Реферат по предмету "Экономико-математическое моделирование"


Экономико-статистический анализ себестоимости промышленной продукции на АООТ "Лесдок"

Курсовой проект
по дисциплине: Статистика
на тему
Экономико-статистический анализ себестоимости промышленнойпродукции на АООТ «Лесдок»

Содержание
Введение
1. Сущность и значение показателя себестоимости продукции
2. Характеристика продукции, выпускаемой АООТ «Лесдок».Исходные данные
3. Анализ структуры себестоимостипродукции
4. Оценка выполнения плана и динамики себестоимостипродукции индексным методом
5. Анализ себестоимости продукции в динамике
5.1 Характеристика вариациисебестоимости продукции
5.2 Показатели динамикисебестоимости продукции
5.3 Выявление основной тенденцииряда динамики себестоимости продукции
6. Исследование влияния факторов на себестоимость продукции
6.1 Выбор факторов, влияющих насебестоимость продукции графическим методом
6.2 Оценка влияния факторовметодом аналитической группировки
6.3 Корреляционно-регрессионныйанализ
Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
 

Введение
Экономико-статистическийанализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия играет важнуюроль в обеспечении повышения эффективности производства. Он являетсясущественной составной частью экономических методов управления. Анализ являетсябазой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.
Важнейшиминаправлениями технико-экономического анализа деятельности предприятия являются:
— анализ объема, ассортимента и реализации продукции;
— анализ трудовых показателей;
— анализ себестоимости продукции;
— анализ прибыли.
Выбортемы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночныхотношений, когда каждое предприятие стремиться извлечь максимальную прибыль снаименьшими затратами.
Под себестоимостью продукции понимаетсясумма денежных затрат предприятия на средства производства и оплату труда,произведенных предприятием товаров или услуг предназначенные для реализации. Изучение себестоимости продукции имеет большоезначение для предпринимательской деятельности организаций. Разработка иреализация управленческих решений базируется на соответствующей информации о состояниидел в той или иной области деятельности организации. Так, данные учета издержекпроизводства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важнымсредством выявления производственных резервов, постоянного контроляиспользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельностипроизводства. Это является причиной того, что участок издержек производства икалькулирования себестоимости продукции занимает наиболее важное место всистеме организации.
Себестоимостьпродукции относится к числу важнейших качественных показателей, характеризующихвсе стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достиженияи недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции,использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованиемфонда оплаты труда и т. д.
Себестоимостьявляется основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит кувеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Более того, для предприятий,производящих продукцию, цены на которую жестко регламентированызаконодательством, снижение себестоимости — единственная возможность сделатьсвое производство рентабельным и получать прибыль.[1]
Чтобыдобиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы еединамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализесебестоимости.
Объектом исследования является АООТ «ЛЕСдок». АООТ«Лесдок» расположено на берегу реки Кубены Харовского района. Предприятиевыпускает большое количество разнообразной продукции. В цехах:столярно-строгальном выпускаются оконные и дверные блоки, лесопильном – брус ипиломатериалы, раскроечном – клин, тара, строганный погонаж, заготовки наэкспорт, поддоны, на бирже готовой продукции комплектуются садовые домики 2-х и3-х комнатные, бани; и прочая продукция по заказу потребителя.
Цельмоей курсовой работы – экономико-статистический анализ предприятия АООТ«ЛЕСдок» на основе показателей себестоимости продукции.
В моизадачи входило:
1)рассмотреть теоретические основы понятия себестоимости и издержек производства,влияние данных показателей на эффективность работы предприятия;
2)дать характеристику продукции, выпускаемой предприятием;
3)проанализировать себестоимость продукции в динамике;
4)рассмотреть влияние различных факторов на себестоимость;
5)на основе полученных результатов сделать выводы и предложить меры по снижениюсебестоимости продукции на предприятии.
Дляизучения себестоимости продукции в курсовой работе применяются основныестатистические методы: группировок, средних и относительных величин,графический, индексный, метод сопоставления.

