--PAGE_BREAK--
При такой структуре сходные функции концентрируются в одном подразделении, что способствует быстрому росту квалификации работников за счет их специализации и, в конечном счете, росту профессионального уровня. Вместе с тем такая структура имеет определенные недостатки, главный из которых недостаточная адаптация к быстроизменяющимся условиям деятельности фирмы из-за узкой специализации подразделений на решении нескольких частных задач.
Миссией ООО «ПСК продукты» является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в качественной мясной и рыбной продукции, соответствующей лучшим мировым стандартам за счет профессионализма и ответственности работников всех подразделений компании.
Корпоративными ценностями ООО «ПСК продукты» являются:
- ориентация на запросы потребителей;
- ответственность за результат;
- стремление к инновациям, постоянное совершенствование;
- командный дух, доверие, открытость, честность;
- социальная ответственность;
Отличительная черта ООО «ПСК продукты» — экологически чистая, высококачественная продукция в соответствии, с чем продукция пользуется заслуженным спросом.
Широкий ассортимент наименований мясо и рыбопродукции позволяет компании быть более гибкой к текущим изменениям спроса, расширять свою деятельность на другие сегменты рынка, устанавливать контакты с новыми партнерами.
2.2. Организация коммерческой деятельности на предприятии
Факторы конкурентоспособности ООО «ПСК продукты» определяются его конкурентными преимуществами:
– развитая сеть сбыта, объединяющая российских потребителей во многих регионах страны;
– наличие низкотемпературных складских комплексов в Свердловской области, являющейся основным покупателей продукции компании;
– широкая география поставок мясной и рыбной продукции (поставщики из 20 стран);
– широкий спектр логистических услуг (транспортировка, хранение, формирование заказов, паллетирование) предоставляемых клиентам.
Указанные преимущества оказывают серьезное влияние на конкурентоспособность оказываемых компанией услуг, которое отразилось, в том числе, в росте объемов продаж.
Обобщая вышеизложенное можно составить для ООО «ПСК продукты» SWOT-матрицу, которая отражает сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы (таблица 1).
Таблица 1 — SWOT -матрица для ООО «ПСК продукты»
Сильные стороны -S
Слабые стороны-W
- Долгосрочные, устойчивые связи с поставщиками как отечественной продукции, так и импортной;
- Высокое качество продукции;
- Широкий ассортимент продукции.
- развитая сеть сбыта, объединяющая российских потребителей во многих регионах страны;
- широкая география поставок мясной и рыбной продукции (поставщики из 20 стран);
- широкий спектр логистических услуг, предоставляемых клиентам.
- Снижение эффективности использования основных фондов, трудовых ресурсов;
- низкая рентабельность деятельности, продаж;
- рост объемов продаж ограничивает возможность использования складских площадей
-Дефицит низкотемпературных складских мощностей
Возможности
Стратегические действия-SO
Стратегические действия-WO
Рост платежеспособности населения
Рост платежеспособного спроса на соленую, пряную рыбную продукцию
-Увеличить долю высококачественной продукции и, соответственно, более дорогой в ассортименте продукции
— Организация производства соленой, пряной рыбной продукции
строительство современного низкотемпературного терминала
Угрозы
Стратегические действия-ST
Стратегические действия-WT
Снижение общего уровня спроса населения на мясную продукцию;
Риск эпидемии болезней животных и птиц;
Контрабандный ввоз, «серый» импорт;
Усиление конкуренции
– расширение базы поставщиков за счет отечественных производителей мяса с целью снижения зависимости от импорта
– расширение клиентской базы за счет сетевых клиентов как более рентабельного направления продаж
– усиление своего присутствия на емком розничном сегменте рынка
– сопровождение продажи оказанием сопутствующих услуг
- Проведение маркетинговых исследований по изучению спроса на продукцию;
- Приобретение товаров, сопровождаемых ветеринарными документами;
- Приобретение высококачественных товаров, соответствующих требованиям спроса.
Как видно из данных таблицы 1 компания ООО «ПСК продукты» имеет большое количество сильных сторон, выраженных, прежде всего, в широте ассортимента, логистических услуг, что позволило ей укрепить свое положение на рынке.
Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что в настоящее время на рынке мясной и рыбной продукции складывается благоприятная ситуация для ООО «ПСК продукты» для дальнейшего развития и укрепления своего положения на рынке. Рост спроса на продукцию компании в связи с ростом покупательского спроса определяет рост спроса на продукцию ООО «ПСК продукты». С учетом достаточно высокой консолидированности рынка импортных мясной и рыбной продукции, наличия барьеров (квот) для новых игроков, положительной динамики доли ООО «ПСК продукты» в общем объеме импорта можно сделать вывод о прочном положении компании с точки зрения возможной конкуренции на рынках сбыта. Кроме того, существует для компании благоприятная возможность организации производства соленой, пряной рыбной продукции спрос на которую в настоящее время на рынке неудовлетворен.
Организационно структура продаж ООО «ПСК продукты» состоит из 6 отделов продаж товара:
– отдел продаж центрального офиса на ул. Комсомольская 73;
– отдел продаж в Дуброво;
– отдел продаж на Завокзальной 4а;
– отдел продаж на базе предприятия «Патра»;
– отдел продаж на базе хладокомбината №2;
– отдел продаж на базе хладокомбината №6;
Все складские площади компания арендует. Общие арендные площади представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Арендуемые складские площади ООО «ПСК продукты» в 2008 году
Склад
Арендуемая площадь, кв.м
Аренда, тыс.руб.
Отдел продаж центрального офиса на ул. Комсомольская 73;
520,00
1794,00
Отдел продаж в Дуброво;
140,00
266,00
Отдел продаж на Завокзальной 4а;
480,00
1968,00
Отдел продаж на базе предприятия «Патра»;
120,00
352,80
Отдел продаж на базе хладокомбината №2;
340,00
1054,00
Отдел продаж на базе хладокомбината №6;
360,00
1177,20
Итого
1960,00
6612,00
Ассортимент и цены на товар одинаковы во всех отделах продаж ООО «ПСК продукты».
Покупатель желающий приобрести товар должен позвонить в отдел продаж центрального офиса или одного из отделов продаж.
После согласования цен, ассортимента и получения необходимых консультаций по товарам покупателем составляется заявка на покупку товара. По заявке товар резервируется. Отпуск товара производится после оплаты товара. При этом компания предоставляет своим клиентам возможность частичной оплаты товара, с отсрочкой платежа.
Оплата товара возможна как безналичным платежом на расчетный счет ООО «ПСК продукты», так и наличным платежом в кассу на одном из филиалов.
При оплате наличным расчетом покупатель прибывает в согласованный с менеджером отдел продаж, оплачивает и получает товар со всеми необходимыми документами согласно заявке по согласованным ценам.
При оплате безналичным расчетом покупателю ООО «ПСК продукты» выставляет счет на оплату товара согласно заявке. После оплаты товара и поступления денежных средств на расчетный счет ООО «ПСК продукты» согласовывает с покупателем дату и условия загрузки товара.
При загрузке товара покупатель принимает товар у ООО «ПСК продукты» по количеству и качеству.
Все бухгалтерские и ветеринарные документы на товар оформляются ООО «ПСК продукты» на месте отгрузки.
При первой сделке производится заключение договора. При продаже товара для промышленной переработки до фактической отгрузки необходимо оформить разрешение на переадресовку товара по линии Россельхознадзора. Порядок оформления и необходимые документы согласовываются с менеджером отдела продаж ООО «ПСК продукты».
Постоянное пополнение складских запасов позволяет заказчикам ООО «ПСК продукты» приобретать крупные партии продукции.
Компанией установлены стабильные связи с крупными транспортными компаниями по доставке рыбопродукции из регионов промысла железнодорожным транспортом.
Компания в настоящее время испытывает большие трудности по хранению товаров, так как рост объемов реализации требует роста складских площадей, однако холодильных складских помещений не хватает, Это обосновывается тем, что основными клиентами специализированных холодильных складов являются производственные и торговые компании, работающие на рынках продуктов питания, прежде всего на рынках мяса, фруктов и овощей. В настоящее время эти рынки продолжают свой рост, что приводит к развитию компаний, работающих на них, и увеличению с их стороны спроса на специализированные складские площади.
ООО «ПСК продукты» арендует холодильные складские помещения, но помимо нехватки их мощностей, на сегодняшний день арендуемые холодильники, построены еще в советское время, и нуждаются в модернизации и не соответствует современным требованиям санитарных норм. В результате нарушаются условия хранения продуктов, что нередко сказывается на их качестве.
Торговая сеть компании охватывает не только потребителей Свердловской области, но также и Тюменской, Курганской, Омской и Челябинской областей. Основными клиентами в г. Екатеринбурге являются: сеть магазинов «Купец», Екатеринбургский мясокомбинат, сеть магазинов «Семь ключей».
Основными сегментами рынка компании являются:
- мясоперерабатывающие заводы;
- оптовые торговые компании;
- розничные торговые компании.
В настоящее время в ООО «ПСК продукты» существуют следующие системы сбыта:
1) прямой канал сбыта, то есть предприятие напрямую реализует продукцию конечным потребителям продукции (розничные магазины).
Преимуществами данного канала являются:
- требует меньше затрат;
- упрощается возможность сбора информации — рекомендаций, рекламаций, что позволяет в более короткие сроки принять замечания к сведению.
Недостатки: необходимо увеличение числа штатных сотрудников с целью назначения менеджеров по продажам отдела по сбытовым регионам и вменению каждому из них в обязанность поддержания контактов со всеми потенциальными покупателями с целью оперативного реагирования на замечания и рекламации потребителей в отношении качества продукции и проведения контроля за потребностями на предприятиях.
2) сбыт через посредников– одноуровневый и многоуровневые каналы, включающие в себя одного или нескольких посредников (привлечение сторонних организаций в качестве представительств, или предприятий, приобретающих продукцию с целью дальнейшей перепродажи). Преимущества: Умеренные затраты на реализацию. Отсутствие необходимости исследования и прогнозирования рынка. Недостатки: ограниченность контроля над территориальным охватом, низкий уровень контроля над ценами, высокие наценки посредника на продукцию, оторванность от конечного потребителя и соответственно недостаток информации о нем, необходимость установления более тесных контактов с посредниками.
В деятельности по продвижению продукции ООО «ПСК продукты» среди средств продвижения основное место занимает прямая почтовая реклама и прямые продажи.
Прямая почтовая реклама заключается в рассылке рекламно-информационных писем и целевой рассылке печатных рекламных материалов, имеющих возможность применения для всех клиентов предприятия, в том числе для потенциальных, по электронной почте.
