Днепропетровская АкадемияУправления, Бизнеса и Права
Кафедра финансов и
Банковского дела.
Курсовая работаПо курсу экономический анализ
На тему: Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговомпредприятии.
Выполнил студент
Группы ЭП-98
Проверил: преподаватель
Днепропетровск 2001г.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
1.1. Сущность товарооборотапредприятия.
1.2. Классификация товарооборотапредприятия и характеристика его отдельных видов.
1.3. Анализ объема, динамики, скоростии структуры товарооборота предприятия.
Глава 2. Анализрозничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
Выводы.
Список используемой литературы.
Введение.
Товарооборот относится к числу важнейших показателей планаэкономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление.
Розничный товарооборот по своему составу не является однородным.В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.
В динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения – с другой. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.
К задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения,обслуживаемого данной торговой организации или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.
Глава 1. Сущность ианализ товарооборота.
1.1. Сущность товарооборотапредприятия.
Основную массу материальных благ,которые используются для личных нужд, население получает через торговлю.Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходитиз сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарногооборота, находит свое отображение в показателях товарооборота.
В общем контексте под товарооборотомпонимают продажу товаров массового потребления и предоставление платныхторговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежныедоходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи.Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары,отображают экономическую сущность товарооборота.
Значение товарооборота необходиморассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торговогопредприятия (рис. 1.1.)
Рис. 1.1. «Значениепоказателя товарооборота на уровне государства и отдельного торгового предприятия» Объем и структура товарооборота На уровне государства На уровне предприятия Показатель социально-экономического развития страны (региона) Экономические предпосылки получения необходимого объема дохода и прибыли Показатель объема деятельности предприятия и материализации покупных фондов населения Фактор формирования ресурсного потенциала предприятия Индикатор уровня жизни населения Показатель состояния денежного оборота /> /> /> /> /> /> />
На государственном уровне значениепоказателя «объем и структура товарооборота» состоит в следующем:
1. розничный товарооборот являетсяодним из важных показателей социально-экономического развития страны, которыйхарактеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именночерез розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимостипотребительских товаров, созданной в процессе производства. В результатевозмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшегоразвития производства.
2. Розничный товарооборотхарактеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов,которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле натовары соответственно спросу населения.
3. Розничный товарооборот являетсяодним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного населениястраны.
Для характеристики уровня жизнинаселения используется целая система аналитических показателей, которыеявляются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенныхвидов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населениятоварами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональнымнормам и др.
4. Розничный товарооборот вопределенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве,стойкость национальной валюты.
Объем товарооборота является основнымваловым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризуетрезультат его деятельности что касается займа покупных фондов потребителей.Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основаниедля получение определенного объема доходов и прибылей, то есть формируетпредпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.
Значение показателя «объем товарооборота»на уровне определенного предприятия зависит от типа экономической системы.Сравнительная характеристика показателя товарооборота в условияхгосударственно-директивной и рыночной экономики приведена в таблице 1.
Табл. 1«Характеристика показателя товарооборота в условиях государственно-директивнойи рыночной экономики»Признак Государственно-директивная экономика Рыночная экономика 1. Характер показателя товарооборота Директивный: устанавливается высшими руководящими организациями Автономный: формируется предприятием самостоятельно 2. Степень регламентации показателя. Фиксированный Расчетный, ориентированный 3. Место товарооборота в системе показателей Основной, (исходящий) показатель, который определяет другие Производный от необходимого объема прибыли 4. Приоритет Валового показателя товарооборота Прибыли на рентабельность 5. Механизм действия Тотальное планирование Экономическое регулирование 6. Подход к расчету Как однозначно установленной величины Многовариантный, оптимизационный 7. Применение в качестве оценочного Показатель исполнения плана товарооборота Темпы роста товарооборота в сопоставимых ценах
Как показываеттаблица 1, в условиях рыночной экономики объем товарооборота остается одним изглавных показателей деятельности торгового предприятия. Зато существенноизменяется его роль и функции. Ушло в прошлое тотальное планирование объемовтоварооборота отдельных торговых предприятий и объединений высшимиуправленческими органами отраслевого управления; использование объематоварооборота и степени выполнение плана в качестве основного показателяпремирование трудовых коллективов отрасли. Объем товарооборота потерял своезначение главного базового показателя, который играет определяющую роль посравнению с другими показателями деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики плановыйобъем товарооборота формируется на уровне самого предприятия. Его объемопределяется, исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позициипредприятия. Проделанный таким образом план товарооборота является основнымрегулирующим фактором формирования ресурсного потенциала предприятия. Объем иструктура товарооборота определяет требования к объему, составу и эффективностииспользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Тотальное планирование объемовтоварооборота изменилось экономическим регулированием на базе проведениямноговариантных, оптимизационных и имитационных расчетов, с учетом влияниявнутренней и внешней среды на объем и структуру товарооборота.
Анализ товарооборота и контроль задостижением разработанных планов выступает не только в качестве инструментаоценивания деятельности персонала предприятия, в начале – для принятиянеобходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, егоассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др.
1.2. Классификациятоварооборота предприятия и характеристика его отдельных видов.
Товарооборот торгового предприятияосуществляется в различных видах и формах (рис. 1.2.).
В зависимости от специфики операциикупли – продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяютего следующие виды.
1. Розничный товарооборот,который характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских товаров для собственного использования.
2. Оптовый товарооборот, которыйхарактеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошлиопределенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптоваярассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разнымоптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.
Оптовая реализация товаров можетосуществляться в следующих формах:
o Оптовый региональный товарооборот – продажа товаровоптовым покупателям своего региона.
o Межрегиональный товарооборот - реализация товараоптовым покупателям других регионов.
o Внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовымпокупателям других стран.
3. Торгово-посреднеческийтоварооборот, который определяется объемом посреднических операций купли –продажи потребительских товаров без каких-либо технических обработок на данномторговом предприятие розничными или оптовыми покупателями.
В составе торгово-посреднеческогооборота выделяют:
o Оборот на биржевом рынке, то есть посредническиеоперации купли – продажи товаров на различных товарных специализированных илиуниверсальных биржах через образованные брокерские конторы или брокерскиеместа.
o Оборот на внебиржевом рынке, в состав котороговключают объем посреднических сделок, которые были составлены вне товарных биржс отечественными или зарубежными участниками.
Оптовая реализация товаровосуществляется в разнообразных формах розничного товарооборота:
1. В зависимости от организационныхформ продажи потребительских товаров подразделяется на:
— Товарооборот торговой сети в составе которойвыделяется:
o Товарооборот розничной торговли, которыйосуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины, киоски,палатки, аптеки, АЗС и т.д.).
o Товарооборот предприятий общественного питания(столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.).
— Продажи вне торговой сети населения товаровсобственного производства, закупленных «на стороне» или полученных по бартеру.
2. В зависимости от состава конечныхпотребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как:
o Продажи непосредственно населению.
o Продажа товаров со специализированной торговой сетиотдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта.
3. В зависимости от формы денежныхрасчетов выделяют:
o Реализация товара за наличку: деньги, полученныенепосредственно от покупателя или перечисленные из специальных расчетоввкладчиков (физических особ) по их поручению;
o Расчетные чеки учреждений, банков;
o Продажу товаров по безналичному расчету.
4. В зависимости от сроков расчета зареализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:
o Продажа товаров с немедленной оплатой;
o Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа наустановленный термин или путем осуществления согласованных периодическихплатежей.
Независимо от времени оплаты денегрозничный товарооборот определяется в ценах фактической реализации на моментпередачи товаров покупателям.
5. В зависимости от характерареализованных товаров в составе товарооборота выделяют:
o Продажа новых товаров;
o Продажа товаров, которые были в использовании –скупленных у населения, принятых торговыми предприятиями от населения накомиссию.
При осуществлении скупки товаров унаселения предприятия оплачивают их стоимость по согласованным ценам на моментпередачи товаров или в согласованный термин. Товар, который скупается,переходит в собственность предприятия и реализуется предприятием от своегоимени.
