ТЕМА
Анализфакторов, определяющих равновесие потребителя и его реакцию на изменение цены идохода
Содержание
Введение
/>РАЗДЕЛ 1. Равновесие потребителя
1.1. Множество допустимых возможностейпотребителя. Бюджетная линия
1.2. Оптимум потребителя
РАЗДЕЛ 2.
2.1 Реакция потребителя на изменениедохода
2.2 Реакция потребителя на изменениецен
2.3 Кривые Энгеля
Заключение
Литература
Введение
Посетив любой рынок, мычувствуем, что суть рыночного процесса – купля-продажа товара. Главнымидействующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понятьзакономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чемруководствуются на рынке покупатели и к чему стремится продавец.
Вопрос устройства рынкаволновал ученых с давних времен. Еще в 1776 году, когда была подписанаДекларация о независимости, в Англии была опубликована одна из самых важныхкниг нашего времени – «Исследование о природе и причинах богатства народов».Она принесла своему автору Адаму Смиту титул «отца экономики».
Смит отошел отпринципиальных взглядов своего времени. С точки зрения Смита, богатство нациисоздается в процессе производства, и не только сельскохозяйственного.
Центральная идея ученияСмита заключалось в том, что экономика будет функционировать лучше, еслиисключить ее функционирование государством. В этих условиях экономическийэгоизм будет заставлять предприятия выпускать продукты, нужные покупателям, иделать это по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не облагоденствии общества, а пытаясь превзойти своих конкурентов и получитьмаксимум прибыли. Но этот эгоизм принесет пользу всему обществу тем, чтообеспечит больше товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.
Для объяснения, почемувсе общество выиграет, если экономика будет свободна от регулирования, Смитиспользовал метафору «невидимой руки».
«Каждый отдельный человекстарается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшейстоимостью. Обычно он не имеет ввиду содействовать общественной пользе, а преследуетлишь собственный интерес. Однако при этом, как и во многих других случаях, он невидимойрукой направляем к цели, которая совсем не входила в его намерения.
Преследуя своисобственные интересы, он неизбежно предпочитает такие действия, которыенаилучшим образом служат интересам общества». «Невидимой рукой» Адам Смитименовал те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом ипредложением.
Раздел 1
1.1 Множество допустимыхвозможностей потребителя. Бюджетная линия
Рассмотрим множествовозможностей потребителя, т.е. множество всех доступных потребителю товарныхнаборов.
Представим, прежде всего,что потребитель располагает в данный период денежной суммой, например, в 1000руб. Понятно, что истратить эту сумму в принципе можно весьма различнымиспособами: можно купить на все деньги жевательной резинки, можно — учебников поэкономике, одну пачку резинки, а на остальные деньги еще чего-нибудь, что душапожелает. Иными словами, наш потребитель может купить любой набор товаров,удовлетворяющий лишь одному простому требованию: общие расходы на данный набор непревышают суммы денег, находящейся в распоряжении потребителя — 1000 руб.
Сформулируем это правилов более общем виде. Пусть потребитель располагает в единицу времени некоторымдоходом М. Отметим, что экономиста в данном случае совершенно не интересуетисточник этого дохода (были ли деньги заработаны, взяты в долг или выручены отпродажи имущества), важно лишь, что потребитель в течение данного периода неможет расходовать свыше М денежных единиц. Тогда, как уже говорилось выше,потребитель может приобрести любой набор товаров Х = (x1, x2,..., xn), удовлетворяющий следующему условию
P1 x1 + P2x2 + … + Pnxn= M (1)
где x1, x2,..., xn — количество единиц товаров 1, 2,..., n, приобретаемыхпотребителем;, P2,..., Pn — цены этих товаров; М —располагаемый доход потребителя.
Выражение (1) называется бюджетнымограничением потребителя. Вспомним, что графические методы анализа заставляютнас рассматривать случай, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами(назовем их товар Х и Y). Тогда бюджетное ограничение имеет вид
PXx + PYy = M (2)
Для того чтобыпредставить множество товарных наборов, удовлетворяющих ограничению (2) вграфическом пространстве товаров, нам необходимо, очевидно, отобразить впространстве товаров границу этого множества, т.е. линию
PXx + PYy = M. (3)
Линия, описываемаяуравнением (3), носит название бюджетной линии.
Примем теперь оченьважное предположение:
предположим, чтоотдельный потребитель не может повлиять на цену какого-либо товара, скользначительно бы этот потребитель не изменял свой объем потребления данноготовара (иными словами, на рынке существует совершенная конкуренция на сторонеспроса). В самом деле, трудно себе представить, чтобы доля отдельногопотребителя на рынке некоторых потребительских товаров (продуктов питания,одежды, обуви, бытовой техники и т.д.) была столь велика, чтобы изменениеспроса одного лишь потребителя, например, на мясные продукты или компакт дискимогло бы привести к изменению цены на эти товары. Таким образом, цены товароввыступают для потребителя как некие внешние, заданные рынком величины.
