Пётр Якимов
г.Оренбург
Изображениевремени в фольклоре сильно отличается от изображения его в художественнойлитературе — сильно нарушено традиционное единство изображения.
Преждевсего необходимо определить основные аспекты, с точки зрения которых следуетхарактеризовать данную категорию относительно фольклора:
1)условностьили историчность;
2)закрытостьили открытость;
3)равномерностьили неравномерность;
4)направленность;
5)завершённость.
Вданных аспектах рассмотрим сказки и былины.
Всеволшебные сказки используют вымысел, традиционно восходящий к глубокой старине.Вся динамика развития волшебного повествования основана на стремлении героя ксвоей цели путём преодоления невероятных трудностей с помощью чудесныхпредметов и животных-помощников. Из этого сразу видно, что сюжет не связан и неможет быть связан с действительностью. Сказочные время и пространство невыходят за пределы сказки. Они целиком замкнуты в сюжете. Пространства ивремени как бы нет до начала сказки и нет по её окончании. Сказка начинаетсякак бы из небытия, из отсутствия времени и событий:
“Жил-былкороль вдовый; у него было двенадцать дочерей, одна другой лучше...” («Ночныепляски»). Или “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, унего был сын...” («Дурак и берёза»).
Изэтих примеров мы также видим и условность пространства и времени, так какформула “жил-был” не даёт нам точной отнесённости к какому-то времени. Тем неменее можно видеть, что действие отнесено к прошлому. Это выражаетсяграмматически, то есть формой прошедшего времени глаголов “жить” и “быть”.Второй пример указывает ещё и на условность пространства: непонятно, в“царстве” ли это произошло или в “государстве”.
Заканчиваетсясказка не менее подчёркнутой остановкой сказочного времени; сказка кончаетсяконструкцией наступившего “отсутствия” событий: благополучием, свадьбой, пироми смертью злодея: “Горе потонуло, а купец стал жить по-старому, по-прежнему”(«Горе»); “А царевич поехал к отцу, выпросил разрешения и женился на купеческойдочери, и стали они счастливо жить-поживать, да добра наживать” («Оклеветаннаякупеческая дочь»).
Мыуже не можем предположить, что будет дальше происходить с этими персонажами.Заключительное благополучие — это конец сказочного времени.
Выходиз сказочного времени в реальность совершается и с помощью саморазоблачениярассказчика: указанием на несерьёзность рассказчика, на нереальность всего имрассказанного, снятием иллюзии.
“Принеслав избу сметану, посадила с собою Лутоню. Лутоня наелся донельзя, залез напалати и уснул. Когда он проснётся, тогда и сказка моя дале начнётся, а теперьпока вся” («Лутонюшка»).
“Говорят,в старину все такие-то удальцы рожались, а нам от них только сказочки остались”(«Безногий и безрукий богатырь»).
Иногдазавершительная формула напоминает, что сказочник профессионал и требует себеплаты за исполнение:
“Сказкеконец, а мне мёду корец” («Дурак и берёза»).
Чащевсего рассказчик говорит, что он был на пиру, которым закончилось действие, нои здесь явно прослеживается фантастичность:
“Натом пиру и я был, мёд-вино пил, по устам текло, да в рот не попало; тут меняугощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту жлоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал упираться, со мной стали драться, янадел колпак; стали в шею толкать” («Иван Быкович»).
Былинытак же, как и сказки, не имеют авторского времени. Их время — время действия ивремя исполнения. Время былин также является замкнутым. Время целиком замкнутов сюжете. Целиком и полностью оно отделено от общего исполнительского времени:начинается с начала сюжета и заканчивается концом сюжета. По большей частиконец былины — это конец подвига богатыря.
Начинаетсябылина определёнными формулами, которые определяют место действия и даютосновные указания о богатыре:
Каквославном-тогородевоКиеве
УласковакнязяуВладимира
Заводилосьпированьице, почестенпир.
(«МихайлоДанилович»)
Изаканчивается всегда победой, восславлением богатыря, пиром или всеобщимблагополучием:
ДастойпорыРязаньсталаславная,
ДастойпорыРязаньсталабогатая,
ДатутливРязаниАвдотьиноимявозвенчалось.
Даитемделокончилось.
(«АвдотьяРязаночка»)
Всказке прошлое, определяемое только грамматически, не определено в общем потокеистории, замкнуто и как бы воспроизводится в каждом новом исполнении, благодарячему усиливаются её изобразительные стороны. Время же действия былин строголокализовано в этом прошлом — в условной эпохе русского прошлого, которое можнобыло бы назвать “эпической эпохой”.
Когдабы ни слагалась былина и какое реальное событие она ни отражала бы, онапереносит своё действие в своеобразное эпическое время — в Киев, ко двору князяВладимира и так далее.
Абылведьпособран-тобогатыйпир
КакуласковогокнязяуВладимира.
(«ИльяМуромец и Сокольник»)
Русскаябылина воспроизводит мир социальных отношений и историческую обстановку именнотого времени.
Определяявремя действия былины как условное, необходимо иметь в виду, что воспринимаетсяоно тем не менее как историческое, действительно существовавшее, а нефантастическое. Вот почему героев исторического эпоса народ никогда не наделялвымышленными именами.
Итак,действие былины происходит в прошлом, но не в неопределённом прошлом сказок, ав строго локализованном идеализированном эпическом времени, в которомсуществуют особые социальные отношения, особый быт, особенные психологическиезаконы.
Событиябылины, в отличие от событий сказок, воспринимаются как события русскойистории, они отнесены к условной русской старине. Рассмотрим это на конкретнойбылине.
ПрообразомТугарина Змеевича в былине «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», как полагаютмногие учёные, был половецкий хан XI века Тугоркан. Исторический Тугоркан был вродственных узах с киевскими князьями и вёл по отношению к русским двойнуюполитику. В 1906 году, во время княжения Святополка, он подходил к Киеву игромил его окрестности:
ИТугаринЗмеевичнечестнохлебаест.
Поцелойковригезащекумечет,
Тековригимонастырские,
ИнечестноТугаринпитьяпьёт—
Поцелойчашеохлёстывает,
Которачашавполтретьяведра.
Нозатем войско Тугарина было наголову разгромлено, а сам он был убит.
Алёшасоскочилсодобраконя
ИпрокололушиуголовыТугаринаЗмеевича
Ипривязалкдобруконю,
ИпривёзвКиев-граднакняжецкийдвор,
Бросилсредидворакняжецкого.
Привсей “абсолютной завершённости” эпического времени, оно завершено лишьформально, так как в идеологическом отношении эпическое время является временемрусской старины, национально-историческим прошлым. Оно — самостоятельная частьрусской истории.
Формальнаязамкнутость эпического времени ведёт к тому, что сюжет в нём по преимуществуодин и время однонаправлено, “однолинейно”.
Когдав произведении время течёт “открыто” и связано историческим временем, тогда впроизведении легко могут совмещаться несколько временных рядов ипоследовательность событий может переставляться (сначала рассказывается болеепозднее событие, а потом более раннее). Все перестановки и все временные рядысовершаются на фоне исторического времени. Когда же время произведениязамкнуто, перестановки затруднены.
Времяи в былине, и в сказке развивается только в одном направлении и никогда невозвращается назад, поэтому в сказке, как отмечают Д.С.Лихачёв и В.Я.Пропп,никогда нет статических описаний. Описание в сказках, по их мнению, даётся вдинамике, в действии.
“Повадиласьк царю Васславу в сад летать жар-птица; на ней перья золотые, а глазавосточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась налюбимую Васслава-царя яблоню, срывала с неё золотые яблочки и опять улетала...”(«Козьма Скоробогатый») — демонстрируется активное описание, попутное действиямжар-птицы.
Поройописания даются такими существительными, которые прямо и норовят превратиться вглаголы: “… едет мимо мясных лавок — шум, брань, толпа народу...” («Волшебноекольцо»).
Значит,время в сказке не останавливается для описания. Оно равномерно движется вовремени всего рассказа.
Ночаще всего описания заменяются устойчивыми оборотами: “добрый молодец”, “краснадевица”, “чисто поле”, “широко раздолье”.
Отсчётвремени в сказке ведётся от одного эпизода к другому. Время отсчитывается отпоследнего события: “через год”, “через день”, “на следующее утро”.
“Другаяночь приходит. Средний брат тоже не едет ночевать на могилу… На третью ночьИванова очередь...” («Сивко-Бурко»).
“Надругую ночь пошёл опять на охоту. Попадается ему навстречу лисичка...” («КозьмаСкоробогатый»).
Какправило, данные формулы — трёхкратного повторения. Повторяемость эпизодовзамедляет развитие действия. Это, в свою очередь, противоречит убеждению оравномерности развития сюжета народной сказки.
Э.В.Померанцевапишет о том, что традиционные формулы в сказке, с одной стороны, придают ейзатейливый, разукрашенный характер, а с другой — служат одним из приёмовзамедления её повествования.
Традиционныеформулы — “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, “утро вечерамудренее”, “день коротается, к ночи подвигается”, “едет далёким-далеко,высоким-высоко” — и разграничивают, и связывают эпизоды сказки.
“Долголи, коротко ли, низко ли, высоко ли — скоро сказка сказывается, да не скородело делается — приехал он во царство змеиное, убил царя-змея, освободил отневоли прекрасную королевну и женился на ней...” («Иван-царевич и белыйполяник»).
Данныеформулы замедляют действие, останавливают его там, где особенно заметен разрывмежду длительностью событийного времени и быстротою рассказа об этих событиях.Они подчёркивают стремление единству времени: времени исполнения и времени,которое должны бы занимать сами события. Единство времени достигнуто быть неможет — достигается лишь условная пропорция между длительностью самих событий идлительностью рассказа о них.
Главноесобытие былины — сборы в поход на врага, схватка. Победа и благополучноезавершение. Развитие действия однолинейно, но неравномерно: то замедляется, тоубыстряется.
Едетгерой на врага и сразу же оказывается в сражении с ним:
Айтутстарой-отказакдаИльяМуромец,
Онскорёшенькосадилсянадобраконя,
Айонвёз-тоСоловьядавочистополе,
Аонсрубилемубуйнуголову.
(«ИльяМуромец и Соловей-разбойник»)
Вышелбогатырь из одного места и тут же оказался в другом:
ПошёлСадкоотИльменяотозера.
КакприходилСадковосвойвоНовгород,
ПозвалиСадконапочестенпир...
(«Садко»)
Напротив,седлание коня, “богатырская поездочка”, стреляние из лука совершаются медленно:
Пошёл-тоДобрынянаширокнадвор
Седлать-уздатьонсвоегоконядоброго,
Накладывалуздечкузолочёную,
Накладывалнаконя-тооннапотнички,
Нанапотнички— подпотнички,
Наподпотнички— мягкивойлочки,
Навойлокклалседёлышкочеркесское,
Одвенадцатиподпругахошёлковых...
(«Добрыняи Василий Козимирович»)
Замедлениедействия достигается описанием местности:
Айпотойлиподорожкепрямоезжею
Дапехотоюниктоданепрохаживал,
Надобромконениктонепроезживал.
КакутойлиуГрязи-тоуЧёрной,
Даутойлиуберёзыупокляпыя,
ДаутойлиуречкиуСмородины,
УтогокрестауЛеванидова
СидитСоловейОдихмантьевсын.
(«ИльяМуромец и Соловей-разбойник»)
Неровностьтечения времени в былине в значительной степени объясняет концентрацию действиявокруг богатыря и его силу. Богатырь — сила, он активен, он сражается, онвластвует над событиями, он движет временем. Художественное время былинызависит от богатыря, от его активности в сюжете.
Неровностьтечения времени в былине — это неровность действия богатыря. Время движетсябогатырским подвигом. Богатырь как бы толкает время, движет его рывками,напряжением силы.
Такимобразом, особенности художественного времени в сказках и былинах направлены насоздание выразительной динамики развития действия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/