Введение
В настоящее время большое количество людей ведет активный образ жизни,огромное внимание уделяется здоровью, здоровому питанию, экологически чистымпродуктам, натуральным сокам и напиткам.
В такой обстановке развивается рыноксоковой продукции и газированных напитков.
После изучения рынка соковой продукции игазированных напитков принимается решение о создании ОАО «Бинго», которое будетпроизводить:
· Натуральные соки (100%):яблочный, томатный, морковный.
· Нектары: вишневый,мультифруктовый, ананасовый и т.д.
· Соки с экзотических фруктов.
· Газированные напитки.
Вся продукция будет в удобной упаковке по 0,5 л, 1 л, 2л по приемлемой цене.
Соки и газированные напитки всегдапользовалась высоким спросом, т.ч. при удачном маркетинге предприятие сможетзанять высокие конкурентные позиции.
При надлежащей организации производстваи рациональной финансовой деятельности предприятие сможет достичь высокихпоказателей рентабельности.
Для достижения поставленных целейпланируется организовать хозяйственную деятельность с численностью работников –20 человек согласно штатному расписанию.
Линии производства соков и газированныхнапитков предоставит ООО «Агротех», поставщик сырья ЗАО «Эрлан».
Продукт будет изготавливаться васептических условиях с использованием новейших мировых технологий.
ОАО «Бинго» — акционерное общество,которое будет выплачивать дивиденды в размере 25% годовых 2раза в год.
Для наиболее полного прогнозированиядеятельности предприятия необходимо произвести прогнозные расчеты.
1. Определениезатрат на производство продукции и ее цены
1.1.Расчет прямых затратна производство продукции
1.1.1.Расчет затратсырья и материалов
Согласно рецептуре производства соков и газированныхнапитков расчет сырья и материалов будет приведен в таблице1.
Таблица 1.
Расчет затрат сырья иматериалов на производство
1000л продукции.Наименование сырья и материалов Количество потребленных кг Цена, грн./кг Сумма, грн. Сок «Ананасовый» 1. концентрированный ананасовый сок 500 3,5 1750 2. сахар 50 2,5 125 3. подготовленная вода 500 0,2 100 4. витамин С 10 3 30 5. тара 1000 0,2 200 6. пробка 1000 0,05 50 Итого: 2255 Возвратные отходы (1%) 22,55 Всего: 2232,45 Газированный напиток «Ананас» 1. подготовленная вода 1000 0,2 200 2. сахар 50 2,5 125 3. двуокись углерода 1 1,5 1,5 4. концентрированный ананасовый сок 100 3,5 350 5. лимонная кислота 1 7 7 6. аскорбиновая кислота 2 4,5 9 7. ароматическая эмульсия «Ананас» (натуральный ароматизатор, стабилизаторы Е 414, Е 445, натуральный краситель) 10 5,5 55 8. тара 1000 0,2 200 9. пробка 1000 0,05 50 Итого: 997,5 Возвратные отходы (1%) 9,98
Как видно из таблиц,материальные затраты на изготовление 1000 кг. сока составили 2232,45 грн., а на производство газированных напитков – 987,52 грн. Как видно, возвратные отходысоставляют 1%. В данном случае возвратные отходы не оказывают большого влиянияна материальные затраты.
1.1.2.Расчетзаработной платы основных рабочих
Предприятие работаеткаждый день по 8 часов в день и имеет 2 технологические линии (производство соков,производство газированных напитков).
Потребность впроизводственных рабочих на каждую линию составляет по 10 человек. А всегопроизводственный процесс в день обслуживает 20 человек. Проведем расчетосновной з/п. Предполагается, что начисления на заработную плату составят 37,5% от основной з/п :
1. Нагосударственное социальное страхование 4%
2. Пенсионный фонд32%
3. Государственныйфонд содействия занятости населения 1.5%
Форма оплаты –повременная.
Таблица 2.
Расчет заработной платыосновных рабочихРабочие Численность рабочих, чел. Заработная плата в месяц, грн. Сумма заработной платы в месяц, грн. 1. Основные рабочие по производству соков 10 500 5000 2. Основные рабочие по производству газированных напитков 10 500 5000 Итого: 10000 Начисление на з/п (37,5%) 3750 Всего: 13750
Из таблицы, видно, чтофонд заработной платы основных производственных рабочих составляет 13750 грн. вмесяц. А в год это составляет 13750*12=165000 грн.
1.2. Расчеткосвенных затрат
1.2.1. Расчет затратна МБП и инвентарь
К МБП и инвентарюотносятся предметы, стоимость которых составляет менее 500 грн., и срок ихслужбы не менее 1 года. Составим таблицу для расчета затрат на МБП и инвентарь.
Таблица 3.
Расчет затрат на МБП иинвентарь.Вид МБП и инвентаря Количество, шт. Цена, грн. \ Общая стоимость, грн. Тара для соков 70 5 350 Тара для газированных напитков 70 5 350 Емкость для хранения концентрированных соков 50 15 750 Прочий производственный инвентарь 20 15 300 Спецодежда 30 10 300 Итого 2050
Как видно из таблицызатраты на приобретение МБП и инвентаря составили 2050 грн.
Списание затрат на МБП,согласно с правилами:
1. Списание затратсразу же при приобретении (срок службы 1 год.)
2. Списание 50% вмомент приобретения и 50% в момент ликвидации (срок службы около 2 лет)
3. Равномерныйметод списания.
Далее рассчитаем износМБП и инвентаря:
Таблица 4.
Расчет износа МБП иинвентаря.Вид МБП и инвентаря Срок службы, лет Метод списания затрат Износ ед. за год, грн. Общая сумма износа за год, грн. Тара для соков 3 Равномерный метод списания 20% 1 116,7 Тара для напитков 3 Равномерный метод списания 20% 1 116,7 Емкость для хранения концентрирован. Соков 6 Равномерный метод списания 20% 3 125 Прочий производственный инвентарь 4 50% в момент приобретения 50% в момент ликвидации 10 75 Спецодежда 1 Сразу при приобретении 10 300 Итого 733,4
Из таблицы видно, чтосумма износа МБП и инвентаря составляет в год 733,4 грн. или 733\12=61,2грн. вмесяц.
1.2.2.Расчет затрат насодержание и эксплуатацию оборудования
Соки и газированныенапитки ОАО «Бинго» изготавливаются так: натуральныйконцентрированный сок доставляется на предприятие, где он проходит различныевиды контроля. Затем при помощи современного высокотехнологичного оборудованияразливают соки в пластиковые тары.
В соответствии с даннымспособом производства мы приобретаем 2 линии производства: для соков и длягазированных напитков с пластиковой тарой объемом 0,5л, 1л и 2л.
Расходы на содержание иэксплуатацию оборудования (РСЭО) – сложная статья, включающая в себя затраты:
1. на силовуюэнергию
2. амортизация,
3. сырье иматериалы для обслуживания и ремонта ОПФ; запасные части и заработную платуремонтным рабочим.
В соответствии со всемвыше перечисленным, стоимость оборудования примем 6% от первоначальной, азатраты на сырье и материалы, запасные части и заработную плату ремонтных рабочихза 10% от первоначальной стоимости ОПФ.
Рассмотрим таблицы, вкоторых приведен расчет амортизации оборудования, расчет затрат наэлектроэнергию.
Таблица 5.
Расчет амортизацииоборудования.Вид оборудования Первонача-льная стоимость, грн. Ликвидацион-ная стоимость, грн. Срок службы лет
Амортизация,
грн. \ год Коли-чество, шт. Общая сумма амортизации грн. Линия по производству соков 2000 л\смена 140000 8400 10 13160 2 26320 Линия по производству газированных напитков 2000л/смена 140000 8400 10 13160 2 26320 Итого 280000 52640
Расчет амортизации внашем случае производится прямым методом по формуле:
А год = (Первоначальная стоимость — Ликвидационная)\ Срок службы.
А год линии = (140000-8400) \ 10 =13160 грн.
Расчетзатрат на электроэнергию.
Исходя изсреднемесячного планового объема производства (работать по 8 часов в день, 22дня в месяц), в день используется 220кВт. Тариф на электроэнергию составляет на1кВт 0,52 грн.
Затратыэлектроэнергии на каждую технологическую линию составляют: 3500*0,52=1820грн./мес.
Прочие расходы на содержание иэксплуатацию оборудования(РСЭО) составляют:
(140000*2+140000*2)*0,1=(280000+280000)*0,1=56000грн/год
Всего РСЭО за год:
221520+56000+52640=330160грн./год
1.2.3.Расчет общепроизводственных иобщехозяйственных затрат
1.2.3.1.Расчетзаработной платы персонала общепроизводственного и общехозяйственногоназначения
Согласно штатномурасписанию к персоналу, обслуживающему производственный процесс относятся:
· мастер-технолог
· кладовщик
· водитель
· грузчик
· охранник
· уборщик
Таблица 7.
Расчет заработной платыобщепроизводственного и общехозяйственного персоналаДолжность Количество работников З/п в месяц, грн. Сумма з/п, грн. Мастер-технолог 3 550 1650 Кладовщик 2 420 840 Грузчик 4 400 1600 Охранник 4 510 2040 Уборщик 2 380 760 Водитель 3 430 1290 Итого 8180 Начисления на з/п 3067,5 Всего 11247,5
Из таблицы видно, чтозатраты на заработную плату обслуживающего персонала составили 11247,5 грн/мес.
1.2.3.2.Расчетзатрат на освещение помещения
Производственноепомещение ОАО «Бинго» 450м2, складские и бытовые 150 м2, административные помещения 50 м2 .
Производственное помещение функционирует 355 день\годили 2840час\год.
Помещение освещаются 35 лампами мощностью 100 Вт каждая.
Затраты на освещение производственныхпомещений =2840*35*0,1*0,52= 5168,8 грн/год
Складские, бытовые, административные помещения освещаются в среднем 8часов или 2800 ч/ год. 10 лампами мощностью 100 Вт.
Затраты на освещение складских, бытовых,административных помещений = 2800*10*0,1*0,52=1456 грн.
Всего затрат наосвещение помещения:
5168,8+1456=6624,8 грн.
1.2.3.3. Расчетзатрат на отопление помещения, водоснабжение и канализацию.
Общая площадь помещениясоставляет 650 м2. Отопительный сезон начинается в октябре, азаканчивается в апреле, т.е. 6 месяцев. Стоимость отопления м2\мес.=3 грн. Всего за год затраты на отопление составят 650*6*3 = 11700грн\год.
Затраты наводоснабжение составят 600 грн\год, а на канализацию 500 грн\год.
1.2.3.4. Расчетзаработной платы административного персонала
Согласно штатномурасписанию к административному персоналу относятся:
· Директор
· Бухгалтер
· Менеджер посбыту
Таблица 8.
Расчет з\падминистративного персоналаПерсонал Численность, чел З\п в месяц, грн. Директор 1 1500 Бухгалтер 1 1000 Менеджер по сбыту 1 1100 Итого 3600 Начисления на з\п 1350 Всего 4950
Как видно изприведенной таблицы з\п административного персонала составляет 4950 грн. За год4950*12=59400 грн.
1.2.3.5.Расчетпрочих административных расходов
Прочих административныерасходы принимаются в размере 20% от общей суммы административных(общехозяйственных) расходов: з/п общехозяйственного персонала + освещение + отопление+ канализация + вода + административный персонал.
(11247,5*12+6624,8+11700+600+500+59400)*0,2==213794,8*0,2=42758,96 грн./год
Всего административныерасходы:
134970+6624,8+11700+600+500+59400+42758,96==256553,76 грн/год
1.2.3.6.Расчетпотерь от брака
При расчете потерь отбрака необходимо учитывать, что они составляют 1% от стоимости основных материалов:
Для соков:2255*0,01=22,55 грн./1000л
Для газированныхнапитков: 997,5*0,01=9,98 грн./1000л
1.2.3.7.Расчетпрочих расходов
Для учета всехрасходов, которые могут возникнуть в случае форс мажорных обстоятельств,рассчитываются прочие расходы, которые примем в размере 10% от себестоимости продукции.
1.3. Калькуляциясебестоимости
При расчете калькуляции себестоимости мы производилиследующие расчеты:
1. з/п основных рабочих на 1000л продукции = з/п за месяц/количестворабочих дней в месяц/дневной объем производства*1000л.
Предприятия работает 22дня в месяц.
1. МБП иинвентарь: сумма износа за год/12 месяцев/месячный объем производства:
733,4/12/132=46,28грн./1000л
Таким же образом, как и МБП, рассчитывается сумма РСЭОи административных расходов на 1000л. При расчете постоянных затрат (РСЭО, админ.расходы, МБП) учитывается их равномерное распределение между 2-мя видамипродукции.
Таблица 9.
Калькуляциясебестоимости 1000л продукции.Статьи калькуляции Сок Напиток Сумма, грн. Удельный вес Сумма, грн. Удельный вес 1.Сырье и материалы 2255 68,18 997,5 52,6 2.Возвратные отходы (1%) 22,55 0,68 9,98 0,53 3.Покупные изделия 250 7,56 250 13,18 4.З\п основная 75,76 2,29 75,76 3,99 5.Начисления на з\п 28,41 0,86 28,41 1,5 6.МБП и инвентарь 0,93 0,03 0,93 0,05 7.РСЭО 27,58 0,83 27,58 1,45 8.Административные расходы 323,93 9,8 323,93 17,08 9.Потери от брака 22,55 0,68 9,98 0,53 Итого: 3006,71 - 1724,07 - 10.Прочие расходы (10%) 300,67 9,09 172,41 9,09 Всего: 3307,38 100 1896,48 100
Для удобства расчетов будем выпускать продукцию по 1л.
Из расчетов видно, что себестоимость 1 литра сока составляет3307,38/1000=3,31 грн/л, а напитка – 1896,48/1000=1,9 грн./л. Наибольшийудельный вес в структуре себестоимости занимает сырье и материалы, как видно изтаблицы 68,18% и 52,6% соответственно.
1.4. Установкарыночной цены продукции
Учитывая конкуренцию нарынке соков, напитков и его конъюнктуру, а также норму рентабельности данноговида продукции (20%), рыночная цена сока составит 3,31*1,2=3,97 грн./л, анапитка – 1,9*1,2=2,28 грн./л без учета НДС.
2. Разработкабазового варианта отчета о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств создается на основе сбора анализа иобработки внешней и внутренней информации, доступной финансовым аналитикам внастоящее время и прогнозируемой на будущее.
2.1 Определение потоков ДС
Существует два методасоставления данной формы отчетности:
1) Прямой метод – отчетформируется на основе прогнозирования будущих потоков и оттоков денежных средствза определенный период времени (месяц, квартал, год).
2) Косвенный метод — отчет формируется на основе данных о результатах деятельности предприятия впредыдущем периоде с использованием данных «Баланса», «Отчета о финансовыхрезультатах».
Разработаем базовыйвариант «Отчета о движении денежных средств» прямым методом, также его ещеназывают бюджетированием. Этот документ показывает момент и объем поступленийденежных средств, а также их использование и остатки на конец периода. Длясоставления бюджета денежных средств целесообразно строить насколько графиков.
Первым строится графикпоступления денежных средств, причем в первый год бюджет составляется помесяцам, второй – по кварталам, третий – за полугодие. В данной курсовойрассчитываем графики и баланс предприятия на первый год его функционирования.
Срок реализации соковсоставляет 1 месяц.
Поступление денежныхсредств производится с учетом продажи продукции в кредит. 90% продукции будетпродаваться в кредит, а 10% будет оплачиваться сразу.
При этом 90% продукции,продаваемой в кредит, оплачивается через 1 месяц, 10% через 2 месяца.
Для составленияпрогнозного документа о состоянии ДС в будущем, необходимо построить несколькографиков-таблиц, отражающие притоки и оттоки ДС. Принимаем прирост продаж 1,5%в месяц.
2.2. Составлениепрогнозного отчета о финансовых результатах
Отчет о прибылях (убытках) прогнозирован поквартально.Объем продаж составляется на основании графика А. Данные по амортизации берем срасчетов по калькуляции продукции. Валовая маржа = объем реализации – затраты,которые состоят из стоимости материалов и з/п.
Налог на прибыльрассчитываем исходя из ставки налога на прибыль в размере 30%.
Таблица Прогнозный отчет о финансовых результатах Показатели. 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал Поступления и остатки Затраты и расходы Поступления и остатки Затраты и расходы Поступления и остатки Затраты и расходы Поступления и остатки Затраты и расходы 1. ВП 1256155,3 1313534,4 1373534,6 1436275,4 2. Затраты: — закупка 656872,6 686877,5 718252,9 751061,5 — з/п 41250 41250 41250 41250 3. Валовая маржа 558032,71 585406,97 614031,64 643963,84 4. Амортизация 13160 13160 13160 13160 5. Пр.затраты 93669,8 93669,8 93669,8 93669,8 6. Налогооблагаемая прибыль 451202,91 478577,17 507201,84 537134,04 7. Налог на прибыль и пр.платежи (30%) 135360,9 143573,2 152160,6 161140,2 8. Чистая прибыль 315842,04 335004,02 355041,29 375993,83 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
2.3 Прогнозныйбаланс
Для прогнозированиястатей баланса необходимы входной баланс и форма 2.
Во входном балансеимеется уставной фонд, который в нашем случае будет состоять из стоимостиосновных средств – 280000 грн., стоимости сырья и материалов на первый месяц –212518 грн. и имеющихся на счету ДС, в размере 500грн.
ТаблицаВходной (базовый) баланс на начало года Актив Сумма Пассив Сумма 1. Денежные средства 500 1. Уставной фонд 493018 2. Запасы и затраты 212518 3. Основные средства 280000 Итого: 493018 Итого: 493018
Для составленияпрогнозного баланса на конец года необходимо прежде составить форму 2 – Отчет офинансовых результатах.
Таблица
Отчет о финансовыхрезультатахПоказатели Сумма, грн. 1. Выручка от продаж 5379500 2.Себестоимость продукции (переменные затраты) 2978065 Валовая маржа 2401435 3. Амортизация 52640 4. Административные расходы 256553,8 Налогооблагаемая прибыль 2092241 5. Налог на прибыль и прочие платежи (30%) 627672,4 Чистая прибыль 1464569 6. Дивиденды к оплате (25%) 366142,2 Прирост нераспределенной прибыли. 1098427
В прогнозном балансестатьи актива составляются:
· Денежныесредства – остаток денежных средств в конце каждого квартала.
· Дебиторскаязадолженность – объем продукции, предоставляемой в кредит, грн.
· Остаточнаястоимость основных средств – разница между остаточной стоимостью основныхсредств предыдущего квартала и амортизацией.
Статьи пассива:
· Кредиторскаязадолженность перед поставщиками – сырье и материалы для производствапродукции, которые были куплены в кредит, за которые деньги еще не уплачены.
· Кредиторскаязадолженность по з/п – данные последнего месяца по выплатам, т.к. з/п в текущеммесяце выплачивается только в начале следующего.
· Кредиторскаязадолженность по налогам – рассчитывается в прогнозном отчете о финансовомрезультате.
· Собственныйкапитал состоит из уставного фонда, который с момента создания предприятия неменялся и прибыли, которая считается накопительной.
Прогнозный баланс рассчитываем по состоянию на каждыйквартал 2006 года.
3. Оценка финансового состояния предприятия
Для финансовогосостояния предприятия рассчитываем следующие показатели:
1. Коэффициент ликвидности.
— коэффициентабсолютной ликвидности.
/>
— коэффициент промежуточнойликвидности.
/>
— коэффициент общейликвидности
/>
2. Коэффициент деловой активности:
— коэффициентоборачиваемости оборотных средств
/>
период оборачиваемости
/>
— коэффициентоборачиваемости запасов
/>
период оборачиваемости
/>
3. Коэффициентыфинансовой устойчивости:
- коэффициентфинансовой автономии
/>
— коэффициент финансовойзависимости
/>
— коэффициентфинансового риска
/>
— коэффициентманевренности собственного капитала
/>
4. Коэффициентконцентрации собственного капитала
/>
Таблица
Показатели финансовогосостояния предприятияПоказатели 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1.Коэффициенты ликвидности — коэффициент абсолютной ликвидности 0,6 2,9 5,3 6,6 — коэффициент промежуточной ликв. 1,7 3,1 5,4 6,7 — коэф. общей ликвид. 2,4 5,2 7,1 7,8 2. Коэффициент деловой активности: — коэф. оборачиваемости оборотных средств 5,6 6,1 4,3 3,7 период оборачиваемости, дн. 65 60 85 99 — коэф. оборачиваемости запасов 13,7 13 12,4 11,9 период оборачиваемости, дн. 27 28 29 31 3. Коэффициенты финансовой устойчивости: — коэф. финансовой автономии 0,67 0,85 0,88 0,89 — коэф. финансовой зависимости 1,5 1,2 1,1 1,1 — коэф финансового риска 0,5 0,2 0,1 0,1 — коэф. маневренности собственного капитала 0,7 0,7 0,8 0,8 4. Коэффициент концентрации собственного капитала 0,67 0,85 0,88 0,89
4. Определение точкибезубыточности
Определим критическийобъем производства для каждого вида продукции, которое необходимо выпускать,чтобы предприятие было безубыточным.
Точка безубыточностирассчитывается по формуле:
/>=
Заключение
По результатам даннойкурсовой работы можно сделать вывод, что деятельность предприятия эффективна иприбыльна.
На протяжении годапредприятие получает стабильную, постоянно возрастающую прибыль, ведьежемесячно объем реализуемой продукции возрастает на 1,5%, следовательно, возрастаети прибыль. Также предприятие своевременно рассчитывается с бюджетом по налогами прочим платежам, а также 2 раза в год выплачивает дивиденды.
Данный проект являетсяэффективным и целесообразно дальнейшее расширение деятельности предприятия.