Вернемся теперь куравнению (3) и попробуем представить бюджетную линию графически. Заметим, чтоуравнение (3) легко преобразуется в уравнение
y = M/PY – (PX/PY)x. (4)
Поскольку величины М, РXи РY, по нашему предположению, постоянны, уравнение (4) представляетсобой уравнение прямой линии (типа y = ax + b), где М/РY —свободный член, а –РX/РY — коэффициент припеременной х. Бюджетная линия соответственно представляет собой прямую линиютипа линии АВ, изображенной на рис. 1.
/>
Рис. 1. Бюджетная линия
Координаты точек А и В(точки пересечения бюджетной линии с осями координат) характеризуютмаксимальные количества товаров Х и Y, которые может приобрести потребитель,истратив весь свой доход только на товар Х или только на товар Y. Так, ординататочки А yA = М/РY. Именно столько товара Y может купитьпотребитель, вовсе отказавшись от приобретения товара X. Аналогичным образомабсцисса точки В xB = = М/РX. Любой другойнаходящийся на бюджетной линии набор товаров С = (xc, yc)имеет для потребителя точно такую же стоимость М, что и наборы А = (0, М/РY)и В = (М/РX, 0). Вообще говоря, бюджетная линия — этогеометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые можетприобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход М при данных ценахтоваров РX и РY.
Как видно из рис. 1,бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Такое свойство бюджетной линиивполне объяснимо: поскольку наборы товаров, находящиеся на бюджетной линии, имеютодинаковую стоимость, увеличение объема закупок одного товара возможно лишь засчет сокращения потребления другого товара. Вспомним, что наклон прямой линиихарактеризуется коэффициентом при переменной х в уравнении этой прямой.Следовательно, наклон бюджетной линии характеризуется величиной РX/РY(см. (4)). Знак “минус” как раз и указывает на отрицательный наклон бюджетнойлинии (так как цены товаров — положительные величины, т. е. РX> 0, РY > 0, то величина РX/РYотрицательная). Наклон бюджетной линии равен, таким образом, соотношению центоваров, взятому с противоположным знаком. Наклон этот, как видно, являетсяпостоянной величиной, поскольку мы предположили ранее, что отдельныйпотребитель не способен повлиять на рыночные цены товаров.
Теперь, когда мы ужезнаем свойства бюджетной линии, представим графически множество всех наборовтоваров, удовлетворяющих бюджетному ограничению. Поскольку объемы потребленияне могут быть отрицательными величинами (x =0, y =0), доступноемножество представляет собой заштрихованный на рис. 2 треугольник ОАВ,ограниченный бюджетной линией и осями координат.
/>
Рис. 2. Множество возможностей потребителя
K и L — доступные наборы, D и Е — недоступные
Поскольку конечной цельюнашего анализа является изучение реакции потребителя на изменение цен и дохода,нам необходимо, очевидно, рассмотреть, как изменяются при изменении цен идоходов границы доступного множества. Начнем с изменения дохода. Пустьпервоначально доход потребителя составлял М1. Тогда бюджетная линияописывается уравнением (линия АВ на рис. 3)
y = M1/PY – (PX/PY)x. (5)
/>
Рис. 3. Сдвиг бюджетной линии при изменениидохода
Предположим теперь, чтодоход потребителя увеличился с М1 до а цены товаров осталисьнеизменными. Тогда уравнение новой бюджетной линии имеет вид
y = M2/PY – (PX/PY)x. (6)
Простое сравнениепоказывает, что коэффициент при переменной х в уравнении (6) остался таким же,как и в уравнении (5), а значит, не изменился наклон бюджетной линии, которыйопределяется соотношением цен.
Зато изменилиськоординаты точек пересечения бюджетной линии с осями координат: новая бюджетнаялиния пересекает ось y в точке С с ординатой yc = М2/PY,а ось x — в точке D с абсциссой xD = М2/PX.
Таким образом, увеличениедохода при неизменных ценах приводит к параллельному сдвигу бюджетной линиивверх (а снижение дохода соответственно к параллельному сдвигу бюджетной линиивниз).
Вернемся теперь кпервоначальной бюджетной линии АВ, описываемой уравнением (5), и рассмотрим ещеодну весьма важную в экономике ситуацию: пусть теперь изменится цена лишьодного товара Х (например, уменьшится с PX до PX1),в то время как цена товара Y и доход потребителя останутся неизменными. Тогдановое бюджетное ограничение примет вид
y = M1/PY – (PX1/PY)x. (7)
В этом случае коэффициентпри переменной х изменится с –PX/PY на –PX1/PY,а следовательно, изменится и наклон бюджетной линии. Неизменной останется точкапересечения бюджетной линии с осью y — точка А. Поскольку доход М1,и цена PY не изменились, максимально возможный объем закупокпотребителем товара Y по-прежнему составляет М1/PY едиництовара Y. В то же время точка пересечения бюджетной линии с осью х сместиласьвправо (рис. 4).
