Реферат по предмету "Экономика"


Анализ кредитоспособности организации заемщика на примере Сберегательного банка

--PAGE_BREAK--
1.3 Методики анализа кредитоспособности заемщиков, используемые банками экономически развитых стран.

Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку. В практике банков США применяются “ Правила шести “Си”, в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися буквами “Си”.

Шесть основных принципов кредитования (правила шести “Си”):

1. Характер заемщика. Кредитный инспектор должен быть убежден в том, что клиент может достаточно точно указать цель получения кредита, и имеет серьезные намерения погасить его.

2. Способность заимствовать средства. Кредитный инспектор должен быть уверен в том, что клиент, испрашивающий кредит, имеет юридическое право подавать кредитную заявку и подписывать кредитный договор.

3. Денежные средства. Ключевой момент любой кредитной заявки состоит в определении возможностей заемщика погасить кредит.

4. Обеспечение. При оценке обеспечения по кредитной заявке кредитный инспектор должен получить ответ на вопрос: располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту

5. Условия. Кредитный инспектор должен знать, как идут дела у заемщика или положение, складывающееся в соответствующей отрасли, а также то, как изменение экономических и других условий может повлиять на процесс погашения кредита.

6. Контроль. Последним фактором оценки кредитоспособности заемщика выступает контроль, который сводиться к получению ответов на такие вопросы, как: насколько изменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность?

Американские коммерческие банки используют четыре группы основных финансовых показателей для оценки кредитоспособности заемщика: ликвидности фирмы, оборачиваемости капитала, привлечения средств и прибыльности.

1) К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпок). Коэффициент ликвидности — соотношение наиболее ликвидных средств и краткосрочных долговых обязательств.

          Коэффициент ликвидности прогнозирует способность клиента оперативно и в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Достаточное значение коэффициента ликвидности 1,5. Чем он выше, тем выше кредитоспособность.

Коэффициент покрытия — соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств.

        Коэффициент покрытия показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если коэффициент покрытия менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

2) Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе, отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста коэффициента покрытия. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности заемщика.

         3) Коэффициент привлечения (Кпривл.) образуют третью группу оценочных показателей. Они рассчитывается как отношения всех долговых обязательств к общей сумме активов.

         Значение данного коэффициента не должно превышать 0,5

Показывает зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность заемщика.

4) С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся норма доходности, доля прибыли в доходах (отношение чистой прибыли к доходам), норма прибыли на активы ), норма прибыли на акцию. Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе коэффициента привлечения, может компенсироваться ростом прибыльности.

          Таким образом, все названные показатели взаимосвязаны и образуют единую систему. Кроме основных показателей для оценки кредитоспособности фирмы могут использовать дополнительные. Например, показатели обеспеченности собственным капиталом, рентабельность.

В процессе принятия решения о выдаче кредита помимо рейтинговой оценки целесообразно дать прогноз возможного прогноза банкротства предприятия-заемщика. “Z-счет” Альтмана является одним из самых распространенных методов прогнозирования банкротства. Цель “Z-анализа” — отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к предприятиям-банкротам, либо к успешно действующим предприятиям.

Показатель Альтмана (Z-счет, индекс кредитоспособности) применяется банками для оценки кредитоспособности заемщика, финансовой устойчивости и вероятности банкротства

Таким образом банки США при принятии решения о выдаче кредита основываются на оценке количественных показателях и качественных характеристиках, сочетая формализированные и неформализированные методы оценки.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает три блока:

1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности

2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками

3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими фактами:

1) Характером деятельности предприятия и длительностью его функционирования;

2) Факторами производства, среди которых выделяют производственные и трудовые ресурсы (производственные ресурсы — это соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций; трудовые ресурсы — это образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости);

3) Финансовыми ресурсами;

4) Экономической средой, т.е. на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга.

Учитываются также и данные картотеки Банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела.

 В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. Каждой группе присваивается определенная буква, литер (от А до К).

Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта картотека основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которым клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваивается шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия, сильно скомпрометирована. А 9 дается безнадежным заемщикам.

Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке Франции (подпись предприятия признается Банком Франции, или признание подписи отложено до рассмотрения дальнейший отчетности).

Методики оценки кредитоспособности клиента дифференцированы в зависимости от характера клиента (его отраслевой принадлежности, форм собственности), различные для фирм и частных лиц.