При принятии товаров на комиссиюторговое предприятие исполняет услуги, относящиеся к их реализации закомиссионное вознаграждение (в процентах от цены товаров). В случае нереализации на протяжении 30 дней комиссионных товаров, они подлежат уценениюили возвращению комитету с отчислениями торговому предприятию затрат захранение непроданных товаров.
Состав отдельных форм и видов розничноготоварооборота регламентируется инструкцией об учете розничного товарооборота итоварных запасов.
1.3. Анализ объема,динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия.
Изучение существующих тенденций ивозможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов,которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия,достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Проведение экономического анализаразрешает:
o Изучить состояние выполнения планов товарооборота,ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;
o Изучить состав товарооборота по формам, видам, методампродажи, ассортиментной структуре;
o Выявить основные тенденции и закономерности вреализации товаров;
o Проанализировать и количественно оценить влияниеотдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
Проведение анализа основывается наинформационной базе, состав которой был рассмотрен выше.
Анализ объема и структуры товарооборотапредприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы(рис.1.3.).
Рис. 1.3. Последовательностьи этапы анализа товарооборота предприятияОпределение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов Анализ динамики общего объема товарооборота Анализ товарно-групповой структуры товарооборота Анализ состава товарооборота по его определенным видам Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота Анализ запаса финансовой прочности предприятия
1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия заотчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общийобъем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторымтоварным группам и видам товаров — так же в натуральном размере.
Оценка степени выполнения планатоварооборота осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеровотклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены впроцессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не толькодля оценки качества планирования и степени профессионализма работниковпланово-экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценкиизменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемовреализации товаров на данном предприятии.
2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяженииопределенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за2-3 года).
Для исследования динамических измененийв объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический рядтоварооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый видосуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, атак же по ценам реализации товаров.
Корректировка фактического товарооборотав связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализациитоваров осуществляется методом прямого расчета.
Определение объема товарооборота,сопоставленного с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующимформулам:
/>
где Тфi– фактический товарооборот за i-тый период ;
Iцi– средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тыйпериод по сравнению с базовым.
Средний индекс изменения ценрассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота иинформации об изменении цен реализации на определенные товары. Использованиедля корректировки индекса инфляции за соответствующий период являетсянекорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торговогопредприятия.
На базе построенного динамического рядасопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объемереализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего ибазового периода.
Важное значение для планирования иуправления имеет так же определение средних темпов изменения объематоварооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формулесреднегеометрической:
/>
где />-среднегеометрический темп роста;
/> - конечный показатель динамического ряда;
/> - начальный показатель динамического ряда
n– количествопоказателей в динамическом ряду.
3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборотаторгового предприятия за отчетный период и в динамике, определениезакономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами иразновидностями товаров).
На этом этапе аналитической работыизучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборотапо отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяетсявес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборотапредприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации,приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров)дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса,специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения,налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки ипродажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.)причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объемареализации товаров.
Изучение ассортиментной структурытоварооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени ихзначимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественнооценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельныхвидов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможностиего увеличения.
4 этап – анализ состава товарооборота предприятия взависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов,характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.
Исследование состава товарооборотапредприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определениеосновных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаровнаселению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплатаналичными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, встационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.
Для проведения исследования рассчитываюти сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота,темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеметоварооборота.
5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально ипомесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров иопределение факторов, которые их обуславливают.
Для проведения анализа за отчетныйпериод и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичностьреализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объематоварооборота (/>) и коэффициентвариации (v):
/>
/>
где хi –товарооборота за i-тый период;
/> — средний объем товарооборотов за nпериодов;
n – количество периодов исследования (месяцев,кварталов).
Среднеквадратическое отклонениеопределяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный имаксимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.
Коэффициент вариации оцениваетравномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, тоесть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднегоразмера.
Исследования названных показателей даетвозможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам икварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализуетпредприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее являетсяпроцесс реализации товаров на данном предприятии.
6 этапом – анализа разно оптового товарооборота является изучениефакторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. Сэтой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка(факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников,организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов)исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей натовары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентовна потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения,которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)
Количественнаяоценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок ииндексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборотапредприятия.
Завершается анализ товарооборотапредприятия – 7 этап – исследование запаса финансовой прочностипредприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (вабсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точкибезубыточности деятельности».
Допустимая граница снижения объематоварооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) изапас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:
ПБто= Тф– Тб/з
/>
где Тф – фактический объемтоварооборота предприятием;
Тб/з – объем товарооборота,при котором обеспечивается безубыточная деятельность.
Чем большее значение имеют порогбезопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляетсяпроцесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структуройтоварооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости исамофинансировании.
Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина«ВИЗИТ»Таблица 2.1.
Динамика розничноготоварооборота магазина «ВИЗИТ» за 1998-2000 г.г.
Годы
Фактический розничный товарооборот (тыс. грн.)
Цепные темпы роста товарооборота, %
Базисные темпы роста товарооборота, %
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
1
2
3
4
5
6
7
1998
2141,5
2141,5
100,0
100,0
100,0
100,0
1999
2620,7
2176,6
122,4
101,7
122,4
101,7
2000
3105,2
2227,5
118,5
102,3
145,0
104,0
/> /> /> /> /> /> /> />
Данные таблицы показывают, что запоследние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 1999 годурост товарооборота составил 122,4%, а в 2000 году — 118,5%.Эго объясняется тем,что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2000 году по сравнениюс 1999 годом, но меньше, чем в 1999 году по сравнению с 1998 годом (среднийиндекс цен в 1999 году — 1,204 или 120,4%, в 2000 году — 1,158 или 115,8%).Количество реализованных товаров увеличилось в 1999году на 1,7%, в 2000 году на2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров)невысокие, но тенденция намечается положительная.
За три года розничный товарооборотпредприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. грн.(3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованныхтоваров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило86,0 тыс. грн. (2227,5 — 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен натовары — на 877,7 тыс. грн. (3105,2 — 2227,5).
По данным этих расчетов можно сказать,что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потерипокупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкойтоваров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. грн.
За 1998-2000 г.г. среднегодовой темпроста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, всопоставимых ценах 102,0%.
По кварталам розничный товарооборотпредприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте.
По кварталам розничный товарооборотпредприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовомтоварообороте занимает оборот четвертого квартала — свыше 27,0%, а наименьшийудельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал — свыше 23,0%. Ираспределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.
Ритмичность развития розничноготоварооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2.2.
Таблица 2.2. Розничный товарооборот магазина «ВИЗИТ» по кварталамгода
Откло
2000год в
1999 год
2000 год
нение
% к Кварталы
сумма,
удельный
сумма,
удельный
в
1999 году
тыс. грн.
вес, %
тыс. грн.
вес, %
сумме
(+,-) 1 2 3 4 5 6 7 1
610,8
23,3
714,0
23,0
+103,2
116,9 2
655.2
25,0
770,5
24,8
+115,3
11 7,6 3
647,3
24,7
770.1
24,8
+122,8
119,0 4
707,4
27,0
850,6
27,4
+143,2
120,2 Всего за год
2620,7
100,0
3105,2
100,0
+484,5
118,5
Данные таблицы свидетельствуют онеритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболеенапряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным — первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самыйвысокий — в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичноеразвитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельноговеса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизилсяудельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала — на 0,2% посравнению с 1999 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже,чем в целом за год (118,5%).
Доля оборота третьего квартала возрослас 24,7% в 1999 году до 24,8% в 2000 году (темп роста оборота в этом квартале119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2000 году 27,4% ивозросла по сравнению с 1999 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%).Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялсянеравномерно и развивался неритмично.
Еще более неритмичное развитие получилтоварооборот по месяцам года. (см. Таблицу2.3.)
Ритмичностьразвития розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» по месяцам годаКварталы 1999 год 2000 год
Отклонение в сумме
(+, — ) 2000 г. в % к 1999г. сумма, тыс. грн. удельный вес, % сумма, тыс. грн. удельный вес, % 1 2 3 4 5 6
7 Январь 202,1 33,1 228.2 32.0 +26,1 112,9 Февраль 198,3 32,5
225,0
31,5
+26,7
113,5 Март 210,4 34,4 260,8 36,5 +50,4 124,0
Итого за 1 кв,
610,8
100,0
714,0
100,0
+103,2
116,9 Апрель 220,9 33,7 243,3 31,5 +22,4 110,1 Май 215,4 32,9 256,4 33,3 +41,0 119,0 1 Июнь 218,9 33,4 270,8 35,2 +51,9 123,7
Итого за 2 кв.
655,2
100,0
770,5
100,0
+115.3
117,6 Июль 216,0 33,4 256,2 | 33,3 +40,2 118.6 Август 214,8 33,2 255,2 33,1 +40,4 118,8 Сентябрь 216,5 33,4 258,7 33,6 +42,2 119.5
Итого за 3 кв.
647.3
100,0
770,1
100,0
+122,8
119,0 Октябрь 232,5 32,9 279,7 32,9 +47,2 120,3 Ноябрь 229,0 32,4 270,8 31.8 +41,8 118,3 Декабрь 229,0 32,4 270,8 31,8 +41,8 118,3
Итого за 4 кв.
707,4
100,0
850,6
100,0
+143,2
120,2
Всего за год
2620,7
----------------
3105,2
-----------------
+484,5
118,5 1
Из данных таблицывидно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем покварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0%(март).
Самыминапряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последниемесяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%,а в марте — 124,0%, за второй квартал — соответственно 117,3% и 123,7%, затретий квартал — 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал — 120,2% и 122,0%.
Эта напряженностьв работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворениюспроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжениитоварами, в организации торговли, в рекламе и др.
Для оценкидинамики развития розничного товарооборота по отделам предприятия используемследующую таблицу 2.4.
Таблица2.4.
Розничный товарооборот поотделам магазина «ВИЗИТ» за 1999-2000 г. г.Отделы предприятия Фактический розничный товарооборот, тыс. грн.. Отклонение в сумме (+,-) 1998г. в % к 1997 г. 1999 2000 В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах 1 2 3 4 5 6 7 8 Мясной 372,1 447.0 376,6 +74,9 +4,5 120,1 101,2 Колбасные изделия 652,6 767.0 653,8 +114,4 +1,2 117,5 100,2 Ликероводочные изделия 597,4 705,0 604,7 +107,6 +7,3 118,0 101,2 Соки-воды 264,7 321,8 304,8 +57,1 +40,1 121,6 115,1 Рыбный 76,1 90,1 77,3 + 14,2 +1,2 118,7 101,6 Бакалейный 369,5 441.7 378,5 +72,2 +9,0 119,5 102,2 Хлебный 117,9 136,6 117,5 +18,7 — 0,4 115.9 99,7 Непродовольственные товары 170,4 195.8 168,3 +25,4 — 2,1 114,9 98,8 Итого по предприятию
2620,7
3105,2
2681,5
+485,5
+60,8
118,5
102,3
Таблица 2.5.
Розничный товарооборот магазина«ВИЗИТ» по товарным группам за 1999-2000 г.г.Товарные группы 1999 2000 2000 г. в % к 1999 г.
сумма тыс. грн.
удель ный
вес, % в действующих ценах в сопоставимых ц енах
в сопо
стави мых
цепях
в деист
вующих ценах
сумма тыс. грн. удель ный вес ,%
сумма тыс.
грн. удель ный вес, % Ценах
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мясо и птица 372,1 14,2 447,0 14,4 376,2 14,0 120.1 101,2
Колбасные изделия 340,8 13,0 403,4 13,0 342,7 12,8 118,4 100,6
Рыба, сельдь 76.1 2,9 90,3 2,9 77,3 2,8 118,7 101.6
Масло животное 97.0 3,7 114,9 3,7 98,8 3,7 118.5 101,9
Молоке, сыр и молочные продукты 214,8 8,2 248.7 8,0 212,2 7,9 115,8 98.8
Яйца 68,2 2,6 80,9 2,6 69,8 2,6 118,6 102.3
Сахар 81.3 3,1 99,3 3,2 84,0 3,2 122,1 103,3
Кондитерские изделия 157,3 6,0 186,8 6,0 160,5 5,9 118.8 102.0
Хлеб и хлебобулочные изделия 117,9 4,5 136,6 4,4 117,5 4.4 115,9 99,5
Мука, крупа и макаронные изделия 62,7 2,4 74,7 2,4 64,2 2.4 119,1 102,4
Водка и ликероводочные изделия 314,4 12,0 375,7 12,1 323,5 12,1 119.5 102„9
Вина, шампанское, коньяк 283,0 10,8 329,3 10.4 281,2 10,5 116.4 99,4
Прочие продовольсгвенные товары 264,7 10,1 321,8 10,4 304,8 11,4 121,6 115,1 Непродовольственные товары 170,4 6,5 195,8 6,3 168,3 6,3 114,9
98,8
—
Всего товаров
2620,7
100,0
3105,2
100,0
2681,5
100,0
118,5
. „
102,3
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Розничный товарооборот вдействующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный ростдостигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара,кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Однако всопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительнониже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммытоварооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворенииспроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботитсямало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованныхтоваров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция — на 1,2%,хлебобулочные изделия — на 0,5%, непродовольственные товары — на 1,2%, вина,шампанское, коньяк — на 0,6%.
Неравномерность развитиярозничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению егоструктуры. В частности, по сравнению с 1999 годом в общем объеме товарооборота(в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочныхизделий, прочих продовольственных товаров при: относительном сниженииреализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции,кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка,непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничноготоварооборота предприятие.
Факторный анализ общего розничного товарооборота.
На развитие розничного товарооборотапредприятия оказали следующие факторы:
· обеспеченностьтрудовыми ресурсами и эффективность труда
торговыхработников;
· состояние иэффективность использования материальны технической базы предприятия.
Главный факторуспешного развития товарооборота — обеспеченность и рациональностьиспользования товарных ресурсов.
По магазину данныео движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:
Товарный баланс по магазину «ВИЗИТ» за1999 -2000 г.г.
Таблица2.6 (суммы в тыс. грн.)
Отклон
Влия
ение
ние на
в
изме
Показатели
1999
2000
сумме
нение
това
(+-)
рообо
рота
(+-) 1 2 3 4 5 Запасы товаров на начало года
209,2
243,0
+33,8
+33,8 Поступление товаров
2656,3
3169,3
+513,0
+513,0 Прочее выбытие товаров
1.8
1,0
-0,8
+0,8 Запасы товаров на конец года
243,0
306,1
+63,1
-63,1 Розничная реализация товаров
2620,7
3105,2
+484,5
+484,5
Розничный товарооборотпредприятия возрос в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 484,5 тыс. грн. засчет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 тыс. грн.), ростапоступления товаров в магазин (+513,0 тыс. грн.) и уменьшения прочего выбытиятоваров (+0,8 тыс. грн.). Но возможности роста товарооборота в динамикеуменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс.грн.).
Недостатком использованияпоступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение втоварооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокуюцену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузкитоваров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Частьтоваров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело наостатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемостиоборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
На предприятии в 2000 годупрочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 1999 годом на 0,8 тыс. грн.Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров.Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2000году положительной.
Одним из факторов успешногоразвития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами иэффективность труда торговых работников.
Оценку показателейпо труду магазина «ВИЗИТ» Произведем на основе следующей таблицы:
Таблица.2.7.
Показтели по труду по магазина «ВИЗИТ» за 1999 -2000г.г. Откло 2000 г. Показатели 1999 2000 нение В % к (+,-) 1999 г. 1 2 3 4 5 Розничный товарооборот, тыс.грн.: · в действующих ценах 2620,7 3105,2 +484,5 118,5 · в сопоставимых ценах 2620,7 2681,5 +60,8 102,3 Среднесписочная численность торговых работников — всего, чел. 27 28 +1 103,7 в т.ч. продавцов 20 21 +1 105,0 Удельный вес продавцов в общей численности работников, % 73,2 75,0 +1,8 ------- Среднегодовая выработка на одного торгового работни ка, тыс.грн.: · в действующих ценах 97,06 110,90 +13,84 114,2 · в сопоставимых ценах 97,06 95,77 -1,29 98,7 Среднегодовая выработка на
одного продавца, тыс. грн.
· в действующих ценах 131,04 147,87 +16,83 112,9
· в сопоставимых ценах 131,04 127,69 -3,35 97,5
Прирост товарооборота в
действующих ценах за счет
роста производительности 71,8 73,3 +1,5 -------
труда, %
Как видно из таблицы,среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих ценах составила110,9 тыс. руб. и по сравнению с 1999 годом возросла на 13,8 тыс. грн. или на14,2%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборотав размере 354,9 тыс. грн. (+16,9 тыс. грн. х 21 чел.). В общей сумме приростатоварооборота в действующих ценах за 2000 год это составило 73,3%.
На изменение суммырозничного товарооборота в 2000 году оказало влияние и увеличение численностипродавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 1999 годом. За счетроста численности продавцов получена дополнительная сумма розничноготоварооборота в размере 131,0 тыс. грн. (+1 чел. Х 131,0 тыс. грн.) или 26,7%общей суммы прироста товарооборота.
Влияние трудовыхфакторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах рассмотрим наоснове таблицы 2.8
Таблица 2.8.
Расчет влияния трудовых ресурсовна динамику розничного товарооборота Влияние на динамику товарооборота Наименование факторов расчет сумма, тыс. грн. 1 2 2 Изменение численности продавцов (21-20) х 131,0 +131.0 Изменение среднегодо вой выработки продавцов (147,9-131,0) х21 +354,9
Всего
+484,5
Большое влияние на динамикурозничного товарооборота оказывает эффективность использованияматериально-технической базы предприятия.
По магазину «ВИЗИТ» имеютсяследующие данные об использовании материально-технической базы:
Таблица 2.9
Показатели эффективности использования материально-технической базымагазина «ВИЗИТ» за 1999-2000 г.г.Показатели 1999 2000
Отклоне
ние (+,-)
2000 г. в %
к 1999 г. 1 2 3 4 5
Торговая площадь, м 2 400 420 +20 105,0 Количество рабочих дней за год 324 319 -5 98,5 Средняя продолжи-тельность рабочего 11,6 11,5 -0,1 99,1 дня, час Выработка на 1 м тор- говой площади за час работы, грн. 174,3 201,5 +27,2 115,6 Розничный товарообо рот в действующих ценах, тыс. грн. 2620,7 3105,2 +484,5 118,5
Из данных таблицы видно, что в2000 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции,переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения внем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.
Количество рабочих дней в годусократилось с 324 дней в 1999 году до 319 дней в 2000 году. Это произошло врезультате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-занедостатка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования.Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.
Выработка на один квадратныйметр торговой площади за час работы составила в 2000 году 201,5 гривен против174,3 гривен в 1999 году. Это свидетельствует о повышении эффективностииспользования торговой площади.
Все эти факторы оказали влияниена динамику развития розничного товарооборота (см. таблицу 2.10.).
Таблица 2.10
Расчет влияния показателей эффективности использованияматериально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборотаПоказатели 1999 Цепная подстановка 2000 /> торговая площадь
число
рабочих
дней
средняя
продолжительность
рабочего дня /> /> /> /> /> /> 1 2 3 4 5 6 /> Фактическая торговая /> площадь, кв.м. 400 420 420 420 420 /> Фактическое число рабо /> чих дней 324 324 319 319 319 /> Фактическая средняя про /> должительность рабочего /> дня, час 11,6 11,6 11,6 11,5 11,5 /> Фактическая выработка на /> 1 кв.м. торговой площади /> за час работы, грн. 174,3 174,3 174,3 174,3 201,5 /> Розничный товарооборот /> в действующих ценах за /> год, тыс. грн. 2620,7 2751,4 2708,9 2685,6 3105,2 />
Из данных таблицы следует, чтона динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:
· ростторговой площади 2751,4 — 2620,7 = + 130,7 тыс. грн.
· уменьшениеколичества рабочих дней 2708,9 — 2751,4 = — 42,5 тыс. грн,
· уменьшениепродолжительности рабочего дня 2685,6 — 2708,9 = — 23,3
тыс. грн.
· повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за часработы 3105,2 — 2685,6 = + 419,6 тыс. грн.
Итого 3105,2 — 2620,7 = + 484,5 тыс. грн.
Использованиематериально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборотав 2000 году на 550,3 тыс. грн. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режимаработы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 65,8 тыс. грн.(42,5 +23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2000 годуна 484,5 тыс. грн.
Выводы и предложения по развитию розничноготоварооборота и увеличению его объема.
Формирование рыночных отношенийв стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуютдальнейшего развития теории и практики анализа розничной продажи товаров каксоставной части единой системы управления экономикой предприятия.
Проведенный наоснове данных бухгалтерского учета анализ динамики развития розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» за 1998-2000 гг. позволяет сделать следующиевыводы:
· розничныйтоварооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;
· достигнутрост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группамкоторыми торгует предприятие;
· приросттоварооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всехвидов ресурсов: товарных, трудовых и др.;
· предприятиев 2000 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров упроизводителей и других поставщиков.
Вместе с этим предприятие неиспользовало всех возможностей роста товарооборота в 2000 году. Так, объемрозничного товарооборота мог бы возрасти за счет:
· улучшенияобеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 тыс.грн.;
· повышения:эффективности использования трудовых ресурсов на 70,4 тыс. грн.;
· повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия на68,8 тыс. грн.
Таким образом, неиспользованныерезервы роста товарооборота составили 202,3 тыс. грн.
Предложения по дальнейшемуразвитию розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»:
· совершенствоватьтовароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарныхресурсов;
С этой целью коммерческойслужбе предприятия производить закупки товаров непосредственно упроизводителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативныхпредприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширитьзакупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся вдостаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше вниманияуделять заключению договоров с поставщиками.
Расчетыпоказывают, что если в 2001 году темпы роста поступления сохранятся на уровне2000 года — 119,3%, то прирост товарных ресурсов составит в сумме 610 тыс. грн.Прирост товарных ресурсов позволит получить прирост товарооборота на 219,6%
(610:3105,2 х100)
· добитьсяроста эффективности труда торговых работников;
С этой цельюпривлекать на работу лиц на не полный рабочий день, произвести установкусовременных кассовых аппаратов, электронных весов, добиться от поставщиковувеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, осуществлятьсовмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов исокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. При неизменнойчисленности работников и увеличении средней выработки одного продавца (всопоставимых ценах) в соответствии с ростом количества, реализованных товаровв 2000 году розничный товарооборот может увеличиться в 2001 году на 65,0 тыс.грн. (131,0х2. .%х21).
· улучшитьпользование материально-технической базы предприятия;
С этой цельюустановить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивныхформ торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.
Произведенныерасчеты говорят о том, что доведение в 2001 году числа рабочих дней в году доуровня 1999года (324 дня) и увеличения средней продолжительности рабочего дняна 0,1 часа позволят
дополнительнополучить в 2001 году 75,5 тыс. грн. товарооборота, т.е. возрастет на 2,4%
В совокупности засчет повышения эффективности ресурсов можно получить прирост товарооборота в2001 году на 750,5 тыс. грн. или на 24,2%.
· экономическойслужбе предприятия разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота напредстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;
Это позволитруководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения иэффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного иравномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделампредприятия.
· совершенствоватьсистему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличениеколичества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количествапокупателей, получение доходов от рёализации товаров и др.);
· внедрить напредприятии журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные порозничной продаже для принятия управленческих решений;
· осуществитькомпьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочнуюкомпьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.
Список используемой литературы.
1. Абдукаримов И. Т. Анализхозяйственной деятельности потребительской кооперации: Учеб. Для вузов. – 2-еизд., перераб.-М.: Экономика, 1989.-319 с.-ISBN 5-282-00174-8
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д.Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1998г.
3. Кравченко Л.И. Анализхозяйственной деятельности в торговле. Учеб. Для вузов. – 4-е изд., пераб. идоп. – Мн.: Выш. шк.,1995г.
4. Гребнев А.И. Экономика торговогопредприятия. Учебник. – М.: Экономика, 1996 г.
5. Шуляк П.Н.Ценообразование/ Учебно – практическое пособие. – М.: Изд-во «Информационно-практический центр «Маркетинг»,1998г.