--PAGE_BREAK--
2. Особенности функционирования венчурного бизнеса в России
2.1. Законодательство венчурного бизнеса.
В России с целью развития технологического малого бизнеса в 1994 году был создан государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд был образован Постановлением Правительства Российской Федерации № 65 от 3 февраля 1994 года в форме государственной некоммерческой организации. В соответствии с федеральным законом «О государственной научно-технической политике». Фонд является государственным научным учреждением. Основные задачи Фонда:
— проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-техническойсфере;
— оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
— создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
Венчурные фонды в России стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Региональные венчурные фонды (РВФ) первоначально были образованы в 10 различных регионах России. Одновременно с ЕБРР Международная финансовая корпорация (входящая в группу Всемирного банка) также решила участвовать в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными корпоративными и частными инвесторами. К концу 2004 г. количество действующих фондов венчурного финансирования в России достигло 62, а объем средств под их управлением — 4, 1 млрд. долл. В состав созданной в 1997 г. Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) в наст. время входят 27 полных и 22 ассоциированных члена (10). Задачи РАВИ:
— Формирование в России политического и предпринимательского климата, благоприятного для инвестиционной деятельности.
— Информационное обеспечение участников российского венчурного рынка.
— Создание коммуникативных площадок для компаний и инвесторов.
-Подготовка квалифицированных специалистов для венчурного предпринимательства (12).
По распоряжению Правительства РФ от 10 марта 2000 г. создан первый «фонд фондов» — Венчурный инновационный фонд (ВИФ), задача которого — помочь создать региональные / отраслевые фонды с российским и/или западным капиталом. В конце октября 2002 г. Минпромнауки РФ представило «Концепцию развития венчурного бизнеса в России».
В России регламентирование в этой области основывается на общих актах, в частности на Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», на Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», на ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Кроме того, косвенно вопросы инвестировании регулируются законами, определяющими деятельность таких субъектов, как пенсионные фонды, страховые компании и др., (например, ФЗ от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ в редакции от 9 мая 2005 г. „Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», ФЗ от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ в редакции от 29 июня 2004 г. «Об инвестиционных фондах», ФЗ от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ в редакции от 9 мая 2005 г. «О негосударственных пенсионных фондах», Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 в редакции от 21 июля 2005 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Однако многие положения (в частности, принципы инвестирования средств страховыми организациями) делают невозможным вложение средств в инновационную деятельность.
Что касается регионального правового регулирования, то, например, в Москве есть Закон от 7 июля 2004г. №45 в редакции от 30 ноября 2005 г. «Об инновационной деятельности в городе Москве». Однако об инвестировании в эту сферу почти ничего не сказано. Закон содержит лишь указание на то, что одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности выступает создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций.
Существуют также подзаконные акты, в той или иной степени регулирующие отношения в рассматриваемой сфере (например, Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г, № 374 в редакции от 13 октября 1999 г. «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу»), однако, ни один из них не содержит комплексного подхода к инвестированию в инновационной деятельности.
Распоряжение Российской Федерации от 07.06.2006г.N 838-р(в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.11.2006 N 1543-р) « О Разработке программы исследовательской, инновационной и производственной инфраструктуры наноиндустрии России на 2007 — 2009 годы» и «О создание Российской венчурной компании».
2.2. Венчурные фонды, крупные корпорации и малые инновационные предприятия .
Венчурные фонды, созданные совместно с Российской венчурной компанией, перечислены ниже.
Всего в рамках Государственно-частного партнёрства сформировано 7 венчурных фондов. Общий объем этих фондов — 18,983 млрд. руб. Фонды сформированы на 10 лет. Формат фондов: Закрытый паевой инвестиционный фонд. Доля Российской венчурной компании в каждом фонде составляет 49%. 51% средства частных инвесторов.
ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») создано в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов.
Уставный капитал ОАО «РВК» в настоящее время составляет 28 225 879 400 рублей.
Основными целями деятельности ОАО «РВК» являются: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов.
Роль ОАО «РВК» в инновационной системе – это роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом (17).
Венчурные фонды Капитализация фондов
1.
ВТБ – Фонд венчурный
3 061 млн.руб.
2.
Биопроцесс Кэпитал Венчурс
3 000 млн.руб.
3.
Максвелл Биотех
3 061 млн.руб.
4.
Лидер - Инновации
3 000 млн.руб.
5.
Тамир Фишман СИ ай Джи венчурный фонд
2 000 млн.руб.
6.
С-Групп Венчурс
1 800 млн.руб.
7.
Новые технологии
3 061 млн.руб.
Консолидированный отчет по фондам, созданным при участии ОАО «РВК» (отчетная дата: 31.03.2009)
Сегментация инвестиций по отношению к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ
Венчурные технологические фонды.
Участников российского рынка инноваций можно разбить на несколько групп.
Первуюсоставляют пока ещё немногочисленные российские венчурные технологические фонды, наиболее известный — MintCapital. Это единственный в классическом смысле венчурный фонд, который работает на всех стадиях развития инновационных проектов. У него три основных области приложения капитала: телекоммуникации, средства массовой информации и инновационные проекты. В перспективе венчурные технологические фонды должны стать связующим звеном между сектором малого инновационного бизнеса и крупными компаниями, но пока почва для этих финансовых институтов у нас ещё не сформировалась. Государственные фонды, целевые программы поддержки инновационного бизнеса.
Ко второй группеучастников российского рынка инноваций можно отнести государственные фонды и ряд федеральных и региональных целевых программ поддержки инновационного бизнеса, которые финансируют разные стадии развития инновационных проектов, начиная от завершения НИОКР и заканчивая внесением инвестиционных ресурсов в обмен на долю в уставном капитале образующейся компании. Финансовый резерв их слишком мал, чтобы существенно влиять на инновационные процессы в стране. Тем не менее, за десять лет своего существования они сыграли важнейшую роль в спасении от полного исчезновения ряда ведущих отечественных научных школ и дали жизнь сотням оригинальных проектов и идей. Это, прежде всего, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Он способствует формированию и развитию малых предприятий, предоставляя средства на «Проведение исследований и разработок, а также на коммерциализацию продукции малых предприятий.
Третью группуучастников российского рынка инноваций представляют агентства по трансферту технологий. Эти субъекты инновационного рынка в основном пока концентрируют свою деятельность исключительно на приобретении технологий для их последующей перепродажи за рубеж при минимальном развитии этих технологий. Примерами могут служить такие агентства по трансферту технологий, как Spirit, «Техноконсалт», некоммерческие агентства FrauenhoferManagementGesellschaftmbH, TACIS, INCO, UNIDO, CRDF, компании с ярко выраженной национальной ориентацией, такие как Jastero(работает на японский рынок) или: «Седико» (работает на Египет). Есть еще представители крупных консультационных фирм, таких как AndersenInnovations. С ростом заинтересованности крупного бизнеса в инновациях значение агентств по трансферту технологий будет неуклонно расти.
Следующая группа участников российского рынка инноваций — российские промышленные корпорации. Они самостоятельно инвестируют средства в технологии, а также создают фонды, специализирующиеся на новых технологиях. Это, прежде всего «ЮКОС», «Газпром», «Норильский никель», «Стройтрансгаз», «ТНК», «Русал», АФК «Система». Каждая из корпораций ведет исследования в интересующей ее отрасли, непосредственно связанной с основным бизнесом, поддерживает соответствующие НИИ. Из наиболее известных фондов назовём:
Фонд поддержки ученых («Фонд Абрамовича») занимается поддержкой исследовательских проектов;
NEF (New Economy Fund) - создан совместно группой «Интеррос» и компанией Apariers. Деятельность фонда заморожена ввиду неясности инвестиционной стратегии;
«Система-Венчур» — инновационное агентство при АФК «Система», включающее в себя венчурный фонд, подразделение по управлению интеллектуальной собственностью и корпоративными технопарками. Занимается венчурными проектами с одно — двухгодичной возвратностью средств. Также инвестирует в некоторые перспективные технологии путем поддержки дорогостоящего патентования;
венчурный фонд, созданный при участии российского частного инвестиционного фонда RuNetHolding, Intelи Международной финансовой корпорации (IFC). Основное попе деятельности — поддержка компаний, которые создадут питательную среду для сбыта продукции и продвижения услуг компании Intel;
«Альфа-Групп» создала венчурный фонд „Русские технологии» с первоначальным объемом 20 млн. дол. Фонд инвестирует в малые инновационные компании и команды разработчиков совместно с другими венчурными фондами, а также под заказ иностранных заказчиков, в частности израильских;
концерн «Техснабэкспорт», крупнейший поставщик обогащенного урана на мировой рынок, и корпорация “Аэрокосмическое оборудование» на паях с государственным Венчурным инновационным фондом образовали венчурные фонды с капиталом 10 млн. доп. каждый.
Посредством фондов корпорации выходят на новые рынки и закрепляются в незнакомых технологических нишах, апробируют наиболее рискованные проекты. По данным аналитиков журнала «Эксперт», по данным исследования, проведенного совместно экспертами National Venture Capital Association, Thomson Reuters и PricewaterhouseCoopers, во втором квартале 2009 года объем венчурных инвестиций в США вырос на 15% в сравнении с первым кварталом. Всего в отчетном периоде было заключено 612 сделок на общую сумму 3,7 млрд долларов, в то время как в первом квартале было всего 603 сделки на сумму 3,2 млрд долларов.
В целом объем финансирования стартапов в первом полугодии 2009 года соответствует уровню 1996–97 годов. В то же время рост инвестиций говорит о том, что инвесторы наконец перестали «отсиживаться» и готовы вкладывать в перспективные проекты. «Мы уже видим позитивные тенденции на рынке: денег стали вкладывать больше, и увеличилось число сделок по финансированию стартапов на самых ранних стадиях их развития», — говорит президент Venture Capital Association Марк Хеесен.
Больше всего инвестиций получили биотехнологические, интернет-компании и разработчики программного обеспечения. Занимающиеся разработками в области биотехнологий и медицины получили 1,5 млрд долларов инвестиций (160 сделок), то есть 41% от общего числа венчурных инвестиций. На втором месте по количеству привлеченных средств находятся разработчики ПО — они смогли привлечь 644 млн долларов в рамках 135 сделок. Интернет-компании получили 524 млн долларов в рамках 124 договоров. Что интересно, в сравнении с первым кварталом текущего года объем инвестиций в биотехнологии вырос на 47%, в разработчиков ПО — остался на прежнем уровне, а вот в интернет-компании вложили на 15% меньше (19).
Малые инновационные компании и сектор исследований и разработок.
Малые компании в России возникли с началом реформ в начале 90-х годов. В 2004 г. в стране насчитывалось 22,5 тыс. малых предприятий, относящихся к научно-технической сфере. Реально работало не более 15 тыс., и объём произведённой ими продукции, по данным Министерства образования и науки РФ, составил 872 млн. дол.
Происхождение этих фирм было самое разное: отколовшиеся от развалившихся советских институтов лаборатории и отделы, получившие самостоятельный статус; целенаправленно созданные крупными институтами дочерние компании; внедренческие предприятия, созданные авторами-разработчиками технологий для продвижения на рынок разработки. Начинают появляться и фирмы, специально развиваемые предпринимателями, имеющими опыт коммерциализации технологий, в расчете на привлечение зарубежных венчурных инвестиций.
Надо сказать, что развитие малых инновационных компаний идет в весьма жестких условиях, связанных с минимальным интересом крупных российских корпораций к технологическим инновациям, отсутствием системы доступа к у и венчурному капиталу, неразвитой инфраструктурой инновационной деятельности.
2.3. Перспективы развития венчурного ( рискового) предпринимательства в России.
Сегодня в России имеются необходимые предпосылки создания системы венчурного инвестирования, ориентированной на привлечение капитала (преимущественно, национального) в инновационный сектор российской экономики (Рис.2).
Рис. 2.Благоприятные тенденции для развития венчурного инвестирования в РФ
Благоприятная ситуация для фондов малого бизнеса определяется сегодня колоссальной потребностью в инвестициях практически для всех предприятий, поэтому отсутствует дефицит в выборе реципиента (например, петербургским фондом долевого участия в малых предприятиях за время существования рассмотрено более 1000 заявок на инвестиции). Очевидно, что в такой массе предложений обязательно присутствуют 1 — 2% высокодоходных низкорисковых проектов. Можно также предположить, по тем же причинам, что первые «выходы» венчурного капитала произойдут именно в малом бизнесе.
Соответствующий научно — технический потенциал, несмотря на трудности переходного периода, сохранен, что служит основой для успешной реализации венчурных инвестиций (4). Особенностью создания последних является то, что они формируются без государственного финансового участия. Миннауки России совместно с другими консалтинговыми и экспертными организациями (напр., НПК «Инновационное агентство») сформирован пакет данных об инновационных проектах, имеющих перспективы высокоэффективной коммерциализации.
Действующая инфраструктура поддержки малых инновационных компаний, включающая как фонды, оказывающие финансовую поддержку на относительно ранних стадиях развития (НИОКР и расширение производства), так и относительно новое явление российской венчурной индустрии — Российские Венчурные Ярмарки.
В сентябре 2009 г. в рамках форума прошла X Российская Венчурная Ярмарка и V Российский Венчурный Форум, обеспечившая малым и средним компаниям, заинтересованным в привлечении инвестиций для развития своего инновационного бизнеса, уникальную возможность представить свой проект вниманию инвесторов, действующих на рынке прямых и венчурных инвестиций в России. По оценкам экспертов, проекты, представленные на экспозиции, могут составить серьезную конкуренцию не только на российском, но и на международном рынке новых технологий, а некоторые из них не имеют аналогов в мире (17).
Развитие венчурного финансирования и венчурного предпринимательства способно решить целый комплекс задач, стратегически важных для осуществления позитивных качественных изменений в российской экономике. Во-первых, это означает дополнительный приток инвестиций, в том числе из-за рубежа. Во-вторых, появляется возможность реанимировать и существенно активизировать национальный инновационный потенциал, постепенно превращая его в основной «локомотив» развития отечественной экономики, расширения ее налоговой и экспортной базы. В-третьих, произойдет сближение российской и международной предпринимательской среды на основе самых современных форм и направлений экономической активности, взаимодействия с непосредственными разработчиками инновационных продуктов. С венчурным капиталом российские предприниматели получают не только западные деньги, но и передовой управленческий опыт и обширные деловые контакты, необходимые для международной коммерциализации собственных технологических разработок, при сохранении контроля над компанией в своих руках.
В этой связи закономерно активное подключение государства к реализации модели венчурного финансирования. Один из способов государственной поддержки инноваций в настоящее время уже практически апробируется в российских условиях. Государство создало акционерное общество со стопроцентным государственным участием — Российскую венчурную компанию (РВК). За счет его средств, в свою очередь, формируются (капитализируются) отраслевые венчурные фонды, управляемые выбранными на конкурсной основе частными управляющими компаниями. Требования к ним следующие: наличие качественной инвестиционной стратегии, высокий профессионализм экспертов, от мнения которых будет зависеть принятие конкретного инвестиционного решения.
Данный механизм венчурного финансирования рассчитан на поддержку государством инновационных компаний на самой проблемной стадии инновационного процесса — между научными разработками и серийным производством. Она предполагает наиболее высокие риски для инвестора, которые он предпочел бы (как свидетельствует мировой опыт) разделить с государством. Чаще всего в подобных случаях государство принимает на себя половину рисков венчурного инвестирования, а прибыль достается частным венчурным инвесторам (это важный элемент государственно-частного партнерства) (10).
Эксперты полагают, что в ближайшей перспективе волнами развития венчурного бизнеса будут:
— технологии безопасности в широком смысле (личной, информационной, корпоративной, государственной и т.д.);
— нанотехнологии;
— биотехнологии.
После спада в развитии новой экономики в США (2000 г.) венчурные предприниматели вновь стали вкладывать средства в основном в стартапы (новые венчурные фирмы), а не в действующие компании. Основные инвестиции идут в беспроводные технологии (Wi-Fi, Wi-Max, Bluetooth и новые стандарты), технологии радиоиндентификации, интернетпроекты нового поколения, биотехнологии, социальные сети (2).
