М.Н. Кулаковский
Прианализе художественного текста традиционно большое внимание уделяется описаниюего цветовой гаммы, выявлению доминирующих цветов, связанных с созданиемопределенного образа. Следовательно, подтверждается, что цвет является одной изважнейших составляющих художественного образа. Однако данный анализ в большинствеслучаев ограничивается описанием лексических средств цветовой окраски текста(лексем, служащих для непосредственной номинации цвета, и образов, традиционновоспринимаемых в определенной цветовой гамме), не затрагивая другие уровниязыка. В этой связи актуальными, на наш взгляд, представляются исследования,связанные с рассмотрением фонетико-графической окрашенности художественноготекста. В частности, подобные проблемы ставятся нами в рамках спецсеминара, атакже являются объектом рассмотрения в курсовых, бакалаврских и дипломныхработах студентов по русскому языку. В качестве базы для подобных наблюденийвыступают исследования А.П. Журавлева (в частности — работы “Фонетическоезначение”, “Звук и смысл”), в которых выдвигается гипотеза о том, чтосуществует непосредственная связь между окраской стихотворения на лексическомуровне и выбором определенных фонетико-графических средств, ассоциативноокрашенных для большинства воспринимающих в определенные цвета. При этом даннаязакономерность позволяет поставить ряд частных задач, которые могут быть решеныв рамках студенческих научных работ. Определению основных аспектов такогоанализа и посвящено наше исследование.
Посколькутенденция, описанная в работах А.П. Журавлева не всегда прослеживается на материалелюбого текста (а следовательно — не является универсальной), первый возможныйаспект анализа — проследить, насколько последовательно проявляется даннаязакономерность в творчестве конкретного автора (или в каком-либо конкретномпроизведении). При этом, чтобы результаты исследования были объективными,цветовая гамма в анализируемом отрывке должна быть отчетливо представлена налексическом уровне (поскольку эмоциональная окрашенность в значительной степенииндивидуальна). Таким образом, на первом этапе сопоставляется лексическая ифонетико-графическая окраска всего произведения в целом и делается вывод осоответствии или несоответствии полученных данных, а затем подобный анализпроводится на материале отдельных микрокартин текста, что позволяет проследить,отражается ли изменение цветовой гаммы отрывка на уровне фонетико-графическом,координируется ли динамика цвета на разных уровнях языка.
Вкачестве образца подобных наблюдений приведем анализ цветовой гаммыстихотворения Даниила Андреева “Устье жизни”. Используя методику А.П.Журавлева, мы провели количественный анализ гласных звукобукв в тексте. Данныерезультаты можно представить в виде таблицы, в которой приведены:
анализируемыезвукобуквы,
количествозвукобукв в тексте,
процентноеприсутствие звукобукв в тексте,
среднеепроцентное присутствие звукобукв,
отношениепроцентного присутствия звукобукв к норме,
местозвукобуквы
(прианализе ударные гласные считались за две; общее количество звукобукв — 312). 1 2 3 4 5 6 Э + Е 37 11,8 8,5 1,38 2 О +Ё 28 8,9 10,9 0,81 6 Ы 5 1,6 1,8 0,88 5 У + Ю 12 3,8 3,5 1,08 3 И 30 9,6 5,6 1,71 1 А + Я 37 11,8 11,7 1,01 4
Такимобразом, доминирующими оказываются цвета звукобукв “И” (синий), “Э + Е”(зеленый, зеленоватый), что в целом гармонирует с преобладающей окраской налексическом уровне (“синева”, “даль синеет”). Относительно высокая долязеленого цвета мотивирована в меньшей степени и может восприниматься только какоттеночная характеристика.
Посколькув стихотворении наблюдается отчетливо выраженная динамика цвета (на лексическомуровне), представлялось интересным проследить, отражаются ли данные измененияна уровне фонетико-графическом. Для этого текст стихотворения был условноразделен на 6 микрокартин, которые были проанализированы аналогичным образом.Не приводя полностью количественные данные, отметим наиболее существенныесоответствия.
1-якартина (“Поздний день мой будет тих и сух: Синева безветренна, чиста...”).Преобладающие цвета — лиловый (“У”, отношение к норме — 2,02), синий (“И” — 1,91) — соотносимы с “чистотой синевы”, менее мотивирован зеленый (“Е” — 1,67)- возможно, “сухостью дня”.
2-якартина (“На полянах сердца — горький дух, Запах милый прелого листа”).Существенное изменение гаммы. Преобладание красного цвета (“А + Я” — 1,54) — соотнесение с “горечью” и “прелым листом”. Сохраняется сине-лиловый фон, однакосущественно уменьшается зеленый (0,84) при возрастании темно-коричневого (“Ы” — от 0 до 1) — знак угасания природы.