/>
Рис. 4. Поворот бюджетной линии приизменении дохода
Если первоначальнаябюджетная линия пересекает ось х в точке В с абсциссой xB = М1/PY,то “новая” бюджетная линия (при цене PX1
1.2 Оптимум потребителя
Попробуем теперь спомощью уже известного нам инструментария кривых безразличия и бюджетных линийпостроить модель потребительского выбора с тем, чтобы определить: какими жесвойствами обладает тот набор товаров, который выбирает потребитель измножества доступных ему товарных наборов при данных ценах товаров и доходе?
Итак, пусть потребительрасполагает некоторым доходом, который он может тратить на приобретение двухтоваров, причем цены этих товаров не зависят от объемов закупок данногопотребителя. Тогда множество доступных потребителю товарных наборов может бытьпредставлено графически с помощью бюджетной линии, свойства которой описаны вразделе 1 данного проекта. Пусть при этом система предпочтений потребителя удовлетворяетпредположениям I-III ординалистской теории полезности и, следовательно, этасистема предпочтений может быть представлена в графическом пространстве товаровв виде карты безразличия данного потребителя. Изобразим теперь картубезразличия и бюджетную линию на одном графике (рис. 5). Какой набор товароввыберет наш потребитель при данных бюджетном ограничении и карте безразличия?
/>
Рис. 5. Оптимум потребителя
Прежде всего мы должны,очевидно, сформировать критерий потребительского выбора. Критерий этот,впрочем, нам уже известен из предыдущего обсуждения: потребитель, по нашемупредположению, стремится максимизировать получаемую им полезность, т.е.выбирает наиболее предпочтительный для себя набор товаров из множествадоступных ему наборов.
На графике (рис. 5)множество доступных нашему потребителю товарных наборов отображаетсятреугольником ОАВ.
Представим себе вначале,что точка потребительского выбора в доступном множестве лежит ниже бюджетнойлинии АВ. Это означает, что некоторая часть потребительского дохода осталасьнеизрасходованной. В рамках нашей модели, однако, доход может тратиться лишь наприобретение двух товаров, причем возможность сбережений не предусматривается.В этих условиях дополнительные закупки товаров на неизрасходованные денежныесредства, очевидно, будут увеличивать извлекаемую потребителем полезность, чтоследует из предположения ординалистской теории полезности — “больше —лучше, чем меньше”. Иными словами, точка потребительского выбора обязательнодолжна лежать на бюджетной линии АВ.
Какая же из точек набюджетной линии соответствует оптимальному, с точки зрения потребителя, наборутоваров? Рассмотрим точку F. Точка F лежит на пересечении бюджетной линии АВ икривой безразличия I1. Кривая безразличия I1 пересекаетбюджетную линию также в точке G. Очевидно, что точки F и G не являются наиболеепредпочтительными для потребителя, поскольку при движении вниз по бюджетнойлинии от точки F и вверх по бюджетной линии от точки G потребитель переходит наболее высоко расположенные кривые безразличия и, следовательно, на болеевысокий уровень полезности. Рассмотрим теперь точку С, более предпочтительную,чем точка F. Точка С лежит на кривой безразличия I2 пересекающейбюджетную линию в точке D. Точки С и D не являются точками оптимальногопотребительского выбора по тем же причинам, что и точки F и G. Вообще говоря,из свойств кривых безразличия и из рис. 5 очевидно, что если некоторая криваябезразличия пересекает бюджетную линию в двух точках, то все точки бюджетнойлинии между ними будут более предпочтительны для потребителя. И лишь в томтолько случае, если кривая безразличия имеет одну и только одну общую точку сбюджетной линией (точка Е на рис. 5), эта точка соответствует наиболеепредпочтительному для потребителя набору товаров из всего множества доступныхэтому потребителю наборов. Точка Е называется точкой потребительского оптимума,поскольку расположена на наиболее высоко лежащей из доступных потребителюкривых безразличия, т.е. соответствует наиболее высокому уровню удовлетворенияпри данных доходе потребителя и ценах товаров.
Как известно, наклоныдвух линий в точке их касания равны. Следовательно, в точке Е наклон бюджетнойлинии равен наклону кривой безразличия.
Вспомним теперь, чтонаклон кривой безразличия в данной точке равен предельной норме замены MRS, анаклон бюджетной линии — соотношению цен товаров PX/PY.Следовательно, в точке потребительского оптимума Е
MRS = PX/PY (8)
Это свойство оптимальногонабора может быть легко объяснено логически. В самом деле, предельная нормазамены MRS отражает то соотношение, в котором потребитель желает обмениватьтовар Y на товар X, точнее говоря, MRS показывает, какое количество едиництовара У потребитель согласен отдать, чтобы получить одну дополнительнуюединицу товара X. С другой стороны, соотношение цен PX/PYхарактеризует пропорцию, в которой потребитель в действительности можетобменивать товар Y на товар X, т. е. показывает, сколькими единицами товара Yдолжен пожертвовать потребитель, чтобы приобрести на рынке одну дополнительнуюединицу товара X.
Представим себе теперь,что в некоторой точке MRS > PX/PY, т. е. потребительготов отдать за дополнительную единицу товара Х больше единиц товара Y, чем этотребует рынок. Эта точка не может быть точкой потребительского оптимума,поскольку потребитель будет стремиться увеличить уровень своего удовлетворения,замещая товар Y товаром X. Аналогичным образом, если MRS
Всегда ли, однако, точкапотребительского оптимума характеризуется выражением (8)? Для ответа на этотвопрос рассмотрим различные типы карт безразличия.
1. Кривые безразличия недостигают осей координат, а асимптотически приближаются к ним или к инымпрямым, параллельным осям координат (рис. 6). Это означает, что сколь бы ни былвелик объем потребления одного из товаров, он все же не может компенсироватьполное отсутствие другого товара в наборе (иначе говоря, ни один из товаров неможет быть полностью заменен другим, т. е. потребитель не может обойтись безкакого-то количества каждого из товаров).
/>
Рис. 6. Кривые безразличия не касаются осейкоординат
В этом случае придвижении вдоль кривой безразличия норма замещения изменяется от нуля добесконечности, и каково бы ни было соотношение цен PX/PY,точка равновесия будет отвечать условию (8).
2. Кривые безразличияимеют общие точки с одной или обеими осями координат (рис. 7), т. е.потребитель может полностью отказаться от некоторого товара, компенсируя этототказ увеличенным потреблением другого. При этом может оказаться, что на всейкривой безразличия MRS > PX/PY или MRS
/>
Рис. 7. Кривые безразличия имеют общие точкис осями координат
Где же будет в этихслучаях располагаться точка потребительского оптимума? Рассмотрим рис. 8, а.
/>
Рис. 8. Угловые положения потребительскогооптимума
Очевидно, что потребительдостигает наивысшей из доступных кривых безразличия в точке А, где MRS PX/PY.
Точки А (рис. 8, а) и В(рис. 8, б) носят название углового решения задачи потребительского выбора впротивоположность внутреннему решению (точка Е на рис. 5). Отметим, что еслидля двухтоварного случая угловое решение является некой особой ситуацией, тодля случая достаточно большого числа товаров угловое решение представляет собойскорее правило, чем исключение: ведь никто в самом деле не приобретает все тетовары, которые предлагает ему рынок. Все же, оставаясь в рамках двухтоварноймодели, мы будем в дальнейшем рассматривать главным образом внутреннее решение,считая выражение (8) условием оптимума потребителя. В разделе 2 мы перейдем крешению следующей задачи, стоящей перед теорией поведения потребителя, —изучить, как изменяется оптимум потребителя при изменении границ множествадоступных данному потребителю наборов товаров, т. е. при изменении дохода ицен.
/>РАЗДЕЛ 2.
2.1 Реакция потребителяна изменение дохода
Итак, при некоторомзаданном доходе и заданных ценах потребитель однозначно определяет своирасходы - выбирает на бюджетной линии точку, которая соответствует самой«полезной» кривой безразличия. А что произойдет, если изменится доходи, следовательно, изменятся покупательные возможности потребителя? При неизменныхценах это выразится в параллельном сдвиге бюджетной линии. В случае увеличениядохода она отодвинется от начала координат и потребителю станут доступны болеедалекие кривые безразличия, а в случае уменьшения приблизится к началукоординат и потребителю придется перейти на меньший уровень полезности.
На каждом уровне доходапотребитель будет выбирать самый полезный набор благ, и можно сказать, чтокаждой бюджетной линии соответствует своя оптимальная точка. Если мы рассмотримвсе возможные уровни дохода и соединим все точки выбора, соответствующиекаждому уровню, то мы получим линию доход-потребление. По ней движетсяпотребитель при изменении своего дохода (рис. 1).
/>
Рис. 1. Кривая доход-потребление
Х — питание, а y – одежда
На основании линиидоход-потребление можно построить график доход-расходы для отдельного блага. Нагоризонтальной оси будем откладывать величину дохода, а на вертикальной -денежную сумму расходов на данное благо (рис. 2). Кривые такого типа называют кривымиЭнгеля - по имени немецкого статистика XIX в. По характеру кривых Энгеляможно судить об отношении потребителя к благам: c ростом дохода кривая расходовна питание теряет наклон - спрос насыщается, а кривая расходов на одеждустановится все круче - почти все приращение дохода уходит на одежду. Этазависимость была видна на линии доход-потребление (рис. 1).
/>
Рис. 2. Кривые доход-расходы на питание (а)и одежду (б).
Отметим, однако, что сувеличением дохода потребитель покупает больше и пищи, и одежды. В такихслучаях экономисты говорят, что продукты питания и одежда являются нормальнымитоварами с точки зрения потребителя.
Если же объем закупокнекоторого товара падает при увеличении потребительского дохода, то такой товарносит название низшего блага (англ. interior good). Например, большинствохозяек с увеличением дохода предпочитают использовать при приготовлении пищивсе меньше дешевого маргарина, заменяя его более дорогим (но, по общему мнению,и более привлекательным) сливочным маслом.
Следует подчеркнуть, чтоодин и тот же товар может быть низшим благом для одного потребителя инормальным товаром для другого. Так, если потребитель рассматривает чай лишькак дешевый заменитель кофе, то с ростом дохода он будет, естественно, сокращатьзакупки чая, заменяя его кофе, и чай окажется низшим благом. В то же время длядругого потребителя, который пьет чай потому, что ему это нравится, чай небудет низшим благом.
Но даже и для одногопотребителя один и тот же товар может являться нормальным при одном уровнедохода и низшим благом при другом уровне. Рассмотрим потребителя, который любити кофе, и чай, но все же в некоторой степени предпочитает кофе: при небольшомуровне дохода чай будет являться для этого потребителя нормальным товаром,однако с ростом дохода, когда кошелек сможет выдержать переход потребителя накофе, чай рискует оказаться низшим благом
/>
Рис. 3. Линия доход-потребление (чай — низшее благо).
На рис. 3 представленалиния доход-потребление некоторого потребителя для случая чай-кофе. Легкозаметить, что эта линия на участке выше точки К поворачивает в направленииуменьшения потребления чая (в отличие от линий доход-потребление для пищи иодежды, изображенной на рис. 2). Такой поворот линии доход-потребление на рис.3 означает, что при уровне дохода потребителя, превышающем уровень, длякоторого оптимальной комбинацией кофе и чая является набор K, чай становитсянизшим благом. На основе рис. 3 можно построить кривую Энгеля для расходов начай (рис. 4).
/>
Рис. 4. Чай — нормальный товар при доходеменьшем, чем I1, низшее благо при доходе выше I1.
Перейдем теперь к весьмаважному свойству кривых Энгеля: оказывается, кривые расходов на всепотребляемые товары могут быть представлены на одном графике. Как это сделать?Проведем на плоскости доход-расходы линию, на которой расходы равны доходу. Какизвестно из курса математики, эта линия - биссектриса центрального угла(рис. 5). На рис. 6 эта линия показана прерывистой линией. Так как мы считаем,что потребитель весь свой доход тратит на приобретение товаров, данная линияпредставляет собой линию суммарных расходов потребителя на все приобретаемыетовары.
/>
Рис. 5. Биссектриса координатного угла
Пусть потребитель (как ив начале настоящего раздела) покупает два продукта — пищу и одежду. Изобразимна рис. 6 кривую расходов на питание. Ордината любой точки на этой кривойпоказывает, как известно, величину расходов на питание при данном уровне доходапотребителя. Так, I1F1 - расходы на питание придоходе I1. В то же время I1G1, - величинасуммарных расходов потребителя при доходе I1, (исходя израссмотренных свойств линии ОK). Тогда что же показывает отрезок F1G1?Очевидно, F1G1 = I1G1 — I1F1-величина расходов потребителя на одежду. Аналогичные рассуждения можнопровести для любого уровня потребительского дохода (например, для дохода I2:I2F2 - расходы на питание; I2G2 -суммарные расходы; F2G2 - расходы на одежду). Такимобразом, на рис. 6 мы можем одновременно видеть, как изменяются при изменениидохода и расходы на питание, и расходы на одежду.
/>
Рис. 6. Расходы на питание, одежду исуммарные расходы потребителя
А что если выйти за рамкинашего двухмерного случая в реальный мир, где потребитель покупает не два, агораздо большее число товаров? И в этом случае расходы на все товары могут бытьпредставлены на одном графике (рис. 7), построенном по тому же принципу, что ирис. 6.
бюджетныйдоход потребитель цена
/>
Рис. 7. Распределение потребительских расходовпо статьям
Заметим, что в теориипотребления мы все время предполагаем, что потребитель весь свой доход тратитна приобретение различных товаров. В действительности же потребитель принекотором уровне дохода может делать сбережения. В этом случае доходыпотребителя будут превышать расходы на величину сбережений (рис. 8). С другойстороны, при низком уровне дохода потребитель вынужден брать деньги в долг,чтобы свести концы с концами. Эта ситуация представлена на рис. 9.
/>
Рис. 8. Появление сбережений после некоторого уровня дохода
/>
Рис. 9. При низком доходе потребительвынужден занимать, при высоком — может сберегать
2.2 Реакция потребителя на изменениецен
Если изменение дохода припостоянных ценах выражалось в параллельных сдвигах бюджетной линии (рис. 1), тоизменение цены на один из товаров при постоянстве дохода и цены другого товарабудет выглядеть как поворот бюджетной линии (рис. 10). Таким образом, каждомузначению цены товара Х будет соответствовать своя бюджетная линия, а каждой бюджетнойлинии - своя точка касания с какой-нибудь кривой безразличия. Соединив всеэти точки выбора, как в предыдущем разделе, мы получим линию цена-потреблениетовара X.
