Институт экономики иуправления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
На тему«Анализ деятельности Республиканской клинической инфекционной больницы и разработкапредложений по улучшению ее работы»
Ижевск 2008
Содержание
Введение
1. Современноесостояние РКИБ
1.1.Состояние ипроблемы российского здравоохранения
1.2. История создания и развития,организационно-правовая форма, цели и виды деятельности РКИБ
1.3.Характеристикаоказываемых услуг
1.4.Структурауправления РКИБ
1.5.Персонали оплата труда
1.6.Внешнееокружение и маркетинг в РКИБ
2. Экономическийанализ деятельности организации
2.1. Динамикаосновных экономических показателей
2.2. Анализосновных и оборотных средств организации
2.2.1.Анализ основных средств
2.2.2.Техническая оснащенность РКИБ
2.2.3.Оборотный капитал РКИБ
2.2.4.Анализобеспеченности РКИБ материальными ценностями
2.3. Анализсебестоимости продукции
2.4. Оценкафинансового состояния
2.4.1.Вертикальный анализ баланса
2.4.2.Анализ исполнения сметы расходов РКИБ
2.5. Анализприбыли и рентабельности
3. Разработкапредложений по улучшению деятельности РКИБ
3.1. Теоретические вопросыопределения мероприятий по улучшению деятельности системы здравоохранения
3.2.Выявлениеосновных проблем деятельности РКИБ
3.3. Разработка вариантовуправленческих решений по улучшению деятельности организации
4. Проектпо улучшению деятельности РКИБ
4.1. Проектиспользования биомассы дождевого червя
4.1.1.Суть проекта использования биомассы дождевого червя
4.1.2. Организационно-экономическиймеханизм внедрения предлагаемой научной разработки
4.1.3. Анализ препарата смедицинской и потребительской точки зрения
4.1.4.Финансово-экономический анализ проекта
4.2. Введение дневногостационара за счет расширения коечного фонда дневного стационара
4.3.Приобретение и окупаемость необходимого оборудования
4.3.1. Расчетэффективности инвестиций по приобретению аппарата «амок»
4.3.2. Расчетэффективности инвестиций для аппарата рентгенографии
Заключение
Списоклитературы
Приложение 1. Анализ обеспеченности ОС по трем отделениям РКИБ
Приложение 2.Вертикальный анализ баланса РКИБ
Приложение 3. Анализ исполнения сметы расходов побюджетному финансированию
Приложение 4. Анализ исполнения сметы расходов пофинансированию УТФОМС
Приложение 5. Анализ исполнения сметы расходов повнебюджетному финансированию
Приложение 6. Анализсоотношения расходов РКИБ по бюджету
Приложение 7. Анализсоотношения расходов РКИБ по УТФОМС
Приложение 8. Анализсоотношения расходов РКИБ по внебюджету
Приложение 9. Анализсоблюдения сметных назначений по бюджету
Приложение 10. Анализсоблюдения сметных назначений по УТФОМС
Приложение 11. Анализсоблюдения сметных назначений по внебюджету
Приложение 12. Анализотчета финансовых результатов
Введение
Успешная реализациязадач, стоящих перед медицинскими учреждениями, одной из которых являетсякачественное медицинское обслуживание, в огромной степени определяетсясостоянием экономики, которое в последнее время претерпело существенноеизменение. Новые условия хозяйствования, введение медицинского страхования,ухудшение финансирования привели к повышению значимости экономической стороныдеятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Традиционно недостаточноевнимание, уделявшееся ранее экономике здравоохранения, негативно сказалось наразработанности методик планирования, в том числе и финансового, методовфинансирования и его источников в деятельности медицинских учреждений сегодня.Да и нынешний процесс совершенствования нормативной базы здравоохранения менеевсего затрагивает экономическую сферу и особенно в части оказания платныхмедицинских услуг. Медицинские учреждения испытывают острый недостатокметодических материалов по различным вопросам экономической деятельности.
Проблема усугубляетсятем, что при переходе на обязательное медицинское страхование (ОМС) ослабляетсяконтроль за рациональным использованием средств со стороны органов управления.Контроль же со стороны страховых организаций, территориального фонда и другихструктур ОМС находится лишь на стадии становления. В результате наблюдаетсябольшой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений — отжесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений.
