--PAGE_BREAK--1.2. Показатели доходов в текущих обследованиях бюджетов домашних хозяйств
Статистическое изучение механизма формирования уровня жизни не ограничивается анализом сводных показателей доходов населения на макроуровне. Многообразие условий жизни людей и факторов, оказывающих влияние на уровень материальной обеспеченности, приводит к существенным различиям в уровне жизни отдельных групп населения. Для разработки эффективных мер социальной политики и адресной помощи слабозащищенным слоям населения необходимо знать, насколько варьируют средние показатели, исчисленные на макроуровне. Получение таких сведений методами статистики основывается на дифференцированном подходе в статистическом измерении уровня доходов по отдельным группам населения и домашним хозяйствам, имеющим различные социально-демографические характеристики, природно-климатические и национально-этнические условия жизни, характер поселения и т.д.
Основная задача подобных статистических обследований — выявить конкретные социально-экономические проблемы народного благосостояния в разрезе отдельных слоев населения, определить остроту каждой из проблем и установить приоритетность их решения.
При изучении доходов населения на основе регулярно проводимых бюджетных обследований домашних хозяйств центральное место отводится вопросам их дифференциации, т.е. степени расслоения населения по уровню получаемого дохода.
Основным показателем материальной обеспеченности домашнего хозяйства является егообщий доход, который складывается из доходов различных видов, получаемых членами домашнего хозяйства, исреднедушевой доход, исчисленный как часть общего дохода, приходящаяся в среднем на одного члена домашнего хозяйства, независимо от того, имеет он доход или нет.
По своему содержанию показатели доходов, исчисленные по данным выборочных бюджетных обследований, несколько отличаются от показателей доходов, полученных по данным баланса денежных доходов и расходов и СНС. При бюджетных обследованиях в денежные доходы домашних хозяйств включаются денежные средства, полученные членами домашних хозяйств в виде заработной платы, дохода от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, пособий, компенсационных и других дополнительных выплат (включая стоимость благотворительной помощи), процентов, дивидендов, ренты и других доходов от собственности, средств от продажи продукции личного подсобного хозяйства и прочих денежных поступлений.
Кроме показателей денежных доходов, которые практически совпадают по своему содержанию с понятием денежного дохода, используемого при составлении баланса денежных доходов и расходов, в бюджетной статистике рассчитывается такжесовокупный доход домашних хозяйств.
Совокупный доход домашних хозяйствсостоит из заработной платы, пенсий, пособий, доходов от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, процентов, дивидендов, ренты и других доходов от собственности, прочих денежных доходов, а также стоимости продукции личного подсобного хозяйства (включая садоводство и огородничество) и фермерских хозяйств как проданной, так и произведенной для собственного потребления, за вычетом стоимости товаров и услуг, затраченных на ее производство.
Совокупные доходы населения исчисляются в денежном эквиваленте. Доход, полученный домашним хозяйством в виде продукции растениеводства и животноводства собственного производства, рассчитывается по каждому продукту в ценах его продажи. Стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства в части потребления внутри домашнего хозяйства определяется по средним ценам продажи соответствующих видов продукции. Стоимость той части продукции, которая была реализована, относится к денежному доходу. При этом, как правило, для определения стоимостного объема продукции, направленной на корм скоту и птице, используются более низкие цены, чем те, по которым оценивалась стоимость продукции, проданной и предназначенной на личное потребление внутри данного домашнего хозяйства. Доля дохода от личного подсобного хозяйства, полученного в виде сельскохозяйственной продукции, составляла в 1996 г., по оценке Центра экономической конъюнктуры, в среднем около 25% в объеме совокупных доходов населения, для сельских семей он составлял 50%, для городских — 10%.
Использование в экономических расчетах только показателей денежных доходов населения значительно искажает реальную характеристику распределения доходов и степень расслоения населения по этому признаку, не дает возможности адекватно оценить численность малообеспеченного населения и степень дефицитности материальных ресурсов, искажает структурные показатели доходов и расходов населения и роль государственной политики в формировании системы социальных трансфертов.
В то же время показатель «совокупный доход домашних хозяйств» не охватывает стоимостную оценку социальных трансфертов, переданных населению в виде бесплатных социальных трансфертов в натуральной форме, которые учитываются в СНС при расчете скорректированного располагаемого дохода домашних хозяйств (в части образовательных, медицинских, социальных услуг и т.п.). Это объясняется тем, что относительно просто учесть эти и иные виды льготных и бесплатных услуг в качестве доходов населения на макроуровне, т.е. по всему населению без привязки к конкретному получателю или домохозяйству. Но учесть в бюджете конкретного домашнего хозяйства ту часть совокупного дохода, которая поступает в виде бесплатных услуг социального комплекса, довольно сложно. Это связано с тем, что необходимо знать не только в какой мере данное домохозяйство пользовалось услугами предприятий здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и т.д., но и реальную стоимость предоставляемых им услуг и цену, по которой они приобретались.
Отражая реальные поступления в домашнее хозяйство, денежные и совокупные доходы могут бытьноминальными — до уплаты налогов и обязательных платежей — ирасполагаемыми — после осуществления указанных выплат.
