Курсовая работа
Антиинфляционная политика
Содержание
Введение
Глава I. Антиинфляционнаяполитика
1.1 Антиинфляционная политика
1.2 Этапыформирования и модель антиинфляционной политики в РФ
1.3 Цели и инструментыантиинфляционной политики на 2007-2008 гг.
Глава II. Основные направления антиинфляционной политики
2.1 Основные направленияантиинфляционной политики
2.2 Основные акценты в антиинфляционной политике
2.3 Эффективность российской антиинфляционной политики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема инфляции занимает важное место вэкономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономическиепоследствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны ивсемирного хозяйства. Инфляция в России до сих пор не побеждена и неконтролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политикиостается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время.
Характерной особенностью современной инфляции вРоссии является рост денежных масс, находящихся в обороте. Такой ростпредставляет собой проявление инфляционных процессов. Поэтому увеличениесбережений населения, его вкладов в банки следует рассматривать какположительное явление. Во-первых, эти сбережения можно использовать дляинвестиций. Во-вторых, эти сбережения изымаются из обращения, что уменьшаетобъем денежной массы, находящейся в обороте.
Борьба с инфляцией и разработка специальнойантиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизацииэкономики. В основе такой программы должен лежать анализ факторов, определяющихинфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению инфляцииили снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Глава I. Антиинфляционнаяполитика
1.1 Антиинфляционная политика
Целью антиинфляционнойполитики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он былдейственным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляциявозникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные мерыправительства должны быть направлены на:
- уменьшение денежной эмиссии;
- повышение учетной ставки по сбережениямнаселения;
- сокращение государственных расходов;
- повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.
Если инфляционная спиральраскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случаеследует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитыхстран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, товновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличениеналоговых ставок.
Как показывает мироваяпрактика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации,которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, иденежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом,и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международныеорганизации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственныемеры:
- сокращение правительственных расходов, в томчисле сокращение субсидий;
- повышение налогов;
- снижение объемов кредитования коммерческихбанков;
- увеличение выпуска казначейских облигаций иобъемов зарубежных займов;
- повышение социальных расходов на нуждымалообеспеченных слоев населения;
- фиксация обменного курса национальной валюты.
В осуществлениистабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическаядальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярнымшагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдетподдержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличениемрасходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первуюочередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительствуоплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.
Подготовить программустабилизации и начать ее выполнять — дело довольно трудное. Но еще труднеезаставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасностьвозврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаютсяодновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения вэкономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающегоЦентральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. Вчастности, принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за несколько месяцев.
За последние десять летмногие страны добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985г.,Мексика в 1987г., Польша в 1990г., Аргентина в 1991г., Эстония в 1992г.). Ихопыт показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинаетсябыстрый экономический рост и падение безработицы.
Воздействие на инфляционныйпроцесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, дляустранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второйполовине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерамрезервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпыинфляционного, роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979г. они снизились до4% спустя примерно три года — в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановитьинфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказатьневозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная напреодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживанияинфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечениялекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» —значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с нимифакторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляцияспецифична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуютхарактеру и глубине «заболевания».
Инфляция может носитьмонетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут бытьчрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен наматериалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироватьсянеоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) илинеоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующихтоваров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицитгосбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действуетне одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбыс инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянноуточняются, и корректируются.
1.2 Этапы формирования и модель антиинфляционной политикив РФ
Цель антиинфляционнойполитики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом(рыночными и государственными методами) в интересах подъема национальногопроизводства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту,допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и темсамым стимулирует экономический рост.
Переход к рыночномумеханизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размерыпроизводства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа ценявлялась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась напостепенное изменение производства и цен под контролем государства. Ценыпроизводителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменилисьтолько в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен былснижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплатызаработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджетлегла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объемпроизводства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. — на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита,усугубленного инфляционными ожиданиями.
Люди, имеющие в своемраспоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январскогообмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары,защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шаговденежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Всеэто привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственнойрозничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостаткатоваров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, населениесокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.
2 января 1992г. былоотпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля заценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курсарубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен запервые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов ценыв стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост ценза 1992 год вырос в 26 раз.
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляцияпотребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста ценденежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристскийподход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремяметодами:
- ограничение эмиссии денег Центральным БанкомРФ;
- сокращение бюджетного дефицита путемсеквестирования государственных расходов;
- сдерживание колебания курса рубля по отношениюк иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютнойинтервенции.
Но снижение темпа роста ценне означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не былипреодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы,нестабильность банковской системы, а главное — застой в экономике иинвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России былитаковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействиена состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловилоэффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественнойденежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов измененияобменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютногокоридора.
Проводимая с середины1995г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемостьобменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономическойситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации иБанком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала нанесколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейсяБанком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политикиобеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг.,позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населениюобрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.
Антиинфляционная политикареформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытиядефицита федерального бюджета. В течение 1995 — 1996 гг. все обстоялоотносительно благополучно, но в конечном счете система показала своюнесостоятельность.
Главной причиной конечногопровала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование идаже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной.Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетнаяисходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажныйдефект антиинфляционной политики в 1996 — 1998 гг. состоял в том, что в Россиивпервые в мировой практике была применена дефляция — сжатие спроса — в условияхэкономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Темсамым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. Зарубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях“перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера — блокирование ростазаработной платы. Дефляция в России способствовала обострениюсоциально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционныйпроцесс.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методовподавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляциейне учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономикиРоссии. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляциитребуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
После финансового кризиса вбюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшемтолчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровняинфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешеннойбюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационнымвозможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. былиисполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращениюнеплатежей и бартера.
В отличие от 2004 года, ссередины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен.За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в двараза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 годапротив соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен нагорюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решениюкрупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен напродукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.1.3 Цели и инструменты антиинфляционной политики в2007-2008 год
Внастоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной всвязи со сменой модели экономического развития (2007-2008 гг.) в сторонуусиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционнойактивности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическуюмодернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности,улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности имодернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условийреализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФвпервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются отранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.
Поставленазадача замедления роста денежного предложения и замедления скорости обращенияденег с 4,2 оборота в год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009 г. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года наконсервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укреплениебюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходовинвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.
Важную роль будетиграть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная наснижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса. Принимаяцелевые параметры денежно-кредитной политики на предстоящий год, Банк Россиипринимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономическогоразвития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться отпредусмотренных сценариев. На экономический рост в последние годы заметноевлияние оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть намировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловленофакторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики,например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платныеуслуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной политики БанкРоссии определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8 %. Приэтом прирост базовой инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Ростденежной массы прогнозируется на уровне 19-28%. Основным инструментом курсовойполитики в 2007 г. останутся операции по купле-продаже Банком Россиииностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будутпроводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и вцелях недопущения чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной задачейБанк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования.
Глава II. Основные направленияантиинфляционной политики
2.1Основные направления антиинфляционной политики
Поскольку рыночныеотношения в России только формируются, еще не создана в полной мерезаконодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизациисобственности, необходимо прежде всего определиться с целями и границамиреформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. Всвязи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства.направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономическогороста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методовгосударственного регулирования.
Основным фактором вборьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризисанеплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночнойинфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетныхотраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числеэкспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютногокурса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественныхтоваров, а не спаду производства, как это происходило при установлении«коридора» допустимого изменения валютного курса.
Большое значение вантиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики иприспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсиивоенно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельностисуществующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве,распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условияхрешающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановлениягосударственных структур управления и контроля за ценами и доходами,распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов присохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен.Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию,выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.
Как и во многихцивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана системаценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всейтехнологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособногоспроса потребителей.
При переходе к рынкунеобходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических,технологических и экологических потребностей общества, на базе реальной оценкиприватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средствв государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимоискать разумное соотношение между всеми формами собственности.
На базе этихпреобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики,связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров,кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д.Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ сучетом взаимных интересов и интересов России.
Блокировка финансовыхфакторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблемсобираемости налогов.
Особое внимание вантиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговойсистемы:
- сокращению количества взимаемых налогов;
- отказу от использования инфляции как источника финансированиябюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды,индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютныхсуммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
- пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства,которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социальногострахования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество ит.д.;
- изменению методики налогообложения;
- ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сфераминародного хозяйства;
- регулированию перераспределительных отношений между бюджетамифедерации и бюджетами регионов.