Таким образом, для стран с развитой рыночной экономикой характерны сложные и дифференцированные по клиентам и банкам методики оценки кредитоспособности клиентов. Эта дифференциация сочетается с принципиальным единым подходом к оценке кредитоспособности, который регулируется Центральным банком. Методики определения кредитоспособности могут основываться как на сальдовых, так и на оборотных показателях отчетности; учитываются особенности построения отчетности предприятий, а так же качественных характеристик заемщиков, неподдающихся формализации.

          В практике работы отечественных банков разработано много методик определения кредитоспособности. Наиболее распространенные из них это рейтинговая оценка и методика Сбербанка России. Рассмотрим обе эти методики.

Для начала рассматриваются документы Заемщика. Основная цель анализа документов на получение кредита — определить способность и готовность заемщика вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.

Что бы провести анализ данных о заемщике онпредставляет банку следующие документы:

1. Юридические документы:

а) регистрационные документы: устав организации; учредительный договор; решение (свидетельство) о регистрации (нотариально заверенные копии);

б) карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариально (первый экземпляр);

в) документ о назначении на должность лица, имеющего право действовать от имени организации при ведении переговоров и подписании договоров, или соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия);

г) справка о паспортных данных, прописке и местожительстве руководителя и главного бухгалтера организации-заемщика.

2. Бухгалтерская отчетность в полном объеме, заверенная налоговой инспекцией, по состоянию на три последние отчетные даты, с расшифровками следующих статей баланса (на последнюю отчетную дату): основные средства, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и затраты, дебиторы и кредиторы (по наиболее крупным суммам);

3. За последние три месяца — копии выписок из расчетного и валютных счетов на месячные даты и по крупнейшим поступлениям в течение указанных месяцев.

4. По состоянию на дату поступления запроса на кредит: справка о полученных кредитах с приложением копий кредитных договоров.

5. Письмо — ходатайство о предоставлении кредита (на бланке организации с исходящим номером) с краткой информацией об организации и ее деятельности, основных партнерах и перспективах развития.

Регистрационные документы подтверждают состоятельность заемщика как юридического лица. Принципиальным моментом является определение прав лица, ведущего переговоры и подписывающего кредитный договор с банком, на совершение действий от имени организации. Эти права устанавливаются на основании соответствующего положения устава заемщика и документа о назначении на должность согласно процедуре, изложенной в уставе.

Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату.

Важным позитивным фактором является имеющийся опыт кредитования данного заемщика банком, на основании которого возможно судить о перспективах погашения запрашиваемого в настоящий момент кредита. В том случае, если запрашиваемый кредит является очередным в ряде предыдущих, своевременно погашенных кредитов, то при приеме заявки от данного заемщика он может не представлять в банк свои юридические документы, но с обязательным уведомлением банка о всех внесенных в них изменениях.

Оценка финансового состояния заемщика производится с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения.

С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой политики предприятия.

К основным обобщающим показателям деятельности клиента банка относятся: балансовая прибыль, прибыль от реализации, выручка от реализации, рентабельность продукции, среднесписочная численность работников предприятия, среднегодовая производительность труда одного работника, среднегодовая стоимость активов, рентабельность предприятия, дебиторская задолженность, в том числе и просроченная, кредиторская задолженность, в том числе и просроченная, долгосрочные и краткосрочные кредиты банка, в том числе не погашенные в срок, экономические санкции по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Источниками информации по названным показателям являются форма №1 бухгалтерский баланс предприятия, форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5 «Приложения к балансу» (см. Приложение).

Анализ обобщающих показателей позволяет выявить как положительные, так и существенные негативные тенденции в деятельности предприятия, составить общее представление об экономической ситуации.

При расчете показателей используется принцип осторожности, то есть пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основании экспертной оценки.

Анализ кредитоспособности предприятия-заемщика включает два основных этапа:

1. Общий анализ кредитоспособности предприятия.

2. Рейтинговая оценка предприятия.

На первом этапе составляется агрегированный (укрупненный) баланс предприятия и затем по его показателям ведется расчет системы финансовых коэффициентов.

В зависимости от величины этих коэффициентов предприятия, как правило, распределяются на 3 класса кредитоспособности.