По аналогии с макропоказателями доходов населения располагаемые денежные и совокупные доходы в бюджетной статистике домашних хозяйств могут быть рассчитаны в их реальном выражении, если анализируется их динамика во времени. Для этого они корректируются, как и в приведенных выше случаях, на индекс потребительских цен, отражающий инфляцию в потребительском секторе экономики.
Для наглядного отображения изменений реальных масштабов доходов используется также показатель ихпокупательной способности, который характеризуется количеством товаров (каждого отдельно), которое можно было бы приобрести на сумму среднедушевого располагаемого денежного или совокупного дохода обследуемых домашних хозяйств по средним ценам покупки. Например, по данным Госкомстата России, на среднедушевой денежный доход в 1998 г. можно было купить по средним ценам покупки из числа продовольственных товаров, кг:
говядины — 50
яиц, штук — 1391
масла животного — 31
хлеба пшеничного — 241
молока, литров — 285
и т.д.
Товарным эквивалентом могут также служить отдельные виды непродовольственных товаров и платных услуг.
В связи с сезонным характером натуральных поступлений из личного подсобного хозяйства, совокупный доход домашних хозяйств рассчитывается, как правило, по итогам года.
Внутригодовая динамика отслеживается в основном в части денежных доходов, состоящих из регулярных поступлений, таких как заработная плата, пенсии, стипендии, пособия. В то же время в условиях задержки соответствующих выплат, нерегулярности индексирования доходов в связи с инфляцией более надежные результаты дает динамика показателей, исчисленных нарастающим итогом. Эти статистические данные особенно важны в условиях высокой инфляции для оперативного регулирования денежного обращения, прогнозирования социальных последствий принимаемых решений.
В целях повышения надежности данных о доходах населения наряду с текущими бюджетными обследованиями периодически проводятся единовременные выборочные обследования доходов по более представительной совокупности домашних хозяйств. Такие обследования необходимы прежде всего для проверки репрезентативности выборки домашних хозяйств для бюджетных обследований, а также для определения алгоритма фактического распределения доходов между отдельными группами населения, который затем используется для текущих расчетов распределения доходов по данным бюджетной статистики.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Показатели дифференциации доходов населения
Для характеристики уровня жизни населения наряду со сводными макроэкономическими показателями доходов и потребления, средними показателями бюджетных обследований и выборочных обследований доходов населения широко используются показатели дифференциации его материальной обеспеченности. При этом задача статистического наблюдения не только установить масштабы расслоения домашних хозяйств по уровню материального достатка, но и выявить основные факторы, создающие предпосылки для такого расслоения.
Центральное место при изучении этих процессов отводится дифференциации населения по уровню дохода. К сожалению, статистика не.располагает соответствующими сведениями по генеральной совокупности. Поэтому распределение населения страны по среднедушевому доходу (совокупному или денежному) моделируется на основе выборочных обследований и данных о денежных доходах, полученных из баланса денежных доходов и расходов населения. Базой для изучения служат данные бюджетной и массовой статистики и выборочных обследований доходов населения.
Показатели дифференциации доходов рассчитываются на основе вариационных рядов распределения домашних хозяйств: по величине общего дохода и по величине дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства (на душу), а также рядов распределения обследованных членов домашних хозяйств по величине среднедушевого дохода.
Чаще всего изучается дифференциация двух последних совокупностей, т.е. домашних хозяйств и обследуемых лиц по одному и тому же признаку — величине среднедушевого дохода.
В отечественной статистике существует несколько вариантов апробированных методик расчета распределения населения по уровню доходов, в основе которых лежат предпосылки о логарифмически нормальном распределении доходов. До последнего времени в основу построения вариационного ряда распределения численности населения по уровню среднедушевого совокупного или денежного дохода был положен алгоритм, полученный по итогам единовременного выборочного обследования Госкомстатом СССР доходов 310 тыс. семей, относящихся к различным социальным группам (март 1989 г.), а также данные массовой статистики о численности населения и бюджетных данных о среднедушевых доходах.
В статистических публикациях вариационный ряд распределения населения по уровню дохода приводится, как правило, с определенными интервалами. Например, распределение населения Российской Федерации по размеру среднедушевого денежного дохода в 1997 г. характеризуется в публикациях Госкомстата России данными, представленными в табл. 1.2.
Таблица 1.2
В качестве статистических характеристик вариационного ряда распределения используются:среднее значение душевого дохода; медианный доход; модальный доход; коэффициент соотношения фондов; коэффициенты дифференциации (децильный, квинтильный, квартальный); коэффициент вариации; коэффициент скошенности.
Статистические характеристики рядов распределения позволяют установить степень неравенства в распределении доходов между отдельными совокупностями домашних хозяйств и населения, отслеживать динамику дифференциации доходовво времени.
Медианный и модальный доходы являются важными характеристиками отклонений среднедушевого дохода от его среднего значения. Если величины медианного и модального дохода ниже среднего уровня, то это означает, что преобладающая часть совокупности домашних хозяйств или обследованных лиц имеют доходы ниже их среднего значения, и наоборот.
Широко используются в статистической практикедецильный (либо по другим квантилям)коэффициент дифференциации доходов, который измеряет различия в материальном положении малообеспеченных и высокодоходных групп населения. Он исчисляется как отношение минимального дохода у 10% наиболее обеспеченных лиц к максимальному доходу у 10% наименее обеспеченных лиц.
