Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет права и финансов
МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая теория»
Специальность: 080105 – Финансы и кредит
Исполнитель:
Студент группы ПФЗ 152
______________ Карауловская Т.С.
Научный руководитель:
канд. экон. наук, доцент
_________________ Злоказов В.Ф.
Челябинск — 2008
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена объективно значимой ролью предпринимательства в социально ориентированной рыночной экономике. Становление рыночных отношений в Российской Федерации является очень сложным процессом. В этих условиях совокупность предприятий представляет тот сектор национального хозяйства, развитие которого может значительно способствовать не только преодолению негативных тенденций в экономике, но и активизации дальнейшей динамики и качества экономического роста.
Предпринимательство может и должно выступить как один из факторов интенсивного экономического роста. В связи с этим научный анализ экономических проблем предпринимательства приобретает особую значимость в условиях реформирования экономики, характеризующейся, в первую очередь, структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственных процессов и обеспечения в перспективе устойчивого экономического развития. Однако следует отметить, что при активном внимании отечественных исследователей к проблемам предпринимательства в целом многие аспекты этих проблем остаются дискуссионными. Это относится к вопросам определения предпринимательства, его критериев, его места и роли в экономической системе, взаимодействия с государством, региональной специфики, инновационного характера деятельности.
Предметом исследования является малый бизнес.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство в Челябинской области.
Цель данной работы – рассмотреть малый бизнес и его роль в современной экономике.
В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие предпринимательства и его основные признаки в современной экономике;
— обозначить сущность малого предпринимательства;
— рассмотреть правовое регулирование предпринимательской деятельности;
— проанализировать развитие малого бизнеса на примере Челябинской области;
— выявить основные проблемы развития малого бизнеса в современной экономике;
— обозначить приоритетные направления развития малого предпринимательства;
— привести предложения по повышению эффективности механизма государственного регулирования деятельности малого предпринимательства;
— рассмотреть пути совершенствования развития малого бизнеса в современных условиях.
Теоретической основой исследования послужили учебные пособия по Малому предпринимательству, экономическому анализу, региональной экономике, периодика: «Финансы и кредит», «Экономический анализ: теория и практика», а так же законодательство РФ и нормативно — правовые акты региона.
1. Теоретические основы управления развитием малого бизнеса
1.1 Понятие предпринимательства, его основные признаки в современной экономике
Предпринимательство— это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.1
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей— результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента— будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий— это тоже инновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель— не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса.Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
/>
Рисунок 1 Субъекты предпринимательской деятельности2
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость завоевать потребителя, создать круг собственных потребителей.
Среди наиболее важных целей предпринимателя — производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. Как показано на рис. 2, все эти цели взаимосвязаны.
/>
Рисунок 2 Цели предпринимательства3
Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.
В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.
Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.
Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире.
Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества.
Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия.
Таким образом, предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.
1.2 Сущность малого предпринимательства
На основе нового закона в сфере предпринимательства, а именно ФЗ №209 от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:
Под малым и средним предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.
Федеральный закон определяет субъекты малого предпринимательства, к ним относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:4
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2.средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3.выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.5
Субъекты малого предпринимательства как участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства, что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур.
Помимо экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы вмалом предпринимательстве — непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям: в силу неисполнения обязательств по договорам; вытекающая из причинения вреда; в связи с нарушением действующего законодательства.
Гражданским законодательством предусматривается несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, которые по своим экономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступной формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес).
Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия (фирмы). Владелец малого предприятия в этом случае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочий день. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Его ответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярной выплатой заработной платы самому себе6.
Иные формы предпринимательской деятельности предполагают участие в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы.
Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ.
Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
1.3 Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Началом практической работы в правовом регулировании предпринимательской деятельности можно считать принятие Указа Президента РФ от 30.02.92 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ», в котором предусматривалась активизация работы по поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, в том числе путем совершенствования правовой базы и разработки соответствующих целевых программ.
Следующим шагом было Постановление Правительства Российской Федерации от 1.04.1993 г. №286 «О фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции» Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции был образован как основной финансовый инструмент реализации государственной политики в области формирования конкурентной среды на товарных рынках, в том числе путем развития и поддержки малых предприятий.
Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», на данном этапе был утвержден комплекс первоочередных мер по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства, определены задачи министерств и ведомств в данной сфере, установлен перечень приоритетных видов деятельности малых предприятий с точки зрения оказания им государственной поддержки.
Далее Постановлением Правительства РФ от 3.02.1994 г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» образован Фонд содействия развитию малым формам предприятий в научно-технической сфере для укрепления инновационного потенциала малого бизнеса и специализированных объектов инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг.” была одобрена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 гг., определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие их участию в реализации контрактов для государственных нужд, активизацию внешнеэкономической деятельности, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса на региональном уровне, определен государственный заказчик Федеральной программы — Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции.7
Постановление Правительства Российской Федерации от 1.12.1994 г. №322 „О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд“, в данном документе было предусмотрено создание условий для участия малых предприятий в реализации государственных программ, в том числе участие малых предприятий в конкурсном отборе при размещении заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ (услуг) для государственных нужд.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.1994 г. № 1434 „О сети региональных агентства поддержки малого бизнеса”, которым в Федеральную программу государственной поддержки на 1994-1995 гг. включен проект создания сети региональных агентств поддержки малого бизнеса.
Часть 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 1.01.1995 г., которым упорядочены правовые формы предпринимательской деятельности, определены порядок образования, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, пределы имущественной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дана правовая регламентация различных видов сделок.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7.03.1995 г. №224 “Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности», которым определен комплекс мер по организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности.
Еще одним шагом правового регулирования было Постановление Правительства Российской Федерации от 4.12.1995 г. №1184 «О Федеральном Фонде поддержки предпринимательства”, которым Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции преобразован в Федеральный Фонд поддержки предпринимательства, определены принципы управления и формирования Попечительского Совета Фонда.
Правовое регулирование малого предпринимательства основывалось и на Федеральном законе от 29.12.1995 г. „Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, которым установлена возможность использования индивидуальными предпринимателями и предприятиями с численностью работающих до 15 человек упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, предполагающей: замену уплаты множества налогов единым налогом по ставке до 30% совокупного дохода или до 10% валовой выручки (при сохранении действующей системы уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, отчислений во внебюджетные фонды); ведение учета доходов и расходов и бухгалтерской отчетности по упрощенной форме; введение патента единого образца как документа, удостоверяющего право применения упрощенной системы налогообложения; добровольность применения упрощенной системы налогообложения.
Не маловажным шагом в сере правового регулирования был Указ Президента РФ “О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации” от 4.04.96 г., в котором определены меры по обеспечению финансовой поддержки малого предпринимательства, расширению налоговых льгот, рекомендовано создать региональные системы поддержки МП и региональные программы развития МП.
Важным этапом в формировании цивилизованной системы взаимоотношений государства и бизнеса на базе четких правовых норм стал Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, подписанный Президентом РФ 14.06.95 г.
На современном этапе вступил в действие Федеральный закон № 209 от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».8
Закон определяет правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливая понятие субъекта предпринимательства и критерии отнесения предприятий к категории малых, провозглашает гарантии им государственной поддержки, декларирует стабильность налогообложения субъектов малого предпринимательства в период их становления и развития.
В законе отмечены основные цели и направления государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, формы и методы его государственной поддержки.
Важным элементом политики в отношении предпринимательства становятся государственные программы его поддержки, финансируемые из бюджетных источников.
Предусматривается, что государство возьмет на себя (компенсирует) часть рисков, в особенности на наиболее сложном начальном этапе деятельности. Основным инструментом реализации этих компенсационных механизмов должны стать фонды поддержки предпринимательства, создаваемые с привлечением средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, подводя итоги первой главы можно сказать:
Предпринимательство— это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. В своем развитии малое предпринимательство имеет шесть этапов становления, данные этапы проходили на протяжении периода с 1985 по 1998 гг.
Для законодательного обеспечения нормального развития и эффективной деятельности предпринимательства на различных этапах социально-экономических реформ, происходящих в России, необходима разработка правовых актов, охватывающих основные вопросы деятельности малого предприятия и его взаимодействия с органами власти всех уровней, с институциональными структурами, судебными и правоохранительными органами. На современном этапе система этих актов должна воспринять в себя наиболее эффективные и прогрессивные элементы рыночного законодательства стран с устоявшимися традициями содействия малому предприятию в условиях цивилизованной рыночной экономики.
2. Анализ состояния малого бизнеса в Челябинской области
2.1 Развитие малого бизнеса Челябинской области на современном этапе
Малое предпринимательство в течение 10 лет развивается с положительной динамикой, обеспечивая занятость населения Челябинской области, внося свою долю в формирование ВРП, консолидированного бюджета, наполняя рынок отечественными товарами, работами и услугами.
/>
Рисунок 2.1 Доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике
Доля малого бизнеса:
— в общей численности занятых увеличилась с 21,5% (в 2000 году) до 32,8% (в 2007 году);
— в валовом региональном продукте — более чем в 2 раза — с 11,0% до 24,2%;
- в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет области — в 4 раза (до 12,7%).
/>
Рисунок 2.2 Структура численности занятых в малом бизнесе в 2007 году
В 2007 году на территории Челябинской области действовало 25 901 малое предприятие, что на 7,1% больше, чем наблюдалось в 2006 году.
/>
Рисунок 2.3 Количество малых предприятий, тыс.ед.
Снижение количества малых предприятий в 2002 – 2003 гг. обусловлено их перерегистрацией в связи со вступлением в силу Федерального закона от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. от 23.06.2003) и Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», в 2004 году – в связи с исключением предприятий из общего реестра малых предприятий, не представивших годовую бухгалтерскую отчетность два года подряд и квалифицирующиеся как не работающие (согласно указаниям Росстата).
Как и в целом по стране самым распространенным видом экономической деятельности у малых предприятий является «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где сосредоточено 48% малых предприятий.
Вторым по привлекательности видом экономической деятельности является «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», которым занимаются 15,5% предпринимателей.
/>
Рисунок 2.4 Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности
Предприятия с основным видом деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составляют в суммарном выражении 12,7% малых предприятий, «Строительство» — 11,9%.
Главное социальное свойство малого бизнеса заключается в возможности широких слоев населения обеспечить себя работой, а также реализовать свои организаторские, предпринимательские способности. В 2007 году численность занятых на малых предприятиях увеличилась на 8,6 тыс. человек с 2006 года и составила 167,9 тыс. человек.
Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. В прошлом году на условиях вторичной занятости на малых предприятиях работало 20,7 тыс. человек.
/>
Рисунок 2.5 Средняя численность персонала малого предпринимательства по видам экономической деятельности за 2007 год, чел.
В среднем на одном предприятии в 2007 году работало 7 человек. Из числа малых наиболее крупными по числу работающих стали обрабатывающие производства (11 человек в расчете на одно предприятие), предприятия строительства и сферы образования (9 человек), предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (8 человек).
/>
Рисунок 2.6 Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий по видам экономической деятельности за 2007 год, руб.
В январе-декабре 2007 года среднемесячная заработная плата работников малых предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличилась на 31,9% и составила 9,1 тыс. рублей. Выше, чем в целом по кругу малых предприятий, оплачивался труд работников финансовой сферы — 13,4 тыс. рублей, на предприятиях, добывающих полезные ископаемые, — 11 тыс. рублей, на предприятиях строительства — более 10 тыс. рублей.
Значительное влияние на деятельность малых предприятий области оказывает их финансово-экономическое состояние.
2.2 Финансово-экономическое состояние субъектов малого бизнеса в Челябинской области
Оборот малых предприятий в прошлом году увеличился на 24,2% (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2006 годом и составил 321,4 млрд. рублей, что составляет четвертую часть от общего оборота организаций Челябинской области.