Преимуществами прямой почтовой рекламы являются: гибкость и оперативность, личностный характер послания, относительно невысокая стоимость рассылки. Недостатки: определенные трудности в подборе адресов для рассылки.
Прямые продажи заключаются в работе непосредственно торговых представителей предприятия с клиентами как уже существующими, так и потенциальными. Основным недостатком данного вида продвижения является необходимость устного предоставления предприятия, его продукции, что отнимает много времени у клиентов. Данная проблема возникает вследствие недостаточной информированности потребителя, узнаваемости продукции ООО «ПСК продукты», так как предприятие не использует кроме указанных видов продвижения никакие другие средства, за исключением рекламно-каталожных изданий (каталоги, проспекты, буклеты).
Последнее средство продвижения заключается в высокой степени восприятия, в широких возможностях выражения идей различными художественными средствами, в высоком качестве воспроизведения, в длительности существования и использования, в отсутствии ограничения по объему информации, в отсутствии материалов конкурентов, в большой потенциальной возможность охвата аудитории читателей. Однако изготавливаются и распространяются данные материалы в незначительном количестве.
Особое внимание ООО «ПСК продукты» уделяет системе сервиса, которая заключается в следующем:
- клиент, формируя заказ, точно знает, что, приехав в назначенное время, может получить продукцию;
- предоставление доставки по городу: для постоянных клиентов — бесплатная, для непостоянных — платная.
- Оценку эффективности системы продвижения можно провести на основе анализа затрат на продвижение на рубль товарооборота (табл.3)
- Данные таблицы 3 показывают, что в 2008 году затраты на продвижение увеличились на 72,2 тыс.руб., при этом удельный вес затрат на продвижение в товарообороте незначителен как в 2007, так и в 2008 году – 0,0664% и 0,0651% соответственно, при этом произошло его снижение в 2008 году на 0,0013%.
Таблица 3 — Анализ затрат на продвижение товаров ООО «ПСК продукты» на рубль товарооборота
Показатель
2007 год
2008 год
Отклонение (+-)
Темп роста, %
1. Товарооборот, тыс.руб.
2942780,00
3114018,00
171238,00
105,82
2. Затраты на продвижение товара тыс.руб.
1954,60
2026,80
72,20
103,69
3. Удельный вес затрат на продвижение в товарообороте, руб. (пок.2/пок.1*100)
0,0664
0,0651
-0,0013
97,99
4. Товарооборот на рубль затрат на продвижение, руб. (пок.1/пок.2)
1505,57
1536,42
30,85
102,05
В 2008 году рубль затрат на продвижение принес предприятию 1536,42 тыс.руб. товарооборота, что на 30,85 тыс.руб. больше, чем в 2007 году.
Следовательно, можно сделать вывод об эффективности системы продвижения.
2.3. Анализ эффективности оптовой торговли
Основные финансово-экономические показатели деятельности компании представлены в таблице 4.
Таблица 4 — Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «ПСК продукты»
Показатели
Значение
Отклонение
Темп роста, %
2007 год
2008 год
1. Товарооборот продукции, тыс.руб.
2942780,00
3114018,00
171238,00
105,82
2. Товарооборот по покупным ценам, тыс.руб.
2914445,00
3078768,00
164323,00
105,64
3. Валовой доход, тыс.руб.
28335,00
35250,00
6915,00
124,40
4. Уровень валового дохода в прибыли, %
0,96
1,13
0,17
117,56
5. Издержки обращения, тыс.руб.
17640,00
16197,00
-1443,00
91,82
6. Уровень издержек обращения в прибыли, %
0,60
0,52
-0,08
86,77
7. Прибыль от продаж, тыс.руб.
10695,00
19053,00
8358,00
178,15
8. Чистая прибыль, тыс.руб.
473,00
2435,00
1962,00
514,80
9. Рентабельность деятельности, %
2,68
15,03
12,35
560,66
10. Рентабельность продаж, %
0,36
0,61
0,25
168,35
11.Среднесписочная численность, чел.
56,00
62,00
6,00
110,71
12. Товарооборот на одного работающего, тыс.руб.
52549,64
50226,10
-2323,55
95,58
13. Основные средства, тыс. руб.
1444,00
2136,00
692,00
147,92
14. Фондоотдача, руб.
2037,94
1457,87
-580,06
71,54
Согласно данным таблицы 4 в 2008 году произошло увеличение товарооборота по ценам реализации на 171238,00 тыс.руб. или на 5,82 %, в покупных ценах на 164323,00 тыс.руб. или на 5,64%. Рост товарооборота привел к росту валового дохода на 6915,00 тыс.руб. или на 24,4%, однако уровень валового дохода компании в товарообороте как в 2007, так и в 2008 году незначителен – 0,96% и 1,13% соответственно.
В 2008 году произошло снижение издержек обращения на -1443,00 тыс.руб. или на 8,18%, что вызвало снижение их удельного веса в товарообороте на 0,08% и положительно сказалось на прибыли от продаж компании, которая в 2008 году увеличилась на 8358,00 тыс.руб. или на 78,15%. Последнее в свою очередь привело к росту чистой прибыли на 1962,00 тыс.руб., что в конечном итоге привело к росту рентабельности деятельности предприятия на 12,35%, рентабельности продаж на 0,25%.
