Реферат по предмету "Экономическая теория"


Конспект лекций по политэкономии

·    тема 1Зарождение эк. знанийКлассическаяполитэкономияCовременные школы эк.теорииМарксистское эк.учениеОсновные методыпознания эк. процессовПредметполитэкономии. Организационно-эк. и социально-эк. отношенияЭкономические законыи категорииФункции политэкономииЭкономическая системаобщества  тема 2Сущность и структурасобственности, ее происхождение и движениеМногообразие формсобственности. Юридические лицаФормы собственностипо ее объектамИндивидуальная иколлективная собственностьГосударственнаясобственностьФункции собственностии ее реализацияБизнес и менеджмент,как формы реализации собственноститема 3Сущностьобщественного пр-ваПроизводительные силыобществаПроизводственныеотношения. Способы пр-ваСтруктураобщественного пр-ваПродукт общественногопр-ва и его структура. ВОП, ВНПНеобходимый иприбавочный продукттема 4Сущность и видыобщественного воспроизводстваВоспроизводствопроизводит. сил и произв. отношенийПр-во, распр., обмени потребл., как фазы воспр-ва обществ. продуктаДва подраздел.материал. пр-ва и его воспроизвод. пропорциональностьтема 5Сущность и типы эк.ростаЭкономическаяэффективность пр-ваКритерии эк.прогрессаПротиворечие междупр-вом и потреблением, потребности и интересы, как движущие силы эк. прогрессаСостязательность иконкуренция как движущие силы эк. прогрессатема 6Сущностьтехнологического способа пр-ваТехнолог. способыпр-ва в истории челов. цивилизацииСтановлениепостиндустр. информационного пр-ваНТП и его эволюц. иреволюц. формыОсновные черты ипротиворечия НТР и природа эк. монополизмаОсн. организац Человек — главныйфактор и цель общественного пр-ватема 7Формы общест. хоз-ва,основные черты натур. и товар. хоз-ваТовар и его свойстваДвойственный характертруда воплощенного в товареПротиворечия 2факторов товара и способы их разрешенияВеличина стоимоститовара и факторы ее определяющиеПроизводительность иинтенсивность труда и характер их воздействия на величину стоимости товараЗакон стоимости — механизм действия, функции закона стоимостиТоварный фетишизмТема  8Возникновение денег иих сущностьФункции денегДенежные системы, ихсущность и видыЗаконы денежногообращенияКонверсия денег,валютный курсИнфляция, сущность,причины, последствиятема 9Сущность капиталаПрибавочныенакопления и генезис капиталаРабочая сила кактоварЗарплатаРабочий день и егограницыСтр-раавансированного промышленного капитала. Постоянный и переменный капиталПроцес создания,норма и масса прибавочной стоимостиСовременнаятрансформация соц. эксплуатации раб. силыКругооборот пром.капитала, его стадии и функциональные формыОборот капитала.Основной и оборотный капитал.Физический иморальный износ основного капиталаВремя оборота и егоосновные частитема 10Издержки пр-ва иприбылиМасса и норма прибылиОбразование среднейнормы прибылиСтоимость, ценапр-ва. рыночная ценаГенезис и природаторгового капиталаСтруктура торговогокапитала. Издержки обращения. Торговая прибыль и механизм ее образованияГенезис, природа иисточник ссудного капиталаОсобенности ссудногокапитала Ссудный процент и предпринимательский доходКредит, его сущностьи формыБанки их ф-ии иприбыльАО и акционерныйкапиталтема 11Объективнаянеобходимость перехода к рыночной экономикеРынок, какэкономическое пространствоф-ии товарного рынкаРазгосударствлениеэкономики и приватизация собственностиОсновные способыприватизации и источники средств для ее проведениятема 12Закономерностьвозникновения ионные формы монополистических объединенийПоследствиячрезмерной монополизации в пр-тиАнтимонопольнаяполитика укр. гос-ватема 13Сущность иособенность аграрных отношенийФормы земельной рентыВиды с/х продукции

ТемаN1.                                                   Предмет, метод и функцииполитэкономии.
     1. Зарождение экономических знаний.
     2. Классическая политэкономия.
     3. Современные школы экономическойтеории.
     4. Марксистское экономическоеучение, его недостатки и достижения.
     5. Предмет политэкономии.Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
     6. Основные методы.
     7. Экономические законы икатегории.
     8. Функции политэкономии.
     9. Экономическая система общества.
  Политэкономия — составная частьэкономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии,макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.
  Макро- и микроэкономика конкретизируютобщетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны,микроэкономика на уровне отдельных отраслей.
  В целом экономическая теория являетсяметодологической основой всех экономических дисциплин.
   1. Хозяйственно-экономическиепроблемы всегда находились в центре внимания людей. Донаучные фиксированныепроблемы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научныепроблемы встречаем также в древности в рамках единой философской науки.
  Становление экономической отраслинаучных знаний.
  Накопление больших объемовэкономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновениеспециальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма иформирование национальных рынков). Выражала интересы буржуазии. Тогда и возниктермин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым- меркантилистомАнтуаном де Монкретьеном в 1615 г. в «трактате адресованном королю икоролеве». Меркантилизм- первая школа политэкономии. Происходит отитальянского слова мерканте (купец). Богатство общества отождествляли сзолотом. Источником богатства- торговлю. Меркантилисты способствовалиразложению феодализма, первичному накоплению капитала.
   2. Классическая ПЭ возникла в связи спроникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ былагосподствующей школой во 2 пол.18- нач.19 в. Первые представители этой школы — физиократы (природа и власть). Родоначальник Франсуа Кенэ, которые источникомбогатства считали производство, но лишь с/х. Главная их заслуга — перваяпопытка провести анализ общественного воспроизводства.
  Классическая ПЭ: Вильям Петти, Адам Смитт,Давид Рикардо обосновали, что источником общественного богатства является всеобщественное производство. 1.Ввели метод абстрагирования, открывающийвозможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений. 2.Заложилиосновы трудовой теории стоимости. 3.Исследовали механизм воспроизводстваобщественного капитала. 4.Предприняли попытку объяснить законы, управляющиеэкономическими явлениями. 5.Выступали за ограничение вмешательства государствав экономику, за свободу торговли.
  В середине и второй половине 19в. втрудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересыи взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономическогоразвития и потому оказалась бесплодной.
   3. Современная экономическая теорияхарактеризуется большим кол-вом направлений, школ, течений. Основные: 1)Неоклассическое; 2) кейнсианское; 3) монетаризм; 4)институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка игосударства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.
  1) Неоклассическое исходит изкоренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как оестественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизмсаморегулирования считается единственно эффективным способом функционированияэкономики. Государственное вмешательство может привести к нарушениюэкономического равновесия, к снижению эффективности. Основывается на теорияхпредельной полезности и производительности.
  2) Кейнсианство возникло в 30-е годы,в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33гг. Кейнс выпустил в 1936 г. работу «Общая теория занятости, процента иденег».
  Основные положения: рыночный механизмне способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимогосударственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий,ссудного процента.
  3) Монетаристические теории интенсивноразвиваются. В центре их внимания — антикризисные мероприятия: стимулированиеэкономической активности с использованием финансово-кредитной системы,денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегиванияпроизводства.
  4) Институционально-социологическое.Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации,профсоюзы, государства. При этом в центре внимания — общечеловеческие ценности.Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, противмилитаризации экономики, за индикативное государственное планированиеэкономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальныхпрограмм, за организацию государством переквалификацию работников в связи стехнологической безработицей.
  Характерной чертой являетсятехнологический детерминизм. Различаются теории: индустриального,постиндустриального, технотронного, информационного общества.
   4. Марксистское учение вышло на аренуэкон. теории с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени.Таким оно в основном и остается.
  В «Капитале» дано достаточноглубокое теорет. отражение условий развития капитализма свободной конкуренциик. 18в. н. 19в. Именно экон. учение марксизма явилось прочным фундаментомформирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Марксов анализпроизводств. отношений в единстве с произв. силами, создание им системы экон.категорий и законов, анализ внутр. противоречивости экон. системы — общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволилМарксу открывать законы экон. развития. Метод исследования общественных явленийМаркса явл. в основном эффективным и сейчас. Однако некоторые положения илиустарели, или изначально были ошибочными. Процесс развития челов. обществамногопричинен и многофакторен. Маркс сосредоточился лишь в сфере интересоврабочего класса и она была им заидеологизирована. Все основные соц. взглядыМаркса относительно экон. положения раб. класса сложились в 1840-е гг. наначальных ступенях развития капитализма.
  В связи с этим не подтвердились выводыМаркса об абсолютном и относительном обнищании раб. класса с развитиемкапитализма. В бывшем СССР марксистская теория оказалась в тепличных условиях,обрела монополию на истину, лишилась противников. Экон. наука Украины в совр.условиях должна творчески использовать мировой потенциал эк. мысли.
   5. ПЭ — общественная наука. Изучаетотношения между людьми в процессе их произв.-хоз. деят-ти. Экон. отношения — отношения 1) по поводу экон. соединения работников со средствами пр-ва; 2) поповоду организации производственного процесса; 3) по поводу присвоения ииспользования результатов пр-ва. Выясняет законы, которые управляют пр-вом,распределением, обменом и потреблением жизненных благ в чел. обществе ивыясняет пути и направления их использования.
  Экон. отношения между людьмиобъективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна ихпроизв.-хоз. деятельность. Экон. отн. системно организованы, ихсистемообразующим фактором явл. отношения собственности на средства ирезультаты пр-ва. В системе экон. отношений функционируют две подсистемы: 1)организационно- экономические отношения; 2) социально- экономические отн.
  Орг.-экон. отн.- это отношения поповоду организации пр-ва как процесса создания жизненных благ. Они имеют местов связи с разделением труда, специализацией пр-ва, экон. интеграцией.
  Концентрация — укрупнение, расширениепредприятий, фирм.
  Централизация — объединение несколькихпредприятий в единое целое.
  Экон. интеграция — хоз. объединениепредприятий, отраслей, стран.
  Соц.-экон. отн. — это отношения поповоду обладания факторами пр-ва и использования его результатов. Сюда отн.:отношения собственности, вся совокупность экон. интересов, отношенияхозяйствования, отн. распределения, обмена и потребления.
  ПЭ осуществляет экскурсы в другиенауки. Затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экон. и соц.политику, психологию, юриспунденцию в обл. хоз. и гражданского права. Такжесоприкасается с науками изучающими технику и технологию пр-ва.
   6. Основные методы познанияэкономических процессов. Большой арсенал методов научных исследований. Ониподразделяются на две группы: 1) эмпирические; 2) теоретические.
  Эмпирические — состоят в сборе фактов,учете всех происходящих с ними изменений, в их группировке, математико-статистической обработке.
  Теоретические методы являютсясредством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытиязаконов их функционирования и развития.
  В политэкономии теоретические методысостоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверкегипотез, гипотетическом моделировании экономических процессов. Широкоиспользуется метод абстрагирования: отвлечения от второстепенных,несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения первостепенныхглубинных свойств, раскрывающих его сущность.
  Посредством метода абтракцииформируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверкивыдвигаемых гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е.воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономиилабораторные эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьмаограничены. Но в какой-то мере это компенсируется широкими масштабамитеоретических дискуссий ученых-экономистов, ведущихся в печати, наконференциях, симпозиумах, а также методом единства логического иисторического. (Исследование всегда отправляется от исторически реальныхфакторов. Наблюдаются все происходящие изменения во времени. Сделанныеабстрактно логические выводы постоянно сверяются, уточняются в соответствии среальным протеканием исследуемых экономических процессов). При изучении фактов,выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и синтеза, индукции идедукции.
  Анализ — разложение, расчленениеизучаемого объекта на составные части. Один из методов проникновения вглубинную сущность исследуемых явлений.
  Синтез — изучение предмета в единствеи взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.
  Индукция — конструирование обобщающихумозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основеэмпирических наблюдений больших кол-в изучаемых явлений.
  Дедукция — встречное, противоположноедвижение исследовательской мысли от общих научных выводов к частным явлениям сцелью: 1) научной оценки; 2) углубления, уточнения, повышения качества общихнаучных выводов, законов.
   7. Производственно-хозяйственнойдеятельности присущи объективные экономические законы.
  Экономические законы — внутренние,существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи изависимости экономических отношений людей. Объективный характер экон. законовобусловлен такими обстоятельствами:
  1) производство жизненных благосуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природысуществующих независимо от воли и сознания людей;
  2) материальной основойжизнедеятельности людей является их непрерывный обмен веществ с природой; онине могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потомуне могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольноманипулировать объемами и видами производства.
  Экономические законы выступают какгосподствующая тенденция соц.-экон. развития общества. Они проявляются не вкаждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточнодлинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями,превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экон.развития. Люди не бессильны перед этими экон. законами, не лишены своихинтересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от волии сознания людей, но не от их деятельности. Это законы произв.-хоз.деятельности людей, общественных действий, и они имеют место только вчеловеческом обществе. Познавая экон. законы и осуществляя свою пр.-хоз.деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности;идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.
  Эконом. категории. Всякая отрасльнаучных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемыхявлений. Результатом этих обобщений в экон. науке являются экон. категории.
  Экон. категория — научноесобирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многиходнородных, аналогичных экон. явлений. Инструмент научного познания пр.-хоз-ныхявлений и процессов; абстракция, отражающая в научном сознании действительныеэкон. отношения.
  Экон. категории истинны, посколькусуществуют те отношения, отражением которых они являются.
   8. Функции ПЭ. ПЭ изучает отношениямежду людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в пр.-хоз. экон.деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано еефункциями.
  ПЭ как одна из отраслей научногознания, выполняет:
  1) познавательную функцию. Ею ПЭобеспечивает накопление научных знаний в области пр.-хоз. деятельности людей, ав целом — наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научныйкругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экон. развитияобщества, силой научного предвидения.
  2) методологическую. ПЭ изучаетпроизв.-хоз. отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальнаянаука, является методологической основой всех экон. наук. Это своего рода экон.философия.
  3) практическую. ПЭ — теоретическаяоснова экон. политики гос-ва, предприятий, фирм. На основе открываемых еюзаконов и ее теоретических выводов органы госуправления, фирмы определяют своипрограммные цели, экон. стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экон.потенциала.
  4) идеологическую. ПЭ формируетвзгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основойформирования экон. и политического мышления. В СССР ПЭ была чересчурзаидеологизирована. Проявлялось это в навязывании общественному сознаниюдекларативных схем, оторванных от реальности.
   9. Экон. система общества. Системнаяорганизация природы и общества. Каждое явление в природе и обществе связано сдругими явлениями и взаимодействует с ними. Достаточно тесные связи и прочноеустойчивое взаимодействие между определенным кругом явлений приводит кобразованию соответствующих систем.
  Система — органически целоеобразование, состоящее из ряда образующих его частей, закономерно и прочносвязанных между собой причинно- следственными связями и зависимостями.
  В окружающем мире взаимодействуют двесистемы: природа и общество. Человек — часть природы; общественная системавозникла и функционирует на основе природной системы и не существует в отрывеот нее, ибо двойственна сама глубинная сущность человека.
  Человеческое общество как системапредставляет собой взаимодействующую совокупность отдельных индивидов, ихразличных групп и объединений как социальных феноменов.
  Экон. система — связующее звено междуприродной и общественной системами. При этом она различными своими сторонамивходит в состав и природы и общества. В сфере экономики функционируют ресурсы,научно-техн., организационные достижения, формируемые общественной системой.Общественная система формирует потребности, качественные и количественныехарактеристики производимых продуктов.
  Под экон. системой понимаетсяреальная, национальная экономика, т.е. экономика отдельной страны с еевнутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, семейными хоз-вами. Всепроизв.-хоз. ячейки, все отрасли н/х прочно, устойчиво связаны между собойразделением труда и обменом.
  Основные составные части экономическойсистемы:
  1) производительные силы общества,представленные личными, вещественными, социальными факторами;
  2) технико-экономические отношения;
  3) социально-экономические отношения;
  4) хозяйственный механизм.
  Производительные силы итехнико-экономические отношения образуют технологический способ пр-ва. Атехнологический способ пр-ва вместе с соц.-экон. отношениями образуетсоциальный или общественный способ пр-ва.
  Хозяйственный механизм — совокупностьтехнико-экон., соц.-экон. отношений, юридических отношений в области хозяйстваи гражданского права и экон. политики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.