МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра организации производства и предпринимательства
Курсовая работа
на тему: «Анализ хозяйственной деятельности
ОАО „Крестьянский рынок д. Пирогово“
и технико-экономическое обоснование внедрения
измельчителя фарша УИМ-4»
Выполнил: студент 651 группы
Эпов В.Л.
Проверил: Ксамитова А.М.
Ижевск 2008
Содержание
Введение
1. Анализ хозяйственной деятельности перерабатывающегопредприятия
1.1 Организационно-правовойстатус предприятия
1.2 Анализ размеров производства и специализацияперерабатывающего предприятия
1.3Анализ себестоимости продукции
1.4 Экономическая эффективность производства и анализрентабельности
1.5 Анализ использования трудовых ресурсов, уровняпроизводительности и оплаты труда
1.6 Анализ уровня интенсивности и эффективностиинтенсификации
2. Технико-экономическое обоснование внедрения нового (илимодернизации) технологического оборудования
2.1 Характеристика существующих аналогичных машин и выборбазы для сравнения
2.2 Расчет экономической эффективности инвестиций в новуютехнику
2.2.1 Расчет сменного и годового выпуска продукции
2.2.2 Расчет капитальных затрат
2.2.4 Расчет срока окупаемости капитальных затрат
2.2.5 Планирование объема продаж и построение графикабезубыточности
Список используемой литературы
Введение
Организация производства естьнаука, раскрывающая и объединяющая закономерности рационального построения иведения производственных систем в сфере производства материальных благ, методов,обеспечивающих наиболее целесообразное соединение и использование во времени ипространстве трудовых и материальных ресурсов (т.е. с целью выпуска вустановленные сроки продукции требуемого количества и качества при минимальныхиздержках производства).
В период широкомасштабногореформирования экономика перед производителями и переработчикамисельскохозяйственной продукции встали совершенно новые задачи в организациипроизводства и укрепления экономики своих предприятий.
Задача любого предприятия, перерабатывающегосельскохозяйственное сырье, сводится к эффективному ведению производства,которая состоит из трех элементов: техники, технологии и организации. Этиэлементы взаимосвязаны: освоение новой технологии требует совершенствованиясистемы машин, применения новых способов организации рабочих процессов; рационализацияпроизводственной структуры предприятия, форм организации труда и производствавлечет за собой пересмотр прежних технологических и технических решений.
Современному специалистунеобходимо владеть знаниями в области рыночных отношений, обладать качествамипредпринимателя, хорошо ориентироваться в производственно — хозяйственныхситуациях, уметь принимать грамотные организационные решения. Организуяотрасль, производственные процессы, важно учитывать экономическую эффективностьвариантов технологических и организационных решений, своевременно вноситьнеобходимые коррективы.
1. Анализ хозяйственной деятельностиперерабатывающего предприятия
Экономический анализ -этонаучный способ познания сущности экономических явлений и процессов,обоснованный или расчленении их на составные части и изучении их во всеммногообразии связей и зависимостей.
Анализ хозяйственнойдеятельности -связующее звено между учетом и принятием управленческих решений. Впроцессе анализа учетная информация проходит аналитическую обработку: проводитсясравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периодывремени, показателями других организаций и среднеотраслевыми; определяется влияниеразнообразных факторов на результат хозяйственной деятельности; выявляютсянедостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы. На основерезультатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.
Роль анализа как средствауправления производством возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами: необходимостьюнеуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита истоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства; отходомот командно — административной системы управления и переходом к рыночнымотношениям; созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствованиемэкономики, приватизаций предприятий и прочими мероприятиями экономическойреформы.
При проведении экономическогоанализа хозяйственной деятельности необходимо соблюдать следующиеорганизационные принципы: научность, комплектность, действенность,оперативность, плановость, эффективность.
Темы курсовых работ и вопросы,разрабатываемые в них, должны иметь теоретическое и практическое значение, бытьтесно связаны с проблемами производственно-финансовой деятельностиперерабатывающего предприятия в условиях рыночной экономики.
Отбор информации производитсястудентами при прохождении производственной практике. Может быть проведенанализ всей деятельности организации или отдельных направлений ее работы. Длявыполнения курсовой работы при проведении анализа хозяйственной деятельностиперерабатывающего предприятия приводятся данные за три последних года.
