Реферат по предмету "Экономика"


Анализ влияния конкуренции на развитие товаропроизводителей и экономики в целом

Содержание
Введение
1 Конкуренция: понятие, сущность.
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность как экономическиекатегории.
1.2 Основные теории конкуренции.
1.3 Виды конкуренции.
2 Типы конкуренции.
2.1 Совершенная конкуренция.
2.2 Несовершенная конкуренция.
2.2.1 Монополия.
2.2.2 Монополистическая конкуренция.
2.2.3 Олигополия.
3 Особенности конкуренции в РФ.
3.1 Государственное регулирование конкуренции.
3.2 Экономическая роль конкуренции в РФ.
Заключение
Библиографический список

Введение
Конкуренция занимаетглавенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самыеразличные формы. Значение конкуренции в экономике, какой – либо страныопределяется уровнем экономического развития страны, её положением и влиянием вмеждународной сфере рыночных отношений.
Человек совершает те или иные разумные действия только в том случае, если им движут определенный мотив, интерес, например, желание избежать опасности, ответственности, получить благо и т.д. Экономика не является исключением. Немногие люди согласны трудиться только потому, что они испытывают удовольствие от самого процесса труда. Чаще всего ими движут другие мотивы, главным из которых является добывание средств к существованию. Основным же стимулом предпринимателя является не обеспечение жизненных элементарных потребностей, а получение максимально возможной прибыли. Возможность получения прибыли отдельно взятым предпринимателем чаще всего ограничивается другими лицами, производящими те же товары, выполняющими работы того же типа, оказывающими аналогичные услуги. В результате между ними возникает соперничество за потребителя их продукции, за более выгодные условия производства и реализации товара, т.е. в конечном итоге за более высокую прибыль. Это соперничество и является конкуренцией.
Таким образом, конкуренция — это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.
Цель моей курсовой работы: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды, и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и экономики в целом.

1 Конкуренция: понятие, сущность
 
Конкуренция ( от лат. Concurentia – состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что – либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Другая трактовка этого термина «конкуренция» предлагает понимать под конкуренцией «процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции».
По масштабам развития конкуренция может быть:
1 Индивидуальной (один участник рынка стремится занять «своё место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли – продажи товаров и услуг);
2 Местной (ведется среди товаровладельцев какой – то территории);
3 Отраслевой (в одной из отраслей из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4 Межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большого дохода);
5 Национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6 Глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
 
1.1  Конкуренция и конкурентоспособность рынка как экономические категории
 
Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.
Для того чтобы определить экономическое содержание понятия «конкуренция», часто выделяют три подхода к его пониманию: поведенческий, структурный, функциональный.
В историческом экскурсе поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции. В частности, А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Неоклассическая теория, придерживаясь поведенческого подхода, определяет содержание конкуренции как борьбу за редкие экономические блага. Так, по мнению американского экономиста П. Хайне, «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам».
Согласно структурному подходу содержание конкуренции определяется типом рынка и тех условий, которые господствуют на нем. «Конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его».
Функциональный подход смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения её роли в экономическом развитии.
События последних десятилетий особенно ярко высветили основополагающую роль конкуренции в развитии производительных сил, её универсальное воздействие на национальную экономику и мирохозяйственные процессы.
В современном мире ключевым понятием является конкурентоспособность. Однако современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единое общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.
В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определена как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.
Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование» (табл. 1.1).
 
Таблица 1.1
Некоторые примеры определения термина «конкурентоспособность»
Автор
Определение
М. Портер
Конкурентоспособность – свойство
товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений
М. Гельвановский
В самом общем смысле – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования
Р. Завьялов
Концентрированное выражение экономических, научно – технических, производственных организационно – управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах успешно противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке
Р.Ф. Фатхутдинов
Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке
Е.Дж. Визер
Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке
П.У. Зулькарпаев,
Л.Р. Ильясова
Интегральная конкурентоспособность предприятия – это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю
М. Мескон,
А. Альберт,
Ф. Хедоури
Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что – то лучше, чем ее конкуренты, т.е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей.
 
