АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТАГАНРОГСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»
1 Характеристика предприятия ОАО «Таганрогскийавтомобильный завод»
Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) — современноединамичное предприятие, ориентированное на выпуск автомобилей мирового уровня.
Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) образован вфеврале 1997 года. ТагАЗ — новая страница в истории российского машиностроения.Современные мировые стандарты стали как никогда близки и доступны.
Техническое оснащение и используемые технологиипроизводства соответствуют лучшим зарубежным стандартам. Общий объеминвестиций, вложенных в строительство и оснащение завода, превышает на текущиймомент 320 млн. долларов.
С момента запуска в эксплуатацию в 1998 году на ТагАЗенакоплен богатый опыт в производстве автомобилей по лицензии зарубежныхкомпаний. В 2000 году в качестве стратегического партнера выбрана южнокорейскаякомпания Hyundai Motor, чей вес в автомобильном сообществе возрастает с каждымгодом и чья продукция получает все большее признание по всему миру.Качественное исполнение, современные технологии, широкий модельный ряд и продуманнаяценовая политика также явились определяющими факторами для начала производстваHyundai в России.
В 2001 году начато сотрудничество с южнокорейскойкомпанией Hyundai, и с мая на предприятии запущено лицензионное производствоавтомобиля Hyundai Accent, что сделало автомобиль очень привлекательными дляроссийского покупателя. Ведь производство на российском заводе позволилоуменьшить розничную цену автомобиля на 15-20% по сравнению с импортнымиавтомобилями.
С апреля 2004 года на заводе освоен выпуск седанабизнес-класса Hyundai Sonata. Обе модели имеют огромную популярность в Россииблагодаря высокому уровню качества, богатой комплектации и разумной цене.Причиной народной любви служит и самый положительный опыт эксплуатацииавтомобилей Accent и Sonata в нашей стране. В 2005 году на ТагАЗе стартоваласборка малотоннажного грузовика Hyundai Porter. Технологическое оснащение ипроизводственные мощности предприятия позволяют производить одновременно дошести различных моделей автомобилей общим объемом до 120 тыс. единиц в год.
ТагАЗ успешно развивается и занимает активную рыночнуюпозицию. В мае 2005 года на заводе запущена новая линия по выпускукоммерческого грузовика Hyundai Porter и собрана первая партия автомобилей.
Параллельно сборке всех моделей ведутся работы по организациипроизводства комплектующих на территории предприятия. В ближайших планах завода- дальнейшее расширение линейки выпускаемых автомобилей и выход на полнуюпроизводственную мощность.
Современное оснащение и производственные мощности ТагАЗапозволяют производить одновременно до шести различных моделей автомобилей общимобъемом 120 тыс. единиц в год.
Гибкая технология, позволяющая в кратчайшие срокипроизвести переналадку оборудования, выступает основой прочного рыночногоположения предприятия.
ТагАЗ является автомобильным производством полного цикла,включающим сварку и окраску кузовов, а также последующую сборку. В настоящиймомент на заводе осуществляется промышленная сборка легковых автомобилей Accentи Sonata, а также коммерческого грузового автомобиля Porter. Машинокомплектыпоставляются из Южной Кореи по морю в порт Таганрога или по железной дороге из портаНаходка.
На ТагАЗе реализована уникальная схема организациипроизводства. Это единственное предприятие в мире, где конвейерная линияразмещена по вертикали — на четырех этажах главного корпуса завода. Сообщениемежду уровнями организовано при помощи системы лифтов. Каждый из уровнейоборудован монорельсами, подъемными и транспортными механизмами.
Жизнь будущего автомобиля начинается на первом уровне — где размещена полуавтоматическая сварочная линия немецкой компании Kuka. Дляконтроля геометрии готового кузова используется трехмерный измерительныйкомплекс японской фирмы Tokyo Boeki Techno-System. Проверка проходит по 970параметрам.
Следующий этап — окраска. Под нее отведено два подземныхуровня (заглубление около 15 метров). На ТагАзе задействована окрасочная линиянемецкой фирмы Dürr — законодателя технологий промышленной окраски в автомобильномпроизводстве.
В соответствии с исходной технологией, нанесение грунтови лакокрасочного покрытия происходит в шесть слоев. Специально для российскихусловий все кузова выпускаемых на ТагАЗе автомобилей проходят дополнительнуюантикоррозионную обработку.
Главный сборочный конвейер завода расположен на второмуровне. Здесь на окрашенный кузов монтируют двигатель, коробку передач, мосты ипрочие агрегаты — автомобиль обретает свой окончательный облик.
После окончания сборки автомобиль поступает на участокдоводки, диагностики и программирования электронной системы управлениядвигателем.
Углы установки колес и фар регулируются на стендеамериканской фирмы Fori Automation. Тягово-скоростные данные двигателя и тормознаясистема проверяются на американском стенде Burke E. Porter.
Качество сборки обеспечивается за счет 100-процентноговходного контроля поставляемых деталей, наличия постов проверки в конце каждогоэтапа производства, а также постоянного контроля качества в ходе всеготехнологического процесса.
Полный набор комплектующих по модели Accent составляет843 детали, по Hyundai Sonata — 1117 деталей. По заводской программе каждыйавтомобиль в процессе сборки проходит около 600 технологических этапов.
Высококвалифицированный сплоченный коллектив — главнаягордость ТагАЗа. В настоящее время на заводе работают около 2600 человек,включая сотрудников, занятных на вспомогательных производствах. Доляинженерно-технических работников превышает 30 %.
Средний возраст персонала на заводе — 25 лет. Доля женщинна производстве составляет около 40 %. Терпение и аккуратность представительницпрекрасного пола просто незаменимы на отдельных участках сборочного конвейера.
В ходе запуска завода в эксплуатацию инженерный состав и молодыеспециалисты прошли обучение за рубежом на автомобильных производствах ЮжнойКореи и Европы. Регулярные стажировки на ведущих мировых предприятиях отраслиявляются частью плановой программы повышения квалификации персонала. Заводактивно сотрудничает с техническими ВУЗами области для привлечения на предприятиеперспективных специалистов.
Социально ориентированная кадровая политика и условияработы делают ТагАЗ одним из самых привлекательных предприятий на рынке труда вюжном регионе страны.
В своей работе ТагАЗ использует самое передовоеоборудование и технологии ведущих автомобилестроительных держав — Южной Кореи,Японии, Германии и США.
Основой выпуска качественной продукции являетсямногоступенчатая система контроля, применяемая на производстве.Автоматизированный контроль действует в отношении геометрии кузова, параметровработы двигателя, тормозной системы, углов установки колес и фар.
Их проверка и регулировка происходит на беспристрастных ибезошибочных измерительных стендах. Крепеж всех резьбовых соединений на конвейерезавода осуществляется специнструментом с автоматическим контролем моментазатяжки.
В конце каждого этапа сборочного процесса имеются постыпроверки. На участке тестирования сходящие с конвейера автомобили проходятиспытания на герметичность в специальной душевой камере, после чегоотправляются в тестовый пробег. Для этих целей завод располагает небольшимиспытательным треком с различным дорожным покрытием.
Приемка готовой продукции на ТагАЗе также имеетмногоступенчатую систему: выходной контроль ОТК, осмотр «глазами покупателя»сотрудниками маркетинговой службы завода, обязательное предпродажноеобслуживание в дилерском центре.
Ежемесячный аудит производства с выборочной проверкойтоварных автомобилей осуществляют представители южнокорейской компании Hyundai.Согласно действующей балльной системе оценки ТагАЗ по уровню производствапревосходит все мировые сборочные предприятия Hyundai и соответствует по качествуглавному корейскому заводу в Асане.
ТагАЗ неоднократно отмечен наградами от компании Hyundai — «За высокий уровень организации производства» в 2004 году, «За выдающеесякачество» в 2005 году.
Каждый второй новый автомобиль Hyundai, продаваемыйсейчас в России, произведен на ТагАЗе. В 2004 году достижения южнокорейскоймарки в нашей стране были отмечены престижной премией «Брэнд года».
Гарантия ТагАЗа на выпускаемую продукцию составляет 3 годаили 100.000 км пробега (по наступлению), что соответствует фирменной заводскойгарантии компании Hyundai.
Завод регулярно с гордостью демонстрируют представителямвласти страны и высоким гостям из-за рубежа.
Кроме того, все автомобили производства ТАГАЗадаптированы к условиям эксплуатации в России, а это означает, что:
— в комплектацию любой модели уже включены кондиционер,магнитола, гидроусилитель руля, иммобилайзер;
— кузов автомобиля оцинкован, днище обработаноантикоррозийным и антигравийным материалом;
— автомобиль имеет систему отопления повышенной мощности,рассчитанную на эксплуатацию в странах с холодным климатом;
— во всех автомобилях установлена адаптированная подвескас увеличенным до 17 см клиренсом, специально спроектированная для плохих дорог.
Таганрогский автомобильный завод в 2006 г. реализовал 55 926 автомобилей трех моделей, выпускаемых на предприятии. Традиционнымбестселлером марки Hyundai выступил Accent – за год на дороги страны выехало 38808 автомобилей этой модели, что на 19% превысило результат 2005 г. Но этот показатель не достиг уровня, запланированного в начале 2006 г. Полной реализации модели, как отмечает пресс-центр предприятия, помешало ограничение поставокмашинокомплектов.
По этой же причине объем продаж Hyundai Sonataтаганрогской сборки, который составил за отчетный период 9 987 автомобилей,незначительно сократился относительно уровня 2005 г. Особо острый дефицит наблюдался по наиболее доступным комплектациям модели с 2-литровымдвигателем.
В меньшей степени недостаток сборочных комплектовотразился на выпуске малотоннажника Hyundai Porter, показавшего лучшийрезультат в своем классе среди коммерческих иномарок – за 2006 г. реализован 7 131 автомобиль.
Статистика по моделям за 2006 год выглядит следующимобразом:
Accent / Акцент – 5 093 (за аналогичный период 2005 годареализовано 3 035 ед.);
Sonata / Соната – 1 264 (1 004 ед.);
Porter / Портер – 451.
В общем объеме реализации автомобилей Hyundai в России,который составил 100 685 ед., доля ТагАЗа по итогам 2006 г. увеличилась до 56%. В планах Таганрогского завода на 2007 г. – запуск в производство вседорожника Hyundai Santa Fe Classic.
ТагАЗ подвел итоги продаж за два первых месяца 2007 года.Всего в январе и феврале завод реализовал 6 808 автомобилей. Это почти на 70%превышает результат аналогичного периода прошлого года (в 2006 году продажи вянваре и феврале составили 4039 автомобилей).
ООО КБ «Донинвест», владеющее ОАО «Таганрогскийавтомобильный завод» (ОАО «ТагАЗ»), в 2008-2009 гг. собирается увеличитьпроизводство автомобилей Hyundai в 20 раз — до 120 тыс. в год. Об этом былозаявлено на встрече вице-президента Hyundai Motor Company Чана Уе-Суна сгубернатором Ростовской области Владимиром Чубом.
Основными конкурентами ТаГаза являются:
«РусПромАвто» объединяет значительную часть автомобильнойпромышленности России. В его состав входят ГАЗ, ПАЗ, АЗ «Урал», «Автодизель»(ЯМЗ), «Ликинский автобус», Тверской экскаваторный завод, ярославские заводыдизельной и топливной аппаратуры. Специализация холдинга – легкие коммерческиеавтомобили, грузовые автомобили, автобусы, легковые автомобили и другаяпродукция. ОАО «РусПромАвто» полностью контролируется компанией «Базовыйэлемент» и дружественными ей структурами.
Бортовой «Соболь» (ГАЗ) стал прямым конкурентом грузовикаHyundai Porter, который выпускается на ТагАЗе. Правда, Porter существеннодороже — в базовой комплектации стоит 330 тыс. руб., но на заводе не считаютэто недостатком машины.
Если Porter будет успешен — он может стать реальнымконкурентом продукции ГАЗа. Другое дело, что хотя ТагАЗ и заявляет, что тиражбудет определяться спросом, но «Газета» полагает, что цифры будут сравнимыскорее с результатами «Автотора», а не ГАЗа.
Дополнительным достоинством Портеров может стать малаягрузоподъемность — меньше тонны, что позволит им свободно въезжать, например, вцентр Москвы, где введено соответствующее ограничение.
Но у ТагАЗа скоро появится очень серьезный конкурент вборьбе за российский рынок недорогих корейских автомобилей. В конце прошлогогода компания Kia и российская группа «СОК» подписали соглашение о сборкеавтомобилей Kia на площадях предприятия «Ижмаш-Авто». В Ижевске планируетсявыпускать Kia Spectra, которая больше известна как Kia Sephia или Shuma. Наданный момент в России такие машины стоит около $11-13 тыс. Предполагается, чтопосле начала выпуска этих автомобилей цена на них упадет до $8-9 тыс.
Первые российско-корейские Kia Spectra появятся уже вноябре этого года, а в 2007 году в Ижевске хотят сделать порядка 40 тыс. машин.Следует отметить, что в Ижевске планируется организовать не отверточную сборкуавтомобилей, а полноценное производство с окраской и сваркой кузовов. Причем, «СОК»закупит у Kia не только линию по сборке машин, но также и все необходимоеоборудование для производства двигателей и трансмиссий.
Не надо забывать и про ЗАО «Автотор», которое ежегодноувеличивает производство автомобилей на 50-70% (в этом году в Калининградемогут собрать порядка 15 тыс. автомобилей).
Таблица 1
Таганрогский автомобильный завод (ТАГАЗ). Основныефинансовые показателиГод Объем реализации, млн. руб. Балансовая прибыль/убыток, млн. руб. Чистая прибыль (до 2005 г. — прибыль после налогообложения), млн. руб. 2005 43067,7 1782,3 1158,5 2006 28913,3 1095,2 766,3
2 Анализ имущественного положения ОАО «ТагАЗ»
Устойчивость финансового положения предприятия взначительной степени зависит от целесообразности и правильности вложенияфинансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия ивеличина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболееобщее представление об имевших место качественных изменениях в структуресредств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить спомощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.
Вертикальный анализ показывает структуру средствпредприятия и их источников. Необходимость и целесообразность вертикальногоанализа в том, что переход к относительным показателям позволяет не толькопроводить сравнения экономического потенциала и результатов деятельностипредприятий, но и в определенной степени сглаживать негативное влияние инфляционныхпроцессов
Для общей оценки динамики финансового состояния предприятияследует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы попризнаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств ( статьипассива). На основе агрегированного баланса осуществляется анализ структурыимущества предприятия, который в более упорядоченном виде удобно проводить последующей форме (см. табл. 2 ) :
Таблица 2
Агрегированный баланс предприятияАКТИВ ПАССИВ 1. Имущество 1. Источники имущества 1.1. Иммобилизованные активы 1.1. Собственный капитал 1.2. Мобильные, оборотные активы 1.2. Заемный капитал 1.2.1. Запасы и затраты 1.2.1. Долгосрочные обязательства 1.2.2. Дебиторская задолженность 1.2.2. Краткосрочные кредиты и займы 1.2.3. Денежные средства и ценные бумаги 1.2.3. Кредиторская задолженность