СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ фактического состояния на рынке товара
2. Анализ механизма регулирующей функции цены
3. Моделирование ценовой политики фирм в условияхразличных типов рыночных структур
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Формированиерыночных отношений в Республике Беларусь и других республиках бывшего СССРтребует знания законов функционирования рынка, изучения механизмов спроса ипредложения, взаимосвязи между ними. Значение этих механизмов в формированиирыночной конъюнктуры трудно переоценить. Ведь именно спрос на тот или инойтовар либо услугу порождает предложение и зачастую предложение товара,обладающего новыми, уникальными свойствами порождает спрос на него.
Исходя из актуальноститемы и степени ее разработанности в настоящей работе была поставлена следующаяцель: изучение механизма взаимодействия спроса и предложения на различных типахрынка, их отличительные особенности; рассмотрение факторов которые определяютвеличину спроса и предложения на рынке на примере конкретного товара, а также изучениеаналитического инструментария, позволяющего фирме определить оптимальные объемыпроизводства.
В качестве методовисследования избраны анализ и синтез, сравнительный анализ, диалектики,восхождения от общего к частному, анализ литературных источников, широкоизучена периодическая литература соответствующего направления.
На основе трудов ученых,таких как Долан Э.Д, Кэмпбел Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. и ряда других былираскрыты теоретические вопросы и произведены расчеты согласно заданных исходныхданных.
Следует отметить, чтовопросы, связанные с функционированием рыночной системы и анализом поведенияфирм на различных типах рынков освещены в научной и периодической литературе вобъеме, достаточном для написания работы.
1. Анализ фактическогосостояния на рынке товара
Приступая к анализуфактического состояния на рынке товара дадим определение понятию «товар»: товаромявляется все, что продается и покупается на рынке. Деньги при этом являютсямерой ценности (стоимости) товара. [9, с.75].
Рассматривая заданныйтовар – носки женские, можно сказать, что данный товар является товаром,предназначенным для личного потребления.
Данный товар является товаромкратковременного пользования, что подразумевает собой потребительский товар сосроком пользования до одного года.
Важным моментом,определяющим величину спроса на товар, является доступность товара-заменителя(субститута). Когда у товара имеется близкий товар-субститут, то спрос на этоттовар имеет тенденцию быть относительно эластичным, поскольку люди легко могутперейти на товары-субституты при повышении цены на основной товар.
Дополняющие товары(товары-комплементы) также играют определенную роль в понятии эластичности.Если какой-нибудь товар является менее значительным комплементом важного товара(то есть товара, который составляет значительную долю бюджета потребителей),спрос на него обычно относительно неэластичен [1, с.67].
Рассматриваемый намитовар не имеет товаров-заменителей или дополняющих товаров. В совокупности стем, что рассматриваемый товар является предназначен для личного потребления сосроком пользования до одного года — все эти факторы оказывают непосредственноевлияние на величину спроса.
Кроме этого, товары можноразделить на товары низшей категории и нормальные товары.
Товар низшей категории(худший товар) – товар или услуга, которые потребители покупают в меньшихколичествах, когда их доходы увеличиваются. И наоборот, когда доходыпотребителей уменьшаются, они покупают худший товар в больших количествах [11,с.398].
Нормальный товар – товарили услуга, которые потребители покупают в больших количествах, когда их доходыувеличиваются. И наоборот, когда доходы потребителей уменьшаются, они покупаютнормальный товар в меньших количествах [11, с.391].
Применительно к заданномутовару можно сказать, что носки женские являются нормальным товаром, так как ихпотребление увеличивается, потому что при росте доходов объем спроса на данныйтовар увеличивается. Важное значение при этом играют неценовые факторы –тенденции моды, сезонность и т.д. Доля затрат на потребление рассматриваемоготовара в семейном бюджете является незначительной и не превышает несколькихпроцентов.
При этом цена товара неявляется неизменной величиной. На ее уровень влияют различные факторы иусловия. Основными из них являются спрос и предложение.
Спрос – (demand) – желание и способность людейпокупать товары и пользоваться услугами.
Основными факторамирыночного спроса являются:
— доходы потребителей;
— предпочтения (вкусыпотребителей);
— цена данного товара(услуги);
— ценытоваров-заменителей и дополнительных благ;
— количество потребителейданного товара;
— численность населения иего возрастная структура;
— распределение доходовсреди демографических групп населения;
— внешние условияпотребления;
— реклама;
— стимулирование сбыта[2, с.87].
Предложение (supply) – желание и способность продавцовпредоставлять товары для продажи на рынке.
Спрос и предложение являютсяосновными движущими силами рынка. При этом изменения спроса и предложенияоказывают прямое воздействие на уровень цены.
Для измерения величиныизменения спроса и предложения применяется термин «Эластичность».
Эластичность – мерареакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношениепроцентных изменений. Существуют различные формы эластичности:
— эластичность спроса поценам;
— эластичность спроса подоходам;
— перекрестнаяэластичность спроса;
— эластичностьпредложения по доходам.
Эластичность спроса поценам – это отношение процентного изменения величины спроса на товар кзаданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях.Эластичность спроса по ценам может принимать различные формы, которыерассмотрены далее.
Эластичность спроса подоходам – это отношение процентного изменения величины спроса на товар кзаданному процентному изменению доходов потребителей при прочих равныхусловиях.
Перекрестная эластичностьспроса — это отношение процентного изменения величины спроса на товар кзаданному процентному изменению цены некоторого другого товара при прочихравных условиях.
Эластичность предложенияпо доходам – это отношение процентного изменения величины предлагаемого товарак заданному процентному изменению в цене этого товара при прочих равныхусловиях.
В зависимости от видатовара (услуги) различают следующие виды эластичности спроса по цене.
1. Эластичный спрос. Вданной ситуации величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Всвязи с этим общий доход от продажи товара возрастает по мере того как падаетцена (рис 1а).
2. Неэластичный спрос –это ситуация, когда величина спроса изменяется на меньший процент, чем общий доход уменьшается по мере того, как падает цена (рис 1б).
3. Спрос с единичнойэластичностью – ситуация, при которой цена и величина спроса изменяются наодинаковый процент и, следовательно, общий доход остается неизменным по мереизменения цены (рис 1в).
4. Совершеннонеэластичный спрос – ситуация, при которой величина спроса не зависит от ценытовара (рис 1г).
5. Совершенно эластичныйспрос – ситуация, при которой цена товара не зависит от объема предложения (рис1д).
/>
/> (а) эластичный спрос (б) неэластичный спрос
/>
/> (в) спрос с единичной эластичностью (г) совершенно неэластичный спрос
/>
(д) Совершенно эластичный спрос
/> /> /> />
Рис. 1. Эластичностьспроса по цене.
Рассмотрим, каким образомизменится величина спроса при изменении следующих факторов: доход потребителей,сезонность, мода.
Так как данный товар являетсянормальным, то при увеличении доходов потребителей произойдет увеличение объемпокупки рассматриваемого товара. И наоборот, при снижении доходов потребителейможно будет наблюдать снижение уровня потребления данного товара. Так какрассматриваемый товар является товаром первой необходимости и предназначен дляличного потребления, то следует отметить, что данное увеличение спроса не будетзначительным.
Фактор сезонности такжеиграет свою роль в изменении спроса на носки женские. Например, при наступлениихолодного периода увеличивается спрос на теплые вещи, который снижается при егоокончании.
Мода также влияет навеличину спроса. При изменении тенденций моды спрос на отдельные разновидноститовара может увеличиваться или наоборот, уменьшаться.
Также на эластичностьспроса оказывают факторы предложения – снижение объемов предложения, скидки,появление новых видов товара.
В случае снижения объемовпредложения рассматриваемого товара может возникнуть ситуация повышенного(ажиотажного) спроса. Данное обстоятельство может также привести к увеличениюцены.
Предоставление скидокможет быть использовано для стимулирования спроса. Данный шаг используется какправило при сезонных распродажах, а также с целью ускорения оборачиваемостиоборотных средств предприятий. В данном случае величина спроса нарассматриваемый товар увеличивается.
Использование новыхматериалов при производстве данного вида товара способствует улучшению ценовыхлибо качественных характеристик рассматриваемого товара. Это обстоятельствоприведет к росту спроса на рассматриваемый товар.
Следует отметить, чтоколебания спроса во всех случаях будут незначительными, так как рассматриваемыйтовар относится к предметам первой необходимости.
Рынок товара по своейструктуре является неоднородным. Можно выделить следующие сегменты рынкарассматриваемого товара в зависимости от возрастных групп потребителей:
— молодое поколение;
— потребители среднеговозраста;
— потребители старшеговозраста.
Тип рыночной структуры, вкоторой производится и реализуется данный товар можно классифицировать какрынок совершенной конкуренции. В качестве аргумента в пользу данного типарыночной структуры следует отметить, что рынок рассматриваемого товарапредставлен большим числом отечественных и зарубежных фирм, производящихстандартные, однородные товары. Любая фирма может вступить на рынок илипокинуть его, здесь почти нет контроля над ценами.
Таким образом,рассматриваемый товар является товаром нормальным товаром, предназначенным дляличного потребления, спрос на который характеризуется низкой эластичностью.
2. Анализ механизмарегулирующей функции цены
Нельзя не обратить внимание на такую важную функцию цены каксбалансирование спроса и предложения. Потому что именно через цены осуществляетсясвязь производства и потребления, спроса и предложения. Цена свидетельствует одиспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций вхозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменения объема производства,или по средствам изменения цены (одновременно бывает и то и другое).
Балансирующая функциявыступает основным фактором регулирования предложения товара, поэтому покаждому товару цена свидетельствует о необходимости снижения его выпуска (еслиспрос на товар упал) либо увеличение производства (если спрос вырос). В случаесовпадения величины спроса и предложения наступает рыночное равновесие.
Рыночное равновесие –ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, такчто величина предложения при данной цене равна величине спроса.
На основании исходныхданных найдем точку равновесия для рассматриваемого товара. Для этоговоспользуемся логикой термина «равновесие» и на основании заданных исходныхданных составим и решим уравнение:
77337-7,545076*р =-205+11,36671*р;
-7,545076*р-11,36671*р =-77337-205;
-18,912683*р = -77542;
р = -77542 / -18,912683;
р = 4100.
Таким образом ценаравновесия будет равна 4100руб. В этом случае объемспроса будет равен объему предложения.
Построим графикзависимости спроса и предложения для указанного случая (рис.2.). Как видно изрис.2 кривая спроса D и криваяпредложения S пересекаются в точке равновесия,равной 4 100 р.
/>
Рис. 2. График спроса ипредложения.
Однако на практикезачастую государство выступает регулятором уровня цен. Это достигается путемпринятия соответствующих нормативных актов в области ценообразования, в которыхможет быть оговорен предельный минимальный или максимальный уровень цен на теили иные товары, установлен предельный норматив рентабельности, индекс ростацен и т.д. Одним из способов государственного регулирования цен является законодательнойустановление ценового пола на определенный товар (группу товаров).
Ценовой пол (нижнийуровень цены) – минимальная цена, установленная правительством и превышающаяцену равновесия, — обычно применяется в таких случаях, когда обществупредоставлялось, что свободное функционирование рыночной системы не способнообеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиковресурсов или производителей [11, с.25].
Произведем анализсостояния рынка рассматриваемого товара при установлении ценового пола наосновании заданных исходных данных. Уровень ценового пола будет равен:
4 100 + 4100 * ((74 – 1)/ 4) % = 4 848 руб.
Увеличение цены в данномслучае приведет вызовет следующие изменения на рынке рассматриваемого товара:
— произойдет снижениеобъемов потребления. Оценивая масштабы данного снижения можно сказать, что ононе будет значительным, так как рассматриваемый товар является предметом первойнеобходимости;
— увеличение цены будетстимулировать увеличение объемов производства товара, так как в данном случаепроизводитель будет получать более высокую прибыль. Данная ситуация может такжевызвать появление излишков на рынке.
Среди причин, которыемогут вызвать принятие решения об установлении ценового пола, можно выделитьследующие:
— стимулированиепроизводителей к увеличению производства рассматриваемого товара с цельюнасыщения рынка;
— обеспечениерентабельности в отрасли, занятой производством рассматриваемого товаравыполнение предприятиями прогнозных показателей развития;
— стимулирование притокаинвестиций в данную отрасль.
Меры по установлениюценового пола можно назвать эффективными в том случае, если они будут направленына достижение приведенных выше задач. Необходимо также сказать, что во всехслучаях принятие данного решения должно быть взвешенным, обоснованным и непривести к ухудшению экономического положения покупателей, особенномалообеспеченных слоев общества.
Следует отметить, что нарешение руководства фирмы в области ценообразования оказывают влияние многиевнутренние и внешние факторы. Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишьприблизительными ориентирами для определения цен на товары или услуги. Преждечем установить окончательную цену, фирма также учитывает: степень государственногорегулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребностиоптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю [10.с.284].
В заключение вопроса следует сказать, что цена обязанапоощрять производителя к повышению качества товара и расширению ассортимента.По мере становления рыночных отношений данная функция цены усиливается, и будетиграть доминирующую роль в формировании цен на товары.
Балансирующую функцию в той или иной степени выполняют всевиды рыночных цен. Благодаря этой своей функции цена как бы выполняет рольстихийного регулятора общественного производства.