Реферат по предмету "Экономика"


Анализ финансовых результатов прибыли и рентабельности на ОАО "Племзавод им. В.И. Чапаева"

Введение
Рыночная экономика в РоссийскойФедерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренциякак основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современныхэкономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта являетсяпредметом внимания обширного круга участников рыночных отношений,заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечиватьвыживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо,прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние как своегопредприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализ финансовыхрезультатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономическойдеятельности предприятия.
В условиях рынкапостоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли вформировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли?Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия?
Ввиду того, чтосовременная экономическая жизнь предприятий крайне сложна на такие важныепоказатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) оченьбольшое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально«лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других нетак очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который всовершенстве владеет методикой экономического анализа.
Значимость экономическогоанализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятиятрудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результатдеятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсовпредприятия.
Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российскихпредприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которогоявляются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемыеприбыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях «свободногоэкономического плавания», предприятия уже не могут полагаться на государственнуюподдержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости исамофинансирования.
Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всехвозможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишьакционирование и использование части прибыли (так как амортизационныеотчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковскийкредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).
Вследствие вышеперечисленного, анализ прибыли и рентабельности на предприятии сегоднястановится чрезвычайно актуальным. Он позволяет выявить большое число тенденцийразвития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешногоразвития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявитьрезервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешноосуществлять свою деятельность.

1. Характеристика ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»
1.1 Организационно-правовая характеристика предприятия
 
Год основания колхоза им В.И. Чапаева– 1930 год. В результате слияния шести хозяйств (мелких колхозов) в 1950 г.был создан колхоз «им. Чапаева». 31 марта 1992 г. колхоз «им. Чапаева» былреорганизован в Аграрно-производственное товарищество «им. В.И. Чапаева».Затем 20 июня 1994 г. АТП «им. В.И. Чапаева» было реорганизовано вТОО «Племзавод им. В.И. Чапаева». И в последствии с необходимостьюпроведения организационно – правовой формы в соответствии с требованиямизаконодательства 12 декабря 1998 г. ТОО «Племзавод им. В.И. Чапаева»было преобразовано в ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева».
ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»расположено в станице Васюринской, Динского района Краснодарского края. Имеявысокие показатели, завод является одним из ведущих в своём роде предприятий вКраснодарском крае. На предприятии работают около 2000 человек, каждый изкоторых делает значительный вклад в развитие аграрного производства. «Племзаводим. В.И. Чапаева» является наиболее крупным вкладчиком средств в налоговуюсистему Российской Федерации, оказывает посильную помощь обществам социальногострахования станицы, района, края.
ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»является рентабельным производством. За годы реформ хозяйство не только неснизило валовое производство продукции, но и в значительной степени, понекоторым позициям, преумножило показатели.
Общая земельная площадьхозяйства составляет 11695 га, в том числе пашни 10289 га. Основным производственным направлением является разведение крупного рогатого скота айширскойпороды, интенсивно развивается отрасль свиноводства, так же развитопроизводство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника.Хозяйство постоянно наращивает производствосельскохозяйственной продукции, как в растениеводстве, так и в животноводстве.В 2003 году был получен урожай зерновых культур в объёме 24037 тонн,урожайность с 1 га 51,0 центнера, в 2004 году получено 25098 тонн, приурожайности 52,1 центнера с га. Это было достигнуто благодаря применениюинтенсивных технологий в выращивании зерновых культур.
Также были достигнуты высокие показатели и в отраслиживотноводства. Было найдено в 2004 году 5178 кг молока на 1 фуражную корову, при стабильно сохраняющемся поголовье дойных коров – 2600 голов.В животноводстве проводится большая работа по разведению крупного рогатогоскота айширской породы, путём поглотительного скрещивания.
В условиях рыночных отношений в хозяйстве уделяется огромноевнимание вопросам внедрения в практику передового опыта в области управленияпроизводством, разработке прогрессивных форм оплаты труда и материальногостимулирования. Действующие научно-обоснованные отраслевые нормы выработки ипрогрессивные расценки позволяют стимулировать рост производительности труда вовсех отраслях племзавода.
За весь период работы в хозяйстве не было задержек по выплатезаработной платы работникам хозяйства, и на сегодняшний день зарплата выплаченаполностью.
Наряду с денежной формой оплаты труда применяется натуральнаявыплата в виде зерна, сахара, растительного масла, что особенно актуально внастоящее время.
На племзаводе имеется большая, хорошо развитая строительная база.Строительная бригада насчитывает свыше 120 человек, имеется столярнаямастерская, кирпичный завод на 5 млн. штук кирпича. Все это позволяет своимисилами проводить реконструкцию зданий и сооружений, находящихся в ведениихозяйства и вести новое строительство объектов.
Основными отраслями организации являютсяживотноводство (профилирующая) и растениеводство. Очень хорошо развитаструктура подсобных и обслуживающих подразделений, среди них:
1)        Кирпичный завод (изготавливает кирпич в объёме, необходимом дляудовлетворения нужд собственного производства, и для осуществления розничной иоптовой торговли (либо сделок по бартеру)).
2)        Механические мастерские, которые полностью обслуживаютсельскохозяйственные машины. Учитывая, что парк техники в ОАО «Племзаводим. В.И. Чапаева» насчитывает около 200 единиц, мастеров требуетсядостаточно большое количество.
3)        Автогараж. Как выше сказано насчитывает около 200 единиц сельхозтехники.
4)        Швейный цех. Он обеспечивает спецодеждой всех работниковпредприятия, которые в ней нуждаются.
5)        Колбасный цех. Изделия производятся из собственного сырья.Работники племзавода могут приобретать продукцию по заниженной цене.
6)        Бойня. На ней, собственно, и забиваются животные, которых затемиспользуют в приготовлении мясопродуктов.
7)        Хлебопекарня. Хлеб на ней выпекается, в основном, дляудовлетворения потребностей работников организации, лишь не значительная егочасть идёт в реализацию.
8)        Мельница. Предприятие выращивает большое количество пшеницы. Частьмуки, получаемой на мельнице, идёт на хлебопекарню, но львиная доля всё жепродаётся.
Несмотря на высокую стоимость электроэнергии, удобрений, горюче-смазочныхи строительных материалов, прибыль по хозяйству в 2003 году составила свыше115,8 млн. рублей, рентабельность 46,1%. Все отрасли производства и переработкив хозяйстве рентабельны. Увеличиваются доходы тружеников хозяйства,среднемесячная оплата труда составила 4948 рублей.
В хозяйстве проводится значительная работа по поддержаниюсоциальных объектов, имеется детский оздоровительный комплекс «Кубанская нива»на 360 мест в городе Анапа, футбольная команда, оказывается материальная помощьв проведении станичных мероприятий.
По итогампроизводственно-хозяйственной деятельности ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»входит в число 300 лучших сельскохозяйственных предприятий РоссийскойФедерации, где занимает 39 место, а так же занимает 7 место в Краснодарскомкрае.
 
