Реферат по предмету "Банковское дело"


Возмещение вреда по договору ОСАГО

Введение
Закон об обязательном страхованииавтогражданской ответственности (ОСАГО) вступил в силу с 1 июля 2003 года. Сэтого момента каждый владелец автомобиля обязан застраховать свою гражданскуюответственность, которая наступает при совершении дорожно-транспортногопроисшествия (ДТП). Без полиса ОСАГО нельзя даже получить талон техосмотра илипоставить автомобиль на учет.
Предполагалось,что обязательное страхование гражданской ответственности владельцевтранспортных средств, более известное как ОСАГО, станет в России именно темправовым институтом, тем инструментом, который снизит количестводорожно-транспортных происшествий, уносящих ежегодно более 35000 человеческихжизней, облегчит работу правоохранительных и судебных органов, отправит висторию мошенничество на дорогах, сбережет время и нервы автовладельцев.
Однако с 1 марта 2009 года в силувступили очередные поправки к закону об обязательном страхованииавтогражданской ответственности (ОСАГО). Вводится порядок прямогоурегулирования убытков, при котором пострадавший в ДТП может обратиться завозмещением в собственную страховую компанию, а не к страховщику виновникапроисшествия (если ущерб составляет не более 25000 рублей). Нововведенияиспользуются в добровольном порядке, т.е. можно оформить аварию как обычно –вызвав сотрудников ГИБДД.
На практике определение размерастраховой выплаты за вред, причиненный имуществу потерпевшего, нередкостановится предметом судебных разбирательств и является одним из наиболеепроблематичных моментов в системе ОСАГО. Несовершенство законодательной базыявляется причиной возникновения острых противоречий между страховщиками,страхователями и потерпевшими.
Следовательно, изучение процессавозмещения вреда по договорам ОСАГО имеет особую актуальность.
Цель выполнения курсовой работы – анализдействующего законодательства в сфере регулирования отношений по поводуобязательного страхования автогражданской ответственности владельцевтранспортных средств.
Теоретическая значимость работызаключается в анализе новейших изменений законодательство о страховании ОСАГО.Практическая значимость работы обоснована появлением все большего количестваавтомобилей на дорогах России и достаточно высоким числом ДТП.
1. Понятие обязательного страхования автогражданскойответственности
За вред, причиненныйдорожно-транспортным происшествием, в соответствии со статьями 1064, 1079Гражданского кодекса РФ наступает гражданская ответственность. Эта гражданскаяответственность носит компенсационный характер, поскольку ее цель – восстановлениеимущественных прав кредитора, в нашем случае потерпевшего, поэтому размерответственности должен соответствовать размеру причиненных убытков иливозмещаемого вреда.
Гражданская ответственностьподразделяется на договорную или внедоговорную. Споры, связанные с возмещениемвреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, входят вотношения внедоговорного характера.
Повышенная опасность движущегосяавтомобиля, способного причинить вред даже при отсутствии вины водителя,ответственность ее владельца за вред, причиненный в процессе эксплуатацииавтомобиля, обуславливают особый порядок регулирования. Закон предусматриваеттри условия, при которых владелец автомобиля обязан возместить причиненныйпотерпевшему вред:
а) противоправность поведениявладельца автомобиля;
б) наличие имущественного вреда;
в) причинная связь междупротивоправным поведением и наступившим вредом.[1]
Вина – необходимый принцип юридическойответственности. Вина может проявляться в различных формах, которые влияют намеру ответственности. Формами вины могут быть умысел и неосторожность.
Умысел означает, что лицопредвидит противоправность своего поведения и возможность наступления отрицательныхпоследствий. Неосторожность имеет место в тех случаях, когда лицо хотя непредвидело и не желало неблагоприятных последствий, однако не проявилонеобходимой предусмотрительности.
Форма вины, как правило, не влияетна размер гражданско-правовой ответственности. Вина в гражданском правеявляется условием ответственности не только граждан, но и организаций – юридическихлиц.