При традиционномбюджетном финансировании, обеспечивающем гарантированность поступления средств,финансовое планирование больницы просто не имело смысла. В нынешней жеситуации, когда медицинские учреждения вынуждены искать свою нишу на рынкемедицинских услуг, обеспечивать себе дополнительные источники поступленияфинансовых средств, данное направление выходит на передний план, поскольку отэтого зависит их выживание, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследованияданной работы является Республиканская клиническая инфекционная больница(РКИБ). Переход здравоохранения на новые условия хозяйствования поставил передней сложные экономические проблемы. Нестабильность поступления бюджетныхассигнований, поиск новых источников финансирования, введение страховоймедицины и платных медицинских услуг во многом изменило использование ираспределение финансовых ресурсов больницы. Все это требует совершенно новыхподходов и знаний, прежде всего администрации больницы, бухгалтерии,экономической службы, отдела кадров. Как известно, система управления иорганизация работы основываются на юридических, экономических, организационных,технологических и других аспектах. Однако, в переходный период они стали существенноменяться от ставших привычными в бюджетной сфере отношений. Без преувеличенияможно сказать, что неизменным остается только сам лечебно-диагностическийпроцесс.
Целью данной работыявляется анализ проблемных вопросов деятельности учреждений здравоохранения напримере Республиканской клинической инфекционной больницы и пути еесовершенствования. В соответствии с поставленной целью в работе будут решеныследующие задачи:
§ анализ ресурсовучреждения, эффективность их использования;
§ финансовый анализРКИБ.
Информационной базойисследования являются практические материалы работы предприятия. Практическаязначимость результатов исследования состоит в обосновании направлений улучшениядеятельности РКИБ.
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РКИБ
1.1.Состояние и проблемы российского здравоохранения
За последние годы в стране сложилась крайненеблагоприятная обстановка в сфере здравоохранения. Снизилиськачество и доступность медицинской помощи населению.Медико-демографическая ситуация характеризуется ростом смертности,падением рождаемости, отрицательным естественным приростомнаселения. Актуальной проблемой стали социально обусловленныеболезни. Недостаточное финансирование здравоохранения совмещаетсяс низкой эффективностью использования ресурсов и несбалансированностьюструктуры медицинской помощи. Программа государственных гарантийоказания гражданам бесплатной медицинской помощи во многом носитдекларативный характер, так как не обеспечена в полном объеме финансовымисредствами. Дефицит средств по ней составляет 30-40 отпотребности. В результате больные платят даже за то, что по законудолжны получить бесплатно. Причем в наиболее тяжеломположении оказываются наименее обеспеченные граждане. Отсутствует конкретизациягосударственных гарантий медицинской помощи по видам, объемам,порядку и условиям ее оказания, что приводит к росту объемов «теневых»медицинских услуг, служебным злоупотреблениям и социальнойнапряженности, т.к. при сегодняшнем уровне достатка платныемедицинские услуги являются недоступными для большинстванаселения страны.
Не решена проблема равнодоступности медицинской помощи для жителейразличных территорий страны, а такжесельского и городского населения. Расходы бюджетов и средствобязательного медицинского страхования (ОМС)отдельных регионов и муниципальныхобразований на одного жителя различаютсяв десятки раз, что нарушает принципы социальной справедливости.
Особую обеспокоенность вызывает состояние первичноймедико-санитарной помощи. Амбулаторно-поликлиническая службаоказалась не в состоянии обеспечить население доступным иквалифицированным медицинским обслуживанием на уровне первичногозвена, где начинают и заканчивают обследование и лечение до80 населения, обращающегося за медицинской помощью. Сталиочевидными недостатки ее организации. Существенные диспропорции вобъемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарнойпомощи (соответственно, 20-30 и 70-80 всех расходов на здравоохранение)ограничивают возможность развития материально-технической базыи внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказаниямедицинской помощи на до — и послегоспитальном этапах и приводят красширению показаний к стационарному лечению, удорожаниюмедицинской помощи в целом. Отсутствует экономическаямотивация развития стационарзамещающих видов помощи, утрачиваютсякомплексный подход к здоровью пациента и преемственность междуврачами в обследовании и лечении, что отрицательно влияет наэкономичность и результативность медицинского обслуживания.
Требует совершенствования система ОМС, имеющаяряд серьезных системных недостатков, включая несбалансированностьпрограмм ОМС по видам и объемам медицинской помощи с размерамифинансирования, невыполнение субъектами РФ своих обязательствпо уплате страховых взносов на неработающее население в полномобъеме, отсутствие механизмов реализации этих обязательств, низкуюуправляемость системы ОМС.
Сложившаяся модель ОМС не смогла существенноповлиять на эффективность использования ресурсов здравоохранения.Нереализованными оказались ожидания в отношении конкуренциистраховщиков как фактора более эффективного взаимодействия смедицинскими организациям в интересах застрахованных. Населениепрактически не может выбрать страховщика. Кроме того, страховщики ненесут финансовых рисков в отношении оплаты медицинской помощи и поэтому незаинтересованы в выборе более эффективных вариантов организациипредоставления медицинской помощи застрахованным.Действующая система ОМС не способствует более эффективномуиспользованию ресурсов и проведению структурныхпреобразований в здравоохранении. В связи с этим необходимпересмотр действующей модели ОМС: прав и обязанностей страхователей,фондов ОМС, страховых медицинских организаций, застрахованных, атакже правил взаимодействия между ними. Эти изменения требуютпринятия нового закона об обязательном медицинском страховании,целью которого является создание реальных условий для обеспечениягосударственных гарантий медицинской помощи гражданам РФ за счет обеспеченияее финансовой сбалансированности, расширения прав застрахованных,повышения управляемости системой ОМС, создания у страховщиков имедицинских организаций стимулов к более эффективному использованиюресурсов.
Вызывает тревогу состояниематериально-технической базы лечебно-профилактическихучреждений. Средний износ зданий медицинских учреждений составляет свыше 60.Многие из них требуют капитального ремонта и реконструкции. Износ оборудованиясоставляет более 80 .
Не обошли стороной данные проблемы и систему здравоохраненияУдмуртии.
По итогам 2004 года, многие показатели здоровья населения Удмуртии улучшились.Так, финансирование здравоохранения республики в 2004 году выросло и составило2924 руб. на 1 жителя, что на 28 больше по сравнению с 2003 г. В целом по уровню бюджетного финансирования медицина Удмуртской Республики находится на 22-мместе в стране. Отмечается тенденция к увеличению платных медицинских услуг врайонных и городских больницах республики. Было оказано платной медицинскойпомощи на 385 млн. руб., что составило 9 от всего финансирования в системездравоохранения. В 2004 году Минздравом УР проводится работа по сокращениюколичества платных услуг населению. В частности, планируется исключить из числаплатных госпитализацию больных в плановом порядке вне очереди.
В 2004 годузакончилось действие многих целевых программ. В результате исполнения программы“Туберкулез” на 20 снизилась заболеваемость этим социально опаснымзаболеванием. Реализация программы “АнтиВИЧ/СПИД” привела к снижению в 2 разатемпов роста числа ВИЧ-инфицированных. В 6 раз снизилась заболеваемостьгеморрагической лихорадкой, в 2 раза — клещевым энцефалитом. Только за пятьмесяцев текущего года государственные аптеки республики отпустили бесплатных ЛСна сумму около 29,5 млн. руб. Несмотря на это министр здравоохранения В.А.Мерзляков отметил, что в Удмуртской Республике существует такая остраяпроблема, как рост смертности населения. Так, в 2003 г. она возросла на 3,3. Основными ее причинами являются заболевания сердечно-сосудистойсистемы, на 2-м месте — несчастные случаи, травмы, суициды и отравления и на3-м — злокачественные новообразования. На фоне этого прискорбно, что 20 учрежденийздравоохранения требуют капитального ремонта, сильно устарел парк рентгеновскихаппаратов. Поэтому для улучшения положения в программе социально-экономическогоразвития Удмуртии на 2005—2009 гг., которая выделила здравоохранение в числоприоритетов государственной политики, акцент сделан на улучшение материально-техническойбазы здравоохранения республики. И действительно, наблюдается последовательноенаращивание темпов финансирования, принятие новых проектов, а вместе с этим иобновление основных фондов в здравоохранении. Так, подводя итоги 2005 года,Министерство здравоохранения Удмуртии отметило, что финансирование отраслиздравоохранения в прошлом году по сравнению с предыдущим увеличилось на 25процентов. Улучшить демографическую ситуацию в регионе, увеличитьпродолжительность жизни жителей республики — этим целям подчинены реализующийсяв стране приоритетный национальный проект «Здоровье» и целый комплексмероприятий в здравоохранении, подкрепленных солидными денежными вливаниями избюджета республики. Так, в 2006 — 2007 годах особое внимание уделено развитиюпервичной медицинской помощи, развитию профилактической работы, оснащениюамбулаторно-поликлинических учреждений и станций скорой помощи современнымдиагностическим оборудованием. В рамках проекта«Здоровье» в республику прибыло 24 аппарата УЗИ и 2 рентгеновских. За счетреспубликанского бюджета в отделениях гемодиализа установлены 16 современныхаппаратов «искусственной почки», приобретено медицинское оборудование длякардиохирургии на 100 млн. руб., республиканские больницы получили новоерентгеновское оборудование. Объемы инвестиций, на которые идетреспублика во благо здоровья населения, поразили приехавших в Ижевск ведущихзарубежных и российских медиков — техническое перевооружение медучрежденийреспублики по темпам опережает нацпроект. Дело охраны здоровья поставлено вреспублике на жесткий контроль. Планируется строительство новых больниц иреконструкция действующих. К 2008 году намечается возведение 18 объектовздравоохранения, 15 из которых включены в федеральную адресную инвестиционнуюпрограмму. В общей сложности, на строительство онкологического центра,родильного дома в Ижевске, противотуберкулезного санатория и других объектов изфедерального и республиканского бюджетов будет выделено более 3 млрд. руб.