Иностранные венчурные инвесторы (особенно фонды США) проявляют интерес к венчурному бизнесу в России. Крупные венчурные иностранные фонды организуют в России дочерние фонды, которые финансируют, предоставляют им свою марку и техническую помощь. В меньшей степени финансирует венчурные государственные фонды ВИФ Минпромнауки, у которого явно недостаточно собственных средств.
В России высокотехнологичные производства, способные стать очагами роста постиндустриальной экономики, можно было в принципе создавать на базе двух секторов экономики и науки:
1) академических институтов и их опытных производств;
2) предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
В части развития венчурного бизнеса правительство РФ планирует (6): — обеспечить эффективное освещение деятельности данного сектора экономики;
— разрешить институциональным инвесторам, таким как страховые компании и пенсионные фонды, инвестировать часть своих средств в венчурные фонды;
— продолжить развитие нормативной базы регулирования деятельности институтов венчурного инвестирования;
— принять закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
— стимулировать взаимный переток технологий при производстве продукции гражданского и военного назначения путем использования частного капитала.
Минэкономразвития РФ выделяет следующие препятствия на пути развития венчурного бизнеса:
— незначительное присутствие российского капитала;
— низкую ликвидность венчурных инвестиций из-за недостаточной развитости фондового рынка;
— слабость экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора;
— медленное решение вопросов нормативно-правового регулирования формирования фондов и процесса венчурного инвестирования;
— недостаточные усилия по становлению предпринимательской культуры и популяризации венчурного бизнеса.
Перед государством стоят задачи разработки эффективных форм участия в развитии венчурной индустрии, опирающихся на мировой опыт с учетом специфики российских условий. Различные формы государственных инструментов, которые можно использовать для стимулирования венчурного инвестирования, в основном представляют собой меры по развитию общих рыночных институтов и улучшению инвестиционного климата.
В то же время можно выделить специфические механизмы, направленные в первую очередь на развитие венчурного инвестирования. К ним относятся: либерализация правил, определяющих круг инвесторов, которым разрешается вкладывать средства в венчурные фонды; создание технико-внедренческих зон; разработка концепции развития венчурного инвестирования, основанной на принципах невмешательства государства в исключительно частный сектор, которым является венчурное финансирование.
Более эффективный путь обеспечения взаимного перетока технологий заключается в частичной интеграции государственных оборонных предприятий и негосударственных предприятий, производящих продукцию гражданского назначения, как это происходит сегодня в авиа- и кораблестроении.
Препятствием для взаимного перетока высоких технологий является несовершенство законодательства о защите прав интеллектуальной собственности.
Приведенные планы и инструменты развития венчурного бизнеса правительства РФ довольно схоластичны.
В России пока нет главных условий для развития венчурного конкурентоспособного на мировом уровне бизнеса.
Препятствуют созданию венчурного бизнеса:
— слабое государство без ясных целей и стратегии развития, без понимания основных препятствий на пути рыночного развития страны и создания постиндустриальной экономики;
— криминально-бюрократический уклад экономики страны;
— резкое снижение уровня и качества человеческого капитала страны в части его образовательных, научных и инновационных составляющих;
— отсутствие общей благоприятной среды для развития предпринимательства вообще, а венчурного бизнеса с его сверхдоходами — в особенности;
— нет до сих пор прагматичной и грамотной государственной долгосрочной программы развития венчурного предпринимательства в РФ;
— отсутствуют профессионалы-венчуристы (венчурные капиталисты и менеджеры), а также понимание, как их воспитать;
— отсутствует сквозная программа и, соответственно, система подготовки венчуристов;
— не созданы очаги развития венчурного бизнеса с особо благоприятными для него условиями.
В силу изложенного, перспективы создания венчурного бизнеса в РФ пока не ясны. Они полностью зависят от вероятности создания сильного и эффективного Российского государства, выполняющего свои функции и обязанности. От понимания его особенностей, значения и финансирования венчурного бизнеса и науки со стороны федеральных властей. От результатов реформирования и возможности создания эффективной системы образования, подготовки инновационных менеджеров и венчуристов, восстановления российской науки (9). продолжение
--PAGE_BREAK--