1.Сущность и значение показателя себестоимости продукции
В процессе хозяйственной деятельностипредприятие осуществляет определенные расходы (материальные, трудовые, финансовые).Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции иее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называютсясебестоимостью и включаются в стоимость продукта.
Себестоимость показывает, во чтообходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенныена продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимостьсырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплатутруда работников предприятия (заработная плата).
Различают четыре видасебестоимости промышленной продукции:
1) цеховая — включает затратыданного цеха на производство продукции;
2) общезаводская — показываетвсе затраты предприятия на производство продукции;
3) полная — характеризуетзатраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции;
4) отраслевая — зависит как от результатовработы отдельных предприятий, так и от организации производства по отрасли вцелом.
Затраты на производство промышленнойпродукции планируются и учитываются по первичным экономическим элементам истатьям расходов.
Группировка по первичным экономическимэлементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяютсяобщая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основныхфондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. Этагруппировка используется также для согласования плана по себестоимости сдругими разделами бизнес-плана, для планирования оборотных средств и контроляих использования. В промышленности принята следующая группировка затрат по ихэкономическим элементам:
1) материальные затраты —зачастую для удобства использования
 подразделяются на:
 - сырье и основные материалы;
 - вспомогательные материалы;
 - топливо (со стороны);
 - энергию (со стороны).
2) амортизация основных фондов;
3) заработная плата и отчисленияна социальное страхование;
4) прочие затраты, нераспределенные по элементам.
Поскольку промышленноепроизводство, как правило, материалоемкое, затраты сырья и основных материалов занимаютнаибольший удельный вес в общей сумме затрат. И хотя в современных условияхразвития промышленного сектора, когда в промышленное производство все большепроникает автоматизация технологических процессов и растет удельный вес амортизациивысокотехнологичного оборудования и зарплаты высококвалифицированных кадров, материальныезатраты не сдают своих позиций, по-прежнему занимая наибольшую долю в структурезатрат.[4]
Структура себестоимостинаходится в постоянном движении, и на нее влияют следующие факторы:
1) специфика (особенности)предприятия; исходя из этого, различают:
 - трудоемкие предприятия(большая доля заработной платы в себестоимости продукции);
 - материалоемкие (большая доляматериальных затрат);
 - фондоемкие (большая доляамортизации);
 - энергоемкие (большая долятоплива и энергии в структуре себестоимости);
2) ускорение научно-техническогопрогресса — влияет на структуру себестоимости многопланово, но основное влияниезаключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда в себестоимостипродукции уменьшается, а доля овеществленного труда увеличивается;
3) уровень концентрации,специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;
4) географическоеместонахождение предприятия;
5) инфляция и изменениепроцентной ставки банковского кредита и прочие.
Группировка затрат поэкономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия безраспределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. Поэкономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицыпродукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затратына производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьямкалькуляции).
Группировка затрат по статьям расходовдает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходитсяпредприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование иучет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить,под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в какихнаправлениях нужно вести борьбу за ее снижение.
В промышленности применяется следующаяноменклатура основных калькуляционных статей:
1) сырье;
2) материалы;
3) покупные полуфабрикаты икомплектующие изделия;
4) топливо и энергия натехнологические цели;
5) основная заработная платапроизводственных рабочих;
6) дополнительная заработнаяплата производственных рабочих;
7) расходы на содержание иэксплуатацию оборудования;
8) общепроизводственные(общецеховые) расходы;
9) общехозяйственные(общезаводские, общефабричные) расходы;
10) прочие расходы;
11) расходы на сбыт(коммерческие).
Первые десять статей расходов образуютфабрично-заводскую себестоимость. Полная себестоимость складывается из фабрично-заводскойсебестоимости и внепроизводственных (в основном, сбытовых) расходов.
Расходы предприятий, включаемые всебестоимость продукции, делятся на прямые и косвенные.
К прямым расходам относятся затраты,непосредственно связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путемпо ее отдельным видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологическиенужды, заработная плата основных производственных рабочих и др.
К косвенным расходам относятся затраты,которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимостьконкретных видов продукции: цеховые, общезаводские (общефабричные) расходы, расходыпо содержанию и эксплуатации оборудования.[3]
Себестоимость отдельных видов продукцииопределяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затратна производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции составляются постатьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три видакалькуляций:
1) плановую;
2) нормативную;
3) отчетную.
В плановой калькуляции себестоимостьопределяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной — по действующимна данном предприятии нормам, и поэтому она, в отличие от плановой калькуляциипересматривается, как правило, ежемесячно, в связи с изменением нормативов.
Отчетная калькуляция составляетсяна основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия,благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимостиизделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.
Нормативный метод учета и калькулированияявляется наиболее прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять повседневный контрольнад ходом производственного процесса, за выполнением заданий по снижениюсебестоимости продукции. В этом случае затраты на производство подразделяютсяна две части: затраты в пределах норм и отклонения от норм расхода. Все затратыв пределах норм учитываются без группировки, по отдельным заказам. Отклонения отустановленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможностьоперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы.При этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяетсяпутем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений иизменений текущих нормативов.[5]
Решающим условием снижениясебестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники,комплексная механизация и автоматизация производственных процессов,совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяютзначительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижениясебестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. Наспециализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимостьпродукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту жепродукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установленияи наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости продукцииобеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. Сростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицупродукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы вструктуре себестоимости. С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятияувеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствиеувеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объемпроизводства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятиемприбыли.
Важнейшее значение в борьбе заснижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономиина всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия.Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляетсяпрежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции,сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидациипотерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные затраты, какизвестно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес вструктуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережениесырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукциив целом по предприятию дает крупный эффект.[6]

2.Характеристика продукции, выпускаемой АООТ «Лесдок». Исходные данные
АООТ «Лесдок»,основанное на базе Харовского лесопромышленного комбината (ЛПК), представляетсобой крупное комплексное предприятие, занимающееся заготовкой и глубокойпереработкой древесины.
Расположено предприятие на берегу реки КубеныХаровского района. Предприятие выпускает большое количество разнообразнойпродукции. В цехах: столярно-строгальном выпускаются оконные и дверные блоки,лесопильном – брус и пиломатериалы, раскроечном – клин, тара, строганныйпогонаж, заготовки на экспорт, поддоны, на бирже готовой продукциикомплектуются садовые домики 2-х и 3-х комнатные, бани; и прочая продукция позаказу потребителя.
Рассмотримвыпуск двух видов продукции раскроечного цеха: клина и строганного погонажа.После распиловки сырья в лесопильном цехе пиломатериалы поступают в сушильныйцех, где сушатся до определенной температуры. После сушки пиломатериалыпоступают в раскроечный цех, где и производится строжка пиломатериала наготовую продукцию: клин и строганный погонаж (обшивка, пол, наличник, плинтус).
Приведем исходные данные,необходимые для выполнения экономико-статистического анализа себестоимостипродукции на данном предприятии.Таблица 2.1Состав себестоимости клина за Iквартал отчетного года (год 2)Статьи затрат Товарная продукция по себестоимости, руб. план факт 1. Полуфабрикаты 65 300 52 373 2. Отходы 6 500 6 468 3. Сушка 52 000 50 938 4. Основные материалы 40 000 39 896 5. Итого 150 800 136 739 6. Заработная плата 3 500 3 454 7. Отчисления на социальное страхование 1 313 1 302 8. Цеховые расходы 17 300 15 357 9. Общезаводские расходы 6 500 6 769 10. Производственная себестоимость ТП 179 413 163 621 11. Внепроизводственные расходы 7 000 6 745 12. Полная себестоимость товарной продукции 186 413 170 366
В целом себестоимость продукцииуменьшилась на 16047 тыс. руб., хотя поплану должна была держаться на уровне 186413 тыс. руб., в основном за счет снижениястоимости полуфабрикатов и цеховых расходов.Таблица 2.2Себестоимость, цена и количество продукцииНаименование продукции
Выпуск ТП  за I квартал, м3 Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Оптовая цена единицы продукции,  тыс. руб. 2 год 1 год 2 год 2 год План Факт Факт План Факт План Факт 1.  Клин 200,0 197,8 187,6 186,4 170,3 190,0 180,0 2.  Строганный погонаж 117,0 123,2 165,2 153,4 148,1 160,0 165,0 /> /> /> /> /> /> /> /> />
Предприятие занимается выпускомдвух видов продукции, которые представлены нам для анализа. Анализируя выпускпродукции, как клиньев, так и строгального погоножа заметим, что себестоимостьединицы продукции фактически упала ниже запланированного в отчетном году на16,1 и 4,7 тыс. рублей соответственно. Отметим также, что оптовая цена напродукцию, а именно на клин, упала.Таблица 2.3Зависимость себестоимости продукции от производительности трудаГод, месяцы Производительность труда на 1 рабочего, тыс. руб./.раб. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.
  1 год    
  Январь 97 649
  Февраль 90 648
  Март 58 646
  Апрель 61 647
  Май 102 648
  Июнь 167 650
  Июль 166 649
  Август 139 648
  Сентябрь 146 647
  Октябрь 96 639
  Ноябрь 150 645
  Декабрь 206 678
  Январь 235 670 Февраль 230 669 Март 216 671 Апрель 211 668 Май 282 667 Июнь 318 668 Июль 380 670 Август 350 664 Сентябрь 310 666 Октябрь 94 664 Ноябрь 141 650 Декабрь 220 648 /> /> /> /> />
На себестоимость продукциивлияют различные факторы. В этой таблице мы видим как изменяется себестоимостьединицы продукции от производительности труда. Стоит отметить, чтопроизводительность выросла по сравнению с базисным годом.

