Г. Шпайер
Портретв литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том,что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своеидейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица,одежды, движений, жестов и манер. В пространственных изобразительных искусствах— живописи, рисунке, скульптуре — изображение внешности персонажей —единственное средство построения художественного образа. В том случае, когдацелое произведение посвящено характеристике отдельной личности, П. являетсяособым жанром, который носит именно это название и который стоит иногда вцентре художественного течения или отдельного творчества художника-портретиста.Из изобразительного искусства название П. перешло в теорию литературы.
Вхудожественной литературе как искусстве словесном П. является только одним изсредств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другимиподобными же средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей инастроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т. д.Своеобразной системой таких средств характеристики и создается в литературехудожественный образ, а П. оказывается тем самым одной из сторонхудожественного образа. Среди всех других способов изображения П. отличаетсяособой зрительной наглядностью и вместе с пейзажем и бытовыми описаниямипридает произведению особую силу изобразительности.
Являясьодной из сторон художественного образа, П. включает те основные моменты, которыесущественны для образа в его целом. В П. героя, как и во всем его образе,существуют и общие типические черты и индивидуальные. С одной стороны, литературныйгерой изображается в большинстве случаев как социальный и исторический человек,представитель определенной общественной эпохи, определенного класса и классовойгруппы; его наружность, движения, манеры характеризуют обычно ту социальнуюсреду, которую писатель в своем произведении обобщает и идеологическиоценивает. С другой стороны, литературный герой является отдельной личностью,неповторимой индивидуальностью, отличающейся от других членов своей среды;выбором и сочетанием индивидуальных черт его П. писатель также выражает своеидейное отношение к той социальной группе, представителем которой являетсягерой. Напр., рисуя в последней главе «Евгения Онегина» образ Татьяны-княгини,Пушкин дает ее П., в котором раскрыты типические, социально-групповые черты,характерные для светского дворянского общества: «Она казалась верный снимок ducomme il faut». Но на основе этих типических черт поэт подчеркиваетиндивидуальные особенности поведения и манер Татьяны, выделяющие ее из светскойтолпы, возвышающие ее образ в сознании читателя: «Она была не тороплива, / Нехолодна, не говорлива; / Без взора наглого для всех, / Без притязанья на успех,/ Без этих маленьких ужимок, / Без подражательных затей, / Все тихо, простобыло в ней». Эти черты свойственны Татьяне, потому что она выросла не виспорченной светской среде, а в усадебной простоте и непосредственности, которыетак высоко ценил Пушкин. П. литературных героев бывает следовательно различен иисторически меняется в зависимости от того, какая социальная действительность внем типизируется, какое идейное отношение к типическому герою выражает в немавтор. Но и портрет литературных героев, представляющих одну и ту же социальнуюсреду, бывает различным у разных писателей вследствие различного идейногоотношения их к этой среде. Ср. напр. портрет Рахметова в «Что делать?»,подчеркивающий силу и мужество будущего борца за «дело народное», с портретомГубарева в «Дыме» Тургенева, где все индивидуальные черты героя, его фигура илицо выражают резко-отрицательное, сатирическое отношение писателя-либерала квождю революционной эмиграции.
Вразличных литературных родах и жанрах П. меняется со сменой художественныхметодов, стилей и литературных направлений. На разных этапах литературногоразвития, в различных его моментах П. отличается степенью своей типичности истепенью своей индивидуализации на основе идейного его содержания. В творчествеписателей, тяготеющих к натурализму с его социально-бытовыми обобщениями или креализму, раскрывающему более глубокие социальные противоречия, П. героевотличаются обычно реалистическим правдоподобием и типичностью. Геройизображается как типичный представитель своей среды, в ее обычных, повседневныхбытовых отношениях и обстановке; в П. героев чаще всего подчеркиваютсяповседневные бытовые черты, не имеющие в себе ничего исключительного инеобычайного. В творчестве же писателей, отличающихся теми или иными оттенкамиромантизма, фантастики, очень часто можно видеть отталкивание от обыденного ибытового. Герои изображаются как исключительные личности, в необычных, редковстречающихся обстоятельствах, и в П. их много необычайного, преувеличенного, аиногда и фантастического. Это уже не бытовой, а романтический портрет,встречающийся преимущественно в романтических поэмах, балладах и лирике. Однаконе всегда у писателей-реалистов портрет отличается сохранением чертвнешнебытового правдоподобия. В некоторых произведениях писателей-реалистов,пронизанных романтикой или сатирической настроенностью, доходящей до гротеска,мы находим типический П. типических героев, показанных в гиперболизированныхбытовых связях или же вне их. Таковы П. щедринских градоначальников из «Историиодного города», в которых гипербола и фантастичность индивидуальных фигур яркораскрывают глубокое типическое обобщение художника.
Взависимости от характера литературного стиля меняется содержание портрета исамое место, которое ему уделяется. Отсюда весьма различные формы П. в истории литературы— от богато разработанного П. до почти полного отсутствия его (напр. усимволистов).
Литературарусского феодально-крепостнического дворянства конца XVIII века утверждаласуществовавший порядок и через литературный П. Так, в одах Державина портретЕкатерины II рисуется как утверждение политического строя крепостническогогосударства. Живые индивидуальные черты Екатерины II в этом портрете Державинане интересуют. Им подчеркивается божественность, величественность, мощь,роскошь. Державин выбирает и соответствующую позу: императрица спускается соблаков, как жрица или богиня («Видение мурзы»). П. выступает как элементобраза и дополняет общую державинскую характеристику Екатерины II. Это жеутверждение дворянского государства определяет П. крестьян у Державина. Онизображает напр. крестьянок как всем довольных, счастливых и здоровых девушек,проводящих время в веселых танцах под свирель пастушка, — у них «сквозь жилкиголубые льется розовая кровь» и т. д. («Русские девушки»). Литературапрогрессивного дворянства и зарождающегося капитализма стремилась разоблачитьтакое изображение феодальных отношений, в частности и в области П. Крылов вповести «Каиб» высмеивает крепостнические идиллии и дает иной П.пастуха-крестьянина: «на берегу реки запачканное творенье, загорелое от солнца,заметенное грязью»; портрет Крылова правдивее портрета Державина, он раскрываетпротиворечия действительности, которые Державин стремился скрыть. В отличие отфеодально-крепостнической литературы с ее обобщенным, неиндивидуализированнымпортретом Пушкин, отражая в своем творчестве тенденции и элементы буржуазногоразвития, разрабатывает иной социально-психологический, индивидуальный П.Изображая человека в развитии, в связи с общественной средой, Пушкин ивнешность показывает в развитии и ее социальной характерности (Татьяна —уездная барышня, Татьяна — княгиня, Пугачев — бездомный скиталец, Пугачев —вождь крестьянского войска). Притом у Пушкина черты внешности человека в его П.теснейшим образом связаны с внутренним миром его переживаний, его отношением кжизни (фигура скучающего Онегина, П. романтика Ленского, портрет Ольги,раскрывающий ее примитивность, и др.).
Литературареволюционной крестьянской демократии 60—70-х годов дает нам яркие примерысоциально заостренного П. Так, Чернышевский в образе Рахметова («Что делать?»)утверждает внешний облик крестьянского революционера: физическая сила,выносливость, простота и демократизм внешности раскрываются в романе каксвойства, сближающие с людьми труда, как необходимые в грядущих революционныхбоях. Тяжесть хищнической капиталистической эксплоатации Некрасов раскрываетчерез П. крестьянина-белорусса («Железная дорога»). Резко сатирические портретыбуржуазии он же дает в «Современниках», «Железной дороге» и др.
Буржуазно-дворянскаялитература стремилась опорочить деятельность крестьянских революционеров идавала их П. антипатичным, отрицательным или даже карикатурным (портрет МаркаВолохова в «Обрыве» Гончарова, портреты революционеров Маркевича).
Буржуазно-дворянскаялитература эпохи империализма давала мистически-искаженное отражение действительности.Символисты поэтому культивировали изображение человеческой личности, оторваннойот общества, полной асоциальных переживаний, ощущавшей неустойчивостьдействительности. Отсюда реальный портрет занимает в поэзии символистовничтожное место. Внешний облик человека выступает лишь как знак чего-тонепознаваемого, тайного, а не как облик реального человека: «Шлейф,забрызганный звездами, / синий, синий, синий взор. / Меж землей и небесами /вихрем поднятый костер /. Жизнь и смерть в круженьи вечном, / вся — в шелкахтугих — / Ты — путям открыта млечным, / скрыта в тучах грозовых» и т. д.(Блок).
Литературанаиболее агрессивных кругов предвоенной империалистической буржуазии (акмеизм)выдвинула новый образ положительного героя — завоевателя, смелого покорителяколоний — и соответствующий эстетизированный его П. (Гумилев).
Пролетарскаялитература, критически овладевая наследством прошлого, вносит в П. свое новое.Дает реальное изображение человека в единстве его индивидуальных и социальныхособенностей, раскрывает подлинную его сущность с точки зрения интересовпролетариата. Отсюда например многосторонность портрета у Горького, отмечающегои классовые, и профессиональные, и национальные, и др. черты. Давая портреткупца Щурова («Фома Гордеев»), Горький отмечает в его облике и черты,характерные для купца определенной среды и эпохи, и возрастные и другиеособенности, но сквозь все эти черты прежде всего выступает представительбуржуазии. Горький заостряет внимание читателя на внешности Щурова в тот момент,когда в ней ярче проявляется собственник. Давая внешний облик Павла («Мать»),Горький утверждает силу, выдержанность и энтузиазм революционера. Пролетарскаялитература, отражая многообразие нашей социалистической действительности, всеже отстает в деле отражения и утверждения нового внешнего облика человека, которыйформируется в процессе строительства социализма. П. человека нашего времени,радостный и здоровый облик его, еще недостаточно разработан советской литературой.
Список литературы
Bruns J., Das literarische Porträt der Griechen, Berlin, 1896
Kircheissen F. M., Die Geschichte des literarischen Porträts inDeutschland, Bd I, Lpz., 1905
Franz A., Das literarische Porträt in Frankreich im ZeitalterRichelieus u. Masarins, Chemnitz, 1906
ЛессингГ., Лаокоон или о границах живописи и поэзии, Собр. сочин. Лессинга, т.VII—VIII, СПБ, 1904, новое изд., Изогиз, (Л.), 1933
БурхгардтЯ., Культура Италии в эпоху Возрождения, т. II, СПБ, 1906, стр. 60—69
ПереверзевВ., Творчество Гоголя, М., 1914 (неск. изд.)
БелецкийА. И., В мастерской художника слова, гл. IV («Изображение внешности лиц»),написанная М. О. Габель, в изд. «Вопросы теории и психологии творчества», т.VIII, 1923
ДружкинаВ. А., Портретная живопись в романе «Война и мир» (Методологический этюд), сб.«Толстой и о Толстом», вып. II, М., 1926
ДавидовичМ. Г., Женский портрет у русских романтиков первой половины XIX в., в сборнике,«Русский романтизм», под редакцией А. И. Белецкого, Л., 1927
ФричеВ. М., Социология искусства, изд. 3, Гиз, Москва, 1930.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта feb-web.ru