Товарооборот на одного работающего в 2008 году снизился на -2323,55 тыс.руб. вследствие роста численности на 6 чел., что свидетельствует о снижении эффективности использования трудовых ресурсов.
Также наблюдается снижение эффективности использования основных фондов, так как фондоотдача снизилась на -580,06 руб., что произошло из-за роста среднегодовой стоимости основных средств на 692,00 тыс.руб.
Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что в 2008 году деятельность компании является прибыльной и рост товарооборота, прибыли, рентабельности показывает рост эффективности деятельности компании, однако в 2008 году неэффективно использовались трудовые ресурсы и основные фонды.
ООО «ПСК продукты» предоставляет широкий ассортимент продукции, анализ объемов реализации по ассортиментным группам представлен в таблице 5.
Таблица 5 — Анализ объемов реализации по ассортиментным группам ООО «ПСК продукты» за 2007-2008 гг. в натуральном выражении
Ассортиментная группа
Объем реализации, тонн
Отклонение
Темп роста, %
Удельный вес, %
Отклонение
2007 год
2008 год
2007 год
2008 год
Мясная продукция
Баранина
609,95
646,68
36,73
106,02
2,58
2,58
0,00
Говядина
6099,80
6233,76
133,96
102,20
25,75
24,82
-0,93
Свинина
9124,85
9289,93
165,08
101,81
38,52
36,99
-1,53
Мясо птицы
8831,06
8941,65
110,59
101,25
37,28
35,61
-1,68
Итого
23685,66
25112,02
1426,36
106,02
100,00
100,00
0,00
Рыбная продукция
Лосось
503,81
505,05
1,24
100,25
11,08
10,87
-0,21
Форель
276,62
290,81
14,19
105,13
6,08
6,26
0,17
Голец
129,47
130,87
1,40
101,08
2,85
2,82
-0,03
Горбуша
995,29
1002,18
6,89
100,69
21,89
21,56
-0,33
Кальмар
95,17
95,29
0,12
100,13
2,09
2,05
-0,04
Камбала
53,90
54,23
0,32
100,60
1,19
1,17
-0,02
Кета
60,29
63,20
2,91
104,82
1,33
1,36
0,03
Кижуч
14,53
15,55
1,02
107,05
0,32
0,33
0,02
Лосось
135,60
144,07
8,47
106,25
2,98
3,10
0,12
Минтай
645,49
652,74
7,26
101,12
14,20
14,04
-0,15
Муксун
6,65
6,82
0,17
102,55
0,15
0,15
0,00
Окунь
234,28
234,87
0,58
100,25
5,15
5,05
-0,10
Форель
108,00
108,60
0,60
100,55
2,38
2,34
-0,04
Терпуг
205,71
210,46
4,75
102,31
4,52
4,53
0,00
Скумбрия
572,90
611,79
38,89
106,79
12,60
13,16
0,56
Путассу
142,98
145,23
2,25
101,57
3,14
3,12
-0,02
Сельдь
366,56
376,21
9,65
102,63
8,06
8,09
0,03
Итого
4547,25
4647,96
100,71
102,21
100,00
100,00
0,00
Согласно данным таблицы 5 в 2008 году произошло увеличение объема реализации мясной продукции на 1426,36 тонн за счет роста всех видов мясной продукции: баранины на 36,73 тонн, свинины на 165,08 тонн, мяса курицы на 110,59 тонн, говядины на 133,96 тонн соответственно. Общий темп роста мясной продукции составил 6,02%.
Также наблюдается увеличение в 2008 году объемов реализации всех видов рыбной продукции, общее увеличение составило 100,71 тонн или 2,21%.
Проведем анализ товарооборота компании (таблица 6).
Таблица 6 — Анализ товарооборота по ассортиментным группам ООО «ПСК продукты» за 2007-2008гг.
Ассортиментная группа
Товарооборот, млн.руб.
Отклонение
Темп роста, %
Удельный вес, %
Отклонение
2007 год
2008 год
2007 год
2008 год
Мясная продукция
Баранина
95,76
104,92
9,16
109,57
3,75
3,89
0,14
Говядина
713,68
752,90
39,22
105,50
27,93
27,88
-0,05
Свинина
1277,48
1345,30
67,82
105,31
50,00
49,82
-0,18
Мясо птицы
468,05
497,16
29,11
106,22
18,32
18,41
0,09
Итого
2554,96
2700,28
145,31
105,69
100,00
100,00
0,00
Рыбная продукция
Лосось
103,78
107,07
3,29
103,17
26,76
25,88
-0,88
Форель
50,35
54,09
3,75
107,44
12,98
13,07
0,09
Голец
9,58
10,08
0,50
105,18
2,47
2,44
-0,03
Горбуша
52,75
55,12
2,37
104,49
13,60
13,32
-0,28
Кальмар
7,52
8,00
0,49
106,46
1,94
1,93
0,00
Камбала
2,05
2,17
0,12
105,90
0,53
0,52
0,00
Кета
4,34
4,68
0,34
107,73
1,12
1,13
0,01
Кижуч
1,21
1,34
0,13
110,92
0,31
0,32
0,01
Лосось
26,44
29,62
3,18
112,02
6,82
7,16
0,34
Минтай
27,76
29,37
1,62
105,83
7,16
7,10
-0,06
Муксун
1,50
1,64
0,14
109,39
0,39
0,40
0,01
Окунь
15,70
16,68
0,98
106,23
4,05
4,03
-0,02
Форель
19,49
20,63
1,14
105,84
5,03
4,99
-0,04
Терпуг
9,49
10,73
1,25
113,14
2,45
2,59
0,15
Скумбрия
37,32
42,30
4,98
113,34
9,62
10,22
0,60
Путассу
4,43
4,79
0,36
108,13
1,14
1,16
0,02
Сельдь
14,11
15,42
1,31
109,30
3,64
3,73
0,09
Итого
387,82
413,74
25,92
106,68
100,00
100,00
0,00
ВСЕГО
2942,78
3114,02
171,24
105,82
-
-
-
Данные таблицы 6 показывают, что в 2008 году произошло увеличение товарооборота мясной продукции на 145,31 млн.руб. или на 5,82% за счет роста товарооборота всех видов мясной продукции: баранины на 9,16 млн.руб., свинины на 67,82 млн.руб., мяса курицы на 29,11 млн.руб., говядины на 39,22 млн.руб. соответственно.