Поскольку в бюджетныхрасходах большую долю составляют расходы по обслуживанию внешнего и внутреннегодолгов, для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствованийи предоставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешниезаимствования России значительно превышают возможности страны по возвратутекущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формырегулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов.
Важным направлением вантиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственноерегулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствованиемеханизма формирования валютного курса.
Основойвнешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта иукрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного ивалютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечитьсвоевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается впрограмме возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранныхкапиталов для инвестиций.
Необходимонейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлини развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизациюэкономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.
Большое значение длясдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход ссырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказот бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряетсяэкспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.
Одну из определяющихролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ,который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироватьсяне только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, атакже смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ееструктуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентовденежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение жеобъема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежноймассы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемыйквази деньгами, денежными суррогатами.
Необходимо прямоеуправление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственныхсвязей, подъем производства, восстановление банковской системы. Для сдерживанияинфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как этоприменяется в мировой практике (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательныхрезервов в ЦБ РФ).
Большое значение дляборьбы с инфляцией имеет более взбешенными выступлениями в средствах массовойинформации.
Успешное осуществлениеантиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативныхактов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнениясуществующего законодательства.
2.2Основные акценты в антиинфляционной политике
Особоевнимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованиюналоговой системы:
- сокращениюколичества взимаемых налогов;
- отказуот использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой цельюнеобходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать всеограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах,корректировать отчеты о прибылях и убытках;
- пересмотруналоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируютрост цен, отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фондзанятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
- изменениюметодики налогообложения;
- ликвидациигосударственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
- регулированиюперераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.
Важнымнаправлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственноерегулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствованиемеханизма формирования валютного курса.
Основойвнешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта иукрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного ивалютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечитьсвоевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика странынуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранныхкапиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановлениедоверия к банкам и правительству.
Предстоитнейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлини развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизациюэкономики (сейчас доллар, по существу, служит параллельной валютой).
Большоезначение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта.Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические видыпродукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественноесырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.
Однуиз определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральныйбанк Российской Федерации, который осуществлял денежно-кредитное регулирование.Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на болееравновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограниченияденежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку болеевысокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят кослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денегпозволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагаети более активное воздействие Банка России на оборот, обслуживаемыйквазиденьгами, денежными суррогатами.
Необходимопрямое управление кредитной эмиссией, направленной на вос¬становлениехозяйственных связей и банковской системы, подъем производства. Для сдерживанияинфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя быв рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принятов мировой практике.
Важнуюроль в борьбе с инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий, как ухозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может бытьобусловлено экономической и политической стабильностью в стране, болеевзвешенными выступлениями в средствах массовой информации.
Успешноеосуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработкинормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловноговыполнения существующего законодательства.
Встранах с развитой рыночной экономикой при регулировании инфляциимонетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как правило,сочетаются с элементами других теорий: кейнсианской, концепцией «экономикипредложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономическогорегулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производстватоваров.
2.3 Эффективность российской антиинфляционной политики
Серьезныеисследования в области организации денежных отношений позволили развитымстранам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитнойполитики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляциисоставляет 2-3%. В США в 2005 г. индекс потребительских цен составил 3,4%, чтовыше показателя за 2004 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связаноэто было с повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожалилишь на 2,3%, а продукты животного происхождения всего лишь на 1,4%. В зонеевро уровень инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: дажепри удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровеньинфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаровили услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционныхпроцессов.
В развивающихсястранах наблюдается более активное участие государства в регулировании денежныхотношений. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, по сутиона продолжает оставаться типичным примером экономической системы сразвивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являютсянезавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков,подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя средаспособствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытаяинфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточновысокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует оналичии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежныхотношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методовуправлениями этими отношениями.
Историярегулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитногорегулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментоввоздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция ненаходится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны.И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежнаяполитика жестко связана с другими видами экономической политики, в частностивалютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.
Анализиспользования инструментов денежно-кредитной политики в России показывает, чтонаиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курсза последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одногогода (в рублях) юридическим лицам в течение 2004 г. изменялись в пределах 12,3-10,8%, в течение 2005 г. – в пределах 10,7-11,2%%. Этосвидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности постимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционногоуровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции. С 29 января 2007 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до 10,5% годовых. Несмотря на то, что новая процентнаяставка стала одной из самых низких с 1992 г., всплеска активности на российском экономическом пространстве, по мнению финансовых аналитиков, это не вызовет. «Ставкарефинансирования не регулирует денежно-кредитную политику России. Нашаэкономика, в отличие от экономики США, насыщается деньгами за счет валютныхинтервенций. Основной источник финансов для России — Центральный Банк, так чтопонижение ставки — это следствие снижения инфляции в стране», — прокомментировал ситуацию главный экономист ИК «Тройка Диалог» ЕвгенийГавриленков.
Влияниемонетарных методов воздействия на инфляцию в условиях российской экономикиослабляется низким уровнем монетизации по причине несбалансированностироссийской экономики в целом. Диспропорция между накопленными денежнымисредствами и товарным предложением досталась ей в наследство от плановогохозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производствапотребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированиюроста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционноразвитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли,транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В то же время, отраслисвязанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своемразвитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста дохода населения.Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходовнаселения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых напокупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. – 84,3%, в январе 2006 г. – уже 87,2%. Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширенияпроизводства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционныхпроцессов.
Природа инфляции вРоссии и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночнойэкономикой. Здесь переплелись экономические и политические факторы, денежные ивоспроизводственные. На путь рыночных преобразований страна вступила соспецифической инфляцией планово-распределительной системы, на которую сталидавить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицитапроисходят: огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее идальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабныйразрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутрироссийскогоэкономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушениесверхмонополизированного производства без создания рыночной инфраструктуры иконкуренции, искусственное административное сдерживание инфляции, нарастающиенеплатежи во всех экономических структурах, огромные внутренние и внешние займыи т.д.
Уникальный характерроссийской инфляции требует использования особых методов ее регулирования,соответствующих современным реальным условиям российской экономики.Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночныхотношений, возможность использования рыночных механизмов с государственнымрегулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.
Заключение
Некоторые экономисты считают, что невысокийуровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует помнить,что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценовогосигнала. Если полностью избавиться от инфляции нельзя, то нужно снизить еетемпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Методы борьбы соткрытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин еевозникновения и от темпов роста цен.
Необходима и профилактика инфляции. В еще болеедолгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширениепотенциального ВНП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем,отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданиюэкономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новыхтехнологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей нановой технической базе и т. д.
Основной принцип борьбы с инфляцией — уничтожение ее источников. Если существуют объективные причины возникновенияинфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичнойцелью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, аснижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком ипредсказуемом уровне.
Подводя итограссмотрению некоторых аспектов российской экономической динамики, можносделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертахсложился антиинфляционный механизм. Несмотря на позитивный характер процессов вроссийской экономике еще осталась угроза инфляционных всплесков из-заискаженной структуры основного производства и его низкой эффективности,существования секторов экономики с различными уровнем доходности и накоплениясоциальных проблем в обществе.
Список использованной литературы
1. Борисов Е.Ф, Экономическая теория. – М.: Юрайт — Издат,2005.
2. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2004.
3. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. -М.: Инфра-М,2001.
4. Макроэкономика / Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Рузавин Г.И. Экономическая теория. – М.: Проспект, 2004.
6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.:Издательство НОРМА, 2001.
7. Тарасевич Л.С., Гребенников П. Макроэкономика: Учебник.-М.: Высшее образование, 2005.
8. Экономика / под ред. А.С. Булатова. –М.: Экономистъ, 2005.
9. Экономическая теория / Под ред.Бартенева С.А. – М.: Юристъ, 2002
10. Экономическая теория /под ред. В.Д.Камаева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
11. http://polbu.ru/money_creditbanks/
12. http://profitfinance.ru/osnovnye-napravleniya-antiinflyacionnoj-politiki
13. www.sibbanks.ru/news
14. www.minfin.ru
15. www.rg.ru
16. www.gsk.ru
17. www.forecast.ru