--PAGE_BREAK--
Основными методами денежно-кредитной политики являются: учетная и процентная ставка, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов. Использование данных методов помогает Центральному банку регулировать денежно-кредитную сферу и воздействовать на нее необходимым образом на данном экономическом этапе
1.4. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).[29]
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной.[30][31]
Очевидно, что центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.[32]
Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:
1) изменение величины реального предложения денег в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;
2) изменение процентной ставки на денежном рынке;
3) реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;
4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).[33]
Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки.[34]
Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.[35]
В целом денежно-кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:
1) избыточные резервы, появляющиеся в результате политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;
2) вызванное денежно-кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег.[36]
В результате руководящие органы банковской системы сталкиваются с дилеммой в области денежно-кредитной политики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направление денежно-кредитной политики переместилось со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а затем денежно-кредитная политика стала более прагматической.[37]
Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, для этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремиться к этому, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного предложения в стране.
Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк (ФРС — в США, ЦБ — в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами регулирования денежно-кредитной политики центральным банком являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов; также центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
2.Современная денежно-кредитная политика России
2.1. Денежно-кредитная политика в 2005 году
2.1.1. Основные направления денежно-кредитной политики в 2005 год
Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.[38]
Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых Центральным Банком РФ основных направлениях денежно-кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике. [39]
В предстоящий трехлетний период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5 — 8,5% в 2005 году, 6,0 — 7,5% — в 2006 году и 5,0 — 6,5% — в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.[40]
Здесь следует обратиться к результатам 2004 года, где главное отличие инфляционной ситуации состоит в значительном ускорении роста цен в промышленности и, в то же время, в более медленном росте денежного предложения. Бурный рост цен на базовые товары промышленного производства — металл и топливо — оказали существенное воздействие на рост потребительских цен. Прирост потребительских цен на конец 2004 года составил примерно 11,5%.[41]
2005 год Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Валовой внутренний продукт 4,8 6,0 6,3 Прирост потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) 7,5-8,5 7,5 — 8,5 7,5 — 8,5 Продукция промышленности 4,0 5,2 5,5 Инвестиции в основной капитал 6,7 9,0 9,8 Реальные располагаемые денежные доходы населения 7.1 8,8 9,0 Оборот розничной торговли 6,2 7,9 8,5 Расчетный среднегодовой курс доллара (рублей за доллар США) 30,7 30,2 30,0
Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны, проекта федерального бюджета на 2005 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2005 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5 — 8,5%.[42] Но, к сожалению, статистические данные по инфляции за первые три месяца текущего года весьма не благоприятные. Инфляция составила за этот период 5,3 % (в 2004 году за аналогичный период-3,5%).[43]
В зависимости от сочетаний внешних и внутренних факторов официальный прогноз Правительства Российской Федерации развития страны в 2005 году разработан в трех вариантах. И Банк России готов проводить соответствующую кредитно-денежную политику в рамках любого из этих вариантов. Основные показатели социально-экономического развития по каждому варианту приведены в табл.1.
При некотором ухудшении состояния платежного баланса (по первому варианту) снижение притока иностранной валюты обусловит замедление процесса накопления золотовалютных резервов, активизирует ослабление рубля и повысит привлекательность активов в иностранной валюте. В этих условиях снижение скорости обращения денег в 2005 году будет происходить медленнее, чем в 2004 году.[44]
Условия второго и третьего вариантов при ценах на нефть в диапазоне от 26 долл. до 28 долл. США за баррель можно определить как достаточно благоприятные для российской экономики, способствующие высоким темпам роста ВВП и доходов экономических агентов. При более благоприятном по сравнению с первым вариантом состоянии платежного баланса на фоне продолжения накопления золото валютных резервов тенденция к укреплению рубля в реальном выражении сохранится. Снижение скорости обращения денег в этих вариантах может быть более значительным по сравнению с первым вариантом. Диапазон изменений темпов роста спроса на деньги может составить 24 — 28% по второму варианту, 26-30% по третьему варианту.[45]
В случае развития внешнеэкономической конъюнктуры по четвертому или пятому варианту прогноза платежного баланса при среднегодовых ценах на российскую нефть в пределах 31 35 долларов США за баррель рост экономической активности может быть более высоким, а снижение скорости обращения денег более интенсивным, вследствие чего спрос на деньги будет формироваться на более высоком уровне — в диапазоне 30 — 32%. Сильный платежный баланс, обусловливающий увеличение золотовалютных резервов, будет способствовать обеспечению роста денежного предложения в соответствии с растущим спросом на деньги.[46]
Но не исключена возможность выхода за данные заданные границы темпов роста денежной массы. Хотя, как уже было отмечено, основной задачей кредитно-денежной политики государства является снижение темпов инфляции.
2.1.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование в 2005 году
Использование инструментов денежно-кредитной политики в 2005 году будет во многом определяться потребностями банковского сектора, которые, в свою очередь, будут зависеть от конъюнктуры мировых финансовых и товарных рынков, динамики потоков капитала, состояния бюджетной сферы и активизации факторов внутреннего спроса.[47]
В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Банк России в 2005 году продолжит работу по развитию инструментов регулирования ликвидности, которые в зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере будут активно использоваться как для предоставления ликвидности кредитным организациям, так и для стерилизации свободных денежных средств.[48]
1.В данном году действия Банка России направлены на дальнейшую унификацию различных схем и механизмов рефинансирования. Продолжиться тенденция к повышению доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» путем расширения круга региональных контрагентов.[49]
Для предоставления кредитным организациям возможности эффективно управлять собственной ликвидностью Центральный банк проводит политику рефинансирования путем:
1. Операции предоставления ломбардных кредитов (краткосрочная выдача кредитов под залог вещей или ценных бумаг)[50]Банка России по фиксированной процентной ставке на срок до 7 дней
2. Предоставление кредитным организациям возможности использования системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи для получения ломбардных кредитов Банка России
3. Включения в Ломбардный список высоколиквидных ценных бумаг крупнейших российских эмитентов, имеющих относительно высокий рейтинг.
4. Активизации операции по покупке государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа.[51]
2. В 2005 году планируется продолжение использования в необходимых случаях депозитных операций с кредитными организациями — резидентами в валюте РФ для регулирования уровня ликвидных средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. В первую очередь будет рассмотрен вопрос о внедрении Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи для проведения депозитных операций на условии «до востребования». Независимо от сценария экономического развития Банк России предполагает совершенствование механизма обязательного резервирования.
3.Регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является одним из важных инструментов денежно-кредитной политики. В условиях меняющейся внешнеэкономической конъюнктуры важной задачей процентной политики является сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, номинированным в национальной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платежном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.[52] Диапазон колебаний процентной ставки по кредитам «овернайт» составлял 40-250%. Самая высокая процентная ставка была объявлена 17 августа 1998 года- 250% годовых.[53]
4.Переход к регулярному выпуску облигаций Банка России (ОБР) и целенаправленное формирование емкого и ликвидного рынка ОБР позволит в определенной мере усилить влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно-кредитной политики. Изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать, с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объемах, а с другой стороны — ограничению роста рыночных процентных ставок. Нужно отметить, что Банку России для перехода в среднесрочной перспективе в системе управления, опирающейся преимущественно на процентные ставки, необходимо совместно с Правительством Российской Федерации проводить целенаправленную работу по:
· формированию единого эффективно функционирующего внутреннего денежного рынка, операции на котором будут одинаково доступны для широкого круга участников
· снижению трансакционных издержек и уровня рыночных рисков
· развитию рыночной инфраструктуры[54]
5.Также регулирование осуществляется посредством нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). По законодательству нормативы обязательных резервов в России не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.[55]
Так в третьем квартале 2004 году действия Банка России были направлены на пополнение резервов кредитных организаций, которые существенно сократились в мае-июле в результате снижения доверия между банками. Значительную роль в урегулировании проблемы нехватки рублевой ликвидности на денежном рынке играли решения Банка России о снижении нормативов обязательных резервов с 8 июля 2004 года 7 до 3,5%. В целом объем средств высвободившихся за счет снижения нормативов составил в июле примерно 120 млрд. руб. кроме того, в соответствии с Положение Банка России от 29.03.2004 №255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», вступившем в силу с 1 июля 2004 года, кредитным организациям в установленном порядке может быть предоставлено право усреднения обязательных резервов в пределах установленного Банком России коэффициента усреднения (0,2). Это также способствовало повышению уровня ликвидности кредитных организаций. Так по результатам регулирования за сентябрь 2004 года 38,3% кредитных организаций от общего числа действующих воспользовались правом усреднения обязательных резервов.[56]
6.Также Центральным банком России используется такой инструмент регулирования денежно-кредитной сферы как операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки[57]. (данные представлены в табл.2[58])
Увеличение уровня ликвидности в сентябре 2004 года банковского сектора обусловило размещение Банком России собственных облигаций (ОБР), которое проводилось впервые с 2001 года, в объеме 34,5 млрд. рублей по рыночной стоимости. При этом в последующий период Банк России осуществлял активные операции купли продажи облигаций по доходности 4,5–5,5%. Операции с ОБР позволяют Банку России расширить возможности по оперативному воздействию на конъюнктуру денежного рынка.[59]
1997 1998 1999 2000 2001 2002 Объем эмиссии 605,5 335,9 11,5 19,5 89 152 Объем размещения и доразмещения по номиналу 502 258,6 172,8 20,5 60,4 142,6 Объем выручки, полученной в результате размещения и доразмещения 436,2 193,7 12,6 20,3 56,4 133,9 Перечислено средств в бюджет 32,7 -50,4 -67,8 -73 -55,2 25,9
7.Кроме того, Центральный Банк РФ использует учетную ставку в качестве инструмента регулирования денежно-кредитной сферы. Департамент внешних и общественных связей сообщает, что в соответствии с решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, начиная с 21 июня 2003 года, устанавливается ставка рефинансирования (учетная ставка) в размере 16% годовых.[60]
Таким образом, в ситуации дальнейшего снижения инфляции, проведения сбалансированной денежно-кредитной политики, а также конкурентного развития системы финансового посредничества в условия снижающихся рисков и роста информационной прозрачности заемщиков в 2005 году можно прогнозировать дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. В то же время, по-видимому, сохраниться дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды.
Таким образом, Банком России в основном используются такие инструменты как операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва, учетная ставка, регулирование валютного курса, регулярный выпуск облигаций Банка России, депозитные операции с кредитными организациями.
2.2. Проблемы регулирования денежно-кредитной политики в России
Необходимо отметить, что в соответствии с федеральным законом «О Банке России» цели банка заключаются в следующем:
1. «защита и обеспечение устойчивости рубля»
2. «развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации»
3. «обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы»
Но Фетисов Г.Г. отмечал, что Центральный банк РФ реально преследует лишь первую цель. Он проанализировал проект центробанковского отчета-2003, направленного в Государственную Думу. В нем отмечалось, что основные цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России в 2003 году определялись задачей последовательного снижения уровня инфляции и поддержание стабильности государственной валюты. Между тем ясно, что развитие и укрепление банковской системы, не менее важны, особенно в преддверии вступления России в ВТО и в условиях резкой либерализации валютного регулирования. Сведение целей монетарной политики к обеспечению устойчивости рубля заведомо сужает спектр тех проблем развития денежно-кредитной системы и экономике в целом, которые подлежат решению методами монетарного регулирования.[61] Наряду с достижением так называемого антиинфляционного эффекта был практически подавлен кредитный потенциал российских банков, в том числе Банка России, в формировании условий социально-экономического развития страны. Сложилась парадоксальная ситуация, когда денежно-кредитная политика реализуется по всему комплексу собственного инструментария в режиме независимости от состояния спада или подъема экономики. Национальные интересы в области денежного обращения на региональном уровне и проблемы отношений, возникающие на фоне глубоких социально-экономических различий регионов, не находят должного отражения в реализации денежно-кредитной политики.[62][63]
В обобщенном виде (и при исключении крайних и политизированных суждений) критические оценки монетарной политики, проводимой Центральным банком и Правительством России (при поддержке Федерального Собрания) сводятся к следующим положениям:
1. Основными факторами формирования конъюнктуры российского межбанковского кредитного рынка в 2003 году стали значительный приток экспортной валютной выручки на внутренний рынок и обусловленное им укрепление рубля[64]. Но органы монетарного регулирования не использовали (в частности в 2003 году) уникально благоприятную для России конъюнктуру на мировых энерго-сырьевых рынках и беспрецедентный приток в страну иностранного капитала для форсирования инвестиций в развитие российской экономики. Вместо финансирования внутреннего инвестиционного спроса Банк России увеличил на 29 млрд. рублей низкодоходные вложения в ценные бумаги США и других государств.[65][66]
2. Регулирование Банком России развитие денежно-кредитной и валютной сфер с помощью экономических нормативов — ставки рефинансирования и ставки по привлекаемым средствам, нормативов обязательных резервов — имеет чрезвычайно формальный характер. Так центробанковская ставка рефинансирования в 2003 году находилась на более высоком уровне, чем рентабельность капитала во всех отраслях российской экономики. В условиях укрепления номинального курса рубля снижение ставки рефинансирования с 21 до 16% годовых означало сохранение ее запретительно-высокого уровня для российских заемщиков и провоцировало приток спекулятивного капитала извне. Долларовый эквивалент ставки рефинансирования превышал в 2003 году аналогичные ставки в ЕС и США на 10 и более процентных пунктов.[67]
3. Уровень валютного курса (падение или укрепление) рубля, отражая состояние национальной экономики и конъюнктуры мирового рынка, в денежной и бюджетной политике используется в качестве основного средства перераспределения доходов и регулирования финансовых и денежных пропорций. Но нельзя, управляя уровнем валютного курса рубля, влиять на перераспределение внутренних финансовых ресурсов, и тем более обеспечивать стабильность национальной денежной системы. При этом важно понимание того, что тенденции обесценения или укрепления курса рубля к доллару — не что иное, как ухудшение болезненного состояния экономики, признак ее неразвитости. Преобладание в денежно-кредитной политике инструментов регулирования денежного и валютного рынков означает, что кредитная система страны не получает со стороны государственной финансовой и денежно-кредитной политики должного импульса развития.[68][69]
В отчетах ЦБ РФ и в основных направлениях денежно-кредитной политики, ежегодно рассматриваемых при подготовке и утверждении бюджетных законов, отсутствует интегральная оценка эффективности проводимой денежно-кредитной политики в России, и нет соответствующих целевых приоритетов на среднесрочную перспективу. Направления денежно-кредитной политики противоречивы: с одной стороны, они способствуют экономическому развитию и росту (снижение инфляции, стабилизация и предсказуемость курсовой политики, тенденция к снижению ставки рефинансирования), с другой — тормозят экономический рост и не способствуют перераспределению банковского капитала на нужды реального сектора и кредитование населения. Этому препятствует политика «положительной» ставки рефинансирования, размещение до 85% валютных резервов за рубежом, целенаправленное ограничение ликвидности коммерческих банков, использование ресурсов ЦБ РФ в приоритетном погашении внешнего долга, неэффективность контроля за масштабным вывозом капитала за рубеж (по оценкам Банка России, чистый отток частного капитала в 2002 году составил 11,7 млрд. долл.; по независимым оценкам — вдвое больше).[70]
продолжение
--PAGE_BREAK--