Товарооборот рыбной продукции увеличился на 25,92 млн.руб. или на 6,68% за счет роста товарооборота всех ассортиментных групп рыбной продукции.
Наибольший удельный вес в объеме товарооборота в 2007-2008 гг. имеет мясная продукция – 86,82% и 86,71% соответственно.
Наибольший удельный вес в товарообороте мясной продукции занимает свинина– 50% и 49,82% соответственно в 2007-2008 гг., затем говядина 27,93% и 27,88% соответственно, после мясо курицы – 18,32% и 18,41% соответственно.
Первые три места по объему товарооборота в товарообороте рыбной продукции занимает лосось – 36,76% и 25,88% соответственно в 2007-2008 гг., затем горбуша 13,6% и 13,32% соответственно, форель – 12,98% и 13,07% соответственно
Удельный вес объема реализации той или иной продукции влияет на объем товарооборота. Данное влияние рассчитывается исходя из произведения коэффициента роста товарооборота в общем (3114,02/ 2942,78=1,06) на объем товарооборота 2007 года. Далее определятся разница между товарооборотом 2008 года и рассчитанным показателем (товарооборот 2008 года при структуре 2007 года). Расчет представлен в таблице 7.
Таблица 7- Расчет влияния структуры реализации на товарооборот ООО «ПСК продукты» в 2008 году
Ассортиментная группа
Товарооборот, млн.руб.
Влияние структуры реализации, млн.руб.
2007год
Товарооборот 2008 года при структуре 2007 года
2008 год
Мясная продукция
Баранина
95,76
101,51
104,92
3,42
Говядина
713,68
756,50
752,90
-3,60
Свинина
1277,48
1354,13
1345,30
-8,83
Мясо птицы
468,05
496,13
497,16
1,03
Итого
2554,96
2708,26
2700,28
-7,98
Рыбная продукция
Лосось
103,78
110,01
107,07
-2,94
Форель
50,35
53,37
54,09
0,72
Голец
9,58
10,16
10,08
-0,08
Горбуша
52,75
55,92
55,12
-0,80
Кальмар
7,52
7,97
8,00
0,03
Камбала
2,05
2,17
2,17
0,00
Кета
4,34
4,60
4,68
0,08
Кижуч
1,21
1,28
1,34
0,06
Лосось
26,44
28,03
29,62
1,59
Минтай
27,76
29,42
29,37
-0,05
Муксун
1,50
1,59
1,64
0,05
Окунь
15,70
16,64
16,68
0,04
Форель
19,49
20,66
20,63
-0,03
Терпуг
9,49
10,06
10,73
0,68
Скумбрия
37,32
39,56
42,30
2,74
Путассу
4,43
4,70
4,79
0,09
Сельдь
14,11
14,96
15,42
0,47
Итого
387,82
411,08
413,74
2,66
ВСЕГО
2942,78
3119,35
3114,02
-5,33
Данные таблицы 7 показывают, что в 2008 году товарооборот компании снизился за счет изменения структуры на 5,33 млн.руб., что показывает, что повысилась реализация более дешевых товаров. Следовательно, для роста товарооборота компании необходимо увеличивать удельный вес более дорогой продукции.
Далее рассмотрим, как повлияло изменение цен на товарооборот и изменение количества реализованной продукции (таблица 8).
Таблица 8 — Влияние на товарооборот ООО «ПСК продукты» в 2008 году изменения цен и количества реализованной продукции
Товарные группы
Товарооборот, млн. руб.
Отклонение от 2007 года, млн. руб.