3-якартина (“Даль сквозь даль синеет, и притин Успокоился от перемен”).Мотивированная лексической окраской доминанта синевы (2,05) с оттенком зелени(1,57).
4-якартина (“И шелками белых паутин Мирный прах полей благословен”). Преобладаниечерно-коричневого цвета (“Ы” — 2,11), соотносимое на лексическом уровне с“прахом полей”, при сохранении сине-зеленого фона. Однако номинация белогоцвета не находит подтверждения на фонетико-графическом уровне (“О” — 0,52 — наименьшая представленность).
5-якартина (“Это Вечной Матери покров Перламутром осенил поля”). Преобладание зеленого(1,67) и белого, светло-желтого цвета (1,49), соотносимого со сверкающим“перламутром”, чистотою “покрова”.
6-якартина (“Перед бурями иных миров Отдохни, прекрасная земля”). Доминированиечерного цвета (2,27) в сочетании с возрастающим до нормы красным (1,06) связанос созданием образа “бурь иных миров”, а традиционное сохранение сине-лилового — с образом “прекрасной земли”.
Вторымвозможным аспектом анализа является выявление динамики каждого цвета, то естьопределение того, как меняется присутствие цвета на фонетико-графическом уровнев последовательно сменяющихся микрокартинах. Так, в рассматриваемом намистихотворении Д.Андреева были получены следующие результаты (в таблицепредставлено отношение процентного присутствия звукобукв к норме в каждой изшести микрокартин, при этом таблица для большей наглядности может бытьтрансформирована в график)./> 1 2 3 4 5 6 И (синий) 1,91 1.28 2,05 2,05 1,08 1,85 У + Ю (сиреневый) 2,02 1,02 0,54 0,54 1,14 1,17 Э + Е (зеленый) 1,67 0.84 1,57 1,57 1,67 0,97 О + Ё (белый, желтый) 0,48 0,82 0,88 0,52 1,49 0,76 Ы (черный) --- 1 --- 1 --- 2,27 А + Я (красный) 0,76 1,54 0,82 0,98 0,87 1,06
Данныерезультаты позволяют выявить некоторые закономерности. Синий цвет стабильнопредставлен выше нормы. При этом в его динамике наблюдается определеннаясимметричность: в отрывках 1 — 6 и 3 — 4 норма превышена почти в два раза, вотрывках 2 — 5 наблюдается падение. Обрамление сиреневого в целом совпадает сдинамикой синего цвета: падение в начале стихотворения и возрастание в конце.Однако в середине наблюдается прямо противоположная тенденция — падение ниженормы (своеобразная компенсация возрастающего синего цвета). В целом похожадинамика желтого и зеленого цветов (с противоположными тенденциями в началестихотворения: картина осени логично мотивирует падение зеленого и возрастаниежелтого цвета). Определенная координация наблюдается между черным и краснымцветом: возрастание в четных и падение в нечетных картинах. При этом есличерный при полном отсутствии в нечетных отрывках появляется в четных снарастающей силой, то у красного цвета проявляется противоположная тенденция — затухание амплитуды.
Такимобразом, проведенный анализ показал, что в рассматриваемом стихотворенииД.Андреева в целом прослеживается определенная взаимосвязь лексических ифонетико-графических средств выражения цвета.
Однакоподобный анализ позволил говорить лишь об ассоциативной авторской окраскезвукобукв (возможно, проявляющейся интуитивно и в целом не осознаваемойавтором). Поэтому интересно было сопоставить осознанную автором, намеренноактуализированную окрашенность звукобукв с традиционно воспринимаемой окраской,отражающейся в данных количественного анализа и связанной с увеличениемчастотности данной звукобуквы в тексте. Следовательно, следующим аспектоманализа является описание индивидуально-авторской окраски звукобукв, выявлениеособенностей восприятия звукобукв конкретным автором.
Вкачестве примера возьмем стихотворение А. Белого “Утро”, в подзаголовкекоторого автор намеренно актуализирует те гласные звукобуквы, частотностькоторых значительно увеличивается в последовательно сменяющихся фрагментахтекста (и — е — а — о — у). При этом наличие ярких цветовых образов налексическом уровне позволяет определить осознанную автором закрепленность цветаза определенной звукобуквой.
Приведемосновные соответствия, которые прослеживаются в условно вычленяемых нами пятикартинах.
Перваякартина строится на увеличении частотности “и”, традиционно окрашенной длябольшинства воспринимающих в синий цвет. Данная закономерность в целомнаблюдается и в стихотворении А.Белого: гармонирующим является образ “высисиней”. Однако последовательно прослеживается и связь данной звукобуквы соттенками белого цвета (“извивы лилий”; “изливы лебединых крылий” — белый с голубизной,“серебристый иней” — блестяще-белый).