/>
Рис. 10. Построение линии цена-потреблениетовара Х
То же самое можнопроделать и для цены другого товара, появится линия цена-потребление товара Y(рис. 11). Обе линии характеризуют изменение потребительского выбора приизменении цен товаров Х и Y, по ним потребитель движется при повышении илипонижении цены одного из товаров. Но каким образом происходит это движение?Необходимо помнить, что потребитель всегда находится на пересечении этих линийв точке А (рис. 12). Но обе эти линии не просто пересекаются, они«выходят» из этой точки. Это гипотетические дорожки, по которым будетдвигаться потребитель в случае изменения одной из цен. Причем, когда он будетперемещаться по одной линии, другая в это время будет двигаться за ним какприклеенная (рис. 13). Обе линии всегда должны выходить из той точки, гденаходится потребитель.
/>
Рис. 12. Кривые цена-потребление для товара Х(I), товара Y (II) и кривая доход-потребление (III).
/>
Рис. 13. Движение по одной из кривыхцена-потребление.
Необходимо такжеотметить, что линия доход-потребление тоже выходит из этой точки (рис. 12). Этотретья дорожка возможного движения потребителя при прочих равных. По ней онначнет перемещаться в случае изменения дохода. Но в реальной действительностиэти траектории могут никогда не реализоваться, всегда существуя гипотетически.
На основе линиицена-потребление (где изменяется цена товара X) можно построить график зависимостиобъема потребления товара Х от его цены (рис. 14, а). Это есть не что иное, каккривая спроса. Аналогичным способом можно построить кривую спроса на товар Y(рис. 14, б). При повышении или снижении цены одного товара будетизменяться потребление не только этого, но и других товаров. Эту связь междукривыми спроса разберем на примере падения одной из цен, а именно снижения ценытовара Х при постоянстве цены товара Y.
/>
Рис. 14. Кривая спроса для товара Х (а) и длятовара Y (б)
Площадь заштрихованногопрямоугольника обозначает сумму расходов на товар
Итак, потребительнаходится в точке А (рис. 15, а), покупая в единицу времени x0товара Х по цене и y0товара Y по цене (рис. 15, б). Когда ценаХ внезапно падает с до, у потребителя появляется лишняя сумма денег, которойон может распорядиться. Этот выигрыш потребителя не зависит от формы кривойспроса, он полностью определяется исходным объемом потребления x0 и величинойпадения цены (-). Но кривая спроса показывает, как он распределитвысвободившуюся сумму. Посмотрите на рис. 15, а. Потребитель увеличиваетрасходы на товар X, переходя по кривой спроса из точки А в точку В.Заштрихованные площади на рис. 15, а показывают уменьшение расходов из-заснижения цены и их увеличение, связанное с покупкой дополнительного количестватовара X.
/>
Рис. 15. Последствия снижения цены товара X:движение вдоль кривой спроса на товар X (а) и сдвиг кривой спроса на товар Y (б).Случай низкоэластичного спроса на товар X.
А как это изменениеизобразится на втором графике (рис. 15, б)?
Это выразится не вдвижении вдоль кривой спроса на товар Y - его цена остается прежней.Изменение цены на товар Х изображается сдвигом кривой спроса на товар Y. Но вкакую сторону?
Если эластичность спросана товар Х по абсолютной величине меньше единицы, то расходы потребителя наприобретение дополнительного количества товара Х меньше его выигрыша за счетснижения цены, и в целом его расходы на приобретение товара Х уменьшатся. Остальнаячасть его выигрыша пойдет на увеличение покупки товара Y, и кривая спросасместится вправо. Площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 15, бпоказывает дополнительные расходы на товар Y.
Но если спрос на товар Хвысокоэластичен (эластичность по абсолютной величине больше единицы), топроизойдет иначе. Расходы на покупку товара Х возрастут, и потребителю придетсясократить расходы на покупку товара Y, а следовательно, уменьшить объем егопотребления. Кривая спроса сместится влево (рис. 16, б).
/>
Рис. 16. Тот же процесс, что и на рис 15.Случайвысокоэластичного спроса на товар Х
Но эластичность неостается постоянной на всем протяжении кривой спроса. На рис. 17 показаналинейная функция спроса на товар X. Участок I характеризуется высокойэластичностью, и при снижении цены товара Х на этом участке кривая спроса натовар Y сдвигается влево. Но в точке В эластичность становится единичной и придальнейшем движении продолжает снижаться, а кривая спроса на товар Y начинаетсмещаться вправо (участок II).
/>
Рис. 17. Кривая спроса на товар Х имеетвысокую эластичность на участке I и низкую эластичность на участке II. Тот жепроцесс, что на рис. 15, 16
Аналогично можнорассмотреть падение цены другого товара и повышение каждой из цен.
2.3 Кривые Энгеля
Распределениепотребителем своего бюджета можно исследовать не только исходя из теоретическихпредпосылок (как мы это делали раньше), но и эмпирически — проследить, какиерешения принимают в тех или иных случаях реальные потребители.
Как это сделать?
В принципе можно простопопросить их мысленно оценить свой выбор в тех или иных условиях (применяющихся доходе или ценах) и на основе их ответов построить кривые типа«если-то», характеризующие предпочтения конкретных потребителей. Ноздесь есть серьезное препятствие. Совпадет ли мысленная оценка с выбором вреальных условиях? Попробуйте ответить на вопрос: как бы вы распределили свойдоход, если бы он вырос в два, пять, десять раз?
Для получения правильныхданных и построения кривых Энгеля или кривых спроса нужно провести эксперимент.Однако искусственные эксперименты такого рода тоже весьма трудно осуществимы.Представим себе, что в нашем городе нужно методично и спокойно повышать каждуюнеделю цену на хлеб или каждый месяц уменьшать доходы и смотреть, как мечутся иволнуются потребители ради нашего научного любопытства. Или понижать цену намолоко и повышать доходы, а на самом интересном месте объявить, что экспериментзакончился!
Но если посмотретьповнимательнее, мы можем увидеть, что все-таки один «эксперимент» ужепроизошел сам собой, естественным образом, и позволяет нам построить кривыеЭнгеля.
Если выбрать несколькопотребителей, которые сталкиваются с одинаковыми продуктами и ценами, но имеютразные доходы, и зафиксировать их расходы, то у нас появится возможностьисследовать изменение потребления в связи с изменением дохода.
Их можно рассматриватькак одного и того же потребителя, помещаемого в одну и ту же систему, но каждыйраз с другим доходом. Поэтому, нанеся их расходы на питание, одежду и т. д. награфик, можно получить кривые Энгеля. А если мы во время исследованияпостараемся захватить представителей разных имущественных слоев, у насполучится как бы вертикальный срез целого общества (рис. 7) - картинка,показывающая, кто, сколько и чего потребляет в момент исследования, иизображающая реакцию людей на изменение дохода.
В этих кривых есть свойсмысл. Самым разным людям присущи общие культурные и психологическиезакономерности поведения. И подобные исследования позволяют сделать общие выводыо характере потребления среднего человека при данном ассортименте продуктов исистеме цен. А насколько эти общие тенденции свойственны каждому излюдей - тема для интересной дискуссии.
Обратившись к истории,увидим, что изучение потребления на основе бюджетной статистики началосьзадолго до появления графического аппарата его анализа.
Сама бюджетнаястатистика, как сбор фактического материала, зародилась в Англии в самом концеXVIII в., хотя ученые того времени не подозревали, какое развитие можетполучить эта тема в дальнейшем. Первые исследования были связаны с голодом ибедствиями рабочих после неурожая 1794-1795 гг.: нужно было узнать, как живутлюди. Под влиянием этой же причины стали появляться бюджетные исследования и вдругих странах Западной Европы. Но еще полстолетия это был только сборстатистического материала, пусть все более и более хорошо организованный.Вопросы теоретического изучения потребления людей еще очень долго не ставились,и первыми, кто это сделал, были немецкие статистики. Эрнст Энгель, работая надстатистическими данными разных лет и разных стран, заметил постепенноеуменьшение относительной доли расходов на питание в бюджете по мере его роста.Приведем его слова: «Исследование различных бюджетов показало не толькото, что чем меньше доход, тем бульшая часть его тратится на питание, но также,что питание, кроме того, ухудшается; оно показало далее, что чем меньше доход,тем бульшая часть его приходится на физическое содержание и меньше остается длядуховного развития».
Вероятно, это было самоепервое теоретическое заключение о характере потребления в зависимости отдохода. Отсюда также вытекало, что по доле бюджета, идущей на питание, можносудить об уровне благосостояния человека. Этот показатель используется и сейчасв международной статистике (семья считается бедной, если она тратит более50 % своего дохода на питание).
Позже другой немецкийстатистик, Адольф Швабе, распространил эту зависимость и на жилищные расходы. Стех пор эти два закона известны как законы Энгеля и Швабе. Кривые, связывающиедоходы и расходы, стали называть кривыми Энгеля. И хотя сам Энгель графиками непользовался, это название вполне оправдано, так как он изучал те же самыезависимости.
Российские статистикитоже проводили аналогичные исследования. Они хорошо знали законы Энгеля и Швабеи часто подвергали их проверке. Особенно следует выделить Владимира ФедоровичаАрнольда, который в начале XX в. проводил бюджетные обследования семей вВоронежской губернии и выразил наблюдаемые им тенденции в алгебраической форме.Это был еще один шаг в области теоретического анализа потребления. Арнольдобнаружил, что увеличение потребления отдельных благ по мере ростаблагосостояния семей хорошо описывается формулой
R = а + bB,
где R — расход напотребляемое благо; В — общий денежный бюджет крестьянского хозяйства; а и b -константы, различающиеся по группам семей разного достатка. При этом, однако,Арнольд сделал исключение для повседневных продуктов питания и водки. Динамикапотребления этих продуктов весьма точно выражалась формулой
R = а + bB + cB2,
причем для водки bоказалось равным нулю.
А графический аппарат дляанализа появился позже, одновременно с изобретением кривых безразличия. Линиидоход-потребление ввел в экономическую науку Дж. Хикс в 20-е гг.
Спустя еще десять лет этатема получила дальнейшее развитие в книге Джона Мейнарда Кейнса «Общаятеория занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнсу нужно было определить форму зависимости между величиной дохода и его частью, котораятратится на потребление в целом. В конечном счете он говорил о закономерностяхраспределения совокупного дохода в обществе, но в основе лежало именнопредставление о реакции отдельного потребителя на увеличение дохода. Этареакция была у него описана как «основной психологический закон»:«Люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода,но не в той же мере, в какой растет доход».
Формально кейнсианскаяфункция потребления имеет вид
С = С0+ сY,
где С0-минимальный независимый от уровня дохода объем потребления; с - предельнаясклонность к потреблению: отношение приращения потребления к приращению дохода;Y - величина дохода.
Очевидно, что убываниедоли потребления в соответствии с психологическим законом Кейнса, подобноубыванию доли расходов на питание, отмеченному Энгелем, отражает общуюзакономерность распределения потребителем возрастающего дохода. Кейнс, как,впрочем, и Энгель, не изображал графически функцию потребления, и в 1945 г. П. Самуэльсон ввел в научный оборот график доходы-расходы 45 градусной линией для изображенияпотребительской функции, чем сделал очень удобным изображение и кривых Энгеля.Представим теперь кривые Энгеля, построенные нами по данным бюджетнойстатистики разных лет.
На рис. 18 (Бельгия) ирис. 19 (Саксония) на язык кривых переведены данные, которыми пользовалсяЭнгель. Это результаты одного из самых первых исследований.
/>
Рис. 18. Кривые Энгеля для Бельгии, 1853 г.
Исследованием былоохвачено девять областей страны. Мы же для большей четкости нанесли данныетолько для четырех из них. Несмотря на отклонения, эти кривые имеют четковыраженное направление.
/>
Рис. 19. Кривые Энгеля для Саксонии, 1857 г.
На рис. 20 данные первогоамериканского исследования, которое провел К. Райт в 1875 г.
Ну а на рис. 21 данныедля бывшего СССР 1988 г., взятые из советской бюджетной статистики.
/>
Рис. 20. Кривые Энгеля для Америки, 1875г
Здесь, как и напредыдущем графике, расходы на питание занимают еще довольно большую частьобщих расходов, но уже видны небольшие сбережения при росте дохода, а также«дефицитное» потребление при очень маленьком его уровне.
/>
Рис. 21. Кривые Энгеля для CCCР, 1988 г
Заключение
Когда экономическаятеория была еще молода и ее важнейшие вопросы оставались нерешенными, средиученых часто шли споры о том, что определяет цену любого блага — затраты на егопроизводство или полезность, которую оно имеет для потребителей.
Точное разрешение этотвопрос получил только в конце XIX в., когда появилась неоклассическаяэкономическая теория, которая была вооружена аналитическим аппаратом функций играфиков. Одним из «отцов» этой теории был Альфред Маршалл (1842-1924),преподававший экономическую теорию в Кембриджском университете. В 1890 г. после двадцатилетней работы он выпустил книгу «Принципы экономической науки»,которая имела необыкновенный успех и потом несколько десятилетий использоваласьв качестве учебника по экономической теории.
В этой книге Маршаллпроанализировал многие важные вопросы экономической теории с помощью новыхметодов анализа равновесия — аппарата кривых спроса и предложения. Объясняямеханизм рыночного равновесия, он поставил точку в разговоре о том, что важнеев определении рыночной цены — затраты или полезность. Спрос и предложениевсегда вместе определяют цену, и рассуждать о преимуществе одного над другим неимеет никакого смысла.
Мы могли бы с равнымоснованием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержкамипроизводства, как и тем, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвиеножниц. Действительно, когда одно лезвие удерживается в неподвижном состоянии,а резание осуществляется движением другого лезвия, мы можем, как следует неподумав, утверждать, что резание производит второе, однако такое утверждение неявляется совершенно точным, и оправдать такое утверждение можно лишь претензиейна простую популярность, а не строго научным описанием вопроса".
Эта аналогия с лезвияминожниц оказалась довольно удачной, и теперь ее часто вспоминают, когда хотятподчеркнуть одновременное участие спроса и предложения в определении рыночнойцены
Список литературы
В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В.М. Моргунов. Микроэкономика. Экономическая школа. 1999г.
Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика,«Дело» 2000г. учебникМ.А. Сторчевого «Основы экономики».