Реферат по предмету "Литература"


Шпаргалки к ЕГЭ-2003 Экзаменационные шпоры

1. Фамусов и жизненная философия«отцов»
в комедии Грибоедова«Горе от ума».
www.allsoch.ru #3   Книги,  как  и  люди,  имеют  свою  судьбу.  Это  древнее
изречениеможноотнестиккомедииА.С. Грибоедова«Гореотума».  Через  века  автор  устами  героев  говорит  с  нами,  и  язык  его
понятен, какпонятныпроблемы, двигающиеразвитиемдействия.
Комедия  «Горе  от  ума»  строится  на  противопоставлении
Чацкогоифамусовскогообщества. Образноговоря, впроизведениимы
наблюдаемдва«лагеря», правдасилывнихслишкомнеравны. Чацкий
. «одинвполевоин», онпротивопоставленцелому«скопищу» «отцов»,
яростно  отстаивающих  свои  жизненные  устои  и  принципы.  Эти
принципы. целаяфилософия, сложившаясяизвекаввек.  Самым  ярким  выразителем  ее  являетсяФамусов,  типичный
московскийбарин, уверенныйв  себеивтом,  чтожитьнужноименно
так, каконживет, иникакиначе. Каковыжепринципыэтого«столпа»
общества? Давайтеразберемсявегожизненнойфилософии, может, она
ужнетакиплоха.  ПавелАфанасьевичФамусов  . типичныймосковскийбарин
начала19 векасхарактернойсмесьюсамодурстваипатриархальности.
Онпривыкбытьбарином, уверенвсебеивтом, какживетичтоделает.
Фамусов  занимает  важный  служебный  пост,  но  службой  себя  не
отягощает. Служитпопринципу:  Ауменячтодело, чтонедело,  Обычаймойтакой:  Подписано, таксплечдолой.  ЕщеодинпринципжизниФамусова. «Служитьлицам, ане
делу». Даиможетлибытьиначе? Ведьслужбадлялюдейегокруга.
источникчинов,  наградидоходов.  Верныйли  этопутькдостижению
этих  благ  .  низкопоклонство  перед  вышестоящими.  Если
проанализировать  философию  Фамусова,  то  можно  найти  ее  истоки.
Они  заложены  еще  дядей  Максимом  Петровичем,  который,
выслуживаясь, «сгибался  в  перегиб»,  «отважно  жертвовал  затылком».
Затобылобласканпридворе, «предвсемизналпочет».  ВовторомдействиикомедииФамусоввсвоеммонологекак
быизлагаетизащищаетжизненнуюпрограмму«отцов». Самоеглавное
в  ней  .  сохранить  устои  екатерининских  времен,  патриархальность,
барский  быт.  На  службе  должны  быть  исключительно  родственники,
ведьсвойчеловекнеподведет:  Примнеслужащиечужиеоченьредки:  Всебольшесестрины, свояченицыдетки.  Какстанешьпредставлятьккрестишкули, кместечку,
Нукакнепорадетьродномучеловечку!  ПросвещениедляФамусова — ненавистноедело.  Ученье. вотчума, ученость. вотпричина,  Чтонынчепуще, чемкогда,  Безумныхразвелосьлюдей, идел, имнений.  КмолодымотношениеФамусоваоднозначное: разтымолод,
то  гордость  свою  забудь,  молчи  и  преклоняйся.  А  если  ты
прекословишь  и  идешь  наперекор  «отцам»,  значит,  ты  сумасшедший.
Иногонедано. ИменнотакобъясняетФамусовповедениеЧацкого.  КаковжеФамусоввсемье? Онпридерживаетсятехзаконов
иправил,  которыевыработалообщество,  чтобы  всебыло  «прилично».
Приглашает  дляСофьи  гувернеров,  выводит  в  «свет».  Зачемже  такие
хлопоты?  Да  затем,  чтобы  найти  выгодного  жениха.  Фамусова  не
интересуютличныечувствадочери, главное, «будьплохенький, даесли
наберется  душтысячкидве  родовых,  тои  жених». Вот  каков  главный
выразительидеологии«отцов» вкомедии.   Фамусов,  каким  его  нарисовал  Грибоедов, -  зло  не
отвлеченное. Вегореальностьвершить, онодостоверно. ипотомуоно
особеннопугает.  Этоже  зло  и  вСкалозубе,  и  он  приверженец  «программы»
Фамусова.  поэтому  «обласкан  и  приближен»  к  его  дому.  Он
кандидатура  номер  один  вженихи  Софье.  По  всем  статьям  подходит:
молод,  но  уже  в  чинах,  не  сегодня-завтра  .  генерал.  Он  надежный
защитник  старины,  думает  исключительно  о  карьере.  А  то,  что
Скалозуб  начисто  лишен  живого  чувства,  неважно,  то,  что  он  туп  и
скудоумен,  ненавидит  просвещение,  даже  ставится  в  заслугу.  Зато  он
так  любит  себя,  можно  сказать,  упоен  собственным  «юмором»,
счастливидоволен.
 Достойный  приверженец  философии  «отцов»  в  комедии.
молодой,  но  ранний  Молчалин.  Про  него  Чацкий  сказал  так: «Он
добьетсястепенейизвестных». Ипомолчав, добавил: «Ведьнынелюбят
бессловесных».  Молчалин  «слепил»  себя  по  образу  и  подобию
Фамусова.  Боится  сказать  лишнее  слово,  угодничает  перед  всеми,  не
имеет  личного  мнения.  Но  себе  на  уме.  Про  такого  хочется  сказать:
«Далеко  пойдет!».  Молчалин  везде  ищет  выгоду.  Перед  Софьей
притворяется,  чтовлюблен. Ведьонадочьначальника. Неполучитсяс
ней. найдетдругую«дочку». Именнотакие, какМолчалин, болеевсего
преуспеваютвстрашномфамусовскоммире.  Поколение  «отцов»  представлено  в  комедии  широкого  и
разнообразно.  Это  второстепенные  эпизодические  персонажи.  Все  они
живут  по  законам  старины.  Вот  перед  нами  Хлестова  .  важная
московская  барыня,  привыкшаяне  сдерживатьсявсловах,  грубоватая,
властная.  Вместе  с  тем  она  очень  похожа  на  Фамусова:  и  своим
постоянным  желанием  повелевать  людьми,  и  своей  преданностью
старымустоямипорядкам.  Вот  Загорецкий  .  необходимый  спутник  Фамусовых,
Хлестовых  и  им  подобных.  Он  всегда  готов  предложить  свои  услуги.
Его  сомнительные  нравственные  качества  нисколько  не  мешают  его
дружбесхозяевамиэтогообщества. ХлестоваговоритоЗагорецком:
Лгунишкаон, картежниквор.  Яотнегобылоидвериназапор;  Дамастеруслужить.   Вот  еще  одна  представительница  фамусовского  мира.
Наталья  Дмитриевна  Горич,  напористая  дама,  поставившая  целью
подчинить  своей  воле  мужа.  Ее  муж,  в  недалеком  прошлом  удалой
товарищ  Чацкого  и  лихой  гусар,  выглядит  совсем  подавленным,  то  и
делоповторяет: «Теперь, брат, янетот.»  А  вот  «прелестное»  семейство:  князь  и  княгиня
Тугоуховские  и  шесть  дочерей,  томящихся  по  женихам.  И  они,  и
бабушка  с  внучкой  Хрюшины  будто  скроены  на  один  лад  .  все  они
начистолишеныдуховныхинтересов.  ВерноподметилЧацкий, назвавэтихлюдейпризраками, ибо
призрачна  ихжизнь,  призрачна  и  утопичнафилософия  их  (иначе  ине
скажешь) существования.   ИсторикКлючевскийназвалкомедию  «Гореотума»  самым
серьезным  произведением  русской  литературы  19  века.  И  заслуга
Грибоедова  в  том,  что  он  тонко  уловил  одну  из  важнейших  проблем
исторического  перелома,  который  переживала  Россия  в  преддверии
декабрьскихсобытий1825 г.