1.2 Финансово-экономическая характеристика предприятия
Залогомвыживаемости и основой стабильности организации служит ее финансоваяустойчивость, т.е. такое состояние финансов, которое гарантирует ее постояннуюплатежеспособность. Такой хозяйствующий субъект за счет собственных средствпокрывает вложенные в активы средства, не допускает неоправданной дебиторской икредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. ОАО «Племзаводим. В.И. Чапаева» является экономически устойчивым предприятием, регулярнои в срок оплачивая труд своих работников, не задерживая выплат поставщикам,подрядчикам и другим подобным организациям. В собственности хозяйства находитсямножество подсобных и складских помещений, каждое из которых построенособственными средствами. В современных условиях рынка очень сложно справлятьсясо всеми трудностями и обязанностями, которые принимает на себя крупноепредприятие. Проследим, как же удаётся существовать в рыночном мире организациис гордым названием ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева».
На нынешниймомент завод функционирует уже 75 лет, достаточно солидный возраст для бывшегоколхоза. В 21 век – век инновационных компьютерных чипов, искусственногоинтеллекта и нейронных микросхем всё больше времени и средств уделяетсяцифровым технологиям. На ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева» этонаправление занимает один из основных приоритетов. Компьютеризация предприятия,революционно новые методы работы дают восхитительные результаты.
Хозяйство имеет 10582 га сельхозугодий, в этом числе под пашни отпущено 10289 га земли. На этой огромной территории выращиваются основные виды сельскохозяйственных культур: пшеница, кукуруза,сахарная свекла, подсолнечник, картофель, соя, различные овощи, плоды, ягоды.За последние три года повышена средняя урожайность на 48,1 центнера с гектара,что составляет 7,3%. Большое внимание уделяется животноводству. За тот жепериод увеличилась его продуктивность: если в 2002 году удой молока на 1 коровусоставлял 5308 тонн, то по данным 2004 года он исчисляется уже 6000 кг, а это на 13,04% больше. В то же время не в пример снизилось производство основных видовживотноводства: молока – на 337 тонн, скота и птицы в живом весе (реализация) –на 903 тонны, а производство яиц вовсе прекратилось.
ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»является одним из крупнейших налогоплательщиков в Краснодарском крае. Только за2004 год было выплачено государству налогов в размере 37502 тыс. рублей, из нихв консолидированный бюджет края 23752 тысячи рублей.
Исходя из вышеизложенногодаже не вооружённым глазом видно, что это хозяйство имеет весьма большиеперспективы развития, стабильную экономическую систему и грамотных руководителей.Я не сомневаюсь, что при дальнейшей подобной тенденции развития оно добьётсясамых высоких результатов по краю, а возможно и во всей Российской Федерации.
Таблица 1 – Экономические показатели ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»Экономические показатели Годы
Абсолютное
отклонение Темп роста, % 2002 2003 2004 1. Выручка от реализации 212132 218734 300627 88495 141.71 2. Себестоимость от реализации продукции, т.р. 60040 56652 74953 14913 124.83 3. Результат от реализации продукции 152092 162082 225674 73582 148.37 4. Материальные затраты 28909,26 27277,94 36089,86 7180,61 125.73 5. Среднегодовая стоимость ОПФ 286431 294305 374793 88362 130.84 6. Среднесписочная численность работников 256 261 207 -49 80.85 7. Прибыль до налогообложения 82667 81398 116737 34070 141.21 8. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, тыс. р. 0,283031 0,258999 0,249322 -0,033709 80.08 9. Фондоотдача 0,740604 0,743222 0,802114 0,06151 108.30 10. Материалоотдача 7,337856 8,018714 8,329957 0,992101 113.52 11. Производительность труда 828,6406 838,0613 1452,304 623.6634 175.26 12. Рентабельность продукции 0,716968 0,741000 0,750677 0,033709 104.70 13. Рентабельность основной деятельности 2,533177 2,861011 3,010873 0,477696 129.85 14. Средние остатки оборотных средств А) Всего 1506655 1548073 1971448 464793 130.84 Б) В ТМЦ 171608 176325 224547 52939 131.52 15. Рентабельность производственных фондов, % 33,2050 34,4393 37,6537 4,4487 133.39 16. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, в оборотах 0.140796 0.141294 0.152490 0.011694 108.30 17. Длительность коэффициента оборачиваемости, дни 2592.40 2583.26 2393.59 -198.81 92.33 18. Количество отработанных дней, дн. 297 301 299 2 100.67 19. Продолжительность рабочего дня, час 8.1 7.9 8 -0.1 98.76 20. Фонд рабочего времени, час 615859.2 620631.9 495144 -120715.2 80.39 21. Фондовооружённость 1118,871 1127,605 1810,594 691,723 161,82 Важнейшими источниками информации служат балансс объяснительной запиской к нему, а также форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»с соответствующими справками, расшифровками к нему. Именно эти документы сталиосновой для вышеприведённой таблицы, которая отражает результаты экономическогоанализа. Из таблицы можно пронаблюдать за развитием таких показателей какрентабельность основной деятельности предприятия, выручка от реализации,фондоотдача и др. по итогам 3-х лет.Проанализировав таблицу 1 можно сделать вывод,что на предприятии ОАО «Племзавод им В.И. Чапаева» царит весьмастабильная экономика. Несмотря на то, что себестоимость от реализации продукцииповысилась за три года на 1,25% и материальные затраты стали больше на 7180,61тыс. рублей, выручка от реализации возросла на целых 1,48%, что очень хорошосказалось на рентабельности основной деятельности, которая такжеувеличилась, но только на 0,477696 единиц.Среднесписочная численность работников снизилась на 49 человек за счёткомпьютеризации производства и внедрения в передовых технологий. Следовательно,уменьшился размер заработной платы, выплачиваемой работникам, и подняласьпроизводительность труда. Кроме того, это положительно повлияло на качествовыпускаемой продукции, а значит, увеличилось число покупателей, деятельностькоторых в свою очередь отразилась на размере выручки с лучшей стороны.
Также, сделав анализ таблицы 1, можно выделить несколькопреимуществ, одним из которых стало увеличение рентабельности всехпроизводственных фондов за взятые три года его функционирования на 4,4487%, чтохарактеризует предприятие как прибыльное, перспективное. Заметно увеличились идругие показатели рентабельности: рентабельность продукции по данным 2002 годасоставляла 0,716968 ед., а в 2004 году это значение стало 0,750677, что на 4,7%больше; амплитуда роста рентабельности основной деятельности достигла за тригода 29,85%, а это неплохой результат, учитывая, что среднегодовая стоимостьОПФ поднялась на 88362 тыс. руб., а материальные затраты на 7180,61 тыс. руб.Повысилась прибыль на 34070 тысяч рублей которые равны 41%, правдасебестоимость тоже увеличилась на 12%, что довольно значительно, даже с учётоминфляции, но в любом положительном событии найдутся и отрицательные стороны.Естественно поднялось и количество налогов государству.
Можно заметить тот факт, что абсолютное отклонение показателей, вбольшинстве своём, имеет положительное значение, которое не всегда означаетулучшение. К примеру себестоимость реализованной продукции возросла на 14913тыс. рублей в год, но судя по всему это мало сказалось на выручке предприятия,ведь она тоже увеличилась на 88495 тыс. руб.
Одним из немногочисленных показателей, которые в 2004 году былиниже, чем в 2002 стала среднегодовая численность работников. Понижение значенияэтого показателя очень положительно откликнулось на производительности труда,ведь она напрямую зависит от него и от выручки от реализации. Чем выше выручкаи ниже среднесписочная численность работников, тем производительность выше, азначит и всё производство рентабельнее.
К 2004 году на предприятии наблюдается значительное улучшениерезультата от реализации продукции: если в 2002 году он составлял 152092 тыс.руб., то в 2004 уже 225674 тыс. руб., что на 48,37% больше, а в денежномэквиваленте этот процент выражается в сумме 73582 тыс. руб. Параллельно срезультатом от реализации, только в обратную сторону изменяются затраты на 1руб. реализованной продукции, а именно они падают на 0,033709 тыс. руб. Эти двапоказателя тесно связаны между собой, т. к. зависят от одних и тех жефакторов – выручка и себестоимость от реализации продукции.
К сожалению, ясно видится увеличение среднего остатка оборотныхсредств – на 464793 тыс. руб., что очень негативно отразилось на коэффициентеоборачиваемости оборотных средств. Только за счёт увеличения выручки отреализации этот коэффициент не падает, а даже немного возрастает – на 0,011694.Но зато длительность коэффициента падает на 198, 81 дня, что не может нерадовать.
Изучив цепь экономических показателей предприятия ОАО «Племзаводим. В.И. Чапаева» напрашивается вывод: в целом предприятие имеет отличныепоказатели, улучшающиеся с каждым годом, и при соблюдении образовавшихсятемпов, ближайшее время банкротства уму не грозит. Фирме стоит обратитьпобольше внимание на оборотные средства, ведь их оборачиваемость играет одну изглавных ролей в увеличении деловой активности предприятия. Оборотные средстване должны залёживаться, они обязаны находиться в постоянном движении, а еслихозяйство имеет постоянно растущие остатки оборотных средств, то стоитзадуматься над их уменьшением или компенсацией за счёт повышениярентабельности. А рентабельность, в свою очередь, очень трудно увеличить прирегулярно повышающихся материальных затратах и себестоимости продукции. Исходяиз этого у предприятия есть два пути повышения деловой активности: увеличениеоборачиваемости оборотных средств и уменьшение затрат на выпуск продукции, алучше делать всё сразу.
1.3 Организация бухгалтерского учёта на ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»
 
Согласно разработанной и утвержденной приказом «Об учетнойполитике на 2006 г.» учетной политике ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»,к основным средствам предприятия относится имущество стоимостью более 10 тыс. руб.за единицу, со сроком службы более 12 месяцев. Основные средства стоимостью до410 тыс. руб. со сроком службы более12 месяцев, приобретенные после 01.01.2002 г.,при наличии формы ОС-1 «Акт приемки-передачи основного средства», подлежатсписанию на издержки производства и обращения при вводе в эксплуатацию.
Амортизация основных средств предприятия начисляется линейнымметодом. При этом по основным средствам, числящимся в учете на 01.01.2002 г.,амортизация начисляется в соответствии с классификатором, утвержденнымПостановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 г.
Ремонт основных средств отражается путем включения фактическихзатрат в себестоимость продукции по мере выполнения ремонтных работ.
К нематериальным активам на предприятии согласно ПБУ 14/2000относятся – объекты интеллектуальной собственности (исключительное право нарезультаты интеллектуальной деятельности): промышленный образец, полезнаямодель; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания.
Списание износа нематериальных активов производится ежемесячнолинейным способом по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости исрока их полезного использования. В случае невозможности определения срокаиспользования норма списания устанавливается 10 лет.
Учет выручки от реализации продукции, товаров, работ, услугпредприятия ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева» ведется на счете 90«Продажи» без применения субсчетов «НДС», «Расходы на продажу» в разрезе видовпродукции, ставок НДС по мере выставления счетов за отгруженную продукцию.
Прочие доходы отражаются бухгалтером предприятия на счете 91«Прочие доходы и расходы».
Выручка от сдачи имущества в аренду отражается на счете 90«Продажи».
Учет курсовой разницы, возникающей в ходе проведения операций свалютными ценностями, ведется на балансовом счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Проценты по заемным средствам учитываются на конец отчетногопериода.
Расходы будущих периодов учитываются на счете 97 «Расходы будущихпериодов» и списываются на расходы равными частями в течение срока ихпотребления.
Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в суммефактических затрат на их приобретение. Списание финансовых вложенийпроизводится по методу первых по времени покупок (ФИФО).
На предприятии ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета, частично сиспользованием разрабатываемой на предприятии компьютерной программы.
Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведетсяспособом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являютсяпервичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.Первичные документы должны соответствовать формам, утвержденным ПостановлениемГоскомстата России от 30.10.1997 г. №71-а.
Кроме того, для внутренней бухгалтерской отчетности на предприятиииспользуются следующие формы: М-11, Т-53, М-Б-8, ОС-3, СП-39, СП-43, СП-47, Т-13,КО-1, Ко-2, №286, 131 АПК, 132 АПК, 134 АПК, 136 АПК, №87; для производственныхотчетов: №18з, 18г, 18ж, 18а, 18б, 18в.
Сельскохозяйственные учетные формы №125, 119, 282,специализированная форма №117а АПК, типовая форма №Т-8, №41а, вкладной лист к10з, форма №98, 100, 94, 57а, 102, 1 АПК.
Отчетным годом считается период с 01 января по 31 декабря.
Бухгалтерский учет ведется бухгалтерской службой, возглавляемойглавным бухгалтером, в соответствии с должностными обязанностями.
В штат бухгалтерии входит 30 человек.
Функции, права и обязанности бухгалтерии:
1)        Кассир занимается приёмом и выдачей денежных средств, оформлениемприходных и расходных документов, ведением кассовой книги, составлением,составлением отчёта о кассовых операциях. В конце месяца кассир подсчитываетоборот за отчётный период по всем синтетическим счетам, производят взаимноесопоставление показателей, отражённых в различных учётных регистрах.
2)        Заместитель главного бухгалтера ведёт учёт операций по расчётному(специальному) счёту в банке. банка по расчётному счёту и приложенных к немудокументов по корреспондирующим счетам итогами по одной Записи журнале-ордере иведомости производятся на основании выписок или нескольким выпискам банка.
3)     Отдел промышленности и покупателей.
Этот отдел в ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева» организуетучёт расчётов, отражённых на счетах 67 «Расчёты по страхованию имущества», 75«Расчёты по возмещению материального ущерба», 76, 77, 78 и 79. Для нихпредусмотрен ж.-о. №8, а для аналитического учёта расчётов, отражённых насчетах 75,776 и 79 – ведомости №8а, 8б, 8в и 8г.
Обороты по кредиту счетов 67,73,77 и 78 фиксируются по даннымсоответствующих первичных документов.
4)     Отдел учета расчётов по оплате труда.
Здесь ведутся расчёты по оплате труда. При журнально-ордернойформе учёта аналитический учёт ведётся в расчётно – платёжных ведомостях или вКниге учёта расчётов по оплате труда. Расчётно – платёжная ведомостьоткрывается на месяц, а книга учёта расчётов по оплате труда – на год сиспользованием вкладных листов для отдельных месяцев.
5)    Отдел расчёта с поставщиками и подрядчиками
Занимается учётом расчётов с поставщиками и подрядчиками. Дляэтого учёта применяются журнал-ордер №6 и реестр операций по расчётам споставщиками. При организации учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками вуказанных учётных регистрах необходимо иметь в виду следующее: В журнале-ордереэти расчёты учитываются позиционным способом по каждому отдельному документу.При этом синтетический и аналитический учёт расчётов с поставщиками иподрядчиками обеспечивается в единой системе записей.
6)    Материальный отдел, основные средства.
Этот отдел существует для учета наличия и движения материалов иосновных средств. Для учёта материалов предназначены ж.-о. №10\1 и ведомость №10з.
Верхняя часть представляет собой ведомость №10 в которойотражаются обороты по дебету счетов по учёту ТМЦ; нижняя часть регистра,отражающая кредитовые обороты, служит ж.-о.
7)     Отдел реализации производимой продукции.
В сельскохозяйственных предприятиях системы Министерства с\х РФТМЦ считаются реализованными по мере сдачи, отпуска или отгрузки ихпокупателям. Для учёта реализации ТМЦ, работ и услуг предназначены следующиеучетные регистры ж.-о. «11, ведомость учёта реализации продукции, материалов иуслуг и услуг, реестр документов по реализации с\х продукции, реестр документовпо реализации ТМЦ, работ и услуг.
