--PAGE_BREAK--2. Анализ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ООО «СТРОЙ мАСТЕР»
2.1. Общая характеристика предприятия
Основным видом деятельности ООО «Строй Мастер» является производство и реализация продукции деревообработки: пиломатериалов (вагона, доска обрезная и необрезная и др.), а также изделий из дерева (оконные рамы, двери, дверные блоки, плинтуса, наличники и др.).
Целью деятельности ООО «Строй Мастер» является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке Твери и Тверской области и, соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
Производственная фирма «Строй Мастер» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). ООО — это организационно-правовая форма предприятия. Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО несут ответственность в пределах своих вкладов.
В ООО «Строй Мастер» создан уставный фонд, размер которого составляет 713 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ООО «Строй Мастер» составляет 19 физических лиц.
Высшим органом управления ООО «Строй Мастер» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.
Исполнительным органом ООО «Строй Мастер» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
В 2005 году среднесписочная численностью работников ООО «Строй Мастер» составила 62 человека.
В том числе:
- управленческий персонал - 3 чел.;
- специалисты — 3 чел.;
- производственные рабочие — 51 чел.;
- обслуживающий персонал — 5 чел.
В предшествующем, 2004 г., численность персонала фирмы составляла 60 человек.
ООО " Строй Мастер " выпускает деревянные двери. Цены на производимую продукцию ООО " Строй Мастер " аналогичны ценам конкурирующих фирм.
Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: форма №1 «Бухгалтерский баланс»; форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; данные аналитического бухгалтерского учета, а также опрос специалистов ООО " Строй Мастер ".
Здесь следует отметить, что сбор информации о деятельности предприятия представляет определенные трудности, т.к. специалисты, боясь утечки конфиденциальной информации, неохотно идут на контакт.
На рассматриваемом нами предприятии регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО " Строй Мастер " относит эту информацию к коммерческий тайне.
2.2. Анализ состава и динамики прибыли
Следует отметить, что в анализе используются следующиепоказатели прибыли:
ü балансовая прибыль,
ü прибыль от реализации продукции, работ и услуг,
ü прибыль от прочей реализации,
ü финансовые результаты от внереализационных операций,
ü налогооблагаемая прибыль,
ü чистая прибыль.
Балансовая прибыльсостоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Учитывается также и прибыль от прочей реализации.
Налогооблагаемая прибыльпредставляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль.
Чистая прибыль-это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислении в благотворительные фонды.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.
Проведем анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «Строй Мастер» (Таблица № 1):
Таблица №1
Состав, динамика и выполнение плана балансовой прибыли за отчетный год
Как показывают данные таблицы № 1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 9,13%.Темп ее прироста к прошлому году составил 21,04%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (95,93 %). Удельный вес внереализационных финансовых результатов в 2005 г. составил 4,07 %.
Удельный вес прибыли от реализации продукции в общей сумме балансовой прибыли в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на 1,87% (95,93 – 94,06).
2.3. Анализ прибыли от производства и реализации продукции
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
ü объема реализации продукции (VРП);
ü структуры продукции (УДi};
ü себестоимости продукции (Ci);
ü уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Проведем анализ влияния вышеперечисленных факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с плановой, используя данные, приведенные в таблице № 2.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.
Таблица 2.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции (2005 г.), тыс. руб.
План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году предприятие перевыполнило на 98,47 тыс. руб.(2198,47-2100), или на 4,69%.
Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (Таблица № 2).
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:
%РП =
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 1,59% и составить 2133,348 тыс. руб.(2100 * 101,59%).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
По данным табл. № 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Следует отметить, что на изменение уровня фактической прибыли по сравнению с ее плановым уровнем влияло лишь два фактора:объем реализованной продукции и себестоимость единицы продукции. Это связано с тем, что фактическая цена по сравнению с планом не изменилась. Также в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, т.к. оно выпускает всего один вид продукции.
Таблица № 3.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
1. Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции:
DПvрп = Пусл1 – Ппл = 2133,35 — 2100,00 = 33,35 тыс. руб.
2. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы продукции:
DПс = Пфакт – Пусл1 = 2198,47 — 2133,35 = 65,12 тыс. руб.
3. Суммарное изменение прибыли:
DП = Пфакт – Ппл = 2198,47 — 2133,35 = 98,47 тыс. руб.
Этот же результат получаем как сумму отклонений за счет влияния отдельных факторов: 65,12 + 33,35 = 98,47 тыс. руб.
Анализ показывает, что план прибыли был перевыполнен главным образом за счет уменьшения себестоимости единицы реализованной продукции (увеличение составило 65,12 тыс. руб.). Ощутимый вклад внес и второй фактор – увеличение объема реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль увеличилась на 33,35 тыс. руб.
Проведем анализ влияния факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с предыдущим годом, используя данные, приведенные в таблице №4.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно аналогично выполнить способом цепных подстановок.
Таблица 4.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2005 г.по сравнению с 2004 г., тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции в 2005 году по сравнению с 2004 возросла на 417,554 тыс. руб.(2198,47-1780,918), или на 23,45%.
Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, последовательно базовую величину каждого фактора отчетной величиной (таблица № 5).
По данным таблицы № 5 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Следует отметить, что в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим влияло три фактора первого уровня:
ü объем реализованной продукции;
ü себестоимость единицы продукции;
ü уровень среднереализационных цен.
Это связано с тем, что в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, т.к. оно выпускает всего один вид продукции.
Таблица 5.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
1. Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции:
DПvрп = Пусл1 – Пбаз = 1804,791 — 1780,918 = 23,873тыс. руб.
2. Изменение прибыли за счет изменения цены единицы продукции:
DПц = Пусл2 – Пусл1 = 2201,907 — 1804,791 = 397,117 тыс. руб.
3. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы продукции:
DПс = Потч – Пусл2 = 2198,472 — 2201,907 = -3,435 тыс. руб.
4. Суммарное изменение прибыли:
DП = Потч – Пбаз = 2198,472 — 1780,918 = 417,554 тыс. руб.
Этот же результат получаем как сумму отклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов:
23,873 + 397,117 + (-3,435) = 417,554 тыс. руб.
Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (397,117 тыс. руб.).
Следует отметить отрицательное влияние увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 0,002 руб.) уменьшило общую сумму прибыли на 3,435 тыс. руб.
Незначительное уменьшение прибыли вследствие повышения себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 417,554 руб. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.
Как было видно из предыдущих пунктов, уровень цен, их изменение оказывает сильное влияние на уровень прибыли, поэтому при анализе прибыли предприятия нельзя не учитывать те факторы, которые непосредственно влияют на уровень цен на продукцию рассматриваемого предприятия.
На изменение уровня цен оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
При анализе деятельности ООО «Строй Мастер» особое внимание следует уделить рассмотрению влияния такого фактора, как рынки сбыта, т.к. этот фактор оказывает значительное влияние на уровень среднереализационных цен. Известно, что в условиях современной российской экономики большинство предприятий испытывают нехватку т.н. «живых» денег. Поэтому в практике наших предприятий часто встречаются такие виды хозяйственных операций, как бартер, взаимозачеты, взаимное списание задолженностей, и др.
Рассматриваемое предприятие реализует свою продукцию по достаточно широкому спектру сбытовых каналов. В силу вышеуказанной специфики, а также в силу нехватки оборотных средств, предприятие вынуждено устанавливать различные уровни цен на свою продукцию для разных покупателей. Например, бóльшую часть своей продукции предприятие реализует по договорным ценам многочисленным оптовым покупателям (в основном, это юридические лица), но часть продукции предприятие реализует сети Тверских магазинов «ДомоСтрой», часть продукции реализуется по линии взаимозачетов с различными поставщиками сырья, и т.д.
Рассчитаем изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (таблица № 6).
Таблица 6.
Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены единицы продукции
В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены 1 двери увеличился на 0,02 руб., а сумма прибыли — на 39,712 тыс. руб. ( 0,02 руб.* 1985,854 тыс. шт. ).
Таким образом, мы видим, что в результате увеличения на 5% в общей массе доли продукции, продаваемой по договорным, более высоким ценам, сумма прибыли увеличилась на 39,712 тыс. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4. Анализ рентабельности деятельности предприятия
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек)исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):
, или
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продажрассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
, или
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию,зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Проведем расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим способом цепных подстановок, используя данные табл. № 5,6.
Т.к. предприятие выпускает один вид продукции, то структурный фактор учитываться не будет.
На основе данных вышеуказанных таблиц, составим табл. № 7, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности.
Таблица 7.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственной деятельности в отчетном году по сравнению с предыдущим
1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной продукции:
DRvрп = Rусл1 – Rбаз = 20,70% — 20,70% = .
2. Изменение уровня рентабельности за счет изменения цены единицы продукции:
DRц = Rусл2 – Rусл1 = 25,26% — 20,70% = 4,56%.
3. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:
DRс = Rотч – Rусл2 = 25,20% — 25,26% = — 0,06%.
4. Общее изменение уровня рентабельности:
DR = Rотч – Rбаз = 25,20% — 20,70% = 4,50%.
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:
D
R = 0 + 4,56 + (-0,06) = 4,50 %
Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 руб. до 5,50 руб. рентабельность повысилась на 4,56%.
Рост себестоимости реализованной продукции на 118,762 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,06%.
В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составило 4,50%. Т.е. с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 4,5 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.
продолжение
--PAGE_BREAK--Проведем анализ рентабельности продаж предприятия.
Детерминированная факторная модель показателя рентабельности продаж, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
В условиях рассматриваемого предприятия, уровень рентабельности продаж зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия (предприятие производит один вид продукции):
Таблица 8.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим
1. Изменение уровня рентабельности продаж за счет изменения цены единицы продукции:
DRц = Rусл1 – Rбаз = 20,16% — 17,15% = 3,01%.
2. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:
DRс = Rотч – Rусл1 = 20,13% — 20,16% = — 0,03%.
3. Общее изменение уровня рентабельности:
DR = Rотч – Rбаз = 20,13% — 17,15% = 2,98%.
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:
D
R = 3,01 + (-0,03) = 2,98 %
Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло, как и в предыдущем анализе, в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 руб. до 5,50 руб. рентабельность продаж повысилась на 3,01%.
Рост себестоимости реализованной продукции на 118,762 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,03%.
В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составило 2,98 %. Т.е. с каждого рубля продаж предприятие стало получать прибыли на 2,98 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Проведем анализрентабельности производственного капитала, исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов:
Анализ будем проводить аналогично факторному анализу рентабельности в предыдущих пунктах, т.е. методом цепных подстановок.
Таблица 9.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим
1. Изменение уровня рентабельности производственной деятельности за счет изменения величины балансовой прибыли:
DRп = Rусл1 – Rбаз = 14,89% — 12,06% = 2,83%.
2. Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости ОПФ:
DRф = Rусл2 – Rусл1 = 16,57% — 14,89% = 1,68%
3. Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости остатков оборотных средств:
DRс = Rотч – Rусл2 = 16,51% — 16,57% = -0,06%
4. Общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности:
DR = Rотч – Rбаз = 16,51% — 12,06% = 4,45%.
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:
D
R = 2,83 + 1,68 +(-0,06) = 4,45 %
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Наибольшее увеличение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи с повышением величины балансовой прибыли. При увеличении величины прибыли на 417,55 тыс. руб. уровень рентабельности увеличился на 2,83%.
За счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ на 1499,41 тыс. руб. уровень рентабельности увеличился на 1,68%.
Увеличение среднегодовой стоимости остатков оборотных средствна 48,9 тыс. руб. привело к уменьшентю рентабельности за счет влияния этого фактора на 0,06%
В итоге общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составило 4,45%. Т.е. с каждого рубля стоимости ОПФ и ОС, предприятие стало получать прибыли на 4,45 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.
продолжение
--PAGE_BREAK--