Часто для оценки дифференциации доходов применяется коэффициент фондов, указывающий на соотношение суммарных значений доходов, приходящихся на 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения.
Мировая и отечественная практика статистики доходов использует такжеиндекс концентрации доходов, известный как коэффициент Джини. Он измеряет, насколько фактическое распределение доходов по численно равным группам населения отличается от их равномерного распределения. Статистическая мера равенства доходов колеблется от 0 до 1, означая при 0 совершенное равенство доходов у всех групп населения, а при 1 — совершенное неравенство, когда весь доход принадлежит одному лицу. Индекс концентрации доходов вычисляется по формуле
где Fi
,
Fi
-1
—доля населения в интервале;
Si
,Si-1 — доля суммарного дохода, приходящаяся на начало и конец i-го интервала.
В России в 1997 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,7% общего объема денежных доходов, на долю 10% наименее обеспеченного населения — 2,4%. Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) составлял 0,375.
1.4. Анализ факторов, влияющих на распределение доходов населения
Наряду с измерением неравенства в распределении доходов между отдельными группами населения или домашних хозяйств целью статистического наблюдения может быть выявление связей между уровнем материальной обеспеченности и формирующими его факторами.
В число таких факторов входят:
§ численный и половозрастной состав членов домашнего хозяйства;
§ число экономически активных лиц и их занятость;
§ уровень и источники суммарного дохода домашнего хозяйства и регулярность поступлений;
§ жилищные условия и наличие накопленного имущества, в том числе недвижимость;
§ уровень профессионального образования трудоспособных членов и его реализация в занятиях;
§ характер расселения и приро дно-климатические условия проживания и т.д.
Размер домашнего хозяйства может оказывать неоднозначное влияние на уровень материальной обеспеченности. С одной стороны, при увеличении в составе домашних хозяйств числа занятых работников возрастает его суммарный доход. С другой стороны, с увеличением размера домашнего хозяйства (семьи) возрастает «семейная нагрузка» и уменьшается размер душевого дохода, если увеличение домашнего хозяйства не сопровождается адекватным увеличением занятости его членов, т.е. увеличивается число иждивенцев.
Число и состав иждивенцев также могут быть самостоятельным предметом статистического анализа. Важно установить причину иждивенчества: безработные лица трудоспособного возраста, учащиеся, инвалиды и т.д. Определяется число иждивенцев, приходящееся в среднем на одного занятого в домашних хозяйствах разного уровня материальной обеспеченности.
Ниже приводится пример, в котором наглядно видна связь между социально-демогрфическими характеристиками домашних хозяйств и их материальными условиями (табл. 1.3).
Таблица 1.3
При анализе дифференциации доходов по совокупности домашних хозяйств может быть получен более низкий коэффициент дифференциации доходов по членам домашних хозяйств, чем по домашним хозяйствам в целом. Это свидетельствует о том, что фактическая степень расслоения обследуемых лиц по доходу с учетом количества членов в разных домашних хозяйствах меньше, чем по совокупности домашних хозяйств, т.е. размер последних действует в данном случае, как фактор, смягчающий дифференциацию.
Приведенный пример свидетельствует о важности изучения распределения доходов не только между обследуемыми лицами, но и домашними хозяйствами, которые в свою очередь могут подразделяется на семейные и состоящие из одиночек, поскольку формирование доходов одиночек, их бюджет и характер потребления имеют свою специфику.
Анализу подвергаются иисточники доходов в семьях с разным уровнем материальной обеспеченности. Степень детализации структуры доходов может быть различной в зависимости от конкретных задач анализа. Группировка по источникам доходов может быть укрупненной, например, — трудовые доходы, из них оплата по найму. Может быть выделен предпринимательский доход, доход от семейного предприятия, от индивидуальной трудовой деятельности и т.д. Социальные трансферты могут быть распределены на пенсии, пособия, стипендии. Пособия, в свою очередь, можно подразделить на выплаты по социальному страхованию, специальные выплаты многодетным, малообеспеченным семьям, лицам преклонного возраста и т.д.
В целях формирования эффективной государственной политики в области распределения доходов важна информация о структуре доходов, а также о том, какой источник дохода является определяющим в домашних хозяйствах с разным уровнем материальной обеспеченности.
Глава
II
. Проблемы бедности в России.
2.1 Бедность. Сущность бедности.
БЕДНОСТЬ – состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.
Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.
Сущность бедности.
Выделяют два вида бедности.
1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание.
Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей – в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.
2. Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни.
Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах. Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого Запада, для отсталых государств расценивается как роскошь. Так, например, в категорию относительно бедных на Западе попадают и те люди, которые не испытывают затруднений с питанием, но не могут позволить себе удовлетворять потребности более высокого уровня (образование, культурный отдых и т.д.). Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи и в разных странах.
Кроме этой базовой классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств) и вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства). Наконец, существует деление на «устойчивую» бедность (бедность «по наследству») и «плавающую» (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).
2.2 Измерение бедности. Причины бедности.
Есть несколько методов измерения бедности.
1. Концепция прожиточного минимума.