8)     Отдел учёта по животноводству.
Для учёта молодняка животных и животных на откорме, отражаемых насчёте 11, применяется ведомость №9 и ж.-о. №9.
Ж.-о. №9 состоит из 2-х разделов. 1-ый раздел предназначен дляотражения в синтетическом разрезе за соответствующий месяц оборотов по дебету икредиту счёта 09 и корреспондирующих с ним счетов.
Для своевременного получения финансового результата работыпредприятия, установлены сроки сдачи материальных отчетов, табелей рабочеговремени, ведомостей на начисление заработной платы не позднее 10 числа месяца,следующего за отчетным.
Установлен перечень лиц имеющих право подписи первичныхдокументов.
Подотчетные суммы выдаются согласно приказу по предприятию, накомандировочные и хозяйственные расходы.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета иотчетности на предприятии ОАО «Племзавод» проводятся инвентаризации:
– материальных остатков на складах и производственных подразделенияхна 01 октября;
– кассы не реже одного раза в квартал, а также в случае передачиденежных средств другому материально-ответственному лицу.
Внезапныеинвентаризации кассы и МПЗ производятся по решению руководителя предприятии.Инвентаризация основных средств на предприятии проводится один раз в три года.Обязательная инвентаризация производится в случаях, предусмотренных ст. 12Закона №129 – ФЗ.
Прибыльпредприятия ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева» учитывается набалансовом счете 99 «Прибыли и убытки». За счет прибыли после налогообложенияна предприятии создаются фонд накопления и фонд потребления. Начисление ивыплата дивидендов производится из фонда потребления на основании решениясобрания акционеров 1 раз в год.
Привыявлении недостачи и порчи продукции, по решению руководителя, списание впределах естественной убыли производится на себестоимость продукции, а сверхнорм относить за счет виновного или на прибыль, оставшуюся в распоряжениипредприятия.
1.4 Методика анализа
Использование метода АХДпроявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Это могутбыть методики исследования отдельных сторон хозяйственной деятельности либометодики комплексного анализа. Надо отметить, что каждому виду анализасоответствует своя методика.
Вообщеподметодикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразноговыполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методикапредставляет собой совокупность аналитических способов и правил исследованияэкономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению целианализа.Общую методику понимают как систему исследования, котораяодинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа вразличных отраслях национальной экономики.Частные методики конкретизируют«общую» относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типупроизводства или объекту исследования.
Одна из частных методик использована мной для проведения анализарентабельности и прибыли на предприятии ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева».
Цели и задачи анализа:
·         систематическийконтроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
·         определениевлияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализациипродукции и финансовые результаты;
·         выявлениерезервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
·         оценкаработы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализациипродукции, прибыли и рентабельности;
Способы исследования изучаемых объектов:
1) Сравнение – один из способов, спомощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современнойдействительности этот способ используется нами на каждом шагу, временамиавтоматически, неосознанно. Подчеркивая его важность можно сослаться на поговорку:«Все познается в сравнении». Широкое распространение он получил и висследовании экономических явлений. Каждый показатель, каждая цифра,используемая для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только всопоставлении с другой.
Сущность этого способаможет быть раскрыта следующим образом. Сравнение – это научный метод познания,в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются суже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различиймежду ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое вэкономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции изакономерности их развития./>/>/>/>2) Способ приведения показателей всопоставимый вид
Важное условие, котороенужно соблюдать при анализе, – необходимость обеспечения сопоставимостипоказателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.При этом должны быть учтены следующие требования:
ü   единство объемных,стоимостных, качественных, структурных факторов;
ü   единство промежутков илимоментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;
ü   сопоставимость исходныхусловий производства (технических, природных, климатических и т.д.);
ü   единство методикиисчисления показателей и их состава.
Как видно, большинствотребований очевидно. Их выполнение не вызывает трудностей. Но другой разнесопоставимость не сразу бросается в глаза, а ее достижение требует настоящихусилий./>/>/>/>3) Способ группировки информации ванализе хозяйственной деятельности
Широкое применение в АХДнаходитгруппировка информации – деление массы изучаемой совокупностиобъектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то ванализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать рольотдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемымипоказателями./>/>/>/>4) Способ табличного отраженияаналитических данных
Результаты анализа обычноизлагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятияформа представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощицифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляетсобой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительновыразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются вболее логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению стекстовым изложением и познавательный эффект достигается значительно быстрее.Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом какединую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи междуизучаемыми показателями.
Составление аналитическихтаблиц – важный элемент в методике АХД. Этот процесс требует знания сущностиизучаемых явлений, методики их анализа, правил оформления таблиц.
Факторные модели и формулы, используемые в анализе прибыли ирентабельности:
1) Факторная модель прибыли:
 
/>                                  ;    (1)
Состоит из факторов первого порядка:
/> –объём реализации продукции;
/> – уровень средневзвешенных цен;
/> – переменных затрет на единицу продукции;
А – сумма постоянных затрат.
2) Факторная модель рентабельности:
/>; (2)
/> –объём реализации продукции;
/> – уровень средневзвешенных цен;
/> – переменных затрет на единицу продукции;
А – сумма постоянных затрат.
П – прибыль от реализациипродукции
З – затраты на производствопродукции
3) Формула исчисления рентабельности продукции:
/>;                                                          (3)
 
/> – рентабельностьпродукции
/> – прибыли от реализации продукции
/> – суммезатрат по реализованной продукции
4) Формула исчисления рентабельности продаж (оборота):
/>.                                                         (4)
 
/> – рентабельность продаж
/> – прибыль от реализации продукции
/> – выручка от реализации продукции
5) Формула расчёта резерва роста прибыли за счёт увеличения объёмареализации:
/>
(5)
/> – резервроста прибыли за счет увеличения объёма продаж
/> – резервроста объёма реализации
/> – фактическая прибыль в расчёте на единицу продукции
6) Формула расчёта резервов роста прибыли за счёт снижениясебестоимости товарной продукции:

/>(6)
/> – резервроста прибыли за счёт снижения себестоимости продукции
/> – резервснижения себестоимости
/> – возможныйобъём продаж продукции
/> – резервроста объёма продаж
7) Формула расчёта резервов повышения рентабельности:
 
/>(7)
 
 
/> – резервувеличения прибыли от реализации продукции
/> – резервроста рентабельности
/> – возможный(прогнозируемый) уровень рентабельности
/> – фактический уровеньрентабельности
/> – возможныйобъём реализации продукции с учётом выявленных резервов его роста
/> – возможныйуровень себестоимости i-х видов продукции с учётом выявленных резервов снижения
/> – Фактическаясумма затрат по реализованной продукции
/> – фактическаясумма прибыли
 

2. Оценка состояния учёта финансовых результатов прибыли ирентабельности ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»
2.1 Учёт финансовых результатов от основных видов деятельности
 
Финансовый результат от продажи продукции ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»определяет по счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщенияинформации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельностиорганизации, а также для определения финансового результата по ним. На этомсчете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:
– готовой продукции, полуфабрикатам собственного производстваи товарам;
– работам и услугам промышленного и непромышленногохарактера;
– покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
– строительным, монтажным, проектно-изыскательским,геологоразведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;
– услугам связи и по перевозке грузов и пассажиров;
– транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочнымоперациям;
– предоставлению за плату во временное пользование (временноевладение и пользование) своих активов по договору аренды, предоставлению заплату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы идругих видов интеллектуальной собственности, участию в уставных капиталахдругих организаций (когда это является предметом деятельности организации) ит.п.
Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ,оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62«Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданныхпродукции, товаров, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готоваяпродукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» идр. в дебет счета 90 «Продажи».
В дебет счета 90 списывают фактическую себестоимость продукции скредита счетов учета затрат на производство продукции. По окончании годаопределяют отклонение фактической себестоимости продукции от плановой ивыявленное отклонение списывают в дебет счета 90 с кредита счетов учета затратна производство продукции (дополнительной проводкой или способом «красноесторно»).
К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:
90–1 «Выручка»;
90–2 «Себестоимость продаж»;
90–3 «Налог на добавленную стоимость»;
90–4 «Акцизы»;
90–9 «Прибыль/убыток от продаж».
На субсчетах 90–1, 90–2, 90–3, 90–4 учитываются соответственнопоступившая выручка от продажи продукции, себестоимость проданной продукции,начисленные НДС и акцизы. Субсчет 90–9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначендля выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90–1, 90–2, 90–3, 90–4, производятнакопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупногодебетового оборота по субсчетам 90–2, 90–3, 90–4 и кредитового оборота посубсчету 90–1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц.Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают ссубсчета 90–9 на счет 99 «Прибыли и убытки».
Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячнозакрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года всесубсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90–9), закрываютсявнутренними записями на субсчёт 90–9 «Прибыль\убыток от
продаж».
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому видупроданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а принеобходимости и по другим направлениям.
Существует ряд основных проводок, используемых на предприятии:
1) Д90 К10. 1,2,3,4,8,9 – списаны материалы на продажу
2) Д90 К11 – проданы животные на откорме
3) Д90 К23 – списаны расходы по вспомогательному производству напродажу
4) Д90 К25 – списаны общехозяйственные расходы на продажу
5) Д90 К29 – списаны затраты обслуживающего производства ихозяйства на продажу
6) Д90 К41 – проданы товары
7) Д90 К43 – списана готовая продукция на продажу     
 
2.2 Учёт прочих доходов и расходов предприятия
Прочие доходы и расходы, включаемые в конечный финансовыйрезультат ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева», отражаются в учетеобособленно от финансового результата продаж, на счете 91 путем развернутогоотражения отдельных статей доходов и расходов в течение отчетного периода.
Счет 91 предназначен для обобщения информации и прочих доходов ирасходов (операционных, внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайныхдоходов и расходов. Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому видупрочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочимдоходам и расходам, относящимся к одной и той же финансово-хозяйственнойоперации, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата покаждой операции.
Прочие операционные и внереализационные доходы отражаются накредите счета 91 в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов денежныхсредств, расчетов, товарно-материальных ценностей и т.п. Записи по счету 91осуществляются накопительным методом с начала отчетного года, чтобы обеспечитьформирование необходимой информации для составления отчета о прибылях и убыткахф. №2.
К данному счету официально предложены Минфином РФ следующие субсчета:
·   91–1 «Прочие доходы»;
·   91–2 «Прочие расходы»;
·   91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов» – учитывается финансовыйрезультата за отчетный период.
Записи на субсчетах 91–1 и 91–2 ведутся нарастающим итогом втечение отчетного года.
Можно организовать учет прочих доходов и расходов через субсчета,но возможен вариант учета без применения субсчетов.
Ниже приведён пример отражения в проводках процесса выбытиястанка. В данном случае методом продажи его по договорной стоимости.
 
1) Д62 К91 – 66000 – отражена договорная стоимость проданного станка  
2) Д91 К68 – 10678 – отражён НДС по проданному станку.
3) Д01 «в» К01 – 900000 – списана первоначальная стоимость станка
4) Д02 К01 «в» – 180000 – списана амортизация по выбывшему станку
5) Д91 К01 «в» – 720000 – списана остаточная стоимость станка
6) Д91 К70 – 10000 – начислена з\п за демонтаж ОС
7) Д91 К69 – 3560 – начислен ЕСН
8) Д91 К10 – 1000 – использованы материалы на упаковку станка
9) Д91 К76 – 3000 – начислено за доставку
10) Д99 К91 – 51940 – выявлен убыток от реализации станка
При расчётах использованы примерные данные. Документация, вкоторой содержатся основные операции ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»со счётом 91 за квартал, находится в Приложении 2.
2.3Учёт формирования и использования конечного финансового результатаОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»
На каждом предприятии в конце года определяют финансовыерезультаты деятельности. Очевидно, что для отражения финансовых результатовдолжны применяться показатели, характеризующие конечную экономическуюэффективность производства, степень окупаемости затрат. В качестве такихпоказателей используют: валовый доход, чистый доход, прибыль.
Учет финансовых результатов ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»ведёт на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки». По кредиту отражаютсуммы полученной прибыли, по дебету – убытки. На основе сопоставлениядебетового и кредитового оборотов за отчетный период выводят финансовыйрезультат деятельности предприятия – чистую прибыль или чистый убыток.
Учет финансовых результатов на счете 99 ведут в разрезе трехисточников:
– финансовые результаты от продажи продукции;
– финансовые результаты от прочих доходов и расходов;
– финансовые результаты от чрезвычайных доходов и расходов.
По дебету счета 99 в конце года отражаются начисленные платежиналога на прибыль, а также суммы причитающихся налоговых санкций.
Существует ряд основных проводок, используемых на предприятии:
Д90 К99 – 1718600 руб. – списана прибыль от продаж на финансовыйрезультат отчетного года.
Д91 К99 – 535100 – отнесены прочие доходы (убыток) на финансовыйрезультат отчетного года
Д99 К68 – 540888 – начислен налог
Д 76.1 К 99 – 367200 – списана сумма убытков на страховую компанию
Д99   К01,10,11,43, 41 – 35600 – списана стоимость материальныхценностей в результате чрезвычайных событии
Д99 К20,23,76 – 10230 – отражены расходы по ликвидации результатовчрезвычайных событий
При составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибылии убытки» закрывается и делается заключительная проводка: сумма чистой прибыли списываетсяс Д 99 – К 84 «Нераспределенная прибыль»; при наличии на счете 99 убытка он списываетсяследующей записью Д 84 – К 99.
Д 99 К84 – 2034182 – списана сумма чистой прибыли
После этого счет 99 закрывается и в балансе на 1 января следующегогода сальдо не имеет. Аналитический и синтетический учет прибыли и убытковведется в журнале-ордере №15.
Счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» предназначендля обобщения информации прошлых лет. Этот результат оформляется 31 декабря пореформации баланса. К счету открывают следующие субсчета: 84.01 «Прибыль,подлежащая распределению», 84.02 «Убыток подлежащий покрытию», 84.03«Нераспределенная прибыль в обращении», 84.04 «Нераспределенная прибыльиспользованная».


3. Анализ финансовых результатов прибыли и рентабельности ОАО «Племзаводим. В.И. Чапаева»
3.1 Анализ прибыли предприятия
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, еёструктуру, динамику. Сделать это поможет табл. 2, основанная на данных ОАО «Племзаводим. В.И. Чапаева», источники данных к ней в Приложении 4.
Таблица 2 – Анализ динамики и состава прибылиПоказатель Базовый период Отчётный период Темп роста прибыли, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, % Прибыль от реализации продукции, услуг, до выплаты процентов и налогов 26187 61,5 22215 131,6 84,8 Процентные доходы от инвестиционной деятельности - - - - - Сальдо прочих операционных доходов и расходов 111 0,3 214 1,3 192,8 Сальдо внереализационных доходов и расходов 16259 38,2 -5429 -32,9 -33,9 Чрезвычайные доходы и расходы - - - - -
Общая сумма брутто – прибыли до выплаты процентов и налогов
42557
100
16509
100
38,8 Проценты к уплате за использование заёмных средств 125 0,3 107 0,6 85,6
Прибыль отчётного периода после уплаты процентов
42432
99,7
16402
99,4
38,7 Налоги из прибыли 9335 22,0 3608 22,0 38,7 Экономические санкции по платежам в бюджет - - - - -
Чистая прибыль
33097
77,7
12794
77,5
39,0
В том числе:
– потреблённая прибыль 19858 60,0 7037 55,0 35,0 -нераспределённая прибыль (капитализированная) 13239 40,0 5757 45,0 43,5
По таблицы 2 можно наблюдать изменение таких показателей, как:общая сумма брутто-прибыли, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
Общая сумма брутто-прибыли в отчётном году снизилась на (100–38,8)61,2%. На это оказали влияние несколько факторов, в том числе наибольшую рольсыграли: прибыль от реализации продукции, которая уменьшилась на (26187 т.р.– 22215 т.р.) 3972 т.р. или 15,2%; и сальдо доходов и расходов отвнереализационной деятельности, показавшее отрицательный результат, равный (-5429 т.р.),что в сравнении с прошлым годом составило (-33,9%). Единственным фактором,положительно повлиявшим на прибыль в отчётном году, является сальдо прочихоперационных доходов и расходов, увеличившееся почти в 2 раза, а именно на 92,8%,но, к сожалению не оказавшее значительного влияния на сумму брутто-прибыли.
Валовая прибыль в отчётном году на 98,7% состоит из прибыли отреализации продукции. Удельный вес прочих финансовых результатов составляетлишь 1,3%, что гораздо меньше, нежели в прошлом периоде.
Прибыль до налогообложения тоже снизилась на (100 – 38,7) 62,3, несмотря на то, что сумма процентов за использование заёмных средств уменьшиласьна (100 – 85,6) 14,4%.
Сумма налогов и экономических санкций по платежам в бюджет изприбыли осталась неизменной в отчётном году, по сему удельный вес чистойприбыли в сумме брутто-прибыли практически идентичен результатам прошлого годаи составляет 77,5% против 77,7%. Изменились лишь приоритеты распределениячистой прибыли. В отчётном году доля капитализированной прибыли на 5% больше,чем в предыдущем. Возможно, предприятие накапливает средства для расширения, аможет быть, такая структура вызвана колоссальным падением прибыли в отчётномгоду.
Факторный анализ прибыли по предприятию
При анализе прибыли в целом по предприятию необходимо кроме данныхфакторов учитывать ещё влияние структуры реализованной продукции, изменениекоторой может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на еёвеличину. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общемобъёме продаж, то сумма прибыли возрастёт. Напротив, увеличение удельного весанизкорентабельной ил убыточной продукции вызовет уменьшение общей суммыприбыли.
Для примера, возьмём только один из видов продукции, выпускаемыхОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева». Факторный анализ прибыли будетосновываться только на данном продукте, что не помешает сделать достаточнообъективные и обоснованные выводы.
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли отреализации продукции в целом по предприятию можно использовать факторную модель1. [1]
На основании данных таблицы 3 рассчитаем влияние факторов наизменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приёма цепной подстановки.

Таблица 3 – Исходные данные для факторного анализа прибыли отреализации продукции «А» на ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева»Вид продукции
Объём продаж, ц.
(VРП)
Цена, тыс. руб.
(ц) Переменные затраты на изделие, тыс. руб. (b)
Постоянные затраты на весь объём продаж, тыс. руб.
(А)
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> А 20043 24554 3,8 3,9 2,6 2,7 22333 21996 Итого 20043 24554 - - - - 22333 21996
Сначала рассчитаем сумму прибыли в базисном периоде:
 
/>тыс. руб.
Затем определим сумму прибыли при изменении общего объёма продаж,но при сохранении структуры продаж, отпускных цен, удельных переменных затрат иобщей суммы постоянных затрат на уровне базисного периода. Для этого маржупокрытия базисного периода нужно умножить на индекс объёма продаж в целом попредприятию и из полученной суммы вычесть постоянные затраты базисного периода:
 
/>
/>
После этого надо определить, сколько прибыли получило быпредприятие при изменении объёма и структуры продаж, но при базисной величинеостальных факторов:
/> тыс.руб.

Далее изменяем и уровень отпускных цен по каждому виду продукции,оставляя на прежнем уровне удельные переменные и постоянные затраты периода:
/> тыс.руб.
После изменения переменных затрат на единицу продукции получимследующую сумму прибыли:
/> тыс.руб.
Фактическая сумма прибыли отчётного периода равна:
/> тыс.руб.
Таким образом, общее изменение суммы прибыли от реализациипродукции составляет:
/> тыс.руб.
Результаты расчётов показывают, что прибыль от реализациипродукции «А» в отчётном году выросла на +5750,2 тыс. руб. Такомублагоприятному результату способствовало, в основном, увеличение объёма продаж(+5531 тыс. руб.). Также увеличение прибыли обуславливается увеличением цен напродукцию (+2455,4 тыс. руб.) и снижением количества постоянных затрат (+337 тыс.руб.). А вот повышение суммы переменных затрат отрицательно сказалось на общемрезультате (-2455,4 тыс. руб.), но в целом динамика прибыли положительна.
В заключение анализа прибыли, можно отметить, что показатель прибылиувеличился более, чем в три раза за один год во многом благодаря правильнойполитике руководствующего персонала и специалистов. Для достижения такогорезультата необходимо предпринять меры по снижению себестоимости продукции,увеличению объёма продаж, а значит совершенствовать рынок сбыта товара, что внастоящее время в России, в условиях жёсткой конкуренции, сделать весьмасложно. Но ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева» удалось совершить стольтрудный и рисковый манёвр, что само за себя говорит о хорошейконкурентоспособности и дальнейших благоприятных перспективах развитияпредприятия в своём направлении деятельности.
3.2 Анализ рентабельности
Рентабельность – это относительный показатель, определяющийуровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективностьработы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности(производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чемприбыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому, сто ихвеличины показывает соотношение эффекта с наличными или потреблённымиресурсами.
Существует несколько видов показателей рентабельности, в даннойработе рассматриваются только две разновидности:
Рентабельность продукции, иликоэффициент окупаемости затрат.
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля,затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться поотдельным видам продукции и в целом по предприятию При определении его уровня вцелом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но ивнереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.Рассчитывается рентабельность продаж по формуле 3. 1
Вычислим этот показатель по данным табл. 3 за отчётный и базисныйгода.
/> — уровень рентабельности продукции в базисном году;
/> уровеньрентабельности продукции в отчётном году;
Из расчётов видно, что уровень рентабельности продукции в отчётномгоду значительно выше, а именно на (9–2) 7% или в (9/2) 4,5 раз. Предположительно,предприятие приняло решительные меры по улучшению качества продукции, наладилопроцесс сбыта продукции и снизило материалоёмкость производства, возможно засчёт применения более совершенных материалов.
Рентабельность продаж (оборота). Характеризуетэффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибылиимеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом попредприятию и отдельным видам продукции
В процессе анализа изучается динамика данных показателей.Выполнение плана по их уровню, проводятся межфирменные сопоставления, ирассчитывается влияние факторов на изменение их величины. Рассчитатьрентабельность оборота можно при помощи формулы 4.
По данным изучаемого предприятия, сформулированных в таблице 3вычислим показатели рентабельности продаж в отчётном и предыдущем году:
/> — уровень рентабельности продаж в базисном году;
/> — уровень рентабельности продаж в отчётном году;
Из расчётов рентабельности продаж, заметно, что в отчётном годуэтот показатель гораздо выше, чем в базисном. Вероятно руководство ОАО «Племзаводим. В.И. Чапаева» по увеличению прибыли и снижению затрат на производствопродукции.
Факторный анализ рентабельности
Факторный анализ рентабельности продукции показывает, какизменился уровень рентабельности, и какие факторы на это повлияли. В рыночной экономике существует системапоказателей рентабельности.
Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализапозволят принять решения о вложениях собственных средств в тот или иной бизнес,характеризуют целесообразность деятельности компании.
Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструментв инвестиционной политике и ценообразовании.
При факторном анализе продукции в целом по предприятию можноиспользовать факторную модель 2. 1 Источники данных к таблице 4расположены в Приложении 5.
Таблица 4 – Факторный анализ рентабельности отдельного видапродукцииВид продукции Объём продаж, шт. Цена, тыс. руб. Переменные затраты на изделие, тыс. руб. Постоянные затраты на весь объём продаж, ты сруб.
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> А 20043 24554 3,8 3,9 2,6 2,7 22333 21996 Итого 20043 24554 - - - - 22333 21996 Вид продукции Рентабельность, % Изменение рентабельности, %
/> Усл.1 Усл.2 Усл.3 Усл. 4
/> Общее В том числе за счёт Объёма продаж Цен
Пере-
менных затрат
Посто-
янных затрат А 2,4 8,4 8,2 11,1 8,0 8,5 +6,1 +5,8 +2,9 -3,1 +0,5 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
На основании данных таблицы 4 произведём расчёт влияния факторовна изменение уровня рентабельности продукции способом цепной подстановки:
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровеньрентабельности повысился, в основном, в связи с увеличением индекса реализациипродукции и повышением объёма продаж (+5,8%). Также свою лепту в повышениеуровня рентабельности внесло повышение цен на продукцию (+2,9) и снижение суммыпостоянных затрат (+0,5). Рентабельность снизилась лишь за счёт увеличенияколичества удельных переменных затрат (-3,1).
Таким образом, выполнив анализ рентабельности ОАО «Племзаводим. В.И. Чапаева», можно сделать вывод, что в целом, предприятие образуетхорошую тенденцию роста рентабельности. Хотя её показатель в отчётном, ровно,как и в предыдущем году весьма низок. При сохранении образовавшегося темпароста рентабельности, уже через 3–4 года данная организация может достигнутьдостаточно солидных результатов в этом направлении.
3.3 Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии
 