В исключительных случаяхгражданское право допускает ответственность при отсутствии виныправонарушителя, т.е. за сам факт противоправного поведения. В частности,владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный источникомповышенной опасности, кроме тех случаев, когда вред возник вследствиенепреодолимой силы или умысла потерпевшего.[2]2. Условия и порядок обязательного страхования гражданскойответственности владельцев транспортных средств
Владельцы транспортных средствобязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданскойответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни,здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.[3] При возникновении права владениятранспортным средством (например, приобретении его в собственность, получении вхозяйственное ведение или оперативное управление) владелец транспортногосредства обязан выполнить общее правило – застраховать свою гражданскую ответственностьдо регистрации транспортного средства, но не позднее пяти дней послевозникновения права владения им. Законодатель, используя слово «владелец»,расширяет это понятие, подчеркивая, что владелец – это не обязательнособственник.
Обязанность по страхованиюгражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых натерритории России транспортных средств, за некоторыми исключениями. Этаобязанность не распространяется на владельцев:
– транспортных средств,максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;
– транспортных средств, накоторые по их техническим характеристикам не распространяются положенияроссийского законодательства о допуске транспортных средств к участию вдорожном движении на территории России;
– транспортных средствВооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которыхпредусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей иприцепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственнойдеятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
– транспортных средств,зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственностьвладельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международныхсистем обязательного страхования, участником которых является РоссийскаяФедерация.
Обязанность по страхованиюгражданской ответственности не распространяется на владельца транспортногосредства, риск ответственности которого застрахован иным лицом (страхователем).Кроме того, владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскуюответственность, могут дополнительно в добровольной форме осуществлятьстрахование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательномустрахованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью илиимуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, неотносящейся к страховому риску по обязательному страхованию. Владельцытранспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в формеобязательного или добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни,здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданскимзаконодательством.
Правила страхования гражданскойответственности владельцев транспортных средств, утвержденные ПостановлениемПравительства РФ от 7 мая 2003 г. №263, устанавливают типовые условия, всоответствии с которыми заключается договор обязательного страхованиягражданской ответственности владельцев транспортных средств. Здесь жеприводятся ранее перечисленные категории транспортных средств, на владельцевкоторых не распространяется условие об обязательном страховании рискагражданской ответственности. Правила, в частности, определяют:
– объект обязательногострахования – имущественные интересы, связанные с риском гражданскойответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающимвследствие причинения вреда;
– страховой случай – причинениевреда в результате дорожно-транспортного происшествия;
– страховую сумму, страховуюпремию и порядок ее уплаты;
– срок действия, порядокзаключения, изменения, продления срока действия, досрочного прекращениядоговора обязательного страхования;
– действия лиц принаступлении страхового случая;
– порядок определения размераи осуществления выплаты при причинении вреда потерпевшему;
– порядок разрешения споров.
Объектом обязательного страхованияявляются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственностивладельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствиепричинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использованиитранспортного средства на территории России. Закон об ОСАГО содержит 11исключений из общего правила о страховом риске (страховом случае) страховщика,при котором наступает его обязанность выплатить потерпевшему страховоевозмещение.3. Возмещение вреда и убытков
Основанием для осуществлениястраховой выплаты с целью возмещения вреда, причиненного имуществупотерпевшего, является наступление гражданской ответственности страхователя илииного лица, ответственность которого застрахована по договору ОСАГО. Подимущественным вредом в гражданском праве понимается всякое умалениесубъективного имущественного права, охраняемого законом интереса или иногоимущественного блага, влекущее материальные (имущественные) потери употерпевшего. Гражданская ответственность владельца транспортного средства,причинившего вред имуществу потерпевшего, наступает в форме возмещения убытков.
В соответствии с нормами ГК РФ(ст. 15) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье правонарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенногоправа, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), неполученныедоходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота,если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Вместе с тем п. 1ст. 15 ставит возможность требования возмещения убытков в полном объеме взависимость от содержания норм закона или условий договора, в соответствии скоторыми возмещение убытков может осуществляться в меньшем размере.
Страховые выплаты по договоруОСАГО за вред, причиненный имуществу потерпевшего, основываются на принципевыплаты страхового возмещения в размере действительного убытка. Данный принципзакрепляет положение, согласно которому страхование не может служить средствомизвлечения выгоды, поскольку выплачиваемое страховщиком возмещение должновернуть выгодоприобретателя (потерпевшего) точно в такое же положение, в какомон находился до наступления ущерба.
При определении размера страховойвыплаты за вред, причиненный повреждением транспортного средства, учитываетсяизнос деталей транспортного средства. Таким образом, получая страховоевозмещение, потерпевший не может произвести ремонт транспортного средства бездополнительных финансовых затрат, вызванных необходимостью приобретения новыхдеталей. С одной стороны, выплата страхового возмещения в размере, достаточномдля приобретения новых деталей, может явиться следствием неосновательногообогащения потерпевшего, однако без приобретения новых деталей взаменповрежденных в результате ДТП потерпевший не сможет восстановить поврежденноетранспортное средство и осуществлять его эксплуатацию. Установка новых деталейпри осуществлении ремонта транспортного средства в контексте Правил ОСАГО,утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. №263,является «улучшением и модернизацией» имущества и потому не относится квосстановительным расходам.
Под восстановительными расходами вПравилах ОСАГО понимаются расходы, необходимые для приведения имущества всостояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, с учетомизноса частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительныхработах. В соответствии с ГК РФ страховщик обязуется возместитьвыгодоприобретателю причиненные вследствие наступления страхового случая убыткив пределах определенной в договоре суммы.[4]
Поскольку потерпевший не может восстановитьимущество за счет страховщика и вновь будет вынужден обращаться в суд с иском кпричинителю вреда, представляется, что закрепление в Правилах ОСАГО подобногопорядка определения размера возмещения вреда имуществу не отвечает той цели,для достижения которой был принят Закон. К сожалению, складывающаяся судебнаяпрактика по вопросу об определении размера страховой выплаты с учетом износадеталей транспортного средства основывается только на букве закона, а не на егодухе.
Осуществление страховой выплаты подоговору обязательного страхования по принципу полной восстановительнойстоимости, когда страховая выплата будет покрывать расходы на восстановлениетранспортного средства с учетом приобретения новых деталей, либо организация иоплата ремонта поврежденного имущества страховщиком без учета износа,представляется справедливым решением проблемы возмещения имущественного вреда.Практически во всех странах, где действует система обязательного страхованиягражданской ответственности автовладельцев, эта проблема решается подобнымобразом. В противном случае потерпевший по-прежнему будет использовать толькосудебный способ защиты своих имущественных прав, предъявляя иск к причинителювреда.
Введение обязательного страхованиягражданской ответственности владельцев транспортных средств имело своей цельюне только обеспечение гарантированности возмещения вреда, причиненногопотерпевшим, но и создание специального механизма урегулирования отношений,возникающих при причинении вреда в результате ДТП с участием нового субъектаданных правовых отношений – страховщика. Следовательно, в большинстве случаевпричинения вреда потерпевшим в результате ДТП проблемы возмещения вреда должнырешаться за счет выплаты страхового возмещения страховщиком, без привлечения кучастию в данном процессе самого страхователя или иного лица, рискответственности которого застрахован по договору ОСАГО.
Итак, потерпевший вправепредъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда,причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы.Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате, сприложенными к нему документами о наступлении страхового случая и размереподлежащего возмещению вреда направляется страховщику по месту нахождения страховщикаили его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанныхтребований потерпевшего и осуществление страховых выплат.
До полного определения размераподлежащего возмещению вреда страховщик по заявлению потерпевшего вправепроизвести часть страховой выплаты, соответствующую фактически определеннойчасти указанного вреда.
В то же время, по согласованию спотерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования,страховщик в счет страховой выплаты вправе организовать и оплатить ремонтповрежденного имущества.
Если сумма требований,предъявленных несколькими потерпевшими страховщику на день первой страховойвыплаты по возмещению вреда, причиненного имуществу по данному страховомуслучаю, превышает установленную Федеральным законом страховую сумму, страховыевыплаты производятся пропорционально отношению этой страховой суммы к суммеуказанных требований потерпевших (с учетом ограничений страховых выплат в частивозмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, в соответствии состатьей 7 настоящего Федерального закона).
Страховщик освобождается отобязанности произвести страховую выплату в случаях, предусмотренных законом и(или) договором обязательного страхования.
4. Возмещение утраты товарной стоимости транспортногосредства
Проблемным вопросом в определенииразмера страховой выплаты за вред, причиненный имуществу, является возмещениеутраты товарной стоимости транспортного средства (УТС). Позиция страховщиковосновывается на том, что под утратой товарной стоимости транспортного средстваследует понимать упущенную выгоду владельца транспортного средства. ВыплативУТС, нельзя привести автомобиль в первоначальное состояние, и потому УТС – этоубытки владельца, которые он несет при продаже данного автомобиля. Послелюбого, даже дорогостоящего ремонта автомобиль будет продан дешевле. Изменение(уменьшение) его цены и означает УТС. Поскольку в соответствии с Законом[5] и Правилами ОСАГО возникновениеобязанности по возмещению упущенной выгоды не относится к страховым случаям, тои возмещение утраты товарной стоимости транспортного средства за счет страховойвыплаты не производится.[6]
Прямо противоположная точка зренияпо данному вопросу основывается на определении утраты товарной стоимости какреального ущерба в сфере имущественных интересов владельца транспортногосредства, т. к. в результате повреждения и последующих воздействийремонтных работ ухудшается внешний вид автомобиля, снижается срок службы деталейи т.п. К тому же совершенно необязательно, чтобы после осуществления ремонтавладелец заключал договор купли-продажи в отношении этого транспортногосредства. При осуществлении в дальнейшем эксплуатации автомобиля владелец будетнести убытки, связанные с ухудшением его эксплуатационных свойств.
Утрата товарной стоимоститранспортным средством в результате проведения его восстановительного ремонтапосле аварийного повреждения обусловлена возможным ухудшением внешнего видатранспортного средства, снижением прочностных параметров его отдельных деталей,узлов и агрегатов, повреждением защитных покрытий и использованием деталей,находившихся в эксплуатации либо подвергнувшихся восстановлению. Данный выводподтверждается нормативными документами, такими, как Федеральный закон от 31мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»,и руководящим документом, в соответствии с которым эксперт дает заключение обУТС (РД-015–98). Таким образом, если владелец транспортного средства не имелнамерений продать данное транспортное средство на момент наступления страховогослучая, то УТС – не что иное, как «утрата или повреждение его имущества» т.е.реальный ущерб, который подлежит возмещению по договору ОСАГО.
В соответствии с Правилами организациии проведения независимой технической экспертизы транспортного средства прирешении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательногострахования гражданской ответственности владельца транспортного средства цельюпроведения независимой технической экспертизы является установление следующихобстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения: наличие и характертехнических повреждений транспортного средства; причины возникновениятехнических повреждений транспортного средства; технология, объем и стоимостьремонта транспортного средства.[7]
Однако представляется необходимымдополнить данный перечень указанием на определение УТС, если срок эксплуатациитранспортного средства не превышает двух лет.
В том случае, если имущественныйущерб причинен повреждением зданий, сооружений, иного имущества физических июридических лиц, размер страховой выплаты определяется с учетом расходов наматериалы, необходимые для ремонта; расходов на оплату работ по ремонту;расходов по доставке материалов и запасных частей к месту ремонта; расходов подоставке имущества к месту ремонта и обратно; расходов по доставке ремонтных бригадк месту ремонта и обратно. Стоимость независимой экспертизы (оценки), наосновании которой произведена страховая выплата, также включается в составубытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательногострахования. Произведенные потерпевшим расходы должны быть отражены вдокументах, предъявляемых страховщику для определения размера страховойвыплаты.
С момента предоставления всехдокументов, подтверждающих произведенные расходы, для страховщика начинаетсяотсчет времени, по истечении которого он обязан произвести страховую выплатуили же направить мотивированный отказ в полном или частичном осуществлениивыплаты потерпевшему. Осуществить страховую выплату страховщик обязан, составивв течение 30 дней акт о страховом случае.[8]В течение указанного срока страховщик обязан составить акт о страховом случае,на основании его принять решение об осуществлении страховой выплатыпотерпевшему, осуществить страховую выплату либо направить в письменном видеизвещение о полном или частичном отказе в страховой выплате с указанием причинотказа. Неотъемлемыми частями акта о страховом случае являются заключениенезависимой экспертизы (оценки), если она проводилась, и (или) акт осмотраповрежденного имущества.