Первыми, кто занялся количественными расчетами уровня бедности, стали английские ученые Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели в 1890-х понятие «порог (или черта) бедности». Порог бедности – это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг расширялся, но суть метода оставалась та же – отнесение индивида или семьи в разряд бедных зависит от того, чем они обладали. С помощью этого метода есть возможность измерить абсолютную бедность.
2. Концепция относительной бедности (депривации).
Одним из первых ее авторов был американский ученый Питер Таунсэнд. Если первая концепция базировалась на понятии дохода, то концепция относительной бедности во главу угла ставила понятие благосостояния. Она учитывала удовлетворение не только физических, но и социальных потребностей. Ведь часто люди обеспечены жизненно необходимыми предметами и услугами, но не могут вести принятый в их обществе образ жизни. С другой стороны, доход не является определяющим показателем в тех странах, где государство проводит политику, направленную на улучшение благосостояния бедных посредством не только денежных субсидий и пособий, но и самых разнообразных натуральных льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, льготное жилье, бесплатное образование и т.д.). Акцент на качестве и условиях жизни позволяет определить разрыв между социальной позицией индивида (или семьи) и его уровнем жизни.
3. Концепция аккумулированной депривации.
Эта концепция впервые предложена в 1979 норвежским социологом Е.Хансеном. Существенный недостаток методики концепции относительной бедности, – это произвольность выбранных критериев. Отсутствие какого-либо критерия может быть не столько показателем бедности, сколько сознательным выбором индивида (например, для вегетарианца отсутствие мяса в рационе не является следствием невозможности его приобрести). Характерной чертой нового подхода стало не просто изучение благосостояния индивида (либо семьи), но и подсчет количества проблем, с которыми он сталкивается (материальный доход, занятость, социальные отношения, образование и т.д.).
4. Концепция бедности как самооценки.
Все описанные подходы основаны на том, что исследователь выбирает критерии бедности, в то время как изучаемые люди являются пассивным объектом. В последние десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов – считают ли они себя бедными или нет. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия специальных мер. Однако его недостаток – субъективность данных из-за того, что многие респонденты могут постыдиться признать себя бедными.
Уровень бедности, измеренный по критериям каждой из этих концепций, будет заметно различаться. Например, уровень бедности, рассчитанный на основе концепции аккумулированной бедности, будет ниже, чем полученный на основе концепции относительной депривации, но оба они дадут более высокий процент бедности, чем в случае с измерением прожиточного минимума.
Причины бедности.
Есть два подхода к объяснению причин возникновения и воспроизводства бедности как социального явления.
1. Культурные объяснения.
Одно из ключевых понятий в рамках этого подхода – культура бедности. Сторонники этого подхода доказывают, что для среды бедняков характерна особая культура, в основе которой лежат смирение, неумение строить свое будущее и фатализм. В процессе первичной социализации эти ценности передаются от одного поколения к другому, приводя к «наследованию» бедности.
Другое культурологическое объяснение бедности использует понятие культуры зависимости. Если в теориях культуры бедности сами бедняки рассматриваются в качестве источника своих бед, то в концепциях культуры зависимости таким источником выступает государство с его программами социального обеспечения. Как полагают многие либеральные ученые, именно эти программы приводят к тому, что бедные перестают полагаться на свои собственные силы и паразитируют за счет общества.
Приверженцы культурного объяснения феномена бедности выступают за развитие в людях таких качеств как упорство, бережливость и честолюбие. По их мнению, один из вариантов решения проблемы бедности – ликвидация государственной помощи либо ее существенное видоизменение (например, переход от безвозмездных пособий к таким пособиям, которые человек должен был бы отработать на общественных работах).
2. Структурные объяснения.
Теории этого направления связывают наличие бедности со структурными особенностями общества, основанными на социальной стратификации, экономическом неравенстве и т.д.
Сторонники концепции бедности как результата особой ситуации утверждают, что в жизни людей и общества в целом случаются периоды, когда вероятность возникновения бедности очень высока. Например, это происходит, когда в обществе наблюдается общий спад экономики. Причем отдельные индивиды не несут ответственности за возникновение такой ситуации. При этом, бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо создавать систему социального страхования.
В рамках другой концепции бедность рассматривается как последствие развития международной экономики и изменений в структуре мирового рынка рабочей силы. Международные корпорации ищут страны и регионы с дешевой рабочей силой, это приводит к тому, что в стремлении привлечь эти инвестиции многие страны искусственно сдерживают рост заработной платы, что приводит к общему обнищанию населения.
Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в «порочный круг нищеты». Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.
Если можно говорить об искоренении абсолютной бедности в ряде развитых стран, то относительная бедность будет постоянной проблемой любой страны в обозримом будущем.
2.3 Последствия бедности.
Одна группа ученых рассматривала бедность как фактор борьбы за существование, который подстегивает развитие общества и отдельно взятых индивидов. Это направление получило название социал-дарвинистского, в современном мире данная позиция защищается либералами. Другая группа ученых видит в бедности социальное зло и призывают к его устранению посредством более уравнительного распределения всех благ между людьми. Этот подход называют социал-уравнительным (или эгалитаристским), его придерживаются сторонники социалистической идеологии.
Все признают, что бедность имеет много негативных последствий.
Бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были «горючим» материалом социальных переворотов и стремились «грабить награбленное».
