Содержание
Введение
1. Сущность и содержание управления процессамивыпуска и реализации готовой продукции
1.1 Понятие и показатели готовойпродукции
1.2 Оценка готовой продукции, ееварианты
1.3 Управление процессами выпуска иреализации готовой продукции на предприятии
2. Анализ деятельности ООО«Абдулинский элеватор»
2.1 Историческая справка
2.2 Анализ динамики производства иреализации готовой продукции
3. Рекомендации по повышениюэффективности в управлении процессами выпуска и реализации готовой продукции вООО «Абдулинский элеватор»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вуспешном решении задач экономического развития нашей страны и повышенияблагосостояния народа значительная роль отводится увеличению производствапищевых продуктов, повышению их качества, биологической ценности и вкусовыхдостоинств.
Вобеспечении населения страны полноценными продуктами питания большая доляпринадлежит предприятиям пищевой промышленности.
Основнойзадачей предприятий пищевой промышленности является наиболее полное обеспечениеспроса населения высококачественной продукцией. Успешная деятельностьорганизации должна обеспечиваться производством продукции, которая отвечаетчетко определенным потребностям, удовлетворяет требованиям потребителя,соответствует применяемым стандартам и техническим условиям, обуславливаетполучение прибыли. Темпы роста объема производства продукции, повышение еекачества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельностьпредприятия. Финансовая устойчивость организации зависит отконкурентоспособности выпускаемой продукции, спроса на нее на внутреннем ивнешнем рынке, объема реализации. Именно поэтому очень важно уделять особоевнимание анализу производства и реализации готовой продукции на предприятии.Этим обуславливается актуальность темы.
В даннойкурсовой работе рассмотрены основные процессы выпуска и реализации готовойпродукции, а также произведен анализ структуры и динамики выпуска и реализацииосновных видов продукции.
Объемпроизводства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Вусловиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса напервое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщениярынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, анаоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственнойпрограммы. Предприятие должно производить только ту продукцию и в таком объеме,которую оно может реально реализовать.
Цельюкурсовой работы является исследование управления процессами выпуска иреализации готовой продукции и анализ объемов производства на примере ООО«АБДУЛИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР».
Длярешения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучитьособенности выпуска готовой продукции на ООО «АБДУЛИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР»;
- изучить динамикуи степень выполнения плана производства и реализации продукции;
- оценить качествопроизводимой продукции;
- изучитьритмичность работы предприятия;
- определитьвлияние факторов на изменение выпуска и реализации готовой продукции;
- предложитьрекомендации по повышению объемных показателей производства и реализацииготовой продукции.
Объектомисследования данной курсовой работы взято Общество с ОграниченнойОтветственностью «АБДУЛИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР» г. Абдулино, Оренбургской области.Период исследования: 2008 — 2009 гг.
1.Сущность и содержание управления процессами выпуска и реализации готовойпродукции
1.1Понятие и показатели готовой продукции
Готоваяпродукция — это результат законченного производственного процесса предприятия,материализованный в виде выработанных изделий, полуфабрикатов, выполненныхработ и оказанных услуг в основном или вспомогательном производстве,технические и качественные характеристики которых соответствуют условиямдоговора или требованиям иных документов и оформленные приемо-сдаточнойдокументацией. Она предназначена для продажи юридическим и физическим лицам,поэтому должна удовлетворять определенным требованиям.
Готоваяпродукция, предназначенная для продажи, относится кматериально-производственным запасам.
Кготовой продукции предъявляют следующие требования:
- быть полностьюзаконченной и укомплектованной;
- соответствоватьстандартам и техническим условиям;
- быть принятойслужбой технического контроля;
- иметь необходимуюдокументацию, удостоверяющую ее качество, комплектность, а также безопасностьиспользования, потребления и эксплуатации.
В составготовой продукции включают:
- изделия иполуфабрикаты собственного изготовления;
- работы и услугипроизводственного характера;
- работы и услугисоциального назначения;
- строительно-монтажные,проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы;
- выработка,очистка и отпуск воды, пара, электроэнергии и сжатого воздуха;
- транспортные услуги;
- услуги торговли иобщественного питания;
- информационно-консультационныеуслуги;
- жилищно-коммунальныеи гостиничные услуги;
- прочие работы иуслуги.
Припередаче готовой продукции в качестве изделий, прошедших все стадии обработки иконтроля, на склад сбыта в подотчет материально ответственному лицу или присдаче ее покупателю непосредственно из производства должен составляться актприемки или другой аналогичный документ. Изготовленные изделия относятся кготовой продукции данного отчетного периода, если они переданы на склад непозднее 24 часов последнего дня месяца, а при трехсменной работе — не позднее 8часов утра первого числа месяца, следующего за отчетным. Продукты и изделия, непрошедшие к этому времени всех фаз обработки и не принятые отделом техническогоконтроля, учитываются в составе незавершенного производства.
Управлениеготовой продукцией должно обеспечивать выполнение следующих задач:
- осуществлятьформирование фактической себестоимости готовой продукции;
- осуществлятьконтроль за правильным и своевременным документальным оформлением операций попоступлению и отпуску продукции;
- осуществлятьконтроль за своевременностью расчётов покупателей и заказчиков;
- контролироватьвыполнение сметы расходов, связанной с отгрузкой и реализацией продукции;
- осуществлятьконтроль за сохранностью готовой продукции в местах её хранения и на всехэтапах движения.
Этизадачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильнойорганизации учёта движения готовой продукции.
Необходимымипредпосылками действенного контроля за сохранностью продукции являются:
- наличие должнымобразом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленныхплощадок (для продукции открытого хранения);
- определениеперечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихсясамостоятельными учётными единицами;
- установлениепорядка формирования учётных цен на продукцию и порядка их пересмотра;
- определение кругалиц, ответственных за приемку и отпуск продукции (заведующих складами,кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этихопераций, а также за сохранность вверенных им запасов;
- заключение сэтими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальнойответственности;
- увольнение иперемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтероморганизации;
- определениеперечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы наполучение и отпуск продукции со складов, а также выдавать разрешения (пропуска)на вывоз продукции со складов и иных мест хранения организации;
- наличие спискалиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителеморганизации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность,фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которымданное должностное лицо имеет право принятия решений)).
Продукцияпредприятий по своему составу и назначению делится на валовую и товарную.
В составваловой продукции предприятия включает стоимость готовых изделий,полуфабрикатов и услуг производственного характера, предназначенные дляиспользования как внутри предприятия, так и отпущенных на сторону, стоимостьизготовления и ремонта тары, если она не включается в цену продукции. Валоваяпродукция характеризует общий объем производственной деятельности предприятиянезависимо от степени готовности продукции.
Товарнуюпродукцию считают — продукцией, предназначенной для реализации потребителям.При этом необходимо иметь в виду, что если предприятие производит продукцию издавальческого сырья, то она включается в состав товарной продукции безстоимости сырья, т.е. по стоимости обработки.
Учётготовой продукции на предприятиях ведут по видам, сортам и местам хранения внатуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.
Нарисунке 1 отражены измерители готовой продукции.
Количественныйучёт готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых в даннойорганизации, исходя из её физических свойств (объём, вес, площадь, линейныеединицы или поштучно). Для организации учёта количественных показателейоднородной продукции могут применяться условно-натуральные измерители.
Условно-натуральныеизмерители необходимы для получения обобщённых данных по учёту однороднойпродукции. Количество такой продукции по видам пересчитывают с помощьюкоэффициентов в условный вес, сорт, типоразмер и т.п. Коэффициенты соотношенияопределяются в зависимости от содержания полезного вещества в продуктах,трудоёмкости их изготовления, уровня затрат, длительности производственногоцикла. Примером может служить измерение количества выплавленного чугуна впересчете на предельный, на консервных предприятиях выпуск продукции в тысячахусловных банок, в химической промышленности — весовые или объемные единицы внатуре без указания содержания полезного вещества.
/>
Рис. 1.Измерители готовой продукции предприятий пищевой промышленности
Приорганизации аналитического бухгалтерского учёта готовой продукции не должнодопускаться ведение учёта только в количественном выражении, безсоответствующей стоимостной оценки.
Стоимостными(ценностными) показателями произведенной продукции являются объемы валовой итоварной продукции. Совокупная величина выручки характеризует объемреализованной продукции. В объем произведенной продукции включает стоимость: готовыхизделий и продуктов, выработанных за отчетный период всеми подразделениямиорганизации, предназначенных для продажи на сторону, передачи своему капитальномустроительству и своим обслуживающим подразделениям, для зачисления в составсобственных основных средств, а также выдачи своим работникам в счет оплатытруда; работ (услуг), выполненных (оказанных) по заказам со стороны, для своегокапитального строительства и своих обслуживающих подразделений, а также работпо модернизации и реконструкции «собственного оборудования; выполненных заотчетный период работ по изготовлению продукции (изделий) с длительнымпроизводственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено;полуфабрикатов собственной выработки, отпущенных за отчетный период на сторону,независимо от того, выработаны они в отчетном периоде или ранее.
Изделия,выработанные из сырья и материалов, не оплачиваемых производителем готовойпродукции, включаются в её объём, за исключением стоимости этих сырья иматериалов. Объём произведённой организацией продукции определяется безстоимости внутризаводского оборота. Готовая продукция, учитываемая наодноимённом счёте, должна иметь материальное содержание и потому не включаетстоимости работ и услуг, выполненных для других потребителей, а также дляобслуживающих производств и хозяйств организации.
Важнойпредпосылкой для правильной организации синтетического и аналитического учетавыпуска, продажи и хранения продукции на складе, а также исчисления финансовыхрезультатов является наличие номенклатуры-ценника.
Номенклатура-ценник- это перечень выпускаемой продукции (изделий). Он разрабатывается самойорганизацией. За основу берут классификацию продукции (изделий) по определеннымпризнакам (назначение, модель, артикул, марка, сорт и др.) В соответствии сэтим устанавливается количество цифр в номенклатурном номере. Вноменклатуре-ценнике указываются номенклатурный номер, наименование продукции(изделий), характеризующие их признаки, единица измерения и учетная цена. Вкачестве учетной цены используется нормативная (плановая) себестоимость илипродажная цена. При применении в организации компьютеров в дополнение кноменклатуре-ценнику составляются справочники с расширенным перечнем признаковпо выпускаемой продукции и данным о покупателях. В частности, в справочникнаряду с номенклатурными номерами заносятся следующие признаки: необлагаемая иоблагаемая налогами продукция, ставки налогов и др. На базе таких перечнейсоставляются сведения о выпуске продукции основным производством,вспомогательными цехами, обслуживающими хозяйствами, отдельными цехами иучастками и т.д.
Такимобразом, готовой продукцией промышленного производства являются изделия ипродукты, полностью законченные обработкой в данной организации, прошедшиепроверку на соответствие утвержденным стандартам или техническим условиям иоформленные приемосдаточной документацией. Планирование и учет промышленнойпродукции ведут в натуральных, условно — натуральных и стоимостных показателях.Основное требование учета состоит в полном и правильном оприходовании готовыхизделий, обеспечении их сохранности, своевременности отгрузки, в контроле завыполнением договоров и обязательств по поставкам продукции, передачевыполненных работ и оказанных услуг потребителям. Каждая готовая продукцияимеет свою номенклатуру — ценник, где указывается номенклатурный номер,наименование продукции, единица измерения и учетная цена.
1.2Оценка готовой продукции, ее варианты
Готоваяпродукция (выполненные работы, оказанные услуги) в зависимости от принятойучетной политики, оценивается и отражается в бухгалтерском учёте и балансепредприятия по фактической или нормативной (плановой) себестоимости, а также поотпускным (договорным) и другим видам цен.
Фактическаяпроизводственная себестоимость в качестве учетной цены продукции применяется,как правило, при единичных и мелкосерийном производстве, а также при выпускемассовой продукции небольшой номенклатуре.
Производственнаяготовая продукция организацией принимается к бухгалтерскому учету пофактической себестоимости и определяется исходя из фактических затрат,связанных с ее производством. При этом калькулируемые объекты иногда расчленяютпо узлам крупным конструктивным элементам. В итоге производственнаясебестоимость изделия складывается из суммы затрат на отдельные его составныечасти.
Целесообразнаоценка готовой продукции по производственной себестоимости и на предприятиях сограниченной номенклатурой продукции, когда её выпуск и продажа производятсяежедневно. Недостаток данного варианта оценка — неточности в исчислениисебестоимости до завершения всех работ по объекту и окончания отчётного месяца.При этом фактическая производственная себестоимость выпущенной продукциирассчитывается по формуле:
Сф = Нн+ 3 – Р – Б – Нк, (1)
где Сф — фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции;
Нн — остаток незавершенного производства на начало месяца;
3 — затраты на производство за месяц;
Р — расходы на подготовку и освоение производства;
Б — потери от брака;
Нк — остаток незавершенного производства на конец месяца.
Поформуле видим, что существенное значение при начислении фактическойпроизводственной себестоимости имеют потери от брака.
Появлениебрака — это неизбежная часть любого производства. Браком считаются изделия,полуфабрикаты, детали, которые не соответствуют по своему качествуустановленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованыпо прямому назначению или могут быть использованы лишь после их переработки илиисправления. Поэтому фактическую себестоимость готовой продукции исчисляют поокончании отчетного периода (месяца), что задерживает выполнение текущихучетных работ. Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск,отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценкапродукции.
Текущий,ежедневный учет движения готовой продукции ведется или по плановойпроизводственной себестоимости, или по договорным ценам организации, называемымучетными.
Внастоящее время все большее распространение получил второй вариант оценкиготовой продукции — по продажным (регулируемым или свободным, рыночным) ценам итарифам (без налога на добавленную стоимость). Этот вид оценки получает внастоящее время всё большее распространение. Его используют для учётавыполненных заказов, продукции и работ, цена расчетов за которые базируется напредварительно составленной и согласованной с заказчиком калькуляциисебестоимости, когда для расчетов применяют заранее оговоренные индивидуальныецены или когда поставка продукции производится по устойчивым ценам рынка .
Применениеварианта оценки готовой продукции по нормативной себестоимости целесообразно вотраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатуройготовой продукции. Для организации бухгалтерского учета затрат нормативнымметодом необходима разработка и утверждение норм основных затрат и сметрасходов на обслуживание производства и управление. Но, применяя данный вариантучета готовой продукции, возникает необходимость исчисления отклонений в оценкетоварного выпуска по учетным ценам от его фактической производственнойсебестоимости. Это позволяет независимо от вида оценки в текущем учете определить,в конечном счете, фактическую себестоимость отгруженной и отпущенной в порядкепродажи продукции (работ, услуг), а также остатков готовых изделий на складах кконцу месяца. Расчет обычно производится по средневзвешенному проценту,исчисленному как отношение фактической себестоимости остатка продукции наначало месяца и продукции, выпущенной из производства в данном месяце, кстоимости этого же объема продукции в учетных ценах. Данные об остатках готовойпродукции на начало месяца берут из аналогичной ведомости (машинограммы) запрошлый месяц или из регистров текущего учета. Стоимость поступившей изпроизводства продукции определяют по учётным ценам на основе данныханалитического учёта её оприходования. Для исчисления средневзвешенногокоэффициента отношения фактической производственной себестоимости к стоимостипродукции по учётным ценам (у) используется формула:
/> (2)
где р1….рn — остаток продукции и количество и поступившей продукции в течение месяца;
q1…qn — фактическая производственная себестоимость остатка икаждой группы поступления готовой продукции;
k1…kn — учетная цена единицы продукции;
n — количествовидов продукции.
Приприменении оценки товарного выпуска продукции по прямым статьям затратпроизводственная (полная) фактическая себестоимость готовой продукции неисчисляется. Расходы на обслуживание производства и управление им(общехозяйственные и др.) за отчётный период в полной сумме относят насебестоимость проданной продукции, т.е. списывают на дебет счёта продаж.
Трудоёмкостьучёта движения продукции, расчётов её фактической себестоимости на стадияхдвижения и остатков на складе существенно снижается при его автоматизации. Припроектировании, внедрении и использовании системы обработки информации по учётуготовой продукции с помощью компьютера необходимо принимать во вниманиеследующие особенности: учётная информация о наличии и движении продукции должнабыть оперативной. Исходя из этого условия необходимо обеспечить возможностьполучения всех выходных машинограмм или данных по запросу на любую датуотчётного периода; учётная информация должна быть представлена по каждому кодупродукции в количественных и стоимостном выражении; все данные по учёту готовойпродукции должны быть увязаны с учётной информацией о затратах на производство,с показателями оборотного и сальдового балансов по счётам бухгалтерского учёта.
Такимобразом, готовая продукция на предприятии в зависимости от принятой учетнойполитики, оценивается и отражается в учёте по фактической или нормативной(плановой) себестоимости, а также по отпускным (договорным) и другим видам цен.Учетные цены, т. е. плановая себестоимость или договорная цена единицыпродукции, разрабатывается организацией самостоятельно. В конце месяца плановаясебестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм ипроцентов отклонений по Группам готовой продукции. Суммы и проценты отклоненийрассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступление замесяц.
1.3Управление процессами выпуска и реализации готовой продукции на предприятии
Предприятие,выпускающее готовую продукцию, заинтересовано в её полной реализации. Поэтомудо начало организации выпуска готовой продукции необходимо составить спокупателем-заказчиком договор купли-продажи.
Отгрузкойи отпуском продукции занимается отдел сбыта (маркетинга) организации. Работникиэтой службы заключают договоры с покупателями, оформляют документы наотгруженную продукцию, осуществляют оперативный учет движения продукции наскладе контролируют выполнение договорных обязательств, своевременностьпоступления средств от покупателей.
Отгрузкапродукции осуществляется в соответствии с договором купли-продажи (поставки),заключаемым между продавцом и покупателем. По договору купли-продажи продавецобязуется передать продукцию в собственность покупателю, а покупатель — принятьи оплатить ее. Изготовленную продукцию предприятие должно отправитьпотребителям в точном соответствии с количеством, сроками и другими условиями,предусмотренными в договорах поставки. Совокупность объемов предстоящей вотчетном периоде отгрузки готовой продукции в разрезе покупателей является дляпредприятия-поставщика ее обязательствами по поставкам.
Договоркупли-продажи, определяющий эти обязательства, является важнейшим юридическимдокументом, регулирующим хозяйственные взаимоотношения поставщика и покупателя.В нем, кроме обязательств передать в собственность покупателя товар и правеполучить за него определенную в договоре цену, приводятся требования к качествутовара, условиям поставки, определяется порядок расчетов, ответственностьсторон.