3. Анализструктуры себестоимости продукции
Проведеманализ структуры себестоимости продукции (работ, услуг):
–по экономическим элементам;
–по калькуляционным статьям затрат.
Впроцессе анализа необходимо изучить структуру себестоимости по видам затрат ивыявить влияние изменений структуры на динамику себестоимости.
При этом необходимо уделитьвнимание тем затратам, которые занимают наибольший удельный вес в общейвеличине себестоимости. Выделим те статьи затрат, по которым произошелперерасход (экономия) против плановой себестоимости.
Вычисления и результатыотобразим в приложении А.
Статьи, которые занимаютнаибольший удельный вес при производстве продукции это: общезаводские расходы –32%, сушка продукции – 26% и закупка материалов – 20%.
По следующим статьям затратпроизошел перерасход фактических затрат по сравнению с запланированными:закупка материалов и сушка древесины, но по некоторым статьям наблюдаетсяобратная тенденция к снижению затрат, таких как закупка полуфабрикатов ицеховых расходов.
Наибольшее влияние на изменениеобщей величины себестоимости оказали следующие затраты: закупка полуфабрикатови основных материалов.

Структуру себестоимостиизобразим на диаграммах:
/>
Рис. 3.1. Структурасебестоимости по плану
/>
Рис. 3.2. Структурасебестоимости по фактическим данным

4. Оценкавыполнения плана и динамики себестоимости продукции индексным методом
Себестоимость продукции – этовыраженные в денежной форме затраты предприятия-изготовителя, связанные спроизводством и реализацией продукции. При этом различают себестоимость всейпроизведенной продукции, т.е. общую величину затрат на ее производство, исебестоимость единицы продукции. Себестоимость единицы продукции может бытьиндивидуальной, если определяется для единичного изделия и средней, вычисляемойделением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.
Определиминдивидуальные индексы, характеризующие изменение себестоимости отдельныхизделий или работ (услуг) за разные периоды времени:
– изменениесебестоимости продукции, предусмотренное планом:
/>;
– фактическоеизменение себестоимости продукции:
/>;
– отклонениефактической себестоимости от плановой:
/>;

Разность между знаменателем и числителем индексов представляет собойсоответствующую экономию от снижения себестоимости единицы продукции. Приопределении общей суммы экономии от снижения себестоимости продукции необходимоучесть объем ее производства.
Экономия(перерасход) от снижения (увеличения) себестоимости:
- плановая />;
- фактическая/>;
- сверхплановая />,
где/>,/>,/> – себестоимость единицы продукцииданного вида за отчетный, базисный и плановые периоды, руб.;
/>,/> – выпуск продукции фактически заотчетный период и по плану, шт.
Исходные данные представим втаблице 4.1.:Таблица 4.1.Объемвыработанной продукцииНаименование продукции Выпуск ТП Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Оптовая цена единицы продукции,
за I квартал, м3 тыс. руб. 2 год 1 год 2 год 2 год План Факт Факт План Факт План Факт 1. Клин 200 197,8 187,6 186,4 170,3 190 180 2. Строганный погонаж 117 123,2 165,2 153,4 148,1 160 165
Итоги вычислений в таблице 4.2.:

Таблица 4.2Продукция Индекс себестоимости продукции, % Экономия от снижения себестоимости продукции, руб. плановый фактический фактический от планового плановый фактический сверхплановая Клин 99,36% 90,78% 91,36% -240,000 -0,087 -3184,58 Строгальный погонаж 92,86% 89,65% 96,54% -1380,600 -0,139 -652,96
Предполагаемоеснижение себестоимости продукции 0,64% на клин и 7,14 % на строгальный погонаж.Экономия от снижения себестоимости единицы продукции по плану составляет 240 и1380 рублей соответственно.
Фактическое снижение себестоимости 9,22% на клин и 10,35 % на погонаж, фактическая экономия составила 0,087 и 0,139рублей соответственно.
Индекс выполнения плана посебестоимости равен 91,3% и 96,54%. Значит план не выполнен по снижениюсебестоимости на 8,7% и 3,46%. Общая сумма экономии для сверхплана составила3184 и 652,96 рубля соответственно.
Вычислимобщие индексы, характеризующие динамику себестоимости сравнимой товарнойпродукции, состоящей из нескольких видов продукции или ее разновидностей:
– Предусмотренноепланом задание по снижению себестоимости сравнимой продукции определяетсяиндексом планового задания по снижению себестоимости сравнимой товарнойпродукции:
/>;

– Оценкавыполнения плана по снижению себестоимости продукции производится с использованиеминдекса выполнения плана по снижению себестоимости продукции:
/>;
– индексфактической динамики себестоимости продукции:
/>;
Этот индекс используется для изучения динамики себестоимости сравнимой(производившейся в отчетном и базисном периодах) продукции, выпускаемойотдельными предприятиями.
– экономия отснижения себестоимости сравнимой продукции:
- плановая/>;
- фактическая/>;
- сверхплановая/>.
Так как анализ проводится вданном случае по одному виду продукции, то индивидуальные индексы равны общим.
Результаты вычисленийпредставлены в таблице 4.3.:

Таблица 4.3.Общие индексы иэкономия от снижения себестоимости продукцииПродукция Индекс себестоимости продукции, % Экономия от снижения себестоимости продукции, руб. плановый фактический фактический от планового плановый фактический сверхплановая Клин 99,36% 90,78% 91,36% -240,000 -0,087 -3184,58 Строгальный погонаж 92,86% 89,65% 96,54% -1380,600 -0,139 -652,96
Ввидупостоянного обновления продукции доля сравнимой продукции может бытьнезначительной, поэтому при планировании и анализе себестоимости применяютпоказатель затрат на 1 руб. товарной продукции, при этом учитывается всяпродукция, а не только сравнимая. Определим затраты на рубль товарнойпродукции:
- по плану для запланированногообъема и состава продукции:
/>;
- по плану для фактического объема иассортимента продукции:
/>;
- фактические затраты на 1 руб.товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия:
/>;

- фактические затраты на 1 руб.товарной продукции в оптовых ценах предприятия, принятых в плане:
/>,
где/> – плановые затраты навыпуск запланированной товарной продукции.;
/>,/> – фактически выпущенная товарная продукция по плановой и фактическойсебестоимости;
/> – стоимость запланированной товарной продукции в плановыхоптовых ценах;
/>,/>– стоимость фактически выпущенной товарной продукции в ценах, принятых вплане и действующих оптовых ценах.
Результаты вычислений в таблице4.4.:
Таблица 4.4.Затраты на 1рубль товарной продукции (в руб.)
/>
/>
/>
/> Клин 0,20 0,20 0,20 0,18 Погонаж 0,12 0,12 0,12 0,11
Затраты на 1 рубль ТП по плануна запланированный и фактический объем равны фактическим затратам на руб. ТП вдействующих оптовых ценах предприятия и составили 0,20руб./руб. и 0,12руб./руб.соответственно, т. е. на 1 руб. ТП приходится 0,80 и 0,88 руб. прибыли.
Фактические затраты на рубль ТПв оптовых ценах предприятия принятых в плане равны 0,82 и 0,89 рубля.
Динамика этих затратхарактеризуется индексами, позволяющими выделить степень влияния различныхфакторов:
- индекс соотношения фактических и плановых затрат, учитывающийвлияние всех факторов:
/>=100%
Затраты в общем объеме неизменятся.
- индекс затрат, учитывающий влияние изменения себестоимостиединицы продукции (клин, погонаж):
/>=91,4% и 96,5 %
Изменение себестоимости приведетк уменьшению затрат на 8,6и 3,5%.
- индекс затрат, характеризующий влияние изменения состава и ассортиментапродукции:
/>=100%
Изменение состава и ассортиментане приведет к изменению затрат.
- индекс, учитывающий влияние оптовых цен на общую динамикуфактических затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с планом (клин,погонаж):

/>=1,095и 1,036%
Влияние оптовых цен на общуюдинамику фактических затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с планомне благоприятное, видим увеличение на 0,095% и 0,036% на соответствующуюпродукцию.
приэтом />=1.
Вычисленныезатраты на 1 руб. товарной продукции позволяют выявить в абсолютном выраженииэкономию фактических затрат на 1руб. товарной продукции по сравнению с планом:
/>=0
втом числе за счет изменения (клин, погонаж):
— себестоимости />=0,
— ассортимента />=-0,017 и -0,004,
— оптовых цен />=0,017 и 0,004.
Такимобразом, за счет изменения себестоимости затраты не изменяться, за счетизменения оптовых цен затраты уменьшатся на 0,017 и 0,004 рубля на продукцию,изменение ассортимента приведет к увеличению затрат.

5. Анализсебестоимости продукции в динамике
 
5.1Характеристика вариации себестоимости продукции
Длявыполнения анализа себестоимости продукции в динамике в качестве исходнойинформации примем помесячные значения себестоимости единицы продукции за двагода в сопоставимых ценах и представим их в таблице 5.1.:
Таблица 5.1.Помесячныезначения себестоимости единицы продукции за 2 годаГод, месяцы Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. 1 год   Январь 649 Февраль 648 Март 646 Апрель 647 Май 648 Июнь 650 Июль 649 Август 648 Сентябрь 647 Октябрь 639 Ноябрь 645 Декабрь 678 2 год   Январь 670 Февраль 669 Март 671 Апрель 668 Май 667 Июнь 668 Июль 670 Август 664 Сентябрь 666 Октябрь 664 Ноябрь 650 Декабрь 648
Вариацию себестоимости единицыпродукции характеризуется следующими показателями:
– средний уровень
/>= 657,042
–размах вариации показывает в каких пределах изменяется признак
/>= 32 тыс. руб.
–среднее линейное отклонение учитывает отклонение средней по модулю
/>= 0 руб.
–дисперсия – средний квадрат отклонений варианта признака от их средней величины
/>= 124,123 руб.2
–среднее квадратическое отклонение показывает отличие в среднем от среднегозначения

/>= 11,141 руб.
–коэффициент вариации характеризует в относительном выражении вариацию признакаотносительно средней
/> = 1,696 %
гдеy – помесячныезначения себестоимости единицы продукции, руб.;
/> – максимальное и минимальное значения себестоимости единицы продукции всовокупности;
n– количество значений себестоимостиединицы продукции.
Так как коэффициент вариациименьше 30%, то совокупность можно считать достаточно однородной.
 
