Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненноепредлое. Сложноподчиненное предложение
Николенкова Н. В.
§ 1. Сложное предложение как единица синтаксиса.
Сложноепредложение (далее СП) – это предложение, в котором соединены несколькопредикативных основ ( = частей), образующих в смысловом и интонационномотношении единое целое. Таковым, например, будет предложение Лиса Алиса былаякобы хромая1, кот Базилио притворялся слепым2, хотя зрение у него было совсемкак у кошки3, но неопытный Буратино сразу поверил мошенникам и пожалел их4. Предложениесостоит из четырех частей, каждая из них имеет свою грамматическую структуру,свою группу подлежащего и сказуемого.
Былобы неверно характеризовать каждую из частей сложного предложения как простоепредложение. Предложение как единица синтаксиса (и простое, и сложное) должнообладать такими признаками, как относительная смысловая законченность иинтонационное единство. Части же сложного предложения этими свойствами необладают, поэтому и характеризуются лишь как «части», формальноравные простому предложению, но не являющиеся им. Поэтому было бы неверно датьопределение *Сложное предложение – это несколько простых, объединенных в единоецелое. Кроме того, если простое предложение входит в сложное, становясь егочастью, оно может изменить свою структуру. Чаще всего это связано с изменениемструктуры части, которая становится зависимой: Буратино не смог решитьпредложенную Мальвиной задачу. Он ни разу не был в школе. – Буратино не смогрешить предложенную Мальвиной задачу, так как ни разу не был в школе (зависимаячасть стала неполным предложением). Мальвина решила поселиться в затерянном вглухом лесу домике. Она больше не хотела играть в театре Барабаса. — Мальвинарешила поселиться в затерянном в глухом лесу домике, чтобы больше не играть втеатре Барабаса (зависимая часть стала односоставным безличным предложением).Есть также типы сложного предложения, в которых строго определен порядокследования частей, и, входя в такие СП, отдельные предложения подчиняются этомуправилу. Поесть Буратино не мог. У него в кармане не было ни гроша. — В карманеу Буратино не было ни гроша, так что поесть он не мог.
Сложныепредложения делят на типы. Первое разделение – по характеру формальной связи междучастями. Если части связаны только интонацией, то предложение называетсябессоюзным (БСП). Если для связи используются союзы и союзные слова, топредложение относится к союзным. Союзные в свою очередь делятся на два разрядапо характеру используемого в них союзного средства. Если для связей частейиспользуется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным(ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзныеслова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП).
сложныепредложения
союзныебессоюзные
сложносочиненныесложноподчиненные
Приэтом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может бытьодинаковый, сравни: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2.Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3. Едва наступила ночь,как Буратино направился на Поле чудес. Первое предложение бессоюзное, второеотносится к сложносочиненным с соединительными отношениями между частями,третье – сложноподчиненное с придаточным времени.
Практическилюбое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа:Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) –Положишь в ямку деньги – вырастет дерево червонцев (БСП).
§ 2. Сложносочиненное предложение, его типы.
Сложносочиненнымпредложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощисочинительных союзов.
Присоединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительнонзависимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения.Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящихмежду частями.
Структурносочинительные союзы не входят ни в одну из частей, стоят между ними, чтоотражается в схемах: Не то чтобы Буратино не хотел идти в школу, но театрпривлекал его больше. Схема линейная, предлагаемая в школьных учебниках: Не точтобы […], но […]. При построении вертикальной схемы союзы также расположенымежду частями.
ССПделят на шесть типов:
1.ССП с соединительными отношениями ( = с использованием соединительных союзов).
Ксоюзам этой группы относят И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ(повторяющийся), КАК…ТАК И.
Общимзначением этих предложений будет указание на связь явлений, которые либопроисходят одновременно, либо следуют одно за другим. Например: Папе Карлонадоело жить одному, и он решил сделать себе из полена куклу. И птицы помогалиБуратино в битве с Карабасом, и насекомые стремились оказать посильную помощь,и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра. Как лиса Алиса неумела и не любила работать, так и её спутник Базилио был типичным лодырем ибедельником.
Всегдана одновременность указывает союз КАК…ТАК И, чаще всего одновременность событийвыражается повторяющимися союзами: Ни Карабас не знал тайны золотого ключика,ни Дуремар не мог её раскрыть. При этом использование И…И связано сутвердительным смыслом предложения, тогда как НИ…НИ используется при отрицании.
СоюзИ является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так ина последовательность событий: Буратино сидел за нарядно накрытым столом, и егодлинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые вжизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.
Послесоюза И могут располагаться слова, помогающие сузить широкое значениепредложения. К примеру, использование наречия «тогда» дополнительнопридает значение временной последовательности, а указание на одновременностьможет быть конкретизировано при использовании «в то же время»: КотБазилио ненавидел лису Алису, и и в то же время он жить без нее не мог.Присоединительный оттенок приобретает предложение с наречием«вдобавок»: Папу Карло не привлекал роскошный образ жизни, и вдобавоку него не было средств. Наречие «поэтому» придает оттенок следствия:Буратино выглядел очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть. (ВНИМАНИЕ!!!Последнее предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остаетсяССП. Объединение «и поэтому» в один причинный союз является одной изсамых распространенных ошибок при синтаксическом анализе текста.«Поэтому» — это указательное местоименное наречие, которое неотносится к союзным средствам).
2.ССП с разделительными отношениями ( = с использованием разделительных союзов).
Ксоюзам этой группы относят ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).
Основноезначение таких предложений – взаимоисключение и чередование. Оба этих значениямогут быть выражены при помощи союзов ИЛИ и ЛИБО. К примеру, значениечередования выражено в предложении Дуремар или ловил пиявок в болоте, или еготянуло собирать червяков на тропинках. А значение взаимоисключения выражено впредложении «Либо я сошел с ума, либо эта кукла ожила», — подумалпапа Карло. Заметим, что одиночное употребление рассматриваемых союзов такжевыражает эти значения.
Толькозначение чередования выражает союз ТО…ТО: То Буратино верил словам лисы и кота,то он считал их мошенниками. Оставшиеся два союза НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИвыражают значение взаимоисключения: То ли Карабас вообще не любил детей, то лион не умел с ними обращаться.
ДляСПП первых двух типов важен еще такой структурный момент: предложения ссоединительными и с противительными союзами относятся к предложениям открытоготипа, в их состав может входить практически неограниченное количество частей,присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальныхтипов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двухпредикативных единиц (можете сами продолжить составленные нами предложения).
3. ССП с противительными отношениями ( = сиспользованием противительных союзов).
Ксоюзам этой группы относятся НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК,ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО.
Предложения,относящиеся к этому типу, могут указывать на противопоставление или насопоставление двух явлений.
Противопоставлениевыражают союзы НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО и ЖЕ: Буратино не хотел продавать азбуку,но он не мог справиться с желанием пойти в театр. Дуремар не смог разузнатьтайну золотого ключика, зато ему удалось поймать много толстых и дорогих пиявок(союз ЗАТО имеет дополнительный оттенок возмещения, компенсации). Буратинохотел ускользнуть из харчевни, не заплатив, однако хозяин «Трехпескарей» внимательно следил за посетителями (в этом предложении ОДНАКОаналогично НО, но следует иметь в виду, что ОДНАКО бывает еще и вводнымсловом). Мальвина очень хотела воспитывать Буратино, он же хотел толькобездельничать (союз ЖЕ совмещает значение противительного союза и усилительнойчастицы, поэтому стоит внутри второй части, после первого слова. Часто этотсоюз забывают при составлении схемы, поэтому предложение по схеме оказываетсябессоюзным).
СоюзА чаще выражает сопоставительные отношения, их же выражают книжные аналогисоюза А – В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ТОГДА КАК и ЕСЛИ…ТО. Например: Пьероочень хотел найти Мальвину, а Буратино издевался и не хотел назвать адреса егопрекрасной возлюбленной. Если Буратино был похож на папу Карло, то Пьеро былвылитым Джузеппе (вторая часть союза является обязательной, при возможностиубрать ТО союз рассматривается как подчинительный).
Перечисленныекнижные аналоги А очень часто вызывают путаницу при синтаксическом анализепредложения, многие рассматривают предложение как сложноподчиненное. Вопределенной степени эта ошибка связана с тем, что в правилах пунктуации этисоюзы перечисляются в одном ряду с подчинительными. Мы бы рекомендовали дляпрактики самим составить 10 предложений с этими союзами и подумать о значении.
4. ССП с присоединительными отношениями ( = сиспользованием присоединительных союзов).
Ксоюзам этой группы относятся ДА И, ПРИЧЕМ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ.
Первыедва из приведенных в списке союзов указывают на добавочность информации: ПапаКарло решил отправится на поиски Буратино, да и Джузеппе советовал ему поехатьпутешествовать.
СоюзыТАКЖЕ и ТОЖЕ указывают на то, что сообщаемое в обеих частях соотносено междусобой. При этом эти союзы стоят внутри второй части ССП, поэтому их, как и союзЖЕ, часто теряют при анализе предложения и составлении схемы: Пьеро былсчастлив видеть Мальвину, кукла с голубыми волосами тоже обрадоваласьвлюбленному в нее мальчику.
5. ССП с пояснительными отношениями ( = сиспользованием пояснительных союзов).
Ксоюзам этой группы относятся всего два союза – ТО ЕСТЬ и А ИМЕННО.
Предложенияс использованием этих союзов обычно относятся к книжному стилю, они довольноредки в обычной речи, но мы все же попробуем привести пример: Старый сверчокпредсказал Буратино полную опасностей жизнь, то есть он заранее предсказал всестрашные приключения самого Буратино и его друзей.
6.ССП с градационными отношениями ( = с использованием градационных союзов).
Ксоюзам этой группы относятся двойные союзы НЕ ТОЛЬКО…НО И, НЕ ТО ЧТОБЫ…НО: Нето чтобы Дуремар был злым человеком, но он всегда действовал для собственнойвыгоды. Не только противная Летучая Мышь была заодно с Алисой и Базилио, но иполицейские собаки оказались на их стороне.
Мыописали все типы ССП. Теперь, прежде чем дать задание, нам бы хотелось рассказатьо тех сложностях, которые возникают у школьников и абитуриентов при ответе навопрос о ССП.
Главнаяпроблема подстерегает, когда вы приводите примеры разных ССП. Не все следят затем, чтобы придуманное предложение имело две предикативные основы. Частоприведенный как ССП пример оказывается простым предложением, потому чтосочинительный союз, верно использованный, соединяет два однородных члена – илидва сказуемых, или два подлежащих. К примеру: *Не только Буратино, но и егодрузья хотели разгадать тайну золотого ключика. *Было и темно, и холодно, и страшно.
Поэтомунаше первое задание будет связано именно с этим типом ошибки.
Задание1.
Нижедан текст, в котором использованы разные сочинительные союзы. Расставьте знакипрепинания и подчеркните ССП, охарактеризовав тип этого ССП.
ИКоза и её родственники и все остальные звери в лесу очень боялись волка. Они нетолько страшились оставлять детей дома одних но и сами старались не гулять полесу в одиночестве. Но жизнь требовала если и не постоянно то хоть изредкаходить по лесным магазинам для закупок продуктов питания. В это утро не токозлята плохо ели капустные листья не то коза сама поняла необходимостьразнообразить рацион детей но после завтрака она собралась и сообщила детям чтоони остаются одни тогда как она, их мать, идет в супермаркет на противоположнойстороне леса.
Козлятане расстроились. Все дети как в обычных семьях так и в звериных любятоставаться дома в одиночестве. Что за жизнь при родителях? Ни побегать ни впрятки поиграть ни киношку посмотреть. Они проводили мать и тотчас все вместеначали баловаться. Точнее баловались старшие братья в то время как младшаясестричка пыталась их угомонить. Шум в доме стоял невероятный и никто необратил внимания на тихие шаги снаружи. То ли волка привлек необычный шум всоседнем доме то ли он видел уходящую по делам козу но волк стоял под дверью истучался. Козлята сначала не услышали стука однако сестричка обратила ихвнимание на непонятные звуки.
Козлятазадали обычный в такой ситуации вопрос причем старались говорить очень строго.Волк представился мамой козой да дети не поверили. Они обнаружили подлог тоесть голос говорящего был слишком толстый. Поэтому старший козленок велелнепрошеному гостю уйти братья тоже присоединились к просьбе. При этом они всене только не испугались но даже и не сообразили, кто был гость.
Волкпошел к лесному кузнецу и тот выковал ему новый голос. Если голосок стал похожна козий то сам хищник никак не походил на козу однако глупые козлята все жеобознались и открыли волку дверь и были тут же съедены страшным зверем. Младшаякозочка однако спряталась. Как наказывала ей мать так и поступила девчушка.
Козавернулась и увидела распахнутую настежь дверь и тут же все поняла. Ей сталоплохо и она расплакалась. То ли по какой-то случайности то ли по волесказочника по лесу шли охотники. Именно они помогли решить проблему иосвободили козлят из волчьего брюха и тут сказка кончилась.
Втораяпроблема возникает при расстановке знаков препинания в ССП. Обычное правилоговорит о том, что запятая ставится между частями ССП. Исключения возможны прииспользовании союза И.
Запятаяне ставится, если:
·обе части имеют общий второстепенный член: У Мальвины были большие серые глазаи голубые локоны опускались до пояса. В саду у девочки пели птицы и порхалиразноцветные бабочки.
·объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичныечлены. «Необходимо померить ему температуру и надо попытаться дать емукасторку», — согласились оба доктора.
·общим для соединенных сочинительным союзом И двух частей оказываетсяпридаточное предложение: Пока Буратино умывался, на столе появился завтрак изапахло свежесваренным кофе и сдобными булочками.
·части ССП имеют общее вводное слово. Чаще всего это слово, указывающее наодинаковый для обеих частей источник сообщения: По словам жителей Страныдураков, полицейские собаки постоянно рычат на них и они бояться в одиночкувыходить на улицы. Может быть общим вводное слово, указывающее на степеньдостоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью,Буратино удалось спрятаться в кувшине и он смог подстушать разговор Карабаса иДуремара.
·две соединенных союзом И части сложной конструкции могут иметь общуюобъединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей исоединена с ними бессоюзной связью: Это было похоже на чудо: за дверью оказласьволшебная страна и в центре сказочного города высился новый кукольный театр.
·если частями ССП оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятаямежду ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двухдействий: Кукол в этом театре мучают и не дают им возможности отдыхать междупредставлениями.
·более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являютсяобъединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных илиназывных: «Кто ты и что тебе нужно?» — злобно спросил Карабас. «Пустькончится зима и наступят теплые деньки!» — мечтали запертые в тесныхпомещениях куклы.
Итак,чтобы верно расставить знаки перед «и», соединяющим части ССП, надо:
1.Определить, что перед вами сложное предложение, увидеть обе его основы.
2.Последовательно проверить, не подходит ли ваш пример под приведенные вышеслучаи непостановки запятой.
3.Если предложение не имеет в своем составе ничего, что позволило бы отказатьсяот запятой, поставить её.
Задание2.
Расставьтезнаки препинания между однородными членами предложения и ССП. Подчеркните ССП.
Посадилдед репку и выросла репка большая пребольшая. Огромный овощ был деду почти попояс и угрожающе высовываясь из земли одним своим видом приводил деда в ужас.«Как же вырвать это из земли и куда я потом это дену?» — думалпросыпаясь по ночам дед и расталкивая бабку пытался обсудить с ней вставшуюпроблему. Но бабка переворачивалась на другой бок не понимая проблем мужа иуверенная что все как-нибудь обойдется засыпала.
Кконцу лета репка заполнила почти весь огород и тем самым она погубила почтивесь остальной урожай. Пока бабка пилила мужа и требовала выкопать овощоказавшийся единственным продуктом питания семьи на будущую зиму наступилипервые заморозки и репка намертво примерзла к грядке. Тогда дед надел теплыеперчатки подаренные женой на прошлый Новый Год и пошел извлекать гигантскийпродукт из земли. Только даже после часа работы репка не поддавалась иизмученный дед был вынужден позвать жену. Бабка убежденная как и все женщинычто тянуть репку неженская работа долго ворчала и кряхтела и ругала деда замужскую несостоятельность. Но потом она выглянула в окно и посмотрев на измученногомужа пожалела его и пошла помогать. Дед взялся за репку бабка за дедку и сталоясно что вдвоем они не справятся.
Ксчастью летние каникулы еще не кончились и гостившая у стариков внучка еще неуехала в город. Надо было звать её на помощь и необходимо было убедитьизбалованную девицу что её помощь действительно нужна. Поворчав внучка все жепришла в огород и увидев гигантское растение пришла в восторг. «Какаякрасавица и как здорово будет она смотреться на фотографии!» — воскликнулавнучка впервые за три месяца отдыха увидев репку и побежала в дом зафотоаппаратом. Видя активность хозяйки за ней побежала её собачка огромныйсенбернар по кличке Жучка и грозно рыча попыталась помочь в вытаскивании репкииз грядки. Это надо было видеть: запыхавшийся дед держится за репку ивспотевшая бабка пытается держаться за мужа и внучка в модных босоножкахсхватилась за бабку и даже Жучка тянет внучку за подол с риском оторвать кусокдорогущего шифона. Но все усилия тщетны и репка остается в грядке.
Тогдавнучка решается на крайнюю меру и приводит толстого и ленивого кота Ваську итребует помочь в уборке урожая. Но даже в такой компании: дед и бабка и внучкаи Жучка и Васька – они не в силах окончательно вытащить репку из земли. Черезполчаса напряженной работы все устали и дед объявил перекур. Все присели прямона грядки несмотря на грязь и стали обдумывать дальнейшие действия. И толькоВаська задремал прижавшись к теплой спине Жучки и впав в блаженное состояниедаже заурчал. И тут мимо Васьки пробежала мышка и почувствовав еду котяранезамедлительно проснулся. Правда он забыл про находящуюся рядом спинусенбернара и вцепившись в неё острыми когтями вызвал отчаян…ый вопль Жучки.Несчастная заорала и вскочила с грядки и прыгнула на внучку, а та падаявцепилась в конец бабкиного платка и потянув его на себя еще туже завязала узелу бабки на шее. Свет померк у бабки перед глазами и проклиная тот день когдаона вышла замуж за деда что привело и к рождению внучки и к её приезду наканикулы и к описываемым событиям с репкой бабка из последних сил ухватилась заруку сидящего рядом мужа. От неожиданности дед заорал и вскочив на ногисхватился за что-то оказавшееся рядом и со всей силой дернул на себя. Черезминуту вырванная из земли репка лежала вверх хвостиком на грядке и вся компаниятанцевала вокруг нее не веря неожиданному счастью.
Главнуювиновницу событий мышку так и не нашли и мы думаем что ей поужинал другойнепосредственный виновник случившегося кот Васька.
Задание3.
Мыбы очень рекомендовали всем школьникам попытаться составить связный текст, вкотором объединить предложения с однородными членами, объединенными при помощисочинительных союзов, и ССП. Это будет тренировкой для ответа на экзамене, атакже поможет повторить правила пунктуации.
§ 3. Сложноподчиненное предложение, его типы.
Сложноподчиненнымпредложением (СПП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощиподчинительных союзов и союзных слов.
Преждечем говорить о типах СПП, надо определить некоторые важные для этого типасложного предложения понятия.
Какправило, в СПП две части, они неравноправны, одна часть оказывается главной,другая зависимой, традиционно её называют придаточной. От главной к придаточнойможно задать вопрос, по вопросу определяют тип придаточной части. Другимспособом определить тип придаточной будет характер использованного союзногосредства. Правда, второй способ проверки необходимо все же корректироватьпостановкой вопроса, так как в некоторых типах придаточного может бытьиспользован один союз. К примеру, предложение Буратино был глуп и наивен, такчто лисе и коту не составило труда его обмануть относится к СПП с придаточнымследствия. Определить это можно только по использованию союза «такчто», ибо нигде более этот союз не используется. Для предложенияБуратинолюбил, чтобы за ним ухаживали необходимо задать от главной части к придаточнойвопрос (что любил?). Ведь союз «чтобы» может быть не только визъяснительном, но и в других типах придаточных предложений – цели, меры.
ЧастиСПП могут быть соединены при помощи подчинительных союзов (списки можно найти вразных учебных пособиях по русскому языку) и при помощи союзных слов. В ролисоюзных слов выступают относительные местоимения (кто, что, какой, который,чей, каков, сколько) и относительные местоименные наречия (где, куда, когда,откуда, почему, отчего, зачем, как). Союзы стоят между частями, не входя ни водну, хотя располагаются в придаточной. Союзные слова не только соединяютчасти, но и являются членами предложения придаточной части. Сложность в том,что некоторые союзы и союзные слова оказываются омонимичны ( это что, как,когда, чем). О критериях различения мы будем говорить при рассказе о каждомтипе СПП.
ВсеСПП можно было бы разделить на две группы. Есть типы придаточных, которыеотносятся ко всей главной части, а есть те, которые относятся к одному из словв главной части (=присловные). К присловным относят придаточныеопределительные, изъяснительные, некоторые придаточные времени, придаточныеместа, меры и степени, образа действия и сравнительные компаративные. Остальные– неприсловные.
Вглавной части СПП могут оказаться так называемые соотносительные (илиуказательные) слова, которые используются в паре с союзными словами и даже ссоюзами. В роли соотносительных слов используются указательные местоимения то,все, столько и указательные местоименные наречия там, туда, везде, нигде и такдалее. В некоторых типах СПП использование соотносительных слов обязательно,оно является опорным для присоединения придаточной части. К примеру, этонеобходимо в местоименно-определительных придаточных: Все, кто разговаривал сБуратино, удивлялись его необразованности. В других типах придаточныхсоотносительные слова возможны, но не необходимы, их можно изъять из структурыпредложения, например в придаточном изъяснительном: Буратино постоянно мечтал отом, как он разбогатеет.
Необходимотакже сказать, что придаточная часть может стоять в разных позициях поотношению к главной. Может быть в начале (препозиция): Когда папа Карло пошелпокупать для Буратино обед, мальчишка слез со стола и сунул свой длинный нос внарисованный очаг. Может оказаться после главной части (постпозиция): Буратинопроткнул в очаге дырку, потому что очаг был лишь нарисован на холсте. И,наконец, возможна интерпозиция, когда придаточная часть располагается в серединеглавной: В домике, который уютно расположился на опушке леса рядом с прелестнымпрудом, жила самая красивая кукла Карабаса – Мальвина. Для некоторых типовпридаточных неважно где расположена придаточная часть, предложение может бытьизменено так, что позиция придаточной по отношению к главной поменяется (этовозможно, например, для придаточных времени с союзом «когда»). Естьтипы придаточных и определенные группы союзных средств, которые фиксируютопределенное положение придаточной части по отношению к главной. К примеру,использование временного союза «как вдруг» требует постпозициипридаточной части: Мальвина уже собралась выйти на улицу и сесть завтракать,как вдруг она увидела висящего вверх ногами на дереве Буратино.
Теперьпоговорим о каждом типе придаточной части. При характеристике каждого типапридаточной части мы будем придерживаться следующего плана: вопрос, на которыйотвечает придаточная часть; присловная она или нет; тип союзного средства,используемый в придаточной части; место придаточной по отношению к главной, атакже обязательность или необязательность использование в главной частисоотносительного слова. Мы бы советовали школьникам и абитуриентампридерживаться того же плана при ответе на вопрос на устном экзамене.
3.1. СПП с придаточными определительными.
Придаточныеопределительные отвечают на вопрос «какой?». Это присловныепридаточные, которые относятся к существительному или субстантивированномуслову в главной части. Придаточная часть вводится только при помощи союзныхслов ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА. Союзы в этом типепридаточного не используются. Придаточная часть располагается непосредственноза тем словом, к которому относится, то есть бывает в постпозиции иинтерпозиции. В главной части может быть использовано необязательноесоотносительное слово при том существительном, к которому относится придаточнаячасть. К примеру: В теремке, который стоял в зарослях густой травы, никто нежил. На втором этаже, откуда открывался самый красивый вид на колосья, мышканашла для себя уютную спаленку. К тому же единственный в теремке каминрасполагался именно в той комнате, где мышка решила заночевать.
Союзныеслова в придаточной части будут выступать в роли членов предложения. Дляместоименных наречий это позиция обстоятельства: Полянка, где стоял теремок,была совершенно незаметна для всех проходящих мимо – союзное слово ГДЕ являетсяобстоятельством места… Слово ЧЕЙ будет определением: Мышка выглянула в окно иувидела длинноухого зверька, чей облик показался ей знакомым. Местоимение ЧТО –либо подлежащим, либо дополнением: Зверь, что стоял напротив двери, был,конечно, заяц – здесь ЧТО подлежащее.
Особыетрудности бывают с определением позиции члена предложения для слова КОТОРЫЙ.Большинство выделяют его как определение, связывая вопрос «какой?»,заданный от главной части к придаточному определительному, с вопросом поотношению к слову КОТОРЫЙ. Но ведь члены предложения определяются в каждойчасти, следовательно, вопрос к КОТОРЫЙ следует задавать от членов придаточнойчасти. При правильном подходе это местоимение может стать подлежащим,дополнением, обстоятельством, а вот определением – нет: Вопрос, который мышказадала лягушке, касался обязанностей последней по уборке домика (дополнение).Жилец, который стал последним обитателем коммунального теремка, был волк(подлежащее). Шла-шла лягушка по лесу и тут увидела теремок, в котором, как ейпоказалось, не было жильцов (обстоятельство места).
Иногдаговорят, что местоимение КОТОРЫЙ является главным в ряду союзных слов в придаточномопределительном. Практически любое предложение допускает замену использованногов ней союзного слова на КОТОРЫЙ: Теремок, где (=в котором) жили наши герои, какоказалось, был в свое время построен для отдыха высокопоставленных жителейлеса.
Разновидностьюопределительных считают местоименно-определительные придаточные, которыеотвечают на тот же вопрос, но относятся к местоимению в главной части –местоименному существительному («кто-то», «никто»…) илисубстантивированному местоименному прилагательному («каждый»,«тот», «любой»…). Фактически можно говорить о том, что самиэти опорные слова в главной части выступают одновременно в ролисоотносительных. В качестве средства связи используются союзные слова КТО, ЧТО,КАКОЙ, КАКОВ. Еще одним отличием от собственно определительных будетвозможность для придаточной части оказаться в препозиции, перед главной.«Кто будет бездельничать, того из теремка выселим!» — сказала мышка,косясь в сторону лисички. Каждый, кто жил в теремке, имел свои обязанности по дому.
3.2. СПП с придаточными изъяснительными.
Придаточныеизъяснительные отвечают на падежные вопросы. Это присловные придаточные,которые относятся к глаголу, отглагольному существительному, прилагательномуили наречию в главной части, причем слова эти имеют значение речи, мысли,чувства, восприятия («говорят», «пишут», «мысль»,«решено», «известно», «плохо»,«жаль»…). Придаточная часть вводится при помощи союзных слов КТО,ЧТО, КАКОЙ, КАК, КАКОВ, СКОЛЬКО, ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и припомощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, КАК БУДТО, КАК БЫ, ЛИ. Придаточная частьчаще располагается непосредственно за тем словом, к которому относится, то естьбывает в постпозиции и интерпозиции. Но возможно и такое построениепредложения, когда придаточная часть будет стоять перед главной, в этом случаепредложение может иметь определенную выразительность, смысловое и интонационноевыделение придаточной. В главной части может быть использовано необязательноесоотносительное слово. О том, какие изменения в структуру предложения вноситвведение этого слова, мы поговорим ниже. К примеру: Мышка не знала, почемулягушка решила переселиться из болота в теремок, но понимала, что должны бытьвеские причины. Лисичка спросила, можно ли ей присоединиться к дружной семейке,проживающей в теремке. В первый день жизни в теремке заяц не знал, как рубитьдрова, но потом научился. «Что медведь отказался жить с нами,хорошо», — заметила лягушка.
Отвечаяна падежные вопросы, придаточное изъяснительное выполняет функцию дополненияили подлежащего для главной части. При этом главная часть оказывается неполнымпредложением. Например: Заяц был рад, что он поселился в теремке. В главнойчасти пропущено дополнение «тому». Если же оно употреблено (каксоотносительное слово), то главная часть будет полной. Часто встречаютсянеполные двусоставные предложения, в которых придаточная часть стоит на местеподлежащего: «Хорошо, что мы все здесь поселились!» — радостносказала мышка. В такие предложения также могут быть введены необязательные соотносительныеслова в функции подлежащего, но это случается реже: О теремке известно было то,что он строился для медведя и его друзей.
Однаиз важных функций предложений с придаточным изъяснительным – передача чужойречи, такое предложение называют косвенной речью. Процесс переделки прямой речив косвенную осуществляется по следующим правилам:
·Если прямая речь была вопросом с вопросительным словом, то при изменениивопросительное слово становится союзным словом в придаточной части: «Гдеты была?» — спросила мышка у вернувшейся в полночь лягушки. = Мышкаспросила у вернувшейся в полночь лягушки, где она была.
·Если прямая речь была вопросом без вопросительного слова, то в придаточномизъяснительном используется союз ЛИ: «Ты купила хлеба?» — строгоспросила мышка у безалаберной лягушки. = Мышка строго спросила у безалабернойлягушки, купила ли она хлеба. Обратите внимание, что подчинительный союз ЛИстоит не между частями, а внутри придаточной, фактически выполняет функцию исоюза, и частицы.
·Если прямая речь была повествовательным предложением, то придаточное вводитсясоюзом ЧТО: «Я совсем не умею готовить, умею только есть», — сказалалисичка. = Лисичка сообщила, что не умеет готовить.
·Если прямая речь была побудительным предложением, то используется союз ЧТОБЫ:«Возвращайся скорее!» — просили мышка и лягушка зайчика. = Мышка илягушка просили зайчика, чтобы тот поскорее возвращался.
Естьдве ситуации, когда может созникнуть проблема с различением двух рассмотренныхнами типов придаточных – изъяснительных и определительных.
Перваяпроблема связана с определением типа предложения, где опорным словом в главнойчасти оказалось существительное. В таких предложениях от главной к придаточнойчасти может быть задано оба вопроса – и «какой?», и падежный. Сравните:Мысль, что теремок нуждается в ремонте, огорчила всех жильцов. Мысли, чтороились в голове у мышки, были печальными. Изъяснительным является первое, ипринцип установления этого прост – там использован союз, а в придаточныхопределительных союзы не используются.
Втораяпроблема возникает в предложениях, где использовано соотносительное слово,которое оказывается обязательным для структуры предложения, и опять же союзЧТО. Вся история про теремок началась с того, что муж мышки заподозрил её визмене и выгнал из дома. Такое предложение действительно сложно определить икак определительное, и как изъяснительное. С одной стороны, относится кместоименному слову (местоименно-определительное?), с другой – вводится союзоми отвечает на падежный вопрос. Нам известны пособия, в которых такиепредложения вносят в группу определительных, но все же чаще эти предложениярассматриваются как изъяснительные, с чем мы тоже согласны.
Задание.
Нижедан текст, и ваша задача – определить, какой тип придаточного перед вами. Такженеобходимо определить, где использован союз, а где – союзное слово. В техпридаточных, где использованы союзные слова, выделите члены предложения.
Накраю деревни стоял домик где жили сестрица Аленушка и её братец Иванушка. Онирано остались без родителей которые уехали на заработки на север и жили знаячто могут полагаться лишь на самих себя. Правда мысли что иногда посещалистаршую сестрицу были нерадостными: она все чаще думала как ей справится сбратцем чья шаловливость переходила все границы.
Историяначалась с того что Аленушка и Иванушка пошли за водицей. Аленушка просилачтобы братец шел рядом и ни в коем случае не пил из придорожных луж. Мысль чтоон может заразиться гепатитом Б ей в голову не приходила но опасения что братецпревратиться в какого-нибудь зверя у нее были. Рассказы как превращались дети вкозликов и осликов активно ходили по деревне. Иванушка же считал что историичто придуманы темными бабками которые даже не умеют пользоваться компьютером недостойны внимания.
Иванушкаочень хотел пить и найдя копытце где вода казалась более чистой глотнул излужицы. Копытце куда была налита водичка принадлежало козе. Каждый кто пил изнего должен быть стать козленком. То что произошло с Иванушкой былозакономерно…
3.3. СПП с придаточными времени.
Придаточныевремени отвечают на вопросы «когда?», «как долго?», «скаких пор?», «до каких пор?». Большая часть придаточных временик присловным не относятся, они зависят от всей главной части, но мы рассмотримразновидность придаточных времени, которые связаны с опорным словом в главнойчасти. Придаточная часть вводится при помощи союзов КОГДА, КАК, ПОКА, ЕДВА,ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ДО ТЕХ ПОР ПОКА, С ТЕХ ПОР КАК, КАК ВДРУГ, ЕДВА…КАК и другие.Группа временных союзов самая многочисленная, что отмечается во всехсправочниках по русскому языку. При присловном характере придаточной частииспользуется союзное слово КОГДА. Придаточная часть может стоять в любом местепо отношению к главной, но есть союзные средства, которые требуют определенногоположения по отношению к главной части. В главной части может быть использованонеобязательное соотносительное слово, это также ведет к изменениям в характерепридаточной, о чем мы скажем ниже. Прежде чем лягушка рискнула постучать вдверь теремка, она огляделась вокруг. Едва раздался стук в дверь, как мышкавысунулась в окошко. Мышка и лягушка наговорились и собрались лечь спать, каквдруг опять раздался стук в дверь.
Вправилах по пунктуации указывается, что сложные союзы, к числу которыхотносятся многие из временных, могут расчленяться, то есть запятая ставитсявнутри союза: Все в теремке жили дружно до тех пор, пока не появился медведь.Следует помнить, что даже при расчленении союз остается единым, он нераспадается на соотносительное слово и союз. Если придаточное в препозиции ивводится сложным союзом, мы бы не советовали его расчленять, хотя всправочниках по пунктуации говорят о возможности такого расчленения: «Дотех пор пока мы не отремонтируем теремок, жить в нем нормально будетнельзя!» — заявил хозяйственный волк.
Вглавной части может быть мспользовано соотносительное слово «тогда»,к нему относится присловное придаточное с союзным словом КОГДА: Тогда, когданаступал вечер, все жители теремка садились около камина и разговаривали. Кроменаречия «тогда» в роли соотносительных слов могут выступать и другиеместоименные наречия («всегда», «когда-то»). НО!ВНИМАНИЕ!!! Если в роли опорного слова высупает существительное, то придаточноерассматривается как определительное, а не временное. Сравните: Когда-то, когдалягушка жила в болоте, она очень любила дождь, но, поселившись в спальне спрохудившейся крышей, разлюбила. Та ночь, когда дождь пошел в первый раз,запомнилась лягушке надолго – её кровать оказалась совершенно мокрой.
Определеннаяпоследовательность главной части и придаточной возникает в случае использованиясоюзов КАК ВДРУГ и двойных союзов ЕДВА…КАК, ТОЛЬКО…КАК. При использованиипервого придаточная часть может быть только в постпозиции: Пожив некотороевремя под одной крышей с мышкой и зайцем, лисичка уже собиралась статьвегетарианкой, как вдруг увидела гуляющую рядом с теремком курочку. Двойныесоюзы предполагают обратный порядок: в препозиции будет придаточное, далее идетглавная часть, начинающаяся второй частью союза, при этом элемент КАК неявляется обязательным: Едва медведь попытался влезть в теремок, как домикрассыпался.
Задание.
Нижедан текст, и ваша задача – определить, какой тип придаточного перед вами. (Незабудьте: мы добавили еще один тип придаточного). Также необходимо определить,где использован союз, а где – союзное слово. В тех придаточных, гдеиспользованы союзные слова, выделите члены предложения.
ЕдваАленушка услышала блеяние как она поняла что случилось. Нельзя описать какругала себя бедная девушка. «Всегда когда я ослабляю контроль за братцем сним что-то случается! В тот день когда я ходила к соседке на именины он разбилсебе коленку. А в прошлом месяце когда я ездила в город на базар он упал скрыши. Теперь лишь только я отвернулась он стал козликом!» — все этоговорила Аленушка ругая себя. Козлик же прыгал вокруг нее и ждал когдасестричка поведет его домой.
Стех пор как Иванушка стал козликом жизнь в домике ребят стала поспокойнее.Аленушка перестала постоянно думать когда братец вернется с прогулки и что онсебе или соседям разобьёт. Козлик стеснялся того что бывшие друзья посмеиваютсянад его глупостью и гулял лишь по утрам когда солнышко уже светило, а ребят изсоседних дворов на улице не было. Вечером когда все друзья бегали по деревне онсидел дома с сестрой.
Водин из вечеров когда дома стало уж очень тоскливо он все же вышел к друзьям иобнаружил что за то время пока он не выходил гулять в его компании появилсяослик, барашек и жеребёнок. Прежде чем засмеяться козлик вспомнил кто онтеперь. Да, многие мальчишки когда заигрываются забывают об элементарнойбезопасности!
3.4. СПП с придаточными места.
Придаточныеместа отвечают на вопросы «где?», «куда?»,«откуда?». Все придаточные места присловные, они зависят отобстоятельства места в главной части, которые выражается соотносительным словом– местоименным наречием «там», «везде», «где-то»и так далее. Придаточная часть вводится при помощи союзных слов ГДЕ, КУДА,ОТКУДА. Придаточная часть может стоять в постпозиции или в интерпозиции. Всежители теремка собрались там, где было тепло и сухо. «Я пойду за хворостомтуда, куда ходил вчера!» — заявил заяц.
Вразговорной речи предложения с придаточным места могут трансформироваться внеполные, когда в главной части пропускается соотносительное слово; в другихпредложениях придаточная часть может оказаться в препозиции. Волк пошел, кудасам захотел. «Где хочу, буду жить!» — бушевал медведь.
Придаточныеместа очень часто путают с определительными. Напоминаем: если придаточноеотносится к существительному, это определительное придаточное. Сравните: Там,где был камин, всегда было тепло. – В комнате, где был камин, было очень уютно.
Задание.
Нижедан текст, и ваша задача – определить, какой тип придаточного перед вами. (Незабудьте: мы добавили еще один тип придаточного). В тех придаточных, гдеиспользованы союзные слова, выделите члены предложения.
Вокругдеревни где жили Аленушка и Иванушка был дремучий лес где жила только Баба Яга.Именно она когда ей хотелось выставляла копытца с водой туда где обычно гулялиглупые жители деревни. Обычно когда мальчишки гуляли по лесу с родителями имудавалось избежать ловушек. А там куда родители ходить разрешали ловушек небыло. Непонятно откуда появились копытца на детской площадке но именно этопривело к эпидемии среди ребят. Теперь везде куда бегали дети жители расставилипугала которых побаивалась метла Яги.
Визбушке на курьих ножках куда каждый вечер после того как совершала злые делавозвращалась Яга сегодня было тихо. Яга улетела к другу Кощею что жил тамоткуда пути назад нет. Яга знала тайную тропку и надеялась что ей все жеудастся вернуться.
Ягасоветовалась как ей извести всех мальчишек в деревне. «Там откуда я ктебе, Кощеюшка, приехала живут очень противные дети!» — жаловалась Яга.«Не живи где плохо!» — овечал мудрый Кощей. Вместе они придумали гдевзять управу на детей и Яга улетела к себе в избушку.
3.5. СПП с придаточными причины.
Придаточныепричины отвечают на вопросы «почему?», «отчего?».Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов ПОТОМУЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК, ИБО, БЛАГО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО, ИЗ-ЗАТОГО ЧТО, ПОСКОЛЬКУ. Придаточная часть может стоять в любом месте по отношениюк главной части. Поскольку теремок оказался разрушен медведем, нам придетсярассказывать вам другую историю. Мышка из сказки «Теремок» вернуласьк себе в норку, потому что поняла безопасность именно этого типа жилища. Из-затого что наступила зима, она пожалела и пустила к себе в норку замерзающую влесу девочку – Дюймовочку.
Всесложные союзы со второй частью ЧТО могут расчленяться, если придаточная впостпозиции. При расчленении союз не распадается на соотносительное слово исоюз. О правилах пунктуации в этом случае рассказывает специальный раздел.Дюймовочка оказалась одна в лесу лишь потому, что заблудилась в незнакомойместности. Если сложный союз начинает придложение, мы не рекомендуем ставитьвнутри него запятую: Благодаря тому что Дюймовочка стала жить у хозяйственноймыши, она получила бесплатную еду.
3.6. СПП с придаточными следствия.
Придаточныеследствия отвечают на вопрос «что произошло вследствие этого?».Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союза ТАК ЧТО.Придаточная часть может быть только в постпозиции. Мышь ужасно не любила делатьуборку, так что помощь Дюймовочки оказалась очень кстати.
Некоторыеделают ошибку, определяя этот тип предложения не по форме, а по смыслу. Естьведь искушение любое предложение, где вторая часть указывает на вывод из тогособытия, которое произошло в первой части, сделать предложением с придаточнымследствия. Наиболее часто встречаются следующие ошибки:
·В качестве придаточного следствия рассматриваются сложносочиненные исложноподчиненные предложения, имеющие в своем составе слова «потому»и «поэтому». Это указательные местоименные наречия, они не входят вперечень служебных слов. Предложение Дюймовочке нечего было есть, поэтому онаосталась у мыши будет бессоюзным.
·В качестве придаточного следствия рассматривают придаточные присоединительные ссоюзными словами «отчего», «почему». Это другой тип СПП:Дюймовочка надела сегодня белый передник, отчего она стала еще краше.
Имейтев виду, что при расчленении союза ТАК ЧТО вы получите иной тип придаточного –меры и степени, сравните: Крот сегодня надел очки, так что смог увидеть всюкрасоту Дюймовочки. – Крот посмотрел на девочку так, что она испугалась.
3.7. СПП с придаточными цели.
Придаточныецели отвечают на вопросы «зачем?», «с какой целью?».Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов ЧТОБЫ,ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, ЗАТЕМ ЧТОБЫ, ВО ИМЯ ТОГО ЧТОБЫ, ДАБЫ, ЛИШЬ БЫ и других.Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. Для тогочтобы иметь влияние на крота, мышь решила выдать за него Дюймовочку. Онапригласила соседа, чтобы обсудить с ними детали сделки.
Всесоюзы со второй частью ЧТОБЫ могут быть расчлененными. Мы бы рекомендовалирассматривать их как единый союз, не разделяя на соотносительное слово и союз.Но именно в этом типе придаточного такое разделение возможно, так как ЧТОБЫвыражает целевой значение.
Придаточноецели выражено безличным инфинитивным предложением, если субъект действияглавной и придаточных частей совпадает: Дюймовочка ходила в соединяющий норымышки и крота переход, чтобы кормить и согревать оказавшуюся там ласточку.ВНИМАНИЕ! С непониманием этого часто бывает связана ошибка, когда вместовыделения целевого придаточного выделяют обстоятельство цели.
3.8. СПП с придаточными условными.
Придаточныеусловные отвечают на вопрос «при каком условии?». Придаточныеотносятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов ЕСЛИ, КОГДА(=если), В СЛУЧАЕ ЕСЛИ, РАЗ, ЕЖЕЛИ, КОЛЬ СКОРО и других. Придаточная частьможет быть в любом месте по отношению к главной. «Если ты выйдешь замуж закрота, станешь самой богатой на нашей поляне!» — воспитывала Дюймовочкумышь. Дюймовочка решила не отказываться, коль скоро уйти ей все равно былонекуда.
Условиярасчленения союза в этом типе придаточного такие же, как в предыдущем типе, номы рекомендуем выделять единый союз «в случае если», не расчленяя егов начале предложения.
Уусловных союзов может быть вторая часть ТО, ТАК, ТОГДА. Она необязательна (вэтом отличие от сочинительного союза ЕСЛИ…ТО, где вторая часть обязательна).«Если я останусь жить с мышью и кротом, то я умру», — плакалаДюймовочка.
3.9. СПП с придаточными уступки.
Придаточныеуступки отвечают на вопрос «вопреки чему?». Придаточные относятся ковсей главной части, вводятся при помощи союзов НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ДАРОМ ЧТО,ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной.Несмотря на то что ласточка не была ездовой птицей, она согласилась перевезтиДюймовочку в страну эльфов.
Возможнапостановка запятой внутри союза НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, но он все равно остаетсяединым союзом. Если придаточное в препозиции, союз не расчленяется.
Естьеще разновидность придаточного уступки – обобщенно-уступительные предложения, вкоторых подчеркивается неопровержимость сообщаемого в главной части, несмотряна убедительность аргументов, содержащихся в придаточной. В этом типеиспользуются союзные слова ЧТО, КТО, КАКОЙ, СКОЛЬКО, ГДЕ и другие в сочетании счастицей НИ: Кто ни предлагал Дюймовочке брак, она всем отказывала. Девочка немогла убедить себя в необходимости брака с кротом, что бы она себе ни говорила.
3.10. СПП с придаточными сравнительными.
Придаточныесравнительные отвечают на вопрос «подобно чему?». Придаточныеотносятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО,ТОЧНО, КАК БУДТО, БУДТО БЫ и других. Придаточная часть может быть в любом местепо отношению к главной, но чаще будет в постпозиции. Крылышки шли Дюймовочке,как будто она родилась вместе с ними. Крот и мышь стояли неподвижно и смотрелина улетающую Дюймовочку, будто хотели запомнить её навсегда.
Вэтом типе придаточного тоже есть разновидности. Во-первых, выделяютсясравнительные компаративные – предложения, где придаточная часть вводитсясоюзами ЧЕМ, НЕЖЕЛИ и присоединяется присловно к словам «иной»,«другой», «по-иному», «по-другому», «иначе».С высоты птичьего полета земля казалась иной, чем Дюймовочка привыкла видетьеё. Крот воспринимал мир иначе, нежели видим его мы.
Во-вторых,выделяются придаточные сопоставительные с союзами ПО МЕРЕ ТОГО КАК(нерасчлененный), ЧЕМ…ТЕМ. В этих предложениях части сопоставлены друг с другомболее тесно, чем просто в сравнительных предложениях, сопоставляемые ситуациивлияют одна на другую: По мере того как Дюймовочка и ласточка подлетали кстране эльфов, все больше пахло диковинными цветами (это же предложение можетиспользовать союз ЧЕМ…ТЕМ, первая часть часть включит часть ЧЕМ и будетпридаточной) .
3.11. СПП с придаточными меры и степени.
Придаточныемеры и степени отвечают на вопросы «насколько?», «в какоймере?», «до какой степени?». Придаточные являются присловными иотносятся к наречию меры и степени в главной части (слова «так»,«столь», «достаточно») и к некоторым словосочетаниям с темже значением. Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ и союзными словамиСКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО. Могут также быть использованы сравнительные союзы КАК,БУДТО, СЛОВНО. Придаточная часть в этом типе предложений находится впостпозиции. За световой день Дюймовочка успевала сделать столько, сколькомногие девушки и за неделю сделать не могут. Она была слишком аккуратна, чтобыне пропустить в норке мышки ни одной соринки.
Последниедва типа придаточных имеют много общего. Различия в том, что в придаочныхсравнительных использование соотносительного слова необязательно, тогда как впридаточных меры и степени соотносительные слова обязательны.
3.12. СПП с придаточными образа действия.
Придаточныеобраза действия отвечают на вопрос «как?», «какимобразом?». Придаточные являются присловными и относятся к наречию«так» или сочетанию «таким образом» в главной части.Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО и союзным словом КАК.Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции и винтерпозиции. Дюймовочка старалась убираться так, чтобы хозяйка её похвалила.Дюймовочка плакала так, как будто смерть ласточки означала и её смерть.Осознав, что ласточка жива, она обрадовалась так, как никогда раньше нерадовалась.
Главнаячасть может оказаться неполной, если соотносительное слово в ней пропущено,обычно это свойственно разговорной речи. «Ты сделаешь, как велю тебея!» — закричала мышь.
Трирассмотренных нами выше типа придаточных часто путают. Задание, которое поможетразобраться, содержиться в указанной выше статье о сравнительных союзах (сноскана с. 15).
3.13. СПП с придаточными присоединительными.
Придаточныеприсоединительные не отвечают на вопрос, они содержат добавочное замечание имогут быть разделены на два отдельных предложения. Придаточные относятся ковсей главной части и вводятся союзными словами ЧТО, ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ.Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции. Эльф опустилсяперед Дюймовочкой на колено, отчего девочка смутилась. Этот тип СПП практическианалогичен ССП с соединительными отношениями – союзное слово можно заменить наИ.
Итак,мы перечислили все типы придаточных частей в СПП. Задания на определение типовпридаточных можно найти во многих пособиях и в различных наших работах. Нижебудет предложено еще одно задание, в котором надо будет расставить знаки иопределить типы придаточных. Но прежде хотелось бы сделать еще несколькозамечаний, рассказав о типичных ошибках при работе с СПП.
·Есть проблема при различении неполных придаточных частей и устойчивых оборотов,которые как придаточная часть не рассматриваются. Они даются списком всправочниках по пунктуации, например: сделать как следует, хватать что подвернется,добиться во что бы то ни стало, приходить когда вздумается, не лезть куда неследует, спасайся кто может, бери что дают, найду чем заняться, заплатил Богзнает сколько, достать что нужно и т.д. Такие обороты не рассматриваются какпридаточная часть, а выступают в качестве единого члена предложения. Их можнозаменить на одно слово – «сделать как следует = хорошо», «найдучем заняться = дело». Следует сказать, что перечисленные оборотыоказываются придаточными предложениями, если выступают в прямом значении, еслиих нельзя заменить на одно слово, сравни: Мышка разбрасывала свои вещи гдеможно и где нельзя (=везде) и Дюймовочка разложила свои немногочисленныевещички, где [было ] можно.
·Не разделяются запятой, выступая как неразложимые сочетания, обороты с глаголом«хотеть» — пиши как хочешь, над ним командует кто хочет, женись наком хочешь, гуляй с кем хочешь, бери что хочешь. Хотя и в этих случаях возможныситуации, когда обороты с глаголом «хотеть» образуют неполныепридаточные предложения – В итоге крот женился именно на той, на которой хотел.
·Сочетания "(не) больше чем", "(не) меньше чем", "(не)раньше чем", "(не) позже чем" не разделяются запятой, если несодержат сравнения (в этом случае почти всегда можно изъять из предложения либовсе сочетание, либо «чем») – Девочка весит не больше чем 15килограммов (=не больше 15). Если же в предложении содержится сравнение,запятая перед «чем» ставится –Больше, чем что-то другое, кроту былнужен покой.
·Цельные выражения образуют сочетания местоимений «кто»,«что», «какой» и наречий «где», «куда»,«откуда» со словами «угодно» и «попало». Все этивыражения оказываются синонимичны слову, а не придаточной части, перед ними в предложенияхзапятая не ставится – «Этак кто угодно (=любой) может петь!» — проворчалкрот.
Всеперечисленные выше случаи надо видеть и не путать их с СПП.
3. 14. СПП с несколькими придаточными.
Необходимотакже сказать, что предложения из двух частей, где одна часть будет главной, адругая придаточной, встречаются нечасто. Гораздо чаще в текстах используютсяпредложения из трех и более частей, в которых использованы несколькопридаточных.
Можноговорить о трех типах соединения придаточных частей с главной.
1.Все придаточные присоединяются к главной части, при этом между придаточными связинет. Это параллельное подчинение. Придаточные обычно разнотипны, а еслиоказываются однотипными, то соотносятся с разными словами в главной части.Когда Дюймовочка увидела крота1, она поняла2, что не сможет стать его женойникогда3. Главная часть – вторая, первая – придаточное времени, третье –придаточное изъяснительное. Между придаточными связи нет.
2.Все придаточные относятся к главной части, при этом являются однотипными,связаны между собой, относятся одому и тому же слову или одинаково характеризуютглавную часть. Это однородное подчинение. Между придаточными устанавливаетсябессоюзная или сочинительная связь. Ласточка поняла1, что Дюймовочка оченьнесчастна2 и что её никто не любит3. Первая часть – главная, к ней относитсявторая и третья – однородные придаточные изъяснительные. В нашем примереоднородность частей устанавливается просто: между ними стоит союз И, при этом вобеих частях повторяется союз ЧТО. В других случаях однородный характерпридаточных может быть не столь очевиден: Когда вдали показалась страна эльфов,Дюймовочка решила, что это сказка или все ей только снится. Между однороднымиизъяснительными придаточными стоит разделительный союз, но во второйпридаточной опущено союзное средство.
3.К главной части относится только первое из придаточных, остальные «поцепочке» связаны между собой. Это последовательное подчинение. Крот решилжениться на Дюймовочке1, потому что узнал2, что она мало ест3. К первой,главной части присоединяется придаточное причины (второе), а к нему третье – изъяснительное.Более сложным окажется случай, когда одна из связанных последовательнымподчинением придаточных частей расположена внутри другой: Мышь решила1, что2,раз Дюймовочка убежала3, надо самой выйти замуж за крота2. Внутри второй частирасполодено относящееся к ней придаточное условное.
Учитывая,что в предложении могут быть различные комбинации этих трех типов подчинения,при делении текста на части и при расстановке знаков препинания в СПП надо бытьочень внимательным. Мы предлагаем всем сделать задание, расставив пропущенныезнаки и определив типы всех придаточных, а также тип подчинительной связи.Ответы с комментариями будут даны позже, когда работа будет выполнена. Дляготовящихся к устному экзамену советуем подчеркнуть типы придаточных и составитьсхемы. Чтобы еще сильнее усложнить вам работу, мы добавили орфограммы. Удачи!
Белоснежкаи ее мачеха (свободная версия).
Водном королевстве что было расположен…о на окраине земли в дремучем лесу жиликак это всегда бывает в сказках король его жена – королева — и дочь короля отпервого брака который конечно же был удачным и что естествен…о (не)долгим — принцесса Белоснежка. Пока принцесса была маленькой девочкой и ее детскаякрасота (не) смущала королеву (мачеху) жизнь шла относительно спокойно. Не могусказать почему но король (не) обращал внимания на (не) любовь жены к дочкевероятно полагая что это естествен…ые отношения двух женщин и что со временемвсе как (то) утр…сется. Но когда Белоснежке исполнилось 15 лет ситуация стала(взрыво) опасной. Принцесса была хорошенькой не только (по) тому что 15 летвозраст юности и красоты но и (п о)тому что вообще обладала (не) зауряднойвнешностью. Королева же не могла сохранять красоту так как когда женщинеисполняется 40 лет ее внешность подвергается естествен…ым возрас…нымизменениям. И если бы королева была нормальной женщиной то ей бы (не) приходилов голову борот…ся за титул «Мисс Вселен…ая» с молоденькой девчушкойкоторая и (не) осознавала своей красоты (по) тому что просто не задумываласьнад такими проблемами. Но королева отчаян…о боролась против старения и если кто(то) не знал года её рождения то давал ей (не, ни) больше двадцати пяти лет.Чудодействен…ые средства где использовались самые современ…ые достижениякосметологии привозились королем и его ближайшими поддан…ыми из всех стран кудапо делам государства необходимо ездить первым лицам. Король ужасно переживалглядя как расходует…ся и без того (не) богатая казна государства и чувствуя чтоскоро расходы станут еще больше. Но сколько (не, ни) изводила королева мазей икремов как (не, ни) старалась она ухаживать за собой возраст брал своё.
Какэто бывает всегда чем больше изводила себя королева которая не могла смирит…сяс прекрасной соперницей тем с большей отчетливостью люди замечали красотупоследней видя что то что естествен…о намного лучше чем искусствен…ое. Невыдержав королева решила извести Белоснежку и вызвав к себе верного слугукоторый был с молодых лет влюблен в нашу королеву и для которого она осталасьвсе той же пр…красной девушкой какой была в 20 лет приказала завести принцессув лес и убить её. Слуга повиновался хотя и удивился что в душе такой красавицыживут столь черные мысли.
Нокогда Белоснежка и верный слуга оказались в дремучем лесу где и планировалосьсовершить убийство он понял что если пойдет на преступление то не сможет больше(не, ни) то что смотреть людям в глаза а и просто жить. Он говорил себе что этовздор что приказ любимой женщины для него важнее чем жизнь юной принцессы чтокоролева родит стране другую принцессу или принца что наверняка есть причинапочему необходимо погубить девчонку которая впрочем не делает никому (ни) чегоплохого но не смог убедить себя в правильности предприн…маемых действий.Поэтому слуга отпустив Белоснежку рассказал ей все как есть и (строго) настрогозапретил возвращаться во дворец как для того чтобы она была (в) дали от мачехитак и чтобы самому пр…бывать в безопасности.
Принцессане рас…троилась оставшись одна в лесу. Она любила природу и как это частобывает в юн…ости (не, ни) то что не думала а не могла представить себе чтовозможна такая ситуация когда надо будет опасаться лесных зверей и птиц дружбас которыми уже прославила Белоснежку по всему королевству. Девушка сказаласебе: «Надо думать (не, ни) о том что было бы если бы на меня напали волкиа о том что приближается ночь и (по) этому надо найти место для ночлега».Принцесса храбро пошла вперед и прежде чем совсем стемнело вышла к одинокостоящему на опушке домику глядя на который она вспомнила рассказы няни огномах. Это и правда был домик в котором жили 7 гномов чьи имена мы не можемвспомнить точно но желающим можем рекомендовать известный фильм Уолта Диснеягде с документальной точностью вос…оздают…ся даже эти (не)значительныеподробности.
Ноедва принцесса вошла в домик она ахнула от царящего в нем бе…порядка какойвсегда бывает если в доме живут семеро мужчин и нет (не, ни) одной женщины.Когда на столе лежат носки которые еще вчера красовались на ногах одного изгномов на шкафу огрызки от яблок которые кто (то) съел больше чем месяц назад вчашках окурки перемешанные с остатками заварки то становит…ся ясно что первоечто необходимо сделать в таком доме настоящей женщине навести порядок что исделала (трудо) любивая Белоснежка. Прежде чем гномики вернулись домойпринцесса полностью изменила облик (не) уютного жилища и приготовила вкусныйсуп потому что содержимое холодильника указывало на то что питаются гномикиисключительно (сыро) копчен…ой колбасой консервирован…ым горошком и ананасами всиропе так что можно и язву заработать.
Нестоит и говорить что гномики сразу же полюбили принцессу и уговорили еёостаться жить с ними о чем некоторое время спустя узнала королева. Тут (то)королева осознала что что (бы) (по) прежнему носить титул первой красавицыкоролевства надо или сделать серию пластических операций или самой погубитьпрекрасную соперницу. На операции денег не было (не) смотря на то что торговлядобываемой в лесу нефтью шла отменно. Падение мировых цен на нефть ударило поэкономике страны и как всегда бывает в таких случаях по личному королевскомубюджету. Выход у королевы оставался один и она поступила так как подсказывалоей её злое и черное сердце. Взяв самое красивое из яблок что росли вкоролевском саду и пр…готовив смертоносный яд описание которого нашла в старыхкнигах где разбирались различные проблемы супружеской жизни и пути к решениюэтих проблем королева переоделась монашкой что(бы) никто не смог узнать её иотправилась в домик гномиков.
Будучихотя и красивой но ужасно глупой девчушкой Белоснежка не узнала своей мачехи ичтобы не обижать монашку взяла у нее яблоко. Все знают что произошло (в)следствие такого (не) обдуман…ого поступка тем более что подобного рода историислучились одновремен…о в разных концах земли с разными принцессами. (Не) смотряна то что гномы были знакомы с Белоснежкой менее чем неделю они горькооплакивали прекрасную девушку и так как хорошо знали местные пещеры то нашлиидеальное последнее пристанище для своей подружки.
Итут (то) происходит самое главное и пр…вл…кательное – появляется Он, тот когодевушки всегда и во всех странах мира ждут с таким (не) терпением начиная с 12лет кто является в самых романтических снах а появившись наяву сразузавоевывает сердца прекрасных дам. Принц случайно ехал по лесу где жили иработали гномы не зная куда и не ведая зачем. Он входит в пещеру видитпрекрасную девушку влюбляется в нее с первого взгляда и что трудно объяснитьнам – реалистам и скептикам решается поцеловать. Чудо совершилось сразу же кактолько принц пр…коснулся губами к губам девушки которая хотя и спала крепкимсном но поцелуй почувствовала сразу. Естественно принцесса проснувшись тожевлюбляется в принца и что(бы) не упустить плывущую в руки удачу быстренькосоглашается стать его женой.
Мыне знаем как сложилась семейная жизнь принца который кстати не имеет ни именини фамилии что на наш взгляд свидетельствует об уготован…ой им ролиподкаблучника при прекрасной и знаменитой своими добрыми делами жене, иБелоснежки но надеемся что прекрасная сказка не закончилась когда им двумнезнакомым людям пришлось начинать семейную жизнь непонятно где неизвестно какда еще и под завис…ливыми взглядами мачехи.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/