Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Оглавление
Введение
1. Понятие прибыли и рентабельности производства
1.1 Сущность и формирование финансовой прибыли
1.2 Понятие рентабельности
2. Анализ прибыли и рентабельности на предприятии
2.1 Сущность и методы анализа прибыли
2.1 Анализ рентабельности продукции
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
/>Введение
Актуальность исследования. Прибыль — одна из важнейших исамых сложных экономических категорий, занимающая одно из центральных местсреди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынканастолько велико, что К.Р. Макконнелл и С. Брю называют ее первичным движителемкапиталистической экономики. Можно сказать, что стремление к получению прибыли- это выражение основного принципа рационального поведения в экономике — достижениямаксимальных результатов при минимальных затратах, так как прибыль в самомобщем виде и есть разница между полученными доходами и совокупными издержками (аточнее, превышение первых над вторыми, поскольку прибыль, имеющую отрицательноезначение, обычно называют убытком; в дальнейшем и положительная, иотрицательная разница между доходами и издержками будет определяться какприбыль, если логика изложения не потребует конкретного уточнения).
Финансовые результаты деятельности предприятияхарактеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыльпредприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от другихвидов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельностьна фондовом и валютных биржах и т.д.).
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельностизависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельностипредприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороныхозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатовдеятельности предприятия являются:
1. Систематический контроль за выполнением планов реализациипродукции и получением прибыли;
2. Определение влияния как объективных, так и субъективныхфакторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
3. Выявление резервов увеличения объема реализации продукциии суммы прибыли;
4. Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличенияобъема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
5. Разработка мероприятий по использованию выявленныхрезервов.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятиявключает в качестве обязательных элементов исследование:
Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период(«горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов заотчётный период).
Исследование структуры соответствующих показателей и ихизменений («вертикальный анализ» показателей).
Исследование влияние факторов на прибыль («факторныйанализ»).
Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателейфинансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ»показателей).
Целью курсовой работы является определение особенностейметодов анализа прибыли и рентабельности предприятия
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
описать показатели рентабельности;
Для решения задач исследования использованы методы:
изучения нормативных документов, регулирующих порядок деятельностипредприятий;
изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов потеме исследования.
Объект исследования: прибыль и рентабельность предприятия
Предмет исследования: формирование и анализ прибыли и рентабельностипроизводства.
В процессе написания курсовой работы были использованы трудысовременных экономистов, исследовавших проблемы финансового анализа, средикоторых выделяются работы Донцовой Л.В., Ковалева А.М., Савицкой Г. В, ВахринаП.И. и других авторов.
1. Понятие прибыли и рентабельности производства1.1 Сущность и формирование финансовой прибыли
Прибыль — это часть чистого дохода, созданного в процессепроизводства и реализованного в сфере обращения, который непосредственнополучают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход получаетформу прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (послеуплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений извыручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованнойпродукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тембольше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результатыдеятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализациейпродукции.
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных идискуссионных проблем в современной экономической теории.
С экономической точки зрения прибыль — это разность междуденежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зренияприбыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец иначало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратноеположение называется убытком.
Изучение аспектов, связанных с прибылью, привело нас кпониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражаетдействительного результата хозяйственной деятельности. Это привело кразграничению понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. Первая — результатреализации товаров и услуг, вторая — результат «работы» капитала.
Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получиларазвитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепцияприбыли нужна для трех целей:
1) исчисления налогов;
2) защиты кредиторов;
3) для выбора разумной инвестиционной политики.
Бухгалтерская трактовка приемлема только для достиженияпервой цели и абсолютно неприемлема для достижения третьей.
Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь междубухгалтерской и экономической прибылью [4, С.147]:
Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменениястоимости (оценки) активов в течение отчетного периода + Внереализационныеизменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды +Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетныепериоды = Экономическая прибыль[1]
Этот подход предполагает ежеквартальное исчисление величины«гудвилла» и ее колебаний. Появление этой категории связано сэкономической трактовкой прибыли.
В современной теории учета, прежде всего англоязычных стран,различают налоговую и экономическую концепции прибыли. В связи с этим возможныдва варианта исчисления прибыли: в первом — бухгалтерская прибыль равнаналогооблагаемой, во втором — их суммы не совпадают.
В первом случае взгляд пользователей бухгалтерскойинформации устремлен в прошлое, во втором — в будущее. В последнем учтен тотфакт, что данные финансовой отчетности влияют на курс акций предприятия. Поэтомуприбыль, показанная в балансе и отчете о прибылях и убытках, не должна бытьтождественна прибыли, с которой уплачиваются налоги.
В современной экономической литературе есть несколькоопределений прибыли, схожих по своему смыслу. Рассмотрим некоторые из них:
прибыль — выраженный в денежной форме экономический итогхозяйственной деятельности организации [8, С.541] ;
прибыль — обобщающий показатель анализа и оценкиэффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях егоформирования [10, С.17] ;
прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг надзатратами [5, С.53] ;
прибыль — обобщающий показатель финансовых результатовхозяйственной деятельности [3, С.68].
Анализируя различные научные трактовки прибыли, можносформулировать следующее определение.
Прибылью может считаться только та часть добавленнойстоимости, которая создана в результате реализации продукции (товаров). Реализациядругих активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступленияформируют доход, такой подход требует новой концепции налогообложения,заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее, вдействующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Всепоступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключениемрасходов.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающимэффективность производства, состояние производительности труда, уровень затрат.Она показывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета,интенсификацию производства при любой форме собственности. [2]
Основным источником формирования прибыли торговыхпредприятий являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам — торговыескидки.
За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий понаучно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий торговли,увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источникомобеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает всебольшее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных фондов.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходомэкономики государства на основы рыночного хозяйства. Коммерческие предприятия,получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какиецели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов вбюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективнаянеобходимость успешной деятельности предприятия в рыночной экономике. Недостатокприбыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности ирискованности бизнеса и является одной из причин банкротства.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняетряд важнейших функций [3, С.61].
Во-первых, прибыль является критерием и показателемэффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльностиуже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступаяконечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретаетключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, чтопредопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучиекоторых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальнойэкономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.
В-третьих, прибыль является источником формирования доходовбюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а такжеэкономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходнойчастью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.
Таким образом, прибыль предприятия — основной фактор егоэкономического и социального развития. Этот вывод вытекает из целипредпринимательской деятельности. Современные западные экономисты такформулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространеннойформой предпринимательской деятельности в развитых странах): «Целикомпании обычно включают максимизацию акционерной собственности, максимизациюприбыли, максимизацию управленческого вознаграждения, бихевиористические (поведенческие)цели и социальную ответственность» [4, С.98].
Современная западная управленческая теория финансовдействует на основе предположения о том, что первичной целью бизнеса являетсяувеличение материальной заинтересованности своих акционеров, т.е. максимизациябиржевого курса обыкновенной акции фирмы. Другие цели также влияют на политикукомпании, но они менее важны по сравнению с первой.
Такая постановка цели для современного уровня развития западнойэкономики вполне логична. Максимизация прибыли представляет собой краткосрочнуюзадачу, решение которой рассчитано на сравнительно небольшой период времени, вто время как максимизация акционерной собственности — долгосрочная цель,поскольку акционеры заинтересованы как в будущих, так и в сегодняшних прибылях.Максимизация прибыли может быть достигнута в короткие сроки за счетдолгосрочной рентабельности. К примеру, предприятие в целях получениякраткосрочной прибыли, может отложить проведение ремонтных работ, рискуя вдолгосрочной перспективе потерять больше средств на восстановительных работах.1.2 Понятие рентабельности
Рентабельность; в отличие от прибыли предприятия,показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризуетэффективность этой деятельности. Рентабельность — относительная величина,выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономикесуществует система показателей рентабельности.
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всейреализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность всей реализованной продукции можно определитькак:
процентное отношение прибыли от реализации продукции кзатратам на ее производство и реализацию;
процентное отношение прибыли от реализации продукции квыручке от реализованной продукции;
процентное отношение балансовой прибыли к выручке отреализации продукции
отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. [3]
Эти показатели дают представление об эффективности текущихзатрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены иполной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализацииединицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полнойсебестоимости единицы данной продукции.
Рентабельность имущества (активов) предприятиярассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов(имущества).
Рентабельность внеоборотных средств определяется какпроцентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
Рентабельность оборотных активов определяется как процентноеотношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
Рентабельность инвестиций определяется как процентноеотношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается какпроцентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Показатели рентабельности используются в процессе анализафинансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решенийпотенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.
Повышение рентабельности может быть достигнуто какпосредством увеличения суммы прибыли, так и путем снижения стоимостипроизводственных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличениепроизводственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Посколькурентабельность — показатель относительный, его рост или снижение возможны и приразличном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.
Анализ общей рентабельности имеет большое значение длякомплексной характеристики работы с точки зрения эффективности использованиявсего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственногопредприятия.
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит вдостижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя- прибыли или относительного — рентабельности. Тем самым рентабельностьвыступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чембольше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционируетпредприятие.
Так или иначе рентабельность представляет собой соотношениедохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль свложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходностипредприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью,полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованныеинвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так каккапитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль каквознаграждение за риск сопоставляется с размером капитала, который былнеобходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем,комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.
При его помощи можно оценить эффективность управленияпредприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровнядоходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемыхуправленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один изкритериев качества управления.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочноеблагополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточнуюприбыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающихденьги в собственный капитал предприятия, данный показатель является болеенадежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности,определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величинойвложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессепрогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемымиинвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на этиинвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности запредшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
Кроме того, большое значение рентабельность имеет дляпринятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет,координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что показателирентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельностипредприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций исистематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
2. Анализ прибыли и рентабельности на предприятии2.1 Сущность и методы анализа прибыли
Обобщающая оценка финансового состояния предприятиядостигается на основе таких результативных показателей, как прибыль ирентабельность.
Анализ формирования и использования прибыли предполагаетследующие этапы:
Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
Анализ уровня среднереализационных цен.
Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
Анализ рентабельности деятельности предприятия.
Анализ распределения и использования прибыли. [4]
Источники информации: накладные на отгрузку продукции,данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибылии убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», формабухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данныефинансового плана.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансоваяприбыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видовдеятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационныхопераций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибылипредставлена в Приложении А.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли отобычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторыизменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать насредневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, асебестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост врезультате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видовдеятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависитот четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП);ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровнясреднереализационных цен (Цi). [5]
Объем продаж продукции может оказывать положительное иотрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельнойпродукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукцияявляется убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммыприбыли.
Структура товарной продукции может оказывать какположительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличитсядоля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то суммаприбыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельнойили убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратнопропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыливозрастает и наоборот. В себестоимость приобретенной продукции включаютсястоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другиеаналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которымначисляется износ, принимается их остаточная стоимость. Сума выручки,полученная от таких видов сделок, определяется предприятием на основаниирасчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахожденияпредприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу наприбыль. [19. стр.394]
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можновыполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановуювеличину каждого фактора фактической величиной. (
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции />
структуры товарной продукции />
средних цен реализации />
себестоимости реализуемой продукции />
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объемепродаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитатьпроцент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую суммуприбыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлениемфактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукцияоднородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукциянеоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый)уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньшеподвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
Затем следует определить сумму прибыли при фактическомобъеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости иплановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную суммузатрат:
/>.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло быполучить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммывыручки следует вычесть условную сумму затрат:
/>.
Следует проанализировать также выполнение плана и динамикуприбыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит оттрех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi),себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторнаямодель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид.
/>
Среднереализационная цена единицы продукции рассчитываетсяпутем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. Наизменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемойпродукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы. [6]
Качество товарной продукции — один из основных факторов, откоторого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качествопродукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества(DЦкач) можно определить следующим образом:
/>,
где ЦниЦп — соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн — объем реализации продукции нового качества; VРПобщ — общийобъем продаж i-го вида за отчетный период.
Расчет влияния сортности продукции на изменение средней ценыможно выполнить способом абсолютных разниц.
Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависитот финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Этофинансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций ичрезвычайных обстоятельств.
Анализ сводится в основном к изучению динамики и причинполученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплатыштрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другимипредприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаютсяпричины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращениядопущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не тольков результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, нои по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому прианализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушениядоговорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженностивозникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля засостоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет,выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерскогоучета.
Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям,облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумагполучают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучаетсядинамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию,устанавливаются темпы их роста или снижения.
При получение убытков от прочей реализации, связанных спревышением операционных расходов над доходами, в каждом конкретном случаеследует установить причины и виновников образования этих убытков. Так,причинами образования убытков от реализации имущества предприятия являются, какправило, снижение качества и потребительских свойств вследствие длительного инебрежного его хранения. Причинами образования операционных расходов, связанныхс аннулированием производственных заказов (договоров), прекращениемпроизводства, не давшего продукции, могут быть отсутствие материальныхресурсов, падение спроса на продукцию. В случае компенсации затрат насодержание законсервированных производственных мощностей и объектов поаннулированным заказам (договорам), прекращенному производству, не давшемупродукцию, соответствующие суммы отражаются как операционные доходы.
Финансовые результаты от внереализационных операций являютсясоставной частью полученной прибыли отчетного года. В условиях перехода крыночной экономике их влияние на формирование окончательных финансовыхрезультатов работы предприятия существенно возросло. Внереализационныефинансовые результаты отражаются в форме №2
Внереализационные финансовые результаты, как правило, непланируются, поэтому анализ сводится к сравнению сумм в динамике за нескольколет. В определенной мере такое сравнение позволяет судить об организации работымаркетинговой и финансовой служб предприятия, соблюдение условий договоров.
При анализе внереализационных финансовых результатовосновное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Следуетустановить причины потерь и проверить правильность и обоснованность отнесенияих на убытки. Так, при наличии убытков от списания безнадежной дебиторскойзадолженности необходимо выяснить, при каких обстоятельствах образовалась этазадолженность, было ли передано дело в арбитражный суд и каково его решение. Еслив иске отказано судом, то следует выяснить мотивы отказа.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия,направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видовдеятельности.2.1 Анализ рентабельности продукции
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль,характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величинапоказывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Ихприменяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционнойполитике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержекпроизводства и инвестиционных проектов;
показатели, характеризующие рентабельность продаж;
показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовойприбыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Наиболее эффективным является рассмотрение
Рентабельность производственной деятельности (окупаемостьиздержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) иличистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведеннойпродукции (З):
/> или />
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждогорубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Можетрассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видампродукции.
Рентабельность продаж (Rn) рассчитываетсяделением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли насумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательскойдеятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкоеприменение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целомпо предприятию и отдельным видам продукции.
/>.
Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляетсяотношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всегоинвестированного капитала (/>) или отдельныхего слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного,производственного капитала и т.д.
/>.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленныхпоказателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провестимежхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемостьзатрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основныхфакторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, еесебестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
/>
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровнярентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепныхподстановок. Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждомувиду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит отизменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
/>
Таким же образом производится факторный анализрентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя,исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
/>.
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукциизависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
/>.
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (/>) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициентаоборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборотак среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньшеего требуется для обеспечения запланированного объема продаж.
И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требуетдополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производстваи реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказываетвлияния на уровень рентабельности, т.к с его изменением пропорциональноувеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотногокапитала при условии неизменности остальных факторов. Взаимосвязь названныхфакторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде:
/>.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждомувиду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объемареализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарнойпродукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. Схема подсчетарезервов увеличения прибыли от реализации продукции приведена в Приложении Б
Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщениемнеиспользованных резервов для их роста. Таковыми являются ускорениеоборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда,сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентовэффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральныхединицах измерения
Заключение
И так в результате исследования мы выяснили: чтобы узнать,насколько результативно прибыль отдельно взятого предприятия выполняет своифункции и возможно ли повышение эффективности ее функционирования, используетсясистема экономического анализа.
Анализ прибыли — процесс исследования условий и результатовее формирования и использования с целью оценки “зарабатывающей способности"предприятия и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности егодеятельности.
В зависимости от направления анализа прибыли перед ним стоятследующие задачи:
1. Определение источников, факторов и причин полученияприбыли: почему была получена прибыль такой величины?
2. Определение степени стабильности получаемой прибыли: характернали для предприятия полученная величина прибыли?
3. Оптимизация направлений использования прибыли: что делатьс полученной прибылью, чтобы получить максимальную выгоду?
4. Выявление резервов роста прибыли: что надо сделать, чтобыувеличить прибыль в будущем?
Таким образом, в рамках каждой из этих задач количественнооцениваются данные о хозяйственной жизни предприятия, затем ониинтерпретируются в выражении мнения аналитика, а затем используются дляобоснования и принятия конкретных решений как руководством предприятия, так ивнешними сторонами, взаимодействующими с предприятием.
Однако недостаточно говорить о значении полученной прибыли,не соотнося его с другими показателями работы предприятия, особенно — с объемомресурсов и капитала, вложенных для получения этой прибыли. Связь прибыли сдругими характеристиками предприятия выражается в основном через показателирентабельности.
Рентабельность — это отношение прибыли к различнымэкономическим показателям, дающим общее представление о предприятии и масштабахего деятельности. Выделяются три основные группы этих показателей: объемпродаж, активы (имущество предприятия) и авансированный в предприятие капитал. Такимобразом, рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятия сразличных позиций, что удобно для разных категорий пользователей результатовэкономического анализа. Анализ рентабельности позволяет оценить в относительныхпоказателях способность предприятия приносить доход. Кроме того, как и прианализе прибыли, выявляют факторы, влияющие на рентабельность предприятия,степень ее стабильности и резервы роста.
Основная роль в анализе прибыли и в анализе рентабельностикак части анализа прибыли принадлежит финансовому анализу, поскольку главнойего целью является характеристика финансового состояния и финансовойустойчивости предприятия, а о них трудно что-либо сказать, умолчав оспособности предприятия приносить доход. Показатели прибыли и рентабельностираскрываются в финансовой отчетности предприятия, а значит, являются открытымидля внешних пользователей и имеют важное значение в принятии ими решенийотносительно данного предприятия (целесообразности инвестирования,кредитования, надежности как партнера и тому подобное). Однако для руководствапредприятия анализ прибыли и рентабельности напрямую связан и с управленческиманализом, так как получение прибыли — один из главных критериев оценки любогоуправленческого решения в области управления затратами, объемом реализации,персоналом, а также общей оценки эффективности хозяйственной деятельности.
Учитывая такую универсальность и высокую степеньвостребованности для анализа таких показателей, как прибыль и рентабельность,неудивительна широкая разработка этой темы в литературе как пообщеэкономическим вопросам, так и посвященной экономическому анализу, вособенности финансовому. При этом различными авторами высказывается большоеколичество разнообразных мнений по поводу того, как определять прибыль вкачестве объекта анализа, на каком этапе формирования целесообразно использоватьприбыль для анализа рентабельности, какие показатели в таком анализенеобходимы, а какие излишни, насколько сложен должен быть анализ факторов, итак далее.
В данной работе сделана попытка на основании обобщенияпоказателей, используемых в финансовом анализе, проследить, как проводитсяанализ прибыли и рентабельности, исходя из вышеуказанных функций и задач.
Возможности предприятия по увеличению доходов, прибыли ирентабельности, вытекающие из анализа этих показателей.
По итогам проведенного на предприятии анализа, выявив, какте или иные факторы влияют на изменение прибыли, необходимо разработатьконкретные мероприятия по увеличению анализируемого показателя:
1. Увеличение объема выпуска продукции;
2. Снижение себестоимости продукции;
3. Снижение расходов предприятия;
4. Установление прочных хозяйственных связей е поставщикамисырья и материалов;
5. Систематический контроль за распределением сырья,материалов и топлива;
6. Повышение производительности труда работников;
7. Повышение квалификации специалистов;
8. Внедрение новейших технологий;
9. Эффективное использование производственных
мощностей.
10. Создание торговых предприятий по реализации
продукции;
11. Создание маркетинговых служб на предприятии;
12. Реконструкция и модернизация предприятия.
Глоссарий№ п/п Новое понятие Содержание Анализ прибыльности — определение прибыльности предприятия. Валовая прибыль — сумма превышения чистой выручки от продаж над прямыми переменными затратами на производство продукции или оказания услуг: затратами на материалы, затратами труда и производственными накладными затратами. Квазирента — существенное превышение прибыли фирмы по отношению к прибыли конкурирующей фирмы вследствие более высокой эффективности производства или других локальных условий. Минимальная прибыль — наименьшее значение прибыли, необходимое для сохранения предприятия. Налог на прибыль — существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов, на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламу и представительство Норма прибыли — отношение прибыли, полученной предприятием, к стоимости имущества за вычетом его обязательств. №
Реализованная прибыль
Новое понятие
- прибыль (убыток), образовавшаяся в результате совершенной операции. Обычно в бухгалтерском учете прибыль учитывается как реализованная в тот момент, когда актив был законным образом реализован, а не тогда, когда за него поступили деньги.
Содержание Результат — общее понятие для прибыли или убытка. Результат исчисляется по отношению к определенному периоду, как разница между доходами и расходами. Рентабельность — показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств. Рентабельность — отношение прибыли к затратам. Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Экономическая прибыль — разность между бухгалтерской и нормальной прибылью.
Список использованных источников
1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]/ М.С. Абрютина, А.В. Грачев. — М.: ДИС, 2006. — 256 с.
2. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учебное пособие/ В.И. Бариленко, С.И.Кузнецов, А.К. Плотникова, О.В. Иванова; под общ. ред. д. э. н., проф.В.И. Бариленко.- М.: КНОРУС, 2005.
3. Барногльц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности насовременном этапе развития [Текст] / С.Б. Барногльц — М.: Логос, 2005.
4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Теория, практика иинтерпретация [Текст] / Л.А. Бернстайн: пер. с англ. — М.: ФиС, 2004. — 624 с.
5. Бужинский А.И. Методика экономического анализа деятельностипромышленного предприятия [Текст] / А.И. Бужинский, А.Д. Шеремет — М.: Финансыи статистика, 2008. — 116 с.
6. Васина А.А. Анализ финансового состояния компании [Текст] / А.А. Васина — М.: ИКФ «Альф», 2004 — 50 с.
7. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельностипредприятия [Текст] / О.В. Грищенко — М.: Финансы, 2007. — 202 с.
8. Донцова А.В. Анализ финансовой отчетности [Текст] / А.В. Донцова, Н.А. Никифорова- М.: Финансовый менеджмент, 2008. — 54 с
9. Зайцев Н.Л. Экономика организации [Текст] / Н.Л. Зайцев: — М.: Издательство«Экзамен», 2008 г. — 768 с.
10. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / В.В.Ковалев, О.Н. Волкова — М.: Проспект, 2007г. — с.42
11. Попова Р.Г. Финансы предприятий [Текст] / Р.Г. Попова, И.Н. Самонова, И.И.Доброседова — СПб: Питер, 2006. — 224 с.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г.В.Савицкая — М.: ИНФРА-М, 2007. — 336 с.
13. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ [Текст] / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова — М.: Юнити, 2007. — 479 с.
Приложения
Приложение А
Формирование балансовой прибыли
/>
Приложение Б
/>