Наряду с этимнеобходимо отметить, что программа государственных гарантий оказания бесплатноймедицинской помощи финансируется из республиканского бюджета с дефицитом в30-40 процентов, что ведет к увеличению объема платных медицинских услуг.
Таковаситуация в современном здравоохранении на общероссийском и республиканскомуровнях. Но более объективную оценку можно получить только посленепосредственного анализа деятельности учреждений здравоохранения.
1.2.История создания и развития, организационно-правовая форма, цели и видыдеятельности РКИБ
В апреле 1998 г. инфекционнаяслужба Удмуртской Республики впервые отмечала свой юбилей при участии ведущихспециалистов Российской Федерации.
Начало инфекционной службыбыло положено в далеком 1808 году, когда в районе нынешнего вокзала были построеныдеревянные бараки заводского госпиталя, а улица получила название Госпитальной.Госпиталь состоял из 3-х отделений и вспомогательных служб, в нем можно было разместитьдо 300 больных. В 1875 году два корпуса из трех сгорели. Строительство нового Ижевскоголазарета было начато только в 1885 году на той же Госпитальной улице, но навысоком месте, поблизости от огромной площади Михайловского собора. Начиная с1923 года, лазарет стал заполняться только инфекционными больными. В теченииряда лет инфекционная больница работала в составе республиканской, а затем — 2-йгородской больницы. Как самостоятельное лечебное учреждение инфекционная больница функционирует с 1945 года. До 1988 года она располагалась в старых деревянныхзданиях барачного типа по улице Свободы, 187. Условия работы сотрудников былитяжелыми: тесные помещения, печное отопление, отсутствие горячей воды.
Республика развивалась,росла численность населения, и стены инфекционной больницы стали тесными. В1988 году больница переехала в новую типовую клинику на улице Труда, 17.Вторая очередь больницы была введена в 1991 году.
Новаябольница построена по типовому проекту, располагает 255 взрослыми и 135детскими койками, оснащена современным оборудованием. В ней осуществляетсяплановая и экстренная специализированная медицинская помощь инфекционным больнымнашей республики. С 1992 года инфекционная клиническая больница получила статус республиканской (РКИБ) и прошла лицензирование на I категорию.
РКИБ в настоящее время являетсяшколой передового опыта. Здесь больные получают высококвалифицированнуюмедицинскую помощь, а также внимание и чуткое отношение всего персоналабольницы.
Официальное полное исокращенное наименование: Республиканская клиническая инфекционная больница(РКИБ).
Государственноеучреждение здравоохранения РКИБ учреждено Министерством здравоохраненияУдмуртской Республики (Минздрав УР) по согласованию с Государственным комитетомУР по управлению государственным имуществом УР (Госкомимущество УР).
РКИБ является юридическимлицом, находящимся в ведении Минздрава УР и функционирующим в соответствии сзаконодательством РФ, УР, Уставом учреждения, приказами и указаниями МинздраваУР, РФ.
РКИБ имеетсамостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своимнаименованием и с наименованием вышестоящего ведомства, бланки.
РКИБ выступает истцом иответчиком в суде, арбитражном и третейском суде в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. РКИБ не отвечает по обязательствамгосударства, его органов. РКИБ отвечает по своим обязательствам в пределахнаходящихся в ее распоряжении денежных средств. При недостаточности денежныхсредств по обязательствам РКИБ отвечает Минздрав УР.
РКИБ как самостоятельныйсубъект хозяйствования строит свои отношения с другими учреждениями,предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственнойдеятельности на основе договоров.
Республиканскаяклиническая инфекционная больница занимает монопольное место в республике и выполняетбольшую роль в оздоровлении населения. В республике сохраняется крайненегативная тенденция в динамике состояния здоровья населения. Продолжает снижатьсясредняя продолжительность жизни, высокие показатели общей смертности. Всложившейся ситуации проведением профилактических мероприятий, лечениемспособствует сохранению и укреплению здоровья. Применяет современнуюмедицинскую помощь с достаточно высоким ее качеством, соответствующим уровнюразвития медицинских технологий.
Республиканскаяклиническая инфекционная больница — государственное учреждение здравоохраненияутверждено Министерством здравоохранения УР по согласованию с государственнымкомитетом УР по управлению государственным имуществом.
Учреждение не отвечает пообязательствам государства, его органов. Учреждение отвечает по своим обязательствамв пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточностиденежных средств по обязательствам учреждения отвечает Министерство здравоохраненияУР.
Учреждение являетсяРеспубликанским центром инфекционных болезней, клинической базой кафедринфекционных болезней и детских инфекционных болезней Ижевской медицинскойакадемии.
Основными задачамиявляются оказание высококвалифицированной специализированнойконсультативно-диагностической и лечебной помощи населению республики и г.Ижевскапо инфекционным заболеваниям; организация и осуществление диспансеризацииреконвалесцентов, перенесших тяжелые формы природно-очаговых инфекций, вирусныхгепатитов и других инфекций; организация и проведение мероприятий посанитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового образажизни. Все это способствует достижению цели – оздоровление и поддержаниездоровья населения.
В своей деятельностиполиклиника руководствуется приказами Министерства здравоохранения РФ №6 от13.01.95. г. “Об утверждении положений о республиканской (краевой, областной,окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре”, Уставом РКИБ.
Основной формойпланирования работы поликлиники является комплексный план, в котором отражаетсяобъем медицинской и организационно — методической помощи, показатели моделиконечных результатов деятельности, повышение квалификации врачей и среднихмедработников, платных медицинских услуг, приобретение медтехники и оргтехники.Планирование деятельности поликлиники и определение перспективы развитияосуществляется по согласованию с главным врачом РКИБ, по согласованию сМинистерством здравоохранения УР.
1.3.Характеристика оказываемых услуг
Учреждениеосуществляет следующие виды деятельности:
§ организационно-методическаяработа, направленная на повышение уровня диагностики и оказания медицинскойпомощи инфекционным больным;
§ организационно-методическоеруководство КИЗами, инфекционными стационарами и отделениями ЛПУ;
§ разработкапрограмм мероприятий по профилактике природно-очаговых, особо опасных и другихинфекций;
§ оказаниеинтенсивной и реанимационной помощи инфекционным больным;
§ диагностика,лечение, реабилитация больных с инфекционными болезнями, в том числе, вусловиях чрезвычайных ситуаций;
§ оказание экстреннойконсультативно-диагностической и лечебно-профилактической поликлинической истационарной помощи в условиях соблюдения лечебно-охранительного ипротивоэпидемического режимов, недопущение распространения инфекционныхзаболеваний за пределы больницы (отделения);
§ внедрение впрактику новых методов диагностики и лечения инфекционных заболеваний;
§ экспертизатрудоспособности и первичная диспансеризация инфекционных больных, выдачабольничных листов и заключений о переводе на другую работу по состояниюздоровья;
§ мероприятия поповышению квалификации врачебного и среднего медицинского персонала, в т.ч. дляврачей общей сети;
§ информацияорганов здравоохранения, санитарно-эпидемиологических илечебно-профилактических учреждений о выявленных инфекционных заболеваниях,поздней госпитализации, изменениях диагноза, внутрибольничных инфекциях, анализэффективности диагностической и лечебной деятельности, изучение отдаленныхрезультатов лечения;
§ дезинфекция вещейи белья больных, текущая дезинфекция помещений больницы, санитарная обработкатранспорта и сопровождающих лиц;
§ осуществлениефинансово-хозяйственной, внешне-экономической, фармацевтической деятельности;
§ оказаниедополнительных платных медицинских услуг и работа по договорам с организациямии предприятиями.
Услуги, оказываемые РКИБ,можно разделить на 3 вида:
а)Консультативно-поликлиническая помощь, которая включает в себя:
— консультативно-диагностическая помощь по направлениям ЛПУ в приемных отделенияхРКИБ и в консультативно-диагностическом кабинете;
— выезднаяконсультативно-диагностическая помощь ЛПУ города и республики;
— диспансерное наблюдениереконвалесцентов инфекционных болезней и реабилитационная помощь;
— в случае необходимостив дневном стационаре, при недостатке стационарных мест.
б) Стационарная помощьоказывается по следующим профилям в отделениях:
— в двух приемныхотделениях (детском и взрослом);
— в двух менингитныхотделениях (детском и взрослом);
— природно-очаговых ипаразитных заболеваний;
— диагностическом;
— двух отделенияхкишечных инфекций (детском и взрослом);
— двух гепатитныхотделениях (детском и взрослом);
— реанимационномотделении.
в) Параклиническая помощьоказывается по следующим профилям:
— лабораторныеисследования (клинико-диагностические, вирусологические, бактериологические,биологические, паразитологические и иммунологические);
— физиолечение;эндоскопия; иглорефлексотерапия;
— ультразвуковыеисследования; электрокардиография;
— рентгенологическиеисследования;
— стоматологическаяпомощь.