/>
Рисунок 2.7 Оборот малых предприятий
В связи с переходом на ОКВЭД отсутствуют статистические данные предыдущих лет.
Наибольший вклад в формирование оборота организаций вносят малые предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; строительные и обрабатывающие предприятия, предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.
/>
Рисунок 2.8 Структура оборота малых предприятий
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2007 году составили 7,8 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 году. Удельный вес малых предприятий в общем объеме инвестиций области составил 6,4%, что выше уровня прошлого года (4,9%).
Активную инвестиционную позицию занимали, в первую очередь, строительные организации (48,8%). Существенный вклад в инвестиционную деятельность малых предприятий внесли организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (20,8%) и малые предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (10,2%).
/>
Рисунок 2.9 Структура инвестиций малых предприятий в основной капитал по видам экономической деятельности
По итогам за 2007 год малыми предприятиями получена прибыль в размере 8 750,0 млн. рублей, или 6,0% всей сальдированной прибыли организаций области (в 2006 г. — 8,2%). Доля малых предприятий, получивших прибыль в размере 12 349,1 млн. рублей, увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 7,0 процентных пунктов (далее именуется — п.п.) и составила 77,6%.
В суммарном сальдированном финансовом результате деятельности малых предприятий области удельный вес малых предприятий торговли составил 48,7%, строительства — 21,7%, промышленного производства — 15,1%.
Кроме того, в суммарной прибыли прибыльных организаций на малые предприятия торговли приходилось 39,9%, строительства — 19,9%, промышленного производства — 14,5% (в 2006 г. — 50,9, 15,4 и 14,5% соответственно). Следует отметить, что с 2000 года удельный вес прибыльных организаций в малом бизнесе был выше, чем среди крупных организаций.
За 2007 год совокупные активы малых предприятий увеличились в
2,2 раза и составили 245 599,7 млн. рублей, или 23,8% всего имущества области (в 2006 г. — 17,4%). На долю предприятий торговли приходилось 31,4% всего имущества малых организаций, на долю предприятий промышленного производства — 7,2% (в 2006 г. — 46,3 и 7,2% соответственно).
В минувшем году субъекты малого бизнеса получили 34,3% от общей выручки от продажи товаров и услуг организаций области в целом (в 2006 г. -24,4%).
Платежеспособность малых предприятий, оцененная по коэффициенту текущей ликвидности, характеризующему способность организаций вовремя выполнять свои платежно-расчетные обязательства и имеющему нормальное ограничение 200%, в 2007 году снизилась на 42,6 п.п. и составила 65,7% Удельный вес организаций, имевших высокую степень платежеспособности, составил 20,5% и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 1,6 п.п.
Доля собственных источников формирования хозяйственных средств малых предприятий увеличилась с 17,9% в 2007 году, что положительно повлияло на их финансовую устойчивость, характеризующуюся соотношением собственных и заемных средств. Так, при значении критерия не более 100% коэффициент финансовой устойчивости в 2000 году составлял 416,9%, а к концу 2007 года снизился до 613,1%, в то время как коэффициент автономии, характеризующий степень независимости финансового состояния организаций от заемных источников, увеличился с 19,3% до 14,0%.
Наряду с положительными тенденциями развития малого бизнеса в Челябинской области, все-таки существуют некоторые проблемы.
2.3 Проблемы развития малого бизнеса Челябинской области в современной экономике
Говоря о глобальных проблемах малого предпринимательства, следует выделить три главные преграды, три главные задачи, которые необходимо решить для подъема бизнеса не только в рамках области, но и в России в целом на нужный уровень, так как бизнес — это экономическая и социальная основа общества.
Первая задача — это преодоление экономических и административных барьеров. Сегодня видно, как под действием власти, ведется достаточно жесткая работа по снятию экономических барьеров, преодолению разобщенности субъектов Федерации, осуществляются попытки их объединения. Что касается административных барьеров, то в настоящий момент прорабатывается и анализируется федеральное законодательство, законодательства субъектов федерации и муниципалитетов. Все акты, которые противоречат конституционным правам предпринимателей, безусловно, будут отменены, хотя это потребует определенных временных затрат, так как осуществить подобные изменения невозможно за один день и даже месяц.
Вторая крупная проблема — это доступ бизнеса к финансовым ресурсам. Ни для кого не секрет, что и налоговая, и макроэкономическая ситуация в России в последние годы не способствовала соединению этих двух факторов — бизнеса и денег, а без этого соединения бизнес невозможен. Когда будет нормально работать банковская система, когда она будет способна и заинтересована во взаимодействии с бизнесом, когда инфляция будет иметь определенные низкие параметры, что обеспечит планирование бизнеса и работу с долгосрочными кредитными ресурсами, только тогда предприниматель будет иметь возможность опираться на отечественный капитал, который на самом деле имеет достаточный объем для того, чтобы быть востребованным и использованным российским малым бизнесом.
И, наконец, третья проблема, одна из самых крупных в развитии бизнеса — это налоговый пресс. Налоговая система является одним из важнейших рычагов государственного регулирования экономики, основным фактором воздействия на предпринимательскую активность и инвестиционный климат в стране.
Бюджеты всех уровней в основном формируются из поступлений от налогов, и чем шире база налогообложения, тем надежнее возможность пополнения и увеличения бюджетов. Оптимизация системы налогообложения предусматривает, с одной стороны, стимулирование деловой активности предпринимателей, а с другой — создание достаточно простой, эффективной и строгой системы взимания налогов.
Действующая в настоящее время система налогообложения носит преимущественно фискальный характер и направлена на пополнение бюджета путем максимального изъятия средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли и может рассматриваться как существенный барьер для начала предпринимательской деятельности.
Недовольство предпринимателей вызывает не только количество уплачиваемых налогов, налоговых платежей и сборов, но и размеры их ставок, а также частые изменения в налоговом законодательстве, сложности в изложении инструктивного материала, острая нехватка методических пособий и рекомендаций.
Существующие недостатки и пробелы в действующем законодательстве подчас заполняются подзаконными актами, в связи с чем на региональном уровне появляются нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству. Принятие многочисленных ведомственных и региональных дополнений, разъяснений, инструкций разрушает правовое поле регулирования, создает благоприятную среду для злоупотреблений и вызывает серьезное недовольство предпринимателей. Ликвидация такой практики — важная задача упорядочения нормативной правовой базы регулирования для малых предприятий.
Необходимо также запустить механизм оценки последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления решений по развитию малого бизнеса и обеспечить недопущение ухудшения положения малых предприятий вследствие принятия решений.
Таким образом, подведем итог второй главы.
На протяжении 10 последних лет происходит только положительная динамика в развитии малого бизнеса в Челябинской области. Увеличивается доля занятых на малых предприятиях, растет доля в валовом региональном продукте. Рост количества малых предприятий в 2007 году составил 7,1% относительно 2006 года.
Преимущественное число малых предприятий заняты в сфере оптовой и розничной торговле, а так же ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий.
Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. В прошлом году на условиях вторичной занятости на малых предприятиях работало 20,7 тыс. человек.
В январе-декабре 2007 года среднемесячная заработная плата работников малых предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличилась на 31,9%. Увеличивается и оборот малых предприятий в 2007 году на 24,4%.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2007 году составили 7,8 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 году. Активную инвестиционную позицию занимали, в первую очередь, строительные организации (48,8%).
По итогам за 2007 год малыми предприятиями получена прибыль в размере 8 750,0 млн. рублей, или 6,0% всей сальдированной прибыли организаций области (в 2006 г. — 8,2%).
За 2007 год совокупные активы малых предприятий увеличились в
2,2 раза и составили 245 599,7 млн. рублей.
Наряду с положительными тенденциями развития малого бизнеса в Челябинской области, все-таки существуют некоторые проблемы. Основные из них: экономические и административные барьеры, доступ бизнеса к финансовым ресурсам, налоговый пресс.
3. Пути решения проблем малого бизнеса
3.1 Приоритетные направления развития малого предпринимательства
Для достижения основных целей, а также исходя из объективных потребностей малого бизнеса Челябинской области, необходимо решение следующих задач по трем основным направлениям:
1) формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства, в том числе:
— совершенствование нормативно-правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности в целях реализации государственной политики в отношении предпринимательства, предусматривающей, в том числе, совершенствование налогового законодательства, обеспечение доступности аренды государственного и муниципального имущества, привлечение кредитных средств, получаемых под государственные гарантии, а также разработка проекта новой редакции федерального закона о поддержке и развитии малого предпринимательства в РФ и проекта федерального закона о ремесленной деятельности в Российской Федерации;
— координация контрольно-разрешительной деятельности, оптимизация системы государственного регулирования, дальнейшее внедрение принципа “одного окна» в работу органов исполнительной власти с предпринимателями;
— поддержка и развитие малого предпринимательства на уровне пятого национального проекта;
— формирование условий, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства, численности занятого населения;
— популяризация и пропаганда идей малого предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства;
— совершенствование научно-методического обеспечения системы государственно-общественной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области.
2) Усиление рыночных позиций малого предпринимательства Челябинской области через:
— создание условий для роста капитализации малого бизнеса, обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями;
— внедрение новых форм финансовой поддержки малого предпринимательства, расширение доступа малых предприятий к внебюджетным источникам финансирования с использованием возможностей фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства, регионального венчурного фонда и организаций микрофинансирования;
— обеспечение устойчивого развития малых предприятий с использованием современных форм и методов информационной, маркетинговой и иной поддержки;
— развитие малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, продвижение малого бизнеса на рынок инноваций и наукоемкой продукции, совершенствование механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции;
— глобальную информатизацию малого предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса с широким использованием возможностей информационной сети;
— содействие в продвижении субъектов малого предпринимательства Челябинской области на региональные и зарубежные рынки;
— активное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, содействие социально-трудовой адаптации молодёжи Челябинской области, выявление молодых лидеров, имеющих способности к предпринимательской деятельности;
— максимальное удовлетворение потребностей малого бизнеса в комплексных услугах по ведению предпринимательской деятельности путем развития и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
— организацию подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства, в том числе через дистанционные методы обучения.
3) Приоритетная поддержка малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере бытовых услуг, ремесленничестве и молодежной среде.
3.2 Предложения по повышению эффективности механизма государственного регулирования деятельности малых предприятий
Реализация направлений государственной поддержки предпринимательства предусматривает следующие предложения по повышению эффективности механизма государственного регулирования:
— совершенствование законодательства в сфере регулирования предпринимательской деятельности. В рамках данного направления должен быть осуществлен анализ законодательства Российской Федерации в целях рассмотрения его эффективности для развития предпринимательской инициативы, а также проведен анализ проблем, возникающих при применении правовых норм; особое внимание должно уделяться анализу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих предпринимательскую деятельность.
По результатам мониторинга необходимо разработать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, в том числе по упрощению процедуры согласования и выдачи разрешительных документов для осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства.
Кроме того, в рамках данного направления необходимо разработать предложения о внесении изменений в Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», предусматривающие новые направления финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства;
— финансовая поддержка малого предпринимательства.
Первоочередной задачей в данном направлении является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем совершенствования существующих и внедрения новых форм их финансовой поддержки.
— развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. В рамках данного направления предусмотрено дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства путем создания:
1. Бизнес-инкубаторов с целью оказания имущественной и информационно-консультационной поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства;
2. Постоянно действующей экспозиции продукции и товаров субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов народных художественных промыслов и субъектов ремесленной деятельности;
— информационная поддержка субъектов предпринимательства. Для дальнейшего развития информационного обеспечения предпринимательской деятельности необходимо предусмотреть:
1. Создание новых и актуализация существующих баз данных и каталогов по различным аспектам ведения бизнеса;
2. Создание новых разделов на сайте «Бизнес в России» в сети «Интернет»: интерактивной линии «Вопрос-ответ», социологического опроса и других;
3. Издание справочных и методических пособий, информационного бюллетеня для субъектов малого бизнеса, разработка методических рекомендаций для органов местного самоуправления.
— подготовка и переподготовка кадров для малого предпринимательства. Для дальнейшего развития малого предпринимательства, повышения уровня занятости населения одним из приоритетных направлений является обучение основам предпринимательской деятельности безработных граждан, незанятого населения, инвалидов, молодежи и других групп населения, проведение семинаров, учебных курсов и тренингов для действующих субъектов малого предпринимательства, повышение квалификации работников малых предприятий.
Кроме того, еще одной задачей данного направления является организовать эффективную систему повышения квалификации кадров, специализирующихся в сфере поддержки малого предпринимательства.
— развитие женского и семейного предпринимательства. Данное направление разработано в целях повышения статуса и стимулирования женского и семейного предпринимательства, создания новых рабочих мест.
3.3 Пути совершенствования развития малого бизнеса в современных условиях
Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы не может эффективно функционировать без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр.
Исходя из этого, требуется создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.
В ближайшее время необходимо сосредоточить внимание на следующих важных моментах:
— на обеспечении широкомасштабного устойчивого развития малого предпринимательства путем усиления роли районных управ и концентрации усилий на привлечении к поддержке малого предпринимательства глав районных управ, что позволит перенести центр тяжести по поддержке малого предпринимательства на местный уровень. Это придаст большую социальную направленность поддержки малого предпринимательства, соответствующую интересам населения района и города в целом, а также обеспечит “прозрачность”деятельности малых предприятий. Это могут осуществить сами управы с помощью префектур, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, Комитета территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления и других городских структур поддержки малого предпринимательства;
— на необходимости дифференциации льгот по имущественно-земельным отношениям. В разрабатываемом механизме дифференциации льгот предполагается обязательное участие в принятии решений глав районных управ;
— на организации постоянного экономического мониторинга малого предпринимательства на уровне административных округов и муниципальных районов с целью получения достоверной информации о количестве малых предприятий на территориях, их финансово-экономическом положении, о налоговых поступлениях и других показателях, необходимых для принятия управленческих решений на уровне города и территорий;
— на уточнении приоритетов в поддержке малого предпринимательства, прежде всего:
— начинающих предпринимателей, особенно молодежи и социально незащищенных групп населения;
— всех видов инновационного бизнеса, главным образом в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях;
— проектов малого предпринимательства, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу:
1) проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке;
2) проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование;
3) проектов, направленных на импортозамещение;
4) проектов, направленных на активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции;
5) на устранение административных барьеров, что остается весьма актуальным и в существенной мере может быть решено на местах. Достаточно обеспечить должным образом координацию территориальных органов, которые осуществляют различные разрешительные и контролирующие функции в отношении предпринимательских структур.
Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.
Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.
Заключение
Таким образом, подведем итог всему вышесказанному:
Предпринимательство— это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.
Анализ малого бизнеса в Челябинской области показал, что На протяжении 10 последних лет происходит только положительная динамика в развитии малого бизнеса в Челябинской области. Увеличивается доля занятых на малых предприятиях, растет доля в валовом региональном продукте. Рост количества малых предприятий в 2007 году составил 7,1% относительно 2006 года.
Преимущественное число малых предприятий заняты в сфере оптовой и розничной торговле, а так же ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий.
Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. В прошлом году на условиях вторичной занятости на малых предприятиях работало 20,7 тыс. человек.
В январе-декабре 2007 года среднемесячная заработная плата работников малых предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличилась на 31,9%. Увеличивается и оборот малых предприятий в 2007 году на 24,4%.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2007 году составили 7,8 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 году. Активную инвестиционную позицию занимали, в первую очередь, строительные организации (48,8%).
По итогам за 2007 год малыми предприятиями получена прибыль в размере 8 750,0 млн. рублей, или 6,0% всей сальдированной прибыли организаций области (в 2006 г. — 8,2%).
За 2007 год совокупные активы малых предприятий увеличились в
2,2 раза и составили 245 599,7 млн. рублей.
Наряду с положительными тенденциями развития малого бизнеса в Челябинской области, все-таки существуют некоторые проблемы. Основные из них: экономические и административные барьеры, доступ бизнеса к финансовым ресурсам, налоговый пресс.
Для развития предпринимательства и преодоления проблем применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.
Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Часть1,2. — М.: ЮНИТИ — Дана,2007
2. Федеральный Закон № 209 от 24.07.2007 г. « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
3. Федеральный Закон от 14.06. 1996 №91 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.).
4. Алексеев Н.Ю. Анализ содержания, методов и форм государственной поддержки предпринимательства в России – М.: Парус, 2006
5. Барышева Е. Вся надежда на малый бизнес. // Вопросы экономики, 2006, № 1
6. Блинов А. Проблемы стагнации развития бизнеса // Инвестиции в России, 2007, №1
7. Борисов Л.П. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия// Консультант, 2007, № 8.
8. Бублик В. Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала // Хозяйство и право, N%9, 2007, с.12
9. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия бизнеса и государства // Вопросы экономики, 2006, № 12
10. Валеева А. А. Роль предпринимательства в экономике регионов Росси // Экономика и жизнь, 2006, № 5
11. Величко О. Роль малых предприятий в современной российской экономике. Перспективы малого предпринимательства в России // Экономика и жизнь, 2005, № 9
12. Ващенин Н.П. Субъекты предпринимательства в торговле // Социологические исследования, 2005, № 6
13. Добронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки предпринимательства // Дайджест-финансы, 2007, №2
14. Долинская В. В. Предпринимательское право: Учеб. Пособие / В. В. Долинская. – М.: Академия, 2006
15. Исламова С. Предпринимательство в России: состояние, проблемы, инфраструктура поддержки // Бизнес для всех, 2007, № 3.
16. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2003.
17. Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 2007 №4(11).
18. Кузнецова Н.А. Особенности бизнеса. // Финансы. – 2007, N11
19. Лапаев А.П Становление и развитие предпринимательства в России – М: ЮНИТИ, 2004
20. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учеб. пособие / М. Г. Лапуста – М.: ИНФРА, 2005
21. Лысенко Е.Н. Правовое обеспечение финансирования малого предпринимательства В России – М: ЮНИТИ, 2005
22. Овчарова Н.И. Малое предпринимательство: его роль в развитии экономики и критерии оценки эффективности его функионирования – М: Финансы и инвестиции, 2004
23. Плотникова О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики РФ – Монография, 2006
24. Пономарёв И. С. Предпринимательская деятельность: проблемы и перспективы // Вопросы экономики, 2006, № 2.
25. Романюк В. Перспективы развития предпринимательства в регионах России // Бизнес для всех, 2005, № 8.
26. Савченко Л. Государственная политика в отношении малого предпринимательства // Экономист, 2006, № 6
27. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. – М.: Дело, 2004
28. Сидоров М. А. Особенности предпринимательской деятельности // Бизнес для всех, 2005, № 3
29. Ульянова Е.В. Ученые записки // Научно-теоретический журнал МГСУ, №2(18), 2006, с.58
30. Хасаев И. М. Состояние бизнеса в России // Экономист, 2005, №61.
31. Шамхалов Ф.И. О государственной поддержке предпринимательства в России. // Проблемы теории и практики управления, №2, 2006
32. Основы создания бизнес – инкубаторов для поддержки малого предпринимательства // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
33. Информационная справочная система гарант — www.garant.ru/law/12054854-000.htm
34. Официальный сайт Министерства Экономического развития Челябинской области — www.econom-chelreg.ru/
35. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ // http:/www.gks.ru/