Николенкова Н. В.
Односоставноепредложение (далее ОСП) – это предложение, грамматическая основа которогосостоит только из одного главного члена, который равен по форме либоподлежащему, либо сказуемому.
Поструктуре односоставные предложения противопоставлены двусоставным, так как впервых представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главныхчленов ДСП.
Прирассказе о типах ОСП необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1. типы ОСП; 2.способы выражения главного члена в разных типах ОСП; 3. возможные различия ввыражении главного члена ДСП и ОСП.
Принципиальнымотличием ОСП будет наличие лишь одного независимого главного члена. Говоря онезависимости мы имеем в виду его структурную несогласованность с каким-то ещечленом (не так, как взаимозависимость подлежащего и сказуемого в ДСП). Строгоговоря, мы должны называть главный член ОСП именно так, не применяя термины«подлежащее» и «сказуемое», но в традициях школьнойпрограммы использовать для ОСП ту же терминологию, что и для ДСП, поэтому мыпозволим себе то же самое.
КлассификацияОСП в первую очередь основана на форме главного члена, поэтому выделяютпредложения с главным членом подлежащим и главным членом сказуемым (иногда ихназывают «глагольные»). Последние в свою очередь делят уже по смыслу– на личные (определенно-, неопределенно- и обобщенно-личные) и безличные. Описываяотдельные типы ОСП, мы начнем с первых, где главный член имеет формуподлежащего, а потом рассмотрим по порядку все типы глагольных.
§1. Назывные односоставные предложения.
Назывные– это один из типов ОСП, форма главного члена в которых имеет сходство ввыражении с подлежащим. «Король!» — торжественно произнес мажоржом.
Главныйчлен назывных предложений выражен формой именительного падежа существительногои словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно ииспользование местоимения, обычно в разговорной речи:«Вот и я!» — сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительногопадежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии,наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишьодно грамматическое время – настоящее. Отсутствие глагола соотносимо с нулевойсвязкой в составе сказуемого. При отсутствии глагола назывные ОСП нерасполагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесениес настоящим временем предполагает реальность описываемого.
Всвязи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении неделает его автоматически назывным. К примеру, рассмотрим такое предложение: Втот вечер под водой была буря, а на земле – дождь. Первая часть двусоставноепредложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, чтовторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола –это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличиевторостепенного члена – обстоятельства, которое в составе предложения зависитименно от сказуемого. Разбирая таким образом каждое представленное нампредложение, мы будем делать верные выводы о его структуре.
Некоторыепредложения с главным членом подлежащим могут быть рассмотрены двояко – и какОСП, и как ДСП неполные:«Скоро свадьба, а под водой буря!» — грустнопроизнесла Ариэль. Мы бы рассматривали обе части как неполные (пропущеныглаголы «состоится» и «бушует»), на пропуск которых, как ив разобранном выше примере, указывают обстоятельства.
.Для конкретизации значения назывного ОСП в него могут входить частицы, такжевозможен восклицательный характер назывного предложения. Обычно говорят означениях:
·Непосредственного восприятия — Пожар!
·Указание –Вот лес. Вон речка.
·Достижение – Вот и тишина.
·Эмоциональная оценка – Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки!
Назывныепредложения, имеющие в своем составе только частицы, оказываютсянераспространенными. Но встречаются и распростаненные назывные предложения,включающие в себя чаще всего определения — Тихая ночь. Именно в такие ночирусалочки любят выплывать на поверхность.
Назывныепредложения редко могут оказаться частями сложноподчиненного предложения, новсе же подобные примеры возможны: Вот и лето, которого так ждала русалочка.
Назывныепредложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорнойречи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторскихремарках. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия,вывески.
Основнаяошибка, связанная с определением назывного предложения, — это возможностьспутать его с неполным. Причем речь идет не только о двусоставном неполном спропущенным сказуемым (такие примеры приведены выше), но и о неполныхпредложениях, где пропущена вся предикативная основа и осталосьлишь…дополнение, которое многие, не раздумывая, относят к подлежащему.
Прочитайтетекст:
Ведьмаспросила русалочку, что ей надо. «Ножки!» — прошептала девушка.«Ножки?» — расхохоталась ведьма. «А что ты дашь мневзамен?» — «Волшебный коралл!» — «Нет, я знаю, что мненужно! Голос!»
Переднами 4 предложения, на первый взгляд представляющие назывные ОСП. Но перед нами– диалог, разговорная речь, следовательно, велика возможность использования неполныхпредложений. Попробуем превратить диалог в полный (как будто мы пишемупражнение в пособии для иностранцев первого года обучения языку). Разговорприобретет следующий вид: Мне необходимы ножки…- Тебе нужны ножки/ ты хочешьиметь ножки… — Я дам тебе коралл… — Мне нужен голос/ я хочу взять голос.Однозначно не назывным при таком восстановлении текста оказалось первое, третье– неполное с пропущенными главными членами (оказалось, что коралл – слово ввинительном падеже, дополнение). Два оставшихся предложения могут бытьрассмотрены по-разному. Мы хотели показать и, надеемся, показали вам, каквнимательно следует анализировать текст при определении типа предложения.
Небудут назывными также предложения следующей структуры: Чепуха! (=«эточепуха»), Красавица! (= «это/ она красавица»). Слово вименительном падеже, представленное в таких предложениях, входит в именнуючасть СИС.
Кстати,некоторые школьники забывают о таком осложнении предложения, как обращение, врезультате его тоже иногда оформляют как назывное предложение. Сравните:«Ариэль, иди сюда!» — звали сестры. Здесь «Ариэль» — обращение. Назывным предложением будет такое: «Ариэль!» — представилпринц свою жену. Еще раз призываем всех думать над анализируемой структурой.
Задание.
Определите,какие предложения в тексте назывные, а какие двусоставные неполные.
1.Волк работал в лесу на пропускном пункте между темной чащей и солнечнойопушкой. Он останавливал каждого проходящего по тропинке и грозно рычал:«Документы!»
2.«Кто спал в моей кровати?» — зарычала Медведица. Тут медвежонокзаглянул в свою кровать и вскрикнул: «Девочка!» «Ты кто?» — спросил он непрошеную гостью. «Машенька!» — ответила та.
3.«На улице снег!» — завизжала от восторга младшая козочка. «Гдеже санки?» — «Вот санки!»
4.«Какая шубка!» — воскликнула Лиса. «Надо только добавитьнекоторые детали», — заметил Кот. «Какие?» — «Пуговицы».
5.«Кто же все это сделал?» — «Медведь. Не беда. Скоро весна.Построим новый теремок».
6.«Чушь! Не может нос не влезть в кувшин. Попробуй!… Вот беда!» Ижуравль выскочил из дома, громко крича: «Ужас! Лиса…!»
7.Что бы вы хотели на ужин? Что кажется вам самым привлекательным? Пицца? Торт сосливками? Кошмар!
8.Гамбургер. Такая огромная булка с сочным мясом! Вкуснятина!!!
9.«Что привезти вам, дочки, из поездки?» — «Зеркальце, чтобывидеть себя красавицей. Убор из жемчуга в пару к жемчужным серьгам». –«А тебе, Настенька?» — «Цветочек аленький».
10.«А я купила тебе подарок!» — «ЧТО?!!» — «Всего-тонебольшой сувенир! Пикассо!»
(втех предложениях, которые будут рассмотрены вами как неполные, выделите членыпредложения)
§2. Определенно-личные односоставные предложения.
Определенно-личные– один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом вформе 1 или 2 лица единственного и множественного числа изъявительного иповелительного наклонений.
Вэтих предложениях сообщается о действии, которое выполняет определенныйсубъект, или о признаках этого субъекта. Форма 1 или 2 лица указывает наговорящего или собеседника, а также на группу лиц, к которым принадлежитсубъект. Субъект конкретен и форма глагола в составе сказуемого однозначно нанего указывает, поэтому форма 1 или 2 лица местоимения оказывается лишней. Люблюнаблюдать восход солнца! Расскажи мне о людях! Принесите мне воды! Хочешь помочьмне?
Предложенияопределенно-личные можно рассматривать и как двусоставные неполные спропущенным подлежащим. Но в традициях школьной программы мы характеризуем ихкак неполные только тогда, когда они находятся в составе сложного предложения,при этом в другой его части подлежащее присутствует: «Ты не любишьлюдей, потому что ничего о них не знаешь!» — со слезами на глазахпроизнесла Ариэль. «Знаю», — грустно заметил морской царь. Втораячасть в первой прямой речи может быть охарактеризована только как неполное ДСП,где подлежащее «ты» восстанавливается из первой части. Вторую прямуюречь логично описать как определенно-личное предложение, местоимение«я» там вообще избыточно.
Грубойошибкой будет характеристика как ОСП неполного ДСП со сказуемом в 3 лице (такаяошибка встречается редко) или в прошедшем времени. Чаще всего ошибки связаны схарактеристиками неполных частей, где субъектом оказывается 1 или 2 лицо: Я неузнал тебя сразу же, потому что не смог вспомнить. Форма прошедшего времени неуказывает на лицо так же однозначно, как формы настоящего и будущего времени.
Формавыражения главного члена определенно-личных предложений может совпасть спростым глагольным сказуемым: «Навещайте меня!» — попросила сестерАриэль. Главный член может быть СГС с вспомогательным глаголом в указанныхформах и СИС с такими же, как и в ДСП, способами выражения связки: «Люблюпросто сидеть в этом садике по вечерам!», «Стану человеком во что быто ни стало!»
Кстати,интересно рассмотреть предложения типа Рад тебя видеть. Мы знаем по ситуациииспользования этой фразы, что произносит её говорящий, следовательно, лицопредполагается первое. Но – в предложении нет глагольной формы, указывающей на1 и 2 лицо. Это означает невозможность характеристики предложения как ОСП определенно-личного,мы ОБЯЗАНЫ признать его ДСП неполным. При изменении предложения и постановкеего в будущее время («буду рад…») оно станет ОСП определенно-личным,а в прошедшем времени превратится в ДСП неполное («Был рад…»).
§3. Неопределенно-личные односоставные предложения.
Неопределенно-личные– один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом вформе 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени в изъявительноми повелительном наклонении и множественного числа прошедшего времени: Накорабле празднуют. В каждой каюте пели и громко кричали.
Этипредложения сообщают о независимом действии, производитель которогограмматически не выражен и мыслится как неопределенное лицо (=кто-то). Впредложениях такого типа сообщается о действии или признаке человека или группылиц, но в центре внимания оказывается именно действие, а не его производитель.Говорящий знает о действии, но либо не знает о том, кто его совершает(класическая фраза Стучат), либо он ему в данной ситуации неважен. Правда,указание на действующих лиц все же может быть введено в структуру предложениякак второстепенный член (обстоятельство): На корабле веселились. Кругдействующих лиц обстоятельством места ограничен – те, кто на корабле были, те ивеселились.
Следуетсказать, что в неопределенно-личных предложениях переосмысляется значениечисла. Множественное число в форме главного члена не означает, чтопроизводителей действия обязательно тоже много.
Формавыражения главного члена неопределенно-личных предложений может быть разной исовпадать с формами выражения сказуемого в ДСП:«Пусть поют громче!» — заявила полуглухая бабушка русалочек. Главный член – ПГС в повелительномнаклонении. Во дворце русалочке были рады. Главный член – СИС со связкой впрошедшем времени. Во дворце морского царя умели развлекаться. Главный член –СГС с модальным глаголом в прошедшем времени.
Внекоторых случаях возможно внешнее совпадение неопределенно-личного предложенияи ДСП неполного. Например, в предложении Сестры Ариэль пытались позвать напомощь Звали долго, но никто не откликнулся вторая часть («звали»)будет неполным ДСП, так как производитель действия известен – сестры нашейрусалочки.
§4. Обобщенно-личные односоставные предложения.
Обобщенно-личные– один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом вформе 1 или 2 лица изъявительного или повелительного наклонений или 3 лицамножественного числа изъявительного наклонения: Поспешишь – людей насмешишь.После драки кулаками не машут. В первую очередь надо обратить внимание на то,что форма выражения главного члена в одном случае совпадает сопределенно-личным предложением, а в другом – с неопределенно-личным.Следовательно, должно быть какое-то смысловое различие.
Действительно,эти предложения оформляют сообщение о действии, которое может относиться ковсем и к каждому. Деятель не назван и осмыслен как обобщенное лицо – все, ктоугодно или никто в отрицательных предложениях. Тише едешь – дальше будешь –предполагается, что все, кто выполнит первую половину совета, получит вкачестве награды обещание из второй. Без счастья и в лес по грибы не ходи! Впословице этого не рекомендуется делать никому.
Всеобобщенно-личные предложения представлены в афоризмах, пословицах и поговорках.Модальность таких предложений – долженствование (Битому коту лишь лозу покажи),при отрицании предложение получает значение невозможности (Без труда невытащишь и рыбку из пруда).