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому видупродукции. Основные источники резервов повышения суммы прибыли: увеличениеобъёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качестватоварной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Для определения резервов роста прибыли за счёт увеличения объёма реализациипродукции (табл. 5) необходимо выявленный ранеерезерв роста объёма реализацииумножить на фактическую прибыль в расчёте на единицу продукции (формула 5). 1
Таблица 5 – Резервы роста прибыли за счёт увеличения объёмареализации продукцииВид продукции Резерв увеличения объёма продаж, шт. Фактическая прибыль на единицу продукции, тыс. руб. Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. А 3000 0,30 900 Итого - - 900
/>тыс. руб.

Как показывают расчёты, прибыль на ОАО «Племзавод им.
В.И. Чапаева» выросла на +900 тыс. руб. за счёт повышенияобъёма продаж данного вида продукции. Чем выше резерв увеличения объёмареализации продукции, тем больше прибыли это может принести предприятию, инаоборот.
Подсчёт резервов роста прибыли за счёт снабжения себестоимоститоварной продукции (табл. 6) осуществляетсяследующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимостикаждого вида продукции умножается на возможный объём её продаж с учётомрезервов его роста (формула 6). 1
Таблица 6 – Резервы увеличения прибыли за счёт снижениясебестоимости продукцииВид продукции Резерв снижения себестоимости единицы продукции, тыс. руб. Планируемый объём реализации продукции, шт. Резерв увеличения прибыли, тыс. руб. А 0,5 27554 13777 Итого - - 13777
/>тыс.руб.
Из расчётов видно, что в результате снижения себестоимости одноговида продукции, предприятие получило +13777 тыс. руб. дополнительной прибыли, аэто значительный результат. Если сравнить эту сумму прибыли с фактической наотчётный год (7468,8 тыс. руб.), то даже невооружённым глазом видно, чтоприбыль резервная, практически, в два раза больше. Предприятию стоит всерьёззадуматься над этим фактором повышения прибыли.
Теперь необходимо составить сводную таблицу резервов увеличениясуммы прибыли (табл. 7).

Таблица 7 – Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс. руб.Источник резервов Продукция А Всего Увеличение объёма продаж 900 900 Снижение себестоимости продукции 13777 13777 И т.д. - - Итого 14677 14677
Как видно из табл. 7, предприятие в случае умелого использованиявыявленных ресурсов, может увеличить свою прибыль почти в два раза, а именно на+14677 тыс. руб. А это является весьма весомым результатом для изучаемогопредприятия.
Основные источники резервов повышения уровня рентабельностипродукции – увеличения суммы прибыли от реализации продукции и снижение еёсебестоимости. Для подсчёта резервов может быть использована формула 7. 1
/>%
Итак, из расчётов видно, что в результате преобразований впроизводстве, в частности за счет повышения объёма продаж и снижениясебестоимости продукции, рентабельность изучаемого предприятия возросла на 18,3%.Это, бесспорно, прекрасный результат для экономики организации, ведьрентабельность – основной показатель эффективности работы предприятия.
В завершение можно сказать, что исходя из проделанного анализа,ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева» имеет достаточно хорошие перспективыразвития и при умелом использовании полученных результатов, способнозначительно поднять свою экономику и выбиться в лидеры, в своей сфере бизнеса.По вышеуказанным расчётам видно, что основную часть резервов увеличения прибылии рентабельности, на данном предприятии, составляет снижение себестоимостипродукции. Проделанный анализ является ярким примером того, насколькоприбыльнее и эффективнее может функционировать организация, если грамотноиспользовать материальные ресурсы и своевременно анализировать свою деятельность,делая правильные выводы и принимая чёткие и объективные решения.

Заключение
Главная цель предприятия в современных условиях –получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управлениякапиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляютосновную задачу управленца.
Очевидно, что от эффективности управленияфинансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результатдеятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, астиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживаниестановится непрерывной.
Исходя из проделанного анализа финансовых результатов прибыли ирентабельности на ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева», можно сделатьследующие выводы:
Темп роста прибыли от основного вида деятельности, по итогам двухлет, достаточно высок. Но, хотя в отчётном году прибыль предприятия и покрываетего затраты, организация может работать прибыльнее и приносить руководителюнамного больше дохода, чем сейчас. Сохранение образовавшихся темпов, через нескольколет приведёт предприятие к получению желаемой прибыли, а значит и к повышениюуровня рентабельности и эффективности работы. На данном же этапе деятельностиОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева», рентабельность находится надовольно низком уровне, что вовсе не характерно для сельскохозяйственногопредприятия. Вместо желаемых 40%, уровень эффективности колеблется на 8–9%. Выявленныев ходе анализа резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия,способны всего за год поднять этот показатель до 26–27%. Так что при грамотномраспоряжении и использовании ресурсов, предприятие уже через 2–3 года выйдет кнеобходимому уровню. Руководству стоит вплотную заняться этим вопросом дляподнятия собственной репутации и суммы прибыли – конечного результата работыпредприятия.
 

Список использованной литературы
1.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономическогоанализа: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
2.  Бородина Е.И. Финансыпредприятий – Москва, изд-во «ЮНИТИ», 2004
3.  Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы истатистика, 2002.
4.  Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет,М.: «Финансы и статистика», 2003.
5.  Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методыоценки. – М.: ИКЦ «Дис», 2004.
6.  Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народногохозяйства. – М.: ФиС, 1998.
7.  Основы микроэкономики: Уч. пособие. / под ред. проф. И.П. Николаевой.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
8.  Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. Экспертная диагностикаи аудит финансово-хозяйственного положения предприятия. – М.: Перспектива,2005.
9.  Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансовогоанализа – М.: ИНФРА – М, 2002.
10.     Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализзатрат. – М.: Филинъ, 1999.
11.     Шишкин А.К., Вартанян С.С., Бухгалтерский учет ифинансовый анализ на коммерческих предприятия. – М.: «Инфра – М» 1998.
12.     Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: краткий курс. –М. 1999.
13. Камаев В.Д. Основы экономической теории. Учебник. – М.:Изд-во
МГТУим. Баумана, 2004. – 760 с.
14. Основы экономической теории. Учебное пособие / Под ред. Камаева В.Д.-
М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2003.-284 с.
15.     Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. Книга 1, 2 6-еизд. Перераб. И доп. – М.: Информцентр ХХ1 века, 2001. – 408 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.