Даже если бедные не совершают актов насилия в отношении других людей, общество в котором они живут, все равно несет потери. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает бесплодно. Особенно трагична «наследуемая» бедность, когда дети бедняков при одинаковых способностях имеют гораздо меньше шансов самореализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком.
Признавая, что во многих аспектах бедность вредна для общества, либералы в то же время подчеркивают ее положительные последствия.
По их мнению, если бы не было бедности, то уменьшился бы стимул людей повышать производительность труда. Бедность, таким образом, заставляет людей активно участвовать в конкуренции за жизненные блага.
Сторонники обеих позиций – и социалисты, и либералы – сходятся в признании преимущественно негативных последствий абсолютной бедности, но расходятся во мнениях по поводу относительной бедности.
Социальная политика, направленная на борьбу с бедностью. Существует два противоположных подхода к проблеме борьбы с бедностью.
Первый подход является более распространенным и заключается в признании необходимости обеспечения бедных помощью и пособиями. Выдача денежных пособий, самый простой способ оказания помощи бедным, сам по себе не решает проблемы. Другие способы, практикуемые государствами разных стран, – это программы повышения образования или переквалификации. Но и они зачастую не меняют ситуацию, так как, даже приобретя новую профессию, человек часто не может найти рабочее место или не в силах заставить себя эффективно трудиться.
Если при первом подходе к решению проблем бедности государство исходит из необходимости перераспределять доходы от богатых к бедным посредством прогрессивного налогообложения и социальных программ, то второй подход базируется на идее невмешательства государства в экономику. По мнению сторонников этой теории, поведение государства должно стимулировать бедных занять более активную позицию в жизни, а не паразитировать на шее более обеспеченных слоев населения. Кроме того, если богатые будут инвестировать свои средства в экономику, они создадут необходимое количество рабочих мест, что может решить проблему бедности без участия государства. Этот подход пыталось реализовать, например, в Великобритании 1970–1980-х правительство Маргарет Тэтчер.
Необходимо отметить, что хотя в любой стране правительство устанавливает специальные критерии определения бедных, в реальности права на помощь и пособия имеют отнюдь не все те, кто отвечает данным критериям. Эта позиция государства объясняется нехваткой ресурсов для обеспечения всех нуждающихся. Для ограничения масштабов социальной помощи применяются два ужесточающих критерия. Первый ограничивает число людей путем выделения отдельных категорий бедняков, имеющих право на помощь. Например, многие виды помощи может получать безработный, но не человек, имеющий работу, хоть и низкооплачиваемую. Второй критерий основан на использовании только доходной характеристики бедности, игнорируя проблему депривации. продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава
III
. Анализ динамики уровня жизни в РФ
3.1
Российский подход к измерению уровня бедности
Бедность в России выступает в двух основных формах. Первая – традиционная, когда дети уже рождаются в бедных семьях, где у родителей, как правило, очень низкий уровень образования. Вторая, исторически относительно новая, это – бедные с высшим образованием. Это своего рода «новые русские бедные».
Бедность первого типа – большая социальная и демографическая опасность. Продолжительность жизни бедных людей невысока. Два миллиона бездомных детей не имеют ни образования, ни медицинского обслуживания, ни крыши над головой. Иначе обстоит дело со второй категорией бедных – людьми с университетским и институтским образованием. Методических рекомендаций по ее решению не существует. В развитых странах люди с университетским дипломом редко бывают бедными. И уж, конечно, они не являют собой массового социального явления.
У наших образованных людей не хватает двух граней в «восьмиграннике» их знаний: они не знают правовых основ ведения бизнеса и не владеют основами бизнес-планирования. Без этих знаний многим образованным людям трудно актуализировать свой потенциал, невозможно стать бенефициарами реформ, невозможно повысить производительность собственного труда и на этой основе увеличить долю получаемого за свой труд вознаграждения. Эти грани нужны для того, чтобы возможности мелкого и среднего бизнеса, как амортизатора структурных шоков, стали востребованными образованными людьми. Необходимо создать центры такого рода образования во всех федеральных округах, которые должны тесно взаимодействовать с органами поддержки и развития мелкого бизнеса и с институтами, кредитующими малый бизнес.
3.2 Анализ уровеня жизни населения 2009-2010гг
Приведем основные показатели уровня жизни населения (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Основные показатели,
характеризующие уровень жизни населения
Октябрь
2010г.
В % к
Январь-
октябрь
2010г.
в % к
январю-
октябрю
2009г.
Справочно
октябрю
2009г.
сентябрю
2010г.
октябрь 2009г. в % к
январь-
октябрь
2009г.
в % к
январю-
октябрю
2008г.
октябрю
2008г.
сентябрю
2009г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения)1), рублей
19117
106,9
104,9
110,5
116,7
107,0
112,1
Реальные располагаемые денежные доходы1)
99,3
104,7
104,2
109,3
107,4
101,0
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника2):
номинальная, рублей
20789
109,7
99,0
111,3
105,9
99,7
108,3
реальная
102,0
98,5
104,5
96,5
99,7
96,5
1) Предварительные данные.
2) За октябрь 2010г. предварительные данные.
Реальные располагаемые денежные доходы(доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в октябре 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г., по оценке, снизились на 0,7%, в январе-октябре 2010г. — увеличились на 4,2%.
Таблица 3.2
Динамика реальных располагаемых денежных доходов1)
В % к
соответствующему
периоду предыдущего года
предыдущему
периоду
2009г.
Январь
94,6
53,6
Февраль
101,5
134,5
Март
104,5
103,1
I квартал
100,7
78,6
Апрель
102,4
108,0
Май
104,7
96,9
Июнь
103,1
103,5
II квартал
103,4
119,0
I полугодие
102,1
Июль
97,7
97,1
Август
90,9
95,5
Сентябрь
101,4
103,2
III квартал
96,6
96,3
Январь-сентябрь
100,0
Октябрь
109,3
107,4
Январь-октябрь
101,0
Ноябрь
103,2
96,5
Декабрь
111,5
139,6
IV квартал
108,2
119,3
Год
102,3
2010г.
Январь
115,3
55,5
Февраль
104,8
122,3
Март
104,6
102,9
I квартал
107,4
78,6
Апрель
105,4
108,7
Май
101,4
93,2
Июнь
102,8
104,9
II квартал
103,2
114,3
I полугодие
105,1
Июль
106,2
100,3
Август
105,1
94,5
Сентябрь
101,8
100,1
III квартал
104,4
97,4
Январь-сентябрь
104,8
Октябрь
99,3
104,7
Январь-октябрь
104,2
1) Предварительные данные.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Заработная плата.Среднемесячная начисленная заработная плата в октябре 2010г., по предварительным данным, составила 20789 рублей и по сравнению с октябрем 2009г. выросла на 9,7%.
Таблица 3.3
Динамика среднемесячной номинальной и реальной
начисленной заработной платы
Среднемесячная
номинальная
начисленная
заработная
плата,
рублей
В % к
Реальная начисленная
заработная плата в % к
соответствую-
щему периоду предыдущего года
предыдущему
периоду
соответствую-
щему периоду
предыдущего года
предыдущему периоду
2009г.
Январь
17119
115,5
79,0
101,9
77,2
Февраль
17098
111,1
100,1
97,6
98,5
Март
18129
111,9
105,8
98,2
104,4
I квартал
17441
112,8
92,0
99,2
87,9
Апрель
18009
108,3
99,3
95,7
98,6
Май
18007
107,5
100,0
95,7
99,4
Июнь
19247
108,2
106,9
96,7
106,3
II квартал
18419
108,0
105,6
96,1
102,8
I полугодие
17929
110,3
97,6
Июль
18872
106,0
98,2
94,6
97,6
Август
18335
105,8
97,4
94,8
97,4
Сентябрь
18838
105,3
102,7
95,1
102,7
III квартал
18673
105,7
101,4
94,8
100,2
Январь-сентябрь
18172
108,6
96,5
Октябрь
18798
105,9
99,7
96,5
99,7
Январь-октябрь
18239
108,3
96,5
Ноябрь
19215
108,6
102,2
99,5
101,9
Декабрь
24004
110,2
124,8
101,3
124,3
IV квартал
20670
108,4
110,7
99,3
110,4
Год
18638
107,8
96,5
2010г.
Январь
18938
109,3
78,0
101,2
76,7
Февраль
19017
109,9
101,0
102,5
100,1
Март
20589
112,7
108,2
103,0
107,5
I квартал
19485
110,5
93,9
103,1
91,0
Апрель
20358
112,3
99,0
105,9
98,7
Май
20279
112,1
99,7
105,8
99,2
Июнь
21795
112,8
107,5
106,7
107,1
II квартал
20809
112,4
106,8
106,1
105,3
I полугодие
20145
111,5
104,6
Июль
21325
112,4
97,9
106,6
97,5
Август
20753
112,0
97,3
105,6
96,8
Сентябрь
20999
110,4
101,2
103,2
100,4
III квартал
21031
111,6
101,1
105,1
99,7
Январь-сентябрь
20438
111,5
104,8
Октябрь1)
20789
109,7
99,0
102,0
98,5
Январь-октябрь1)
20473
111,3
104,5
1) Предварительные данные.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 3.4
Среднемесячная начисленная заработная плата
(без выплат социального характера)
по видам экономической деятельности
Сентябрь 2010г.
Январь-сентябрь 2010г.
рублей
в % к
рублей
в % к
сентябрю
2009г.
августу
2010г.
январю-сентябрю
2009г.
общерос-
сийскому уровню средне-
месячной заработной
платы
Всего
20999
110,4
101,2
20438
111,5
100
в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
11346
107,8
102,3
10299
109,9
50
рыболовство, рыбоводство
22274
94,2
100,8
23401
102,7
114
добыча полезных ископаемых
43484
111,4
108,6
38220
112,4
187
в том числе:добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
50569
108,9
107,9
44775
110,9
в 2,2р.
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
30724
119,9
110,7
26253
117,0
128
из нее добыча металлических руд
36248
121,2
120,7
29479
117,3
144
обрабатывающие производства
19470
115,9
100,7
18494
115,3
90
из них:производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
17395
111,4
100,1
16928
111,7
83
текстильное и швейное производство
10327
109,8
102,8
9888
111,8
48
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
11313
111,4
100,9
10644
113,5
52
обработка древесины и производство изделий из дерева
12578
110,9
99,7
12034
112,0
59
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
20829
113,6
102,1
20045
112,7
98
в том числе:производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них
21036
114,6
104,2
19874
114,7
97
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации
20719
113,1
101,0
20135
111,7
99
производство кокса и нефтепродуктов
38149
110,2
93,0
40199
108,0
197
в том числе:производство кокса
26963
117,5
100,2
26084
119,6
128
производство нефтепродуктов
40012
109,1
92,2
42542
106,5
в 2,1р.
химическое производство
22703
115,1
100,1
22253
114,8
109
производство резиновых и пластмассовых изделий
17100
114,3
101,2
16173
119,2
79
производство прочих неметаллических минеральных продуктов
18909
117,7
98,9
17396
116,0
85
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
21277
115,9
100,5
20320
117,3
99
в том числе:металлургическое производство
24548
115,0
101,0
23745
116,8
116
производство готовых металлических изделий
17661
117,6
99,8
16545
118,8
81
производство машин и оборудования
20780
118,3
100,2
19416
117,3
95
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
20205
117,0
101,3
18824
117,2
92
производство транспортных средств и оборудования
21251
122,2
101,6
19951
118,2
98
прочие производства
15220
118,7
104,9
13943
113,8
68
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
24223
111,6
99,9
23597
112,1
115
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды
25507
112,0
99,3
24925
112,1
122
из них:производство, передача и распределение электроэнергии
32292
112,7
99,6
31788
113,1
156
производство и распределение газообразного топлива
24020
112,4
97,3
22234
111,7
109
строительство
23334
113,9
102,7
21157
113,8
104
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
19170
112,4
98,1
19018
111,7
93
в том числе:торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт
20375
111,7
98,8
20174
112,1
99
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
22832
112,1
96,9
22724
111,8
111
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования
14666
113,2
100,1
14408
111,2
70
гостиницы и рестораны
14498
108,9
104,0
13985
109,5
68
транспорт и связь
25549
112,8
96,3
25139
113,9
123
из них:деятельность железнодорожного транспорта
28397
114,8
96,8
27904
116,6
137
транспортирование по трубопроводам
40920
113,7
74,3
47264
116,2
в 2,3р.
связь
23409
108,9
99,6
23735
114,1
116
финансовая деятельность
42364
111,2
82,3
47758
118,3
в 2,3р.
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
25795
111,2
102,5
24953
113,1
122
из них научные исследования и разработки
33348
112,8
109,6
29884
113,9
146
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
24223
101,9
109,8
23627
104,7
116
образование
13621
105,2
109,6
13537
105,5
66
здравоохранение и предоставление социальных услуг
14919
103,7
100,4
15343
105,9
75
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
16106
107,0
103,4
15881
106,8
78
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
16458
105,9
106,1
16176
104,6
79
продолжение
--PAGE_BREAK--
В январе-сентябре 2010г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 83%, работников образования — 73% (в январе-сентябре 2009г. — соответственно 90% и 80%).
Просроченная задолженность по заработной плате (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства).Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 ноября 2010г. составила 3062 млн.рублей и по сравнению с 1 октября 2010г. снизилась на 4,4%.
Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 ноября 2010г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.
Таблица 3.5
Динамика просроченной задолженности по заработной плате1)
на начало месяца
Просроченная задолженность
по заработной плате
В том числе задолженность
Численность
работников,
перед кото-
рыми имеется просроченная
задолженность по зара-
ботной плате, тыс.человек
из-за несвоевременного
получения денежных
средств из бюджетов
всех уровней
из-за отсутствия
собственных средств
млн.
рублей
в % кпреды-
дущему
месяцу
млн.
рублей
в % к
преды-
дущему
месяцу
млн.
рублей
в % к
преды-
дущему
месяцу
2009г.
Январь
4674
60,2
261
70,7
4413
59,7
323
Февраль
6965
149,0
378
144,8
6587
149,3
477
Март
8087
116,1
536
142,0
7551
114,6
541
Апрель
8755
108,3
486
90,7
8269
109,5
498
Май
7926
90,5
387
79,6
7539
91,2
450
Июнь
8779
110,8
295
76,1
8484
112,5
510
Июль
7194
82,0
270
91,6
6924
81,6
393
Август
6478
90,1
160
59,5
6318
91,2
355
Сентябрь
5557
85,8
181
112,8
5376
85,1
292
Октябрь
5081
91,4
191
105,5
4890
91,0
266
Ноябрь
5406
106,4
237
124,0
5169
105,7
278
Декабрь
5047
93,4
239
101,0
4808
93,0
256
2010г.
Январь
3565
70,6
196
81,9
3369
70,1
164
Февраль
4119
115,5
233
118,5
3886
115,4
220
Март
4118
100,0
283
121,8
3835
98,7
217
Апрель
3966
96,3
138
48,6
3828
99,8
200
Май
3240
81,7
84
61,2
3156
82,4
171
Июнь
3238
99,9
85
101,4
3153
99,9
169
Июль
3060
94,5
71
83,5
2989
94,8
150
Август
3398
111,1
56
78,2
3342
111,8
174
Сентябрь
3350
98,6
79
142,2
3271
97,9
162
Октябрь
3202
95,6
53
67,0
3149
96,3
161
Ноябрь
3062
95,6
22
41,6
3040
96,6
144
1) Данные разрабатываются по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесозаготовки; рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт; управление недвижимым имуществом; научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; деятельность в области культуры.
На 1 ноября 2010г. просроченная задолженность по заработной плате по сравнению с 1 октября 2010г. снизилась в 40 субъектах Российской Федерации, выросла — в 34 субъектах, отсутствовала — в 9 субъектах Российской Федерации.
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровнейпо кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 ноября 2010г. составила 22 млн.рублей, или 0,7% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.
Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 77,3% приходилось на федеральный бюджет, 15,1% — на бюджеты субъектов Российской Федерации и 7,6% — на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье «оплата труда», а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.
Из общей суммы просроченной задолженности 769 млн.рублей (25,1%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2009г., 337 млн.рублей (11,0%) — в 2008г. и ранее.
Таблица 3.6
Просроченная задолженность по заработной плате
по видам экономической деятельности
на 1 ноября 2010 года
Млн.рублей
В % к 1 октября 2010г.
всего
в том числе
всего
в том числе
из-за
несвое-
времен-
ного по-
лучения денежных средств
из бюд-
жетов всех уровней
из них
из-за
отсут-
ствия собст-
венных средств
из-за
несвое-
времен-
ного по-
лучения денежных средств
из бюд-
жетов всех уровней
из них
из-за
отсут-
ствия собст-
венных средств
феде-
раль-
ного бюд-
жета
бюд-
жетов субъек-
тов Россий-
ской Феде-
рации
мест-
ных
бюд-
жетов
феде-
раль-
ного бюд-
жета
бюд-
жетов субъек-
тов Россий-
ской Феде-
рации
мест-
ных
бюд-
жетов
Всего
3062
22
17
3
2
3040
95,6
41,6
40,2
52,3
40,0
96,6
в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесозаготовки
224
-
-
-
-
224
76,9
-
-
-
-
76,9
рыболовство, рыбоводство
12
-
-
-
-
12
99,4
-
-
-
-
99,4
добыча полезных ископаемых
132
-
-
-
-
132
103,7
-
-
-
-
103,7
в том числе:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
23
-
-
-
-
23
53,0
-
-
-
-
53,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
109
-
-
-
-
109
130,3
-
-
-
-
130,3
из нее добыча металлических руд
13
-
-
-
-
13
112,3
-
-
-
-
112,3
обрабатывающие производства
1642
10
10
-
-
1632
96,2
157,2
157,2
-
-
95,9
из них:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
216
-
-
-
-
216
97,0
-
-
-
-
97,0
текстильное и швейное производство
31
-
-
-
-
31
81,7
-
-
-
-
81,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
4
-
-
-
-
4
107,2
-
-
-
-
107,2
обработка древесины и производство изделий из дерева
91
-
-
-
-
91
103,3
-
-
-
-
103,3
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
17
-
-
-
-
17
179,2
-
-
-
-
179,2
в том числе:
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них
1
-
-
-
-
1
98,8
-
-
-
-
98,8
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации
16
-
-
-
-
16
187,8
-
-
-
-
187,8
производство кокса и нефтепродуктов
12
-
-
-
-
12
123,3
-
-
-
-
123,3
химическое производство
49
-
-
-
-
49
113,2
-
-
-
-
113,2
производство резиновых и пластмассовых изделий
4
-
-
-
-
4
96,3
-
-
-
-
96,3
производство прочих неметаллических минеральных продуктов
226
-
-
-
-
226
101,3
-
-
-
-
101,3
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
123
-
-
-
-
123
78,4
-
-
-
-
78,4
в том числе:
металлургическое производство
35
-
-
-
-
35
57,4
-
-
-
-
57,4
производство готовых металлических изделий
88
-
-
-
-
88
91,7
-
-
-
-
91,7
производство машин и оборудования
326
-
-
-
-
326
96,2
-
-
-
-
96,2
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
177
-
-
-
-
177
95,8
-
-
-
-
95,8
производство транспортных средств и оборудования
159
5
5
-
-
154
82,8
-
-
-
-
80,3
прочие производства
28
-
-
-
-
28
92,5
-
-
-
-
92,5
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
206
1
-
-
1
205
108,6
в 4,5р.
-
-
в 4,5р.
108,3
строительство
346
-
-
-
-
346
91,6
-
-
-
-
92,2
транспорт
277
4
-
3
1
273
90,5
14,5
-
89,8
26,6
97,9
управление недвижимым имуществом
51
3
2
-
0,3
48
119,2
в 7,6р.
-
-
93,4
113,6
научные исследования и разработки
147
-
-
-
-
147
127,7
-
-
-
-
138,1
образование
7
3
3
-
-
4
77,2
66,8
69,4
-
-
86,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг
5
1
1
-
-
4
76,8
71,1
71,1
-
-
79,2
сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность
9
-
-
-
-
9
75,3
-
-
-
-
75,3
деятельность в области культуры
4
0,2
0,2
-
-
4
105,1
52,6
-
-
-
109,5
Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 6,2 млн.рублей (28,1%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.
На 1 ноября 2010г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 71 субъекте Российской Федерации, снизилась по сравнению с 1 октября 2010г. — в 6 субъектах.
продолжение
--PAGE_BREAK--