  
2. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории.  
(По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)
www.allsoch.ru #3
Семь  лет  напряженного,  сосредоточенного  труда
Л.Н.  Толстой  посвятил  созданию  романа-эпопеи  «Война  и
мир»  (1863-1869).  По  громадному  охвату  событий  (русская  и
европейская  жизнь  первой  четверти  XIX  в.),  по  числу
действующихлиц(ихоколо600), похудожественноймощиэто
произведениенеимеетравныхвмировойлитературе.
Толстой  говорил,  что  в  каждом  произведении
художникдолженлюбитьглавнуюмысль, ипризнавался, чтов
«Войне  и  мире»  он  любил  «мысль  народную».  Этой  мыслью
освещено  развитие  главных  событий  романа. «Мысль
народная»  лежит  и  в  оценке  исторических  лиц  и  всех  других
героевромана.
Толстой  в  изображении  Кутузова  сочетает
историческоевеличиеинароднуюпростоту.
Образ  великого  народного  полководца  Кутузова
занимаетзначительноеместовромане. Кутузовпроходитчерез
всю  книгу,  почти  не  изменяясь  внешне: «старый  человек»  с
седойголовой, рыхлымтеломиизуродованнымшрамомлицом.
Он  почти  не  меняется  и  внутренне:  в  начале  войны  1805  г.
перед  нами  тот  же  спокойный,  мудрый,  всепонимающий
Кутузов, чтоивконцеОтечественнойвойны1812 г.
Жизненное  поведение  Кутузова  .  это,  прежде
всего,  поведение  простого  русского  человека.  Он  «казался
всегда  простым  и  обыкновенным  человеком  и  говорил  самые
простые  и  обыкновенные  речи».  Кутузов  действительно  очень
прост  с  теми,  кого  он  имеет  основание  считать  товарищами  в
трудном  и  опасном  деле  войны,  с  теми,  кто  не  занят
придворными  интригами,  кто  любит  родину.  Но  далеко  не  со
всемиКутузовтакпрост. Этонепростачок, аумелыйдипломат,
мудрыйполитик. Онненавидитпридворныеинтриги, ноочень
хорошо  понимает  их  механику  и  своим  народным  лукавством
нередко  берет  верх  над  опытными  интриганами.  При  этом,  в
кругу  людей,  чуждых  народу,  Кутузов  умеет  говорить  языком
изысканным, таксказать, поражаяпротивникаегожеоружием.
Кутузов-человек  иКутузов-полководец  в  «Войне
и  мире»  неразделимы,  и  это  имеет  глубокий  смысл.  В
человеческой  простоте  Кутузова  проявляется  та  самая
народность,  которая  сыграла  решающую  роль  в  его
полководческой  деятельности.  Как  полководец  Кутузов
спокойно  отдается  воле  событий.  В  сущности,  он  мало
руководит  войсками,  зная,  что  «участь  сражений»  решает
«неуловимаясила, называемаядухомвойска».
Но, когданужно, онруководитармиямииотдает
приказы,  на  которые  никто  другой  не  осмелилсябы,  проявляя
тонкую  и  умелую  дипломатичность,  острый  ум  и
полководческий  талант.  Шенграбенская  битва  была  бы
Аустерлицем  без  решения  Кутузова  отправить  отряд
Багратиона  вперед  через  Богемские  горы.  Оставляя  Москву,
Кутузов  не  только  хотел  сохранить  русскую  армию, -  он
понимал, чтонаполеоновскиевойскаразбредутсяпоогромному
городу,  и  это  приведет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.