2007 год
факт в ценах 2007 года
2008 год
общее
в том числе за счет
массы товаров
цен
Мясная продукция
Баранина
95,76
101,53
104,92
9,16
5,77
3,40
Говядина
713,68
729,35
752,90
39,22
15,67
23,55
Свинина
1277,48
1300,59
1345,30
67,82
23,11
44,71
Мясо птицы
468,05
473,91
497,16
29,11
5,86
23,25
Итого
2554,96
2605,38
2700,28
145,31
50,41
94,90
Рыбная продукция
Лосось
103,78
104,04
107,07
3,29
0,26
3,03
Форель
50,35
52,93
54,09
3,75
2,58
1,16
Голец
9,58
9,68
10,08
0,50
0,10
0,39
Горбуша
52,75
53,12
55,12
2,37
0,37
2,00
Кальмар
7,52
7,53
8,00
0,49
0,01
0,48
Камбала
2,05
2,06
2,17
0,12
0,01
0,11
Кета
4,34
4,55
4,68
0,34
0,21
0,13
Кижуч
1,21
1,29
1,34
0,13
0,08
0,05
Лосось
26,44
28,09
29,62
3,18
1,65
1,53
Минтай
27,76
28,07
29,37
1,62
0,31
1,31
Муксун
1,50
1,53
1,64
0,14
0,04
0,10
Окунь
15,70
15,74
16,68
0,98
0,04
0,94
Форель
19,49
19,60
20,63
1,14
0,11
1,03
Терпуг
9,49
9,71
10,73
1,25
0,22
1,03
Скумбрия
37,32
39,86
42,30
4,98
2,53
2,45
Путассу
4,43
4,50
4,79
0,36
0,07
0,29
Сельдь
14,11
14,48
15,42
1,31
0,37
0,94
Итого
387,82
396,78
413,74
25,92
8,97
16,96
ВСЕГО
2942,78
3002,16
3114,02
171,24
59,38
111,86
Данные таблицы 8 показывают, что в 2008 году произошел рост товарооборота на 171,24 млн.руб. за счет роста реализованной продукции в натуральном выражении на 59,38 млн.руб., за счет роста цен на 111,86 млн.руб. При этом за счет роста цен товарооборот рыбной продукции увеличился на 16,96 млн.руб., мясной на 94,9 млн.руб., за счет роста массы товаров на 8,97 млн.руб. и 50,41 млн.руб. соответственно.
3. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия
Таким образом, был проведен анализ деятельности компании ООО «ПСК продукты» в ходе которого было выявлено, что наблюдается повышение эффективности деятельности компании за счет роста объемов реализации продукции, товарооборота, прибыли. Рост экономических показателей деятельности компании обуславливается следующими конкурентными преимуществами:
- долгосрочными, устойчивыми связями с поставщиками как отечественной продукции, так и импортной;
- высоким качеством продукции;
- широким ассортиментом продукции.
- развитой сетью сбыта, объединяющей российских потребителей во многих регионах страны;
- широкой географией поставок мясной и рыбной продукции (поставщики из 20 стран);
- эффективностью системы продвижения.
Однако в ходе анализа были выявлены и слабые стороны компании:
- снижение эффективности использования основных фондов, трудовых ресурсов;
- низкая рентабельность деятельности, продаж;
- рост объемов продаж ограничивает возможность использования складских площадей, что обостряется дефицитом низкотемпературных складских мощностей;
- увеличивается доля реализации более дешевой продукции.
Следовательно, основными стратегическими действиями компании должны являться:
- увеличение доли высококачественной продукции и, соответственно, более дорогой в ассортименте продукции;
- строительство современного низкотемпературного терминала;
- расширение базы поставщиков за счет отечественных производителей мяса с целью снижения зависимости от импорта;
- организация производства продукции спрос, на которую в настоящее время неудовлетворен.
- расширение клиентской базы.
В соответствии с рекомендациями будут разработаны предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности компании.
В ходе написания курсовой работы было выявлено, что в настоящее время у ООО «ПСК продукты» существует благоприятная возможность по увеличению объемов реализации своей продукции. Однако компания испытывает дефицит складских площадей, что не позволяет ей в полной мере наращивать грузопотоки, а, следовательно, повышать объемы реализации.
Поэтому предлагается рассмотреть возможность ООО «ПСК продукты» строительства собственного современного низкотемпературного терминала.
По физическому хранению и перемещению грузов в структуре ООО «ПСК продукты» он будет играть роль распределительного центра по рационализации товарных потоков — преобразованию поступающей от поставщиков товарной массы в готовые к реализации дробные ассортиментные позиции и быстрому распределению партий по торговым точкам собственным транспортом.
Задачами ООО «ПСК продукты», решаемыми организацией собственного распределительного центра, будут являться:
- повышение качества обслуживания клиентов;
- улучшение информационного обеспечения клиентов;
- расширение рынков сбыта;
- осуществление закупок по оптимальным условиям;
- оптимизация поиска новых поставщиков и товаров (услуг);
- увеличение мощности для транспортировки продукции;
- оптимизация схем расчетов между участниками логистических цепочек;
- оптимизация загрузки транспортных инфраструктур;
- получение оптимальных условий на такие услуги по обслуживанию бизнеса, как транспортные, складские, информационные, маркетинговые, рекламные, бухгалтерские, юридические, страховые.
Основные функции предлагаемого для ООО «ПСК продукты» распределительного центра:
- предоставление возможности компании закупать крупные партии товаров для поддержания оптимального ассортимента. За счет этого будут достигнуты минимальные закупочные цены, ускориться оборачиваемость товарных запасов и рост продаж;
- оптимизация торгово-технологических и складских операций с целью снижения эксплуатационных и других издержек;
- оптимизация транспортных потоков, что позволит снизить нерациональное использование транспорта;
- оптимизация работы по контролю качества товаров, подтверждения соответствия (сертификация) и т. д. За счет переноса этих работ из арендуемых складов в распределительный центр будет достигнута централизация людей и средств, что позволит сократить внутрихозяйственные затраты.
Логистический распределительный центр ООО «ПСК продукты» должен иметь центр обработки данных, склад со специальным оборудованием и погрузочно-разгрузочными устройствами, а также квалифицированный персонал, имеющий соответствующую подготовку.
