Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Семантика и функции местоимений в поэтическом тексте

О.П. Мурашева
В.В.Виноградов, говоря о специфике художественной речи, отмечал, что в «структурехудожественного произведения происходит эмоциональнообразная, эстетическаятрансформация средств общенародного языка» [1. C. 185].
Смыслслова в художественном произведении никогда не ограничивается его прямымноминативно-предметным значением, поскольку оно всегда обрастает новымисмыслами. В условиях поэтического контекста этот процесс происходит еще болееинтенсивно, что обусловлено небольшим объемом текста.
Ограниченноеязыковое пространство способствует тому, что слово становится семантическиосложненным, а смысловые ассоциации углубляются. Многие исследователи отмечают,что в лирическом произведении семантическая структура слова обретает несколькосодержательных уровней. В.В. Виноградов писал: «Поэтическое слово двупланово:соотносясь со словесной системой общего языка… оно в то же время по своимвнутренним поэтическим формам, по своему поэтическому смыслу и содержаниюнаправлено к символической структуре литературно-художественного произведения вцелом» [1. C. 6]. По образному выражению Т.И. Сильман, «слово выступает… как быв форме своеобразного двуликого Януса с двумя профилями, глядящими впротивоположные стороны: назад и вперед» [2. С. 164].
Вусловиях стихотворного текста подобный процесс обрастания смыслами характерендля всех частей речи: как знаменательных, так и служебных. Любой элементлирического произведения несет эстетическую нагрузку, в том числе иместоимения. Выявление их смысловой роли в поэтической речи представляется темболее интересным, что местоимения «в повседневной речевой практике –второстепенный лексический разряд, не обладающий ни самостоятельным значением,ни какой бы то ни было стилистической окраской» [3. С. 399]. Но законы художественноготворчества действуют таким образом, что «разряд местоимений, в узуальнойязыковой системе не обладающий значительностью, системой стиха выдвигается напервый план, добавочно семантизируется, укрупняется» [3. С. 348].
Рассмотримспособы семантизации личных местоимений в лирике некоторых поэтов Серебряноговека.
Влирической поэзии «главным» местоимением является Я, так как оно связано соспособом выражения так называемого «лирического героя». Данное понятие –«лирический герой», одно из центральных в литературоведении, было впервыеприменено Ю. Тыняновым в 1921 году в статье, посвященной поэзии А. Блока. Этопонятие неоднократно дискутировалось, уточнялось. В настоящее время вспециальной литературе используется значительное количество его синонимическихоборотов: «лирический персонаж», «лирическое Я», «лирический характер» и т.д.
Помнению Ю. Тынянова, «воспринимаемый нами «голос автора» («личность автора»,«авторское Я», «первичный автор») есть уже произведение искусства,художественный объект, реальность другого рода, чем жизненная, что это Я уже не«творец, создатель поэтического мира, но житель созданного мира» [4. С. 83].
Жительсотворенного автором мира, лирический герой, непосредственно выражает себячерез местоимения 1-го лица единственного числа, которое, по выражению Д.Н.Шмелева, настолько определенно относит действие к самому говорящему, что неподдается даже контекстуальному «перенесению» на другие лица. Так какместоимение Я отсылает к говорящему, то говорящим в лирике является автор. Также Я называет себя субъект лирического высказывания, и при этом никогда незвучит имя автора.
Этоявляется свидетельством неидентичности авторского и лирического Я. Безымянностьсубъекта – один из законов лирики. «Безымянность, отмечает Т.И. Сильман,заложена в самой природе лирического жанра, поскольку лирика также отражаетнекую коммуникативную ситуацию, а именно: сугубо личное, интимное обращениепоэта либо к другому Я, либо к природе, к миру, ко вселенной» [5. С. 83].Следовательно, местоимение Я играет особую роль в лирике, поскольку оно связаносо способом выражения лирического героя.
Вконтексте поэтического произведения поэтов первой четверти ХХ века можнообнаружить такие случаи семантизации местоимения 1-го лица ед. числа, когда егореферентами выступают: 1. «личностное Я»; 2. «функциональное Я»; 3.«сопоставительное Я» 4. «Я лирического персонажа» 5. «опредмеченное Я»; 6. «Яолицетворенного персонажа».
«ЛичностноеЯ» – это сам говорящий, воспринимающий жизнь во всех ее проявлениях, отражающийсложность, многогранность, противоречивость человеческой натуры: Я от жизнисмертельно устал, Ничего от нее не приемлю (Мандельштам); Для того я (впроявленном сила) Все родное на суд отдаю, Чтобы молодость вечно хранилаБеспокойную юность мою (Цветаева).
Вподобных случаях «личностное Я» – это безымянный субъект. Но в поэтическомконтексте может возникать и новая информация о референте: Я случайный, бедный,тленный, Может быть любим (Блок).
Встихах с «функциональным Я» поэты осмысливают свое предназначение, свою роль вразличных сферах жизни – в поэзии, в судьбе другого человека, в истории народа:Я знал, задумчивый поэт, Что ни один не ведал гений Такой свободы, как обет,Моих невольничьих служений (Блок); Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я –отраженье вашего лица (Ахматова).
Встречаютсястихи, в которых, на первый взгляд, отсутствует авторское Я и наблюдаетсясвоего рода психологический, исторический или какой-либо другой экскурс: ЯГамлет. Холодеет кровь, Когда плетет коварство сети. И в сердце – первая любовьЖива – к единственной на свете (Блок); Возлюбленный! Ужель не узнаешь? Яласточка твоя Психея (Цветаева). Однако на самом деле в этом случае содержаниеЯ связано с характером лирического героя.
Поэтговорит от имени литературного персонажа, исторического лица, социальноготипажа, чьи взгляды, поступки, настроение, судьба в чем-то созвучны авторским.
Этитри типа лирического Я (личностное, функциональное, сопоставительное) можнообъединить в группу «собственное Я», которой противопоставляется группастихотворений с «чужим Я». «Чужое Я» также распадается на три подтипа: «Ялирического персонажа», «Я олицетворенного персонажа», «Я опредмеченное».
Встихотворениях с «Я лирического персонажа» есть рассказчик, а лирический геройприсутствует постольку, поскольку в той или иной форме выражается его отношениек высказыванию персонажа. Лицо, от чьего имени ведется рассказ, часто указываетсяв названии стихотворения, хотя в самом тексте может не называться: Я пронесутебя над бездной… Я на сверкнувший гребень горный Взлечу уверенно с тобой(«Демон» Блока). Особый интерес представляют собой стихотворения, в которыхлирический герой поэта-мужчины говорит от лица женщины или наоборот: Тыподходил к стеклянной двери И там стоял, в саду маня Меня, задумчивую Мэри,Голубоокую меня (Блок); А я – там вор – Егор, Егор – ничей я сын (Цветаева).
 Встихах с «Я олицетворенного персонажа» олицетворение получает свое развитиетогда, когда действие, состояние, составные части персонифицируемого предмета,животного, явления или отвлеченного понятия представляются как действия,состояния человека: Внимай! Внимай! Я – ветер встречный. Мы в лунном круге(Блок); Я звезда мечтаний нежных, И в венце метелей снежных Я плыву скользя(Есенин). Лирический герой может органически входить в природу, растворяться вней, становиться ее частью или отождествляться с предметами, явлениями природы.Тогда появляются стихи с «Я опредмеченным»: Повиликой средь нив золотыхЗавилась я на том берегу Блок); Птица-Феникс – я только в огне пою! Поддержитевысокую жизнь мою! Высоко горю – и горю до тла! И да будет вам ночь – светла! (Цветаева).
Такимобразом, в контексте поэтических произведений того или иного поэтаобнаруживается несколько способов семантизации местоимения Я, которые имеютнемаловажное значение для выражения характера лирического героя, понимания егостановления как личности, его развития. Перед нами рассказ о духовном путигероя-поэта – человека ХХ века. И этот путь лирического героя часто совпадаетили перемежается с обдумыванием «общего пути». Мироощущение лирического героянаполняется скорбью, болью за судьбу своей страны.
Лирическийгерой может испытывать и чувство раздвоенности, появляется мотив двойничества(см. поэзию Блока, Ахматовой). И это двойничество – зачастую явление путилирического героя, т.е. пути развития самого поэта. Как правило, все стихи,через которые проходит тема «двойничества», связаны с символикой образов.Поэтому часто образ лирического героя выступает в символическом плане. Так,например, у Блока двойник – это часть души лирического героя, темная еесторона, порождение «страшного мира» и одновременно жертва этого мира (то он«пророк», то он «паяц»), и это «разделение того, что должно быть разделено,разделение, осуществляемое силою совести и моральной воли блоковской поэзии,помогает герою Блока видеть и понимать жизнь такой, какая она есть, и укрепляетего на его трудном, торном и трагическом пути, ведущем к будущему» [6. C. 174].
Прианализе семантики местоимений в лирике каждого из поэтов необходимо учитыватьвлияние на нее таких индивидуальных творческих факторов, как например:принадлежность / непринадлежность автора к какому-либо литературному течению;написано стихотворение мужчиной-поэтом или поэтомженщиной и т.д. Совокупностьэтих факторов определяет различие в подходе каждого поэта к слову какинструменту творчества. Прибегая к тому или иному словоупотреблению, поэтвсегда преследует цель донести до читателя определенную информацию обокружающей действительности, окрашенную его эмоциями и чувствами. Эта цельдостигается при помощи преобразования поэтом различных языковых средств, дажетех, которые относятся к слою лексики, принадлежащему к бесцветному,нейтральному фону речи – к местоимениям. При этом выявление эстетическойзначимости грамматических категорий, которые «действуют подобно поэтическимобразам» (Якобсон), является одним из сложнейших аспектов исследования языкахудожественных произведений, особенно поэтических.
Лирикамоделирует отношения между личностью и окружающим миром через парадигмусубъективного переживания. В этом процессе местоимения определяют границу междувнутренним и внешним миром человека, они, по определению Т.И. Сильман,«являются существеннейшим смысловым звеном лирического жанра, рисующеговзаимоотношения между лирическим Я и миром в обобщающем плане» [5. С. 84-84].
Сэтой точки зрения интересно рассмотреть и роль притяжательных местоимений ворганизации лирической композиции.
 Притяжательныеместоимения 1-го лица с глагольными формами или без таковых могут служить влирическом произведении для обозначения автора, лирического героя, т.е.адресата: И вот пишу, как прежде, без помарок Мои стихи в сожженную тетрадь(Мандельштам); Как соломинкой, пьешь мою душу. Знаю, вкус ее горек и хмелен(Ахматова). Если на адресанта указывает притяжательное местоимение НАШ, то вэтом случае оно может обозначать (1) связь адресанта с условным адресатом: Чтож, гаси, пожалуй, наши свечи. – В черном бархате всемирной пустоты(Мандельштам); (2) НАШ = МОЙ. При таком употреблении местоимения наблюдаетсяусиление обобщающего смысла: Пусть говорят: любовь крылата! Смерть окрыленнее стократ.Еще душа борьбой объята, А наши губы к ней летят (Мандельштам); (3) НАШ = МОЙ +ВАШ: О, как мы любим лицемерить и забываем без труда То, что мы в детстве ближек смерти, Чем в наши зрелые года (Мандельштам).
Влирике личное местоимение МЫ и производное от него НАШ могут приобретать особуюзначимость. Они используются для обозначения круга людей, объединенных общимиценностями и общей судьбой, окруженных чуждым или враждебным миром, обязанныхпо мере возможности оберегать общее достояние и помогать друг другу. Обычно такимихарактеристиками притяжательное местоимение НАШ наделяет адресата встихотворениях, посвященных гражданской, патриотической тематике: Мы знаем, чтоныне лежит на весах И что совершается ныне, Час пробил на наших часах, Имужество нас не покинет (Ахматова).
Влюбовной же лирике оно употребляется для обозначения тайны, сокровенности,призванной оберегать «наше» от равнодушного и враждебного мира: Мы тогдаоткроем двери И заплачем, и вздохнем, Наши зимние потери С легким сердцемпонесем (Блок).
Личноеместоимение ТЫ содержит в своем значении отсылку к слушающему, то есть к томулицу или лицам, к которым говорящий обращается. Местоимения 2-го лица влирических стихотворениях так же, как в прозе и устной речи, осуществляетапеллятивную функцию, заключающуюся в обращении к слушателю, в побуждении его квосприятию речи. Но, кроме этого, ТЫ – это второй (после «Я лирического героя»)«семантический центр» стихотворения, одно из составляющих его «сюжетной схемы».
Каки местоимение Я, ТЫ несет в лирике особую смысловую и художественную нагрузку.
Дейктичностьсемантики, характеризующая данное местоимение в речевых ситуациях реальнойжизни, в поэзии определяет неограниченность выбора адресата высказывания. Это иотвлеченный собеседник, и конкретное лицо или лица, и неодушевленный предмет, иотвлеченное понятие.
Впоэтических произведениях для местоимения 2-го лица единственного числахарактерно несколько способов семантизации, а референтами условно можносчитать:
1)«ТЫ лирического конкретного собеседника»: Ты жива еще, моя старушка? (Есенин);Для чего ты, лихой ярославец, Коль еще не лишился ума Загляделся на рыжихкрасавиц И на пышные эти дома? (Ахматова). Конкретным собеседником можетвыступать двойник автора или двойник лирического героя: Ты в комнате одинсидишь, Ты слышишь? Я знаю: ты теперь не спишь, Ты дышишь и не дышишь… (Блок).В двойничестве можно увидеть или раздвоение души лирического героя, илидвойника, которого нашел герой среди окружающих.
2)«ТЫ отвлеченного собеседника»: Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижныйлик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою?(Ахматова); Поцеловала в голову, Не догадаешься – в губы! А все ж – по старойпамяти – Ты хороша, любовь! (Цветаева).
Есликонкретным лирическим собеседником всегда является определенное, конкретноелицо, то в качестве отвлеченного собеседника обычно выступает или предмет, илиотвлеченное понятие: смерть, любовь, тишина, название страны, города и т.п.Такое значение может передаваться и с помощью притяжательного местоимения ТВОЙ:Тяжелы твои, Венеция, уборы. В кипарисных рамках зеркала. Воздух твой граненый(Мандельштам). Неодушевленные предметы при этом наделяются человеческимичертами, оживляются: Серебристая дорога, Ты зовешь меня куда (Есенин); Светлый сон,ты не обманешь. Ляжешь в утренней росе. Алой пылью тихо встанешь На закатнойполосе (Блок). В лирических стихах за счет подобных обращений могут выражатьсяразные чувства: радость, восхищение, грусть, безнадежность, горечь и т.д.
3)«Любовное ТЫ»: Ты письмо мое, милый, не комкай. До конца его, друг, прочти.Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути (Ахматова); Ты меняникогда не прогонишь: Не отталкивают весну! Ты меня и перстом не тронешь:Слишком нежно пою ко сну! (Цветаева).
Встихотворениях с «любовным ТЫ» адресатом является любимый или любимая,возлюбленная или возлюбленный; ТЫ – это избранник лирического героя, к которомуон обращается, выражая противоречивые чувства и переживания: Ты такая жепростая, как все, Как сто тысяч других в России, Знаешь ты одинокий рассвет, Знаешьхолод осени синий (Есенин); А ты думал – я тоже такая, Что можно забыть меня, Ичто брошусь, моля и рыдая, Под копыта гнедого коня (Ахматова). Очень часто вэтом случае ТЫ – символический образ. Так, например, у Блока – это образМировой Души, Вечной Женственности и т.д.
Символическоеобращение часто подчеркивается графическим оформлением: ТЫ пишется с заглавнойбуквы (Предчувствуя Тебя. Года проходят мимо – Все в облике одном предчувствуюТебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя).
4)«Сопоставительное ТЫ». В стихах при этом подчеркивается неповторимость,индивидуальность избранника или избранницы, которые противопоставляются другимлицам, сравниваются с кемто или чем-то: А на небесном просторе Ты – золотаязвезда (Блок); Горят твои ладони, В ушах пасхальный звон, Ты, как святойАнтоний, Виденьем искушен (Ахматова). Поэты часто в основу своих сравненийкладут отвлеченные понятия, образы природы, что способствует усилениюэмоциональности и экспрессивности: На закат ты розовый похожа И, как снег,лучиста и светла (Есенин); Не призывай и не сули Душе былого вдохновенья. Я –одинокий сын земли, Ты – лучезарное виденье (Блок).
5)«ТЫ, тождественное Я». Встречаются стихи, где ТЫ является одним из способовпредставления лирическим субъектом самого себя. Субъект и собеседник при этомне разграничиваются: при апелляции к читателю поэт одновременно обращается и ксебе: Сжала руки под темной вуалью… Отчего ты сегодня бледна? – Оттого, что ятерпкой печалью Напоила его допьяна (Ахматова); И рад бы ты уснуть, но страшнаяминута! Средь всяких прочих дум – Бессмысленность всех дел, безрадостность уютаПридут к тебе на ум (Блок). В основном такие стихи – это раздумья поэта ожизни, о судьбе: Еще недавно ласточкой свободной Свершала ты свой утренний полет,А ныне станешь нищенкой голодной, Не достучишься у чужих ворот (Ахматова); Всена свете умрет – и мать, и молодость, Жена изменит, и покинет друг. Но ты учисьвкушать иную сладость, Глядясь в холодный и полярный круг (Блок).
6)«Функциональное ТЫ». При помощи референта «функциональное ТЫ» поэты в своихлирических произведениях характеризуют отдельных людей, пытающихся понять смыслсобственной жизни, суть земного бытия, размышляют о долге и ответственности,добре и зле, жизни и смерти: И ты, как я в печальной требе, Забыв, кто другтебе и враг, О розовом тоскуешь небе и голубиных облаках (Есенин); Твоя участьтиха, как рассказчик вечерний, И душой, одинокой, ему покорись. Ты иди себе,молча, к какой хочешь вечерне, Где душа тебя просит, там помолись (Блок). Спомощью такого способа семантизации местоимения ТЫ поэт может даватьхарактеристику предметам и явлениям: Умри, Флоренция, Иуда. Исчезни в сумраквековой! Я в час любви тебя забуду, в час смерти буду не с тобой! (Блок);Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта Гусиное перо направил Меттерних –Впервые за сто лет и на глазах моих Меняется твоя таинственная карта(Мандельштам).
Такимобразом, и личное местоимение ТЫ (притяжательное ТВОЙ) обладает разветвленнойсемантической структурой. Лирический герой и адресат являются центральнымиобразами лирических произведений большинства поэтов Серебряного века.
Адресатв лирике довольно часто выражается сочетанием притяжательных местоимений 2-голица ТВОЙ, ВАШ с соответствующей глагольной формой или с существительным, егообозначающим: Тяжелы твои, Венеция, уборы, В кипарисных рамах зеркала. Воздухтвой граненый. В спальне тают горы Голубого дряхлого стекла (Мандельштам); Я надушу твою – не зарюсь! Нерушима твоя стезя. В руку, бледную от лобзаний, Не вобьюсвоего гвоздя (Цветаева); За меня не будете в ответе, Можете пока спокойноспать. Сила – право, только ваши дети За меня вас будут проклинать (Ахматова).
Иногдасфера адресата в поэзии обозначается с помощью метонимической характеристики:Будет камень вместо хлеба Мне наградой злой. Надо мною только небо, А со мноюголос твой (Ахматова); Холодок щекочет темя, И нельзя признаться вдруг, И менясрезает время, Как скосило твой каблук (Мандельштам).
Второйсемантический центр, «рисующий взаимоотношения между лирическим Я и миром вобобщенном плане» [5. C. 85], местоимение ВЫ. Оно содержит в своем значенииотсылку к слушающему или к слушающим. Данное местоимение употребляется обычнопри обращении к группе лиц. В поэзии ВЫ свободно употребляется и при обращениик неодушевленному адресату, абстрактному понятию. Местоимение ВЫ поэтому имеетнесколько способов семантизации с различными референтами.
1)«ВЫ лирического собеседника». В стихах с «ВЫ лирического собеседника» в ролислушающего могут выступать люди, человечество вообще: В этом вся моя сказка,добрые люди. Мне больше не надо от вас ничего: Я никогда не мечтал о чуде – иВы успокойтесь – и забудьте про него (Блок). Но чаще всего лирический геройобращается к конкретным людям: А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб Васоплакивать, мне жизнь сохранена (Ахматова); В забвенье канули года, Вослед и выушли куда-то (Есенин).
2)«Любовное ВЫ». В любовной лирике поэт обычно делает выбор между местоимениямиТЫ и ВЫ, который часто определяется степенью близости – отчужденности адресата:Любимая! Меня Вы не любили (Есенин); Мальчиком, бегущим резво, Я предстала Вам.Вы посмеивались трезво Злым моим словам (Цветаева); На Вас было черное закрытоеплатье. Вы никогда не поднимали глаз. Только на груди, может быть, надраспятьем Вздыхал иногда и шевелился газ (Блок). Обычно «любовное ВЫ», как и «ЛюбовноеТЫ», оформляется графически, то есть пишется с заглавной буквы.
Иногдапоэт этой графикой пренебрегает, и тогда «любовное ВЫ» сталкивается с вежливымВЫ, принятом в бытовом общении двух людей: Прости мне… Я знаю: вы не та…(Есенин); Я люблю вас тайно, темная подруга Юности порочной, жизни догоревшей(Блок).
3)«Отвлеченное ВЫ»: Я люблю вас тайно, Вечера глухие, улицы немые (Блок); Деньбыл скудный и жестокий, Всех минувших дней бледней. Где же были вы, упрекиЧуткой совести моей? (Ахматова); Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы,Из переулочков скромных Все исчезаете вы (Цветаева). В стихотворениях этойгруппы в качестве собеседника обычно выступают предметы, отвлеченные понятия.Часто в стихах поэт показывает сферу отношений между человеком и окружающейсредой, между человеком и природой. При этом наблюдается персонификацияадресата: предмета, явления, животного: Мир вам, рощи, луг и липа, Лютик,медовый ладан! Все принявшему с улыбкой Ничего от вас не надо (Есенин); Вкругосветное плаванье Отошли корабли, Так и вы, мои Золотые года – вНевозвратное отошли навсегда (Блок).
Итак,семантика местоимений, встречающихся в лирике поэтов Серебряного века,достаточно сложна и многообразна. Особую роль в лирической поэзии играют личные(и образованные от них притяжательные) местоимения. Уникальность слов Я, ТЫ,МЫ, ВЫ заключается в том, что они являются полноценными обозначениями человека,подобно личным существительным. В то же время в отличие от номинативного лицасуществительных сема «лицо» в личных местоимениях связана с обязательнымотношением позиции в речевом акте, т.е. потенциальностью и возможностьюреферентной взаимозамены. В лирической поэзии наблюдается множествосвоеобразных проявлений и трансформаций семантики личных и притяжательныхместоимений, которые обусловлены необходимостью передачи поэтом разных оттенкови нюансов мыслей и чувств лирического героя.
Список литературы
1.Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М., 1 972.
2.Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.
3.Селиверстова О.Н. Местоимения в языке и речи. М., 1988.
4.Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного анализа М., 1965.
5.Сильман Т.И. Синтаксико-стилистические особенности местоимений // Вопросыязыкознания. 1970. No 4. С. 81-92 6. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. М.,1975.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»
Реферат История русского языка и его национально-культурное своеобразие
Реферат Александр Нептунов "Наследие мира Тантры"
Реферат Анализ становления отечественного опыта кредитования за договорами ипотеки
Реферат Организация собственного дела
Реферат «Организация процесса продажи на примере магазина «Колос»»
Реферат Автореферат разослан 20 года
Реферат Составление алгоритмов, реализованных в алгоритмическом языке Паскаль
Реферат Технологический процесс оклеивания стен стеклообями. Технологический процесс окраски фасадов зданий
Реферат "Одесский миф" как миф: (Ранние годы "одесского мифа")
Реферат Современный экспорт Австралии
Реферат Ревизия и контроль хранения и расходования денежных средств в ООО Гран
Реферат Новое осмысление военной темы в творчестве современных писателей
Реферат Жизнь и творчество Шекспира
Реферат Graphic Design Essay Research Paper Chaz Laughlin