Однако в современной экономике все чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства. Системно это может быт представлено в виде многоуровневой модели, упрощенная схема которой представляет собой «пирамиду конкурентоспособности».
Надо отметить неразрывную связь современной внутринациональной конкуренции с международной, а современные процессы глобализации обуславливают тот факт, что международная конкуренция не только усиливает проявление национальной конкуренции, но часто влияет на характер ее проявлений.
С понятием «конкуренция» тесно связан и термин «конкурентное преимущество». Конкурентное преимущество с позиции субъекта рынка – это его активы и различные характеристики (например, для фирмы – оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию права собственности на сырье и материалы и т.д.), дающие ему преимущества над соперниками в конкуренции.
Таким образом, конкуренция, с одной стороны, является важнейшим условием существования и развития рынка, и именно конкуренция заставляет товаропроизводителей постоянно внедрять наиболее эффективные способы производства, обновлять номенклатуру изделий, обеспечивать их сбыт, формировать спрос, осуществлять поиски новых выгодных рынков сбыта. С другой – формы проявления и содержания конкуренции прежде всего обусловлены состоянием рынка, его тенденциями и цивилизованностью. (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Типы рынков и характер конкуренции
Характер конкуренции
Основные параметры
Количество фирм, производящих продукт
Контроль над ценами
Товарная дифференциация
Легкость входа
Совершенная конкуренция
Много независимых фирм, нет контроля над рынками
Цены определяются рынком
Продукты не – различимы по свойствам и качеству
Относительно легкий вход
Монополи –
стическая конкуренция
Много фирм, производящих сходные товары и услуги
Влияние ограничено возможностью замены
Товары и услуги диффе – ренцированны
Для сегментов рынка
Относительно легкий вход
Олигополия
Несколько крупных фирм, произ- водящих то- вары и услуги
Существует влияние «ценового лидера»
Существенна для отдельных продуктов (на- пример, авто – мобиль). Мала для стандарти- зированных (например, бензин)
Трудный вход, часто требует больших инвестиций
Монополия
Один продукт и одна фирма
Практически полный контроль
Нет
Очень трудный
 
1.2 Основные теории конкуренции
 
Великая промышленная революция во многом послужила толчком для изменений экономической ситуации на мировых рынках в       XX в.
Важнейшими изменениями экономики XX в. стали концентрация производства, образование крупных корпораций, усиление их экономической власти.
Согласно традиционной экономической науке конкуренция и монополия – взаимоисключающие понятия. Однако в начале 30 – х гг. были выдвинуты новые точки зрения, которые привели, по оценке ряда специалистов, к революции в экономической теории. Именно в XX в. и появился структурный подход в теории конкуренции. Среди основоположников данного подхода можно назвать Э. Чемберлина, Дж. Робинсон и др.
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Американский экономист Э. Чемберлин (1899 – 1967) ввел в экономическую теорию понятие «монополистическая конкуренция». В книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) он отмечает, что реальные цены на рынке стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой чистой конкуренции и чистой монополии.
Э. Чемберлин показывает, что на рынке существует большое число фирм, по сути своей независимых друг от друга, имеющих свободный доступ на рынок. При этом покупатели отдают предпочтения ряду продуктов, за которые они готовы платить даже повышенную цену. Основным содержанием монополистической конкуренции является монополия продукта.
По мнению Э. Чемберлина, фирма стремится захватить контроль над предложением товара и диктовать цену на рынке, чтобы получить максимальную прибыль. Этого можно достигнуть, создавая товар, дифференцированный от товара конкурента, обладающий специфическими свойствами, что в конечном итоге должно привлечь новых покупателей и обеспечить возможность поднять цену.
Таким образом, получает распространение неценовая конкуренция. К ее основным инструментам можно отнести: повышение качества товара, выпуск новых моделей, привлекающие внимание дизайн и упаковка, улучшение обслуживания клиентов. Э. Чемберлин отмечает, что «продукт – самая подвижная в экономической системе категория, более подвижная, чем цена».
Монопольное положение лидирующих фирм способствует появлению новых производителей новых дифференцированных товаров. И конкуренция качества, с точки зрения Э. Чемберлина, эффективнее конкуренции цен. Достигнув дифференциации продукта, фирма получает «частичную» от рыночной власть, становясь монополистом в своем сегменте. Возникает так называемая «монополия по дифференциации продукта». В такой ситуации увеличение цен на эту продукцию не обязательно приводит к потере всех покупателей.
Когда продукт дифференцирован, продавец одновременно является и монополистом и конкурентом. Э. Чемберлин определяет термин «дифференциация продукта» достаточно широко, учитывая не только различные свойства продукта, но и все условия и услуги, связанные с реализацией, и даже географическое положение. Другими словами, низкие цены не являются решающим фактором обеспечения конкурентных преимуществ, и в формировании спроса должно много внимания уделяться качеству товара, рекламе, сервисному обслуживанию потребителей.
По мнению Э. Чемберлина, «дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки… или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация также может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров. В розничной торговле (если ограничиться одним только примером) эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манере ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает.
Поскольку эти и всякие иные – неосязаемые факторы варьируются от продавца к продавцу, то «продукт» выступает в каждом случае различным, ибо покупатели в большей или меньшей степени учитывают подобные вещи, и, можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром.
Если иметь в виду две указанные стороны дифференциации, то становится очевидным, что все продукты в сущности отличаются друг от друга – по меньшей мере слегка отличаются — и что в обширной области хозяйственной деятельности дифференциация играет важную роль».
Таким образом, пределы власти каждой группы монополистов и их контроль над предложением товаров ограничены вследствие существования товаров – заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене. Успех фирмы часто зависит не столько от цены и потребительских качеств продукта, столько от того, сумел ли продавец завоевать привилегированное положение на рынке. Отсюда в условиях «монополии по дифференциации продукта» монопольная прибыль может возникнуть, если при определенной защите от вторжения конкурентов сформирован и активизирован спрос на определенную продукцию.
Модель Э. Чемберлина предполагала поиск оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающих фирме максимальную прибыль, и допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме производства меньше, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность.
Таким образом, состояние «монополистической конкуренции», по Э. Чемберлину, ведет к тому, что в масштабе общества потребители платят за товары больше, выпуск товаров меньше потенциально возможного и, как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица.
Одновременно Э. Чемберлин отмечает, что в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов потребителей, повышением их изощренности и требований, a стремление к монополии объясняется склонностью к дифференциации спроса.
Таким образом, по теории Э. Чемберлина, монополия и конкуренция — взаимосвязанные явления; рынок любого единичного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями самого продукта, расходами по сбыту; дифференцированный продукт имеет большую цену, что является платой за дифференцированное потребление.
Теория «несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон. В контексте рассматриваемой темы интересна концепция профессора Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон (1903 – 1983). В своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) она критикует концепцию конкуренции: «Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай… правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай».
Дж. Робинсон анализирует несовершенную конкуренцию, имеющую общее с монополией: спрос менее подвижный, условия для свободной конкуренции отсутствует, цены воздействуют на спрос, служат средством регулирования сбыта, поставщиком на рынке немного, выход на рынок для других фирм сопряжен с преодолением ряда барьеров. Дж. Робинсон останавливается на лидерстве в ценах, «издержках плюс», соглашениях поставщиков и производителей, государственных ограничениях цен и продаж. «Считается, что производитель, продающий свою продукцию, всегда стремится уравнять предельный доход и предельные издержки. Можно полагать, что он делает это, определяя цену спроса и издержки производства для различных значений выпуска или же в процессе непосредственной деятельности методом проб и ошибок.
Дж. Робинсон показывает, что фирма, занимающая монопольное положение на рынке, пользуясь неэластичностью спроса, может снизить выпуск и одновременно повысить цену, в итоге увеличивая суммарную выручку.
Другими словами, выгодно сократить объем производства: производить продукции как можно меньше и продавать ее по более высокой цене. Цена на таком рынке превышает предельные издержки.
Монополия подразумевает существование только одного продавца. Однако такая ситуация весьма необычна. Хотя монополистические конкуренты обладают некоторой монопольной властью, в долгосрочном периоде она ограничивается потенциальной конкуренцией с новыми компаниями, вступающими в данную отрасль, а также существующей конкуренцией с уже действующими соперниками.
В случае разовой поставки товаров и услуг конкуренция принимает форму конкурентных торгов, когда вероятные поставщики предлагают свои условия поставки и покупатель выбирает одного из них. При прочих равных условиях предпочтение обычно отдается поставщику, предложившему более низкую цену.
Сегодня конкуренция за рынки сбыта ведется не только посредством цен, но и по разным причинным определяется качеством продукции, сроками поставки, гарантиями, надежностью и степенью репутации поставщика, возможностями продажи в кредит, уровнем послепродажного обслуживания и др. Для покупателя важно быть уверенным, что победители торгов обладают достаточными техническими возможностями и финансовыми ресурсами, для того чтобы выполнить свои обязательства и обеспечить своевременную поставку заказанных товаров и услуг.
Все это делает чрезвычайно важной проблему выбора направлений и методов обеспечения конкурентных преимуществ.
Теория конкуренции М. Портера. Наиболее известным в России по теории конкуренции считаются современные работы М. Портера. Широко известна его точка зрения, что «конкуренция – это не равновесие, а постоянные перемены». По мнению М. Портера, конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, способы производства и другие факторы, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Именно совершенствование и обновление – непрерывный процесс, который позволяет создать, по мнению М. Портера, конкурентные преимущества.
Согласно проведенному М. Портером анализу промышленности наиболее промышленно развитых стран, постоянная реализация обновления производства на основе новшеств является источником устойчивых конкурентных преимуществ не только компаний и отраслей, но и стран.
Конкурентные преимущества, которыми фирма обладает по сравнению со своими соперниками, согласно теории М. Портера, в основном обусловлены:
а) возможностью фирмы производить и продавать товар с суммарными меньшими затратами, чем конкуренты;
б) возможностью обеспечить потребителя большей ценностью потребительских свойств.
М. Портер указывает на важность характеристики сферы конкуренции (рис. 1.2).
 
 
Конкурентное преимущество
Низкие издержки
Дифференциация
Сфера конкуренции
Широкая
Лидерство в издержках
Дифференциация
 
Узкая
Фокусировка
На издержках
На дифференциации
Рис. 1.2 Матрица М. Портера
 
Комплексно рассматривая причины возникновения конкурентной борьбы, М. Портер выявляет пять «сил конкуренции» (рис. 1.3), влияющих на цены, предлагаемые фирмами, затраты по выпуску и реализации продукции, на потребительские свойства предлагаемых на рынке товаров.
Угроза
/>появления новых конкурентов
 
 
 
/>Способность
поставщиков
торговаться
 
соперничество
/>между
имеющимися
/>конкурентами
 
Способность
Поставщиков
торговаться
Угроза
Появления
Товаров-заменителей
Рис. 1.3. Пять силконкуренции (по М. Портеру)
1.2 Виды конкуренции
По методам осуществленияконкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренцияпредполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижениецены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо засчет уменьшения прибыли. Ценовая конкуренция может иметь место и без измененияиздержек производства путем установления монопольной цены на продукцию.
Неценовая конкуренция –это борьба между предпринимателями за получение дополнительной прибылипосредством использования организационных, научно – технических,инфраструктурных факторов, направленных на изменение качества, ассортиментатовара и продление его жизненного цикла. Неценовая конкуренция включаетповышение технического уровня, новизну и качество товара, создание товаров –субститутов, послепродажное техническое обслуживание, рекламу.

2 Типы конкуренции
2.1 Совершеннаяконкуренция
Совершенная конкуренция –это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующиепроизводители продают идентичную продукцию, причем ни один из них не всостоянии контролировать рыночную цену.
Основные характеристикисовершенной конкуренции:
1 На рынке большоеколичество продавцов и покупателей, каждый занимает относительно малую долюрынка данных товаров;
2 Тождественная,стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностейпокупателей и, соответственно, продавцов;
3 Свободный доступ крынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них;
4 Наличие полной идоступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцахи покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемоминформации о рынке.
В реальной экономическойдействительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическомзначении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляетсобой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободнаяконкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реальносуществующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но всё– таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всегоподходящие под критерии данной рыночной структуры (например рынок ценных бумагили рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов ипокупателей настолько велико и они достаточно «малы», что, за редкимисключением, ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок поотдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товарына этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеютполной информацией об изменениях на рынке. Всё это подтверждает необходимостьиспользования для такого рынка особой – «биржевой» — формы организации(товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
2.2 Несовершеннаяконкуренция
Несовершенная конкуренция– это ситуация на рынке, при которой один субъект или группа субъектов способнысамостоятельно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены. В условияхнесовершенной конкуренции имеют место барьеры при вступлении на рынок. Подбарьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правого,организационного, технологического, экономического, финансового характера,препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рыноки на равных конкурировать с уже действующими субъектами. Барьерами можетслужить: получение от правительства исключительных прав; собственность наневоспроизводимые и редкие ресурсы; авторские права и патенты; экономия,обусловленная ростом масштабов производства; нелегальные методы борьбы.
2.2.1 Монополия
Монополия – этоабсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавцапродукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме или инымсубъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам,исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления наконкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получениясверхприбыли и устойчивого получения прибыли вообще.
Монопольная прибыль вмодели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальнойприбылью. Монопольная прибыль проявляется как результат нарушения условийсовершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.
Очевидно, многое будетзависеть от возможностей притока в отрасль новых фирм. При совершеннойконкуренции прибыль выше нормальной сравнительно быстро исчезает под влияниемнаплыва новых фирм. Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки,то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. В долгосрочном периоделюбая монополия является открытой, поэтому в длительном временном периодедействует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения вотрасль новых производителей.
Международная монополия –крупная фирма с активами за рубежом или союз фирм разной национальнойпринадлежности, устанавливающих господство в одной или нескольких сферахмирового хозяйства с целью максимизации прибыли.
Транснациональные трестыи концерны – компании, находящиеся в собственности, под контролем и управлениемпредпринимателей одной страны. Компании этого типа существовали уже в XIX в., но подлинно широкий размах ихактивность получила в середине нынешнего столетия.
В отличие оттранснациональных монополий, хозяевами многонациональных трестов и концерновявляются предприниматели не одной, а двух и более стран.
2.2.2 Монополистическаяконкуренция
Монополистическаяконкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренциии чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что вотрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход.Однако все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменятьцену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющийзначительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Казалось бы, что всефирмы готового платья выпускают один и тот же товар – мужские костюмы. Но этоне так – отдельная фирма производит свой товар, который отличается от товарадругих фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью, фурнитурой и т.п.Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой меремонопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену нанего вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть, безусловно,ограничивается, как наличием производителей аналогичных товаров, так изначительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что криваяспроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающийхарактер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара,таким образом, означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие,чтобы их можно было назвать тем же товаром, но и достаточно несхожие, чтобыпроизводитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.
Суммируя вышесказанное,можно отметить, что теория монополистической конкуренции основывается на трехпринципиальных положениях:
1 Кривая спроса отдельнойфирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривойспроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары – заменители, производимыедругими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирмевозможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.
2 Имеется свобода входа вотрасль и выхода из нее. Данное обстоятельство приводит к тому, что вдолгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равнойнулю. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль, то в отрасльначинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводитьк тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться навсе большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместиться влево.Наконец, наступит такой момент, когда экономическая прибыль фирмы станет равнойнулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в условияхмонополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочномпериоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара сравняется с величинойсредних суммарных издержек.
3 В отрасль входитдостаточное количество конкурирующих друг с другом фирм, так что каждаяотдельная фирма проводит собственную ценовую политику, не взирая на реакциюконкурентов.
Как показывает практика,третье условие монополистической конкуренции часто не выполняется. Во многихотраслях США, например, имеется небольшое число (от 3 до 12) доминирующих фирм,которые определяют политику цен. Но вместе с тем, в отрасли присутствует все жедостаточное количество конкурентов, поэтому кривая суммарного спросадоминирующих фирм не может расцениваться как кривая спроса отрасли. Такаярыночная структура носит название «олигополия», и мы ее рассмотрим ниже.
2.2.3 Олигополия
Олигополия – это типрынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товаранескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отраслипроизводителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем вусловиях совершенной конкуренции
На олигополистическомрынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) ивступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимаяфирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладаетна рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация –на рынках потребительских товаров (автомобили).
Существование олигополиисвязано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них необходимостьзначительных капиталовложений для создания предприятия в связи скрупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано,что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковыхавтомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн. тонн стали, и т.д.
Немногочисленность фирмна олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовуюно и неценовую конкуренцию, так как последняя в таких условиях является болееэффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкурентысделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовойконкуренции, которая более результативна в условиях совершенной конкуренции,«олигополусы» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство,качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг игарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Характерная особенностьолигополистического рынка: зависимость поведения каждой фирмы от реакции иповедения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайненемобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговормежду олигополистическими фирмами в целях поддерживания цен и максимизацииприбыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение одележе рынка – «картельное соглашение».
Картель представляетсобой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участниковобъем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами,разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого участника в общем объемепроизводства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентногоуровня), но не ограничение производственной и снабженческо – сбытовойдеятельности участников.
На первый взгляд,сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличии отмонополии, контролирует весь рынок, так как вынужден учитывать политикунекартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольномощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируясвой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этогомногие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаютсяредко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практикунезаконной и противодействует ей различными методами.
Классическим примеромобразования и существования до сих пор картельного соглашения является,например, Организация Стран Экспортеров нефти (ОПЕК), которая в разные периодысвоей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальныхстран.
Невозможность полностью ипостоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирмвынуждает их вести тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничениясфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особуюэкономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или«лидерства в ценообразовании», так и через особые организации типа «патентныхпулов» (или консорциумов).
Жесткость цен – такназывается практика действий олигополистических фирм, когда, даже при изменениииздержек или спроса, определенная фирма не склонна к изменению цены. Онаполагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, чтоприведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цениз – за страха развязать «войну цен».
Лидерство в ценахозначает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компанияориентируется на цены, установленные лидером – чаще всего доминирующей в даннойотрасли на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытыйсговор, хотя его наличие обычно не доказано.
Патентные пулы – этосоглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум – объединениефирм с целью проведения общих научных исследований, совместному строительствукрупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельныефункции и являются базой для организации сговора о дележе рынка.
Для олигополии характернытри признака:
— в отрасли присутствуютдве или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не являетсямонополизированной;
— кривая спроса каждойфирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободнойконкуренции;
— в отрасли функционирует,по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответнуюреакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдаетсямонополистическая конкуренция.

3 Особенности конкуренциив РФ
конкуренциямонополистический рынок концерн
Основными направлениямигосударственной политики по формированию конкурентной среды в РФ являются:создание организационных, правовых и экономических предпосылок длядемонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой цельюМинистерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерствопредпринимательства и инвестиций.
Негосударственные, в томчисле частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах,где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накоплениякапитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.
Созданные преимущественнов непроизводственной сфере коммерческие структуры – малочисленны, сосредоточенына распределении готового продукта и не способствует формированию конкурентныхотношений в производстве.
Возникающая конкуренциямежду банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплениюне производственного, а ростовщического капитала непроизводственногопроисхождения, увеличивает доходы коммерсантов – финансистов без приростатоварного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массыограниченного числа субъектов.
3.1 Государственноерегулирование конкуренции
Первый в РФзаконодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм вусловиях рыночного хозяйства и содержащий «правила игры» для конкурентов, былпринят в марте 1991г. Это Закон РФ «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках».
Основная особенностьэтого документа: он содержит перечень запрещаемых видов поведения конкурентов имеры ответственности по отношению к тем, кто все же решил игнорировать данныезапреты. Тем самым Закон « О конкуренции…» по своему содержанию и по структуреближе к традиционному зарубежному экономическому законодательству,исповедующему принцип «все разрешено, что не запрещено», нежели кразрешительному законодательству России начала 90 – х гг.
Закон «О конкуренции…»содержит запреты на многие виды монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет насоздание «министерств, государственных комитетов, других структургосударственного управления с целью монополизации производства или реализациитоваров…» (статья7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам назанятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5,6,8,10 в столь же жесткой формепризнают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации другихконкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию изантикартельных и антитрестовских мер.
Весьма важно иопределение в самом законе «барьера монополизации»: «не может быть признанодоминирующим положением хозяйствующего субъекта, доля которого на рынкеопределенного товара не превышает 35%» (статья 4).
Однако наряду с «жесткими»формулировками Закон «О конкуренции…» содержит и такие положения, которые вомногом ставят под вопрос возможности его эффективного применения дляподдержания рынка в «режиме конкуренции».
Так, к примеру, Закон(статьи 22 – 26) предъявляет к нарушителям, включая должностных лиц органовгосударственного управления, просто смехотворные материальные претензии в видештрафных санкций. Должностное лицо может быть оштрафовано, например, на суммуот 100 до 1000 руб.
Но самая существеннаяслабость Закона, обусловлена прописанной в нем конструкцией Верховного органаантимонопольного регулирования экономики – «Антимонопольного комитета».Конструкция Антимонопольного комитета такова. Этот орган является одновременнои прокуратурой по отношению к вероятным нарушителям закона (статья 12), ихранителем коммерческих секретов и информации (статьи 13 – 15), и своего рода Верховнымсудом, издающим предписания, обязательные для исполнения (статьи 27 – 29). Этоткомитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежитисполнять данный закон – не случайно в статье 3 «Государственныеантимонопольные органы РФ» упоминается в качестве «органов» лишь один «орган»,Антимонопольный комитет.
Вместе с тем,Антимонопольный комитет России оказывается подчинен Президенту, егоадминистрации, Председателю Правительства РФ, его замам и еще многим – многимдолжностным лицам.
3.2 Экономическая рольконкуренции в РФ
Реально сложившаясяпрактика экономической жизни в мире показывает, что рынок, более мощный идейственный, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность функционированиярынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления.Конкуренция требует определенного, желательно оптимального сочетанияэкономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этогоусловия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит ее на нет. Итог –застой в экономике, снижение ее эффективности, возможное падение жизненногоуровня населения страны.
Конкуренция – сердцевинасовременного рыночного механизма не только потому, что масштабы ее проявленияза последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция –это ограниченное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие«нормальной» конкуренции, ее разрушительное, либо напротив, слабое проявление –четкий индикатор явного неблагополучия на рынке, появление «перекосов» ибольших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведет кустранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за товар.Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назватьрынком. Такой рынок – порождение определенной системы хозяйствования, вусловиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить своиклассические функции.
До недавнего времени всоветской экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалосьисключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают еетипичными и существенными признаками. В исследованиях советских ученыхподчеркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В команднойэкономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способреализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80 – х годов ситуациярезко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов имеханизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия иконкуренция играют ведущую роль.
Рыночная конкуренция внашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальноеогосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарногопроизводства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции –обособленности свободных производителей как собственников средств производстваи произведенного продукта.
Что же все – таки необходимов нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первуюочередь – благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды –сложный процесс с точки зрения практики и четкости определения ее содержания вэкономической теории. Конкурентная среда может быть определена как историческиконкретная социально – экономических отношений между субъектами и объектами.Она обеспечивает товарно – денежный обмен, организованный по законам товарногопроизводства.
Конкурентной средепредшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношенийхозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. Приее отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающийсягосподствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностьюдиктовать потребителям свои условия.
 В нашей стране сложилсяособый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами егопоявления были:
1) устранение рыночныхусловий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.
2) свертывание товарно –денежных отношений
3) ликвидация конкуренции
4) искусственнаяконцентрация и узкая специализация производства
5) преобладаниецентрализма и бюрократии в управлении экономикой и др.
Наша экономика уникальна:в ней монополизировано не только производство, но и среда обитанияхозяйствующих субъектов. Государство выступает одновременно и как монопольныйпроизводитель, и как монопольно управляющее начало. Негосударственные экономическиесубъекты вмонтированы в монопольную среду обитания, им же созданную.
В условиях отсутствиярыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходитьпоэтапно:
1) становлениеконкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта ирынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитованиепроизводственных программ, между торговыми организациями – за установлениесвязей с производителями.
2) формированиемежотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных формконкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами,финансовыми группами.
3) зарождениеравнопартнерских отношений между отечественными и иностранными производителями.

Заключение
Конкуренция являетсянеобходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночнойэкономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы:
1) она способствуетразвитию научно – технического прогресса, постоянно заставляятоваропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использоватьресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства,устаревшая техника, некачественные товары.
2) она чуткореагирует на изменения спроса, ведет к удешевлению издержек производства,тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению.
3) в известной меревыравнивает норму прибыли капитала и уровень заработной платы во всех отрасляхнациональной экономики.
К числу негативных сторонможно отнести;
1) придает бизнесуопределенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции ибанкротства.
2) ведет к дифференциациидоходов и создает для их несправедливого распределения.
3) ее следствие можетбыть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственныхспадов.
К сожалению лишь недавномы осознали необходимость экономического соревнования производителей, ихконкуренции для успешного развития народного хозяйства.
Анализконкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Относительнообнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперьпоставлена на самом высоком уровне.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.