Вовторой картине наблюдается традиционное восприятие “е” как окрашенной в зеленыйцвет (“зеленеют земли перелеском”, “небо зеленеет”).Ассоциативнаяметафорическая связь зеленой гаммы прослеживается и с окказиональным глаголом“юнеет”. Другие же образы (выдержанные в иной цветовой гамме) или отражаютпереходные тона (“снежный месяц”), или характеризуются незначительнойинтенсивностью (“бледный блеск”, “нежное небо”).
Втретьей картине увеличивается частотность “а”, традиционно окрашенной в красныйцвет, номинация которого полностью отсутствует на лексическом уровне. При этомхарактерен повторяющийся образ “синевы ночной” (темно-синий цвет), а такжеобраз “блистающей стаи”, отражающий увеличение яркости цвета. Данныеколичественного анализа показывают, что со значительным увеличением частотности“а” (в 2,6 раза), увеличивается и присутствие звукобуквы “и”, традиционноокрашенной в синий цвет (в 1,4 раза).
Четвертаякартина в целом отражает традиционное восприятие “о” как желтой (повторяющийсяобраз “золота”). Однако отличительной особенностью А.Белого является восприятиеданного цвета как насыщенного, яркого, что метафорически ассоциируется сгромкостью звука (“хохочущие очи”, грохочущие ночи”), а также присутствиеоттенка красного (“очи огненные”).
Впятой картине увеличивается присутствие “у” (традиционно — лиловое,темно-синее). На лексическом же уровне цвет представлен разнообразнымиоттенками: “все из перламутра” (серебристо-розовый), “лазуревое утро” (светло-синий),“пурпур” (темно- или ярко-красный). При том цвет характеризуется насыщенностью(метафорическая связь с образами “бурное утро”, “заликует”).
Такимобразом, проведенный анализ показал, что в лирике А.Белого традиционнуюфонетико-графическую окраску имеет звукобуква “е” (зеленый). Большей степеньюнасыщенности характеризуется “о” (желтый). Индивидуально-авторской окраскойопределяется восприятие звукобукв “и” (белый с оттенком синевы), “а”(темно-синий), “у” (разнообразие оттенков).
Итак,мы выявили осознанную автором окрашенность звукобукв. А теперь проведем прямопротивоположный эксперимент, а именно — проследим, увеличивается ли частотностьданных звукобукв в текстах с соответствующей окраской на лексическом уровне (тоесть выявим, насколько осознанная окрашенность звукобуквы соответствуетинтуитивной)
Начнемс традиционно воспринимаемого желтого цвета.
Солнцемсердце зажжено.
Солнце- к вечному стремительность.
Солнце- вечное окно в золотую ослепительность. (“Солнце”).
Количественныйанализ показывает, что частотность звукобуквы “о” (окрашенной в желтый цвет)возрастает в 1,66 раза. При этом подтверждается и индивидуально воспринимаемаяавтором большая степень интенсивности (насыщенности) цвета.
Теперьобратим внимание на индивидуально воспринимаемый А.Белым синий цвет.
Надполями легла,
заливаяокрестность,
бледно-синяямгла. (“В полях”).
Количественныйанализ показывает, что увеличивается частотность только двух гласных звукобукв:в 2,09 раза — “А+Я” (окрашенной для Белого в темно-синий цвет) и в 1,34 раза“И” (белый с оттенком синевы), что в целом подтверждает установленнуюзакономерность.
Вто же время, в следующем отрывке:
Врозах золото лучей
краснымжаром разливается (“Солнце”) -
увеличениев 1,67 раза частотности звукобуквы “А+Я” связано с традиционной передачейкрасного цвета (одновременно увеличивается в 1,39 раза желтая “О”).
Следовательно,осознанная автором закрепленность звукобуквы за определенным цветом не всегдапоследовательно связана с интуитивным увеличением частотности данной звукобуквыв тексте (так, увеличивающаяся частотность может отражать традиционноевосприятие цвета или свидетельствовать об отсутствии какой-либо закономерностив конкретном отрывке).
Такимобразом, рассмотренные нами различные аспекты анализа фонетико-графическойокраски художественного текста позволяют не только проверить предложеннуюгипотезу, но и выявить особенности стиля конкретных авторов, проявляющихся наразличных языковых уровнях. При этом должна быть расширена и проблематикаанализа. В частности, актуальным представляется рассмотрение данныхзакономерностей на уровне прозаического текста, а также сопоставление тенденцийокрашенности лирического и прозаического текста одного автора.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru