Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Формальные грамматические средства

Е. В. Клобуков
Формальныеграмматические средства бывают двух типов: парадигматические исинтагматические. Парадигма слова — это совокупность всех грамматическихразновидностей (словоформ) данного слова. Способность слова образовыватьпарадигму называется словоизменением. У некоторых слов словоизменениеотсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде (например, служебныеслова у, но, лишь). У таких слов нулевая парадигма. Но у большинства словрусского языка парадигма не нулевая. Так, морфологическая словоизменительнаяпарадигма слова школа образуется словоформами: школа, школы, школе, школу,школой, (о) школе; школы, школ, школам, школы, школами, (о) школах.
Словоформыбывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные).Синтетические словоформы состоят из основы слова и словоизменительных аффиксов- окончаний (флексии) и формообразующих суффиксов (см. разд. «Морфемика»):дом-∅ (нулевоеокончание), школ-а, чита-л-и (формообразующий суффикс -л и окончание -и),бег-ущ-ий, быстр-ейш-ий.
В образованиианалитических словоформ участвуют вспомогательные слова, играющие ту же роль,что и словоизменительные аффиксы в структуре синтетических словоформ. Например,прибавлением форм будущего времени вспомогательного глагола быть к инфинитивуглаголов несовершенного вида (читать, бежать и др.) образуется аналитическаяформа будущего времени: буду читать, буду бежать. Иногда в парадигме словаимеются и синтетические, и аналитические словоформы: сильнейший и самыйсильный, теплее и более тёплый. В парадигмах имен существительных, именчислительных и местоимений — только синтетические словоформы; для именприлагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных слов характерны каксинтетические, так и аналитические словоформы.
Для морфологиисловоизменение всегда было основным объектом изучения, потому чтословоизменительные средства — окончания и формообразующие суффиксы в составесинтетических словоформ, вспомогательные слова в составе аналитическихсловоформ — являются эффективными средствами выражения грамматических значений.Так, благодаря противопоставлению окончаний в словоформах ученик — ученики,журнал — журналы выражаются значения единственного ~ множественного числа; впротивопоставлении словоформ решал — решаю — буду решать выражаются временныезначения. Окончания, формообразующие суффиксы и вспомогательные слова относятсяк парадигматическим средствам выражения грамматического значения слова(поскольку они участвуют в образовании словоизменительной парадигмы слова).Кроме основных парадигматических средств имеются и дополнительные, нередкосопутствующие этим основным средствам выражения грамматического значения: 1)чередования (альтернации) фонем в основе: бегу — бежишь, сон — сна (беглыйгласный); 2) наращение, усечение или чередование суффиксов в основе: брат — братья (брат-j-a), крестьянин — крестьяне, давать — даю, танцевать — танцую; 3)супплетивизм-чередование корней: иду — шёл, человек — люди; 4) ударение:дéрево — дерéвья, была — были.
Грамматическиезначения слов выражаются не только парадигматически, но также и всловосочетании, т.е. синтагматически. Например, в словосочетаниях новая книга,новые книги значение числа выражено не только окончаниями именисуществительного, но также и окончаниями согласующегося с этим существительнымимени прилагательного. Здесь парадигматические и синтагматические средствавыражения грамматических значений дополняют одно другое. А в тех случаях, когдапарадигматические средства выражения грамматического значения отсутствуют,единственным средством становится грамматическая синтагматика (сочетаемость)слова. Например, если существительное не имеет внешне различающихся окончаний,т. е. является «несклоняемым» (пальто, ТЭЦ и др.), грамматическоезначение числа может быть выражено лишь «за пределами» самогосуществительного, в согласующихся формах прилагательного: новое/новые пальто,мощная/мощные ТЭЦ. Эти примеры показывают, что и морфология как грамматическоеучение о слове должна учитывать все средства выражения грамматических значений- как парадигматические, так и синтагматические. Иногда следует принимать вовнимание также порядок слов в предложении; ср. разные падежные значения у словмать, дочь в предложениях Мать любит дочь; Дочь любит мать.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта rusjaz.da.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формы воды в почве: значение для питания растений
Реферат Разработка технической карты на строительство дорожной одежды
Реферат Формирование и распределение прибыли сельскохозяйственного предприятия
Реферат Разработка проекта производства работ для строительства крупнопанельного 3-секционного 11-ти этажного жилого здания
Реферат Характеристика СПК "Черлена"
Реферат Формування екологічно сталих агроландшафтів на території Слобідської сільської ради Кагарлицького району, Київської області
Реферат Характеристика діяльності сільськогосподарського підприємства "Золота нива"
Реферат Шляхи енергозбереження в сільському господарстві
Реферат Характеристика деятельности СХПК "Ореховский"
Реферат Харчова цінність та оцінка якості зерна
Реферат Автоматизированное проектирование
Реферат Расчёт железобетонных конструкций
Реферат Хранение сельскохозяйственной продукции
Реферат Хронический куриный оофорит и желточный перитонит
Реферат Разработка чертежей двухкомнатной квартиры