Реферат по предмету "Экономика"


Антимонопольное регулирование в России 2

--PAGE_BREAK--Анализ рынков
Анализ рынков необходим для подготовки ежегодного доклада Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции – в соответствии со ст.23 23 ФЗ «О защите конкуренции», а также при контроле экономической концентрации — согласно ФЗ «О защите конкуренции», ФАС России осуществляет предварительный контроль лишь крупных сделок, действительно оказывающих влияние на конкуренцию, поэтому каждое из рассматриваемых ходатайств требует тщательного анализа рынка.



Оценка влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции

Подготавливаетсяроссийским антимонопольным органом при принятии правительственных решений по компенсационным, защитным и антидемпинговым мерам.

Конкуренция со стороны иностранных компаний может быть нечестной и наносить ущерб отечественному рынку, однако, как правило, иностранное давление создает необходимую систему стимулов даже при неинтенсивной внутренней конкуренции. Введение протекционистских мер оправдано только при наличии конкурентных условий на отечественном рынке и возможностей для развития отечественных фирм.

Важной задачей развития конкурентной среды здесь является не только оценка такого влияния exante(до введения мер защиты), но и проведение мониторинга развития ситуации после их введения; формулирование государственных условий по развитию отрасли (принятием защищаемых компаний на себя обязательств – инвестиционных, инновационных и инфраструктурных программ) и контроль их соблюдения.
Обеспечение конкуренции на глобальном уровне.
При проведении промышленной политики часто оказывается отечественным крупным фирмам предоставляются льготные условия, временно вводятся протекционистские меры. Примеры успешной консолидации отрасли и создания глобальных конкурентов существуют, тем более в современных условиях глобальных рынков для этого открываются новые возможности. В тоже время – существует опасность фаворитизма, установления заниженных стандартов для таких фирм, замедления инноваций. Без конкуренции такая отрасль никогда не будет иметь успех на международном рынке.


Преодоление антиконкурентных тенденций
При проведении антимонопольной политики и достижении ее стратегических задач необходимо вместе с тем учитывать, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции.
2.Особенности антимонопольного регулирования в РФ

Основополагающим элементом антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

На начальном этапе реформирования российской экономики проблемам создания адекватного механизма обеспечения свободной конкуренции и защиты прав потребителей не придавалось должного внимания:

        Первый проект Закона «О естественных монополиях» был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. В апреле Госдума приняла Закон, и он был отправлен на подпись Президенту. В мае Президент, сославшись на наличие в нем противоречий с действующим законодательством, наложил вето на Закон в новой редакции и вернул его в Госдуму. В июне — июле работала согласительная комиссия Госдумы и президентского аппарата. После этого Госдума практически без обсуждения приняла Закон в новой редакции и 17 августа 1994 года  Президент подписал Закон.

Анализ действующего антимонопольного законодательства в РФ, проведенный  в 2005 году для Российско-Европейского Центра Экономической Политики позволил авторам выделить особенности антимонопольного регулирования России, которые и послужили факторами, вызвавшими дальнейшие изменения  антимонопольной политики страны:

1. Недооценка значения конкуренции на начальных стадиях институциональной трансформации в России. Приоритет был отдан приватизации и, как показала практика, приватизация не ведет к необходимости развития конкуренции. Вместе с тем дальнейшее развитие частной собственности как института рыночной экономики невозможно без развития конкуренции.

 

2. Нарастание многообразия и сложности форм хозяйственной практики, оказывающих влияние на условия конкуренции (в частности, формы вертикальных ограничений, которые ограничивают или могут ограничивать конкуренцию на соответствующих рынках), особенно в экономических системах, развивающихся на основе нововведений.  Организационные нововведения в российской хозяйственной практике далеко не всегда находят адекватное отражение в содержании норм антимонопольного законодательства и практике правоприменения. В качестве примера можно сослаться на норму, ограничивающую вертикальные соглашения в случае, если доля хозяйствующего субъекта на целевом рынке превышает 35 процентов и в то же время полностью освобождающая от каких бы то ни было ограничений вертикальные соглашения в случае, если доля рынка меньше 35 процентов.

 

3. Ограниченные возможности государства обеспечивать адекватное  вмешательство в хозяйственные процессы. Возможности антимонопольных органов по выявлению нарушений норм антимонопольного законодательства и принуждения к их соблюдению ограничиваются: 

·        численностью работников антимонопольных органов, 

·        уровнем их квалификации и профессионального опыта, 

·        существующими процедурами получения и обработки информации о нарушениях, 

·        стимулами работников антимонопольных органов. 

 

Устойчивый дефицит мощностей антимонопольных органов относительно масштабов требуемого по закону вмешательства создает основу для избирательного применения норм, которая может значительно искажать стимулы участников процесса правоприменения. Кроме того, существующая система отчетности создает искаженные стимулы, направленные на то, чтобы применять те нормы, которые не требуют значительных издержек для правоприменителя.

 

4. Увеличение фактов неправомерного и недобросовестного поведения на рынке при низком уровне гражданско-правовой активности субъектов рынка, пострадавших от монопольных правонарушений. 
Среди основных причин, сдерживающих исковую активность экономических агентов и населения по фактам нарушений конкурентного права, следует отметить следующие:

— высокие судебно-процессуальные издержки; 

— низкая заинтересованность ведения процессов;

— пессимизм и скепсис субъектов рынка и населения;

— низкий уровень осведомленности.