1.4.Структура управления РКИБ
Под структурой управленияорганизацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов,находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих ихфункционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являютсяотдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношениямежду ними поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям. Всовременных условиях находят применение различные организационные структуры,среди которых необходимо отметить: линейную, функциональную,линейно-функциональную, дивизионную, матричную. Наибольшее распространениеполучила линейно-функциональная структура, в основе которой линейная вертикальуправления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемаморганизации. Данная схема получила распространение и в здравоохранении.
Структура управления РКИБпредставлена на рис.1:
/>
Рисунок 1- Состав функцииуправления РКИБ.
Высшим должностнымлицом РКИБ является главный врач, назначаемый и освобождаемый Минздравом УР.
Главныйврач осуществляет текущее руководство деятельностью РКИБ, подотчетен МинздравуУР и действует по вопросам его компетенции на принципах единоначалия.
Главный врач выполняетследующие функции и обязанности по обеспечению деятельности РКИБ:
- распоряжаетсяимуществом РКИБ (в пределах, установленных Уставом), заключает договора, выдаетдоверенности;
- утверждаетштатное расписание структуры учреждения, и их управление;
- издает приказы идает указания обязательные для работников РКИБ.
Главный врачсамостоятельно определяет структуру администрации аппарата управления,численность, квалифицированный и штатный составы, назначает на должность иосвобождает работников администрации и других работников больницы.
Второй уровень управления больницей – пять заместителейглавного врача:
- заместители полечебной части (по детству и по взрослым) и по поликлинике. Основнымивыполняемыми функциями являются руководство лечебным процессом, планированиелечебной деятельности, ее контроль и регулирование, составление отчетов попролеченным больным.
- заместитель погражданской обороне. Основными его задачами являются разработка планов поэвакуации персонала при наступлении форс-мажорных обстоятельств, проведениеконсультаций и лекций по безопасности на случай эпидемии, войны и др. В случаевойны заместитель по гражданской обороне приобретает статус главногоруководителя, т. к. врачи являются военнообязанными.
- заместитель поэкономическим вопросам разрабатывает финансовые планы и осуществляет контрольза их исполнением, также разрабатывает положения об оплате труда работников,ценовую политику, расценки, имеет право создавать квалификационную комиссию(включая самого заместителя по экономическим вопросам) для присвоения илиповышения разряда.
Состав структурныхподразделений:
- бухгалтерия осуществляетучет и контроль поступления и расходования денежных средств,товарно-материальных ценностей, проведение банковских и кассовых операций,анализ финансово-хозяйственной деятельности и т. д.;
- организационно-методическийотдел (ОМО) производит организационную и юридическую работу, обеспечиваетнеобходимой информацией и методическими материалами исходящими из вышестоящихорганов, обеспечивает помощь в управлении учреждением;
- лечебный отделвключает в себя:
§ отделфункциональной диагностики (ОФД) выполняет диагностику пациентов (ЭКГ, УЗИ,рентгенологические исследования);
§ физиоотделениепроводит лечение больных на специальных медицинских аппаратах, предназначенныхдля этого;
§ с 1 по 8отделения и реанимация. В отделениях назначается диагностика, проводитсяконтроль и само лечение. В реанимации оказывается экстренная медицинская помощьвновь прибывшим тяжело больным пациентам;
- хозяйственнаячасть: пищеблок, лифтеры, уборщицы, бригада по обслуживанию и текущему ремонтусантехнического, вентиляционного и электрооборудования, прачечная;
- вспомогательныеподразделения: централизованное стерилизационное отделение (ЦСО) (проводитсястерилизация медицинских приборов), кадровый отдел.
Основным достоинствомэтой структуры является то, что она дает возможность специализироватьвыполнение отдельных функций и в результате повысить компетентность управленияв целом. Эта структура стимулирует профессиональную специализацию, уменьшаетдублирование усилий, улучшает координацию деятельности. Но, вместе с темспециализация функциональных отделов может явиться препятствием для успешнойдеятельности учреждения, так как затрудняет координацию управленческихвоздействий. Отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей своихподразделений, чем общих целей всего учреждения. Это увеличивает вероятностьконфликта между функциональными отделами. При этом цепь команд от руководителейдо непосредственного исполнителя становится слишком длинной.
1.5.Персонал и оплата труда
Основой качественного и эффективного функционирования современнойсистемы здравоохранения являются трудовые ресурсы, значение которыхусиливается персонифицированным характером труда работников учрежденийздравоохранения. Одной из важнейших задач кадровой и организационной работы вздравоохранении сейчас является сохранение традиционно высокого уровняквалификации персонала, обеспеченность больничных учреждений кадрами,сохранение и повышение качества обслуживания населения, поэтому в условияхпостоянно возрастающего уровня текучести квалифицированных кадров и сниженияуровня оплаты труда работников бюджетной сферы задачи управления требуютпринятия своевременных и обоснованных решений, способных изменить ситуацию клучшему. Принятие же любого управленческого решения немыслимо без тщательного исбалансированного анализа.
Значениеанализа труда и заработной платы обусловливается необходимостью постоянногоопределения резервов улучшения качества работы учреждений здравоохранения,повышения эффективности использования рабочей силы и эффективности расходованиябюджетных средств, выделяемых на оплату труда работников системыздравоохранения. В данной работе мы проведем анализ труда и заработной платы в2 направлениях:
1). Анализобеспеченности учреждения трудовыми ресурсами;
2). Анализ использованияфонда заработной платы.
Анализобеспеченности трудовыми ресурсами.
Общую картинусостояния и тенденции развития трудовых ресурсов учреждения дает анализизменения численности работников, проведенный по категориям персонала, чтопозволяет оценить также состав, структуру и качество трудовых ресурсов (табл.1):
Таблица 1 — Анализчисленности и квалификации персонала РКИБКатегории персонала 2004 год 2005 год темп роста, % 2006 год темп роста, % /> кол-во чел. уд. вес, % ср. возраст, лет кол-во чел. уд. вес, % ср. возраст, лет кол-во чел. уд. вес, % ср.возраст, лет /> 1. врачи, в т.ч. 149 14,23 39 151 14,48 38,6 101,34 145 13,97 37,8 96,03 /> /> высш.категории 47 4,49 47 4,51 100,00 49 4,72 104,26 /> /> 1категории 31 2,96 33 3,16 106,45 37 3,56 112,12 /> /> 2категории 27 2,58 33 3,16 122,22 39 3,76 118,18 /> /> 2. ср. медицинский персонал 364 34,77 34,1 361 34,61 33,5 99,18 361 34,78 33,4 100,00 /> /> /> /> высш.категории 29 2,77 32 3,07 110,34 34 3,28 106,25 /> /> 1категории 177 16,91 154 14,77 87,01 151 14,55 98,05 /> /> 2категории 89 8,50 79 7,57 88,76 67 6,45 84,81 /> /> 3. мл.персонал 317 0,28 29,2 312 29,91 27,8 98,42 312 30,06 27,9 100,00 /> 4.руководящие работники, административно-хозяйственный и прочий персонал 217 2,73 28,5 220 21,09 27,7 101,38 221 21,29 28,3 100,45 /> />
ИТОГО
1147
100,0
1144
100,0
99,62
1038
100,00
99,52 />
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что больницарасполагает врачебным персоналом высокой квалификации, достаточно великудельный вес медперсонала высшей и первой категории. Необходимо отметитьрезкое снижение в 2006 году по сравнению с 2004 годом удельного веса среднегомедперсонала первой категории в общей численности врачебного персонала, чтостало результатом переквалификации в высшую категорию, а также его увольнения.Настораживает и тот факт, что в целом за период снижается численность врачей (на4%), среднего (0,82%) и младшего (1,58%) медперсонала при одновременном ростенемедицинского персонала. В целом персонал «молодеет», особенно медицинский,что говорит о поступлении на работу новой, молодой, энергичной силы. В целом женаметилась негативная тенденция: общая численность персонала сокращается изгода в год.
Одним из необходимых условий эффективной работы персоналаявляется стабильность состава работников, что объясняется персонифицированнымхарактером труда специалистов. Анализ движения рабочей силы проведем в таблице2:
Таблица 2 — Анализ движения персонала.категория персонала 2004 2005 темп роста, % 2006 темп роста, % темп роста к 2004г., % Среднесписочная численность работников, чел 1039,25 1042,75 100,34 1038 99,54 99,88 Принято, чел 145 149 102,76 156 104,70 107,59 Уволено, чел, в т.ч.: 166 168 101,20 175 104,17 105,42 по собств.желанию 118 120 101,69 125 104,17 105,93 за нарушение трудовой дисциплины 19 21 110,53 39 185,71 205,26 Коэф. увольнения, % 15,97 16,11 100,87 16,86 104,64 105,55 Коэф. приема, % 13,95 14,29 102,41 15,03 105,18 107,72 Коэф. текучести, % 13,18 13,52 102,57 15,80 116,84 119,85
Можно отметитьнеблагоприятную тенденцию – коэффициент увольнения за весь рассматриваемыйпериод больше коэффициента приема, но стоит отметить, что последний растет быстрее.К примеру, количество уволившихся в 2006 году по сравнению с 2004 годом вырослона 5,42%, а количество принятых на работу – на 7,59%. Стоит также отметитьнеудовлетворительную трудовую дисциплину. В 2006 году отмечен наибольшийприрост коэффициента текучести, в этом году больше всего уволившихся за период.При сохранении подобной неблагоприятной тенденции в плановом году приходитсяожидать очередного снижения среднесписочной численности и снижения уровняукомплектованности больницы специалистами. Анализ укомплектованности, котораяхарактеризует полноту соответствия фактически занятых должностей утвержденномуих количеству по штатному расписанию, проведем в таблице 3:
Таблица 3 — Анализ укомплектованностибольницы персоналомпоказатели ср. годовое кол-во врачебных должностей ср. мед. персонал мл. мед. персонал адм.-хоз. и прочий персонал всего 2004 утверждено должностей по штатному расписанию 152 364 317 218 1051 фактически занято должностей 147,5 361,5 316,75 213,5 1039,25 коэф. укомплектованности, % 97,04 99,31 99,92 97,94 98,88 отклонение, чел. -4,5 -2,5 -0,25 -4,5 -11,75 2005 утверждено должностей по штатному расписанию 148 362 317 214 1041 фактически занято должностей 151,25 360,75 312 218,75 1042,75 коэф. укомплектованности, % 102,20 99,65 98,42 102,22 100,17 отклонение, чел. 3,25 -1,25 -5 4,75 1,75 темп роста, % 105,31 100,34 98,50 104,37 101,30 2006 утверждено должностей по штатному расписанию 151 361 312 221 1045 фактически занято должностей 146 360,75 312 219,25 1038 коэф. укомплектованности,% 96,7 99,9 100,0 99,2 99,3 отклонение, чел. -5 -0,25 -1,75 -7 темп роста, % 94,6 100,3 101,6 97,1 99,2 темп роста к 2004 г., % 99,6 100,6 100,1 101,3 100,5
Наибольшаянедоукомплектация персонала отмечается в 2004 году (примерно 12 человек или1,22%). В доукомплектации нуждается категория врачи и административно –хозяйственный персонал. В 2005 году мы наблюдаем иную картину –переукомплектация персонала по этим категориям на 4,4%. Наряду с этим имеетсядефицит по категории младший медперсонал – 5 человек. В 2006 году вновьнаблюдается дефицит персонала – 7 человек, особенно по категории врачи (5человек). В целом можно сказать, что количество фактически занятых должностейне соответствует тому объему услуг, который больница планировала предоставить.Все это в конечном итоге ведет к снижению качества медицинского обслуживания засчет перегрузки персонала.
Эти выводы подтверждает ианализ выполнения плана по основным показателям (таб.4):
Таблица 4 — Анализ выполнения планапо основным показателям.показатели 2004 2005 темп роста, % 2006 темп роста, % темп роста к 2004 г., % план факт % вып. плана план факт % вып. плана план факт % вып. плана среднегодо-вое количество коек 410 410 100,00 410 410 100,0 100,0 410 410 100,0 100,0 100,0 среднегодо-вое количество штатных должностей 1051 1039,25 98,88 1041 1042,75 100,17 100,34 1045 1038 99,33 99,54 99,88 приходится коек на штатную должность 0,390 0,395 101,13 0,394 0,393 99,8 99,7 0,392 0,395 100,7 100,5 100,1 количество врачебных должностей 152 147,5 97,04 148 151,25 102,20 102,54 151 146 96,69 96,53 98,98 приходится коек на врачебную должность 2,697 2,780 103,05 2,770 2,711 97,9 97,5 2,71 2,808 103,4 103,6 101,0 должности ср. мед. Персонала 364 361,5 99,31 362 360,75 99,65 99,79 361 360,75 99,93 100,0 99,79 приходится коек на должность ср. мед. персонала 1,126 1,134 100,69 1,133 1,137 100,3 100,2 1,14 1,137 100,1 100,0 100,2
должности мл. мед. персонала 317 316,75 99,92 317 312 98,42 98,50 312 312 100,0 100,0 98,50
приходится коек на должность мл. мед. персонала 1,293 1,294 100,08 1,293 1,314 101,6 101,5 1,314 1,314 100,0 100,0 101,5
должности прочего персонала 218 213,5 97,94 214 218,75 102,22 102,46 221 219,25 99,21 100,23 102,69
приходится коек на должность прочего персонала 1,881 1,920 102,11 1,916 1,874 97,8 97,6 1,855 1,870 100,8 99,8 97,4
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />