--PAGE_BREAK--
Пермь 2010
Аннотация
Данная курсовая работа посвящена предпринимательству России как основе экономики. В работе поднимаются вопросы динамики малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса; выявляются причины и факторы, сдерживающие развитие предпринимательства и предоставляются пути государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, направленного на поддержку данного сектора экономики и его стимулирование. Также в работе представлена характеристика малого бизнеса в регионе на примере Пермского края.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………6
1.1.Экономическая категория предпринимательства: её сущность, функции и виды…………………………………………………………………………………..6
1.2.Частная собственность – основа развития предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………9
1.3.Особая роль малого бизнеса в становлении предпринимательства………...11
2. АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………………………………………..15
2.1.Динамика структуры Российского предпринимательства…………………..15
2.2.Причины и факторы, сдерживающие развитие предпринимательства……..22
2.3.Специфика развития малого бизнеса в Пермском крае……………………...26
3. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 2010 ГОДА……………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.
Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В настоящее время в мировой экономике ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Однако малое предпринимательство имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.
Перечисленное выше, требует разработки комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.
Целью данной работы является анализ предпринимательской деятельности в России и выявление особенностей государственного регулирования.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
1) охарактеризовать предпринимательство России на современном этапе его развития, выявить специфику;
2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед предпринимательством России;
3) выявить меры по государственной поддержке предпринимательства России.
Объектом в данной работе выступает малое и среднее предпринимательство России, предметом – особенности государственного регулирования.
Первая глава работы посвящена характеристике предпринимательства как основы функционирования рыночной экономики. Вторая глава содержит анализ динамики мелкого и среднего предпринимательства, анализ проблем развития предпринимательства и особенностях мелкого бизнеса в Пермском крае. В третьей главе представлена программа совершенствования предпринимательской деятельности Российской Федерации.
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1. Экономическая категория предпринимательства: её сущность, функции и виды.
Движущим фактором поступательного развития экономики всегда выступало предпринимательство.
Предпринимательство – самостоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущаяся с целью получения прибыли для решения предусмотренных предпринимательской организацией задач [5;c.18].
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является:
1) самостоятельная;
2) осуществляемая на свой страх и риск;
3) направленная на систематические получение прибыли от пользования имуществом, продаж товаров, выполнения работ или оказания услуг деятельность;
4) осуществляемая лицами, зарегистрированными в соответствующем качестве [1].
С учетом совокупности факторов – экономических и социальных, важным аспектом современного предпринимательства является формирование условий (или среды) предпринимательства, позволяющих осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность в соответствии с принятыми решениями.
Среду предпринимательства определяют ряд факторов:
1) экономическая свобода;
2) личная заинтересованность;
3) возможность конкуренции с учетом антимонопольного законодательства;
4) адекватные месту и времени формы государственного регулирования рыночной экономики, осуществляемые с помощью правовых и других институтов;
5) развитая рыночная инфраструктура.
Рыночная экономика по своей природе объективно предполагает ориентацию предпринимательской деятельности на прибыль, выступающую как прирост капитала. Прибыль является важнейшей целью, движущим мотивом предпринимательской деятельности.
Но может быть и другое:
1) достижение лидирующего положения в отрасли или на рынке;
2) обеспечение стабильных условий для реализации и развития предпринимательской функции;
3) в отдельных случаях – подвижническая деятельность (социально-экономическая эволюция и др.), вместе с тем она не может составлять своей сути предпринимательства, чаще всего является вспомогательной деятельностью [7; c.31].
Для понимания природы и механизмов функционирования предпринимательства важно определить его функции. Они отображены на рис.1.
Рис.1. Основные функции предпринимательства [7;c.42].
Вышеперечисленные функции ориентированные на:
1) рационализацию производства, использование сберегающих технологии;
2) решение социальных проблем – в форме проводимой на наиболее крупных предприятиях социальной политики, ориентации производства на наилучшее удовлетворение потребительского спроса, рост благосостояния.
Функции – это то, что объединяет различные виды предпринимательства. А для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация.
Классифицировать предпринимательство можно по двум основаниям:
1) по масштабам;
2) по характеру деятельности
По масштабам выделяются:
¾ индивидуальное предпринимательство (одного человека или его семьи – крестьянское хозяйство, торговая лавка и т.д.);
¾ коллективное предпринимательство – инициативным делом занят коллектив (акционерные общества и др.)
По характеру предпринимательской деятельности выделяются:
¾ коммерческие предприятия – «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности»
¾ некоммерческие организации – «не имеющие извлечение прибыли в качестве цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками» [8; c.64].
Допускается создание объединение коммерческих и (или) некоммерческих организации в форме ассоциации и союзов. В условиях сочетания коммерческой и некоммерческой деятельности коммерческие организации, соответственно, выполняют двоякую роль: с одной стороны, согласно статусу выполняют ряд работ на бесплатной основе, с другой – в соответствии с предпочтениями потребителей и их пожеланиями ряд услуг (работ) осуществляют за плату.
Характеризуемые формы сочетания платных и бесплатных работ получили в настоящее время широкое распространение в адвокатской деятельности, системах образования, здравоохранения и т.д.
1.2. Частная собственность – основа развития предпринимательской деятельности.
Частная собственность – это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Частная собственность предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля за определенными объектами — капиталом, землей, доходом, конечными товарами и т. д. Все они теперь становятся персонифицированными и имеют конкретных владельцев.
Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы. Значительная часть капитала находится в частном владении. Частная собственность на капитал, произведенные товары, полученные доходы является важным условием поддержки системы свободного предпринимательства.
Частная собственность имеет разновидности:
а) индивидуальная или семейная собственность — право непосредственного контроля объекта собственности находится у одного человека или семьи. На этой форме собственности могут, например, строиться фермерские хозяйства, небольшие магазины, мастерские, кафе. Ее еще можно назвать необъединенной частной собственностью;
б) паевая собственность — объединенная частная собственность, где право непосредственного контроля объекта принадлежит группе субъектов, которые договариваются о способе управления им. Эти субъекты называются совладельцами, или пайщиками — каждому из них причитается определенная доля (пай) объекта собственности. Обычно величина этого пая устанавливается в денежном выражении. На этой форме собственности строится множество современных предприятий, так как она имеет финансовые и некоторые другие преимущества;
в) акционерная собственность является также паевой собственностью. Однако имеет важные отличия, поэтому ее можно рассматривать отдельно от паевой. Акционер — это тот, кто внес определенный пай в капитал предприятия и взамен получил титул собственности: ценную бумагу — акцию. Акционерная собственность никогда, если предприятие действует, не может быть физически разделена, избавление или приобретение части собственности может происходить только путем отчуждения соответствующих акций.
г) собственность общественных организаций — это собственность групп людей, объединенных в какие-то общественные организации: политические партии, профессиональные союзы, союзы воинов-интернационалистов и т. д. Это неперсонифицированная частная собственность, т. е. здесь не устанавливаются индивидуальные доли в объекте собственности, которые могли бы принадлежать членам этих организаций. Например, если авторы этого пособия являются членами отраслевого профсоюза работников образования, которому принадлежит санаторий или пансионат на Черноморском побережье, то это отнюдь не означает, что каждый из нас может претендовать на свою долю в этом обольстительном объекте. Объект подобной формы собственности не делится на индивидуальные доли [10; c.82].
Частная собственность с момента ее введения стала отличаться от личной собственности, которая находилась в личном потреблении, тем, что служила целям извлечения прибыли (дохода). Предполагалось, что она будет функционировать как правовая форма осуществления индивидуальной трудовой деятельности с ограниченным применением наемного труда.
Законодательное утверждение равноправия частной и государственной собственности способствовало расширению в сфере предпринимательства правоспособности физических и юридических лиц, освобождению их от прежних ограничений. Гражданам по праву собственности принадлежит ныне не только имущество для удовлетворения своих личных потребностей, как это имело место в прошлом. Они могут владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом производственного назначения с целью ведения предпринимательской деятельности, использовать в процессе производства как собственный, так и наемный труд.
Желание получать прибыль – вот что толкает предпринимателей на риск, когда они открывают новый бизнес или занимаются иной деятельностью, приносящей пользу обществу в целом. Аналогично этому, возможность получать и использовать прибыль по своему усмотрению дает корпорациям стимул для принятия решений, умножающих ее. При этом корпорации удовлетворяют спрос потребителей.
Если нет возможности получать прибыль, отдельные предприниматели и корпорации не будут рисковать, следовательно, снизится деловая активность и будет меньше богатства в обществе. Конкурентно-рыночная система направляет стремление частных собственников к прибыли таким образом, чтобы оно служило на благо и индивиду, и обществу в целом. Однако для того чтобы рыночная экономика процветала, правительства не должны экспроприировать у граждан или фирм их собственность или реквизировать ее без справедливой компенсации.
1.3.Особая роль малого бизнеса в становлении предпринимательства.
Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами [14; c.76].
По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности.
Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:
1) высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;
2) отсутствие системы стратегического управления. Руководитель предприятия занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными планами развития предприятия;
3) высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
4) дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных [9; c.46].
Что касается спектра видов деятельности, которыми в праве заниматься малый предприниматель, то он весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.
В России в современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса.
В последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии [6; c.91].
Также, за счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
2. АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1.Динамика структуры Российского предпринимательства.
Для анализа динамики структуры Российского предпринимательства, обратимся к показателям развития малого бизнеса в Российской Федерации в разрезе регионов.
Объектами наблюдения являются юридические лица, которые в соответствии со статьей 3 Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
На начало 2010 года было официально зарегистрировано 25 567 предприятий, а ликвидировано – 17039, что видно исходя из табл.1.
Количество вновь зарегистрированных организаций
Количество официально ликвидированных организаций
Российская Федерация
25567
17039
Центральный ФО
8841
5438
Северо-западный ФО
3235
2093
Южный ФО
1829
954
Северо-Кавказский ФО
644
309
Приволжский ФО
4200
3842
Уральский ФО
2474
1153
Сибирский ФО
3187
2510
Дальневосточный ФО
1157
740
Таблица 1. Демография организаций в январе 2010 г. [12; c.78]
Наибольшее количество вновь зарегистрированных предприятий было наблюдается в Центральном ФО, но в нём же было более всех ликвидировано организаций. И всё же этот округ остаётся наиболее привлекательным для развития предпринимательства.
Далее проанализируем динамику развития малого предпринимательства в регионах России. В виду отсутствия полных статистических данных в конкретном анализе не учитываются средние и микропредприятия.
Для оценки текущей ситуации при анализе используются следующие показатели:
1) прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 октября 2008 г. по 1 октября 2009 г.;
2) увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях за период января-сентября 2009 г. по сравнению с январем- сентябрем 2008 г.;
3) рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-сентябре 2009г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г.;
4) рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г.;
По состоянию на 1 октября 2009 г. в России было зарегистрировано 227,7
тыс. малых предприятий, что на 19,2% меньше, чем по состоянию на 1 октября
2008 г., что видно исходя из таблицы 1. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей по сравнению с уровнем 1 октября 2008 г. уменьшилось на 37,9 ед. и составило 160,5 ед. [11; c.9].
Таблица 1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам РФ [11; c.8].
Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий на
100 тыс. жителей отмечено в Сибирском федеральном округе, показатель здесь
снизился на 100,5 ед. Заметно показатель снизился в Дальневосточном, Южном
и Приволжском федеральных округах – на 62,2 ед., на 54,6 ед. и на 37,5 ед. соответственно.
Рост показателя отмечен лишь в Уральском федеральном округе: количество малых предприятий в округе за год выросло на 42,0% или 38,1 ед. в расчете на 100 тыс. населения.
Табл.2 показывает распределение регионов по группам с различной динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 октября 2008 г. по 1 октября 2009 г. [11; c.10].
Табл.2. Плотность зарегистрированных малых предприятий по регионам [11; c.10]
На 1 октября 2009 г. по сравнению с 1 октября 2008 г. количество МП на100 тыс. жителей выросло в 40 регионах.
Максимальное увеличение показателя отмечено в Московской области (на 106,8 ед.), за год общее количество малых предприятий в области выросло на 58,1% до уровня 19,7 тыс. ед. Значительно выросли показатели Хабаровского края (на 90,3 ед.), Республики Карелия (на 86,8 ед.), Тверской и Владимирской областей (на 53,0 ед. и 51,8 ед. соответственно).
Наиболее серьезное снижение показателя наблюдается в Волгоградской области: количество зарегистрированных малых предприятий в регионе сократилось с 14,6 тыс. ед. до 5,1 тыс. ед. или на 364 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей области. Значительное снижение показателя (свыше 200 ед.) отмечено также в Новосибирской (на 358,4 ед.) и Томской (на 356,3 ед.) областях, Камчатском крае (на 253,9 ед.), Липецкой (на 219,7 ед.), Рязанской (на 213,4 ед.), Ярославской (на 210,3 ед.) областях, а также в Алтайском крае (на 201,8 ед.).
Теперь переходим ко второму показателю: среднесписочной численности занятых на малых предприятиях.[11; c.12].
Табл. 3. Среднесписочная численность работников, занятых на МП по округам [11;c.11].
Из табл. 3 видно, что по итогам января-сентября 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 8,2% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5 747,4 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период снизился на 0,5 п.п. и составил 12,1%.
Рост числа занятых на малых предприятиях отмечен лишь в Уральском и Дальневосточном федеральных округах – на 29,2% и 15,4% соответственно. В остальных федеральных округах наблюдается снижение показателя. В Северо-Западном федеральном округе среднесписочная численность занятых на малых предприятиях снизилась на 17,6%, в Южном федеральном округе – на 16,3%, в Сибирском федеральном округе – на 13,7%, в Приволжском федеральном округе – на 11,2%.
Что касается третьего показателя – оборота малых предприятий – табл.4 показывает, что за первые три квартала 2009 г. объем оборота МП в целом по РФ составил 6,22 млрд. рублей, что на 23,8% ниже показателя за тот же период прошлого года (с учетом индекса потребительских цен) [11; c.13].
Таблица 4. Объемы оборота МП по федеральным округам [11; c.13].
Общее падение объема оборота малых предприятий сопровождалось негативной динамикой показателя по всем федеральным округам, за исключением Уральского федерального округа, где оборот малых предприятий с учетом ИПЦ практически не изменился (отмечен рост на 0,3%). Наиболее значительное сокращение показателя зафиксировано в Сибирском федеральном округе – на 35,3%, а также в Южном и Приволжском федеральных округах – на 26,3% и на 25,9% соответственно.
Лишь в 22 регионах объем оборота МП с учетом ИПЦ за январь-сентябрь 2009 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Лидерами по росту показателя стали Кабардино-Балкарская Республика (показатель вырос на 68,3%), Пензенская (на 46,7%) и Нижегородская (на 42,3%) области, Ханты-Мансийский автономный округ (на 41,2%), Карачаево-Черкесская Республика (на 40,7%) и Республика Дагестан (на 32,4%).
Кроме того, рост показателя свыше 20,0% отмечен в Ямало-Ненецком автономном округе (на 26,3%), Республике Алтай (на 24,9%), Ульяновской (на 23,6%) и Тюменской (на 21,2%) областях.
Далее переходим к четвёртому показателю – инвестиции в основной капитал МП [11; c.15]
Таблица 5. Объёмы инвестиций в основной капитал на МП АО фед. округам [11; c.14].
Исходя из таблицы 5 видно, что в январе-сентябре 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению объема инвестиций в основной капитал на МП: за указанный период показатель в целом по РФ сократился на 28,7%.
Отрицательная динамика показателя характерна для всех федеральных округов. Наиболее сильное сокращение отмечено в Северо-Западном, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах – на 43,9%, на 42,2% и на 41,0% соответственно. Наименьшее сокращение показателя в Центральном федеральном округе – на 6,2%.
В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах (в январе-сентябре 2008 г. и/или январе-сентябре 2009 г.) не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия.
По итогам января-сентября 2009 г. лишь в 16 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Наибольший рост показателя (свыше 100%) наблюдался в Новгородской
области (в 2,8 раза), Республике Калмыкия (в 2,4 раза) и Магаданской области (в 2,1 раза). Кроме того, значительный рост отмечен в Республиках Алтай (в 1,9 раза) и Дагестан (в 1,7 раза), Владимирской (в 1,6 раза), Ивановской (в 1,6 раза) и Пензенской (в 1,5 раза) областях [11; c.17].
Итак, проанализировав все четыре показателя, можно сделать следующие выводы:
1) по итогам трех кварталов 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика;
2) в январе-сентябре 2009 г. относительно аналогичного периода предыдущего года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ снизилось на 19,1% и составило 227,7 тыс. единиц. Снижение количества зарегистрированных МП сопровождалось снижением и других показателей. Так, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях снизилась на 8,2%, доля в общей среднесписочной численности занятых сократилась до
12,1%. Объем оборота МП сократился на 23,8%. Кроме того, продолжилась тенденция к сокращению объемов инвестиций в основной капитал на МП: показатель сократился на 28,7%;
3) итоги деятельности малых предприятий в январе-сентябре 2009 г. относительно января-сентября 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как в целом отрицательные. Количество малых предприятий увеличилось только в 40 регионах; рост среднесписочной численности занятых на МП отмечен в 27 регионах; рост объема оборота МП – в 22 регионах; рост объема инвестиций в основной капитал на МП – в 16 регионах [16].
2.2.Причины и факторы, сдерживающие развитие предпринимательства.
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера (административные барьеры) [4; c.109].
Главная сложность при анализе нашей экономической политики связана с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный, то имеют в виду, прежде всего нравственную, этическую сторону. Но этого мало, каждый из них имеет свою экономическую основу.
Особенностью стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения – низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.
Другая особенность – характер рынка напрямую влияет на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название «коротких» денег. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу. Это долгосрочные вложения, требующие определенных стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.
Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели «шоковой терапии». Ошибка состоит в том, что в России она была принята без учета ряда условий. Опыт западных стран свидетельствует, что одной из целей введения «шоковой терапии» является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие производства, предпринимательская сфера «расшивает тромбы» в экономике и в короткие сроки выводит ее из кризиса.
Но в России этого не произошло, так как при введении «шоковой терапии» еще не сформировалось главное условие ее положительной результативности – малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог оказать существенное влияние на улучшение ситуации [13; c.56].
Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.
Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства – снижение покупательского спроса и
свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.
Большинство населения в России составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.
Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства, – рост потребительских цен; он опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6 – 1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения.
Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения [13; c.41].
С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.
Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень [13; c.52].
Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.
Совершенно очевидно, что в современных условиях переходного состояния общества и переходной экономики в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.
В настоящее время, по оценкам предпринимателей, они сталкиваются в своей деятельности со следующими проблемами: высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.
Между тем некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого предпринимательства, создаются центры развития или «инкубаторы» МП.
О решениях проблем развития малого предпринимательства и о его поддержке со стороны государства и других органов будет рассмотрено в следующей главе.
2.3.Специфика развития малого бизнеса в Пермском крае.
Пермский край — один из экономически развитых регионов России. В последнее время в Пермском крае наметились положительные тенденции в развитии малого и бизнеса. Так, число малых предприятий возросло на 18,8% и составляет порядка 15 тысяч малых и средних предприятий. Численность населения, занятого на малых предприятиях, в 2008 г. превысило уровень 2006 г. на 44,4%.
Объемы оборота малых предприятий увеличились за 3 года в 2,4 раза. Тем самым Пермский край вошел в тройку лидеров среди регионов ПФО. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в прошлом году в сравнении с 2006 г. увеличился в 1,5 раза [17].
Развитие малого и среднего предпринимательства сегодня – как раз один из ключевых механизмов смягчения последствий мирового финансового кризиса. Малое и среднее предпринимательство как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее почти все отрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развития Пермского края:
¾ в социальном аспекте – способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;
¾ в экономическом аспекте – содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового регионального продукта, повышению доходов консолидированного бюджета Пермского края и внебюджетных фондов;
¾ в политическом аспекте – обеспечивать формирование среднего класса – основного гаранта социальной и политической стабильности общества [17].
Выполнить свою социально-экономическую и политическую роль сектор малого и среднего предпринимательства сможет при наличии благоприятных условий для его деятельности, что определяет задачи органов государственной власти в отношении малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), закреплены в Краевой целевой программе развития МСП в Пермском крае на 2008-2011 гг.( утв. Законом Пермского края № 352-ПК от 10.12.2008):
1) развитие системы финансово-кредитной поддержки малогои среднего предпринимательства:
¾ увеличение объема гарантийного фонда ОАО «Пермский центр развития предпринимательства»;
¾ развитие микрофинансирования;
¾ предоставление субсидий начинающим индивидуальным предпринимателям, малым и средним предприятиям;
¾ предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства;
¾ предоставление субсидий на возмещение части затрат предприятий – производителей продукции, экспортируемой за рубеж;
¾ предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами МСП;
2) развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:
¾ сети бизнес-инкубаторов;
¾ развитие субконтрактинга;
3) информационная поддержка малого и среднего предпринимательства:
¾ создание и поддержка работы портала «Малый бизнес Пермского края»;
¾ развитие системы франчайзинга;
4) развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства:
¾ разработка системы обучения субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников;
¾ предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по обучению субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников;
5) иные мероприятия по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства:
¾ предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (врачам общей практики);
¾ разработка и внедрение механизма создания детских мини-садов;
¾ развитие малого и среднего предпринимательства среди студентов;
¾ сопровождение деятельности негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги;
¾ тиражирование и внедрение «Зачетки предпринимателя»;
¾ публичные мероприятия по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
¾ проведение исследовательских работ по вопросам малого и среднего предпринимательства;
6) Конкурс муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства [3]. продолжение
--PAGE_BREAK--