным ставкам, отличным от общеустановленных) внезависимости от того, имеют ли они льготу по налогу на прибыль или нет,поскольку действующее законодательство не устанавливает специальной льготы приналогообложении данных видов доходов./>Заключение.
Итак, подводя итог, я хочуобратить особое внимание на следующие моменты представленной курсовой работы.
Как свидетельствуетзарубежный и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимаетсяпредприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капиталекоторых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихсясубъектами малого предпринимательства, не более 50%.
В соответствии сгражданским законодательством Российской Федерации субъектами малогопредпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации ииндивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия вразличных организационно-правовых формах.
Необходимо подчеркнуть основные характеристики,позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:
· быстрое реагирование на конъюнктуру;
· решение социальных вопросов, например, возможность быстро создаватьновые рабочие места;
· противодействие монополизму в экономике;
· активизация структурной перестройки экономики.
Таким образом, труднопереоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оноспособно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширитьпроизводство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – длямалообеспеченного большинства населения) с использованием местных источниковсырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс исоставить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Необходимо отметить, чтоэкономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше, и«жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже вблагополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целыйряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странахЮго-Восточной Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все болееширокую поддержку государства. Данная поддержка предоставляется в виде:
· организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации,обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малымбизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);
· финансовой формы (введение льготного режима налогообложения икредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компанийк кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);
· имущественной формы (научно-технологическая поддержка,льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования,находящихся в государственной собственности, а также формированиегосударственных лизинговых компаний и т. д.).
В России поддержка частнойинициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственнойполитики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установокгосударственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнесавступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономическихпоказателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методамирешения социальных проблем. Однако следует отметить попытку государстваизменить существующую ситуацию к лучшему путем введения новой программы погосударственной поддержке малого бизнеса.
Итак, развитиепредпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс,имеющий ряд специфических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок.Иногда пытается перенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными тольков случае учета специфики нашей страны. Самый эффективный способ решения любойпроблемы – ее четкое определение на основе системы ценностей и недвусмысленнойконцепции. Это задача теоретического исследования российской экономики./>/>Списоклитературы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Баженов Ю. К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство. – М., 1999.
3. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления испецифика функционирования – Экономист № 4,2001.
4. Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. – ЭКО № 8,2000.
5. Бухвальд Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства//Вопросы экономики, №4, 2001
6. Видягин В. И. Экономическая теория (политэкономия): учебник для ВУЗов. –М., 2000.
7. Владимирова Л. Прогнозирование в условиях рынка. – М., 2000.
8. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности:государственное и межфирменное. учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002.
9. Горфинкель В. Я., Швандар В. А. Малые предприятия. учеб. пособие – М.:Юнити, 2001.
10. КузнецоваЛ.Ю. Проблема дифференциации статуса предпринимателя в учете// Вопросыстатистики, №1, 2002.
11. ЛапустаМ.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФА-М, 2002.
12. МуравьевА. И. И др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М., 1999.
13. ОрловО. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?//Вопросыэкономики, №10, 2001.
14. Предпринимательство:Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА-М, 2000.
15. РыбинаМ.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условияхсовременных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и зарубежом, №2, 2001.
16. СквозниковВ. Я. Об организации и итогах статистического обследования деятельностииндивидуальных предпринимателей в Республике Коми. — Вопросы статистики № 9,2000.
17. ТаранухаЮ. Предпринимательство в переходной экономике – Экономист № 10, 2000.
18. Упрощеннаясистема налогообложения, учета и отчетности для организаций – субъектов малогопредпринимательства / Состав. О.В. Кратт. – М.: Экзамен, 2002.
19. ШестоперовО. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России// Вопросыэкономики, №4, 2001
20. ШеховцовА. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах// Вопросы экономики,№4, 2001