Разрабатываются системыпоказателей и форма аналитических таблиц.
Отработанный и проверенныйисходный материал систематизируют и группируют, после чего проводят расчеты, входе которых определяют те или иные показатели, как в абсолютных, так и вотносительных (проценты, коэффициенты и т.д.) величинах. Все используемыеданные и произведенные расчеты оформляют в виде таблиц, характеризующих тот илииной процесс деятельности. При этом показатели должны быть качественнооднородными и сопоставимыми, выраженными в одних и тех же единицах измеренияили ценах, за одинаковый период времени. Кроме таблиц можно использоватьграфики, диаграммы и т.д.
После составления аналитическихтаблиц устанавливают и изучают те или иные изменения, влияние факторов, ихвзаимосвязь, проводят оценку полученных результатов, обобщают результатыанализа в выводах. Они должны быть конкретными, обоснованными и убедительными.
На основании сделанных выводовразрабатывают конкретные предложения и мероприятия, направленные на улучшениеработы предприятия, устранение обнаруженных недостатков и полное использованиевскрытых резервов.
1.1 Организационно-правовой статус предприятия
ОАО «Крестьянский рынок»д. Пирогово, ул. Короткая, 67.
ОАО «Крестьянский рынок»д. Пирогово является не маленьким предприятием по переработке мясо. Онаосуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательствомРФ и Уставом.
Юридической базойфункционирования предприятия является Гражданский Кодекс РФ, Федеральный ЗаконРФ №208 -ФЗ от 26.12.95г. «Об акционерных обществах». ОАО «Крестьянскийрынок» д. Пирогово является юридическим лицом и создано без ограничения срокадеятельности, имеет в собственности имущество, учитываемое на самостоятельномбалансе, может от своего имени приобретать, и осуществлять имущественные и иличные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество осуществляет своюдеятельность на коммерческой основе в целях получения прибыли.
Основными видами деятельностиобщества являются:
Закупочная и сбыточнаядеятельность;
Торговая деятельность;
Посредническая деятельность.
Производство предприятия состоитиз основных и вспомогательных чехов, обслуживающих производств и участков. Производственнаядеятельность направлена на переработку мяса, в частности, получения различныхвидов колбас и мясных изделий. Предприятие по технологическим условиямотносится к предприятиям с непрерывным процессом производства. В условияхрыночной экономики важнейшим фактором нормативного функционированияпроизводства является, управленческая деятельность, которая обеспечиваетсяинформацией, удовлетворяющим требования менеджеров и е подчиненностьюпотребностям организационной структуры предприятия. Организационные структурыуправления отличаются большим разнообразием и зависит от множества факторов. НаОАО «Крестьянский рынок» д. Пирогово организационная структурафункционально находит свое выражение в штатном расписании, фактически онаобеспечивает согласованность отдельных видов деятельности и условийподразделений по выполнению основных задач и целей
1.2 Анализ размеров производства и специализацияперерабатывающего предприятия
На основании годовых отчетов,документов первичного бухгалтерского учета и приложения к балансу провестианализ размеров производства (табл.1)
Таблица 1 _ Анализ размеровпроизводства№ п\п Показатель
Единицы
измерения Год
Отчетн.
год в% к базисному 2003 2004 2005 1 Объем товарной продукции Тыс. руб 7854 9045 12497 159, 12 2
Произведено:
А) мясо и мясопродукты;
В) колбасные изделия
Тонн
Тонн
167
29
150
36
107
45
64, 07
155,17 3 Среднегодовая стоимость основных средств производства Тыс. руб 4673 5641 6837 146,31 4 Стоимость оборотных средств Тыс. руб 7896 8888 12178 154, 23 5 Среднесписочная численность работников Чел. 60 60 60 100,00 6 Производственная площадь предприятия Кв. м 451 451 451 100,00 /> /> /> /> /> /> /> /> />
Анализируя данные таблицы 1можно сделать вывод, что увеличение производства колбасных изделий произошло на55,17%, а производство мяса и мясопродуктов снизилось на 35,93% что в своюочередь привело к увеличению стоимости оборотных средств на 54, 23% при той жечисленности рабочих. Стоимость основных средств производства увеличилась всвязи с ростом стоимости оборотных средств производства. В итоге предприятиеувеличило объем товарной продукции на 59,12%.
Определить:
Размеры и производственнуюструктуру предприятия;
Основное направлениеперерабатывающего предприятия;
Изменения в размерахпроизводства за анализируемый период.
Таблица 2 _Структура товарнойпродукции
№
п\п
Вид продук-
ции 2003г. 2004г. 2005г.
Произ-
ведено,
тонн Выручка Произ-ведено, тонн Выручка
Произ-
ведено,
тонн Выручка
Тыс
. руб %
Тыс.
руб %
Тыс.
руб %
Мясо и
Мясопро-
дукты 167 6738,7 85,8 150 7290,3 80,6 107 8797,9 70,4 1 2 Колбасные изделия 29 1115,3 14,2 36 1754,7 19,4 45 3699,1 29,6 Итого: 196 7854 100 186 9045 100 152 12497 100
Данные таблицы 2 свидетельствуюто том, что главным видом продукции является мясо и мясопродукты, на долюкоторого приходится 70,4% всего производства. Основывается на структуре выручкиопределением коэффициента специализации.
Определить:
Главные и дополнительные видытоварной продукции предприятия;
Специализацию перерабатывающегопредприятия, коэффициент специализации, соответствие специализации характеруприродно-экономическому условию.
Коэффициент специализации (Кс):
Кс=100/∑Уi(2n-1), (1)
где Уi — удельный вес i-го вида товарной продукции в общемобъеме;
n — порядковыйномер вида товарной продукции в ранжированном ряду по доле в сумме выручки отреализации, начиная с наивысшего.
Кс 2003=100\ (85,8 [2*1-1] +14,2[2*2-1]) =0,78
Кс2004=100\ [80,6 (2*1-1) +19,4(2*2-1)] =0,72
Кс2005=100\ [70,4 (2*1-1) +29,6(2*2-1)] =0,63
Проанализировав полученныекоэффициенты специализации можно сказать, что уровень специализации напротяжении трех лет составляет выше 0,6, что свидетельствует о том, что уровеньспециализации высокий (углубленная специализация). По данным таблицы видно, чтоглавным видом товарной продукции предприятия является изготовление мяса имясопродуктов, а дополнительным -колбасные изделия.
Таблица 3 _Структураиспользованного сырья.
№
п\п Вид сырья 2003г. 2004г. 2005г.
Количество
тонн Стоимость Количество тонн Стоимость Количество тонн Стоимость
Тыс.
руб %
Тыс.
руб %
Тыс.
руб % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1
Мясо
говядины 31,3 1314,6 50,3 29,7 1603,8 50,2 24,3 1602,6 49,4 2 Мясо свинины 24,6 1156,2 44,3 23,3 1398,0 43,8 19,1 1429,2 44,1 3 шпик 6,7 140,7 5,4 6,5 193,5 6,1 5,3 210,5 6,5
Анализируя данные таблицы 3 можносделать вывод о том, что основным закупаемым сырьем является мясо говядины имясо свинины, а шпик, используемый в производстве, идет как дополнительноесырье. За анализируемый период количество закупаемого сырья с каждым годомуменьшается, а стоимость -растет. Это свидетельствует об инфляции, котораяприводит к повышению закупочной цены на производимый товар на рынке сбыта.
1.3Анализ себестоимости продукции
Таблица 4 _Структура затрат напроизводство и реализацию продукции
№
п\п Статьи затрат 2003г. 2004г. 2005г. Тыс. руб % Тыс. руб % Тыс. руб % 1 Сырье и материалы 3197,65 44,70 3254,87 41,09 3354,30 38,05 2 Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты 296, 53 4,15 308,04 3,87 339,01 3,85 3 Топливо 389,00 5,44 401,00 5,06 420,00 4,76 4 Энергия 98,00 1,37 123,00 1,55 153,00 1,74 5
Итого материальные затраты
3981,18
55,66
4086,91
51,57
4266,32 48,40 6 Затраты на оплату труда 2976,35 41,61 3635,43 45,87 4320,65 49,01 7 Единый социальный налог 33,65 0,47 35,12 0,44 36,29 0,41 8 Амортизационные отчисления 66,76 0,93 69,88 0,88 74,93 0,85 9 Прочие затраты 95,34 1,33 97,60 1,24 117,00 1,33 10
Всего затрат
7153,29
100,00
7924,94
100,00
8815, 19
100,00
За анализируемый период можносделать вывод, что основные затраты приходятся на сырье и материалы — 38,05% ина оплату труда — 49,01%. Доля затрат на оплату труда за период с 2003 по 2005года растет, так как доля на единый социальный налог уменьшается от 0,47 — 0,41%.За этот период статья затрат сырье и материалы и полуфабрикаты уменьшается, таккак связано это с расширением области предпринимательской деятельности и вмолочном направлении. Расходы на топливо уменьшаются, потому что организациисами вывозят закупаемый товар, а расходы на энергию растут с ростом цен наэлектрическую энергию в стране. Амортизационные отчисления в денежном выражениирастут и связано это с изнашиванием оборудования, а в% -ом выраженииуменьшается, так как предыдущие статьи затрат изменяются в рассматриваемыйпериод значительнее.
1.4 Экономическая эффективность производства ианализ рентабельности
Экономическая эффективность — это категория, основанная на действии системы объективных экономическихзаконов, отражающих одну из главных сторон той или иной деятельности -результативность(таблица 5).
Экономическая эффективностьпоказывает конечный эффект от применения средств производства и живого труда,другими словами, отдачу от совокупных вложений.
К основным показателямэкономической эффективности производства относятся:
1. Прибыль как залог успешноговыполнения производственно-хозяйственной деятельности. Как экономическаякатегория прибыль характеризует финансовые результаты и является показателем,отражающим эффективность использования ресурсного потенциала.
Прибыль (убыток) от продажрассматривается как разница между доходами предприятия, полученными отреализации продукции и услуг, и затратами на их производство и реализацию. Прибыльопределяется по формуле:
П=Вр-Сп, (2)
где П -прибыль от реализациипродукции, руб.; Вр -выручка от реализации продукции, руб.; Сп -полная (коммерческая)себестоимость продукции, руб. Уровень рентабельности — процентное соотношениеприбыли к сумме материальных трудовых затрат, т.е. себестоимости производства иреализации продукции:
Ур =П\Сп*100%, (3)
где П -прибыль от реализациипродукции, руб.;
Сп -полная (коммерческая) себестоимость,руб.
Для познания происходящихизменений в производственно -хозяйственной и финансовой деятельностиорганизаций в экономическом анализе используется арсенал способов и приемов,заимствованных из статистики, бухгалтерского учета, планирования, организации иуправления производством.
Из большого числа приемов можновыделить метод элиминирования.
Элиминирование -это исключениевлияния одних факторов с целью определения других. Этот метод используется дляизмерения влияния отдельных факторов на результаты хозяйственных процессов ифинансовой деятельности (таблица 6).
Таблица 5 -Экономическаяэффективность производства товарной продукции№ Вид продукции 2003г. 2004г. 2005г. Размер денежной выручки Коммерческая себестоимость Прибыль (+), убыток (-) Уровень рентабельности Размер денежной выручки Коммерческая себестоимость Прибыль (+), убыток (-) Уровень рентабельности Размер денежной выручки Коммерческая себестоимость Прибыль (+), убыток (-) Уровень рентабельности Тыс. руб Тыс.руб
Тыс.
руб % Тыс.руб Тыс.руб Тыс. руб % Тыс. руб Тыс.руб Тыс.руб % 1
Мясо и
мясопро-дукты 6738,7 6596,3 142,4 2,2 7290,3 7058,1 232,2 3,3 8779,9 8397,9 382,0 4,5 2 Колбасные изделия 1115,3 1006,4 108,9 10,8 1754,7 1573,2 181,5 1,5 3699,1 3347,5 351,6 10,5 3 Итого 7854,0 7602,7 251,3 3,3 9045,0 8631,3 413,7 4,8 12479 11945 733,6 6,14
По данной таблице можно сделатьвывод, что происходит увеличение коммерческой себестоимости по всем видампродукции и уровень рентабельности также увеличивается, так как они связанымежду собой. Это можно объяснить увеличением цен на сырье, но независимо отэтого выручка и прибыль увеличиваются. Наибольшее увеличение прибыли наблюдаетсяу мяса и мясопродуктов.