Следует отметить тообстоятельство, что п. 75 Правил отодвигает срок получения выплаты еще натри рабочих дня. Указание на срок, исчисляемый в рабочих днях, имеетопределенное значение, т. к. при исчислении срока в календарных дняхосуществление выплаты возможно не ранее чем через 24 дня со дня получениястраховщиком всех необходимых документов.
5. Формы страховых выплат и максимальная сумма возмещения
Итак, на возмещение по договоруОСАГО может претендовать любое лицо, которому был причинён вред транспортнымсредством, за исключением следующих случаев:
– причинения морального вредаили возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
– причинения вреда прииспользовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебнойезды в специально отведенных для этого местах;
– загрязнения окружающейприродной среды;
– причинения вреда в результатевоздействия перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежитобязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем видеобязательного страхования;
– причинения вреда жизни илиздоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вредподлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем видеобязательного страхования или обязательного социального страхования;
– возникновения обязанностипо возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
– причинения водителем вредауправляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в нихгрузу, установленному на них оборудованию;
– причинения вреда припогрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
– причинения вреда придвижении транспортного средства по внутренней территории организации;
– повреждения или уничтоженияантикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющихисторико-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных иполудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозногокульта, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектовинтеллектуальной собственности.
Максимальная страховая сумма подоговору ОСАГО по одному событию, в соответствии с законом, составляет 400 тыс.руб., однако выплаты будут производиться из расчета:
– 160 тыс. руб. – навозмещение вреда, причиненного жизни и здоровью каждого потерпевшего;
– 160 тыс. руб. – навозмещение ущерба, причиненного имуществу третьих лиц (но не более 120 тыс.руб. на одного потерпевшего).
Если сумма ущерба, нанесенноготретьим лицам, превысит эти пределы страховой суммы, оставшуюся часть ущербастрахователь или застрахованное лицо должны будут возместить самостоятельно.
Потерпевший-гражданин вправеопределить способ осуществления страховой выплаты, указав на осуществлениевыплаты путем наличного или безналичного расчета. Для возмещения вреда,причиненного имуществу юридических лиц, используется безналичная форма расчета.За задержку в осуществлении страховой выплаты страховщик несет ответственность,предусмотренную ст. 395 ГК РФ в виде уплаты процентов. Размер процентов занесвоевременное исполнение денежных обязательств, предусмотренный в Гражданскомкодексе, незначителен, и потому на практике нередки случаи затягиваниястраховщиками сроков осуществления страховых выплат. Вместе с тем ГК РФпредусматривает возможность установления иного размера процентов в законе илидоговоре. Представляется, что закрепление в Законе об обязательном страхованииответственности страховщика за неисполнение денежных обязательств в размере 1%от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки позволило бы решить даннуюпроблему.
6. Прямое возмещение убытков
Обязательноестрахование включает право регрессного требования страховщика. Страховщик имеетправо предъявить регрессное требование к страхователю, иному лицу, рискответственности которого застрахован по договору обязательного страхования вразмере произведенной страховщиком страховой выплаты.
Анализстрахового законодательства показывает, что основанием для предъявлениярегрессного требования является виновное, в форме умысла, поведениестрахователя, выражающееся в нарушении Правил дорожного движения и КоАП РФ. Вчастности, законодатель предусмотрел ряд ситуаций, связанных с нарушениемстрахователем или застрахованным общепризнанных правил поведения в рамкахдорожного движения, при которых отказал им в защите, предоставив ее толькопотерпевшему.[9]Право регрессного требования страховщика к причинившему вред лицу предоставленоему только в определенных случаях. Перечень таких оснований являетсяисчерпывающим.
Страховщикимеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу, есливследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровьюпотерпевшего. Следовательно, даже вследствие умышленного причинения вредаимуществу потерпевшего право на регресс у страховщика отсутствует. НарушениеПравил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства,повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, образует составадминистративного правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Собъективной стороны данное правонарушение выражается в нарушении Правилдорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, котороеповлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью гражданина.[10] Нормативные правовые акты,регулирующие общественные отношения в области дорожного движения, предъявляютко всем его участникам требования не создавать опасность для движения и непричинять вреда этим отношениям во время эксплуатации транспортных средств.
Согласност. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещаетсяэксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей.Согласно Правилам дорожного движения водитель обязан перед выездом проверить ив пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства всоответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатациии обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.Следует отметить, что данному правонарушению свойственен материальный состав.Объективная сторона заключается не только в допущенных водителем нарушенияхПравил дорожного движения, но и в наличии последствий этого – причинениилегкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Безусловно,наступление вредных последствий должно находиться в причинной связи ссовершенным водителем нарушением требований Правил дорожного движения.
Указанноеправонарушение связывается с одним из нарушений Правил дорожного движения илиэксплуатации транспортных средств, если оно повлекло предусмотренные ст. 12.24КоАП РФ последствия. Легкие телесные повреждения – причинение вреда, вызвавшее кратковременноерасстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.В соответствии с Правилами судебно-медицинской экспертизы определения тяжестивреда здоровью признаками легкого вреда здоровью являются:
– кратковременноерасстройство здоровья;
– незначительнаястойкая утрата общей трудоспособности.[11]
Сведенияо характере причиненных телесных повреждений получаются по запросу определеннойформы в медицинском учреждении, куда доставлялся или где проходил амбулаторное(стационарное) лечение пострадавший. Субъектами правонарушений являютсяводители транспортных средств. С субъективной стороны правонарушениехарактеризуется неосторожной формой вины. Умышленное причинение легкого вредаздоровью потерпевшего транспортным средством влечет ответственность всоответствии со ст. 115 УК РФ.
Страховщикимеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу, есливред был причинен страхователем, иным лицом, риск ответственного которогозастрахован по договору обязательного страхования, при управлении транспортнымсредством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного). Всоответствии с п. 2.7 и подп. 2.3.2 Правил дорожного движения водителюзапрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения, а такжеводитель обязан проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствованиена состояние опьянения. Административным законодательством установлен порядок,в соответствии с которым лица, в отношении которых имеются основания полагать,что они управляли транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольногоили наркотического), подлежат освидетельствованию на состояние опьянения.Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинскогоосвидетельствования на состояние опьянения образует состав административногоправонарушения, предусмотренный ст. 12.26 КоАП РФ.
Объективнуюсторону этого правонарушения образует сам факт управления транспортнымсредством лицом в состоянии опьянения, что и необходимо установить прирассмотрении дел данной категории.
Субъектомправонарушения является водитель транспортного средства. С субъективной стороныправонарушение характеризуется умышленной формой вины. Протоколы обадминистративных правонарушениях уполномочены составлять должностные лицаорганов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).Рассмотрение дел данной категории относится исключительно к компетенции судей.
Страховщикимеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу, еслистрахователь, иное лицо, риск ответственности которого застрахован по договоруобязательного страхования, не имело права на управление транспортным средством,при использовании которого им был причинен вред. Законодательство устанавливаетособые требования к водителям транспортных средств – здоровье, профессиональныенавыки.
Согласност. 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право науправление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшимквалификационные экзамены, что подтверждается водительским удостоверением.Водителем является лицо, которое имеет право на управление транспортнымсредством, за исключением учебной езды. Согласно ст. 12.7 КоАП РФуправление транспортным средством водителем, не имеющим права управлениятранспортным средством, управление транспортным средством водителем, лишеннымправа управления транспортным средством, а равно передача управлениятранспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортнымсредством или лишенному такого права, образуют состав административного правонарушения.
Объектомданных административных правонарушений является не только безопасностьдорожного движения, но и отношения собственности и здоровье людей. Собъективной стороны данное правонарушение выражается в нескольких действиях.Его составом охватывается управление транспортными средствами лицами, неимеющими права управления этими средствами, а равно передача управлениятранспортными средствами лицу, не имеющему права управления.
Лицо,в отношении которого вынесено постановление о наложении административноговзыскания в виде лишения права управления транспортными средствами, не имеетправа управлять ими. Управление такими лицами транспортными средствамиохватывается данным составом административного правонарушения. Для наличиясостава не имеет значения, было ли водительское удостоверение изъято у лица илинет . Ответственность за передачу управления транспортным средствомлицу, не имеющему права на управление, несет только водитель транспортногосредства. Субъективная сторона данного административного правонарушенияхарактеризуется наличием вины в форме прямого умысла.
Придорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
а)немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включитьаварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, неперемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
б)принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощипострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаяхотправить пострадавших в ближайшее лечебное учреждение на попутном транспортномсредстве, если это невозможно сделать на своем транспортном средстве; сообщитьв лечебном учреждении необходимые данные о себе, транспортном средстве ивозвратиться к месту происшествия. Если невозможно движение других транспортныхсредств, освободить проезжую часть, сообщить о случившемся в милицию, записатьфамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции;
в) принеобходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своемтранспортном средстве в лечебное учреждение необходимо предварительнозафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следыи предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к ихсохранению, организации объезда места происшествия.
Невыполнениеводителем обязанностей, предусмотренных п. п. 2.5, 2.6 Правил дорожногодвижения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого онявляется, и оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения местадорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, образуютсостав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.27 КоАПРФ. По норме ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ квалифицируются действияводителя, оставившего в нарушение Правил дорожного движения местодорожно-транспортного происшествия, и тогда, когда в происшествии нетпострадавших, и когда в результате ДТП пострадавшему причинен легкий вредздоровью. Вместе с тем водитель транспортного средства не подлежит ответственностив случае, если он покинул место дорожно-транспортного происшествия с цельюоказания медицинской помощи пострадавшему.
Заключение
Итак, основной целью Федеральногозакона об обязательном страховании является защита прав потерпевших навозмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу. Все правовыенормы, содержащиеся в Законе, направлены на достижение обозначенной цели. Дляэтого Закон определяет комплекс необходимых правовых, экономических иорганизационных мер, направленных на всеобъемлющее регулирование отношений пообязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств.
Мировая практика урегулированияущерба по договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств свидетельствует о том, что более 2/3 всех выплат, осуществляемыхстраховщиками, приходится на материальный (имущественный) ущерб. Следовательно,для развития системы ОСАГО в России и повышения уровня доверия общества кданному виду страхования особое значение имеет своевременное решение проблем,возникающих при определении размеров и осуществлении страховых выплат за вред,причиненный имуществу потерпевших в результате ДТП. Внесение необходимыхизменений в действующее законодательство об обязательном страхованиигражданской ответственности владельцев транспортных средств будетспособствовать правильному уяснению смысла Закона, его последовательномуисполнению участниками страховых правоотношений и применению в практике работыюрисдикционных органов.
Список используемой литературы
 
Нормативныеправовые акты
1. Гражданский кодексРоссийской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 года №14-ФЗ.
2. Федеральный закон от 25 апреля 2002года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцевтранспортных средств».
3. Правила обязательного страхованиягражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года №263.
4. Постановление Правительства РФ от 24апреля 2003 года №238 «Об организации независимой технической экспертизытранспортных средств (вместе с Правилами организации и проведения независимойтехнической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплатестрахового возмещения по договору обязательного страхования гражданскойответственности владельца транспортного средства».
Научная испециальная литература
5. Дедиков С.В. Обязательноестрахование автогражданской ответственности: вопросы и ответы. – М., 2004.
6. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Научно-практическийкомментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Обобязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств» (постатейный). – М.: ЮРКОМПАНИ, 2009.
7. Дедиков С.В. Утрата товарной стоимости в системе ОСАГО: теориявопроса. // Юридическая и правовая работа в страховании. 2008. №2. С. 116–126.
8. Научно-практическое пособие поприменению КоАП РФ. /Под ред. заместителя Председателя Верховного Суда РФ П.П. Серкова.– М., 2006.
9. Рассохин В.В. ОСАГО сегодня:некоторые текущие изменения в законодательстве. // Закон. 2008. №5. С. 103–108.
10.  Яковлев П.С. Обязательное страхование гражданскойответственности владельцев транспортных средств: проблемы нормативно-правовогорегулирования и реализация на практике. // Бюллетень Министерства юстицииРоссийской Федерации. 2008. №10. С. 67–70.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.