          К первому классу относятся заемщики с суммой баллов от 100 до 150, ко второму – от 151 до 250 баллов, к третьему – от 251 до 300 баллов.

Первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением более низкой процентной ставки, чем для остальных заемщиков.

Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, т. е. при наличии соответствующих обеспечительских обязательств (гарантий, залога и т.д.). Процентная ставка зависит от вида обеспечения.

Предоставление кредитов клиентам третьего класса связанно для банка с серьезным риском. Таким клиентам в большинстве случаев банки кредитов не выдают, а если выдают, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размер уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.

Сбербанковская методика оценки целесообразности предоставления банковского кредита (принятая почти во всех коммерческих банках России, занимающихся кредитованием предприятий и организаций), разработана для определения банками платежеспособности предприятий, наделяемых заемными средствами, оценки допустимых размеров кредитов и сроков их погашения.

Методика, используемая Сбербанком РФ, так же как и рейтинговая, основывается на определении класса кредитоспособности заемщика. Для оценки финансового состояния используются три группы оценочных показателей:

-                  Коэффициенты ликвидности;

-                  Коэффициент наличия собственных средств;

-                  Показатели оборачиваемости и рентабельности;

Основными оценочными показателями являются коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5. Другие показатели оборачиваемости и рентабельности используются для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым шести показателям.

Оценка результатов расчетов шести коэффициентов заключается в присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей. При этом сравниваются полученные значения с установленными достаточными значениями. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

Таким образом, отечественные банки для оценки кредитоспособности заемщика применяюnв основном количественные методы оценки. Качественные методы пока недостаточно широко используются в методиках
Глава 2.  Анализ кредитоспособности заемщика в Сберегательном банке.

2.1Характеристика деятельности Сберегательного банка.

Сберегательный банк Российской Федерации является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей занимает ведущие позиции в кредитной системе. Ему нет равных среди коммерческих банков по числу территориальных банков, филиалов и агентств.

Разветвленная сеть банка, включающая 71 территориальный банк, 1612 отделений, 23223 филиалов отделений, 154 агентства, делает доступными его услуги для подавляющего большинства граждан России. Сосредоточив значительную часть всей ресурсной базы кредитных учреждений страны, он оказывает существенное влияние на состояние и развитие денежного и финансовых рынков.

По организационной структуре Сбербанк Российской Федерации является акционерным коммерческим банком. Он учрежден Центральным банком Российской Федерации как акционерное общество открытого типа и зарегистрирован  в Центральном банке Российской Федерации 20.06.1991 г. Органы управления Сберегательного банка включают: общее собрание акционеров, Совет банка, Совет директоров банка, Президента Сберегательного банка. Компетенция органов управления банка определена в его Уставе ( см. Приложение).

Уставный капитал Сбербанка Российской Федерации, как акционерного общества формируется путем выпуска и размещения обыкновенных и привилегированных именных акций. Среди его акционеров — Центральный банк Российской Федерации – 57,7% акций и более 300 тысяч юридических и физических лицСбербанк Российской Федерации – это универсальный коммерческий банк. Он предоставляет своим клиентам более 100 видов разнообразных услуг, как традиционных, связанных с привлечением средств во вклады, кредитованием, расчетно-кассовым обслуживанием, так и сравнительно новых для банка – дилинговых, операций с фондовыми ценностями, посредническими и др.

В структуре привлеченных ресурсов наибольший удельный вес составляют вклады населения. Традиционно ориентируясь на работу с населением Сбербанк Российской Федерации является абсолютным лидером на рынке частных вкладов. Сбербанк Российской Федерации предлагает частным лицам широкий спектр банковских услуг, разнообразные виды рублевых и валютных вкладов, ориентированные на различные слои населения.

Осуществляет полный комплекс банковских услуг для юридических лиц в рублях и в иностранной валюте. В филиалах Сбербанка Российской Федерации обслуживаются около 1,2 млн. счетов юридических лиц. Среди крупнейших клиентов Сбербанка России – органы федерального управления и крупные промышленные предприятия.

Сбербанк России является единственным банкам в Российской Федерации, имеющим государственную гарантию сохранности и возврата вкладов граждан; для обеспечения своих обязательств перед клиентами имеет резервный фонд.

Сбербанк наращивает свое присутствие и на новых сегментах рынка банковских услуг для физических лиц. Банк является участником международных платежных систем. Выпускает и обслуживает пластиковые карточки: VISA(classic, Gold, Business) и карточки  Eurocard/ Mastercard(Mass, Gold, Business), микропроцессорные пластиковые карточки Сбербанка Сберкарт.

Сбербанк поддерживает корреспондентские с более чем 250 зарубежными банками корреспондентами: осуществляет операции с 29 видами иностранных валют. Являясь членами международного межбанковского финансового телекоммуникационного сообщества SWIFT, гарантирует незамедлительный перевод средств в любой банк мира. Является членом ряда специализированных международных организаций: Всемирного института сберегательных касс, Европейской группы сберегательных банков (в качестве наблюдателя), Международной торговой палаты, Международной ассоциации банковской безопасности и некоторых других.

Сохраняя верность богатым и славным традициям русского меценатства, Сбербанк России продолжает осуществлять активную и насыщенную благотворительную и спонсорскую деятельность.

Общая численность сотрудников банка около 200 тыс. человек, из них специалисты с высшим образованием 46%, сотрудники в возрасте до 30 лет – 30%. Ежегодно более 40% (от общей численности) сотрудников проходят повышение квалификации в Академии Сбербанка. Процесс переподготовки кадров включает в себя участие в международных программах повышения квалификации. Специализация обучения – все направления банковской деятельности, в первую очередь исходя из приоритетных направлений, определяемых в Концепции и бизнес-плане Сбербанка России, а также потребностей территориальных банков, исходя из ситуации, складывающейся на финансовом рынке.

Одной из основных задач, стоящих перед учреждениями Сбербанка, является сохранение лидирующего положения в привлечении средств физических и юридических лиц, предлагая формы сбережений и виды услуг, являющиеся конкурентоспособными на рынке.

Для этого в первую очередь необходима оптимизация структуры вкладов, которая должна обеспечивать потребности банка в привлеченных средствах по объемам, стоимости, срочности и управляемости ресурсной базой. В общем виде структура вкладов физических лиц в Сбербанке России должна включать как вклады, ориентированные на определенные слои населения (социальные вклады), так и универсальные (коммерческие), то есть виды вкладов с разнообразными условиями, учитывающими интересы различных категорий вкладчиков.

Залогом успешной работы с клиентом сегодня является наличие развитой системы безналичных расчетов и автоматизация банковской деятельности.

Проблему увеличения числа клиентов можно решать комплексно, используя не только традиционные виды услуг, но и разрабатывать и внедрять дополнительные услуги, в частности предоставление в аренду индивидуальных сейфов, развитие консультационных услуг, услуг по проведению доверительных операций.

Успешная реализация стоящих перед банком задач невозможна без повышения уровня профессиональной подготовки кадров и квалификации персонала.

Немаловажное значение имеет проблема совершенствования технологии банковских операций, их учета и последующего контроля. Главной задачей здесь является оптимизация проведения операций, в том числе: унификация технологии банковских операций, особенно с физическими лицами – ее упрощение, сокращение времени при выполнении операций, стандартизация условий вкладов, разработка единых технологических требований к автоматизированным системам.

Успешно в последние годы решаются проблемы правового обеспечения деятельности банка.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2Оценка кредитоспособности заемщика по методике Сберегательного банка.

Анализ данных о заемщике опирается на большой комплект разноплановых документов (см. приложение 2). Основная цель анализа документов, которые использует банк при предоставлении кредита, — определить способность и готовность заемщика вернуть испрашиваемую ссуду в установленные сроки и в полном объеме.

Для определения кредитоспособности заемщика проводится количественный анализ (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков. Целью проведения анализа рисков является определение возможности, размера и условий предоставления кредита.

Оценка финансового состояния заемщика производится с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения. С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой политики предприятия.

При расчете показателей (коэффициентов) используется принцип осторожности. То есть пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основании экспертной оценки.

Для оценки финансового состояния заемщика в Сбербанке РФ используются три группы оценочных показателей:

Коэффициент абсолютной ликвидностиК1характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и определяется как отношение денежных средств и высоко ликвидных краткосрочных ценных бумаг к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей:

К1=             (1)

где: стр.260 — денежные средства;

стр. 250 — краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги;

стр.610 — займы и кредиты;

стр.620 — кредиторская задолженность;

стр.630 — задолженность перед участниками по выплате доходов;

стр.660 — прочие краткосрочные обязательства.

Под высоколиквидными краткосрочными ценными бумагами в данном случае понимаются только государственные ценные бумаги и ценные бумаги Сбербанка России. При отсутствии соответствующей информации строка 253 при расчете К1 не учитывается.

Промежуточный коэффициент покрытия К2характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства. К2 определяется как отношение:
К2 =               (2)

где стр.260 — денежные средства;

стр.250 — краткосрочные финансовые вложения;

стр.240 — дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);

стр.610 — займы и кредиты;

стр.620 — кредиторская задолженность.

Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка групп статей «краткосрочные финансовые вложения» и «дебиторская задолженность» (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты). Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные ценные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия)К3является обобщающим показателем платежеспособности предприятия, в расчет которого в числителе включаются все оборотные активы, в том числе и материальные:

К3 =                       (3)

где стр.290 — итого по разделу IIбаланса;

стр.244 — задолженность участников по взносам в уставный капитал;

стр.252 — собственные акции, выкупленные у акционеров;

стр.610 — займы и кредиты;

стр.620 — кредиторская задолженность;

стр.630 — задолженность перед участниками по выплате доходов;

стр.660 — прочие краткосрочные обязательства.

Для расчета К3 предварительно корректируются уже названные группы статей баланса, а также «дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более через 12 месяцев)», «запасы», и «прочие оборотные активы» на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету 83 «Доходы будущих периодов» (курсовые разницы).

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия и определяется как:

К4 =               (4)

где стр.490 — итог по разделу III баланса;

стр.640 — доходы будущих периодов;

стр.650 — резервы предстоящих расходов;

стр. 700 – баланс.

Показатели оборачиваемости и рентабельности. Оборачиваемость разных элементов оборотных активов и кредиторской задолженности рассчитывается в днях исходя из объема дневных продаж (однодневной выручки от реализации).

Объем дневных продаж рассчитывается делением выручки от реализации на число дней в периоде (90, 180, 270 или 360). Средние (за период) величины оборотных активов и кредиторской задолженности рассчитываются как суммы половин величин на начальную и конечную даты периода и полных величин на промежуточные даты, деленные на число слагаемых, уменьшенное на 1.

Оборачиваемость оборотных активов:

          (5)

где стр. 290 – итог по разделу II.

Оборачиваемость дебиторской задолженности:


  (6)

где стр. 230 – дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты);

стр. 240 – дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты).

Оборачиваемость запасов:


          (7)

где стр. 210 – запасы.

Аналогично при необходимости могут быть рассчитаны показатели оборачиваемости других элементов оборотных активов (готовой продукции, незавершенного производства, сырья и материалов) и кредиторской задолженности. Показатели рентабельности определяются в процентах или долях.

Рентабельность продукции (или рентабельность продаж)К5 определяется следующим образом:

К5 =            (8)

гдестр.050 – прибыль (убыток) от продаж;

стр.010 – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

Основными оценочными показателями являются коэффициенты К1, К2, К3, К4 и К5. Другие показатели оборачиваемости и рентабельности используются для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым пяти показателям.

Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов заключается в присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными.

Категории коэффициентов рентабельности



Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их значимостью:

Показатель    Вес показателя

К1                                            0,11

К2                                            0,05

К3                                            0,42

К4                           0,21

К5                                            0,21

ИТОГО                        1
Формула расчета суммы баллов S имеет вид:

S = 0,11* Категория К1 + 0,05* Категория К2 + 0,42* Категория К3 +                +0,21* Категория К4 + 0,21* Категория К5.

Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.

Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.

Качественный анализоснован на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности банка и информация базы данных (кредитных историй клиентов). На этом этапе оцениваются риски:

§        Отраслевые

1.     состояние рынка в отрасли;

2.     тенденции в развитии конкуренции;

3.     уровень государственной поддержки;

4.     значимость предприятия в масштабах региона;

5.     риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков.

§        Акционерные

1.     риск передела акционерного капитала;

2.     согласованность позиций крупных акционеров.

§        Регулирования деятельности предприятия

1.     подчиненность (внешняя финансовая структура);

2.     формальное и неформальное регулирование деятельности;

3.     лицензирование деятельности;

4.     льготы и риски их отмены;

5.     риски штрафов и санкций;

6.     правоприменительные риски (возможность изменения в законодательной и нормативной базе).

§        Производственные и управленческие

1.     технологический уровень производства;

2.     риски снабженческой инфраструктуры (изменение цен поставщиков, срыв поставок и т.д.);

3.     риски, связанные с банками, в которых открыты счета;

4.     деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.д.);

5.     качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах).

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга или класса заемщика. Устанавливается 3 класса заемщиков:

§        первоклассные
— кредитование которых не вызывает сомнений;

§        второго класса
-кредитование требует взвешенного подхода;

§        третьего класса
-кредитование связано с повышенным риском.

Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков.

Сумма баллов S влияет на рейтинг заемщика следующим образом:

§        S = 1 или S = 0,5 — соответствует первому классу кредитоспособности;

§        S больше 1,05, но меньше 2,42 — соответствует второму классу;

§        S равно или больше 2,42 — соответствует третьему классу.

Далее определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки заемщика. При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс.

Данная методика отражает общую схему оценки кредитоспособности заемщика. В ней приводится количественный анализ (расчет основных финансовых коэффициентов) и качественный анализ, где оцениваются риски, связанные с деятельностью предприятия.
2.3Рекомендации по совершенствованию анализа кредитоспособности        заемщика в сберегательном банке.
Количественные изменения во взаимоотношениях банковского и реального секторов экономики постепенно должны трансформироваться в качественные. Основным направлением изменения должен быть переход от практики кредитования экономических субъектов, когда фактически единственным условием кредита является ликвидный залог и предприятие выступает для банка только в качестве должника, на позиции взаимовыгодного партнерства и долгосрочного сотрудничества.

При выдаче кредита на короткий срок банк, как правило, меньше обращает внимание на динамику финансовых результатов заемщика. Его больше интересует наличие на сегодняшний момент свободных оборотных средств для погашения кредита. Поэтому при выдаче краткосрочных кредитов анализ фокусируется на рассмотрении индикаторов текущей платежеспособности заемщика (ликвидности и финансовой маневренности).

При выдаче долгосрочных кредитов акценты смещаются, так как в долгосрочной перспективе финансовые результаты фирмы являются ключевым фактором, определяющим ее платежеспособность. Поэтому при рассмотрении заявок по долгосрочным кредитам особое внимание необходимо уделять рассмотрению динамики статей отчета о финансовых результатах, прогнозу воздействия процентных выплат на прибыль фирмы (то есть финансовым рычагам) и показателей общей платежеспособности (структуры пассивов фирмы — заемщика).

Как уже отмечалось, одним из классических способов минимизации кредитных рисков является внесение заемщиком залога. Между кредитом и залогом существуют прямые и обратные связи. При этом залог трактуется максимально широко — как нечто, определяющее кредитоспособность должника независимо от того, передается оно в действительности в залог или нет. В качестве залога может выступать либо собственность, либо ожидаемый в будущем приток дохода, то есть то, что заимодавец считает обладающим ценностью. Однако такой путь, особенно при кредитовании на длительный период, не гарантирует успеха кредитной политики банка. Следует отметить, что при долгосрочном кредитовании необходимо учитывать некоторые особенности залога.

Основная сложность при определении истинной стоимости залога заключается в том, что его рыночная цена является плавающей величиной. Во-первых, для адекватной оценки стоимости залога необходимо учитывать будущую динамику рыночной конъюнктуры, то есть принятие текущих решений зависит от макроэкономической ситуации. Это предопределяет необходимость проведения кредитными институтами экономических прогнозов для разработки эффективной кредитной политики.

Так, выдача кредита на пике кредитного цикла под залог, оцениваемый по цене этого периода, и его погашение посредством реализации залога в период снижения его рыночной стоимости приводит к финансовым потерям кредитного института. При подобных систематических ошибках в отношении платежеспособности своих клиентов банк может понести катастрофические для себя убытки даже при незначительных конъюнктурных спадах.

В этой связи возникает довольно сложная задача по определению кредитором срока, на который целесообразно выдавать кредит. Данный период должен быть выбран так, чтобы цена залога на момент погашения кредита не была слишком низкой, в противном случае риск невозврата кредита резко возрастает. Проблема определения оптимального срока кредитования особенно обостряется в условиях высокой инфляции, так как сильный незапланированный рост цен может полностью покрыть процент за кредит, что равносильно финансовым потерям банка.

Однако даже при осознании необходимости учета колебания рыночной конъюнктуры в цепочке «кредит — залог» полностью устранить финансовые риски при кредитовании не удается. Это связано со следующими проблемами, с которыми сталкиваются банковские аналитики:

§        сложностью прогнозирования цены залога, так как для этого необходимо идеальное знание развития соответствующего товарного рынка (ели в качестве залога может использоваться портфель ценных бумаг, что предполагает работу банковских аналитиков на фондовом рынке для изучения и прогнозирования динамики котировок соответствующих акций);

§        невозможностью точного прогнозирования периодичности цикла (в ряде случаев не удается идентифицировать даже характер текущей фазы рыночной динамики);

§        неопределенностью инфляционной динамики, которая зависит от мер системы государственного регулирования денежно-кредитной сферы.

Решение проблемы неопределенности цены залога путем откровенного завышения его текущей величины над суммой выдаваемого кредита по принципу «дорогостоящий залог под малый кредит» хоть и кажется естественным, однако на практике слабо реализуется, так как в этом случае падает спрос на сами кредиты, что равносильно сокращению кредитного рынка и подрыву финансовых позиций банка.

Для улучшения качества оценки кредитоспособности методики банков должны содержать анализ структуры задолженности, т.е. определение типа финансовой политики руководителей предприятия по структуре полученных займов). Это представляет значительный интерес, так как дает возможность посмотреть, какой вид обязательств предпочитает руководство предприятия. Следовательно, является ли обращение в банк традиционной формой управленческой политики или это нетрадиционная мера, а в последнем случае используется ли она впервые или же руководство пошло на такой шаг в условиях, когда другие пути уже перекрыты.

Размер и структура задолженности предприятия — заемщика, особенно краткосрочной, играет важную роль в поддержании ликвидности баланса предприятия. Этот фактор учитывается комплексно, в составе базовых финансовых коэффициентов, однако зачастую из-за искажений отчетности либо из-за недостатков методик анализа кредитоспособности заемщика роль его снижается и не позволяет выявить объективную картину финансового состояния заемщика с точки зрения текущей ликвидности.

В определении кредитоспособности заемщика и количественных параметров кредитного договора (суммы кредита, срока кредитования, процентной ставки) также большую роль играет анализ денежных потоков заемщика в динамике и прогнозирование его доходов на основе настоящих и будущих тенденций развития бизнеса.

Анализ и прогнозирование денежных потоков позволяет просчитывать последствия принимаемых решений в краткосрочном периоде в части достаточности средств для обеспечения текущей деятельности (текущей платежеспособности) предприятия. Как показывает практика, многие российские фирмы были ликвидированы из-за банкротства не потому, что получали недостаточно прибыли, а по причине нехватки денежной наличности тогда, когда она требовалась. Прибыль и денежная наличность не являются синонимами, и внимание должно уделяться обеим характеристикам деятельности предприятия. Кризис ликвидности возникает, когда наличных денежных средств не достаточно для погашения задолженности компании и ее краткосрочных обязательств. Обычными причинами такой ситуации в отечественной практике являются: плохое финансовое планирование, неадекватный менеджмент, недостаток информации. Анализ движения денежных средств дает возможность получить более достоверную информацию о состоянии бизнеса, чем отчет о прибыли и убытках.

Создание единой нормативной базы для определения финансового состояния предприятий (при содействии Минэкономразвития России, Банка России, Ассоциации российских банков) и системы периодически публикуемых рейтингов надежности и кредитоспособности предприятий могли бы решить для коммерческих банков проблему определения кредитоспособности предприятий и минимизировать риски в банковской деятельности.

Вместе с тем необходимо совершенствование показателей кредитоспособности с целью создания действенной методики для расчетов интегрального показателя кредитоспособности заемщика на основе формализованных критериев. В систему показателей кредитоспособности должны входить не только величины, сравнительно легко рассчитываемые с помощью количественных данных, но и такие, которые могут быть описаны с помощью оценочных суждений (например, характер или репутация заемщика, показатели контроля).

Важное значение имеют разработка и реализация системного контроля со стороны банка за хозяйственной деятельностью клиентов. Системы контроля за клиентурой позволяют банку четко и своевременно оценивать складывающуюся ситуацию и предпринимать необходимые меры. Так, например, банки, не применяющие достаточно отлаженные системы контроля, могут продолжительное время обслуживать группы клиентов, не приносящие достаточной отдачи, или предлагать клиентуре сверхзатратные и малодоходные услуги.

Система контроля дает возможность количественной оценки продвижения к достижению стратегических целей. Приоритеты системы контроля определяются в зависимости от избранной банком стратегии. Различные банки в зависимости от избранной стратегии выбирают разные объекты контроля. Например, банк, ориентирующийся в основном на обслуживание розничной клиентуры (частных и лиц и клиентов — представителей малого бизнеса), во главу угла при определении объектов контроля ставит оценку доходности отдельных филиалов, отдельных предоставляемых розничных услуг.

Среди важных объектов контроля у такого банка можно выделить оценку риска предоставления кредитов, поскольку в условиях рыночной экономики физические лица пользуются этим видом услуг очень часто, а предоставление ссуд гражданам всегда сопряжено с повышенным уровнем риска.

В настоящее время в России идет процесс создания кредитных бюро. В отношении Федерального закона «О бюро кредитных историй» все специалисты, работающие на рынке недвижимости, сходятся во мнении, что кредитные бюро, аккумулирующие информацию по кредитным историям граждан, необходимы.

Мировой опыт показывает, что в большинстве стран мира различные категории кредиторов: будь то банки, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании, телекоммуникационные компании и пр., — используют кредитные бюро для обмена информацией о платежеспособности и добросовестности своих заемщиков. Это составляет очень важную функцию кредитных бюро, так как сам кредитор обычно не в состоянии адекватно оценить будущие доходы и риски проектов, под которые хочет взять ссуду заемщик, а также контролировать его действия после получения ссуды. В результате устанавливаются одинаковые для всех высокие процентные ставки кредитования, что сказывается в первую очередь на добросовестных заемщиках.

1. Повышается уровень осведомленности банков о потенциальных заемщиках, и появляется возможность более точного прогнозирования возврата ссуд, что позволяет кредиторам эффективно определять их направление и цену.

2. Уменьшается плата за поиск информации, которую банки сейчас вынуждены перекладывать на своих клиентов, что ведет к установлению конкурентных цен на кредитные ресурсы с более низкими процентными ставками.

3. Формируется действенный дисциплинирующий механизм для заемщиков, поскольку в случае невыполнения обязательств их репутация в глазах кредиторов может рухнуть, лишив возможности получения заемных средств либо делая их намного дороже.

Все это способствует общему снижению кредитных рисков и повышению эффективности работы кредитной системы.

Кредитное бюро будет выступать в качестве независимого информационного посредника, получающего прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают кредитное бюро данными о своих клиентах. Кредитное бюро сопоставляет эти данные с информацией, полученной из других источников, и формирует картотеку на каждого заемщика. В свою очередь кредиторы могут получать из кредитного бюро отчеты о кредитных историях потенциальных заемщиков.

Идея организации кредитных бюро при всей своей общей позитивности в значительной степени противоречит принципу невмешательства в частную жизнь граждан. Поэтому необходимо наличие достаточно серьезных аргументов, которые подтвердили бы необходимость бюро не только для обожающего все контролировать государства, не только для отдельных коммерческих банков, но и для всего общества в целом.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценка эффективности технологий очистки гальванических стоков на Санкт-Петербургском заводе гальванических покрытий
Реферат Изменение численности физиологических групп почвенных микроорганизмов и биологической активности почв
Реферат Психосоциальная терапия в практике социальной работы
Реферат МВД и его структурные подразделения
Реферат Принятие управленских решений
Реферат Islam Declaration Of Faith Essay Research Paper
Реферат Натуралистический русоцентризм
Реферат Предмет и метод социологии права Основные этапы становления социологии права
Реферат Споры о человеке в пьесе М.Горького "на дне".
Реферат Мотивация в процессе управления работоспособностью
Реферат Развитие ловкости посредством спортивных и подвижных игр
Реферат Организация деятельности торговой точки оптового склада Сахарок
Реферат Народность нация и проблема национальных культур
Реферат Особенности труда молодежи
Реферат Распространения Христианства в скандинавских странах