Реферат по предмету "Экономическая теория"


Конкуренция и ее роль в рыночной экономике 2

--PAGE_BREAK--
Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

Соперничество среди конкурирующих продавцов. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества.

Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных с точки зрения цены.

Пример конкуренции товарозаменителей.

Продавцам мелкой бытовой техники в последнее время неожиданную конкуренцию составили операторы сотовой связи. По мнению продавцов, очень часто электрический чайник или кофеварку покупают в подарок. После того как сотовики в очередной раз снизили цены, подарком «что-нибудь на $ 40-50» стал сотовый телефон»

Угроза появления новых конкурентов. Конкурирующие силы, возникшие вследствие угрозы появления новых конкурентов.

Пример.Отмена в России в ближайшее время сезонных импортных пошлин на ввоз сахара-сырца приведет к резкому снижению цен на сахар, изготавливаемый из него. Есть опасения, что российские производители сахара из сахарной свеклы не выдержат конкуренции со стороны сахара производимого из бразильского сырья. Ожидается, что производство сахара из сахарной свеклы в России станет убыточным и в результате сойдет на нет.

Экономические возможности и торговые способности поставщиков. Конкурирующие силы, возникшие вследствие возможностей и торговых способностей поставщиков.

Экономические возможности и торговые способности покупателей. Конкурирующие силы возникают вследствие возможностей и торговых способностей покупателей.

1.5. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики

Антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

1.ограничение монополизации рынка;

2. постоянный государственный мониторинг;

3. запрещение установления монополистических цен;

4. сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции[12].

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:

1.  поощрение создания товаров – заменителей;

2.  поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

3. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

4. финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),

 ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции[13].

Антимонопольная политика — это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.  Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования.

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально – политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
































ГЛАВА 2. Анализ деятельности и конкурентоспособности ООО «М. Видео»

2.1. История развития компании

Компания начинает свое развитие в мае 1993 года, когда открылся небольшой магазин видеотехники на Маросейке, мгновенно завоевавший популярность среди покупателей. Стремясь удовлетворить растущий спрос, компания открыла еще несколько аналогичных магазинов в центре города, именно в это время был зарегистрирован знак «М.Видео». Уже за первые четыре года работы, компания совершила небывалый прорыв, расширив свою сеть до 7 магазинов[14]. На 2010 год  в 71 городах Российской Федерации функционирует 177 гипермаркетов. На рисунке 2  изображена динамика роста компании.





Рисунок  5 – Динамика роста компании М.Видео за 1993-2010 гг.

Рисунок 2. Динамика роста компании

 «М.Видео» — это прогрессивный формат магазина, наличие новинок техники от ведущих мировых производителей по доступным ценам, широкий пакет сервисных услуг и высокий уровень обслуживания. В магазинах покупатель с любым уровнем дохода может выбрать себе необходимый товар, который в независимости от стоимости является качественным и надежным. Миссией компании  является построение в России эффективного бизнеса – сети магазинов аудио-видео, цифровой и бытовой техники, способного сделать доступными для потребителей качественные товары, обеспечив при этом сервис высокого уровня, который представлен в приложении А.

Компания рассматривает себя как одного из наиболее эффективных операторов среди крупнейших розничных торговых сетей в России. Основываясь на информации из публичных источников, можно предположить, что у «М.Видео» самый высокий показатель продаж на магазин и продаж на одного сотрудника с полной занятостью по сравнению с конкурирующими национальными розничными сетями. Все эксперименты, которые осуществляет «М.Видео», имеют одну цель – максимальное удовлетворение потребностей клиентов, компания никогда не делает акцент на низких ценах, продвигая хорошее соотношение «Цена-качество» и готовые решения для покупателей.«М.Видео» — это прогрессивный формат магазина, наличие новинок техники от ведущих мировых производителей по доступным ценам таких как: Samsung, LG, Panasonic, Philips, Toshiba, Vitek, Nokia, Sony, Electrolux, Pioneer, Borkи т.д., широкий пакет сервисных услуг и высокий уровень обслуживания. Магазины предлагает своим покупателям порядка 20 000 наименований аудио-видео, цифровой техники, мелкой и крупной бытовой техники, медиа товаров, а также большое количество аксессуаров[15].

Компания «М.Видео» первой среди федеральных компаний начала развивать формат интернет — торговли.  Первый on-line-магазин был открыт в Москве в 2001 году. Нарисунке 3 изображена стартовая страница Интернет — магазина в городеМоскве, а в 2004 году начал функционировать второй – в Санкт — Петербурге. [16]



                  Рисунок 3. Стартовая страничка интернет – магазин «М.Видео» в Москве

На сегодняшний день торговля через интернет-магазин в компании «М.Видео» является сформированным сегментом бизнеса, структура продаж интернет — магазинов при этом аналогична структуре реальных магазинов торговой компании. Сегодня основной целевой аудиторией on-line-магазинов являются покупатели, внимательно следящие за последними новинками в мире техники и электроники. Именно такое введение в компании является более удобной и прибыльной инновацией для увеличенияприбыли и популярности среди покупателей. Компания «М.Видео» следует по принципу -  «Конкуренция всегда только начинается». Главнейшими задачами у компании являются:

а)     честность– по отношению к клиентам, сотрудникам, общему делу. Слова не расходятся с убеждениями, а поступки со словами. Компания верна правде и справедливости во всех своих действиях.

б)    простота– все решения принимаются в соответствии со здравым смыслом и духом упрощения. Компания стремиться облегчить и упростить жизнь своим клиентам, упростить работу с ее поставщиками и партнерами, удалить сложности из работы сотрудников.

в)    эффективность– компания хочет работать с максимальной эффективностью. Сегодня она равняется на мировых рынках лидеров по показателям эффективности, завтра она хочет, чтобы они равнялись на компанию «М.Видео».

2.2. Конкурентная стратегия компании

Основная цель компании повысить акционерную стоимость путем увеличения рентабельности и фокусируясь на основных конкурентных преимуществах увеличить рыночную долю компании в России, где находятся магазины «М.Видео». Для достижения этих целей компания реализует стратегию, которая включает следующие ключевые элементы:

1)                       рост рыночной доли благодаря успешному формату (компания намерена увеличить общее количество магазинов с приемлемым уровнем рентабельности в регионах);

2)                       усиление основных преимуществ бренда (компания стремится усилить бренд и лояльность клиентов, чтобы увеличить общее количество покупателей, посещающих магазины «М.Видео» и превратить все большее количество посещений магазинов в фактические продажи);

3)                      фокусирование на прибыльность

Ниже в  таблице 2 представлены отличительные черты различных вариантов конкурентных стратегий.

Таблица 2.  Отличительные черты различных вариантов конкурентных стратегий   

Вид стратегии /отличительная черта

Широкой минимизации издержек

Широкой дифференциации

Оптимальных издержек

Сфокусированной минимизации издержек

Сфокусированной дифференциации

Стратегические цели

 Продвижении продукции с помощью рекламы, маркетинг

Удовлетворение потребностей выбранного целевого сегмента, с целью получения прибыли;

Придание товару отличительных свойств, важных для покупателей;

Получение прибыли за счет внедрения и продажи новых товаров или  услуг

Рост  за счет продажи нового продукта или улучшения старых товаров, улучшение качества обслуживания

Основа конкурентного преимущества

Низкая стоимость продукции из-за низкой себестоимости по условно-постоянным издержкам

Высокое качество продукции

Сниженная заменяемости товара, приверженность клиентов данной марке

Привлечение покупателей за счет продажи совершенно новых товаров и услуг

Привлечение покупателей за счет увеличения функций товара или новых товаров

Ассортимент товаров

Качественный товар, нацеленный на широкий круг потребителей разного класса



Достаточно специализированный набор

Конкретная ценовая категория

Расширенный ассортиментный набор

Большой ассортимент товаров пол сниженным ценам и высшему качеству

Приоритеты в производстве

Характеристики, ведущие к снижению издержек, (в маркетинге): выделение характеристик, за которые мы не платим

Позволяет  добиться высокой доли рынка в целевом сегменте

Придание товару дополнительных свойств и характеристик при умеренной цене

Характеристики, ведущие к снижению издержек в данном сегменте рынка.

Более  низкие издержки чем у конкурентов на заданной нише рынка, возможность предложить потребителям больше, чем конкуренты



Вид стратегии /отличительная черта

Широкой минимизации издержек

Широкой дифференциации

Оптимальных издержек

Сфокусированной минимизации издержек

Сфокусированной дифференциации

Приоритеты в маркетинге

Разумные цены

Высокое  развитие;

Создание  и рекламирование таких качеств нового товара, за которые покупатель готов платить

Инвестирование в рекламу, для продвижения товара, различные услуги

Создание и рекламирование таких качеств нового товара за которые покупатели готовы платит



Поддержка стратегии

Радикальные изменения технологии;

Высокий  потенциал  для проведения НИОКР, высокое качество продукции

Снижение издержек, политика специализации в производстве продукции



Проведение исследований рынка

Добавление  характеристик, функций товара, улучшение качества

Наиболее уязвимые места стратегии

Высокая чувствительность к загрузки производственных мощностей


Стратегия не всегда совместима с целью завоевания большой доли рынка

Исчезновение узкого сегмента, занятие сегмента рынка более сильным конкурентом.

Возможность не востребования новинки потребителями

Возможность производства товара конкурентами в более узкие сроки и по более низкой цене
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.