Вобобщенно-личных переосмыслено значение времени, форма настоящего времени неуказывает на событие в момент речи, а форма будущего указывает не на то, чтобудет происходить потом. Имеются в виду действия, совершающиеся всегда, в любоймомент речи, или никогда (Насильно мил не будешь). Переосмысляется и число.Обычно имеются в виду все, даже если главный член в 1 или 2 лице единственногочисла (Не имей сто рублей, а имей сто друзей!).
Лицотакже переосмысляется: употребляя форму 2 лица, говорящий может говорить осебе. Например, предложение Когда идешь за покупками, всегда тратишь большепроизносится умудренной в этом вопросе женщиной, при этом она имеет в видусобственный опыт, хотя, конечно, предложение может представлять и назидательнуюформу.
Кобобщенно-личным предложениям относятся и такие предложения: Идешь по осеннемулесу – и радуешься. Здесь ясен говорящий, но само значение временипереосмыслено – действия, неоднократно повторявшиеся в прошлом, мыслятся какраспространяющиеся на все ситуации вообще.
Формавыражения главного члена обобщенно-личного предложения совпадает с формамивыражения сказуемого в ДСП.Как аукнется, так и откликнется – ПГС. Любишькататься – люби и саночки возить – СГС с модальным вспомогательным глаголом.Насильно мил не будешь – СИС с отвлеченной связкой.
Нанаш взгляд, обобщенно-личные предложения довольно сложно перепутать с неполнымиДСП, так как именно значение предложений заставляет нас определять их какобобщенно-личные. Поэтому мы бы советовали следить за смыслом и не торопиться сопределением типа предложения по форме главного члена.
Задание.
Определите,где односоставные предложения, а где – неполные ДСП. Назовите тип сказуемого иопишите его.
1.Всех жителей королевства пригласили во дворец на ежегодный бал. Все незамужниедевушки начали готовиться к балу. Платьев понашили! Туфелек понакупили! Вобщем, кучу денег потратили. Но ведь не станешь красавицей в одночасье!Прогадали барышни, не смогли получить принца в женихи.
2.«Люблю вкусно покушать! Заказал себе на обед рябчика с трюфелями – и ешь!На зубах похрустывает, сок из птички течет!» — так рассказывал король освоих кулинарных пристрастиях.
3.«Ты хочешь жениться на самой красивой девушке в мире, так как не понимаешьпока, что женишься – и не сможешь ничего с красавицей сделать. Ведь жена нерукавица: с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь! А найдешь по сердцу– проживешь с ней всю жизнь!» — так воспитывал король сына.
4.«Пойду поем мороженого! Не могу больше здороваться с этими наряженнымиособами, от которых пахнет одинаковыми духами! Хоть бы мой вкус узнали!Ненавижу розовое и цветочно-сладкое! Придут и… напахнут тут всем этим!» — заявил принц через час после начала бала.
5.Как же мечтала Золушка о бале! И платье сшила, и в доме убралась, и крупу всюперебрала, и розы под окном посадила. Не пустили…
6.Стражи дворца уже спали и вдруг услышали: стучат. Вскочили, побежали. Открывают– принцесса… Не хочешь, так влюбишься! Бывает же такая красота!
7.«Красота! Все блестит, сверкает! А где принц? Придет? Скажите мне,пожалуйста. Когда приходишь во дворец впервые, никогда не знаешь, как обычно водворцах себя ведут!» — щебетала Золушка, а король стоял столбом и не могвымолвить ни слова.
8.«Живешь тут одиноко во дворце! Сын, конечно, заходит. Но обычно он невестищет. По разным странам ездит. А тут сидишь один и скучаешь. Заходите,поболтаем, в шахматы сыграем, а то и в морской бой!» — пригласил король.
§5. Безличные односоставные предложения.
Этотпоследний из типов ОСП противопоставлен всем личным односоставным предложениям.В безличном предложении нет и не может быть подлежащего. Туда никак не можетбыть введена форма именительного падежа существительного или местоимения. Ужесами способы выражения главного члена безличного предложения указывают на этуформальную особенность безличного ОСП. Смысловое значение безличных предложенийзаключается в том, что они называют действие, происходящее без участия субъектаили независимо от его воли.
Сначаланеобходимо решить вопрос о способах выражения главного члена. Итак, он можетбыть выражен:
·прежде всего главным членом может быть безличный глагол. Безличными считаютсяглаголы, существующие в ограниченном наборе словоформ. Основная масса глаголов,которые относятся к безличным, имеют формы изъявительного наклонения (3 лицаединственного числа настоящего и будущего времени, средний род прошедшеговремени), формы повелительного наклонения в 3 лице единственного числа, формысослагательного (=условного) наклонения в среднем роде, у больщинства естьинфинитив. Таким образом, безличным будет глагол «светать»,представленный в языке в формах «светает, будет светать, светало, светалобы, пусть светает». Под водой светает позже, чем на земле. Некоторые изотносящихся к безличным глаголов имеют еще более ограниченный набор:"*спаться" существует в формах «спится, спалось, спалось бы,пусть спится» (не может быть будущего времени и под большим вопросомналичие формы инфинитива): Всем девушкам королевства в ночь перед балом неспалось.
Припроверке, относится ли разбираемый вами глагол к безличным, мы бы рекомендовалипытаться ставить его в 1 и 2 лицо. При очевидном отсутствии этих форм глаголотносится к безличным. ВНИМАНИЕ! Если у глагола нет 1 лица единственного числа,он может быть личным с «ущербной парадигмой». К примеру, нетуказанной формы у «победить», «дудеть», но все остальныепредставлены. Кроме того, 1 и 2 лица единственного числа может не быть углаголов, которые называют действие, производимое большим числом участников, ктаким относится «столпиться». Но 1 и 2 лицо во множественном числе углагола есть, он личный. Такой тип выражения главного члена рассматривается какПГС.
·Главный член может быть выражен безличными формами личных глаголов. Это обычныеглаголы, которые в перечисленных выше формах в некоторых предложениях несочетаются с подлежащим, описывают действие, происходящее без участия субъекта:Над морем дует ветер — Из окна комнаты принцессы постоянно дует. В первомпредложении представлено и подлежащее, и сказуемое, оно ДСП. Второе ОСПбезличное, введение в такое предложение подлежащего сделало бы его нелепым.Такой способ выражения главного члена такжн имеет вид ПГС.
·Главный член может быть выражен глаголом «быть» в формах«было», «будет» и «нет». Последнее слово попроисхождению является формой 3 лица единственного числа настоящего времени, ккоторой приклеилась частица «не». О форме «нет» говорят какоб особой неизменяемой форме глагола, она используется в отрицательныхпредложениях: У русалочки не было времени попрощаться с сестрами. У принца вего королевстве совсем нет друзей. Данный способ выражения главного члена тожеПГС. ВНИМАНИЕ! Нельзя путать «нет» в безличном предложении и слово«нет» — междометие (по другим определениям слово-предложение),которое используется в диалоге при отрицательном ответе на вопрос. «Тыпридешь вечером на бал? – Нет».
·ГЧ может быть похож по форме на СГС и состоять из вспомогательного глагола(фазисного или модального) и инфинитива. Вспомогательный глагол может бытьбезличным, либо может быть употреблен личный глагол в безличной форме: Принцуужасно хотелось сбежать с праздника (безличный модальный глагол+инф), За окномначинало светлеть, а Золушка только-только добралась до дома (безличная формафазисного глагола +инф). Проверить, какой тип вспомогательного глагола передвами, можно тем же способом, что и для одиночного глагола.
Также как в СГС двусоставного предложения, в роли приинфинитивной части может бытьиспользовано существительное, прилагательное, наречие с модальным значением, ане только глагол. Чаще всего используются наречия можно, нужно, надо, нельзя,пора. Эти наречия называются предикативными, у них нет иной синтаксическойфункции, они могут быть только вспомогательными элементами в СГС: «Пораехать во дворец!» — приказала фея. «Но не забудь, что надо выполнитьвсе мои требование, иначе…» — донеслось вслед карете.
Оченьчасто последний случай выражения СГС в безличном предложении путают с ДСП, гдев роли подлежащего выступает инфинитив. Мы уже говорили выше, что слово на –О всказуемом ДСП – это краткое прилагательное, а не наречие: Приятно иногдапоспать после обеда! Это ДСП с подлежащим инфинитивом и СИС, включающим нулевуюсвязку и прилагательное в краткой форме. Как правило, выступающие в этой ролислова имеют общее значение оценки того, что названо инфинитивом («хорошо,плохо, полезно, вредно, глупо»). Но если содержащееся в предложении словона –О синонимично перечисленным выше предикативным наречиям, мы включиминфинитив в главный член и рассмотрим предложение как ОСП безличное с СГС вроли главного члена: Необходимо подготовиться к празднику заранее (=надо).Невозможно выполнить все требования школьной программы (=нельзя). Для некоторыхпредложений такой структуры в принципе может быть предложено сразу два решения.
Вспомогательнаячасть может быть также выражена сочетанием связки с формой отрицательногонаречия: Мне нечего делать.Этот способ выражения СГС в безличном предложениианалогов в ДСП не имеет.
·Главный член безличного ОСП может быть выражен СИС. В этом случае в него входитсвязка в безличной форме и наречие (На улице стало свежо) или краткоестрадательное причастие в форме среднего рода (Королю было доложено о поведениидочери). Для краткого причастия это единственная синтаксическая функция, частооб этом забывают и дают для главного члена предложений типа Про прежнюю жизньзабыто характеристику ПГС, объясняя это тем, что причастие – форма глагола. Незабывайте, что ПГС выражает время, наклонение, лицо и число, а причастие всехэтих характеристик выразить не в состоянии.
Иногдаи эту разновидность безличного предложения путают с ДСП. Путаница, по нашимнаблюдениям, происходит в двух случаях. Первый – это СПП с придаточнымизъяснительным, где придаточное оказывается на месте подлежащего главной части.Главное предложение, особенно если имеет СИС, становится похожим на ОСП:Хорошо, что король отец был отходчив и быстро прощал дочурку. Главная часть – ДСПнеполное ([это] хорошо). «Хорошо» здесь – прилагательное. Проверяйте,и проблем не будет.
Втораяпроблема связана с простой невнимательностью разбирающих. Как-то так повелось,что мы привыкли к тому, что подлежащее располагается перед сказуемым. Поэтомупри обратном порядке школьники часто выделяют подлежащее как дополнение, делаяпредложение безличным (кстати, это может произойти и с ОСП безличным, которыенекоторые стремяться во что бы то ни стало сделать двусоставным): К обеду отводорослей было расчищено две трети садика. Предложение ДСП, есть подлежащееколичественное сочетание и СИС.
Особымразрядом внутри б/л ОСП считают ОСП с главным членом инфинитивом. Этипредложения называют инфинитивными (безличными инфинитивными). Некоторыеучебники включают эти предложения в число безличных, другие считают их особымразрядом – это не так уж и важно. Их основное отличие от остальных безличных –модальное значение. Оно всегда ирреально, не соотносимо с временем,всевременно. Кроме того, действие в инфинитивных предложениях мыслиться какпотенциальное, еще не протекающее. – Встать, идет король!!! Если в такомпредложении присутствует «не», то предложение приобретает значениеневозможности – Тебе не стать настоящим человеком. В последнем предложении вроли главного члена не просто инфинитив, а сочетание неполнозначного инфинитивас относящимся к нему существительным (найди аналогию в способаз выраженияподлежащего).
Частныезначения инфинитивных предложений – невозможность (Тебе не заставить принцавлюбиться в тебя!), целесообразность (Тебе бы сходить к врачу или сразу же кморской ведьме!), неизбежность (Быть беде!), долженствование в разной степеникатегоричности (Встать!). Возможны предложения, в которых совмещены разныеоттенки. Обратите внимание, что эти предложения всегда относятся к человеку,тогда как собственно безличные описывают и состояния человека, и состоянияприроды.
Крометого, все инфинитивные предложения относят к экспрессивным, выразительным.Нейтральными они бывают, когда формируют придаточное в составе сложногопредложения. Чаще всего они оказываются придаточными цели: Ариэль пошла кведьме, чтобы получить ножки.
Ив безличных, и в инфинитивных предложениях нет подлежащего (субъекта действия),но практически всегда есть второстепенный член, указывающий на производителяили потенциального производителя: Принцу хотелось жениться на самой красивойдевушке в мире. Вам здесь поворачивать. Поэтому при формальной безличности всеже нельзя говорить о том, что описывается вообще бессубъектное действие. Субъектприсутствует, но чаще всего он представлен как пассивный. Бессубъектныепредложения – это те, которые описывают состояния природы.
Задание.
Определитетипы односоставных предложений. Опишите способы выражения главного члена.Укажите, какие предложения окажутся ДСП неполными.
Младшейрусалочке неплохо живется во дворце своего отца. Плохо только, что эта жизнь ейсамой кажется слишком скучной. «Вот бы разом все изменить! Превратиться вчеловека, жить на земле!» — именно это не раз повторялось друзьям. «Ариэль!Если нечего делать, давай наведем порядок в твоем комоде сдрагоценносями!» — предлагали Тристан с Флаудером. «Всегда вы так!Хочешь с вами поделиться, о самом сокровенном рассказываешь, а вы… А порядок…Хорошо. Только ведь глупо просто наводить порядок. Надо решить, что издрагоценностей отдать сестрам, что – подругам, а что еще попросить упапочки!»
Темнело.Уже час друзья разбирали комод. Дошли только до пятого ящика из 17. Чего тамтолько не было! Друзьям нравилось перебирать каждую вещицу и вспоминать, что сней связано. Вот, например, кулон из морской раковины. Её нашли в затерянномгроте, в котором никогда не было света, поэтому там было найдено несколькосовершенно необычных раковин. «Смотри! Бусы из голубого жемчуга!Красота!» — закричал Тристан. Ничего подобного ему раньше видеть неприходилось. Было неясно, как случилось, что жемчуг приобрел такой необычныйцвет. Но долго удивляться и рассматривать безделушки было некогда. В шестомящике обнаружилось еще несколько сокровищ, которые были бы мечтой любой модницына земле. «Вот бы надеть их и прийти на бал во дворце принца!» — размечталась Ариэль. «И не мечтай! Если долго размышляешь об одном и томже, сойдешь с ума!» — заметил мудрый Тристан.
Надругой день продолжили разбирать драгоценности. Решено было не рассматриватькаждую вещицу, но не получалось. «Люблю драгоценности! Жаль, что под водойнет бриллиантов! Говорят, что они очень красиво сияют под лучами солнца. Вот бынадеть и всплыть на поверхность! А вот надеть их на наш празник невозможно,ведь под водой темно», — говорила друзьям русалочка. Наконец все былоразложено на три кучки. Большая оставалась у Ариэль, остальные предназначалисьсестрам и друзьям.
Былоужасно весело и приятно делать всем подарки. Когда совершаешь добрый поступок,всегда делаешься чуть-чуть лучше. И на душе становится светлее, и хочется петьи танцевать. Поэтому по предложению одной из сестер Ариэль был организованподводный бал, чтобы было куда прийти в обновках. Кстати, на подводные балыприходят практически только в одних украшениях! Не надо шить новые платья илистрадать, что опять нечего надеть. Все при тебе. Правда, можно свой хвосткакими-нибудь экзотическими водорослями обмотать, большего и придуматьневозможно.
Впещере морской ведьмы никого не радовало, что приближается праздник. Ведь ейничего не подарили и, естеступпо, никуда не пригласили. А как хотелось!«Колдуешь тут целыми днями, всякие приворотные зелья варишь, а все равно отебе забывают. Ничего, захочет какая приворожить суженого, отомщу. Дам настойкидля роста прыщей! Идея!» В этих словах ведьмы было зерно истины.Действительно, нехорошо, неприлично забывать про кого-то. Вот и поплатилисьпотом!
Напоследокобратим ваше внимание на одну распространенную ошибку при разборе ОСП. Оченьчасто на экзаменах приходится слышать «ОСП, безличное, неполное сотсутствующим подлежащим». Происходит это потому, что отвечающий уверен –идеальной структурой предложения будет ДСП. Этому способствует начальный этаповледения русским языком в школе (доказано, что это помнят все школьники, а вотто, что выучено в средних классах, запоминают избирательно, в зависимости отсобственного интереса). А «Букварь» заостряет внимание именно натаких предложениях, как Мама мыла раму, Петя ласкает кошку, Улица праздничноукрашена. Создается впечатление: именно такое строение предложения – норма, всеотсупления от неё – неполнота. Это не так! В русском языке возможно два типапостроения грамматической основы предложения – ДСП и ОСП. Не в любомпредложении можно и нужно подлежащее!
Можнопредставить себе это на простом кулинарном примере. При приготовлении пищииспользуются приправы и зелень. Укроп и перец можно добавить практически влюбое блюдо, даже в сыр. Значит, без них нельзя? Нет, можно. Представьте себемороженое и торт, в который «для вкуса» добавили укропчику и перцу.Почему нельзя? Это иной тип блюда, сюда приправы, подходящие для курицы, неидут. Так и с предложением. Есть те, где подлежащее возможно и необходимо, аесть те, куда ну никак его вставить нельзя. Не забывайте об этом!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/