5.2Показатели динамики себестоимости продукции
Построимряд динамики абсолютных значений себестоимости единицы продукции по кварталам,то есть применим метод укрупнения интервалов. Преобразованные ряды динамики изсуммарных величин лучше выражают тенденции себестоимости. Исходные данные иполученные результаты приведены в приложении Б.
Показателиряда динамики рассчитываются следующим образом:
Абсолютныйприрост определяется как разность уровней ряда и выражается в единицахизмерения показателей ряда. Различают цепные и базисные показатели. Цепные –когда уровни сравниваются с уровнем предыдущего периода, а базисные – уровеньсравнивается с уровнем принятым за базу.
- цепной/>;
- базисный (накопленный)/>;
где/>, /> – начальный уровень рядадинамики и уровень себестоимости единицы продукции в i-м квартале.
В5 квартале наблюдалось понижение себестоимости и по сравнению с предыдущимкварталом, и по сравнению с первым.
Темпыроста – это отношение уровней ряда одного периода к другому. Они показывают какизменился показатель.
- цепной />;
- базисный />.
Темпы прироста даютотносительную оценку значения абсолютного прироста по сравнению спервоначальным уровнем; показывают на сколько процентов увеличились размерыявлений за изучаемый период времени.
- цепной /> или />;
- базисный /> или />.
Показательабсолютного значения 1% прироста служит оценкой значимости веса 1% прироста. Онравен частному от деления абсолютного прироста за определенный период на темпприроста за тот же период, выраженный в процентах.
Произведем расчет среднихпоказателей ряда динамики:
- среднийабсолютный прирост
/> = 0,9 руб.
Тоесть в среднем за квартал себестоимость увеличивалась на 0,9 руб.
— при анализе развития явлениячасто возникает потребность дать обобщенную характеристику интенсивностиразвития за длительный период. Определяем средние темпы роста как средниегеометрические:
/> = 100,14%
Этоозначает, что в среднем за квартал себестоимость увеличилась в 1 раз.
 - средний темп пророста
/> =0,14%
где m– число коэффициентов роста; n – число уровней ряда динамики.
То есть всреднем за квартал себестоимость росла на 0,14%.
Такимобразом, по абсолютным приростам и темпам роста можно сделать вывод, чтосебестоимость продукции по кварталам изменялась скачкообразно. Темпы приростаза рассматриваемый период тоже различны: имеются как положительные, так иотрицательные значения. По средним показателям ряда можно сказать, что за весьнаблюдаемый период (2 года) наблюдается повышение себестоимости.
 
5.3Выявление основной тенденции ряда динамики себестоимости продукции
Выявлениеосновной тенденции развития является важной задачей при анализе рядов динамики.В некоторых случаях общая тенденция развития объекта ясно отображается уровнямиряда динамики, например, когда наблюдается систематическое снижение или ростуровней ряда. В других случаях уровни ряда претерпевают различные изменения иможно говорить лишь об общей тенденции.
Построим ряддинамики помесячных значений себестоимости единицы продукции. За колебаниямиежемесячных значений может не просматриваться общая тенденция динамики, поэтомудля её выявления воспользуемся следующими статистическими методами:
— Укрупнениеинтервалов. Рассматриваемый период разобьем на 8 интервалов – кварталов.Укрупненные кварталы представлены в приложении В. Построим 2 графика попомесячным значениям себестоимости и по укрупненным интервалам.
/>
Рис. 5.1.Значения себестоимости по месяцам

/>
Рис. 5.2. Значениясебестоимости по кварталам
Укрупнивинтервалы с помесячными значениями, получили более усредненную линию значений,которая отражает не только основную тенденцию, но и то, что в 5 кварталекаждого года наблюдается понижение себестоимости по сравнению с другимикварталами.
— Метод скользящей средней. Суть метода состоит в замене абсолютных данныхсредними арифметическими за определенные периоды. Расчет средних ведетсяспособом скольжения, т.е. постепенным исключением из принятого периодаскольжения первого уровня и включением следующего.
Интервалскольжения может быть нечетный (5,7,…) и четный (4,6,…). Нахождение скользящейсредней по четному числу членов осложняется тем, что средняя может бытьотнесена только к середине между двумя датами. Чтобы ликвидировать этот сдвиг,применяется центрирование, т.е. расчет средней из двух промежуточных сумм.
Интервалскольжения возьмем 5. Результаты вычислений представим в таблице 5.1.

Таблица 5.1.Скользящиесредние значения себестоимости единицы продукцииГод, месяцы Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Пятимесячные скользящие суммы Пятимесячные скользящие средние Январь 649     Февраль 648     Март 646   647,6 Апрель 647   647,8 Май 648 3238 648 Июнь 650 3239 648,4 Июль 649 3240 648,4 Август 648 3242 646,6 Сентябрь 647 3242 645,6 Октябрь 639 3233 651,4 Ноябрь 645 3228 655,8 Декабрь 678 3257 660,2 Январь 670 3279 666,6 Февраль 669 3301 671,2 Март 671 3333 669 Апрель 668 3356 668,6 Май 667 3345 668,8 Июнь 668 3343 667,4 Июль 670 3344 667 Август 664 3337 666,4 Сентябрь 666 3335 662,8 Октябрь 664 3332 658,4 Ноябрь 650 3314   Декабрь 648 3292  
Даннуютаблицу используем для построения графиков по месячным значениям себестоимостии по методу скользящей средней, представим графики на рис. 5.3.

/>
Рис. 5.3. Метод скользящейсредней
Данныйметод приводит к аналогичным выводам об общей тенденции себестоимости кповышению и об ее понижении в пятом квартале.
— Аналитическое выравнивание. Является наиболее эффективным способом выявленияосновной тенденции динамики и может быть осуществлено по любому рациональномумногочлену. Для выравнивания ряда динамики по прямой воспользуемся следующимуравнением:
/>.
Длянахождения параметров /> и /> по методу наименьшихквадратов строится система нормальных уравнений:
/>
Где у – исходные уровни ряда динамики;
n – количество членов ряда;
t – показатель времени, которыйобозначается порядковыми номерами.
Зададимзначения t таким образом, чтобы />, тогда система уравненийпримет вид:
/> ,
Результатывычислений представлены в таблице П 3. Тогда можно вычислить:
/> =657,04, /> =0,81.
Таким образом, уравнение имеетвид:
/>=657,04 + 0,81t
Построимв одних осях прямую, описываемую данным уравнением и кривую фактическихзначений, представим это на рис.5.4.
/>
Рис. 5.4. Аналитическоевыравнивание по прямой
Данный рисунок подтверждаетобщую тенденцию к повышению себестоимости.
Построивуравнение динамики, проведем оценку его надежности, используя критерий Фишера:
/>= 163,8
где/> – факторная дисперсия, />= 657,04
/> – остаточная дисперсия, />= 88,24
/> – число параметров уравнения, описывающего основнуютенденцию (для уравнения прямой />).
Сравнимфактический критерий Фишера с теоретическим (табличным) значением, котороеравно при α = 0,05 19, α = 0,01 99.
Таккак фактический критерий Фишера меньше, то построенная модель неадекватнафактической временной тенденции.
Основнаятенденция (тренд) показывает, как воздействуют систематические факторы науровень ряда динамики. Колеблемость уровней ряда около тренда служит меройвоздействия остаточных факторов. Ее можно найти по формуле среднегоквадратического отклонения:
/>= 9,81 тыс. руб.
Относительноймерой колеблемости уровней эмпирического ряда относительно тренда являетсякоэффициент вариации:
/>= 0,014933
Колеблемостьот линии тренда составляет 9,81 руб. или 1,4%. Так как коэффициент вариациименьше 30%, то значения уровней ряда достаточно однородны.
Используяуравнение динамики, выполним экстраполяцию себестоимости единицы продукции наследующий временной период. Экстраполяция – нахождение уровней за пределамиизучаемого ряда, т.е. продление ряда на основе выявленной закономерностиизменения уровней в изучаемый отрезок времени.
Можноиспользовать следующие методы экстраполяции:
–на основе средних характеристик данного ряда динамики: среднего абсолютногоприроста и среднего темпа роста;
–аналитическое выравнивание ряда, при этом достаточно продолжить значениенезависимой переменной – времени.
Воспользуемсявторым методом. Для этого возьмем значение t=13, для которого себестоимость равна 667,62.
Присоставлении прогноза оперируют интервальной оценкой, определяя доверительныеинтервалы прогноза. Величина доверительного интервала определяется:
/>= />± 4,15 при />=0,05
/>= />± 5,64при />= 0,01
где/> – среднее квадратическое отклонение от тренда;
/> – табличное значение t-критерияСтьюдента при уровне значимости />.
/> при/>=0,05 равен 2,074, при 0,01– 2,819.
Извеличины доверительного интервала при />=0,05можно сделать вывод, что при t=13себестоимость будет находиться в интервале от 663,47 до 673,26 руб.

6.Исследование влияния факторов на себестоимость продукции
Изучениевзаимосвязей – одна из важнейших задач экономико-статистического анализа.Статистика различает компонентные и факторные связи.
Компонентныесвязи характеризуются тем, что изменение статистического показателяопределяется изменением компонентов, входящих в этот показатель как множители.Например, динамика затрат на 1 руб. товарной продукции зависит от динамикисебестоимости и объема производства продукции, а также ее цены, что можнопоказать в виде взаимосвязи индексов:
/>.
Факторныесвязи проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. Прикорреляционной факторной связи изменение результативного признака yобусловленоне полностью влиянием факторного признака х, а лишь частично, так каквозможно влияние других факторов. При изучении корреляционной связи решаютсяследующие основные задачи:
- выделение основныхпричинно-следственных связей между изучаемыми показателями;
- построение модели;
- оценка линии регрессии;
- измерение тесноты связи, т.е.определение роли изучаемого фактора в формировании результативного признака;
- проверка существенности связи,т.е. доказательство неслучайного характера выявленных закономерностей связи.
Статистикаразработала много методов изучения факторных связей: графический, методаналитических группировок, корреляционно-регрессионный анализ. Рассмотрим ихподробнее.
 
6.1Выбор факторов, влияющих на себестоимость продукции графическим методом
Отберем факторпроизводительности, который на первый взгляд могут оказывать влияние насебестоимость продукции: количество продукции и производительность труда.Данные представлены в таблице 6.1.:
Таблица 6.1Влияниепроизводительности на себестоимость продукцииПомесячное значение себестоимости продукции, руб. Производительность труда на 1 рабочего, тыс. руб./.раб. 646 58 647 61 648 90 664 94 639 96 649 97 648 102 648 139 650 141 647 146 645 150 649 166 650 167 678 206 668 211 671 216 648 220 669 230 670 235 667 282 666 310 668 318 664 350 670 380
Построим корреляционные поля илинии тренда:
/>
По данным рисункам можно сделатьвывод, что себестоимость находиться в прямой зависимости от производительностии в обратной от количества продукции.
 
6.2 Оценка влияния факторов методом аналитической группировки
Наэтапе обоснования модели при построении аналитической группировки решаетсязадача определения числа групп и границ интервалов. При равных интервалахцелесообразно увеличивать число групп до тех пор, пока линия групповых среднихсохраняет плавный характер и существенно не искажается случайными скачками. Построиманалитическую группировку.
В качестве факторного признакавоспользуемся количеством продукции. Возьмем 5 разных по длине интервалов сравным количеством наблюдений. Представим результаты вычислений в таблице 6.2.
Таблица 6.2Аналитическаягруппировка себестоимости единицы продукции по производительностиГруппы по факторному признаку
Среднее значение /> себестоимости единицы продукции в группе
Численность, /> /> /> /> 54-119 648,71 7 /> 120-185 648,17 6 /> 186-251 667,33 6 /> 252-317 666,50 2 /> 318-… 667,33 3 />
Построим график групповых среднихсовместно с соответствующей эмпирической линией:
/>
Рис. 6.3 — Аналитическаягруппировка по производительности
Методикаизмерения тесноты связи в аналитической группировке вытекает из правиласложения дисперсий:
/>.

Общаядисперсия /> характеризует вариацию результативного признака (у)от всех влияющих на него факторных признаков:
/> или />,
гдеn – численность совокупности.
Групповыедисперсии /> и средняя из групповых /> характеризуют вариацию результативного признака у от всехфакторных признаков, кроме признаках, по которому построенагруппировка:
/>;/>,
гдеj – порядковыйномер значения признака в i-й группе.
Межгрупповаядисперсия /> характеризует вариациюрезультативного признака от признака, положенного в основание группировки:
/>.
Отсюдаможно получить относительный показатель – дисперсионное отношение –показывающий удельный вес вариации, связанной с группировочным признаком вобщей дисперсии:

/>.
Теснотусвязи характеризует эмпирическое корреляционное отношение:
/>; />, /> – связьслабая.
/> – связь тесная.
Определивтесноту связи, необходимо убедиться, что связь эта не случайна, т.е. провестипроверку существенности связи. Для этой цели может быть использован критерийФишера (F – критерий):
/> или />,
/>,/>,
где/> – расчетное значениекритерия Фишера;
n – числоединиц совокупности;
m –количество групп.
Если/>, то существенность связиподтверждается, где /> – критическое значение критерия Фишера, котороенаходится по таблицам.
Результаты расчетов по двуманалитическим группировкам ведем таблицу 6.4.:

Таблица 6.4Расчетпоказателей по аналитическим группировкамРасчитанные показатели Номер интервала Аналитическая группировка Среднее значение ряда распределения 175,3089619 Внутригрупповая дисперсия 1 47,03 2 190,01 3 81,40 4 0,94 5 6,22 Дисперсия средняя из групповых 82,43 Межгрупповая дисперсия 87,09 Общая дисперсия 169,52 Дисперсионное отношение 0,51 Эмпирическое корреляционное отношение 0,72 К1 4 К2 19  к2/ к1 5,02   при α 0,05 2,9 при α 0,01 4,5
Изполученных данных видно, что при производительности труда рабочих в качествефакторного признака η = 0,72 а это близко к 0,76, значит связь тесная.Таким образом, на результативный признак оказывает влияние производительностьтруда работников. Этот признак будем использовать в дальнейших исследованиях.
6.3 Корреляционно-регрессионный анализ
Корреляционнорегрессионный анализ – комплекс методов, основанный на построении регрессионноймодели. Наиболее разработанной в статистике является методика парнойкорреляции, рассматривающая влияние одного факторного признака (x)на результативный (y).
Выполнимтакой анализ для производительности труда. Анализ будем проводить для случаялинейной связи:
/>.
Найтитеоретическое уравнение связи – значит определить параметры прямой /> и />. По методу наименьших квадратов система нормальныхуравнений имеет вид:
/>,
гдеn – численностьсовокупности.
Решивэту систему, получим: а1=0,09, а0= 640,79.
Уравнениесвязи примет вид: yx=640,79+0,09x
Вычисленныепараметры /> и/> позволяютполучить модель зависимости себестоимости продукции от выбранного фактора. Нопри численности совокупности n
дляпараметра />:
/>
дляпараметра />:
/>,
где
/>
–среднее квадратическое отклонение y от теоретических значений />;
/>
–среднее квадратическое отклонение факторного признака xот общей средней />.
Критическиезначения критерия Стьюдента с учетом принятого уровня значимости α и числастепеней свободы k представлены в таблице 6.7.
Таблица 6.5Теоретическоезначение критерия Стьюдента
tα,k α=0,05 2.074 α=0,1 1.717
Параметры/> и /> признаются типичными, еслифактические значения критерия />, /> больше критических />, которые получают потаблице Стьюдента с учетом принятого уровня значимости a и числа степеней свободы k. Фактически /> признается типичным, т.к.из оно больше критического, /> признаетсяне типичным.
Параметр/> называется коэффициентомрегрессии. Он показывает, как изменяется в среднем y приувеличении x на единицу. На основе этого параметра вычисляетсякоэффициент эластичности, который показывает изменение результативного признакапри изменении факторного на 1%:
/>= 0,02%
Этозначит, что при увеличении производительности труда на 1% себестоимость увеличиваетсяна 0,02%.
Втех же осях, где построены эмпирическая кривая и кривая групповых средних,построим теоретическую линию связи /> и визуальносопоставим, насколько точно теоретическая кривая /> описываетэмпирическую />, рис. 6.6:
/>
Рис. 6.5 — Корреляционно-регрессионный анализ
Теоретическаяпрямая, как и кривая групповых средних указывает на обратную связь междуфакторным и результативным признаком. Посчитаем показатели тесноты связи:
- общая дисперсия, измеряющая общуювариацию результативного признака за счет действия всех факторов:
/>= 124,12 тыс.руб2 ;
- факторная дисперсия, измеряющаяобщую вариацию результативного признака за счет действия факторного:
/>= 61,88 тыс. руб2;
-  остаточная дисперсия, характеризующая вариацию yза счет всех факторов, кроме x:
/>= 62,24 тыс. руб2 ;
Тогдапо правилу сложения дисперсий:
/> =0,002+0,015 = 124,12 тыс. руб2 .
Коэффициентдетерминации показывает удельный вес вариации результативного признака, линейносвязанной с вариацией факторного признака:
/>= 0,50.
Дляизмерения тесноты связи при любой ее форме применяется индекс корреляции:
/> R = 0,71
/> – связь отсутствует, /> – связьполная, функциональная
/> – связь слабая, /> – связь тесная.
Внашем случае связь тесная.
Длялинейной формы связи удобно пользоваться линейным коэффициентом корреляции,показывающим не только тесноту, но и направление связи:
/>
/> – связь обратная, /> – связь прямая
/> – связь отсутствует, /> – связьполная
Таккак r = 0,71, то связь прямая.
Проверкасущественности связи в корреляционно-регрессионном анализе производится по темже критериям, что и в аналитической группировке. При использовании таблицкритических значений критерия Фишера, фактическое (расчетное) значение критериявычисляется:
/>=22,86
/>=1
/>=24 – 2 = 22
Fкр а = 0,05 4,32 а = 0,01 8,02
Таккак Fр
 

Выводы и предложения
Данная курсовая работапоказывает важность и необходимость применения анализа себестоимости вдеятельности предприятия. Современное состояние анализа можно охарактеризовать,как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку.
Важнейшим показателем,характеризующим работу промышленного предприятия, является себестоимость продукции.От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенноговоспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ себестоимости продукции,работ, услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденцииизменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определитьвлияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятияпо использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимостипродукции. На основании теоретических и практических разработок, изложенных в даннойкурсовой работе, можно сделать некоторые выводы:
— Себестоимость продукции — одиниз основных показателей, характеризующий уровень организационно-технического развитияпредприятий, качество, результаты деятельности, темпы расширенноговоспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
— Перспективы развития анализа втеоретическом и практическом направлении тесно связаны с развитием смежныхнаук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др.
— Анализ себестоимости постатьям затрат дает возможность установить динамику отдельных статей и еевлияние на себестоимость продукции. Результат анализа позволяет видеть, под влияниемкаких статей расходов сформировался тот или иной уровень себестоимости, в какихнаправлениях необходимо вести борьбу за снижение себестоимости.
— Наиболее тщательно должныанализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контрольтаких расходов и потерь, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключитьнерациональные траты живого и овеществленного труда.
— Соблюдение режима экономии повышаетэкономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможностиматериального стимулирования.
Для изучения себестоимости продукции в курсовой работе были примененыосновные статистические методы: группировок, средних и относительных величин,графический, индексный, а также метод сопоставления.
Порезультатам проведенного исследования по себестоимости промышленной продукциина АООТ «Лесдок»:
1.На данном предприятии наблюдается повышение затрат на основныематериалы, сушку и заработную плату.
2.Анализируя выпуск и стоимость, необходимо отметить, что план попроизводству продукции в отчетном году был не выполнен. Фактическаясебестоимость оказалась ниже, чем предполагалось в плане.
3.Наблюдается изменение себестоимости — тенденция к росту с незначительнымиизменениями.
4.Наибольший удельный вес в себестоимости занимают следующие статьи: основныематериалы, цеховые расходы и сушка продукци.
5.Средний уровень себестоимости продукции равен 657,042 тыс. руб, себестоимость меняется в пределах 32 тыс.руб.
6. Колеблемость от линии трендасоставляет 9,81 тыс. руб. или 1,4%. Совокупность можно считать однородной, таккак коэффициент вариации меньше 30%.
7. Помимо основной тенденции кповышению себестоимости наблюдается следующее: в пятом квартале каждого годанаблюдается понижение себестоимости по сравнению с другими кварталами. Этосвязано со специфичностью производства продукции.
8. В среднем за квартал себестоимостьувеличивалась на 900 руб (то есть в 1,14 раза).
9. Отобрав в качестве фактора,влияющего на себестоимость, производительность труда (связь тесная, прямая, не случайная),выяснили, что связь между ними существенна.
Снижениесебестоимости возможно в нескольких направлениях. Необходимо сокращать затратына основные материалы, сушку продукции, производственные затраты, улучшатьиспользование времени работы оборудования, сокращать затраты на обслуживание иуправление производством и внепроизводственные затраты. Эти направленияреализуются с помощью повышения технического уровня производства,совершенствования организации производства и труда, снижения расходов по сбытупродукции, более эффективного использования сырья, топлива, энергии, а такжеснижения потерь от брака и простоев.

Список использованныхисточников
1. Елисеева, И.И. Статистика:учебник/ И.И. Елисеева. – М.: Высшее образование, 2006. – 565 с.
2. Перова, М.Б. Статистикапромышленности: учебное пособие/ М.Б. Перова. – Вологда: ВоГТУ, 2008. – 107 с.
3. Забродская, Н.Г. Экономика истатистика предприятия: учебное пособие/ Н.Г. Забродская. – М.: Издательстводеловой и учебной литературы, 2005. – 352 с.
4. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:учебник/ Г.В. Савицкая. — Минск: ООО «Новое знание», 2001. – 324 с.
5. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: учебник/ М.Р. Ефимова,Е.В. Петрова, В.Н. Румянцева — М: ИНФРА-М, 1998. – 267 с.
6. Бакланов, Г.М. Статистикапромышленности / Г.М. Бакланов, В.Е. Адамов, А.Н. Устинов. – М.: Финансы истатистика, 1982. – 346 с.
7. Ефимова, М.Р. Практикум по общейтеории статистики: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 280 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Имидж автора в публицистике
Реферат Научно- практические исследования гендерной проблематики в современных условиях
Реферат Проблематика и герои романа Евгений Онегин
Реферат Роль социальной рекламы в современном обществе. Анализ российского опыта
Реферат Информация: понятия, виды, получение, измерение и проблема обучения
Реферат Цветовая лексика в стихотворном сборнике М Цветаевой Лебединый стан
Реферат Выбор и способы получения заготовок деталей машин
Реферат Цвет и звук в лирике А Блока
Реферат ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ ФМ ДОСТОЕВСКОГО БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ
Реферат Ценностно-тематическое пространство культуры Киевской Руси в ХІІ первой трети ХІІІ вв и Слово о
Реферат Основные направления внутренней и внешней политики России после 1991 года
Реферат Анализ финансовой отчетности на примере ГУП Весна
Реферат Грамматист и его язык
Реферат Чацкий против фамусовского общества по комедии АСГрибоедова Горе от ума
Реферат Эмотивные разноуровневые стилистические средства как способ объективации эмотивной компетенции