 

5. Сопряженные реформы в России, а именно: структурные реформы в

отраслях с естественно монопольным компонентом, необходимость повышения эффективности государственного управления посредством проведения административной реформы, развитие финансовой инфраструктуры экономики, реформа технического регулирования. 

В первую очередь, следует обратить внимание на сопряженность модернизации антимонопольной политики с административной реформой и реформой технического регулирования. В этой связи на первый план выдвигается устранение негативного влияния на развитие конкуренции со стороны органов власти различных уровней, а также возможные негативные эффекты в долгосрочной перспективе, связанные с техническим регулированием. 

 

6. Рост масштабов и расширение многообразия форм включенности

российской экономики в мирохозяйственные связи, присоединение

России к ВТО. Практика последних лет показывает, что субъекты

антимонопольной политики сталкиваются с неединичными случаями сделок экономической концентрации, которые выходят за рамки национальной экономики.

 

Данные выводы свидетельствуют не только о необходимости активизации антимонопольного регулирования, но и совершенствования конкурентной политики, направленной на создание адекватных условий для всех субъектов рынка, защиту прав потребителя, защиту прав интеллектуальной собственности и др. 
В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей — конкурентной политике.

Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

— «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;

— «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Для достижения этих целей антимонопольный орган, как действующий регулятор, в  рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

За последнее время понимание значимости современной эффективной конкурентной политики ощутимо возросло. Это выражается в заметном повышении статуса национального антимонопольного органа  в рамках происходящей административной реформы и продолжающимися  работами по совершенствованию  российского закона о защите конкуренции.

 Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.

Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.

При проведении антимонопольной политики и достижении ее стратегических задач необходимо вместе с тем учитывать, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции.

Во-первых, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли и увеличению производства всегда будут стремиться к занятию доминирующего положения на товарном рынке. В случае вытеснения конкурентов эффективной рыночной структуре очень легко перейти грань, после которой остановятся инновации и развитие. Формирование различного рода объединений и холдингов, которое естественным образом позволяет оптимизировать финансовые и технологические процессы, может привести к созданию монополий, или — при административном решении — превращению эффективных компаний в доноры для слабых организаций.

Во-вторых, по мере развития рынков и исчерпания возможностей повышения прибыли, действующие на рынке хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства, обеспечения сохранения полученных экономических преимуществ. Стремление бизнеса к получению новых преимуществ, позволяющих извлекать ренту, на фоне наблюдаемых характеристик его взаимоотношения с государством приводит к воспроизводству дефицита институтов защиты прав собственности и контрактов, а также искусственных барьеров, связанных с неэффективным отраслевым регулированием.

В российской экономике эти тенденции особенно сильны, поскольку, несмотря на завершение переходного периода, число нарушений антимонопольного законодательства в российской экономике продолжает возрастать: общее количество дел, возбужденных антимонопольными органами в Российской Федерации значительно, и несопоставимо ни с одной страной развитой рыночной экономики. Преодоление этих тенденций является важным элементом стратегии действий антимонопольных органов.

В России сохраняется пренебрежение со стороны органов власти к антимонопольному законодательству, как регулятору рыночных отношений, что выражается: во-первых, в значительном количестве дел ФАС России против органов власти; во-вторых, в значительном объеме повторных нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, которые в 2007 г. составили 22 % в общем количестве выявленных  нарушений.

Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций связаны с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования.

Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

В данных условиях является целесообразным:

1) Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями.

 2) Возвращение властных функций от всех созданных госкорпораций государству.

3) Расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний.

4) Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций.

5) Введение моратория на создание новых государственных корпораций.

 6) Исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие как: небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.

Раскрытие картелей является самой трудной задачей антимонопольной политики, поскольку создаются они тайно и выявить их наличие можно только с помощью оперативно-розыскных мероприятий. Средняя продолжительность картеля в мировой экономике составляет 6 лет, некоторые картели длятся 10 и более лет.

Наиболее острой проблемой на рынке среди известных монопольных проявлений в России  является многообразие видов и форм недобросовестной конкуренции. Наряду с проблемой нелегальных производств и продаж с целью уклонения от налогов („серое производство“ и „серый импорт“) особую заботу у российских предприятий и граждан вызывают разнообразные формы собственно недобросовестного поведения на рынке: выпуск подделок, использование чужого имиджа и рекламы, вводящая в заблуждение реклама, ценовые махинации, несанкционированное использование средств индивидуализации и др.).

Традиционно в конкурентной политике России  выделяют следующие разделы: 

·        пресечение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию,

·        пресечение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующими субъектами на соответствующем рынке, 

·        контроль сделок экономической концентрации, 

·        пресечение действий органов государственной власти и соглашений с их участием, которые ограничивают конкуренцию,

·        пресечение недобросовестной конкуренции на рынке.
Перечисленные компоненты применимы как к товарным рынкам, так и к рынкам услуг, в том числе финансовых.

Антимонопольная   политика России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Способствует повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Контроль осуществляется  ФАС России, который  тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

Федеральная антимонопольная служба имеет в своей структуре подразделения, контролирующие товарные и финансовые рынки в разрезе по отраслям экономики, что позволяет проводить  постоянный мониторинг и подробный анализ для разработки эффективных мер антимонопольного регулирования. 


Рис.1

Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О защите конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Также закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Российское антимонопольное законодательство стремится к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

-                           соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;

-                           отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;

-                           соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;

-                           ценовые соглашения.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Согласно закону «О защите конкуренции», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными  компаниями.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.