В основе распределительного центра должен быть склад.
Функции подразделения складского хозяйства ООО «ПСК продукты»:
- планирование работ;
- приемка, обработка (в том числе сортировка) грузов;
- организация надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений порчи; поддержание необходимой температуры, влажности);
- постоянный контроль и учет движения материальных ценностей;
- создание условий, предотвращающих хищение материальных ценностей;
- комплектование готовой продукции, консервация, упаковка ее, подготовка отгрузочной документации и отгрузка.
Новый распределительный центр ООО «ПСК продукты» требует также внедрение распределительной логистики — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров.
Распределительная логистика ООО «ПСК продукты» должна строиться на следующих логистических принципах:
- координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;
- интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем;
- адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и, в первую очередь, к запросам покупателей;
- системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;
- комплексность, т.е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;
- оптимальность, как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;
- рациональность, как в организационной структуре, так и в организации управления.
Распределительная логистика должна охватывать весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке «поставщик — ООО «ПСК продукты» — потребитель», начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания ООО «ПСК продукты».
Состав задач распределительной логистики ООО «ПСК продукты»:
- планирование процесса реализации;
- организация получения и обработки заказа;
- выбор вида упаковки, принятие решения о сортировке, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
- организация отгрузки продукции;
- организация доставки и контроль за транспортированием.
Система логистики подразумевает автоматизацию как процесса управления сбытом, так и автоматизацию складских работ.
Также для упорядочивания складских остатков и проведения инвентаризации товаров, грамотного ведения учета, приема и расхода товара со склада необходимо внедрение системы штрихового кодирования для оптовой торговли. Штрихкод — это один из способов записи информации об объекте или товаре. Технология его использования проста в применении и не требует высоких затрат на программное обеспечение и оборудование. В штрихкод заносят цифровую или буквенно-цифровую символику. Например, один код может содержать информацию о дате производства продукта, поставщике, получателе товара и др. Данный тип штрихкода предназначен для отслеживания грузопотоков. Другой код используют для маркировки продуктов, в котором цифровые данные служат всего лишь ключом к общей базе данных, из которой получают необходимую информацию.
Штриховое кодирование, по сравнению с ручным способом, позволяет значительно повысить скорость (примерно в 15 раз) и точность (примерно в 10 тыс. раз) сбора и ввода информации;
Рассмотрим затраты на организацию проекта по строительству распределительного центра. ООО «ПСК продукты» планирует общую площадь склада в размере не менее 10 тыс. кв.м., размер земельного участка также составит 10 тыс.кв.м., площадь склада под хранение — 7 тыс.кв.м
Расходы на строительство определены подрядной организацией «Стройтехиндустрия» (таблица 9).
Таблица 9 — Расходы на строительство распределительного центра ООО «ПСК продукты»
Направление расходов
Общая стоимость, тыс.руб.
Земельный участок
21000,00
Здание
17000,00
Итого
38000,00
По данным таблицы 9 общие расходы на строительство распределительного центра составят 38 млн.руб.
Для реализации проекта необходимо также приобретение складского оборудования, которое будет изготовлено «под ключ» специально для ООО «АСК продукты» фирмой «Форма» на базе стеллажей модели «ЕВРО». Стоимость складского оборудования представлена в таблице 10.
Таблица 10 — Стоимость складского оборудования для хранения товаров на грузовых поддонах, на базе стеллажей модели «ЕВРО»
Показатель
Значение показателя, руб.
Металлоконструкции
809520,00
Возможная скидка — 7%
56666,40
Итоговая стоимость с учетом скидки
752853,60
Стоимость складского оборудования составит 752,853 тыс.руб.
Автоматизация склад и штрих-кодирование также требует затрат, которые представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Смета затрат на автоматизацию склада и штрих-кодирование
Товар
Количество, ед.
Цена за единицу, руб.
Сумма, тыс.руб.
Программные продукты
1С: Управление торговлей 8
1,00
12600,00
12,60
Дополнительные лицензии к «1С: Управление торговлей 8 „
1,00
4500,00
4,50
Модель “Управление оптовой торговлей»
1,00
10150,00
10,15
Дополнительные лицензии к «Управление оптовой торговлей»
1,00
4350,00
4,35
Итого
-
-
31,60
Торговое оборудование
POS-система
4,00
62980,00
251,92
Термопринтер печати этикеток
2,00
22000,00
44,00
Сканер
8,00
3000,00
24,00
Весы с печатью этикеток
4,00
38250,00
153,00
Итого
-
-
472,92
Услуги
Пусконаладочные работы
-
-
65,00
Консультации по работе
-
-
65,00
Запуск системы в тестовом режиме
-
-
13,00
Запуск системы в рабочем режиме
-
-
13,00
Итого
-
-
156,00
ВСЕГО
-
-
660,52
Согласно смете затрат на автоматизацию склада штрих-кодирование общая сумма затрат составит 660,52 тыс.руб.
В настоящее время ООО «ПСК продукты» имеет необходимую технику, используемых на арендуемых складах, поэтому приобретение данных основных фондов предприятием не планируется. Трудовые ресурсы будут также переведены с арендуемых складов в новый распределительный центр, поэтому привлечение дополнительного персонала не требуется. Возможно, также сокращение численности работников склада, что вызвано тем, что распределительный центр будет автоматизирован, что требует незначительной численности его сотрудников.
Общие инвестиционные расходы представлены в таблице 12.
Таблица 12 — Общие инвестиционные расходы ООО «ПСК продукты» на организацию распределительного центра
Расходы
Сумма, млн.руб.
Покупка земельного участка
21000,00
Строительство
17000,00
Складское оборудование
752,85
Автоматизация склада и штрих-кодирование
660,52
Итого
39413,37
Общие инвестиционные расходы ООО «ПСК продукты» составят 39,41 млн. руб. Финансирование проекта за счет заемных средств под 14% годовых. Выплаты
В соответствии с данными таблицы 12 рассчитаем объем товарооборота без учета роста складских площадей (таблица 13). Индекс цен по предприятию по рассматриваемым годам практически одинаков, поэтому в расчете принят индекс цен за 2007-2008гг.
Таблица 13 – Расчет планируемого товарооборота без учета роста складских площадей
Ассортиментная группа
Темп прироста на планируемый год, %
Товарооборот в 2008 году, тыс.тонн
Средний индекс цен, ед.
Средняя цена, руб./кг
Планируемый товарооборот, млн.руб.
гр.3*гр.6
в 2008 году
План
гр.4*гр5
1
2
3
4
5
6
7
Мясная продукция
Баранина
2,61
0,65
1,03
162
168
108,43
Говядина
9,14
6,23
1,03
121
125
777,21
Свинина
12,60
9,29
1,03
145
150
1391,54
Мясо птицы
12,48
8,94
1,05
56
58
521,54
Итого
27,11
25,11
1,04
-
-
2798,73
Рыбная продукция
Лосось
0,85
0,51
1,03
212
218
110,19
Форель
4,68
0,29
1,02
186
190
55,28
Голец
1,33
0,13
1,04
77
80
10,49
Горбуша
1,65
1,00
1,04
55
57
57,20
Кальмар
2,06
0,10
1,06
84
89
8,51
Камбала
5,38
0,05
1,05
40
42
2,28
Кета
3,68
0,06
1,03
74
76
4,81
Кижуч
2,39
0,02
1,04
86
89
1,39
Лосось
2,54
0,14
1,05
206
217
31,23
Минтай
1,80
0,65
1,05
45
47
30,74
Муксун
2,57
0,01
1,07
240
256
1,75
Окунь
-1,56
0,23
1,06
71
75
17,67
Форель
0,50
0,11
1,05
190
200
21,72
Терпуг
1,65
0,21
1,11
51
56
11,87
Скумбрия
2,83
0,61
1,06
69
73
44,90
Путассу
4,11
0,15
1,06
33
35
5,10
Сельдь
1,68
0,38
1,06
41
44
16,43
Итого
5,99
4,65
1,04
-
-
431,55
ВСЕГО
-
-
-
-
-
3230,28
Согласно данным таблицы 13 ООО «ПСК» без роста площадей сможет увеличить товарооборот до уровня 3230,28 млн.руб. Учитывая, что площадь арендуемых площадей составляет 1960 кв.м, то планируемый товарооборот на 1 кв.м площади составит 1,65 млн.руб. (3230,28 млн.руб./ 1960 кв.м)
В связи со строительством складского комплекса площадь хранения грузов увеличиться до 7000 кв.м, следовательно, товарооборот составит 11550,00 млн.руб. (1,65 млн.руб.* 7000 кв.м), то есть планируется увеличение товарооборота по сравнению с 2008 годом на 8435,98 млн.руб. (11550-3114,02).
В связи с тем, что рост цен в компании происходит пропорционально росту цен у поставщиков, то можно предположить, что товарооборот по покупным ценам увеличиться пропорционально росту товарооборота по ценам реализации:
11550 млн.руб.* 3078,77 млн.руб. (в 2008 году) /3114,02 =11419,26 млн.руб.
Таким образом, товарооборот по покупным ценам увеличиться на 8340,49 млн.руб. (11419,26-3078,77).
В свою очередь произойдет снижение издержек обращения на сумму арендной платы складских площадей, то есть на 6612 тыс.руб., но рост издержек обращения будет обусловлен ростом расходов на амортизацию здания и нового оборудования.
Для оценки эффективности проекта необходимо провести сравнительный анализ деятельности компании до и после строительства распределительного центра (таблица 14). Для сравнения взят 1 год реализации проекта, так как он является наиболее затратным.
Таблица 14 – Сравнение финансовых показателей деятельности ООО «ПСК продукты» до и после реализации проекта по строительству и организации работы распределительного центра
Показатели
Величина показателя
Отклонение
2008 год
план
1. Товарооборот, млн.руб.
3114,02
11550,00
8435,98
2. Товарооборот по покупным ценам, млн.руб.
3078,77
11419,26
8340,49
3. Валовой доход, млн.руб.
35,25
130,74
95,49
4. Валовый доход в товарообороте, %
1,13
1,13
0,00
5. Издержки обращения, млн.руб.
16,20
15,90
-0,30
6. Издержки обращения в товарообороте, %
0,52
0,14
-0,38
7. Прибыль от продаж, млн.руб.
19,05
114,84
95,79
9. Рентабельность деятельности, %
0,62
1,00
0,39
10. Рентабельность продаж, %
0,61
0,99
0,38
продолжение
--PAGE_BREAK--